Что такое самобытность художника
Самобытность
Самобытность – это качество личности, рассматриваемое с нескольких сторон – индивидуального проявления и культурного соответствия. На первом уровне значение слова самобытность используется для характеристики оригинального, своеобразного, уникального поведения человека, отличающего его от других и делающего не похожим на массовые образы. Самобытность в данном ключе затрагивает не только поведенческий аспект, но и внешние проявления человека в выборе мест, архитектурных решений, создания собственного внешнего образа и стиля жизни. Примеры таких личностей могут встречаться в историях мировой культуры и каждый день среди наших знакомых. Такие люди обычно четко держат направление своего движения и не поддаются критике общества, оказываются нечувствительны к внешнему навязыванию. Они носят ту одежду, которую сами считают красивой и удобной. Слушают ту музыку, которая откликается в их сердце и работают над теми проектами, в которых видят смысл.
Во втором значении самобытность отражает некое постоянство существования человека в культурной среде, отражающее его укорененность. Это может быть очень близким отражением четкого наследования традиций и выбора предков, поддержания чистоты и оригинальности собственного духовного наследия. Примерами такой культурной самобытности служат чаще всего деревни, далекие от цивилизации, ревностно хранящие свои традиции, одевающиеся в соответствии с культурными и обрядовыми законами той местности и не подвергшиеся изменениям вследствие стирания культурных границ. Сюда же относится сохранение родного языка, диалекта, устного творчества, верований, ценностей и идей народа.
Что такое самобытность
Значение слова самобытность обычно применяется для определения оригинальности человека или его творения. При этом оригинальность наполняется значительно большим смыслом, чем простая непохожесть на большинство. Самобытность в создании вещей, окружающего пространства и других продуктов проявляется не в копировании, подражании или миксовании готовых нескольких идей, а в творческом изначальном создании чего-то нового и неповторимого. Основой для создания таких новых творческих концепций или ежедневных жизненных проявлений происходит с опорой на собственные внутренние ценности и выборы или же культурно-нравственные категории соответствующей культуры.
Самобытность лишена внешних подсказок и сценариев, как жить. Невозможно сохранить свою собственную уникальную самобытность и при этом представлять среднестатистического по всем параметрам обывателя. Жизнь на автопилоте, хождение по известным улицам, исполнение заведомо успешного сценария удобны, но далеки от самобытности. Это качество личности, которое включает постоянный внутренний поиск, творение окружающего в соответствии с душевными потребностями, а не подстраивание своих желаний под существующие рамки действительности. Самобытность занимается постоянным сличением соответствия проживаемой жизни с тем, какие ценности находятся внутри у человека. Это предельная честность в контакте с миром и смелость выйти в него без маски и отстаивать свою позицию.
Следование и поддержание своей самобытной природы неизбежно приводит человека к воплощению своего предназначения, нахождению того жизненного пути и созданию такого жизненного пространства, в котором личность будет максимально реализованной. Многие выбирают другой путь, поскольку цена провала при стремлении к своим настоящим целям воспринимается крайне тяжело. Любые неудачи в достижении фальшивых желаний не так сильно травмируют эго, точно так же как и менее ранит критика, если продукт был скопирован, а не рожден в творческих муках. Но качество жизни и продукта в этих условиях принципиально различны.
Некоторые ученые противопоставляют самобытность универсальность, считая последнюю обезличенным проявлением человека, как удовлетворяющего все социальные запросы существа. Но универсальность умений, взаимодействий и прочих проявлений не отменяет человеческой оригинальности и самобытного осуществления универсальных вещей. Самобытность не ограничивает возможности и способности, а лишь придает им исключительную и узнаваемую окраску.
Самобытность как качество личности
Самобытность, проявляющаяся личностным качеством, включает в себя сочетание высокое проявление некоторых человеческих характеристик. То, что человек самобытен, проявляется в способности идти своим путем, не смотря на советы и требования окружающих, игнорируя требования моды и внешней актуальности, а беря за основу собственные внутренние убеждения. Помимо следования своему пути качество самобытности проявляется в умении быть собой, а именно в отсутствии страха отличаться от большинства. Поддержание своего уникального существования становится главной чертой самобытного человека и помогает сохранить не только эту черту, но и развить множество других.
Невозможно качество самобытности без высокого уровня самостоятельности. Эти понятия неотделимы, поскольку если только вы знаете, куда вам стоит двигаться, то вся ответственность ложится на ваши плечи. Чем больше дел делегируется, чем больше ответственности перекладывается, тем меньше в человеке самобытности. Подчинение чужим потребностям и видению реальности постепенно вытесняет уникальность личности, заменяя ее шаблонным удобным поведением.
Именно из такого стиля жизни рождается самобытная оригинальность, а точнее позволяет проявиться истинной и неповторимой человеческой сущности. Каждая личность уникальна, никто не является копией другого, и чем более очищенным и неприкрытым является взаимодействие человека с миром, тем более заметны эти отличия. Маски, социальные роли, выполняемые правила поведения одинаковы, обезличены и предписаны. Выходя за их пределы, проступает самобытность и честность.
Как качество личности, самобытность более развита у тех детей, которые воспитывались в обстановке принятия и любви. Обычно им многое разрешается – рисовать на обоях, пробовать на вкус песок, четыре раза поменять ВУЗ и прочее. Чувствуя возможность следовать своим выборам, и что вне зависимости от них ребенок будет принятым и любимым, закладывается основа отношений с миром, где есть место проявлению себя. Кроме того поддержка родителей и развитие ребенка вслед за его интересом, а не по выбранному жесткому пути формирует умение прислушиваться к своим потребностям и осуществлять их.
Любое проявление требует определенной платы. И если вы хотите спокойную жизнь, среднее хорошее отношение социума, то ради этого придется жертвовать своей оригинальностью. Если же вы стремитесь к самобытному проявлению, то необходимо быть готовым к тому, что многим это придется не по нраву, кто-то захочет вписать вас в общие рамки, да и помощников на непроторенном пути встречается крайне мало.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Язык творчества очень богат и разнообразен, он дает возможность выразить свое отношение к жизни, эмоции и мысли об окружающем мире. Художники реализуют такую возможность, пользуясь различными красками, оттенками, аллегорическими образами и знаками, которые призваны раскрыть идею его произведения. Многие самобытные художники пишут картины по своим индивидуальным методикам, не используя классический подход и традиционные правила живописи. Они руководствуются собственными чувствами и эмоциональным видением того, что собираются воплотить в произведение. Самобытные творцы, не имея профессионального образования, пользуются лишь талантом, который дан им природой.
Некоторые художники реализуют себя в узких сферах творчества, им можно заказать иконостас или другое убранство интерьера любой сложности. Для этого применяется утонченная и кропотливая работа с позолотой, которая позволяет удовлетворить требования самых привередливых и взыскательных заказчиков. Подобная работа не оставляет никого равнодушным.
Художников, работающих в данном сегменте не мало. Благодаря доступности материалов к изобразительному искусству обращается большое количество людей и к подобному творчеству приобщается все большее количество желающих. Проводится много интересных выставок с участием самобытных художников, на которых можно увидеть совершенно необычные техники живописи и жанры. Такие мероприятия позволяют выявить наиболее талантливых и самобытных мастеров, обладающих природным талантом. Такие работы отличаются невероятным теплом, душевной добротой, искренностью и реальностью восприятия. Несмотря на то, что работы не отличаются традиционным профессионализмом, они также относятся к искусству. Любительская живопись называется народным творчеством.
Самобытный художник Сибири
Самобытный художник Сибири
Известный в Приангарье художник Николай Тарасик – мастер с безошибочно узнаваемым стилем – не случайно любим зрителями и коллекционерами.
За то время, что Николай Викторович прожил здесь, он сделал немало, вложив свой безумный талант, свое видение в развитие культурной жизни нашего города.
На картинах Николая Тарасика, как будто на потертых временем фресках, проступают образы героев то ли ушедших эпох, то ли живущих вообще вне всяких систем координат.
При помощи зыбких светотеневых пятен и четких прорисованных линий автор обнажает некий таинственный мир, который словно действительно существует за тонкой гранью реальности. Персонажи его картин в своем сходстве с иконописными образами святых настолько проникновенны, а композиции связаны сильной внутренней логикой.
Иногда в истории случаются такие художники, которые дают импульс. Запускают некую творческую программу. Не прерывают связующую нить между небом и землей, а наоборот – укрепляют ее, делают прочнее каната, хотя она и паутинной прозрачности, и, как правило, живет на самом кончике кисти. Берет художник кисть в руки, обмакивает в краску, а дальше… Не всем дана такая способность. Тарасику – дана.
Биография Н. В.Тарасика
Николай Викторович Тарасик родился в 1956 году в с. Вязынка Минской Области. Окончил отделение монументально-декоративной росписи Минского Государственного художественного института в 1982 году и с этого же года жил и работал в Усть-Илимске Иркутской области.
Несмотря на то, что с некоторых пор Тарасик перебрался в Москву. Перебрался, а свои золотые работы – оставил. В Сибири они живут в Усть-Илимской картинной галерее, у коллекционеров, а самое большое собрание – в галерее ДИАС.
Много лет Николай Викторович Тарасик преподавал в Усть-Илимском филиале Иркутского педуниверситета. С 1993 года являлся доцентом кафедры изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета. Учил не словом, но делом. Учил тому, как сделать так, что «из светлых, желтых и золотистых туманностей его живописи возникают некие ностальгические, романтические и мифологические образы…» Образы, настолько узнаваемые и самобытные, что – ни с кем не спутаешь. И в этом смысле скопировать манеру письма Тарасика невозможно: повторить сюжет, перерисовать один в один плавность линий – легко. Будучи преподавателем художественно-графического факультета, он воспитал множество талантливых учеников.
В 1996 году стал членом Союза художников России.
— «Художники Иркутска». 1996. ЦДХ, Москва.
— Персональная. 1997. Иркутский областной художественный музей.
— Персональная. 1999, 2004, 2016. Усть-Илимская картинная галерея.
Является многократным участником городских, областных, всероссийских и зарубежных выставок. Его произведения хранятся не только в российских музеях, но и в частных коллекциях России, Германии, США, Японии.
Стиль работ Н. В.Тарасика
Тарасик узнаваем. Это касается не только художественного метода, техники или манеры, но и инструментария. Экспозиция Николая Тарасика это – мягкость пастели, отблески золочения и сухость темперы. К этому прибавьте согревающее действие теплых тонов.
Отсутствие масляного лоска, суммарный эффект матовости принципиально важен для художника. Сухие цвета, «нежирность» работ ассоциативно вызывает у зрителя ощущение, будто картины напитаны пылью времен. Заметим, что время, вообще, один из ведущих мотивов Николая Тарасика. Впрочем, выражен он неброско и невыпукло. Скорее, он едва уловим и потому, чарующий, мистический.
Николай Тарасик стремится выйти за допустимые границы времени; настоящее для него только повод, истинный его интерес – вечность. Между тем, устремления его не порывисты – это не кипучая романтическая буря, не вероломный временной водоворот; лишены они и эгоистической мотивировки – совершить задуманное «во что бы то ни стало!» В противовес этому Тарасик пользуется методом наблюдения, восточной созерцательности. И здесь он проявляет исключительную настойчивость и последовательность. Манера его – это, прежде всего, манера выдержанная. Вы не найдете на его полотнах буйства цвета. Его тона спокойны, уравновешены, лишены ярко выраженного противопоставления, но не акцентировки.
Особенность оптики Николая Тарасика такова, что позволяет ему заглядывать за грань, за предел. В проброс он и прорезает свои полотна, давая нам увидеть многослойность бытия. В своих работах Тарасик предстает как носитель древнего сознания, когда для человека параллельно сосуществуют все времена. Неслучайно и лица, что проступают на полотнах, и виднеются в прорезях, изображены в соответствии с иконописным каноном.
Этот прием – демонстрация зыбкости – один из характерных для творчества Николая Тарасика.
Художественный мир Николая Тарасика, на первый взгляд, не имеет нечего общего с окружающей действительностью – это таинственное пространство мифа, легенд, грез и сновидений. Зачастую изображенные на холсте или листе бумаги герои и предметы трудно различимы, как будто подернуты некой дымкой. Но каждая деталь этих работ, вплоть до выбора цвета, имеет свой глубокий смысл. «Природа работ Тарасика – это реальность, возведенная в категорию символа.
Автор стремится к истокам чистоты, нравственного, религиозного сознания, – рассказывает куратор выставки, искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. – Можно сказать, что главный герой его работ – время, но как философская категория, существующая вне настоящего, прошлого и будущего. Для обывателя Тарасик может показаться сложным художником, но для человека, обремененного сознанием и верой, автор прост и ясен.
Постоянные мотивы Николая Тарасика образуют особого рода «театрализованное» пространство, в котором лицедействуют задумчивые и отрешенные от мирской суеты герои, напоминающие средневековых святых и пророков. Греко-византийским образам сопутствует главный ностальгический образ Белоруссии с магическим обаянием ее легенд, проступающих сквозь туманную завесу мистических ландшафтов, в которых оживают тихие и печальные «тени забытых предков».
«Художник привлекательный и изящный. Из светлых, желтых и золотистых туманностей его живописи возникают некие ностальгические, романтические и мифологические образы. Легко узнаваем, владеет самобытным стилем, в картинах видна свободная и самобытная личность».
«Николай Тарасик – мастер законченной вещи, тонкий колорист, умеющий точно, изящно организовать плоскость холста. Мягкий лиризм, романтичность, завораживающая таинственность присущи всем его произведениям. В его пейзажах удивительно сочетается узнаваемость сибирской природы и некий фантастический космический колорит. В натюрмортах – мягкий и трепетный свет, возникающий словно из глубины изображения».
Уникальный творческий почерк, присущий Николаю Тарасику, заставляет многих искусствоведов называть его произведения тонкой и нежной поэзией, переведённой автором на язык живописи. Особую ауру картинам, написанным Николаем Тарасиком, придаёт наполненность их символами.
Метафоры, используемые художником, можно увидеть не только в изображённых им объектах, но и в композициях работ, и в технике их создания. Главным цветом в картинах Николая Тарасика всегда становится золотой, также становящийся символом. Это цвет добра, отражающий натуру художника, его поэтическую душу.
Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
Темперные краски – одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
Николай Викторович Тарасик в большинстве своих работ использует темперные краски, что позволяет создавать самобытные, присущие только ему особенные картины.
Ученики Н. В.Тарасика – известные люди г. Усть-Илимска
Дмитриева Юлия Федоровна – выпускница художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. В настоящее время – директор МБУК «Картинная галерея» г. Усть-Илимска.
Коневских Константин Васильевич – уроженец города Усть-Илимска Иркутской области. Участник объединения молодых художников города Усть-Илимска. Выпускник художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета, 1998г. В настоящее время директор МОУДО «Районная детская школа искусств» п. Невон.
Санжак Илья Геннадьевич – выпускник художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. Художник-мультипликатор, художник-прорисовщик работал над созданием анимационного фильма «Карлик Нос».
Проект: «Самобытный художник, архитектор, скульптор»
Издавна Ярославская земля славится своими талантами, мастерами своего дела: самобытными художниками, танцорами, поэтами и музыкантами. Об одном таком талантливом человеке я и хочу рассказать. Это мой дедушка Устюгов Алексей Филиппович – самобытный художник, скульптор, мастер резьбы по дереву.
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
2. Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности… Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире… 1 К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразил открытие в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах труднодоступных пещер. На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, доставляло что-то новое, свое. И результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей каждого народа, поэтому это искусство и называется народным. 111 У художника свое восприятие, свое понимание реального мира. Он видит в окружающей жизни то, чего не можем увидеть мы так, как художник. 11111 Дедушка – талантливый художник. С раннего детства он любил что-то изображать, рисовать. Учась в школе, оформлял выставки, стенгазеты. Не хватало бумаги, не было красок, цветных карандашей – рисовал угольками, отколотым камешком известняка, просто камнем. 1 йй йййй Делал из дерева самолеты, ребятишкам они очень нравились. Из бумаги с помощью накладывания листов друг на друга делал медали. Дедушка их разрисовывал, и они получались как настоящие. Однажды дедушка вместо восклицательного знака нарисовал красивую морковку и раскрасил ее в красный цвет. Не зря поэтов, художников называют чудаками. Й Кроме рисования художнику очень нравилось рассматривать красивые цветные иллюстрации в книгах, рисунки, любоваться красивой природой. Йй Творчество Алексея Филипповича представлено работами в разных видах, жанрах, направлениях.
В 1955 году возвращается в родное село и поступает учиться в Ярославское училище механизации. По окончании училища работает в этом же заведении художником – оформителем. В 1963 встречается со своей будущей жжено Потеряевой Евдокией Никифоровной. (Бабушка родом из Белокатая) В 1964 году дедушка с бабушкой расписались. Жена встретилась под стать мужу, самые вкусные пироги и булочки – у нее. Вырастили и воспитали четверых детей, 7 внуков.
1 3.Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав красоту дерева и усилив ее. В наш современный век жилье у человека все больше типовое. Дома строят быстро, но уж больно одинаково. А человек, особенно сельский житель, не может существовать без личного, присущего только ему. Наконец, без красоты. Каждый хозяин стремится украсить дом разным декором – от слухового окна, карниза и до наличников окон, крыльца и даже ограды с калиткой (Приложение 2,3) 11 Резьба выполняется в разной технике. Например, прорезная или ажурная резьба используется чаще всего при отделке домов, мебели, посуды, а скульптурная в изготовлении деревянных игрушек и сувениров. Также резьба в настоящее время находит свое применение в украшении дач, коттеджей, детских площадок и т. д 111 «Русские резчики больше полагались на живое воображение, острый глаз, чувство внутреннего ритма, поэтому и резьба их отличалась большой пластичностью, живописностью» (3-стр.4)
С детства дедушку привлекала резьба по дереву. Мало только ему приходилось вырезать в детстве: слишком много времени требует это занятие. А в военные и послевоенные годы тяжело приходилось всем. В основном вырезать начал, когда работал в училище художником – оформителем.
В своем творчестве дедушка использовал такие виды резьбы: с – плосковыемчатую; 1 1 – рельефную; 11 11111 – прорезанную или ажурную.
Плосковыемчатая резьба выполняется путем выборки двугранных выемок по контуру рисунка, изображающую, как правило, людей, животных, птиц или растений.
Рельефная резьба выполняется путем подрезки плоского орнамента (Приложение 4) Прорезной резьбой называется резьба, у которой удален фон, а ажурной – резьба сквозная, но с дополнительной обработкой. Такая резьба требует высокой квалификации резчика. Именно такой вид резьбы использовал дедушка при оформлении рамок под фотографии. (Приложение 5)
Каждый художник оставляет на земле свой след. У моего дедушки – это памятник в центре села.(Приложение ) й Сооружение памятников – давняя традиция цивилизованных народов. Скульптурные и архитектурные сооружения воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.
Самобытность
Смотреть что такое «Самобытность» в других словарях:
самобытность — самобытность … Орфографический словарь-справочник
самобытность — оригинальность, своеобразие, уникальность, неформат; отличительная черта, специфичность, свое лицо, особенность, нестандартность, редкостность, неизбитость, необычайность, странность, своеобычие, лица необщее выраженье, причудливость, народность … Словарь синонимов
САМОБЫТНОСТЬ — существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об ва, к рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в… … Энциклопедия культурологии
САМОБЫТНОСТЬ — САМОБЫТНОСТЬ, самобытности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к самобытный. Самобытность натуры. Идеалистическое учение славянофилов о самобытности исторического развития России. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
самобытность — САМОБШЫТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии. С. талант. Самобытная культура. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Самобытность — См. простонародность В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
Самобытность — родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии. Источник: Федеральный закон от 24.05.1999 N 99 ФЗ (ред. от 23.07.2010) О государственной политике Российской Федерации в отношении… … Официальная терминология
самобытность — • яркая самобытность … Словарь русской идиоматики
Самобытность — ж. отвлеч. сущ. по прил. самобытный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
самобытность — самобытность, самобытности, самобытности, самобытностей, самобытности, самобытностям, самобытность, самобытности, самобытностью, самобытностями, самобытности, самобытностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов