Что такое рпд в физике 9 класс
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме «Скорость при РПД. Графики РПД»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Скорость РПД. Графики РПД.
График зависимости x(t) для РПД 1 2 3 4 5 6
По графику движения определите начальную координату тела, направление скорости его движения, проекцию его скорости на ось ox, модуль скорости, запишите уравнение координаты и с его помощью рассчитайте координату тела через 40 с. Какой путь пройдет за это время тело и какое перемещение совершит?
По графику движения постройте графики зависимости проекции скорости и модуля скорости движения тела
Домашнее задание §§3-5 Упр. 3(1) Задание в ЯКласс (появится в среду)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-034045
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Графики зависимости кинематических величин от времени при РПД и РУД
Урок 6. Физика 9 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Графики зависимости кинематических величин от времени при РПД и РУД»
Механическое движение — это изменение положения тела (или частей тела) в пространстве относительного других тел с течением времени.
В свою очередь механическое движение бывает двух видов — равномерным, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения, и неравномерным, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает разные перемещения.
Вспомним основные формулы для равномерного и неравномерного движения.
Если движение равномерное, то:
Скорость тела не меняется с течением времени. Что бы найти скорость тела, необходимо путь, который прошло тело за некоторый промежуток времени, разделить на этот промежуток времени
Это уравнение называется уравнением перемещения.
Это уравнение называется кинематическим уравнением равномерного движения.
Для равноускоренного движения:
Ускорение тела не изменяется с течением времени. Ускорение есть величина, равная отношению изменения скорости тела, к промежутку времени, в течении которого это изменение произошло.
Уравнение скорости для равноускоренного движения имеет вид:
Это уравнение называется уравнением перемещения для равноускоренного движения.
Кинематическое уравнение равноускоренного движения имеет вид:
Для большей наглядности движение можно описывать с помощью графиков.
Рассмотрим зависимость ускорения, которым может обладать тело вследствие своего движения, от времени.
Если по горизонтальной оси (оси абсцисс) откладывать в определенном масштабе время, прошедшее с начала отсчета времени, а по вертикальной оси (оси ординат) — тоже в соответствующем масштабе — значения ускорения тела, то полученный график будет выражать зависимость ускорения тела от времени.
Для равномерного прямолинейного движения график зависимости ускорения от времени имеет вид прямой, которая совпадает с осью времени, т.к. ускорение при равномерном движении равно нулю.
Для равноускоренного движения график ускорения также имеет вид прямой, параллельной оси времени. При этом график располагается над осью времени, если тело движется ускоренно, или под осью времени, если тело движется замедленно.
Если же по оси ординат откладывать значение не ускорения, а скорости тела, то можно получить график скорости.
Для равномерного движения график скорости имеет вид прямой, параллельной оси времени. График скорости располагается над осью времени, если тело движется по оси Х, и под осью времени, если тело движется против оси Х.
Такие графики показывают, как изменяется скорость с течением времени, т. е. как скорость зависит от времени. В случае прямолинейного равномерного движения эта зависимость состоит в том, что скорость с течением временине меняется. Поэтому график скорости представляет собой прямую, параллельную оси времени.
По графику скорости можно узнать абсолютное значение перемещения тела за данный промежуток времени. Оно численно равно площади закрашенного прямоугольника: верхнего, если тело движется в сторону положительного направления, или нижнего — в случае движения тела в отрицательном направлении.
Действительно, площадь прямоугольника равна произведению его сторон:
где a и b стороны прямоугольника.
Но одна из сторон в определенном масштабе равна времени, а другая — скорости. А их произведение как раз и равно абсолютному значению перемещения тела. При этом перемещение будет положительным, если проекция вектора скорости положительна, или отрицательным, если проекция вектора скорости отрицательна.
При равноускоренном движении тела, происходящем вдоль координатной оси X, скорость с течением времени не остается постоянной, а меняется со временем согласно формуле
Т. е. скорость является линейной функцией, и поэтому графики скорости имеют вид прямой, наклоненных к оси времени. Причем, чем больше угол наклона, тем большую скорость имеет тело. На представленном графике прямая 1 соответствует движению с положительным ускорением и некоторой начальной скоростью, прямая 2 — движению с отрицательным ускорением и начальной скоростью равной нулю.
По графику скорости при равноускоренном движении также можно узнать абсолютное значение перемещения тела за данный промежуток времени. Оно численно равно площади заштрихованной трапеции для тела 1, и прямоугольного треугольника для второго тела. Действительно, например, площадь трапеции равна произведению полу суммы её оснований на высоту. В представленном случае, в определенном масштабе, высота трапеции равна времени, а основания — начальной и конечной скорости. При этом проекция перемещения для первого тела будет положительной.
Для второго тела, прямоугольного треугольника, проекция перемещения равна половине произведения его катетов. Т.е. это время и конечная скорость тела. Проекция перемещения — отрицательна.
Теперь рассмотрим зависимость пройденного пути от времени.
Как и в предыдущих случаях, по оси абсцисс будем откладывать время, с момента начала движения, а по оси ординат — путь.
Для равномерного движения график зависимости пути от времени представляет собой прямую линию, т.к. зависимость — линейная.
При этом наклон графика к оси времени зависит от модуля скорости: чем больше скорость, тем больший угол наклона и тем большая скорость движения тела.
При равноускоренном движении графиком будет являться ветка параболы, т.к. зависимость, в этом случае, будет квадратичной. И чем больше ускорение, с которым движется тело, тем сильнее график будет прижиматься к оси ординат.
Теперь перейдем к рассмотрению зависимости перемещения от времени.
Рассмотрим равномерное движение. Т.к. при равномерном движении перемещение линейно зависит от времени, то графиком будет являться прямая линия. Направление и угол наклона графика к оси времени будет зависеть от проекции вектора скорости на координатную ось.
Так, в нашем случае, тела 2 и 3 движутся в положительном направлении оси Х, при этом скорость третьего тела больше скорости второго. А тело 1 — в направлении, противоположном направлению оси Х, поэтому график располагается под осью времени.
Для равноускоренного движения графиком перемещения является парабола, положение вершины которой зависит от направлений начальной скорости и ускорения тела.
Для 1-го тела ускорение меньше нуля, начальная скорость равна нулю. Для 2-го тела ускорение и начальная скорость тела больше нуля. Для 3-го тела ускорение больше нуля, начальная скорость меньше нуля. У 4-го тела начальная скорость и ускорение меньше нуля. Для 5-го тела ускорение больше нуля, а начальная скорость равна нулю. Шестое тело двигается замедленно с некоторой начальной скоростью.
Рассмотрим зависимость координаты тела от времени.
Если по оси абсцисс откладывать в определенном масштабе время, прошедшее с начала отсчета времени, а по оси ординат — тоже в соответствующем масштабе — значения координаты тела, полученный график будет выражать зависимость координаты тела от времени (его также называют графиком движения). Для равноускоренного движения графиком движения, как и в случае перемещения, является парабола, положение вершины которой также зависит от направлений начальной скорости и ускорения.
График равномерного движения представляет собой прямую линию. Это значит, что координата линейно зависит от времени.
В случае прямолинейного движения тела графики движения дают полное решение задачи механики, так как они позволяют найти положение тела в любой момент времени, в том числе и в моменты времени, предшествовавшие начальному моменту (если предположить, что тело двигалось с такой же скоростью и до начала отсчета времени).
С помощью графика движения можно определить:
– координаты тела в любой момент времени;
– путь, пройденный телом за некоторый промежуток времени;
– время, за которое пройден какой-то путь;
– кратчайшее расстояние между телами в любой момент времени;
– момент и место встречи и т.д.
По виду графиков зависимости координаты от времени можно судить и о скорости движения. Ясно, что скорость тем больше, чем круче график, т. е. чем больше угол между ним и осью времени (чем больше этот угол, тем больше изменение координаты за одно и то же время).
При этом надо помнить, что график зависимости координаты тела от времени не следует путать с траекторией движения тела — прямой, во всех точках которой тело побывало при своем движении.
– Механическое движение для большей наглядности можно описывать с помощью графиков:
– Зависимости скорости от времени
– Ускорения от времени
– Координаты тела от времени
– И зависимости перемещения тела от времени, в течении которого это перемещение произошло.
Технологическая карта урока «Решение задач(РПД)» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Юдина Евгения Александровна
2. Класс: 9а, 9б Дата: ___________ Предмет Физика
3. Тема урока: Решение задач (РПД)
4. Цель урока: Научить учащихся решать задачи на совместное движение нескольких тел. Проверить их навыки и умения решать задачи.
— закрепить навыки учащихся работать с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения;
— закрепить понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела;
— закрепить навыки учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении;
— закрепить учащихся строить и читать графики зависимости скорости и координаты от времени.
— развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации),
— размышлять, анализировать, делать выводы.
— формирование коммуникативных умений учащихся;
— воспитать у учеников отношение к физике как к экспериментальной науке;
— создание условий для формирования умений учащихся работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
6. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
7. Основные понятия: перемещение, координаты, система координат, векторная и скалярная величина, проекция вектора, модуль вектора, равномерное прямолинейное движение, скорость РПД, скорость, перемещение, кинематический закон движения (уравнения движения).
8. Межпредметные связи: география, астрономия.
9. Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, ноутбук.
Дидактическая структура урока
Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы
развитие внимания, развитие монологической и диалогической речи
развитие экспериментальных умений, умений делать выводы, повышение познавательной активности
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание
Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, уметь слушать и слышать.
Отвечают на вопросы
— Векторная физическая величина, равная отношению перемещения к промежутку времени, за который оно совершено.
— Если совпадает направление движения и оси (положит.), отрицат. – если не совпадает направление.
Предлагает учащимся обобщить знания по РПД
— Какое движение называют равномерным?
— Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается?
— В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?
— Как находится проекция перемещения, если известна проекция скорости?
— Как найти координату тела в любой момент времени, если известна начальная координата, проекция скорости и время?
— Как скорость, выраженную в метрах в секунду, выразить в километрах в час и наоборот?
— Выразите в м/с скорость 72 км/ч.
— Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?
1 мин = 60 с; 1 ч = 3600 с; 1 км = 1000 м;
Сообщение темы урока
Участвуют в формировании темы урока
Записывают тему урока.
Участвуют в формировании целей урока.
Ребята, на столе у вас распечатки. Обратите на них внимание и предложите тему и цель урока.
Решение задач (прямолинейное равномерное движение).
— Какова цель нашего урока?
Цель : научиться решать задачи на нахождение перемещения, скорости и времени при прямолинейном равномерном движении, а также читать и строить графики
научиться предвидеть возможные результаты своих действий, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах выдвигаемых гипотез
фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Постановка целей занятий, планирование деятельности;
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса
Задача № 1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой 5 м, а через 2 мин от начала движения — в точке с координатой 95 м. Определите скорость тела и его перемещение.
Задача № 2. Движение двух тел задано уравнениями x1 = 20 – 8t и х2 = –16 + 10t (время измеряется в секундах, координата — в метрах). Определите для каждого тела начальную координату, проекцию скорости, направление скорости. Вычислите время и место встречи тел.
Две машины движутся по дороге с постоянными скоростями 10 и 15 м/с. Начальное расстояние между машинами равно 1 км. Постройте графики движения и определите по ним время до их встречи, когда вторая машина догонит первую
Задача №4. Движение тела задано графиком координаты (зависимости координаты от времени). По графику определите: а) начальную координату тела; б) проекцию скорости тела; в) направление движения тела (по оси х или против оси х); г) запишите уравнение координаты.
Задача № 5. На рисунке изображены графики движения трех тел. Изучив рисунок, для каждого тела определите: а) начальную координату; б) скорость; в) направление движения; г) запишите уравнение координаты.
Задача № 6. На рисунке представлены графики зависимости координаты х от времени t для пяти тел. Определите скорости этих тел. Проанализируйте точки пересечения графиков. Постройте графики зависимости скорости от времени.
Применяют полученные знания при решении задач
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Личностные: Формирование мотивации к самосовершенствованию.
Выполняют самостоятельную работу
На оси координат показаны тела, их скорости (рис. 14).
а) Определить начальные координаты первого и второго тела.
в) Найти место и время встречи аналитически и графически.
г) Построить график vx(t).
д) Найти координату каждого тела через 4 ч.
е) Найти путь, пройденный каждым телом за 6 ч.
На оси координат показаны тела, их скорости (рис. 15).
а) Определите начальные координаты 1 и 2 тела.
б) Записать для каждого тела уравнение зависимости координаты от времени.
в) Найти место и время встречи аналитически и графически.
г) Построить график vx(t).
д) Найти координату каждого тела через 4 с.
е) Найти путь, пройденный каждым телом за 6 секунд.
Рефлексия, подведение итогов урока
Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию
— Какое движение называется равномерным?
— Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?
— Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?
Запишем домашнее задание.
построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость
умение осуществлять итоговый контроль
умение познавать цель и результат
Коммуникативные : умение проявлять активность в деятельности
Записывают домашнее задание
Прочитать §4 (стр16-20),
устно ответить на вопросы к §
Задача №6
В момент проезда легкового автомобиля мимо бензоколонки, расстояние до грузового автомобиля S1 составляло S1 = Vг * t.
Sл = 20 м/с * 21600 с = 432000 м = 432 км.
Ответ: легковой автомобиль догонит грузовой через время tд = 6 ч на расстоянии Sл =432 км от заправки.
Решение задач по теме: «Прямолинейное равномерное движение»
Задача № 1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой 5 м, а через 2 мин от начала движения — в точке с координатой 95 м. Определите скорость тела и его перемещение.
Задача № 2. Движение двух тел задано уравнениями x1 = 20 – 8t и х2 = –16 + 10t (время измеряется в секундах, координата — в метрах). Определите для каждого тела начальную координату, проекцию скорости, направление скорости. Вычислите время и место встречи тел.
Две машины движутся по дороге с постоянными скоростями 10 и 15 м/с. Начальное расстояние между машинами равно 1 км. Постройте графики движения и определите по ним время до их встречи, когда вторая машина догонит первую.
Задача №4. (рисунок 1) Движение тела задано графиком координаты (зависимости координаты от времени). По графику определите: а) начальную координату тела; б) проекцию скорости тела; в) направление движения тела (по оси х или против оси х); г) запишите уравнение координаты.
Рисунок 1 Рисунок 2
Задача № 5. (рисунок 2) На рисунке изображены графики движения трех тел. Изучив рисунок, для каждого тела определите: а) начальную координату; б) скорость; в) направление движения; г) запишите уравнение координаты.
Задача № 6. На рисунке представлены графики зависимости координаты х от времени t для пяти тел. Определите скорости этих тел. Проанализируйте точки пересечения графиков. Постройте графики зависимости скорости от времени.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.