Что такое рынок благ

Что такое рынок благ

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 3 Макроэкономические рынки » 3.2 Рынок благ (товарный рынок)

3.2 Рынок благ (товарный рынок)

Этот рынок включает в себя результаты производственной деятельности, рассматриваемые как совокупное благо. На данном рынке определяется совокупный спрос в экономике и формируется совокупное предложение.

Определимся, что именно мы понимаем под благом. Конечная цель хозяйственной деятельности — это удовлетворение потребностей человека. Каждый человек обладает множеством потребностей. Если придерживаться классической мотивационной теории, разработанной в 1954 г. американским ученым А. Маслоу, иерархию основных потребностей человека (называемых базовыми) можно изобразить в виде пирамиды (рис. 3.1).

Что такое рынок благ. Смотреть фото Что такое рынок благ. Смотреть картинку Что такое рынок благ. Картинка про Что такое рынок благ. Фото Что такое рынок благ

Рис. 3.1. Пирамида А. Маслоу

В ее основании лежат физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности, именуемые первичными потребностями человека, удовлетворение которых связано в первую очередь с материальным достатком. С точки зрения экономической науки мы можем рассматривать эту группу потребностей как материальные. Более высокие категории потребностей — социальные, в самоуважении, самовыражении — можно отнести к духовным потребностям. Блага — это все то, что служит для удовлетворения потребностей человека.

Существующие блага можно разделить на «даровые», предоставляемые нам в неограниченном объеме природой, и экономические.

Экономические блага можно определить как продукты производственной деятельности (материального или нематериального свойства), позволяющие человеку удовлетворять с их помощью свои насущные потребности.

В рыночной экономике экономические блага продаются и покупаются. Механизм покупки и продажи благ представляет собой товарный рынок.

Экономические потребности человека превышают возможности производства различных благ. Существует общесоциологический закон возвышения потребностей, означающий, что человеческие потребности качественно изменяются, растут в ходе исторического развития. Удовлетворение одной насущной потребности человека тут же влечет за собой возникновение других человеческих потребностей и интересов. Рост потребностей неограничен и постоянно обгоняет производство экономических благ, в частности, в связи с ограниченностью природных ресурсов, недостатком квалифицированной рабочей силы, плохой организацией производства, ограниченностью капиталовложений и многими другими факторами, необходимыми для производства того или иного блага.

Из-за ограниченности ресурсов приходится постоянно осуществлять выбор вариантов их оптимального использования для производства тех или иных благ. Этот механизм демонстрирует кривая производственных возможностей. Рассмотрим принцип ее действия на основе выпуска государством двух крупных товаров — автомобилей и самолетов (табл. 3.1).

Что такое рынок благ. Смотреть фото Что такое рынок благ. Смотреть картинку Что такое рынок благ. Картинка про Что такое рынок благ. Фото Что такое рынок благ

Для упрощения данной модели представим, что экономика страны производит только эти два товара. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их до 10 млн шт. Если при этом ей надо производить еще 1000 самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2000 самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн, а для производства 3000 самолетов — до 4 млн автомобилей. При выпуске же 4000 самолетов в год страна вообще должна отказаться от выпуска автомобилей. Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей, другими словами, стоимость выпускаемых автомобилей определяется тем количеством самолетов, от производства которых надо отказываться. Графически такая ситуация изображена на рис. 3.2.

Что такое рынок благ. Смотреть фото Что такое рынок благ. Смотреть картинку Что такое рынок благ. Картинка про Что такое рынок благ. Фото Что такое рынок благ

Рис. 3.2. Кривая производственных возможностей

В данном случае на первый план выходит понятие «альтернативная стоимость товара», или «цена выбора», т.е. то, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.

Такая же проблема выбора встает перед всякой фирмой, выпускающей диверсифицированную продукцию.

В реальной жизни упущенные возможности не ограничиваются несколькими видами^производимой продукции, они гораздо многочисленнее. Поэтому при определении альтернативной стоимости следует принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей.

Любой экономический механизм должен быть эффективным. Экономическая эффективность — это относительный показатель, характеризующий результативность использования имеющихся ресурсов. Для ее оценки необходимо сравнивать получаемые блага и затраты на их производство. Чтобы повысить экономическую эффективность, следует минимизировать затраты и максимизировать выгоды. Такая экономическая политика называется рациональным экономическим поведением. В нашем примере при максимально возможном эффективном производстве точки А, В, С, D, Е, отражающие возможные варианты производства благ, должны лежать на поверхности кривой, т.е. на пределе производственных возможностей (экономических ресурсов). Если какая-либо точка лежит влево от кривой, то это означает недоиспользование производственных мощностей, а если вправо — то нереальность производства благ в таких объемах. Следовательно, эффективность имеет место тогда, когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого.

Наряду с производством существуют понятия потребления и сбережения, также относящиеся к рынку благ. Рассмотрим их более подробно.

Потреблением завершается любая хозяйственная деятельность, поскольку представляет собой использование произведенных товаров и услуг для удовлетворения потребностей. Когда мы слышим слово «потребление», то чаще всего представляем себе потребление продуктов питания или товаров повседневного спроса, т.е. потребительскую функцию домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские товары, доля которых достигает около 2/3 общественного производства, но также и инвестиционные (станки, оборудование, стройматериалы), составляющие 1/3. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, т.е. расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров — фирмы. Каждый хозяйствующий субъект, будь то домашнее хозяйство или фирма, постоянно принимает решение, какую часть дохода израсходовать на потребление в настоящее время, а какую отложить на будущее в случае непредвиденной ситуации, например инфляционных ожиданий, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Таким образом, одна часть дохода расходуется на текущее потребление, а другая откладывается в виде сбережений.

Сбережения — это доход, не израсходованный на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления. Источниками сбережений служат рост производства (и доходов) или сокращение доли потребления в доходах.

Связь между совокупными потребительскими расходами и доходами выражает потребительская функция. Потребительские расходы зависят от величины всего национального и располагаемого доходов.

Уровень потребления характеризуется средней склонностью к потреблению и предельной склонностью к потреблению.

Средняя склонность к потреблению — это доля дохода (Y), израсходованного на потребление (С). Она выражается как отношение С к Y (C/Y). Предельная склонность к потреблению характеризует динамику потребления в результате прироста дохода. Увеличение дохода на одну единицу ведет к изменению потребления. Предельная склонность к потреблению (Мс) исчисляется в виде отношения прироста потребления к приросту дохода (ΔС/ΔY).

С экономической точки зрения сбережения представляют ту часть дохода общества (национального дохода), которая идет на накопление или на расширение производства.

Теперь рассмотрим понятие инвестиций.

Инвестиции (I) — это затраты, направляемые на увеличение или восполнение капитала. В России инвестиции подразделяются на три части: 1) финансовые инвестиции (вложения в ценные бумаги, займы, уставный капитал); 2) инвестиции в запасы материальных оборотных средств (сырье, не до конца изготовленная продукция); 3) инвестиции в основной капитал (машины, здания, оборудования, сооружения), т.е. в долгосрочный капитал, используемый в течение нескольких лет. Последний вид инвестиций называют капиталовложениями, или валовым накоплением основного капитала.

Капиталовложения включают в себя затраты на возмещение и на прирост основного капитала. Инвестиции связаны с несколькими экономическими понятиями.

Во-первых, это амортизация, т.е. инвестиционные расходы, направляемые на возмещение износившихся машин и оборудования и восполнение отслуживших свои сроки зданий и сооружений. Во-вторых, чистые инвестиции — это ресурсы для строительства новых предприятий, создания нового оборудования и др. Они исчисляются как разница между валовыми инвестициями и средствами, израсходованными на возмещение изнош и потерь. То есть величина чистых инвестиций может быть рассчитана как валовые инвестиции за вычетом амортизации.

Финансовые инвестиции, в свою очередь, предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование в целях увеличения размеров реального капитала и есть процесс накопления.

Инвесторы осуществляют свои вложения, потому что они могут принести им прибыль в будущем. Однако инвестиционные вложения возвращаются постепенно и, кроме того, процесс инвестирования всегда связан с временными рисками. Кейнсианская концепция спроса на инвестиции исходит из того, что, вкладывая средства в инвестиционный проект, предприниматель должен учитывать потенциально возможный процент на вложенные средства и степень риска. Инвестиционный спрос будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Согласно неоклассической концепции, предприниматели осуществляют инвестиции с целью доведения объема имеющегося у них капитала до оптимального, т.е. такого, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Источник

Рынок благ и его структура

Определение понятия рынка благ. Характеристика потребительских благ – продуктов труда, поступающих в личное потребление. Изучение факторов, которые влияют на объем потребления: размера имущества, дохода от собственности, налогов и трансфертных платежей.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления16.12.2014
Размер файла93,9 K

Что такое рынок благ. Смотреть фото Что такое рынок благ. Смотреть картинку Что такое рынок благ. Картинка про Что такое рынок благ. Фото Что такое рынок благ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-экономический институт»

Факультет заочного образования

Выполнила студентка 2 курса группы 31321

1. Понятие рынка благ

1.1. Потребительский спрос на рынке благ

1.2 Инвестиционный спрос

1.3 Спрос иностранного сектора

Введение

Рынок благ является центральным звеном современных макроэкономических моделей, и этим объясняется использование его в качестве «входа» в общую систему взаимосвязанных рынков. Покупателями на рынке благ являются все четыре макроэкономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и заграница. Рынок благ можно представить как совокупность рынка средств производства и рынка предметов потребления. Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Рынок предметов потребления подразделяются товарами на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

В работе мы постараемся рассмотреть рынок благ как важнейшую составляющую в общей системе агрегированных рынков. Это является целью работы.

Задачи работы: рассмотреть составляющие рынка благ, проанализировать место рынка благ в системе других рынков.

Предмет работы: макроэкономика.

Объект работы: рынок благ.

1. Понятие рынка благ

Реализация человеческих потребностей является целью любой экономики. Потребности можно подразделить на многие виды: биологические, социальные, экономические. Большую роль в развитии общества играют экономические потребности потребности необходимые для сохранения, жизнедеятельности и развития субъектов экономики. Удовлетворение экономических потребностей осуществляется с помощью благ. Существующее множество благ условно можно разделить на даровые и экономические. Первые создаются природой, вторые являются результатом хозяйственной деятельности людей. Экономические блага обладают следующими свойствами: полезностью, что означает удовлетворение экономических потребностей людей, и ресурсоемкостью, которая характеризует затраты, необходимые для создания экономических благ.

1.1 Потребительский спрос на рынке благ

* доход от производственной деятельности;

* налоги и трансфертные платежи;

* доход от собственности;

В зависимости от значимости фактора, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ. Функция спроса домохозяйств на рынке благ получила название функции потребления. Рассмотрим некоторые из них.

Кейнсианская концепция потребительского рынка базируется на так называемой гипотезе абсолютного дохода. В соответствии с этой гипотезой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода. Распределение дохода на потребление и сбережение зависит от предпочтений потребителя. Дж. М. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, cогласно которому потребители склонны увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере в какой растет доход. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. рынок благо потребительский доход

Величина предельной склонности к потреблению у = АС /А у)показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0 0,

где С 0 величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества, которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий).

В соответствии с гипотезой относительного дохода Дж. Дьюзенбери потребление отдельного домашнего хозяйства (С j ) определяется покупками его ближайших соседей, т.е. не его абсолютным доходом ( уi ), а отношением его дохода к среднему доходу ( у ) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:

Если растёт доход i го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде.

Теория перманентного дохода М. Фридмена объясняет поведение потребителей в зависимости от постоянного (перманентного) дохода. Под перманентным доходом ( у P ) понимается средневзвешенная величина из всех доходов, (в частности, по акциям, облигациям, недвижимости и человеческого капитала) ожидаемых субъектом в будущих периодах. Согласно этой гипотезе субъекты формируют доход в зависимости не от текущего, а от постоянного дохода. Это позволяет им обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.

В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у 1 и у2. Тогда

Неоклассическая концепция потребления рассматривает доход для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода. При этом он распределяет календарное время на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности.

Таким образом, сколько времени экономический субъект посвятит труду, столько при сложившейся оплате труда и заданной доходности имущества составит его доход. Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета степени предпочтения им текущего потребления будущему и сложившейся ставки процента.

1.2 Инвестиционный спрос

Инвестиции долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за ее пределами. В макроэкономике под инвестициями понимают реальные вложения капитала в производство какой-либо продукции. Реальные инвестиции подразделяются на производственные (здания, оборудование), инвестиции в запасы (сырье, материалы) и инвестиции в жилищное строительство.

Если исключить инвестиции, идущие на возмещение потребленного капитала, то оставшиеся чистые инвестиции могут носить либо автономный, либо индуцированный характер.

Инвестиции называются индуцированными , если причиной их осуществления является устойчивое увеличение спроса на блага.

Чтобы определить объем инвестиций, обеспечивающий необходимое расширение производственной базы, необходимо знать приростную капиталоемкость продукции (Х). Этот показатель позволяет определить, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции. Чтобы при данной приростной капиталоемкости увеличить, производство с у t 1 доyt необходимы индуцированные инвестиции в размере: I ин = ч ( y t y t 1 ).

Таким образом, индуцированные инвестиции являются функцией от прироста национального дохода. Коэффициент приростной капиталоемкости называют также акселератором.

Если в текущем году размер национального дохода сокращается по сравнению с предыдущим годом ( у t 2 3/(1+ R ) 3 .

Кроме доходности вариантов капиталовложений инвестор должен учитывать степень риска каждого из них. Инвестиционный спрос будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Инвестиционный спрос можно представить формулой:

где Ii предельная склонность к инвестированию.

Предельная склонность к инвестированию показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт.

I a t = в ( K * K t ); 0 a t объем автономных инвестиций в период t ; K t объём капитала существующий на начало периода t ; K * оптимальный объём капитала;

Оптимальным является такой размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль.

1.3 Спрос иностранного сектора

Спрос иностранного сектора на рынке благ зависит от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе реальные условия обмена ( terms of trade ). Он показывает, сколько денег страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле:

Когда и растёт, то говорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных денежных единиц. Однако для заграницы это означает подорожание товаров из данной страны, и экспорт последней при прочих равных условиях сократится. Функцию спроса заграницы на рынке благ некоторой страны (или функцию экспорта этой страны) можно представить в виде уравнения:

Заграница не только покупает, но и продаёт блага на рынке данной страны. В моделях, предназначенных для определения условий достижения равновесия в национальной экономике (внутреннего равновесия), в целях упрощения предполагается, что объём предложения заграницы на национальном рынке благ совершенно эластичен, т.е. при данном уровне цен заграница удовлетворяет любой объём спроса жителей данной страны на импортные товары. Для упрощения принимается также, что импортируются только потребительские товары.

В соответствии с неоклассической концепцией импорт является убывающей функцией от ставки процента:

Источник

Что такое рынок благ

Рынок благ

Рынок благ как центральное звено современной макроэкономической теории представляет собой обобщенную характеристику рынков, на которых продаются отдельные блага, используемые либо как предметы потребления, либо как средства производства. Факторами производства, или производственными ресурсами, называют блага естественного и искусственного происхождения, необходимые для производства (создания) необходимых людям конечных товаров и услуг. Существуют различные их классификации среди наиболее известных — подразделение факторов производства на четыре агрегированных класса земля, труд, капитал, предприимчивость.— Примеч. ред. [c.324]

Данная глава посвящена ответу на вопрос Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства Ответ на первую часть вопроса формулируется в ходе анализа имущественного и финансового потенциалов предприятия, выявления динамики ключевых индикаторов и сравнения их значений со среднеотраслевыми и среднерыночными. Безусловно, основное внимание должно быть уделено показателям, характеризующим положение компании на рынке капитала. По результатам анализа разрабатывается система финансовых планов, которые как раз и предназначены для ответа на вторую часть вопроса. [c.329]

Организация валютных операций. В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степени с валютными операциями. В развитой рыночной экономике эти операции предопределены желанием компании выйти на международные рынки благ и факторов производства в развивающейся экономике действуют и другие причины валютных операций — желание создать совместные предприятия, найти иностранного инвестора, открыть зарубежное представительство, приобрести из-за рубежа новую технику и др. Оформление подобных операций в подавляющем большинстве случаев проходит через финансовые институты. [c.62]

Макроэкономика — один из двух основных разделов экономической теории, занимающийся изучением поведения экономики в целом как совокупности четырех субъектов (сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство, заграница), взаимодействующих на четырех рынках благ, труда, денег, ценных бумаг. В рамках макроэкономики изучаются закономерности взаимодействия таких стратегических факторов и характеристик, как общий уровень цен и безработица, общее потребление и инвестиции, общий спрос и общее потребление и др. [c.304]

Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на блага. [c.162]

На совершенно конкурентном рынке ресурсов как для покупателя, так и для тех, кто предлагает ресурсы, цены являются чем-то заданным. Спрос равен предельной выручке от предельного продукта труда, определенной по формуле (8.2). Таким образом, равновесие рынка труда, когда фирма — совершенный конкурент на рынке благ и рынке фактора, — точка А на рис. 8.17. Условие максимизации прибыли в данной точке [c.173]

Если рынки благ являются совершенно конкурентными, все потребители распределят свой бюджет так, чтобы предельные нормы замены по товарам равнялись отношению цен [c.193]

Модель равновесия на рынке благ и денег IS-LM в общем случае имеет нелинейный характер, что на порядок усложняет проведение вычислений. [c.53]

Рынок благ и прямая IS [c.54]

Теперь, после того как мы по отдельности рассмотрели обмен, производство и потребление, мы в состоянии построить модель экономики в целом. Такая модель показывает все взаимосвязи в экономике. Модель общего равновесия включает в себя оба типа рынков — благ и факторов производства — в общем кругообороте. Общее равновесие будет достигнуто тогда, когда оба типа рынков — благ и факторов — будут одновременно находиться в состоянии равновесия. [c.236]

Из анализа производства и потребления стало ясно, что основа функции спроса на рынке благ и предложения на рынке факторов — функции полезности потребителей, а основа функции предложения на рынке благ и функции спроса на рынке факторов — производственные функции и запасы факторов производства. Поэтому модель всего рыночного хозяйства в качестве строительных блоков должная включать в себя [c.236]

Во-вторых, товарами не являются изделия, приготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Ими будут вещи, созданные для иных людей, — общественные полезности. В-третьих, к числу товаров мы не отнесем вещь, которая достается потребителю бесплатно (например, подарок). Продаваемое на рынке благо предполагает равноценное возмещение. i Значит, товар — созданная трудом общественная полезность, предназначенная для равноценного обмена на рынке на другой, продукт. [c.75]

Фирмы поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основными покупателями на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Фирмы также предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств. [c.265]

Основные сочетания структур рынков ресурса и рынков благ [c.38]

Несколько ослабить предположение при прочих равных нам пришлось в лекциях 33 и 34, где мы позволили изменяться переменным на двух рынках рынке блага и рынке ресурса, с помощью которого это благо производится. Но это небольшое отступление в целом представляло собой тоже анализ частичного равновесия, как и в других лекциях, — просто вместо одного рынка рассматривались два. [c.217]

Значителен его вклад в экономику благосостояния. Он был пионером нового подхода к этому разделу экономической теории. Хикс выступал оригинальным интерпретатором и пропагандистом идей Кейнса, разработав, в частности, аппарат кривых IS-LM, с помощью которого одновременно анализируют рынок благ и денежный рынок. Нельзя не упомянуть и о его работах, по теории экономической истории (логике исторического развития экономики), теории заработной платы и проблемам причинности в экономи- [c.223]

Обращающиеся на рынке блага (осязаемые и неосязаемые) называют, независимо от их происхождения, товарами. Последние различаются своими физическими свойствами и поло- [c.25]

Вспомним, что физически однородные, но реализуемые в разное время и на разных рынках блага рассматриваются экономистом как разные товары. Поэтому независимую переменную (PA,—,PZ) в общей функции спроса можно интерпретировать как цены всех (от А до Z) физически однородных благ в разные моменты времени и на разных рынках. Когда же мы переходим от общей функции спроса (2.1) к функции спроса от цены (2.2), мы сосредоточиваем внимание лишь на зависимости объема спроса от цены на данном рынке и в данное время. Этими рамками ограничена и модель, представленная на рис.5.5 и 5.6. [c.209]

Второе важное отличие заключается в том, что в плановой экономике недостаточно развиты существующие рынки. Рынок благ представлен монопольной государственной торговлей и относительно свободным колхозным рынком, а потому наиболее развит (по сравнению с прочими). Рынки денег и труда полностью монополизированы государством, а потому с большой натяжкой можно вообще говорить об их рыночной природе, подразумевающей формирование спроса и предложения на конкурентной основе. [c.148]

Четвертым отличием плановой экономики является монопольная связь государственного сектора с заграницей. Ни один из прочих секторов с внешним миром непосредственно не связан (международная миграция практически отсутствует, внешний сектор не имеет непосредственного выхода ни на рынок благ, ни на рынок денег). [c.148]

Простейшей неокейнсианской моделью экономического роста является модель Е.Д. Домара. В ней в явном виде присутствует только рынок благ. Предполагается, что на рынке труда имеет место избыток предложения, что обеспечивает постоянство уровня цен. Рынок благ сбалансирован, а фактором увеличения совокупного спроса и предложения выступает прирост инвестиций. Экономический рост будет равновесным, если прирост денежного дохода (спрос) будет равен приросту производственных мощностей (предложение), т.е. [c.202]

Следует иметь в виду, что стоимость экспорта в национальной валюте в этом случае равна произведению внутренней цены на количество экспортированного товара. Логично предположить, что при понижении номинального обменного курса национальной валюты фирмы-экспортеры сохранят внутренние цены на свои товары неизменными. Это приведет к понижению цен на экспорт в иностранных валютах. Линии спроса на зарубежных рынках благ являются убывающими, и, следовательно, снижение цен на экспорт страны на зарубежных рынках благ приведет к росту спроса на него в количественном выражении. [c.411]

Рост объема экспорта зависит от ценовой эластичности спроса на экспорт страны на зарубежных рынках благ чем больше эта эластичность, тем больше будет рост объема экспорта и тем выше, следовательно, будет стоимость экспорта в нацио- [c.411]

Для импорта ситуация существенно иная. Логично предположить, что снижение обменного курса национальной валюты не приведет к изменению цен на импорт в зарубежных валютах. Следовательно, цены на импорт в национальной валюте возрастут, и спрос на импорт на внутренних рынках благ уменьшится. Однако направление изменения суммарной стоимости импорта в национальной валюте зависит от ценовой эластичности спроса на импорт на внутренних рынках благ. Если спрос на импорт эластичный, относительное сокращение количества превзойдет (по абсолютной величине) относительный прирост цены и суммарная стоимость импорта уменьшится. Однако если спрос на импорт неэластичный, относительный прирост цены превзойдет относительное уменьшение количества и суммарная стоимость импорта увеличится. [c.412]

Изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сделать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т. д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и будет находиться процесс установления цен на многочисленные товары и услуги на рынке благ, а также установление цен на рынках факторов производства, т. е. рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Особое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный механизм с альтернативными системами хозяйства и дать оценку эффективности их функционирования. [c.76]

Таким образом, в зависимости от того, какой из видов рынка капитала, а также рынка благ и рынка ценных бумаг (см. гл. 21) мы исследуем, акцент будет делаться на реальных или на денежных теориях процента. [c.282]

Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов). [c.323]

Глава 12 третьего раздела Финансы организаций (предприятий) содержит описание сущности, функций и принципов организации финансов предприятия. Последующие главы обособлены исходя из логики финансового менеджмента, подразумевающей способность собственников и топ-менеджеров фирмы ответить на пять ключевых вопросов (а) Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его неухудшению (б) Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью (в) Откуда взять требуемые финансовые ресурсы (г) Эффективно ли функционирует предприятие в среднем (д) Обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины [c.6]

Структурируя книгу, авторы не только придерживались требований образовательного стандарта, но следовали логике финансового менеджмента, подразумевающей способность собственников и топ-менеджеров фирмы ответить на пять ключевых вопросов (а) Благоприятно ли финансовое положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его неухудшению (б) Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью (в) Откуда взять требуемые финансовые ресурсы (г) Эффективно ли функционирует предприятие в среднем (ц) Обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины Именно главы, содержащие логику и методы обоснования ответов на эти вопросы, составляют основу книги. Кроме того, авторы приводят достаточно полное описание концептуальных основ финансового менеджмента, позволяющих понять его структуру и содержание не только в научном плане, но и с позиции практикующего менеджера. [c.4]

Стоимость1 (value) — денежное выражение экономической ценности. На рынке благ и услуг стоимость выступает основным мерилом достоинства данного объекта с позиции всех участвующих в хозяйственной жизни субъектов. Оценка стоимости может быть сделана либо со стороны предложения, т. е. производителя (классическая политическая экономия), либо со стороны спроса, т. е. потребителя (маржиналистская теория ценности). В первом случае стоимость, называвшаяся также естественной ценой, формируется на основе объективных условий производства, т. е. рассчитывается исходя из издержек производства и, в конечном итоге, может быть сведена к оценке затрат труда. Во втором случае стоимость представляет собой оценку в денежных единицах ожидаемой полезности объекта оценки, т. е. это оценка с позиции будущего и потому она субъективна по своей природе и многозначна. Выразителем стоимости выступает покупатель. [c.314]

Взаимосвязь государства с домашними хозяйствами и фирмами осуществляется через рынок благ и рынок факторов производства. На рынке благ государственные структуры приобретают в основном инвестиционные товары и воорулсение, оплачивая их из бюджетных поступлений. С рынка факторов [c.266]

Процесс агрегирования распространяется и на рынки. Как известно, рыночная экономика представляет собой систему, состоящую из четырех основных элементов рынков благ, факторов производства, денег и ценных бумаг. На рынке благ имеет место купля-продажа товаров и услуг, производителем здесь выступает предпринимательский сектор, а потребителями — домашние хозяйства, государство и фирмы. Рынок денег характеризует спрос и предложение национальной валюты, продавцом здесь выступает государство, а потребителем — остальные хозяйственные агенты. Рынок труда представляет собой форму движения рабочей силы, предложение ее осуществляют домашние хозяйства, а все остальные субъекты предъявляют спрос на данный ресурс. На рынке ценных бумаг взаимодействуют две группы с одной стороны, государство и фирмы, с другой стороны, государство, фирмы и домашние хозяйства. Все указанное множество рынков агрегируется в понятие «макрорынок», исчезает микроэкономическое понятие «цена блага» и предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение. [c.7]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *