Определение в русском языке. Примеры. Согласованные и несогласованные определения
Например: высокий человек, дальняя дорога, костюм в полоску, четвертый год, папины очки.
Определение. Примеры предложений
Перед нами была (какая?) широкая река.
Я увидел дом (какой?) из кирпича.
Мама забрала из химчистки платье (чье?) сестры.
Ты не запомнил (какого?) выходившего отсюда человека?
На дворе было (которое?) первое июня.
У меня было желание (какое?) повидаться.
При синтаксическом разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой. Если в предложении есть хотя бы одно определение, дополнение или обстоятельство, то это уже распространенное предложение.
Схема: school-assistant.ru
Бывают обособленные определения, которые выделяются запятыми или при помощи тире. О них читайте подробнее в отдельном материале: Обособленное определение. Как ставить запятые в предложениях с обособленными определениями
Определение, эпитет и метафора
Согласованные и несогласованные определения. Примеры
По связи с главным словом определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения могут выражаться:
Прилагательным: Старая привычка. Тяжелый груз.
Местоимением: Твой взгляд. Мои родители.
Исключение: местоимения его, её, их являются несогласованными определениями. Эти местоимения не изменяются и не согласуются с определяемым словом: Его картина. Его картины. Его брат. Его жена.
Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Улицы Москвы. Платье в горошек. Полет шмеля.
Существительным в именительном падеже: Озеро Титикака. Газета «Коммерсант».
Притяжательным местоимением его, её, их : Его книга. Ее деньги. Их призвание.
Глаголом в форме инфинитива. Желание знать. Стремление работать.
Словосочетаниями: Дама бальзаковского возраста. Гражданин высокого роста.
Несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, могут сочетать в себе значения определений со значениями дополнений или обстоятельств.
Вершина (Какая? Чего?) скалы.
Мысли (Какие? О чем?) о жини.
Поворот (Какой? Куда?) направо.
Как сделать разбор определения
При разборе определения необходимо указать две вещи.
Тип определения: согласованное или несогласованное.
Морфологическая форма определения: какой частью речи оно выражено.
Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).
Определения: прямой и обратный порядок слов
Обратный порядок допускается в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: Петр Великий, имя существительное, тысячелистник обыкновенный.
Исключения также возможны, например, в поэзии: Дней минувших анекдоты (А.С. Пушкин)
Приложение в русском языке. Примеры приложений
Приложения. Примеры предложений с приложениями
Я никогда еще не видел озера Байкал.
Толстой работал над романом «Война и мир» с 1863 по 1869 год.
Не так уж часто встречались на Волне женщины-штурманы. (К. Паустовский)
Чабан-татарчонок с высоким крюком в руке стоял вдали, возле серой отары овец. (И. Бунин)
Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и обозначает признак предмета.
Определение выражается именем прилагательным и другими согласуемыми словами. В русском языке, как правило, стоит перед определяемым словом. В наиболее типичных случаях для связи с определяемым словом используется согласование.
На шее у нее сверкали удивительные (какие?) бусы с разноцветными (какими?) каменьями.
Павлиний (чей?) хвост удивительно красив!
Определяемым словом является существительное, местоимение или другое слово, употребленное в значении существительного.
Определяемое слово — это слово, от которого задается вопрос к другому слову в предложении.
Необходимо уточнить, что если определяемое слово выражено глаголом, то слово, отвечающее на вопросы «какой?», «чей?» и т.п., является не определением, а именной частью сказуемого.
Виды, характеристики согласованных и несогласованных
Определения бывают двух типов: согласованные и несогласованные.
Сравним: Детская книга обязательно должна быть с красочными иллюстрациями.
Книги для детей с удовольствием читают взрослые.
В первом предложении категориальное значение прилагательного и определения полностью соответствуют друг другу. Определение «детская» является согласованным. Во втором предложении определение «для детей» является несогласованным, так как совмещает три значения: «какая книга?», «книга (написанная) для кого?», «написанная с какой целью?».
Определение
Способ связи с существительным
Согласованное
Несогласованное
Согласование (то есть стоит в том же роде, числе и падеже)
Управление или примыкание
Рассмотрим способы выражения определения.
Вид определения
Способ выражения
Вопрос
Примеры
Согласованные
Имя прилагательное (полное)
Я долго смотрел в побледневшее небо.
Порядковое числительное
Только на третий день путники вышли из леса.
Местоимения, которые склоняются, как прилагательные
Твой рассказ меня не удивил.
Роль в предложении, как подчеркивается
Определение распространяет предложение. В качестве второстепенного члена определение может пояснять подлежащее и другие члены предложения с предметным значением. В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Быстро запомнить вопросы определения поможет короткий стишок:
Признак предмета или явления
«Чей?» и «какой?» — ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
Часто несогласованные определения имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства.
Детская (какая?) книжка была оформлена с любовью. – Книжка для детей (какая? для кого?) была оформлена с любовью.
Чердачная (какая?) лестница оказалась очень крутой. – Лестница на чердак (какая? куда?) оказалась очень крутой.
Необходимо различать определения и дополнения, выраженные существительным в форме родительного падежа.
Сравним: Стена (какая?) крепости была выше 7 метров. В данном примере стена – часть крепости, поэтому существительное крепости является определением, подчеркиваем волнистой линией.
Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.
Приложение — это определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. Приложение дает другое название, характеризующее данный предмет.
Аббат Сименон считался строжайшим хранителем обители. Аббат (какой?) Сименон. Существительное «Симеон» является определением, подчеркиваем волнистой линией.
У боярина была дочь красавица. Дочь (какая?) красавица. Существительное «красавица» является определением, подчеркиваем волнистой линией.
Причастный оборот также является определением:
Облака, (какие?) уставшие от проливных дождей, собрались над рекой. В данном предложении весь причастный оборот «уставшие от проливных дождей» подчеркиваем волнистой линией.
Синтаксический разбор, примеры
Рассмотрим варианты синтаксического разбора с участием необособленного и обособленного определения.
По цели высказывания предложение повествовательное; по интонации невосклицательное; по наличию грамматических основ простое; двусоставное (т.к. есть подлежащее и сказуемое); распространенное (т.к. есть второстепенные члены); полное; неосложненное. В данном предложении согласованное определение выражено прилагательным.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, поясняет слова с предметным значением и отвечает на вопросы какой? чей?
Определение — второстепенный член предложения
В каждом предложении имеются главные члены, которые называются «подлежащее» и «сказуемое». Они составляют грамматическую основу предложения. С её помощью выражается основная мысль, содержащаяся в высказывании. Мы узнаем, какое действие совершает предмет, о котором говорится в предложении.
В этом предложении говорится об облаке. Это подлежащее, к которому можно поставить вопрос что?
Слово «плывет» — это сказуемое. Этот минимум сведений об облаке можно расширить, если поинтересоваться: облако какое?
Ответим на этот вопрос, подобрав поясняющее слово к имени существительному:
Наше представление об облаке уточняет и расширяет слово «белое». Оно зависит от подлежащего, обозначает признак предмета. Такое зависимое слово с обозначением общего признака предмета является определением в предложении.
В рассматриваемом предложении есть ещё одно слово «по небу», которое обладает предметным значением. К нему также можно подобрать определение.
Белое облако плывёт по синему небу.
Рассмотрим другой пример предложения и отыщем в нем определение.
В предложении говорится о голосе: (что?) голос. Это подлежащее.
Голос (что сделал?) послышался. Это сказуемое.
Слово «мамин» обозначает принадлежность признака предмету. Это имя прилагательное является определением.
В предложении второстепенный член предложения определение подчёркивается волнистой линией ( ).
Способы выражения определения
Определение выражается в предложении чаще всего именами прилагательными, как это представлено в рассмотренных примерах.
Этот второстепенный член предложения обозначается также местоимениями-прилагательными.
В наш двор забежала рыжая собака.
Укажем порядковые числительные в роли этого второстепенного члена предложения.
Это стихотворение опубликовано в третьем томе собрания сочинений поэта.
Одиночные причастия в полной форме и причастия с зависимыми словами (обороты) являются определениями.
Плывущее бревно з астряло в зарослях камыша.
Определения, обозначенные грамматическими формами этих частей речи, совпадают с определяемым словом в роде, числе и падеже. Между ними существует подчинительная связь согласования. С этой точки зрения такие определения являются согласованными.
Определения могут быть несогласованными, если связываются с главным словом способом управления или примыкания.
Несогласованные определения выражаются:
Привычка спешить снова подвела меня.
Девочка постарше вышла вперед и показала мне дорогу.
Итак, чтобы найти определение, сначала выясним грамматическую основу предложения. А затем от слов с предметным значением (подлежащего и других членов предложения) поставим к зависимым от них словам, имеющим значение признака, вопросы какой? чей? Подчеркнем выявленные определения волнистой линией.
1. Определение как второстепенный член предложения.
2. Роль определений в тексте.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.
Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: зелёная листва, смеющегося мальчика, эти дети, в пятом классе.
Несогласованное определение – это определение, которое может быть выражено именем существительным, наречием или инфинитивом: остановка (какая?)автобуса, мясо (какое?)по-французски, умение (какое?)слушать.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 85-87.
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 158.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с.319-321.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. В предложениях кроме подлежащего и сказуемого бывают ещё второстепенные члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Определение присоединяется к членам предложения, выраженным именем существительным. Чаще всего определения выражаются именами прилагательными, но могут быть выражены и другими частями речи. При разборе определения обычно подчёркиваются волнистой линией.
Определения могут служить изобразительным целям, особенно в художественной литературе. Они могут показать предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.
Сравним два текста. В первом тексте специально убраны все определения.
Мы видим, что во втором тексте более подробно рассказывается, из какой рощи вышел герой, какими были яблони, про какие кусты идёт речь. Таким образом, мы видим, что наличие определений в художественном тексте делает его красочным, предметы, о которых идёт речь, изображаются более точно.
Также обратите внимание на то, что во втором тексте между определениями не стоит запятой. Это не случайно. Если определение обозначает разные признаки (цвет, размер, форма и т.д.), то между ними не ставится запятая. Например, круглые бледно-зелёные кочаны. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения формы и цвета. Это признаки разнородные, поэтому между ними запятая не ставится. Если же определение обозначает один признак, то запятая должна стоять. Например, красные, зелёные яблоки. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения цвета, значит надо ставить запятую. Будьте внимательны в предложениях с определениями.
Теоретический материал для углублённого изучения.
Вы, вероятно, заметили, что во втором тексте выделено курсивом слово, которое не является прилагательным: «кочаны капусты». Это тоже определение, хотя и выражено именем существительным.
В русском языке выделяют два типа определений: согласованные и несогласованные. Когда мы говорили о словосочетаниях, то рассматривали три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово, т.е. связано по типу согласования: круглые кочаны, старые яблони, бурые прутья. Несогласованное определение – это определение, которое связано с главным словом по типу управления или реже примыкания: кочаны (какие?) капусты, кусты (какие?) крыжовника.
В одном предложении могут встречаться согласованные и несогласованные определения.
Словосочетания с согласованными и несогласованными определениями являются синонимичными, т.е. близкими по значению. Сравните два предложения. Папа купил красивый деревянный стол. – Папа купил красивый стол из дерева. Вы видите, что значение этих предложений одинаково, хотя в первом предложении использованы только согласованные определения, а во втором и согласованное и несогласованное.
Способы выражения определений
Мы поздравили любимую бабушку.
(часть речи, которая совмещает признаки прилагательного и глагола)
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение»
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи, развивать навыки синтаксического разбора, навыки работы со словарями; формировать познавательную активность.
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Предметные: опознавать определения в предложении, способы выражения определений, использовать в речи предложения с определениями.
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
— синтаксический разбор предложения;
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование, выставление оценок за урок.
Ход урока.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
Этап изучения нового материала.
Введение в тему и формулирование проблемы урока.
Шелестит под ногами сухая трава.
Осень украсила листьями поляны.
Люблю я пышное природы увяданье.
Диалог с классом.
Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?
Чем отличается второе предложение от первого и третьего?
Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
— узнать, что называется определением.
— научиться находить определение в тексте;
— выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения.
— Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
— Как вы понимаете значение слова “определять”?
— Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
— Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике,дети должны добавить: к какой части речи относится определение(сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
— Итак, определение – это второстепенный член предложения,который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.
— Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
— Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
— Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.
Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?
И волнистою подчеркнуто чертой.
Обозначает признак или явление
И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из определения вместе
с определяемыми словами.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Работа в парах. Карточка с текстом.
Подчеркните определения.
Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
— Получается находить определения в тексте?
— Значит, мы справились и со 2-й задачей
Составьте предложение. (слайд№4)
— Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
— Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
— Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
— Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
— Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Творческое задание. (групповая работа)
— Прочитайте текст. (слайд№5)
Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.
— Можно ли эти предложения назвать текстом?
— Красивый текст? Почему?
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
— Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
— Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
Сегодня на уроке мы научились….
Сегодня на уроке мы узнали…
Сегодня на уроке мы повторили….
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)
Ход урока.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
Этап изучения нового материала.
Введение в тему и формулирование проблемы урока.
Шелестит под ногами сухая трава.
Осень украсила листьями поляны.
Люблю я пышное природы увяданье.
Диалог с классом.
Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?
Чем отличается второе предложение от первого и третьего?
Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
— узнать, что называется определением.
— научиться находить определение в тексте;
— выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения.
— Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
— Как вы понимаете значение слова “определять”?
— Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
— Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике,дети должны добавить: к какой части речи относится определение(сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
— Итак, определение – это второстепенный член предложения,который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.
— Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
— Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
— Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.
Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?
И волнистою подчеркнуто чертой.
Обозначает признак или явление
И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из определения вместе
с определяемыми словами.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Работа в парах. Карточка с текстом.
Подчеркните определения.
Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
— Получается находить определения в тексте?
— Значит, мы справились и со 2-й задачей
Составьте предложение. (слайд№4)
— Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
— Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
— Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
— Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
— Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
Творческое задание. (групповая работа)
— Прочитайте текст. (слайд№5)
Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.
— Можно ли эти предложения назвать текстом?
— Красивый текст? Почему?
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
— Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
— Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
Сегодня на уроке мы научились….
Сегодня на уроке мы узнали…
Сегодня на уроке мы повторили….
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Количество часов в: Год: 136 часов І семестр: 64 часа ІІ семестр: 72 часа В неделю: 4.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме «Однородные члены предложения» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №14 п. Надвоицы.
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.
Промежуточная проверочная работа по русскому языку в 4 классе Промежуточная аттестация по русскому языку 4 класс. Спецификация контрольной работы по русскому языку для проведения промежуточной аттестации.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Золотонивская СШ » 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК «Школа.
Тест по русскому языку по теме «Парные по глухости-звонкости во 2 классе по УМК «Школа России» 1 вариант 1. Укажи парные звонкие согласные. 1) Б, В, Г, Д, З, Ж 2) П, Ф, К, Т, С, Ш. 2. Не совпадают согласные звуки и буквы: 1) На конце.
Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.