Что такое рыночная инфраструктура

Что такое инфраструктура. Понятие, виды. Рыночная инфраструктура и ее особенности

Всех, кто в первый раз знакомится с экономикой, интересует вопрос о том, что такое инфраструктура. На самом деле все на так сложно, как кажется на первый взгляд, и трудно выговариваемое слово является совокупностью различных объектов, обеспечивающих деятельность определенной сферы.

Виды инфраструктуры

Разбираясь с вопросом о том, что такое инфраструктура, нужно отметить, что все зависит от сферы, о которой идет речь. Так, различают транспортную, социальную, дорожную, инновационную, рыночную, инфраструктуру предприятия, города и отдельной системы.

Определение видов

Что такое инфраструктура социальная? На этот вопрос стоит отвечать так: это система объектов, обеспечивающих потребности населения, необходимый уровень и качество жизни, профессиональную подготовку для различных отраслей национального хозяйства.

В целом, социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры составляют комплекс строений и коммуникаций, обслуживающих население объектов, без которых невозможно существование ни одного города или даже простого поселения.

Последнее время проявился небывалый интерес к тому, что такое инфраструктура информационная. Это понятие возникло с развитием информационных технологий, которые на сегодняшний день являются основополагающими в любой сфере. Совокупность банков данных, знаний, сетей, коммуникаций связи, портов, кабелей и так далее составляет этот вид инфраструктуры. Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура

Элементы

Все основные элементы рыночной инфраструктуры можно разделить на 4 группы:

3. Отдельной группой выделяются финансово-кредитные организации (фондовые и валютные биржи, страховые компании, банки и фонды).

Объекты

Объекты инфраструктуры как основные составляющие рынка будут варьироваться в зависимости от того, какую сферу они обслуживают. Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Так, центры занятости являются объектами для рынка труда, на рынке потребительских товаров основными элементами будут выступать магазины, универсамы, супермаркеты и другие торговые точки. Рассмотрим следующую таблицу, определяющую, какие объекты инфраструктуры относятся к тому или иному рынку.Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

Источник

5.3. Инфраструктура рынка

5.3. Инфраструктура рынка

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Возведение не-инфраструктура

Возведение не-инфраструктура Если у вас есть и готовность, и возможность читать эту книгу, то я рискну предположить, что вы располагаете как минимум одним банковским счетом, а скорее всего – больше чем одним, а также миллионами способов получить доступ к своим деньгам,

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка

6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка Для эффективного функционирования инвестиционного рынка (рынка финансирования, капитала), конечной целью которого является перелив свободного капитала в реальные инвестиционные проекты, необходима слаженная работа многих

7.1. Национальная инновационная инфраструктура

7.1. Национальная инновационная инфраструктура Инновационные проекты характерны тем, что для их финансирования используется специальный тип финансирования – венчурное. Рисунок 23 наглядно показывает, какое место занимает финансирование инновационных проектов среди

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 4.1. Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности 4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий 4.3. Технологический аудит 4.4. Бенчмаркинг, выявление технологических эталонов 4.5.

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ

Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ Поговорим о тех, кого мы встретим на фондовом рынке и из каких составных частей этот рынок состоит – об инфраструктуре.Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации

5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации Емкость рынка определяется совокупным объемом продаж на нем конкретного вида продукции в течение определенного периода времени в натуральном или стоимостном выражении. Данный показатель характеризует

6.3. Инфраструктура рынка

6.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

2. Структура и инфраструктура предприятий

2. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

6. Инфраструктура рынка

6. Инфраструктура рынка Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры

8. Структура и инфраструктура предприятий

8. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными

5.3. Инфраструктура рынка

5.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование

Глава 4. Исполнители и инфраструктура

Глава 4. Исполнители и инфраструктура Как организовать работу участников процесса Помните, в самом начале мы писали про Боба – корпоративного героя? Отличный парень, правда? Однако в организации с хорошо отлаженными процессами для таких героев нет места. Точнее

Проектирование, исполнители и инфраструктура

Проектирование, исполнители и инфраструктура Члены команд по проектированию получали от работы массу удовольствия. Они были счастливы испробовать новые методы и реализовать свои идеи, о чем мечтали уже много лет. Даже те, кто не участвовал в проектировании, а помогал

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Эта система предоставляет информацию, необходимую для управления процессами ЧР. Она может быть в виде базы данных работников и системы начисления зарплаты и в дальнейшем расширена за счет таких

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.В инфраструктуру рынка ценных

Источник

Структура и инфраструктура рынка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие рынка

Рынок – это место пересечения интересов продавцов и покупателей.

По сути, рынок представляет собой совокупность процессов и отношений, возникающих между желающими приобрести товар, его производителями и посредниками. Рынки могут иметь разные формы. Отличительной особенностью рыночной структуры является свобода ее участников. Чем больше число субъектов, тем сильнее соперничество между ними. Рынок является категорией товарного хозяйства. Он строится на регулярных операциях купли-продажи, участники которых добровольно обмениваются благами, рассчитываясь за них деньгами.

Впервые о рыночной структуре заговорили еще в шестнадцатом веке, когда стали рассматривать субъективную стоимость. Сегодня рынок – это сложная многоуровневая система, охватывающая большое число продавцов и покупателей, каждый из которых действует в своих интересах. В местах пересечения интересов сторон появляется соперничество или конкуренция.

Рынок в национальном хозяйстве выполняет следующие функции:

Таким образом, рынок является структурой хозяйствования, где субъекты независимы и действуют в своих интересах. Пространство их деятельности ограничивается лишь конкурентами.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура рынка

Структуру рынка определяют его участники. Субъектами могут выступать собственники и производители товаров и услуг, а также владельцы денег. Объектами рыночных отношений могут выступать:

Организационными формами рынка могут быть базары, аукционы, магазины, иные социально-экономические институты. Рынки классифицируются в зависимости от территориального расположения, субъектов, вступающих в сделки купли-продажи. Так же они могут группироваться по объектам обмена, степени конкуренции, с учетом ассортимента. Выделяют легальные, нелегальные и черные рынки.

Рыночная структура за счет соотношения предложения и спроса склона к саморегулированию. В ней действуют законы, определяющие ее функционирование. Это закон стоимости, закон предложения и спроса и закон конкуренции. Структура рынка во многом зависит от действующего на ней типа конкуренции. В практической сфере рассматривают несовершенную конкуренцию, то есть ту ее форму, в которой существуют диспропорции и дезинформация.

Монополия дает рыночную власть одному производителю, который может определять объем выпуска или уровень цен. Его власть ограничивается государственным вмешательством. Олигополия возникает в технически сложных отраслях, где создается однородная продукция. Как правило, на рынке действует от 2 до 20 продавцов, которые могут создавать картели с целью монополизации рынка. Сегодня картели в большинстве стран запрещены, но между ними может случится непреднамеренный сговор. Участники олигополии способны удерживать невысокие цены при необходимости существенных капиталовложений для новичков, поэтому выход на рынок достаточно сложный.

Большая часть сектора потребления действует под влиянием монополистической конкуренции, когда каждый участник стремится монополизировать занимаемый им сегмент рынка.

Рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура состоит из организационных методов и правовых норм, обеспечивающих отношения между субъектами и движение товарно-денежных средств. Она поддерживает нормальное функционирование системы хозяйствования. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

Инфраструктура необходима для создания цивилизованных условий пересечения интересов продавцов и покупателей. Элементы обычно не навязываются извне, например, государственными органами власти, а создаются самими участниками рынка. Рыночная инфраструктура облегчает реализацию интересов ее субъектов, повышает оперативность и эффективность работы отдельных экономических агентов. Так же она предназначена для организационного оформления рыночных отношений, облегчения форм экономического и юридического контроля. Через инфраструктуру государство имеет возможность воздействовать на социально-экономические аспекты жизни общества.

Таким образом, рыночная инфраструктура создается самими субъектами хозяйствования для решения их текущих задач, а также для поиска решений проблем, возникающих на разных этапах развития рынка. Она обеспечивает производственный процесс доходом, получаемым от реализации товаров. Рынок соединяет продавцов и покупателей, учитывает интересы обеих сторон сделки. Он гарантирует выполнение обязательств каждым участником.

Источник

Рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура значительно облегчает и упрощает обращение товаров, услуг, природных ресурсов, денег и ценных бумаг, дает возможность целесообразнее распределять и использовать трудовые ресурсы, оптимальнее вкладывать и использовать капитал, создает более безопасные условия для деятельности рыночных учреждений.

Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники. Поскольку рынок является местом сотрудничества двух основных субъектов — производителя и потребителя, движение товаров и услуг от производителя к покупателю требует не только определенного времени, но и значительных усилий именно опытных в этом деле людей. Если всеми такими вопросами будет заниматься сам производитель, то эффективность его работы будет очень низкой из-за значительных затрат времени и ресурсов. Лишнее время и ресурсы тратил бы и потребитель в поиске необходимых ему товаров и услуг. Поэтому на помощь им приходят посредники.

Посредники — это юридические или физические лица (фирмы или отдельные предприниматели), представляющие интересы производителя и потребителя или действуют от их имени на различных видах рынков. Их задача — приблизить двух основных участников рынка.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В начале 1990-х годов в России была выбрана европейская модель рынка ценных бумаг, которая предусматривала деятельность на рынке как банков, так и небанковских инвестиционных институтов, которые обладали одинаковыми правами, выполняя операции на фондовом рынке. Стоит отметить, что европейская модель связана с повышенным уровнем банковского риска, поэтому до сих пор не получила полной адаптации к российским условиям и функционируют под воздействием Центрального банка.

Источник

Инфраструктура современного рынка

Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде рисунка 4.

Обычно инфраструктуру рынка подразделяют на три вида – инфраструктуры товарного, финансового и рынка рабочей силы.

Основная функция инфраструктуры товарного рынка заключается в том, чтобы связать все сферы общего производства которые обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и региональных направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, а так же сбыт продукции и обслуживание потребителя.

Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмыТОВАРНЫЙ РЫНОКБанки, страховые компании, фонды, фондовые биржиФИНАНСОВЫЙ РЫНОКБиржа трудаРЫНОК ТРУДА

Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские фирмы

Рисунок 4 – Инфраструктура современного рынка

В состав инфрастуктуры финансового рынка входят валютные биржи, банковская система, страховые компании, небанковские кредитно-финансовые учреждения (сберегательные учреждения, пенсионные фонды, ломбарды и т. д.). В целом институты финансового рынка обеспечивают перемещение потоков денежных средств от собственников сбережений к заемщикам.

Инфраструктура финансового рынка представлена фондовыми биржами страховыми компаниями, различными фондами по налоговой администрации.

Основными элементами инфраструктура рынка труда являются биржа труда, служба занятости и переподготовки кадров, организация, занимающаяся территориальным переселением рабочей силы и межрегиональным обменом кадрами, и т. д.

Инфрастуктура рынка труда обеспечивается такими институтами, как биржа труда, учебные заведения по подготовке кадров.

Кроме этого, в инфраструктуру рынка включаются:

1) службы рекламы, обеспечивающие сведения о товарах и услугах с целью увеличения спроса на них;

2) службы информации, занимающиеся сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения фирмы;

3) консультативные службы, или консалтинги, осуществляющие консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследование рынка товаров и услуг, лицензий, ноу-хау и т. д.;

4) аудиторские компании – это организации, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что инфраструктура рынка сложна и многообразна, сложность заключается в многообразии функций и элементов инфраструктуры, её значимости для общества.

2.6 Инфраструктура рынка товаров и услуг России Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холо­дильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотно­шения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой из­готовителями продукции составляет около 25%. Несколько лет назад она не пре­вышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфра­структур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в США еще в 1985 г. только в оптовой торговле работало 4,3 млн. человек, 60% которых было занято в обороте товаров производственно-технического назначения. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредни­ков составляет 40%.Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего – реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предпри­ятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Цен­тральном – 24. Западно-Сибирском – около 14, Поволжском и Уральском – более 11. Северо-Кавказском – 10%.Основная часть объектов оптовой торговли (95%) – негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные – вновь образованные. Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий – общество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные част­ные предприятия, 13 – акционерные общества закрытого типа, 9 – открытого типа, 10% – предприятия других форм. По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребле­ния. В настоящее время биржевая активность снижается. Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые ба­зы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые, информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев – и непосредственного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции.

Функции рынка

Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть фото Что такое рыночная инфраструктура. Смотреть картинку Что такое рыночная инфраструктура. Картинка про Что такое рыночная инфраструктура. Фото Что такое рыночная инфраструктура

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, контролирующая, социальная.

Посредством информационной функции рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. д. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес, перестроить его структуру в соответствии с изменившимися условиями рынка. Наличие информации важно также и для потребителей. Сведения о ценах, тенденциях их изменения, появлении новых продуктов, ситуации на рынке труда помогает потребителям принять правильное экономическое решение. Данные о ситуации на рынке можно получить посредством анализа различного рода показателей: уровня цен, процентной ставки, прибыли, безработицы, средней заработной платы и др.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция рынка позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Имеющиеся на рынке экономические блага одного назначения обычно содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок ориентируется на общественно необходимые затраты, которые готов оплачивать потребитель. Именно они определяют цену, по которой продукция предлагается потребителям.

Регулирующая функция рынка является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рост цен в некоторых секторах экономики является сигналом для производителей к расширению объемов производства. Напротив, снижение цены — сигнал к сокращению. Несмотря на то что в странах с социально ориентированной рыночной экономикой большое место отводится государственному регулированию экономики, регулирующая роль рынка продолжает сохраняться. Рынок является координатором всех сфер общественного производства, способствует установлению необходимых воспроизводственных пропорций.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

Контролирующая (санирующая) функция рынка как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Социальная функция рынка приводит к дифференциации участников рынка. Те предприятия и организации, которые выпускают более качественную продукцию, применяют эффективные методы управления, используют персонал высокой квалификации, имеют возможность получать более высокий доход. Эта функция касается и граждан. Физические лица, обладающие соответствующим уровнем образования и квалификации, вправе рассчитывать на получение более интересной и доходной работы.

Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.

Заключение

Подводя итог данной курсовой работы можно сделать выводы о понятии рынка, необходимости существования инфраструктуры рынка, и сути ее функций.

Как экономическая категория, понятие «рынок» отображает сущность экономических отношений, которые возникают между субъектами экономической системы (производителями и покупателями) по поводу обмена результатами и условиями (факторами) производства.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования любой экономической системы и подсистемы является развитая инфраструктура. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни и носит вспомогательный характер, обеспечивая нормальную хозяйственную деятель экономики или политической системы в целом.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями. Она сложна и многообразна, сложность заключается в многообразии функций и элементов инфраструктуры, её значимости для общества. Обычно инфраструктуру рынка подразделяют на три вида – инфраструктуры товарного, финансового и рынка рабочей силы.

Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции товарообмена. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

В России рыночная инфраструктура начала формироваться после экономических реформ 1991-1992 гг. и продолжает свое развитие и в настоящее время.

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, контролирующая, социальная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *