Что такое руны в карело финском эпосе
Руны (эпические песни)
Руны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других финно-угорских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира. Из карельских [источник?] народных рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил Калевалу, также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».
Содержание
Происхождение
Древним германским (готским) словом руна (фин. runo ) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo ), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.
Особенности и тематика
Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.
Рунотворчество при советской власти
В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, советскому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.
Рунопевцы
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.
Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.
Карельские руны
Карельские руны – фольклорные произведения, которые рассказывают о создании мира, о некоторых обрядах, о противостоянии героев темным силам. Сказания существовали в Карелии многие века. Они передавались песнопевцами и сказителями потомкам в устной форме. Затем ученые начали изучать и записывать их.
Что такое руны Редактировать
Рунические песни одноголосны. Исполнялись они обычно одним или двумя песнопевцами. При этом исполнители сидели напротив друг друга, держались за руки и покачивались вперед и назад, имитируя греблю на лодке. Песню начинал запевала, затем его помощник перепевал строфу, а у солиста было время обдумать следующую песню.
Руны не связаны между собой единым сюжетом. В них повествуется о богах, героях, освоении земель, северной природе. Это не исторические песни. В них говорится о временах, когда на земле Карелии не было войн, религиозной розни. В эпосе воспевается труд и созидание, победа героев над злыми силами природы, духами, колдунами.
Главными героями карело-финского эпоса «Калевала», сборника из 50 рун, являются внук ветра Вяйнямейнен, кузнец Ильмаринен, богатырь Лемминкяйнен и другие персонажи. В рунах рассказывается о волшебной мельнице Сампо, которая приносит счастье и богатство, о появлении железа. Говорится о создании первого кантеле – финно-угорского музыкального инструмента, игра на котором часто сопровождало выступления рунопевцев. Имена персонажей эпоса можно встретить на карте Карелии в названиях гор, водопадов, озер и других природных объектов.
История появления Редактировать
Руны существовали на карельской земле сотни, а возможно и тысячи лет. Они пелись обычными людьми – крестьянами, охотниками, рыбаками – после долгого рабочего дня.
В большинстве случаев рунопевцами были мужчины. Лирические песни и свадебные напевы часто исполняли женщины. Сказителей и песнопевцев любили приглашать на праздники и сходки. Тот, кому нравились руны, старался их запомнить. Позднее, когда он сам исполнял произведение, ему было важно сохранить смысл песни, не заботясь о дословном повторе. Забытые слова песнопевец мог заменить, повествование – украсить, дополнить. Последующие перепевки также могли отличаться от оригинала. Так постепенно руны изменялись. Поэтому дошедшие до нас рунические песни – это результат долгого творческого процесса.
Издавна руны передавались устно. Затем появились технические возможности, и в XIX веке было записано около 5000 рунических песен. Наибольшее их число сохранилось в Карелии, Архангельской области, на берегах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Финский этнограф и собиратель народного устного творчества Элиас Лённрот ездил по деревням, разговаривал с песнопевцами, изучал их быт. Он систематизировал полученный этнографический материал и выпустил сборник карело-финского эпоса «Калевала». В него вошло 50 рун. Публикация книги в 1835 и 1849 гг. вызвала рост интереса к этому виду народного творчества. Исследователи находили новых рунопевцев, популярность исполнителей росла. Их приглашали не только на сельские праздники, но и на светские рауты в Сортавале и других больших городах.
В XIX − начале XX века стали известны рунопевцы: Ларин Параске, Архип и Михаил Перттунены, Иван Шемейка. В Сортавале установлен памятник рунопевцу, прообразом которого стал Петри Шемейка, карельский сказитель и песнопевец.
Фрагмент руны на сюжет «Состязание в пении» в исполнении Федосьи Никоновой, 1983 год, Лоухский район, деревня Софпорог 2 .
Карело-финский эпос Калевала
Калевала – это имя, которое очень многое значит для жителей карело-финских земель. Под этим названием можно встретить поселок, кинотеатры, гостиницы, улицы, причем не только в Финляндии, но и в России. Это имя настолько велико, что является чуть ли не главным национальным достоянием в культуре и литературе финнов, которому нет аналогов в мире. Только что оно значит?
Что такое «Калевала»
«Калевала» представляет собой литературный эпос, описанный в 50 рунах, в стихотворной форме. Данное произведение больше всего известно на территории скандинавских земель, ныне Финляндия и часть Республики Карелия. Данное произведение состоит из нескольких сюжетных линии, которые соединены между собой, разве что только, временным промежутком. Описанные в нем сюжеты рассказывают о том, как был сотворено небо и земля, а также несколько героических подвигов главных мифологических персонажей. Исполняется данный эпос в традиционном финском жанре.
По сути «Калевала» – это народный сборник древних сказаний и мифов о выдуманном государстве. Дело в том, что сам создатель сборника, которого зовут Элиас, сказал, что название «Калевала» дано стране, где происходят все события. Но примечательно то, что в нем очень точно описываются все действия, однако, упускается любая информация о местном народе, политике, государственном строе и других исторически важных моментов. Но стоит сразу обозначит, что это не сказка, где должны описываться лишь подвиги, это историческое произведение, которое призвано разъяснить суть финско-карельской культуры, многих обрядов и виденье идеи сотворения мира.
История создания карело-финского эпоса
История создания также интересна, как и содержание сборника. Написанием «Калевала» занялся Элиас Леннрот, врач и языковед, который занимался изучением культуры древних народов. Ему пришлось проделать очень большую и кропотливую работу над сборником, потому что ему приходилось искать по всей Финляндии и Карелии, чтобы собрать в едино все 50 рун и еще десятки праздничных обрядов, песен, заклинания и так далее. Основную трудность составляло обнаружение носителей этих знаний, ведь далеко не все были в курсе народной литературной культуры, а большинство песен вообще считались навсегда утерянными.
Так, немного не мало у Элиса ушло свыше 20 лет на поиски и обработку всего материала. Ему приходилось переводить древние письмена и восстанавливать рукописи, которых не пожалело время. И только в 1835 году 28 февраля вышел карело-финский эпос «Калевала», однако, сразу же, после выхода, автор заявил, что собрание не полное и он выпустит в скором времени вторую часть. Скорым, конечно, выпуск назвать сложно, но в 1849 году мир увидел вторую полный сборник, который есть и поныне. После выпуска многие страны стали заниматься переводом на свои языки, Россия исключением не стала и полностью переведенный эпос предоставил Л. П. Бельский в 1888 году. Перевод был напечатан на страницах журнала «Пантеон литературы», через год появилось и собственное издание.
Герои Калевалы
«Калевала» очень богата на серьезных и колоритных персонажей, которые часто появляется на протяжении всех рун. Большинство из них даже не пересекаются никогда, но каждый вносит свой судьбоносный вклад в сотворение мира и неба. Действие всех рун происходит на территории двух государств, а именно, Похьёла и Калевала. Для удобства понимания, стоит разделить вех персонажей на главных и второстепенных. Вот список и небольшая характеристика главных действующих лиц:
Кроме этих персонажей есть несколько второстепенных, которые также влияют на ход событий и судьбу главных действующих лиц, но им уделено мало места в сборнике:
Кроме этих героев есть еще те, чьи имена не упоминаются, но они также производят свой вклад в развитие истории. Обычно это жители, родственники главных героев, волшебные духи и так далее.
Краткое содержание эпоса
Как высказывается создатель сборника всех рун и сказаний, что в «Калевале» нет общего сюжета, а несколько мотивов, которые либо переплетаются между собой, либо вовсе нет. Как уже было выше сказано, действия эпоса разворачивается на территории двух стран: Похьёла и Калевала. До подле неизвестно, в каких политических отношениях находятся жители двух государств, но вражда между правителями заметна. Но обо всем по порядку.
Первые десять рун берут свое начало на неизвестных землях, а именно, как эти земли был созданы (сотворение мира) и перед читателем предстает один могущественный колдун, по имени Вяйнямёйнен. Он является главным действующим лицом всего эпоса, потому что чаще всего появляется и также является со творцом неба и земли. эти силы ему передали от его матери Илматар, которая является родной дочерью воздуха. Колдун собирается женится на красивой девушке Айно, но та отказывается, от чего приводит Вяйнямёйнена в ярость. В защиту девушке выступает ее родной брат Йоукахайнен, однако, юный волшебник уступает по силе величайшему колдун и проигрывает бой.
Дальше песни рассказывают о необычном кузнеце Илмаринен и создании Сампо – мельнице, которая обладает волшебными свойствами и могла делать всех богаче и счастливее. А одна из рун посвящена созданию железу и драгоценным металлам.
Дальше идет повествование про самоуверенного и беззаботного богатыря, и чародея, Лемминкяйнена. Юный герой странствует по земле в поисках приключений.
В следующей песня история возвращается к главному колдуну, который уже не предстает, как великий маг, который создает миры и сражается. Он также отправился на поиски, только не приключений, а волшебных вещей, чтобы сделать подарок новой возлюбленной, правительницы соседнего государства Ловхи. Но пока Вяйнямёйнену искал слова и предметы, его любовь признается в верности другому, а именно, тому самому кузнецу. И несколько рун посвящены свадебным песням и обрядам.
В 26 руне веселье и пляски резко сменяются на печальную и жестокую историю про богатыря Куллерво. В его жизни происходит очень много перемен: он лишается родителей, становится личным рабом своео дяди Унтамо, влюбляется в девушку, а после очень близких отношений узнает, что это была его сестра. Дальше идет описание его пути мщения, которое наполнено страданием и горечью. Как только Куллерво отомстил последнему обидчику, своему дяди, он оканчивает жизнь самоубийством.
Печальная история сменяется героическими похождениями трех главных героев: могущественного колдуна Вяйнямёйнена, самоуверенного чародея Лемминкяйнена и великого кузнеца Ильмаринена, которые решают отыскать утерянную мельницу в недрах Похьёлы. Тут нет жестоки сражений, ведь персонажи побеждают с помощью смекалки и волшебства. Они создают музыкальный инструмент, способный усыпить всех жителей, что дает им возможность без проблем найти и забрать Сампо.
Узнав про это, правительница государства начинает насылать на них различные беды и болезни. Тогда было решено, что из мельницу нужно сделать еще один инструмент, который сможет одолеть Ловхи и вернуть у нее из плена Солнце и Луну.
В самой последней руне описывает рождение ребенка, который сразу родился очень мудрым и сильным. Завидев в нем такие способности, Вяйнямёйнен настаивает на том, чтобы ребенка убили, говоря о том, что он принесет только одни беды. Но ребенок очень взросло и мудро отвечает колдуну, что тот лишь разворачивается и с позором покидает страну. А это ребенок становится полноправным правителем Карелии.
День эпоса «Калевала» в Финляндии
Каждый год в Финляндии и республики Карелии празднуют «День народного эпоса Калевалы», который посвящается общей культуре между карело-финскими народами. Также правительство Финляндии нарекло этот день «Национальным днем флага Финляндии». Эти два праздника сопровождаются очень ярким и веселым «Калевальским карнавалом», где происходят шествия людей в народных одеждах, а также театральные представления. Самый первый праздник начали отмечать в 1860 году и теперь каждый год, 28 февраля. Этот день выбрали, потому что именно в него Элиас Леннрот выпустил в свет первую часть эпоса.
Что еще стоит знать о карело-финском эпосе
Есть еще ряд очень интересных фактов о «Калевала», которые стоит знать:
Влияние этого произведения настолько елико, что после выхода еще многие десятилетия вдохновляла творческих людей на сотворение различных пьес, картин, песен и так далее. Также очень сильно чтят имя Элиаса Леннрота, за его неоценимый вклад в культуру карело-финского народа.
Карельские руны
Уникальные народные песни, сказания и легенды встречаются во многих культурах мира. Один из характерных примеров таких фольклорных произведений — карельская руна — известна с давних времен. Много веков эти сказания передавались «из уст в уста» от одних песнопевцев к другим. И лишь относительно недавно начали изучаться и записываться исследователями края.
Содержание и исполнение карельских рун
Карельские руны повествуют о северной природе и создании мира, противостоянии злым силам и освоении земель. Рассказывают о появлении железа и музыкального инструмента кантеле, о свадебных обычаях и приносящей богатство и счастье мельнице Сампо. Карельская руна подобна восьмисложному стиху без рифмы, но с повторениями одинаковых или близких по звучанию согласных. Именно эти повторы — аллитерации — придают произведениям особую ритмику и выразительность.
Большинство песнопевцев прошлого были крестьянами, рыбаками или охотниками. Эпические произведения в основном исполняли мужчины, а женщинам оставались лирические и свадебные напевы. В то время ни одно крестьянское празднество не обходилось без приглашенных певцов. Запевала и его помощник садились друг против друга и мерно покачивались, держась за руки. Запевала затягивал песню, а к концу строфы помощник подхватывал и перепевал ее. Так карельская руна хорошо запоминалась зрителями и перенималась следующим поколением.
Благодаря народным традициям старые песни на удивление хорошо сохранились. Однако некоторые изменения все же происходили при попадании песен в другую местность. Услышав где-то новое произведение, песнопевец мог заменять забытые отрывки своими словами. От чего руны часто даже выигрывали. Таким образом, песня постепенно менялась в отдельных оборотах, сохраняя общее содержание.
Карельская руна в эпосе Калевала
На сегодня в республике собраны тысячи фольклорных произведений от сотен народных певцов. Известный собиратель сказаний Элиас Лённрот объездил множество деревень, где общался с песнопевцами и изучал их быт. После чего систематизировал собранное, и объединил 50 карельских рун в сборник Калевала В этих народных эпосах отсутствует единый сюжет. Они скорее напоминают сборник рассказов и преданий, и некоторые герои карельских рун даже не пересекаются. В сказаниях нет исторической или религиозной основы. По мнению самого создателя сборника, Калевала — государство эпических событий и людей.
Главные герои карельских рун — не представители аристократии, а простые люди труда. Так, многие сюжеты южных районов республики посвящены кузнецу Ильмойллине. И это не удивительно, ведь именно здесь процветало кузнечное дело.
Вместо прославления воинской доблести калевальцы противоборствуют злым силам. И почитают силу труда и мощь суровой северной природы. Также в карельских рунах встречаются такие герои — богатырь Лемминкяйнен, внук ветра Вяйнямейнен и прочие персонажи.
Помимо Карелии, наибольшее число эпических произведений сохранилось на Архангельской земле, в прибрежных районах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии. А общее число записанных народных песен достигает порядка 5000. В честь рунопевцев в Сортавале был установлен памятник, прообразом которого стал карельский сказитель Петри Шемейкка.
Карельская руна — результат длительного творческого процесса северных народов. В ней проявилась их духовная потребность в вековечных песнях и выражении своих мыслей, надежд и чаяний.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии
Взгляд на происхождение рун «Калевалы» финской фольклорной школы Юлиуса Крона
«Серьезное научное исследование рун «Калевалы» началось лишь в конце XIX века. Создалась так называемая финская школа фольклористов. Первоначально она руководилась Julius’oм Кгоhn’ом (1835-1888), а ныне руководится его сыном Kaarle Кгоhn’ом. Особенностью этой школы является тщательный анализ рун в том их виде, как они записаны на местах, как с фольклорной, так и с языковой точки зрения, и тщательный учет всех исторических свидетельств об этих рунах. Работа этой школы движется по линии двух основных вопросов: где и когда? Прослеживается движение рун «Калевалы» из века в век, из местности в местность.
_Каковы же результаты работы финской школы фольклористов? Анализ рун «Калевалы», записанных в Карелии, в прилегающих частях Финляндии и в Ленинградской области, показывает, что они сформировались не в этих местах. Это показывает прежде всего лексический состав рун «Калевалы». До одной трети лексического состава этих рун является чуждым для повседневной речи певцов и свойственным только более западным местностям. Многие слова певцов непонятны. Многие слова изуродованы. Так, например, западно-финляндское susi, род. ед. suden—волк—у певцов оказывается замененным через susi, род. susin (в их повседневной речи волк называется hukka). Некоторые формы рун «Калевалы» тоже являются для повседневной речи певцов чуждыми и свойственны только более западным местностям Финляндии. Так, например, в рунах встречаются западно-финские формы типа miesten, naisten — мужей, женщин (в повседневной речи певцов — miehien, näisien или miehiin, naisiin). Достойно всяческого внимания, что топонимика рун «Калевалы» совсем не восточная, а западная. Восточные местности в этих рунах вообще не упоминаются, а если в редких случаях и упоминаются, то лишь в результате достоверной подстановки, относящейся к позднейшему времени. Так, название Viena — Сев. Двина, Архангельские края — достоверно заменяет более раннее название Väinä — пролив, широкое устье реки (. ) Географическая точка зрения рун «Калевалы» совершенно очевидным образом является точкой зрения западной Финляндии. Всего этого совершенно достаточно, чтобы обосновать западно-финляндское происхождение рун «Калевалы». Нужно ли добавлять, что ясные следы католицизма в рунах, записанных в архангельской (ухтинской) Карелии, где католицизма никогда не было, ведут тоже на запад. «