Что такое рысканье в авиации
RCSearch
Крен (Roll) [ править ]
Крен (Roll) — отклонение плоскости симметрии ЛА от вертикального положения (от местной вертикали к земной поверхности). Другими словами: поворот ЛА или судомодели вокруг её продольной оси.
Характеризуется углом крена и скоростью крена.
Манёвры крена используются, например, при разворотах, при выполнении фигур пилотажа, при заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы.
Управление креном осуществляется органами поперечного управления: элеронами — элементов механизации крыла. Самопроизвольный крен летательного аппарата называют валёжкой.
Крен, в классическом его понятии, не определён при тангаже равном 90° и −90°.
Тангаж (Pitch) [ править ]
Тангаж (Pitch) — угловое движение ЛА или судомодели, при котором его продольная ось изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости. Другими словами: угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Характеризуется углом тангажа и скоростью тангажа.
Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью.
Манёвры авиамодели с увеличением угла тангажа называются кабрированием, а с уменьшением — пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента тангажа за счёт отклонения органов управления: руля высоты или элевонов.
По отношению к судомоделям используется термин «дифферент» с таким же значением.
Рыскание (Yaw) [ править ]
Ры́скание (Курс, Yaw) — угловые движения ЛА, судомодели или автомодели вокруг вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судомоделям. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder).
В динамике полёта рыскание (вернее, угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между истинным N (север) и диаметральной плоскостью судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°.
Что такое рысканье в авиации
Пилота́ж — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.
Тангаж, крен и рыскание – три угла которые задают наклон самолета относительно его центра инерции по трём осям.
Тангаж – поворот самолета относительно горизонтальной поперечной оси, вверх и вниз
положительный тангаж — кабрирование, штурвал на себя, нос самолета вверх
отрицательный тангаж — пикирование, штурвал от себя, нос самолета вниз
Крен — поворот самолета вокруг его продольной оси, влево или вправо.
Штурвал влево или вправо
Рыскание — поворот самолета относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево. Управляет этим вращением руль направления.
8 САМЫХ СЛОЖНЫХ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА
Бочка
Как: Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.
Когда: впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь
Зачем: трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед, и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.
Колокол Квочура
Как: Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.
Когда: Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.
Зачем: Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».
Иммельман
Когда: впервые фигура выполнена на моноплане «Фоккер Е.III» 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики, лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.
Зачем: фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.
Плоский штопор
Как: Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.
Когда: В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.
Зачем: В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.
Чакра Фролова
Как: Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.
Когда: Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.
Хаммерхед
Как:Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.
Когда: Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.
Зачем: Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.
Фигура Пугачева
Как: Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, (на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.
Когда: Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.
Зачем: Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.
Ранверсман
Как: Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).
Когда: Предположительно, опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.
Зачем: Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.
Рысканье
Рыскание (рысканье), угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну. Один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём углам Эйлера, которые задают наклон летательного средства относительно его центра.
В динамике полёта рыскание (правильнее угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.
Смотреть что такое «Рысканье» в других словарях:
рысканье — – авто непроизвольно болтает из стороны в сторону. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Рысканье — небольшие угловые отклонения от курса (попеременно в обе стороны) относительно вертикальной оси летательного аппарата, судна, автомобиля и т.п. Условие устойчивости движения требует достаточно быстрого затухания этих колебаний без… … Большая советская энциклопедия
Wing Commander: Armada — Разработчик Origin Systems … Википедия
Wing Commander Armada — Wing Commander: Armada Разработчик Origin Systems Издатель Electronic Arts Дизайнер Chris Roberts Дата выпуска … Википедия
РЫСИТЬ — РЫСИТЬ, бежать рысью, б.ч. о лошади и животных иногда и о человеке: бежать легонько, идти бежком, впритруску. Ты бы прирысил. Рысь муж. конская побежка, в которой лошадь подымает ноги на крест: левую переднюю, и тотчас за нею правую заднюю и пр.… … Толковый словарь Даля
Полёт насекомых — Стрекоза Hemicordulia tau в полёте … Википедия
Аэродинамические коэффициенты — безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент (См. Аэродинамические сила и момент), действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. А. к. силы Ck находят как отношение аэродинамич. силы R к… … Большая советская энциклопедия
Вращение — У этого термина существуют и другие значения, см. Вращение (значения). Вращение сферы вокруг оси. Вращение круговое движение объекта. В плоском пространстве объект вращается вокруг центра (или точки) вращения. В трёхмерном пространстве объект… … Википедия
Рыскание — модели самолёта Рыскание (рысканье) угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси (см. также вертикальная ось самолё … Википедия
Авиасимулятор — У этого термина существуют и другие значения, см. Авиационный тренажёр. Авиасимулятор жанр видеоигр, симулирующий в той или иной степени какой либо летательный аппарат. Симуляторы, предназначенные для профессиональной подготовки лётчиков,… … Википедия
Момент рысканья самолета в установившемся полете
Составляющая моментов, действующих на самолет, в связанной системе координат относительно оси oy называют моментом рысканья (на риснуке My), который считается положительным, если он стремится развернуть самолет влево.
Величины аэродинамических моментов рассчитываются по формулам, аналогичным формулам для аэродинамических сил:
где my – коэффициент момента рысканья; S – площадь крыла; l – размах крыла.
Влияние вращения самолета на боковые моменты
Демпфирующий (тормозящий) момент и момент авторотации (раскручивающий) создаются как подъемными силами сечений крыла, так и силами лобового сопротивления этих сечений. При изменении углов атаки, вызванном вращением самолета, эти силы (подъемные и лобового сопротивления) изменяются не одинаково, В результате возникают моменты крена и рыскания, действующие в сторону вращения самолета. Момент рыскания появляется под действием разности сил лобового сопротивления полукрыльев. Сила лобового сопротивления у опускающегося полукрыла будет больше, чем у поднимающегося, так как у первого срыв потока развивается намного интенсивнее (у поднимающегося полукрыла углы атаки концевых сечений могут оказаться докритическими, т. е. здесь срыва пока не возникает). Возникший момент рыскания вызывает наружное скольжение (на опускающееся полукрыло)—эффективный угол стреловидности у поднимающегося полукрыла уменьшится, у опускающегося — возрастет, и, как следствие, подъемная сила у первого будет увеличиваться, у второго — уменьшаться, что приведет к усилению авторотации.
Боковая балансировка самолета и усилия на рычагах управления
Боковая балансировкапредполагает наличие массовой, геометрической и аэродинамической симметрии самолета относительно плоскости X0Y. Условия боковой балансировки:
В случае нарушения массовой симметрии (например, в результате отказа насосов не вырабатывается топливо из топливных баков правого крыла, рис. 7.24) под действием силы ΔG появляется момент кренаMx, самолет начинает крениться на правое крыло. Одновременно с креном появляется момент рысканияMy
Усилия управления
Усилие на командном рычаге управления может быть выражено через шарнирный момент на руле:
Коэффициент шарнирного момента при малых углах отклонения руля линейно зависит от величины этого угла. Отсюда следует, что в полете усилие на командном рычаге прямо пропорционально углу отклонения руля и величине скоростного напора.
Рыскание
В динамике полёта рыскание (вернее, угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Рыскание» в других словарях:
рыскание — мотание, снование, рыскливость, рыск Словарь русских синонимов. рыскание сущ., кол во синонимов: 4 • мотание (30) • рыск … Словарь синонимов
РЫСКАНИЕ — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси … Большой Энциклопедический словарь
рыскание — РШЫСКАТЬ, рШыщу, рШыщешь и рШыскаю, рШыскаешь; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рыскание — отклонение летательного аппарата от некоторого заданного направления полёта; характеризуется углом Р. и скоростью Р. Угол рыскания ( ) угол между осью OXg нормальной системы координат (СК), определяющей заданное направление движения, и проекцией… … Энциклопедия техники
Рыскание — (рыскливость) свойство судна произвольно уклоняться в ту или другую сторону от курса. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
рыскание — угол рыскания — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы угол рыскания EN yaw … Справочник технического переводчика
РЫСКАНИЕ — непрерывные незначительные угловые отклонения в ту и др. сторону от основного направления движения (курса) летательного аппарата, судна, автомобиля и т.д. Причинами Р. являются различные возмущающие факторы ветер, отклонения от центра масс… … Большая политехническая энциклопедия
рыскание — незначительные отклонения от курса (попеременно в обе стороны) летательного аппарата, судна, автомобиля и т. п. * * * РЫСКАНИЕ РЫСКАНИЕ, угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси … Энциклопедический словарь
Рыскание — I ср. 1. процесс действия по гл. рыскать I 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс действия по гл. рыскать II 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Рыскание — I ср. 1. процесс действия по гл. рыскать I 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс действия по гл. рыскать II 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой