Что такое салафизм кто такие салафиты
[ Кто такие салафиты? ]
Мусульманам и их активности в Дагестане посвящаются статьи и аналитика журналистов, высказывания и комментарии политиков, передачи на телевидении. Большинство этих деятелей интересуются лишь новостями и событиями и не пытаются вникнуть в ислам и его доктрину, в шариат и его терминологию. Поэтому многие исламские термины часто используются не к месту и звучат довольно нелепо, а порой – очень курьёзно.
«Ахлю-с-Сунна», «салафиты» – эти слова сегодня можно часто видеть в газетах и слышать из уст чиновников. Некоторые понимают под ними общность мусульман, отличных от так называемых традиционалистов, другие – мусульман, имеющих какое-то особенное отношение к вооружённому джихаду, третьи – боевиков и их пособников, четвёртые – обладателей длинных бород и коротких штанов, пятые… шестые…
Что же, на самом деле, такое Ахлю-с-Сунна? Является ли Ахлю-с-Сунна сектой или какой-то обособленной группой мусульман? Кто такие салафиты, и что значит это слово?
При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заблудших исламских течений и сект не было. Была община мусульман. Потом от неё стали откалываться различные группы. Центральная община называлась Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – «люди Сунны и общины», то есть те, кто следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не откалываются от общины мусульман.
Сегодня, когда течений стало очень много, и большинство из них причисляют себя к Ахлю-с-Сунна, в некоторых исламских регионах Ахлю-с-Сунна стали называться салафитами. То есть название «салафиты» появилось как синоним Ахлю-с-Сунна – люди сунны и общины, которые ни от кого не откалывались – напротив, все другие течения откололись от них, как от центральной общины.
Однако в некоторых других регионах, как, например, на постсоветском пространстве, те, кто сильнее всех бил себя в грудь, крича о том, что именно они и есть салафиты, несколько дискредитировали это понятие. По этой причине многие предпочитают ими не называться, ограничиваясь названием Ахлю-с-Сунна.
В любом случае салафиты – это не несуфии. Салафизм не определяется отношением к джихаду. Салафия (в основе как термин) – это центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны, которые к этому призывают.
Саляфиты и cаляфизм
Саляфизм[1]. Если охарактеризовать данное мусульманское течение без радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это – пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и «замороженном» состоянии.
Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической его нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешние атрибуты и второстепенные вопросы «соответствия Сунне». Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также – на устранении языческих наслоений, которые «вплелись» в культуру и традицию арабских племен.
Также термин «саляфиты» последние десятилетия используется по отношению к последователям мусульманского течения, которые стараются строго копировать, точно подражать во внешнем виде (до мелочей), в стиле жизни, в убеждениях тому, что было во времена жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижников.
Основатель саляфизма Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб
Основателем саляфитского течения (в том первоначальном виде) считается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1703–1792). Еще с детства богословские знания (ханбалитский фикх, тафсир, хадисы) он получил от своего отца. Коран он выучил в десятилетнем возрасте. С юности он постоянно совершенствовал свои познания в мусульманском богословии, посещая разные города и обучаясь у разных ученых того времени. В итоге это дало ему хорошие фундаментальные познания. В то же время посещение городов и анализ обычаев, традиций разных арабских племен того времени привели его к выводу, что в арабском мире осталось мало от Ислама и появилось много от язычества. Постепенно, поэтапно, начиная с 1730 года, он начал проповедовать возвращение к истокам мусульманского вероубеждения и с переменным успехом получать поддержку у руководителей городов и областей.
Основные убеждения и принципы данного течения
Основатель саляфизма, обучаясь, изучал и практиковал именно ханбалитский мазхаб, но приобретя большой багаж знаний и начав давать фетвы (богословские заключения), мог согласиться с мнением другого мазхаба[2], если тот имел, на его взгляд, более сильный аргумент. В итоге данное направление мусульманской богословской мысли приобрело отличительную особенность: в основополагающих положениях Ислама они не придерживаются строго какого-либо из мазхабов, но в обычных второстепенных вопросах (например, в религиозной практике) они следуют ханбалитскому мазхабу.
Данное течение призвало открыть врата иджтихада[3], так как они оставались закрытыми со времен падения Багдада в 1258 году[4]. Акцент был сделан на необходимости вернуться к истокам, к Корану и Сунне. Не допускалось принимать то или иное положение, касающееся вероубеждения (акыды), пока не будет найден прямой и однозначный аргумент в его пользу. Главным являлось устранить элементы язычества, наслоившиеся с течением веков на мусульманские убеждения и ценности.
Также одним из важных принципов было устранение религиозных нововведений, предрассудков и суеверий, которые были сильно распространены в те времена по причине невежества и отсталости от прогрессивной богословской мысли. В значительной степени это касалось «паломничеств к святым местам», приписывания святости тому, что ее не имеет. Кладбища в итоге были приведены в порядок: устранены мавзолеи и помпезные сооружения. Они приобрели скромный и неприметный вид.
Конечно же, главным, что привнесло данное течение, является пробуждение и оживление мусульманской богословской мысли. Богословская ученая среда ожила, перестала слепо следовать словам и выводам прошлых поколений ученых, начала изучать суть, работать с первоисточниками в поиске прямых или косвенных аргументов в пользу того или иного. В общем, был сделан акцент на распространении знаний в обществе и подъем уровня культуры.
Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом было написано несколько книг, в основном все они касаются темы Единобожия (таухид).
Ученые и основные книги саляфизма
Корнями данного богословского направления мысли, начиная с самого основателя, являются следующие ученые и их научные труды:
1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг. по григор.; 164–241 гг. по хиджре).
2. Ибн Таймия (1263–1328 гг. по григор.; 661–728 гг. по хиджре).
3. Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг. по григор.; 691–751 гг. по хиджре).
Научная мысль Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилась отголоском (эхом) именно этих трудов, он дал их идеям научно-практическое применение. Ученые-богословы Ибн Таймия и Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия были муджтахидами (учеными-исследователями) именно ханбалитского мазхаба, которому, по сути, и последовали приверженцы саляфизма.
Саудиты и саляфизм
Что касается распространения данного течения среди арабских племен того времени, то ключевым в этом процессе является знакомство Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба с Мухаммадом ибн Саудом, бывшим одним из местных руководителей. В 1744 году между ними был заключен союз. В итоге их сотрудничество привело к объединению разрозненных племен Аравийского полуострова и образованию государства Саудовская Аравия. И по сей день эти два рода дружат и сотрудничают.
Мне понравилось, как Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд в своей книге «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра» отдельным абзацем в теме саляфизма дал внешнее описание последователей саляфизма[5]: «В Египте легко отличить последователей саляфизма от приверженцев других религиозных течений: мужчины надевают джильбаб (мужское платье в виде длинной рубахи) и белый платок на голову. Тем самым они становятся похожи на жителей Персидского залива. Длинная рубаха почти до земли и из той же ткани штаны под нею. Основной причиной следования такому стилю в одежде считается отсутствие очертаний ‘аурата, тех частей тела, которые в обязательном порядке прикрываются перед другими людьми»[6].
Категории современных саляфитов
Современных саляфитов (конца XX — начала XXI вв.) можно разделить на три категории:
1. Ученые-факыхи (богословы), которые дают фетвы (богословские заключения), принимая во внимание мнения великих ученых прошлого и выбирая из них то, что имеет наиболее сильную, убедительную и достоверную аргументацию. Спрашивающего они обычно информируют о том, что есть и другие варианты ответа. Они не фанатичны в приверженности одному мнению и не вступают в споры, богословские полемики, а тем более не очерняют тех, кто считает другое мнение более верным, достоверным или правильным.
2. Те, кто не принимает аргументацию великих богословов прошлого, а призывает имеющих соответствующий ученый уровень работать непосредственно с первоисточниками, с Кораном и Сунной. При этом они уважительно относятся к мусульманскому богословскому наследию и великим ученым прошлого.
3. А это уже та часть саляфитов (обычно молодых, юных и малограмотных), кто «загрузил» себя и своих последователей постоянной работой над второстепенными вопросами, по которым всегда были разногласия. Книги и современный Интернет переполнены такими полемиками. Представители этой категории отдают все силы на поиск «единственно верного по Корану и Сунне», что в итоге превращается в бесконечные споры. Они призывают других отказаться от следования какому-либо мазхабу, настаивая, чтобы следовали только им, их «пути Корана и Сунны», а точнее – их новоявленному мазхабу. Обычно всех несогласных они быстро приписывают к кяфирам (безбожникам) либо мушрикам (язычникам).
Полагаю, разумный и просвещенный читатель сразу поймет, что первые две категории следуют здоровому научному подходу в вопросах изучения и практики Корана и Сунны, а вот у третьих — проблема фанатизма и противопоставления себя всем остальным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.
[2] Мазхаб — дословно «путь»; богословско-правовая школа Ислама.
[3] Иджтихад — дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск богословом-факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.
[4] В 1258 году произошло взятие Багдада монголами. Монгольские войска под командованием Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) и их союзники осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. «Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, Хулагу, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась. А Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия!» См.: https://military.wikireading.ru/21275.
«После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100 000 до 1 000 000 жителей. Библиотеки Багдада, включая Дом Мудрости, были уничтожены монголами, книги кидали в реку, чтобы гатить Тигр. Багдад был разрушен и несколько столетий оставался грудой развалин, что означало конец Исламского Золотого Века.
Дом Мудрости, библиотека, содержащая рукописи по множеству отраслей науки, особенно по медицине и астрономии, была разрушена. Выжившие говорили, что Тигр был черным от смытых с рукописей чернил и красным от крови ученых и философов. Монголы сжигали дворцы, мечети, библиотеки, больницы. Прекрасные здания, стоявшие веками, были уничтожены.
«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч Ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился» (Стивен Датч)». См.: https://ru.wikipedia.org.
[5] Автор книги, которую я взял за основу при написании данного материала, является египтянином, а потому в темах о религиозных течениях дает также описание их последователей в современном Египте.
Хотя я заключил эти слова в кавычки как цитату, все же перевожу не подстрочно, а так, чтобы было понятно моему читателю.
Салафиты и их особенности
Салафизм (от слова «саляф» – предшественники) представляет собой одно из направлений в исламе, представители которого заявляют о своём идейном и интеллектуальном наследовании первых поколений мусульман (сахабов, табиинов и таби ут-табиинов) и призывают других мусульман «вернуться» к временам ранней исламской общины.
Примечательно, что сам термин «салафизм» является самоназванием придерживающихся этого течения мусульман. Представители других течений внутри ислама называют салафитов часто ваххабитами – в честь одного из создателей течения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Происхождение
Корни учения салафизма уходят в XIII-XIV века (по Милади) – в период жизни богослова Ибн Теймии. Этот богослов и правовед многое сделал для оформления мировоззренческих рамок салафизма, который начал крепнуть и стремительно распространяться спустя пять веков благодаря союзу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими с представителями династии Саудов на территории Аравийского полуострова. Появление в XX веке государства Саудовская Аравия стало одним из важнейших этапов распространения салафитской идеологии.
Суть учения
Ключевое понятие, вокруг которого строится всё учение салафизма, – единобожие. Салафиты различают несколько его видов – от трёх до четырёх. Первый, таухид уль-улюхийа, представляет собой поклонение Всевышнему. Второй, таухид ур-рубубийа, обозначает то, что Аллах является Творцом всего и вся. Третий вид, таухид уль-асма уас-сыйфат, подразумевает наличие у Всевышнего Творца атрибутов и имён. Четвёртый вид, таухид уль-хакимийа, означает принадлежность всей власти Создателю.
Представители других течений внутри ислама критикуют салафитов за указанное разделение, отмечая, что оно, с одной стороны, излишне, а с другой – может выступать в качестве политического инструмента. В первом случае речь идёт о бессмысленности разделения таухид уль-улюхийа и таухид ур-рубубийа. Критики отмечают, что вера в единство Творца и поклонение Ему невозможно без признания Его господства, а потому салафитское разделение неадекватно реальности. Более того, оппоненты салафитов отмечают, что предложенная Ибн Таймией и далее дополненная Саидом Кутбом типология является ничем иным как необоснованным нововведением (бид’а). Примечательно, что сами салафиты провозглашают борьбу с нововведениями в религии одной из своих главных задач.
Многие сегодняшние проблемы радикализма исследователи и богословы склонны выводить из выделения египетским публицистом Кутбом таухида аль-хакимийа, суть которого сводится к тому, что не следующий шариатским наставлениям правитель признаётся неверным, равно как и подвластные ему люди. В отношении них Саид Кутб признавал допустимость ведения боевых действий.
Другой отличительной чертой учения салафитов является придание Всевышнему антропологических черт – наличие лица, глаз, рук и ног, приписывание Ему места. Салафиты оговариваются, что не знают, как именно выглядят конечности и где именно находится Всевышний, однако сути в их антропоморфизме это не меняет. Суннитские учёные придерживаются иной позиции, рассматривая аяты Священного Корана, в которых говорится о руке, лице Бога и так далее, сквозь призму аллегорий. Мусульмане, не придерживающиеся салафитской акыды, отмечают, что Создателю миров не присуще нахождение где-либо и ограничение Себя какими-то физическими, пространственными границами. Постановка вопроса об этом и об органах тела в рамках традиционных мусульманских воззрений, в принципе, невозможна.
Салафизм и джихад
При толковании священных текстов салафиты предпочитают делать акцент на самом тексте, а не на его смысловых составляющих, трактуемых сквозь призму разума. Кроме того, они отрицают необходимость следовать иджме (общему мнению авторитетных мусульманских учёных) и использования кыяса (суждений по аналогии).
Салафиты часто подвергаются критике со стороны других мусульман из-за распространения конфликтов в разных уголках земного шара.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
саляфы это первое поколение мусульман,во главе с пророком Мухаммедом,Салалаху алейхи ва салям,если не они на сунне то кто тогда на сунне
«Суннитские учёные придерживаются иной позиции» как будто Саляфиты шииты написали, незнаю какого течения Я нету таких больших знаний но вот: 56:13 Многие из них – из первых поколений, 56:14 и немногие – из последних А так да много всяких течений есть даже в мечетях танцуют в транс входят не знаю сердце подсказывает это не правильно.
Короче слышал такую историю. Типа салафитское лобби в разных регионах России и Казахстана подкупает своих адептов. Типа их отправляют на обучение куда-то, человек там повышает свои связи и авторитет. Ему покупают машину, дают денег. Делают ему имидж успешного мелкого предпринимателя. Тот в итоге начинает вовлекать в салафизм других. И так далее.
Кто такие салафиты? Рассказывает российский эксперт Ахмет Ярлыкапов
В Чехии 205 казахстанским беженцам-салафитам и их детям грозит депортация на родину. Сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ахмет Ярлыкапов рассказывает о течении салафизма и его последователях.
Фундаментализм может быть разным, он может быть агрессивным или же наоборот. Он может быть каким угодно. Допустим, салафитами называют и ваххабитов, которые более-менее уживаются в Саудовской Аравии с людьми, относящими себя к другим ветвям ислама, а на Северном Кавказе салафиты достаточно агрессивные.
Также салафитом называли имама Шафия, который является основателем одного из четырех мазхабов, толков суннитского ислама. Сами термины «салафиты» и «салафизм» очень широки и расплывчаты. Очень трудно, назвав кого-то салафитами, дать этой группе мусульман исчерпывающую оценку. Вот в чем заключается моя основная мысль.
— Господин Ярлыкапов, скажите, пожалуйста, были ли случаи, когда на Северном Кавказе последователи салафизма вовлекались в какие-либо террористические акты?
— Конечно, этих случаев очень много, но не все из тех, кого называют салафитами, участвуют в террористической деятельности. Однако большинство из тех, кто участвует в террористической деятельности, являются салафитами. Это явно установленный факт, именно поэтому можно сказать, что очень часто салафиты являются чрезмерно агрессивными, но не все. Есть огромная масса людей, которые являются салафитами, но не поддерживают террористическую деятельность.
Сетевая структура характерна для такой мощнейшей исламской партии, как «Хизбут-Тахрир», также она характерна для «Аль-Каиды». Сетевая структура широко используется самыми разными группами, и не только салафитами. Однако единой глобальной исламской сети не имеется. Есть сети, которые созданы разными исламскими группами, то есть суфийские сети, сети, созданные той же «Аль-Каидой», сеть «Хизбут-Тахрир».
Допустим, на Западе есть люди, которые создают панику и говорят, что мусульмане создали сеть и они быстро возьмут власть в свои руки. Но они ошибаются: такого исхода никогда не будет. Потому что среди данных исламских групп нет единства. Также нет единой сети, созданной салафитами.
Имеющиеся сети всегда конкурирует друг с другом. Допустим, та же «Аль-Каида» просто ненавидит членов партии «Хизбут-Тахрир». Надо понимать, что единой исламской сети нет. Есть несколько сетей, созданных разными, конкурирующими, иногда даже открыто борющимися друг с другом группами мусульман.
— Господин Ярлыкапов, также у некоторых наблюдателей есть мнение о том, что краеугольным камнем этого течения является абсолютное неприятие государства, государственного аппарата, которое может вылиться в одномоментное, вооруженное сопротивление против государственного аппарата.
— Государственный аппарат этими людьми не принимается, так как, по их мнению, все государства основаны на человеческих законах, а не божественных. Для салафитов же очень важно, чтобы на земле восторжествовали законы Бога. Именно поэтому они выступают против Конституции и против светских законов.
— Господин Ярлыкапов, насколько сообщество салафитов получило распространение в странах Центральной Азии? Можно ли в этом случае провести какую-либо параллель с системой «Хизбут-Тахрир», которая вызывает негативную реакцию со стороны властей стран Центральной Азии?
— Господин Ярлыкапов, хотелось бы сузить нашу тему до салафитов, то есть до салафитов в Центральной Азии. Известно, что недавно в Таджикистане запретили это течение, а в Казахстане салафиты не входят в список, так сказать, террористических организаций.
— Очень трудно понять, кого же подразумевают под салафитами. Почему в России не запретили ваххабитов? Например, был опыт запрещения салафитов в Дагестане, но по всей России их деятельность не запретили. Потому что в юридических терминах очень трудно объяснить, кого же запрещать.
А салафитов очень трудно запретить. Кто такие салафиты? Это мусульмане, которые говорят, что они следуют опыту предков времен пророка Мухаммеда. Но это слишком широкое определение. Практически все мусульмане говорят, что не отрицают опыт тех времен. Они на нем и основываются. В этом и заключается трудность запрета.
В Таджикистане салафитские группы даже входят в парламент, чуть ли не участвуют в политической жизни республики, это люди, которые имеют салафитские убеждения. Поэтому трудно запретить нечто, называемое салафизмом. Оно очень трудно определимое понятие.
— Господин Ярлыкапов, вам известно, как обычно они сами себя называют? Например, беженцы из Казахстана говорят, что они не салафиты, а последователи чистой веры.
— Как они вам говорят, так они себя и называют везде: «чистые», «настоящие мусульмане». Иногда могут называть себя «молящиеся мусульмане». В основном на постсоветском пространстве салафиты называют себя молящимися или практикующими мусульманами, тем самым противопоставляя себя так называемым этническим мусульманам.
По мнению салафитов, этнические мусульмане родились среди мусульманского народа, но не являются мусульманами, потому что не исполняют основных обязанностей мусульман. Салафиты же могут по-разному себя называть. Какого-то единого самоназвания у них нет. Это также является дополнительной трудностью для определения. Если государство хочет запретить салафитов, то кого же оно будет запрещать?
— Абсолютно характерно. Они противопоставляют себя тому, к чему сегодня пришли остальные мусульмане. Именно в этом пафос их призыва к временам пророка Мухаммеда. Они считают, что ислам изменился за это время, точнее не ислам сам по себе как религия, а мусульмане изменились. По мнению салафитов, люди, считающие себя мусульманами, отошли от истинной веры и им необходимо вернуться к истинной вере. В этом и заключается фундаментализм салафитов. Это мы называем фундаментализмом. Они часто противопоставляют себя так называемому традиционному исламу.
— Причины могут быть самыми разными. Нет какой-то универсальной причины, которая приводит их к салафизму. Часто элементарный протест против существующих реалий может послужить причиной. Для вас не секрет, что в странах Центральной Азии это такие проблемы, как коррупция, часто встречающееся клановое засилье.
Молодому человеку невозможно пробиться вверх. Ему для карьеры необходимо копить определенные средства, чтобы дать взятку и затем пробиться в люди и так далее. Все это вызывает протест у молодежи, после чего она находит некий иллюзорный выход из этой ситуации в религии и в возврате к тем золотым временам, золотой эпохе, когда жил пророк Мухаммед.
Это некая эмоциональная замена, когда они понимают, что сейчас у них этого нет, но когда-то это было. Что они принадлежат к той религии, которая эту справедливость устанавливала в мире. Поэтому они пытаются апеллировать к тем временам и говорить, что надо вернуться к тому времени, когда была возможность каждому проявиться в чем-то.
Часто это может произойти из-за протеста против элементарного государственного или нередко встречающегося силового насилия. Вам известно, что на постсоветском пространстве силовые структуры часто действует очень неосмотрительно, тем более сталкиваясь с таким новым для себя явлением, как практический ислам.
Есть соблазн запретить все, и силовики действуют понятным для себя методом. Например, избивая людей. Это вызывает протест людей против государственно-силового нажима. Таким образом, существует масса причин, по которым молодежь становится на путь салафизма.
— Спасибо вам за беседу, господин Ярлыкапов.