Что такое самодиктант по русскому языку
САМОДИКТАНТ
Смотреть что такое «САМОДИКТАНТ» в других словарях:
Диктант — (от лат. dicto диктую) один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные.… … Большая советская энциклопедия
ДИКТАНТ — (от лат. dicto повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В… … Российская педагогическая энциклопедия
СПИСЫВАНИЕ — СПИСЫВАНИЕ. Один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии, орфографии и грамматике. Различают два основных вида С.: неосложненное (с готового текста) и осложненное, т. е. с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение письму и письменной речи — автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспекти … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Возможности самодиктанта
Сам прием всем давно и хорошо знаком: ученикам предлагается как бы продиктовать самим себе выученное ими наизусть. «Выгода» вроде бы двойная: ставишь оценку по литературе, да и по русскому получается грамотнее, чем обычно. «Авторские знаки» можно не учитывать. Все? Как будто бы да.
Полвека я использовал самодиктант в вышеуказанных целях и только недавно обнаружил, какие еще возможности он в себе таит. Моих учеников «забрали» на эксперимент по ЕГЭ, и, вернувшись, они рассказали, что, кроме теоретических вопросов, им предложили написать своего рода эссе.
Так возникла идея личного комментария к самодиктанту. Собственно, при чтении наизусть я и раньше не только позволял своим ученикам по собственному выбору определить автора и произведение, но и поощрял обоснование этого выбора. Теперь, готовя их к контрольному самодиктанту, я продиктовал по одному стихотворению А.Ахматовой («Сегодня мне письма не принесли…») и М.Цветаевой («Вчера еще в глаза глядел…»), но разрешил заменить любое из них своим любимым. А для того, чтобы комментарий был квалифицированным, для примера прочитал им разбор ряда лирических произведений В.Маяковского из книги З.Паперного «Поэтический образ у Маяковского» («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Облако в штанах» и др.) и комментарий поэта Н.Коржавина к стихотворению А.Ахматовой «Песня последней встречи». Поскольку он был в свое время взят мною из журнальной публикации, процитирую его ниже: «Совершенно замечательно начало, особенно первые две строки, отличающиеся чисто ахматовской точностью в передаче психологического состояния. Сюжет здесь довольно прост: последнее запретное свидание, завершение какого-то тайного, обреченного романа. Детали передают не только напряженность, но и характер волнения: грудь беспомощно холодеет, а шаги легки – навстречу любви. И от нетерпения (а может, и от страха) кажется, что много ступенек, хотя наперед известно, что их только три. В волнении же (настолько оно велико) произошла знаменитая путаница с перчатками… При всей тревожности создается ощущение какой-то легкости, следовательно, высокости чувства… что свойственно подлинной любви… Чувство высокой тревожности нарастает, но мы еще не знаем, с чем оно связано. Это должны разъяснить последующие шесть строк…
Здесь… стихотворение застопоривается и буксует… В сущности, мы ничего… больше не узнаем про это чувство; диалог, из которого мы как будто должны что-то понять, так и остается неопределенно условным, театральным… Последние опять конкретны и… объединяясь с началом… достойно завершают стихотворение. Ощущение обреченной любви…».
«От себя» ребята писали немало интересного, прочувствованного, личного. Нередко написанное напоминало страничку из дневника: «Я выбрала именно это стихотворение («А ты думал – я тоже такая» А.Ахматовой), потому что, в отличие от А.Ахматовой, я всегда всем все прощаю, и эта черта моего характера меня саму раздражает. Люди иногда делают непростительные вещи. Бывает, что меня оскорбляют, унижают люди, которые мне близки и которым я доверяю. За мою еще совсем короткую жизнь мне сделали столько неприятных вещей, сколько ни одна из моих подруг и ни один мой друг не испытывали. В этом стихотворении А.Ахматова показывает, насколько она злопамятна, в какой-то мере жестока и что она никогда и ни перед кем не унизится. Ведь, когда ты унижаешься перед другим человеком, это задевает чувство личного достоинства. А у меня не задевает. Я очень часто унижаюсь перед теми, которые делают мне больно. Я понимаю, что я не должна прощать некоторые вещи, но прощаю. Некоторые даже смеются надо мной. Я очень хотела бы быть похожей на А.Ахматову и иметь такой же характер, как у нее…».
Кого-то выше процитированные строки возмутят: «Девочка не имеет представления о том, что поэт не всегда пишет лично о себе, что есть такое понятие – “лирический герой”. И потом, где здесь “восприятие, истолкование, оценка”, как того требуют экзаменационные темы последней педагогической “пятилетки”?».
По-моему, большинство не искушенных в поэзии людей воспринимают ее «через себя»: когда прочитанное перекликается с чем-то пережитым и перечувствованным. Иное – дело специалистов-литературоведов, мнение которых можно впрок зазубрить к экзамену или даже списать из специальных сборников, с тем чтобы на следующий день после экзамена забыть и о рецензируемом, и о поэте, и о поэзии вообще. А если искать в поэзии «свое», она еще не раз поддержит, заставит задуматься и какую-то существенную проблему осознать, решить.
Так, автор комментария к стихотворению Ахматовой, приведенного выше, и второе, цветаевское, стихотворение «В пятнадцать лет» воспринимает также «через себя», но уже не по различию, а по сходству: «Стихотворение М.Цветаевой “В пятнадцать лет” мне понравилось тем, что так же, как и я, она попрощалась с детством. Именно в этом возрасте я почувствовала себя “взрослой”. Я начала краситься, ухаживать за собой гораздо больше, чем раньше. “И каждый крик шалунье был дозволен, и каждый шаг”. Эта цитата очень задела меня. Ведь раньше мне было дозволено практически все. А сейчас я повзрослела и очень хотела бы в детство, так же как и М.Цветаева».
Если что-то и удивляет в этих комментариях-эссе, это неумение сопоставлять родственные стихотворения различных поэтов. Две девочки пишут о Цветаевой и Ахматовой, словно бы никогда не читали Пушкина. Одна из них истолковывает стихотворение «Следующей» М.Цветаевой, словно забыв «Я вас любил»: «Душа М.Цветаевой настолько велика и чиста, что, даже отдавая своего возлюбленного другой женщине, она остается верна тому, кого любит. Искренне она желает ему только хорошего, именно потому она учит “следующую” не повторять ее ошибок – лишь тогда они будут счастливы».
Другая, разбирая стихотворение А.Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» и не думает вспомнить «Осень» Пушкина: «Для меня весна – это светлое время года, оно дарит надежду, желание к чему-то стремиться, а у Ахматовой – наоборот. Она сожалеет о том, что наступила весна: это время года разлучило ее с любимым, заставило ее страдать».
Иногда к комментарию подключаются обстоятельства, сделавшие поэта для пишущей особенно близким и понятным: «Поражает его (Есенина. – Ф.Н.) восхищение любимой женщиной, и как красиво он говорит о ней: “Глаз златокарий омут…”, “волос твоих, цветом в осень”. Он одухотворяет свою любовь мотивами природы… Побывав однажды на его родине в селе Константиново и глядя на неописуемую природу тех мест, я поняла, почему он пишет такие красивые стихи…».
Бывает, они несколько упрощают комментируемое: «Лирическое стихотворение Анны Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить…” читается легко и просто. Именно его певучесть понравилась мне. В первую очередь – эти строки: “Пушистый кот мурлыкает умильней” – приносят душевное спокойствие. Сама героиня стиха дает понять, что “Просто жить – это и есть счастье”. Когда есть в душе вера, читаешь молитвы – тревоги уходят. Еще здесь автор показывает, какие внутренние силы человеку дает природа:
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Но все-таки для женщины, я думаю, дом и семья – самое главное. И героиня Ахматовой надеется все равно, что она не будет одинокой, что “он” постучит в дверь, нарушая ночную тишину.
Несмотря на эту грусть в стихотворении, оно нравится мне. Эти строчки стиха учат “просто, мудро жить”».
Мне уже доводилось писать о том, что чуть ли не на пятидесятом году учительской жизни я нашел новые методические ходы к прежде не любимому «изложению». Теперь вот, на пятьдесят первом, заново открыл для себя «самодиктант». «Век живи – век учись». Главное – уйти от ремесленничества, от стандарта, не уставать искать и находить свое и это же воспитывать в учениках.
И все-таки ностальгируешь по во многом несовершенным «советским временам» в педагогике, когда можно было свободно писать о любимом и нелюбимом в поэзии и прозе, а не укладывать свои эмоции и мысли в «прокрустово ложе» «восприятия, истолкования, оценки» в сочинении или эссе на заданную тему в «тесте». Иного выбора нам и нашим ученикам не оставили и, сдается, не оставят.
Диктанты и самодиктанты по русскому языку
«Грамотное письмо – не просто
движение пишущей руки, а
особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок, чем
богаче его словарь и
синтаксис, чем правильнее
его произношение, тем легче
даётся ему правописание».
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Диктант (от лат. dicto — диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.
Различают диктанты обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.
Наиболее распространённые виды обучающих диктантов — выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом — учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При так называемом самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся.
Как тексты диктантов чаще всего используются отрывки из художественных произведений.
В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
В качестве диктантов в данном сборнике предложены отрывки из стихотворных произведений разных авторов, а также загадки в стихотворной форме. Регулярное использование подобного материала на уроках русского языка в начальных классах будет не только способствовать формированию орфографической зоркости, но и послужит развитию интереса к предмету, поможет создать положительные эмоции, доброжелательную атмосферу и благоприятный психологический климат.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова. 5
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова ……………9
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, и, ю, я ……………………….12
Большая буква в именах существительных ……………………………………….15
Сочетание гласных с шипящими ………………………………………………….17
Звонкие и глухие согласные на конце слова ………………………………………22
Звонкие и глухие согласные в середине слова …………………………………….27
Непроизносимые согласные ……………………………………………………….34
Проверяемые безударные гласные …………………………………………………37
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.
2. Марки буду собирать
Я в любую непогоду
И от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый . (гусь).
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись стал реветь,
6. Солнце греет целый день.
7. Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись.
8. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
10. У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Если всё ты будешь знать,
14. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Сонный мишка лёг в кровать
1. Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
2. Ель в дупле скрывает что-то,
Есть там домик для енота.
3. Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
4. Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
5. В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
6. Жил да был на свете хорь.
На него напала хворь.
Простудился бедный зверь.
Не закрывши в норку дверь.
8. В холод, в дождик и в метель
Он идёт из школы.
Как у взрослого, портфель.
9. Рукавицам спать пора.
Пусть посохнут до утра.
12. Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришёл апрель.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова.
Если мальчик люби труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Пришли морозные деньки.
Зимою каждому зато
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
5. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
6. Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
1. Весна, весна на улице
Весенние деньки.
2. Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу.
Ужас как мышей боится!
3. Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
5. Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать.
6. Осторожно по льду
На коньках я иду.
Но в ящик его опусти –
9. Но у мамы есть привычка
Отвечать совсем не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Разделительный мягкий знак перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
Мама, папа, брат и я –
Что мне холода бояться!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся –
У бабушки нашей хватает забот:
Ударим молотком, Покрепче, посильнее
Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая
1. Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов.
Наши братья шили платье.
Был царём один из братьев.
Он корону надевал,
Но в труде не отставал.
4. Приходите к нам, друзья!
Эту ёлку выбрал я.
5. Воробьи вокруг скакали,
Видно корм себе искали.
7. Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили.
Встречая холода.
8. Муравьи свой город строят
Только к югу от сосны.
9. Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте её!
Кто ставит на пятку заплатку? Кто чинит и гладит бельё?
10. Видит вьюга чудо это:
Солнце, вербу и скворца,
Вьюга хмурится от света,
Вьюга тает у крыльца.
В море солнечного света Погружается земля.
Большая буква в именах существительных.
1. Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла!
3. Самодельный самокат
Мчит по улице Садовой
Мимо взрослых и ребят.
4. День был весенний,
Солнечный,
Ясный,
По площади Красной.
5. Шумная, весёлая,
Весенняя Москва.
Ещё не запылённая,
Зелёная листва.
6. На свете есть котята
Касьянка, Том и Плут.
И есть у них хозяйка
(Не помню, как зовут).
7. Жил-был в Тёплом переулке
Второклассник Пава Булкин.
8. Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт.
9. На лестнице нашей
Детишек не счесть:
Есть Миша, и Саша,
И Машенька есть.
10. Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.
11. Поплывёт по Каме,
По Волге поплывёт,
Украшенный флажками,
Зелёный пароход.
12. Андрюша летом был в Крыму.
Он рассказал на сборе,
Купаться в Чёрном море.
13. Щенок соседский так подрос.
Его зовут Малюткой,
Но он теперь огромный пёс,
С трудом влезает в будку.
14. Сидит на парте справа
Петрова у окна,
За ней Смирнова Клава И Шура Фомина.
15. Новый год! Новый год!
Над Москвой метель метёт.
Сочетания гласных с шипящими. Самодиктанты
Я принёс карандаши –
Кот живёт у нас на крыше,
6. Не поедет без бензина
Воробей взлетел повыше:
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Лежебока рыжий кот
Вяжет мама длинный шарф,
А петух с колючим ёжиком
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
У них усы не для красы –
Они показывают время
Заяц волка замещает,
Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
По полям бегут ручьи,
1. Верблюд решил, что он жираф
И ходит голову задрав.
2. Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.
4. Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят как змеи.
5. Живут в еловой чаше волки.
Растут в еловой чаще ёлки.
6. Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Сшил колючий пиджачок.
Ёж с ёжиком и ежихой Собирают ежевику.
9. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно, Вот.
В гости к ёжику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
11. На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
12. Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
14. В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
15. Еле дышат, еле живы
В пятитонке пассажиры. Всех машина укачала.
А потом вдруг замолчала.
16. Качают кедры ветками,
17. Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек.
-Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай.
Поворчав себе в усы, Часовщик Иван Петрович Осторожно взял часы.
19 Мы по лестнице бежим. Мы считаем этажи.
20. Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.
Звонкие и глухие согласные
Замечательный на вкус
4. Жили-были сто ребят,
Пришёл домой художник наш,
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
Кто найдёт мой длинный ход,
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Солнце жарче припечёт,
С неба дождь на нас польёт.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Весна готовит свой парад –
Вова Маркин очень рад:
Испугался кот собак,
Не боимся мы угроз,
Заставил плакать всё вокруг,
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг –
Я взял муку и взял творог,
Чтобы было где писать,
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он и сам не разберёт:
То ли сахар, то ли мёд.
2. Белка очень весела:
Белый гриб она нашла!
4. Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
Заглянув на разворот.
На парад Идёт отряд. Барабанщик Очень рад.
9. Снег расстроился до слёз:
Дом сосульками оброс.
10. Флот плывёт к большой земле;
Флаг на каждом корабле.
12. Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
Звонкие и глухие согласные в середине слова.
Эти цифры по порядку
Девчонки и мальчишки,
Вышли дети по порядку,
Будь то суп или картошка,
Не видна из грядки, Играет с нами в прятки. И никто бы не нашёл,
Я возьму свою лопатку
8. Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
И сегодня без подсказки
10. Были бы у ёлочки
Ножки,
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Целый год поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
И от ветра и от зноя
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
16. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Быть должны всегда в порядке
1. Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки.
2. Гусь купил себе гармошку.
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По гусиному шипела.
3. Нам ни к чему такие
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
5. Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
6. Матросская шапка.
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
8. Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
1. Сегодня Таня в первый раз
Билет лишь оставил
От цветов струится Лёгкий аромат,
Нужен опыт и старание
Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное Р содержит он
10. Он по виду брат баяну.
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Во мне два К, не забывайте.
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К..
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
В конце двойное Л пиши,
Без мастера гранёным стал
1. Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
2. Едет клоун по шоссе
На блестящем колесе.
3. Заяц зайцу говорит:
-Мне бы волчий аппетит!
-В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
7. На аллее главной,
На самом перекрёстке, Ещё не облетели Осенние берёзки.
1. То дождь проливной,
То буря ужасная.
Возит этот груз чудесный
От дождей верхушками поник
Для зайчишки самый вкусный,
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша, огонь тут ходит, Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце.
1. Мороз и солнце, день чудесный!
2. Ёлка наряжается.
Праздник приближается.
3. У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
4. Под навесом прячутся
Грустные грачи.
5. Котята за капустой ходили в огород.
Там у капустных грядок им повстречался крот.
6. Пусть будет солнце ясным
И речка голубой!
7. Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
8. Ненастная погодка!
Метёт по всей земле,
Предсказывала сводка
Метели в феврале.
9. Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
10. Ну, как улов,
Сергей Орлов,
Известный рыболов?
И смотрит, словно с трона Ворона.
Грустным голосом Поёт
13. Жеребёнок видит ясно:
Жёлтый свет! Идти опасно.
Проверяемые безударные гласные.
1. Бабушка идёт с пруда,
Папа Костика и Розы Машинист на паровозе.
Он в большие города
Все жужжит она, жужжит –
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла:
Наша Машенька давно
10. На вербе с треском рвутся почки.
На речке лёд трещит в ночи.
И гнёзда вьют без проволочки
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить –
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождём,
Всех зверей она хитрей,
Пышный хвост её краса,
Нам в хозяйстве помогает
Деревянный свой дворец
Крыша в шапке меховой,
Белый дом над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
В коридоре топот ног,
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,