Что такое розги и наказания в школе
«Розги — ветви с древа знаний»: Как наказывали в детстве великих мира сего и детей простолюдинов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Один из известных общественных деятелей России говорил: « Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».
Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.
Английская «методика» воспитания розгами
Народная английская пословица гласит: «Пожалеешь палку – испортишь дитя». Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.
За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.
Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для «трудных» девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.
И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.
Традиция суровых наказаний детей на Руси
Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши «воспитывали» своих детишек сами.
Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.
И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе «воспитания». За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.
Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.
Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.
Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, — и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»
Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.
О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.
Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде «Наставление к воспитанию внуков», призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.
За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что «школа бесплатная и розг в ней не будет». А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.
О том как школьники Великобритании подняли восстание под лозунгом:
«Отменить порку и домашние уроки!» можно узнать
здесь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Школьные наказания в дореволюционной России
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Изначально телесные наказания в гимназиях царской России были запрещены, потом разрешены, но даже без розог наказывали строго. Особо провинившихся лишали права на образование на веки вечные.
В конце XVIII века в России создавалась обширная система гимназий и народных школ. Предполагалось, что в этих школах будет получать начальное или среднее образование значительное количество населения империи.
Тема наказаний учащихся была оговорена в особом регламенте. В «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года указывалось на полный запрет телесных наказаний. В 1804 году в новом изложении «Руководства» запрет был сохранен.
В начале ХIХ века народные школы создавали по образу и подобию Царскосельского лицея, где телесные наказания были под запретом. Нашкодивших лицеистов пересаживали на задние парты, записывали их имена на особой, черной доске. Особо хулиганистых лишали вкусностей за обедом и ужином, могли даже посадить на хлеб и воду, но не больше, чем на два дня. За особые провинности лицеистов сажали в карцер – максимум на три дня. Там же директор лицея проводил с наказанными душеспасительные беседы.
Розги и линейки
Но в 1820-е годы запрет на телесные наказания в российских народных школах и гимназиях был отменен. Сначала разрешили наказывать учеников трех младших классов, потом под розги попали уже все учащиеся.
Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений, причем была разработана шкала наказаний – за каждый конкретный проступок полагалось строго определенное наказание.
Список провинностей был обширен. Лень, отсутствие классных принадлежностей, небрежность в тетрадках, невнимание на уроках, подсказывание, беспокойное сидение, шалость на переменах и на улицах, брань и драка. Также в списки наказуемых провинностей входили несоблюдение формы, ложь, курение табака, неуважение к преподавателям, непосещение уроков и богослужения без уважительной причины. Далеко не за все провинности полагались именно розги, были и другие виды наказаний и для младшеклассников, и для учащихся старших классов.
Известный противник телесных наказаний XIX века, великий русский педагог Николай Пирогов указывал, что в Киевском учебном округе за два года, в 1857–1859 годах, розгами высекли от 13 до 27% всех учащихся. Но очень многое зависело от позиции директора и педагогического совета конкретного учебного заведения. По данным того же Пирогова, в большинстве гимназий Киевского округа под розги попадал лишь один из семи учеников, а в житомирской гимназии пороли фактически каждого второго.
Отменили телесные наказания в гимназиях и школах в 1864 году на волне прогрессивных реформ в царствование Александра Освободителя. Но это вовсе не означало, что перевелись учителя, готовые огреть линейкой по пальцам, дать затрещину или выкрутить проказнику ухо. Кое-где в приходских школах и розги не отменили. До суда дело доходило только в случае чрезвычайного происшествия.
Для гимназистов младших классов
Помните бессмертную цитату из «Безымянной звезды»: «Ученицам младших и особенно старших классов категорически запрещено появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель-электропоезд Бухарест – Синаи. »? Визит на вокзал был в том захолустном городишке единственным развлечением.
Так и ученикам российских гимназий и школ запрещалось самовольное посещение театров и прочих развлекательных мероприятий, пребывание на улице позже определенного времени и многое другое.
Константин Паустовский вспоминает, как угнетала его форменная гимназическая фуражка, когда он пошел в первый класс. Жесткий обод фуражки делал уши мальчишек оттопыренными: «Будто нарочно для того, чтобы инспектор Бодянский, взяв приготовишку за ухо, мог сказать страшным своим голосом: – Опять опоздал, мизерабль! Становись в угол и думай о своей горькой судьбе!».
Но поставить в угол было далеко не единственным наказанием. За порядком и дисциплиной в гимназиях следили не педагоги, а специальные надзиратели под руководством инспектора.
Как пишет Паустовский, по коридорам гимназии бродили, заглядывая в классы через застекленный верх дверей, надзиратели с кличками Дыня, Шпонька, Нюхательный Табак и единственный надзиратель, которого гимназисты любили и называли по имени и отчеству, – Платон Федорович.
Надзиратели должны были следить за поведением гимназистов и сообщать инспектору о всяческих их проступках. Учитель также мог пожаловаться на нерадивого или хулиганистого ученика. После жалобы следовали наказания: оставление на час или два без обеда – это означало час томительного сидения в пустом классе после окончания уроков, даже готовить уроки не дозволялось, четверка по поведению и, как крайняя мера, вызов родителей к директору. От угрозы вызвать родителей тогдашние гимназисты трепетали.
И особенно для гимназистов старших классов
В старших классах, помимо вышеперечисленных, существовали и другие наказания: карцер, временное исключение из гимназии, исключение с правом дальнейшего обучения в другом заведении и самое страшное – исключение с волчьим билетом, без права поступить потом в какую бы то ни было другую среднюю школу и продолжить образование.
Дмитрий Егорович Жуков. «Провалился», 1895 г
Источник фото: tsarselo.ru
Паустовский рассказывает, что за все время учебы видел лишь одного гимназиста, исключенного с волчьим билетом за то, что дал пощечину учителю немецкого языка, потому что тот при всем классе назвал его болваном. Старшеклассник из небогатой семьи на следующий день явился в гимназию с пистолетом, сначала в классе прицелился в учителя, а когда тот стал прятаться за спинами гимназистов, назвал его трусом, вышел на лестницу и застрелился. Этот трагический инцидент стал причиной немедленного увольнения педагога. На похороны пришла вся гимназия. Из чего можно заключить, что, несмотря на длинный список довольно строгих наказаний, педагогам было не то чтобы запрещено оскорблять и унижать учеников, но это считалось крайне предосудительным.
Кстати, сам Паустовский с однокашниками тоже чуть не получили волчьи билеты за два дня до успешного окончания гимназии.
После успешной сдачи тригонометрии, когда оставался всего один экзамен (латынь), которого они не боялись, выпускники, как уже почти взрослые, устроили гулянку с водкой в одном из кабачков на Галицком базаре, где их выследил Сипатый, из «сыскного». Хозяин предупредил «господ гимназистов» и помог выбраться проходными дворами, но агент полиции от них не отставал:
«Станишевский остановился. Человек в котелке тоже остановился и засунул руку в карман длинного пиджака.
– Что вам нужно? – спросил Станишевский. – Убирайтесь немедленно к черту!
– По кабакам ныряете, – заговорил человек в котелке. – А еще воспитанники императорской гимназии! За посещение кабаков полагается волчий билет. Это вам известно?
– Пойдем! – сказал нам Станишевский. – Скучно слушать дурака.
Мы пошли. Человек в котелке двинулся за нами.
– Я-то не дурак, – сказал он. – Это вы дураки. Я сам учился в гимназии.
– Оно и видно, – заметил Шмуклер.
– Что видно? – истерически закричал человек. – Меня за пьянку из гимназии выкинули с волчьим билетом. А я вам вашу выпивку так и прощу? Нет! Я своего добьюсь. Не будет мне покоя, пока не дадут вам по волчьему билету. Плакали ваши экзамены. Рукава от жилетки вы получите, а не университет!».
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Как наказывали детей в русских семьях и школах
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.
Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.
Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».
С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека
Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».
В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.
Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:
«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.
Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев
Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.
Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.
Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию
При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.
В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.
Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.
Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание
Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.
В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.
При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды
В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.
Из записок Николая I, 1931 год:
«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».
Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.
Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси
В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.
Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.
Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс
Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.
В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.
8 правил наказания непослушных детей
Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.
Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции
В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём. источник
«Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях». Моя мать тоже так считала, а теперь удивляется почему никто не разрешает ей с внуками нянчится
В любимые РПЦ времена, взрослых тоже пороли. И причём невзирая на чины и саны.
P.s. из указа Петра I по предотвращению «чудес» мироточения:
«Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью. Петр I.»
надо. бить. в целях воспитания.
О наказании детей
Я вообще не понимаю, как папа мой дожил до взрослости)) Он в детстве был «не приведи боже» и жопа, по его словам, горела практически ежедневно.
Я очень люблю его рассказы о детстве и подвигах. Расскажу не все, но часть, что сейчас вспомнила.
1. Папа учился в 1м классе, когда родился его брат. Папа стащил бутылку самогона у отца и пригласил на «обмыть брата» своих одноклассников. Их было 4. А потом со слов деда: Несет сосед Сашку (папу) на руках, а Сашка, как мертвый повис. Я испугался побежал, а сосед говорит, ты уж не ругайся сильно, он отмечал с друзьями. Папа говорил, тогда ему первый раз не попало ремнем, а только углом. Проснулся, голова болит, тошнит, а батя его в угол поставил. А угол прохладный, лицом прислонился, голова раскалывается. Это было первое знакомство с алкоголем.
2. Папа стащил батины сигареты. Пришел домой перед тем, как прийти отцу домой. Мать унюхала табак и давай его полотенцем хлестать, бегая за ним вокруг большой круглого стола посреди комнаты. А потом пришел батя и начал бегать уже с ремнем. Догнал.
3. У папы есть двоюродный брат Коля, который жил почти в 100км от папы. Коля в то время был в гостях у папы, и решили они, что пора бы и папе погостить у Коли. А пацанам по 6 лет. Дорога прямая по трассе, правда, в тайге. Папа говорит, мы прошли уже много, прошли даже дорогу на сенокос, а это 12км от деревни. И вот едет лесовоз с батиным знакомым, обгоняет нас, останавливается.
— Куда идём?
— В гости к Кольке.
— Аа, ну садитесь, подвезу.
Сели, говорит, а он обратно повернул и нас домой отвез. Тогда жопа горела не только у папы.