Что такое рыночная концепция управления

Тема 8. Рыночная концепция управления организациями.

В современных условиях перехода российской экономики к рынку и необходимости ее интеграции в мировое хозяйство очень важно знать и уметь применять принципы действия рыночных механизмов. Без этого невозможно эффективно управлять деятельностью любых организаций, в том числе научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных организаций. Такие знания дает маркетинг, который по своей сути является рыночной концепцией управления организацией.

Маркетинг является не только следствием НТР, но и результатом многолетней эволюции взглядов промышленников на свою деятельность и рынок.

В ходе этой революции было создано несколько типов сбытовых систем для различных соотношений спроса и предложения на рынке.

Простейшей сбытовой системой является система «товар-рынок», когда спрос покупателя перекрывает предложение. В такой системе производитель товара производит и продает товар без особых дополнительных затрат и усилий. Такая сбытовая система эффективна в условиях «рынка продавца», когда успех продавца в подавляющей своей части зависит от надлежащего использования рыночной конъюнктуры, массовости и объема продаж.

На рынке создается ситуация, при которой требуемые покупателем товары постоянно присутствуют в виде предложения и в задачу продавца входит осуществление ряда мер с целью заинтересовать покупателя и побудить его к приобретению именно данного товара, а не товара конкурентов. В этом случае продавец должен нести дополнительные расходы по сравнению с первой системой на рекламирование своей продукции, стимулирование ее сбыта, техническое обслуживание и др. Кроме того, значительным фактором повышения эффективности и прибыльности продаж для продавца служит задача повышения качества товара.

Она используется в условиях «рынка покупателя» и является системой маркетинговой концепции.

Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью организаций сложился в 60-70-е годы, хотя первые его проявления наблюдались в конце 20-х годов. И связано это с НТР, с возникновением значительных трудностей сбыта по большинству товарных рынков, особенно готовой продукции.

Развитию и становлению маркетинговой концепции способствовала также НТР в области информационных услуг и компьютеризации внутрифирменного управления (без которой вряд ли было возможно проводить столь трудоемкие рыночные исследования).

В значительной степени маркетинговая концепция направлена на изменение и сглаживание конкурентной борьбы путем выявления целевого рынка и «рыночной ниши». Под рыночной нишей понимают сегмент рынка еще свободный для внедрения нового или усовершенствованного товара. Это позволяет избежать прямой и агрессивной конкуренции и работать на рынке в режиме строгого распределения его сегментов.

Маркетинг представляет собой одну из важнейших сфер целостной системы управления всеми аспектами деятельности организации. Он оказывает на них все более активное влияние, включая управление финансами, системой снабжения, определяет кадровую политику и т.д.

Учитывая изложенное, можно дать следующее определение маркетингу.

Целями маркетинга являются:

1) формирование и стимулирование спроса;

2) обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы организации;

3) расширение объема продаж, рыночной доли и прибылей.

Иными словами, прежде, чем производить, организация должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей. В соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар, и только потом выйти с товаром на рынок. А не наоборот: произвести товар, а затем испытывать серьезные трудности в отношении его продажи.

Существуют несколько видов маркетинга: в зависимости от сферы и объекта применения:

1) Внутренний маркетинг, связанный с вопросами реализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограниченный ее национальными границами. Исторически такой маркетинг был первым, поскольку на внешний рынок фирмы начинают выходить позднее, когда они достигают определенных результатов и им уже не хватает простора отечественного рынка, хотя в мировой практике встречаются фирмы, специализирующиеся в основном на зарубежной деятельности и практически не работающие на внутреннем рынке и наоборот.

2) Экспортный маркетинг, связанный с усложнением функций и задач в области маркетинговой деятельности, так как предполагает дополнительные исследования новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб и т.д.

3) Импортный маркетинг. Этот вид маркетинга одними признается, другими отрицается, поскольку он не связан с технологией продвижения товаров на рынок, организацией успешных продаж, эффективного сбыта.

Однако этот вид маркетинга имеет право на существование, так как предполагает особую форму исследования рынка для обеспечения высокоэффективных закупок.

4) Научно-технический маркетинг касается специфики продаж и закупки результатов НИОКР: патентов, лицензий, что в значительной степени изменяет характер маркетинговой работы и связан с подготовкой лицензионных и патентных материалов для продажи, с задачами изучения направлений НТП, патентного права соответствующих стран.

5) Маркетинг прямых инвестиций включает вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности и более глубокий и всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой деятельности, а также специфика организации продаж на внешнем рынке.

6) Международный маркетинг (иногда называют мультинациональным, внешнеэкономическим, внешнеторговым).

По мнению ряда ученых международный маркетинг представляет собой новую ступень в развитии объектов применения маркетинга. В этом случае маркетинг осуществляется в отношении сбыта продукции с национальных (или контролируемых национальными компаниями) предприятий, построенных за рубежом в третьи страны и назад в собственную страну. Международный маркетинг отличается глобальностью производственно-сбытовых задач и присущ главным образом транснациональным компаниям, охватывая рынки большого числа стран.

7) Маркетинг по видам товаров и услуг исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективности продаж и обеспечения прибыльности предпринимательской деятельности различного профиля предприятий в зависимости от особенностей выпускаемой продукции, осуществляемых видов работ или предоставляемых клиентам услуг. Так, зарубежными экономистами разработан маркетинг промышленных товаров, маркетинг потребительских товаров.

8) Маркетинг в некоммерческой сфере деятельности. Этот вид маркетинга главным образом связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной некоммерческой организации или отдельного лица.

Маркетинг базируется на следующих основных принципах.

Это объемная и требующая высокой квалификации работа.

Анализу подлежит: емкость рынка, система ценообразования и ценовая экономика, потребительские свойства товара, особенности построения и методов работы фирм-партнеров в хозяйственной и сбытовой деятельности, каналы сбыта, стимулирование продаж, специфика коммерческой деятельности.

Также изучаются: производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включая ревизию товарного ассортимента, производственных мощностей, научно-технического потенциала предприятия, а также анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей, условий формирования и деятельности сбытовых коммерческих служб.

Эти исследования преследуют цель определить стратегию и тактику последующей деятельности предприятия на изучаемом рынке и обеспечить ему преимущественный успех по сравнению с конкурирующими организациями. При этом во всем объеме маркетинговых исследований основная их часть приходится именно на рыночные и конъюнктурные исследования. Главным условием успеха крупномасштабных и трудоемких исследований такого рода является хорошо оснащенная и детально разработанная информационная система с применением компьютера, банков данных, соответствующих ППП, а также новых средств связи.

По результатам анализа все возможные рынки разделяют на перспективные, менее перспективные и такие, работа на которых требует дополнительных больших усилий и затрат. Некоторые рынки могут оказаться вообще закрытыми для изделий предприятия.

Организация должна выявить для себя наиболее соответствующие своему профилю и возможностям сегменты рынка. В отношении этих сегментов и будет проводиться интенсивная исследовательская работа по продвижению товара. Использование этого принципа позволит организации получить преимущество на рынке по сравнению с предприятиями и фирмами конкурентов, повысить эффективность своих действий и избежать обострения прямой конкурентной борьбы. Таким образом, сегментация рынка связана с решением задачи оптимизации затрат организации.

Тесный контакт с рынком, тщательное изучение претерпевающего изменения отобранного сегмента рынка, учет специфики потребителей дают возможность определить основные направления изменений и совершенствования всей работы фирмы, ее организационного построения, методов управления по разработке, производству и сбыту товаров. Этот принцип требует также ориентации производства на дифференциацию и индивидуализацию выпускаемой продукции.

Маркетинговые программы включают в себя конкретные стратегии и меры, направленные на реализацию поставленных перед фирмой целей. Они в наибольшей степени привлекают предпринимателей с точки зрения формирования нового метода планового управления, снижающего уровень риска работы в условиях стихийных рыночных отношений, создающего комфортность и стабилизацию развития фирмы и обеспечивающего гарантированность сбыта производимой продукции.

Внутрифирменное планирование, основываясь на маркетинговых программах, в определенной степени способствует также смягчению остроты рыночной конкуренции.

Схема маркетинговой деятельности представлена на рис. 20

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления
Маркетинговая программа

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управленияЧто такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управленияЧто такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

План работы предприятия
Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления
Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления
Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления
Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления
Рис.20 Схема маркетинговой деятельности

Семестр II

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Источник

Лекция №1 Маркетинг как концепция рыночного управления

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Лекция №1 Маркетинг как концепция рыночного управления

1. Основные понятия маркетинга

В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает «рынок». Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяй­ствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально-управлен­ческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются.

В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (рис. 1.1).

Что такое рыночная концепция управления. Смотреть фото Что такое рыночная концепция управления. Смотреть картинку Что такое рыночная концепция управления. Картинка про Что такое рыночная концепция управления. Фото Что такое рыночная концепция управления

Рис. 1.1. Концепция маркетинга

Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов.

Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке (см. раз­дел 4). Часто говорят, что главная задача маркетинга – найти потребность и удовлетворить ее.

Желание – это потребность, принявшая конкретную форму в соответ­ствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называ­ется конкретизированной потребностью.

Спрос – желание, конкретная потребность подкреплены покупательной спо­собностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.

Продукт – все, что можно предложить на рынке для приобретения, исполь­зования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

Обмен – акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен.

Сделка – торговая операция между двумя сторонами, включающая по край­ней мере два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка, когда продукты обмениваются за деньги, и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие по крайней мере двух продуктов, представляю­щих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места ее совершения.

Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей.

Маркетинг – это вид человеческой деятель­ности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, соци­альные ценности посредством взаимовыгодного обмена.

Итак, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.

Поясним содержание концепции маркетинга путем рассмотрения его прин­ципов.

Можно выделить следующие общие принципы маркетинга:

1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и дина­мики спроса и рыночной конъюнктуры.

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требова­ниям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долго­срочной перспективы.

3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.

2. Цели маркетинга и его виды

С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, максимизация выбора потребителей, максимизация качества жизни.

Считается, что максимизация потребления максимизирует и производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества.

Цель максимизации степени удовлетворения потребителей исходит из того, что более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.

Следуя принципу максимизации выбора потребителей, необходимо обеспе­чить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их вкусы.

Максимизация качества жизни – одна из альтернативных общественных це­лей маркетинга, согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать ко­личество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также и качество культурной и физической среды обитания людей.

Если маркетинг реализуется на уровне отдельных орга­низаций, его иногда называют микромаркетингом. Маркетинг, реализуемый на уровне государства в целом и его регионов, – макромаркетинг.

Под маркетингом организации понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг) – деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения отношения или поведения общественности по отношению к конкретным лицам.

Маркетинг идей обычно толкуется применительно к таким социальным иде­ям как снижение уровня курения, потребления спиртного, прекращение по­требления наркотиков, защита окружающей среды и т. п. (в широком смысле любой маркетинг – это маркетинг тех или иных идей).

Под маркетингом места понимается деятельность, предпринимаемая с це­лью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиен­тов применительно к отдельным местам.

Макромаркетинг был призван осуществить анализ и осознание потребностей на уровне общества, определить влияние этих потребностей на маркетинг как на социальный феномен. Здесь прежде всего можно говорить о маркетинге страны в целом. Приме­нительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других соци­альных институтов и населения, престижа в международных организациях.

Можно выделить следующие направления использования макромаркетинга: покрытие дефицита бюджета, эффективное использование земельных ресур­сов, государственная поддержка малого предпринимательства.

Маркетин­говый подход в государственных органах управления может применяться при решении следующих задач:

1. Выделение отдельных регионов и организаций, которые в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке; ускоренное развитие которых обеспечит структурную перестройку и решение других социаль­но-экономических проблем России.

2. Регулирование спроса и предложения на отдельные виды товаров и ус­луг, обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную и промышлен­ную продукцию за счет разумной налоговой и ценовой политики, экс­портно-импортных квот и пошлин и др.

3. Грамотное формирование госзаказов на военную технику, объекты стро­ительства, сельскохозяйственную продукцию и др.

4. Определение приоритетов на отдельные целевые программы государствен­ного уровня.

В последнее время в развитие идей маркетинга места все чаще используется маркетинг целых регионов, городов и др. населенных пунктов, направленный на привлечение капитала и обеспечение устойчивого развития данного регио­на. Этот вид маркетинга называется территориальным (региональным).

Территориальный маркетинг – это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых за­интересована территория. Он осуществляется с целью создания, поддержания или изменения мнений, намерений и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории. Территориальный маркетинг направлен на создание и поддержание:

♦ притягательности, престижа территории в целом;

♦ привлекательности сосредоточенных на территории природных, матери­ально-технических, финансовых, трудовых, организационных, соци­альных и других ресурсов, а также возможностей для реализации и вос­производства таких ресурсов.

Кроме этого выделяются следующие виды маркетинга:

Массовый маркетинг — вид маркетинга, который характеризуется массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей.

Продуктно-дифференцированный маркетингй – это мар­кетинг, который характеризуется производством и маркетингом несколь­ких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех поку­пателей, однако рассчитанных на разные их вкусы.

Целевой маркетинг — вид маркетинга, который характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов.

Вид маркетинга также определяется состоянием спроса.

Конверсионный маркетинг – вид маркетинга, зада­чей которого является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-то продукту (негативный спрос) на положительное путем переделки продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения. Конверси­онный маркетинг применяют, например, табачные фирмы, когда активность государственных органов здравоохранения, просвещения, социального стра­хования, общественности приводит к резкому снижению числа курильщиков.

Стиму­лирующий маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является в условиях отсутствия спроса отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту.

Развивающий маркетинг – это вид маркетинга, который используется в условиях скрытого, потенциального спроса и задачей которого является оценка размера потенциального рынка и разработка эффек­тивных продуктов, способных превратить спрос в реальный. Инструментами развивающего маркетинга являются: разработка продуктов, отвечающих воз­никшим новым потребностям, переход на новый качественный уровень их удов­летворения, использование рекламы, создание специфического, ориентиро­ванного на конкретные потребительские группы имиджа продукта.

Ремаркетинг – вид марке­тинга, задачей которого является восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысливания ранее использовавшегося маркетин­гового подхода.

Синхромаркетинг – вид маркетинга, задачей которого является поиск способов сглаживания колебаний спроса (нерегулярный спрос) с помощью гибких цен, методов про­движения и других инструментов маркетинга.

Поддерживающий маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является в условиях полноценного спроса поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы пред­почтений потребителей и усиления конкуренции.

Демаркетинг – вид маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса, его задачей является изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например спекуляции.

Противодействующий маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности в соче­тании с дискредитирующей информацией.

В настоящее время в связи с повышением социального статуса человека, расширением его прав появилась концепция просвещенного маркетинга.

Просвещенный маркетинг основан на философии, согласно которой деятель­ность организации должна быть направлена на эффективное функционирова­ние системы маркетинга в течение длительного периода времени исходя из следующих пяти принципов: ориентация на потребителей; использование ин­новационного маркетинга, согласно которому организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга; использование ценностного маркетинга (маркетинговая деятельность должна повышать ценностную значи­мость продукта для потребителя); осознание общественной миссии организа­ции (персонал организации испытывает большее удовлетворение от работы, когда организация в своей деятельности исходит из своей социальной роли, а не из узкоочерченных производственных задач); следование концепции соци­ально-этического маркетинга.

Маркетинг отношений – вид маркетинга, в основе которого лежит постро­ение долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами: потребителями, поставщиками, оптовыми и розничными торговцами с це­лью установления длительных взаимовыгодных отношений. В отличие от мар­кетинга сделки целью маркетинга отношений является максимизация конеч­ных результатов своей деятельности за весь период контактов с ключевыми клиентами.

Составной частью маркетинга отношений является маркетинг сделки, кото­рый направлен на получение выгод только от одной сделки, заключаемой в данный момент, и не ориентирован на установление долгосрочных взаимовы­годных отношений с партнерами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *