Что такое ручная графика
Виды ручной графики
В настоящее время дизайнеры теперь помимо ручной графики пользуются компьютерной, но от этого ручная графика не становится менее популярной. Ручная графика по своей сути более человечна, свободна и подвижна, ближе к природе, чем компьютерная, и благодаря этому кажется в чем-то даже более современной.
Существуют различные по-разному интерпретированные виды ручной графики:
Применение того или иного вида графики зависит от характера проекта и общего композиционного замысла. Линейная графика наиболее условна, она не претендует на создание иллюзии при передаче объема и пространства. К ней относятся чертежи, разрезы, где важна обычно лишь техническая и геометрическая информация. Информативность чертежа можно увеличить варьированием толщины и цвета линий.
Одноцветное (свето-теневое) изображение выполняется черно-белой отмывкой. Такое изображение наглядно передает объемную форму предмета, его основные пространственные особенности. Для черно-белой отмывки чаще всего применяется черная тушь. Жидкая тушь разбавляется до любой консистенции для получения нужных градаций серого тона. Можно также использовать акварель какого-либо одного цвета, предварительно разведенную в воде до нужной консистенции.
Многоцветный проект выполняется акварелью, гуашью или темперой. Акварель используется как прозрачный лессировочныи материал, а гуашь и темпера — как кроющие материалы, покрывающие бумагу непрозрачным слоем. Это различие между материалами очень важно учитывать. Лессировочная техника применяется при изображении фактуры многих материалов, при передаче бликов на поверхности и т. д. Корпусная покраска гуашью передает плотный цвет предмета и фактуру материала без бликов. Гуашь — довольно трудный материал. Внешний вид плоскости, окрашенной гуашью, зависит от способа наложения краски на бумагу. Поверхность, полученная тампонованием (нанесение краски губкой), отличается от поверхности, покрытой при помощи флейца или напыления. При работе гуашью надо помнить, что нельзя накладывать на бумагу повторный слой при помощи кисти, так как она размывает нижний слой. Кроме того, толстый красочный слой мешает прорисовывать мелкие детали, проводить поверх него тонкие линии.
ФЕНОМЕН АРХИТЕКТУРНОЙ «РУЧНОЙ» ГРАФИКИ: АНАХРОНИЗМ, РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ? (Тезисы)
Масштабный компьютерный бум: ажиотаж схлынет через несколько лет или останется на-всегда? Вероятнее всего, примет более спокойные формы, станет еще более обыденным делом. Наверняка установится некое равновесие между «ручной» работой и компьютерной графи-кой. Социальный заказ не может быть однородным. Разнообразные эстетические потребности людей требуют удовлетворения.
Существует мнение, что «ручная» графика уместна лишь на эскизной стадии. Потом, когда следует более детальная проработка, лучше привлечь компьютер, поскольку проектирование – это точная наука. Последнее совершенно справедливо, но что мешает работать в этой точной науке разными способами, средствами? В некоторых случаях не обойтись без помощи машины, а в некоторых будет более уместно смотреться приложение «ручного» труда, который создаёт эффект присутствия человека в этой работе.
Плюсы «ручной» графики:
— ощущение теплоты человеческих рук;
— впечатление присутствия самого автора в данной работе.
Минусы «ручной» графики:
— можно легко испортить работу настолько, что её будет невозможно восстановить;
— трудности с тиражированием работы.
Плюсы компьютерной графики:
— создаётся впечатление более серьёзного труда, обладающего инженерной точностью, вну-шающего доверие по части технической точности;
— меньше затрат времени и сил на разработку различных вариантов, на исправление ошибок, легче внести изменения в проект на любой его стадии.
Минусы компьютерной графики:
— впечатление холодности, за исключением тех случаев, когда работа мастерски доведена «до звона».
Компьютер позволяет создать некую «конвейерность», поставить работу на поток, повысив технологичность производства. При помощи компьютерных программ удобно делать рабо-чие чертежи, поскольку их производство требует «конвейерности». Делать же вручную ра-бочие чертежи неудобно.
В архитектурных проектах часто требуется несколько экземпляров одного чертежа, это легко может обеспечить компьютер. Хранение информации в электронном виде тоже весьма удоб-но. А что касается тех видов работ, к которым предьявляются требование художественности, тут может пригодится «ручная» графика, если она выполнена на должном уровне. Художественно выполненные фасады могут выглядеть эксклюзивно и благородно, ведь сей-час этим занимаются единицы.
Существует такое явление как имитация «ручной» графики с помощью компьютера. Небе-зызвестно, что с помощью компьютерных технологий можно добиться эффекта «ручной» графики. Почему появилось такое явление? Качественная «ручная» графика сейчас применяется крайне редко. Поэтому те редко встрчающиеся примеры «ручной» графики удивляют и притягивают взгляды, если они вы-полнены достойно. Они приобрели некоторый ореол эксклюзивности, стали чем-то раритет-ным – такое впечатление, будто это милый сердцу отголосок прошлого.
«Ручная» графика в работах современных архитекторов: эскизы.
Так сейчас разделяются области применения «ручной» и компьютерной графики. Значит, «ручная» эскизная графика жива и актуальна по сей день. Всегда высоко ценилась ручная эксклюзивная работа, индивидуальные решения, чем всё по-ставленное на поток. Впечатление художественности теряется в компьютерном варианте, а архитектура теряет се-бя как искусство, уподобляясь холодной математике.
Это личное мнение автора, который не собирается сталкивать разные точки зрения, а предла-гает своё видение проблемы «ручной» работы и компьютерной графики. У каждой из них своя область применения и свои поклонники. В нашем обществе не может быть абсолютного стилевого единства, так как все люди разные и о пристрастиях не спорят.
Компьютерная и ручная графика в архитектурном проектировании: проблемы взаимодействия
КОМПЬЮТЕРНАЯ И РУЧНАЯ ГРАФИКА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Нас окружает трехмерный мир. Как достоверно и точно передать изображение будущего сооружения? Этот вопрос издавна волновал архитекторов. И до недавнего времени на помощь приходила графика. Используя принципы начертательной геометрии и художественный язык графики, зодчие вручную создавали чертежи, эскизы, рисунки на плоскости, с помощью которых пытались передать трехмерное изображение строений.
Компьютерная революция второй половины XX века принципиально изменила жизнь человека: возник новый образ мира, мышления, появились новые возможности для проектирования и строительства с помощью информационных цифровых программ. Жизнь современного общества немыслима без компьютерной техники и программного обеспечения, электронных носителей и ресурсов, охвативших все сферы деятельности человека.
Компьютер превратился в один из ведущих инструментов творчества, стал эффективным помощником в создании дизайна архитектуры. С появлением ПК в работе архитектора появилось много преимуществ:
· процесс проектирования и оформления документации освободился от рутинной механической работы;
· архитектурная визуализация стала специальным направлением в работе архитекторов и 3D-дизайнеров, поскольку дала более полное представление об объекте;
· современный уровень компьютерной графики позволил получать результат высочайшего качества, создающий впечатление в целом о постройке.
В последние десятилетия мы стали очевидцами повсеместного использования информационных технологий и при подготовке будущих архитекторов и дизайнеров. Знание компьютера стало необъемлемой частью архитектурно-градостроительного образования, что можно видеть на примере нашего университета. Преподаватели и студенты, начиная с первого курса, активно используют цифровые технологии, ценя их за скорость оформления работ, многовариантность подачи, экономию времени, а также за автоматизацию этапов проектного поиска и получение новых возможностей формообразования.
Претерпел изменения и учебный план: многие дисциплины архитектурной специальности перешли на информационную технологию, многие изменились, а некоторые объединились друг с другом.
Следует, однако, сказать, что применение информационно-компьютерных технологий обучения в системе высшего образования не предполагает отказа от практического опыта, который накоплен веками в традиционной педагогической теории. Ведь информационные технологии служат не столько для передачи знаний, умений, навыков, культуры, традиций, форм и методов обучении, сколько для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения, профессионального становления личности обучаемых. [1].
Компьютеризация учебного процесса оказала влияние и на процесс курсового проектирования. Были времена, когда на выработку аккуратности, геометричности, точности линий и пятен чертежа, рисунка антуража и стаффажа у студентов уходили годы учебы. В настоящее время они торопятся перейти от набросков, эскизов, выполненных от руки, к компьютерным графическим программам. Слово «клаузура» вызывает напряжение и нежелание ее выполнять. Все это дополняется пренебрежительным отношением к ручной графике, как к изжившей себя технологии. Наблюдается тенденция к практически полному переходу к компьютерному оформлению проектов и «отказу» от карандаша.
Естественно, возникает вопрос: а нужна ли на нынешнем этапе развития информационных систем ручная архитектурная графика. Есть ли у нее какие-либо уникальные свойства, преимущества перед компьютерным моделированием?
Надо сказать, что не существует единого мнения о роли и месте графики в процессе проектирования. У «ручной» и «компьютерной» графики есть свои приверженцы.
утверждает: «всех захлестнуло повальное увлечение «фотореалистичными» изображениями, что на первых порах воспринималось чуть ли не как высшее графическое достижение. На самом же деле при очевидном прорыве в технологической и полиграфической областях, резко повысившем производительность труда проектировщиков, художественное качество визуализационной работы оставляло желать лучшего» [4].
Сегодня использование компьютерных программ — основа основ, азбука современной архитектуры, которую критики стали называть безбумажной. Компьютеры позволяют вычерчивать, а затем и выстраивать самые невероятные кривые, придавать зданиям самые неожиданные очертания. С появлением новых компьютерных технологий произошел интеллектуальный скачок, позволяющий архитекторам-художникам работать в новом виртуальном мире. Понятия «виртуальный», «цифровой» или «компьютерный» определяют образные особенности зданий, при проектировании которых использовались новые информационные технологии. Невиданная архитектура, невероятные технологические новшества, неслыханные удобства — все это обеспечивают современные архитекторы, создавая мир «архитектуры будущего».
Крупнейший архитектор современности Ф. Гери одним из первых применил полное компьютерное архитектурное проектирование музея Гуггенхайма в Бильбао. Проектирование традиционным методом на бумаге не дало бы таких результатов, которые были достигнуты цифровыми методами. Уникальное творчество архитектора З. Хадид немыслимо вне компьютерных технологий. Ее проекты вызывают неизменное восхищение профессионалов.
Трудно себе представить, чтобы архитектура А. Гауди была выполнена на компьютере. Она настолько чувственна и жива, что компьютерная рациональность с ней несовместима. Гауди, особенно в зрелый период своего творчества, часто не выполнял даже необходимых чертежей, предпочитая обходиться свободными и обобщенными рисунками, а также моделями конструкций.
Продвижение компьютерных программ и информационной технологии удержать уже нельзя, но одновременно возникают споры о совершенстве ручной техники и совершенствовании самой личности архитектора, владеющего рисунком и живописью как в прежние времена.
Можно сказать, что «ручная графика благодаря масштабности человеку и органичности, гораздо более гуманна, чем компьютерная. При этом мы совершенно не спорим со вкусами тех, кого привлекает именно захватывающая дух масштабность, логичность, рационализм, фантастическая скорость и завершенность компьютерной графики» [5].
Ручная графика обладает уникальными свойствами, которых лишена компьютерная графика, и наоборот. В конце концов, чертежи и рисунки нужны только как средство передачи информации от архитектора к заказчику, как средство ведения переговоров. Бесспорно, любой чертеж всегда выглядит эффектно в компьютерной графике.
Процесс архитектурного проектирования включает две основные стадии: творческую и техническую. Творческая направлена на поиск прототипа будущего объекта архитектуры. Включает вариантное проектирование и уточнение выбранного варианта. Этап осуществляется посредством эскизов, набросков, рисунков и клаузур, представляющих собой результат применения ручной технологии.
Техническая направлена на создание комплекта проектной документации (проекта), описывающей проработанное конечное решение будущего объекта архитектуры. Этап реализуется с помощью расчетов, чертежей и визуализаций как ручной, так и компьютерной технологиями.
Творческий поиск запускается ручным эскизированием, а компьютерный подход затормаживает концептуальное мышление, иногда блокируя его полностью. Можно понять беспокойство о поводу того, что «отказ от ручной технологии, по сути, грозит уничтожением профессии архитектора и градостроителя. Компьютерное моделирование – техническое средство воплощения идеи, оно может быть помощником в творческом поиске, ускоряя процесс проектирования и предлагая новые возможности по вариативности» [3].
Таким образом, на творческом этапе возникает вопрос о соотношении ручного эскизирования и компьютерного моделирования в процессе архитектурного проектирования и необходимой доли каждого, зависимой от тематики задания и определяемой им.
На сегодняшний день совершенно очевидным представляется, что компьютерная графика неумолимо занимает главенствующее положение в проектировании как более технологичная по сравнению с ручной графикой, но сама по себе она не всесильна, а требует постоянного «присутствия» человека, то есть ручная графика поднимается на более высокий, компьютерный уровень.
Ручной этап работы в курсовом архитектурном проектировании сохраняет профессиональную – творческую – суть градостроителя, архитектора, художника. Распространение, поддержание и закрепление ручной технологии в учебном процессе проектирования является актуальной задачей современного архитектурно-градостроительного образования.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в архитектурном проектировании на разных этапах могут использоваться и ручная и компьютерная графика, главное, чтобы идея архитектора нашла свое достойное воплощение.
Графика: ее суть, виды и история. Известные художники-графисты
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.
Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.
При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.
Виды графики, классификация
Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.
Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить. Актуальное деление таково:
Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида.
Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ. Необходимо выделить:
Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.
Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.
Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля).
К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.
Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов.
Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.
История графики
Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).
Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).
В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).
А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.
А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.
В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.
Известные художники-графики
Одним из величайших гравёров и художников-графиков мира считается гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Графика в его творчестве занимала важное место. Среди признанных шедевров мастера — серия гравюр «Апокалипсис», акварельный «Заяц», таинственная «Меланхолия».
Для работ Дюрера характерна ювелирная точность штриха, сочетающаяся с великолепной пластичностью.
Великие вещи в графических техниках создавали и другие знаменитые творцы. Характерные примеры:
Всемирное признание получили работы японских мастеров-графиков — воспевавшего красавиц Утамаро Китагавы, мастеров пейзажа Утагавы Хиросиге и Кацусики Хокусая.
Сейчас и гравюры, и эскизы старых мастеров высоко ценятся коллекционерами. Отслеживая лоты на онлайновых аукционах сайта VeryImportantLot, вы сможете приобрести уникальные произведения, которые могут стать вашей фамильной ценностью или инвестицией. Свою коллекцию можно пополнять и работами современных художников-графиков, с которыми можно связаться, используя функционал VeryImportantLot. Эти вещи интересно смотрятся в модных интерьерах и, что немаловажно, растут в цене.