Что такое самостоятельное засыпание
Методики самостоятельного засыпания ребенка
Частые пробуждения ночью, бесконечные укладывания, беспокойный короткий сон и слишком ранние подъемы — все это мешает и родителям, и малышу полноценно отдыхать и восстанавливать силы. Единственного решения детских «сонных» проблем не существует, но есть множество методик укладывания, одна из которых наверняка вам подойдет. Мы познакомим вас с самыми популярными из них.
Совместный сон
За и против
Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.
Плюсы совместного сна
Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание
Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.
Вся семья может хорошо высыпаться
Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.
Ребенок чувствует себя более уверенно
Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.
Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям
В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.
Аргументы против совместного сна
Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:
Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:
Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.
Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.
Самостоятельное засыпание: как научить?
Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.
Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»
Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.
В чем суть
Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.
Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.
Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»
Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».
В чем суть
Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.
Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.
Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.
Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»
Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».
В чем суть
Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.
Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»
Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».
В чем суть
Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.
Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.
Список использованной литературы:
Самостоятельное Засыпание
Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.
Что такое Самостоятельное Засыпание?
Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.
На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.
Методы обучения самостоятельному засыпанию
Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».
Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.
Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.
Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.
Как научить Засыпать Самостоятельно?
Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»
Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.
Возраст: с 4 месяцев
Помощь родителей: отсутствует
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.
Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».
2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.
Возраст: Фербер – с 4 месяцев
Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)
Помощь родителей: минимальная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.
Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.
Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»
1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг
Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.
Помощь родителей: выраженная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная
Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.
Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата
Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.
Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.
Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.
Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.
Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.
Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная
Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.
Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.
Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы не пропускать новые видео!
Анализ cравнения методов
Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.
Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».
Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?
Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»
Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.
В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».
Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.
Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.
Проект Спи, Малыш представляет в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну. Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.
Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну
Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:
Результаты теста:
МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.
МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.
РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.
Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.
Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Методики и рекомендации
Вопрос самостоятельного засыпания (СЗ) ребенка актуален для большинства родителей: не имеет значения, спит ли малыш в своей кроватке или родители осознанно выбрали совместный сон. Ведь именно неспособность ребенка засыпать самостоятельно без родителей – одна из причин плохого ночного сна крохи, частые пробуждения и, как следствие, недосып у все семьи. Иногда речь идет о 4-5 «подъемах» за ночь, и даже в этом случае уже имеет место «накопительная» усталость, но также ситуация может быть гораздо серьезнее: ребенок может просыпаться после каждого (или почти каждого) 40-минутного цикла сна. Обучение самостоятельному засыпанию – способ решения непростой ситуации со сном.
Что такое самостоятельно засыпание малыша?
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Методики обучения самостоятельному засыпанию.
Есть множество различных методик, которые призваны помочь и подсказать родителям, как именно научить ребенка самостоятельному засыпанию. Условно их можно разделить на две группы: мягкие методы «без слез» и более суровые «без слез здесь не обойтись, увы». Однако необходимо отменить, что в целом обучение самостоятельному засыпанию вряд ли возможно без слез. Родители должны быть готовы к этому, а еще к тому, что:
Методы самостоятельного засыпания ребенка (приводим некоторые из существующих):
Описанные выше методы относятся к более мягким методам, именно они являются более гармоничными и здоровыми для ребенка, но требуют много времени для достижения результата. Есть и более «суровые» способы (вместе с тем они и более быстрые), например, методика Фербера или Вайсблута: оба этих метода относятся к группе «без слез не обойтись», то есть предполагают необходимость оставить ребенка одного и дать ему поплакать.
Особенности обучения самостоятельному засыпанию в зависимости от возраста малыша:
Только вам принимать решение, какую из методик выбрать, когда начинать. Советуем изучить их все и при необходимости взять консультацию специалиста по детскому сну и самостоятельному засыпанию, так процессе пройдет максимально эффективно, но при это максимально бережно по отношению ко всем членам семьи.
Самостоятельное засыпание ребёнка: пошаговое руководство
Самостоятельное засыпание — это навык, при котором ваш малыш может сам заснуть после укладывания в кровать. Пропадает необходимость часами укачивать или кормить грудью перед сном, у родителей появляется время заняться своими делами. В статье вместе с консультантом по сну Ольгой Волковой рассмотрим каждый нюанс этого процесса.
Нужно ли вам самостоятельное засыпание ребёнка
У экспертов нет однозначных рекомендаций, когда детям пора учиться засыпать самим, и нужно ли в принципе. Если ваш малыш засыпает на груди и всех это устраивает или вам нравится подолгу его укачивать, то и замечательно. Не стоит ориентироваться на чьё-то мнение — если семье комфортно и все высыпаются, то стоит ли что-то менять?
Но если вы устаёте или хотите выделить побольше времени на свои дела, то это повод помочь ребёнку научиться засыпать самому. Именно помочь, ведь приучить засыпать самостоятельно не в нашей власти. Засыпать дети учатся сами, как и всему остальному — ходить, есть ложкой, одеваться. Взрослые только создают благоприятные условия для освоения навыка: подготавливают среду, следят за соблюдением правил и ритуалов.
В статье подробно рассмотрим техники и факторы, которые помогут вам разобраться в этом вопросе более детально.
Как помочь ребёнку научиться засыпать самому
Если ваш малыш долго засыпает или не может заснуть сам, советуем подходить к проблеме комплексно:
Перед тем как рассматривать подробно каждый фактор, важно упомянуть два важных условия.
В первую очередь позаботьтесь о себе. Если мама находится не в ресурсе, что-то не ладится на работе или с близкими, то лучше отложить изменения. Взрослый должен быть в норме. Только подзарядив себя и отдохнув, можно приступать к налаживанию процесса самостоятельного засыпания, изучать методы и техники.
Заручитесь поддержкой близких. Важно, чтобы каждый член семьи по мере возможности участвовал в процессе. Иначе может получиться, что «никто не может его уложить спать, только я». Или бабушка устроит с внуком активную возню на ночь, когда он только-только начнёт привыкать к спокойному бодрствованию. И так за один раз сломается всё, что вы так упорно строили по кирпичикам.
Поэтому рекомендуем подготовить близких и заручиться их поддержкой, обучить необходимым действиям. Можно составить чек-лист для папы или няни, мягко напоминать о последовательности действий, заранее обговорить с бабушкой мероприятия на предстоящий вечер.
Соблюдайте режим
Если ребёнок недосыпает, это негативно сказывается на его развитии: ему сложнее запомнить новую информацию и контролировать свои эмоции, он не может сконцентрироваться на игре, у него постоянно меняется настроение. Когда он выспится, то находится в отличной физической и эмоциональной форме: он активный, может надолго увлечься игрой, реже устраивает истерики. Поэтому первый шаг при решении проблем с детским сном — соблюдать нормы.
Важно соблюдать интервалы бодрствования — это то время, за которое малыш не переутомится. Переутомление обычно приводит к долгому засыпанию и беспокойному сну.
С помощью этой таблицы можно проверить, насколько продолжительность сна и бодрствования вашего ребёнка соответствуют возрастным нормам. В ней приведены усреднённые значения норм, которые могут отличаться примерно на час в любую сторону. Эти отклонения допустимы при условии позитивного поведения в течение дня.
Возраст | Время одного бодрствования | Общее время сна | Дневной | Ночной |
До месяца | 1 час | 16–20 часов | 10 часов | 5–6 часов |
1–3 месяца | 1– 1,5 часа | 15–18 часов | 5–8 часов | 8–12 часов |
4–6 месяцев | 1,5–2,5 часа | 15–17 часов | 4–5 часов | 11–12 часов |
6–8 месяцев | 2,5–3 часа | 14–17 часов | 3–5 часов | 11–12 часов |
9–12 месяцев | 3–4 часа | 13–15 часов | 2–3 часа | 11–12 часов |
1–1,5 года | 3,5–4,5 часа | 12–15 часов | 2–3 часа | 10–12 часов |
1,5–2 года | 3–5 часов | 12–14 часов | 2–3 часа | 10–11 часов |
2–3 года | 5–6 часов | 11–13 часов | 1–2 часа | 10–11 часов |
3–4 года | 6 часов | 10–12 часов | 1–1,5 часа | 9–11 часов |
Начинайте отслеживать часы по нижней норме — наблюдайте, как себя ведёт ребёнок, отсыпая эту норму. Допустим, норма ночного сна составляет 10–12 часов. Может быть, вашему малышу будет достаточно 10 часов — он будет бодр, активен и в хорошем настроении. Но если всё наоборот, то нужно увеличивать норму ночного и уходить в сон чуть раньше. Если укладывали в 20:00, то следует сдвинуть время на 19:45. Сдвигайте время очень аккуратно: раз в три дня на 10–15 минут.
Воспринимайте нормы скорее как ориентир, а не безоговорочный метод. Важнее признаки усталости, о них поговорим подробнее дальше в статье. Потому что если ребёнок ещё не устал, то он может начать сопротивляться и в результате уйти в перегул по времени от перевозбуждения. Или может получиться наоборот — мама замечает, что малыш уже клюёт носом, но не готовит его ко сну до чётко установленного времени.
Если вы увидите, что ребёнок недосыпает — много капризничает, у него часто меняется настроение — то сначала нужно его «отоспать» любым возможным способом в течение пары дней. А уже потом выстраивать распорядок дня с учётом норм сна и времени бодрствования.
Также важно найти оптимальное время для просыпания и укладывания:
Если вы планируете уехать из дома, продумайте заранее, как не нарушить режим в поездке. Здорово, если будет возможность выбрать рейс или время в пути, чтобы уложить и разбудить в привычное время.
Постарайтесь сохранить дневные сны хотя бы до трёх лет. Примерно в два года может случиться ложный отказ от дневных снов: ребёнок сопротивляется и не хочет укладываться. В этом случае можно заменить дневной сон тихим часом, а на ночной уложить немного раньше обычного времени. А на следующий день снова попробовать уложить на дневной сон.
При отказе от дневного сна дошкольника трёх-четырёх лет, понаблюдайте, как он ведёт себя в течение дня. Если перевозбуждён, хандрит и плохо ест, не хочет что-то делать, не может сконцентрироваться, то значит, он ещё не готов от него отказаться. Устройте в дневное время тихий час, а потом повторите попытку уложить спать. Если же десять дней подряд ребёнок не укладывается и чувствует себя замечательно, уходит в ночной сон за 20 минут — тогда действительно готов уйти от дневного.
С детьми не работает метод «не поспит днём, побольше устанет и ночью будет хорошо спать». Хороший дневной сон — залог хорошего ночного.
Если малыш по возрасту спит днём несколько раз, то следите за тем, чтобы последний не был слишком длинным. В противном случае он будет поздно укладываться на ночь. Обращайте внимание на то, сколько он спит днём — слишком мало или слишком много дневного сна могут помешать качеству ночного. Важно соблюдать баланс.
Выводы:
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
Выделяйте время на спокойное бодрствование
Для того чтобы требовался отдых, он устать физически (но не эмоционально). Однако активные игры перед сном помешают заснуть, сначала нужно успокоиться. Для этого мы вводим в распорядок дня период спокойного бодрствования — это мостик между активностью и засыпанием. Так мы сможем научить маленького непоседу снижать активность ближе ко сну.
Спокойное бодрствование для детей до 4–5 месяцев начинается примерно за 30 минут до ритуалов, для детей 9–10 месяцев примерно за 40–50 минут, старше 10–12 месяцев — за 60 минут или чуть больше, в зависимости от темперамента.
В период спокойного бодрствования мы приглушаем всё, что можно приглушить: включаем неяркий свет, выключаем телевизор, убираем интерактивные игрушки, делаем музыку потише. Всё должно быть спокойно и размеренно, без беготни и прыжков. Можно почитать книгу, посмотреть картинки, заняться пазлами, порисовать, полепить, послушать тихую музыку, собрать игрушки.
Читать книги можно и в период спокойного бодрствования и во время укладывания спать, вместе или по отдельности
Во время спокойного бодрствования у ребёнка обычно начинают проявляться признаки усталости:
Могут быть и другие индивидуальные признаки усталости, которые вы можете заметить ближе к окончанию времени бодрствования.
Если вовремя не заметить признаки усталости, то ребёнок может начать демонстрировать признаки переутомления: тереть глаза, капризничать, плакать, дёргать себя за ухо, раздражаться, начать слишком много и возбуждённо двигаться, ударяться и падать во время игры, но оставаться возбуждённым и не останавливаться. В этот период станет сложнее уложить его спать. Поэтому так важно наблюдать и вовремя перейти к ритуалу.
Выводы:
Придерживайтесь ритуалов перед засыпанием
Ритуал — это рутинные короткие действия, которые мы повторяем изо дня в день в определённых ситуациях: перед укладыванием спать, после пробуждения, перед обедом, при сборе на прогулку и т. д. Они помогают вовремя перестроиться и создают чувство порядка и безопасности. Малыш будет спокоен, когда всё идёт привычно и предсказуемо. Ритуалы дают ориентир, пока он ещё нет понимания времени: мы задёрнули штору — значит, скоро спать.
На ритуал перед дневным сном мы отводим не больше 10 минут, перед ночным — около 20 минут. Составляем его индивидуально, он должен нравиться маме и малышу. Также важно, чтобы его можно было повторить в поездке или гостях и любому человеку — например, бабушке или няне.
Пример дневного ритуала:
Пример ночного:
С детьми постарше завершающей частью ритуала может быть разговор о том, как прошёл день: «Что тебе запомнилось в саду? А что ты делал сегодня интересное? А какую машину ты видел с бабушкой?». Можно рассказать о своём дне и ответить на вопросы.
Некоторые действия могут стать как частью ритуала, так и спокойного бодрствования: уборка игрушек, купание, кормление, пальчиковые игры, лёгкий массаж. Это во многом зависит от детей. Так, пальчиковые игры для многих — отличный способ почувствовать тесный контакт с родителем и расслабиться. Но некоторые дети перевозбуждаются от массажа, и тогда лучше перенести его на активное время.
То же и с купанием. Одна мама скажет: «После купания мой почти засыпает в ванной», а другая: «После купания не могу успокоить своего ещё пару часов». Тогда в первом случае купание включаем в ритуал, а для второго переносим купание за час до начала спокойного бодрствования.
Стоит отказаться от купания перед сном, если у родителей нет времени или желания делать это каждый день в рамках ритуала перед засыпанием. Или если у малыша сохнет кожа от частых купаний
А вот выпить перед сном стаканчик кефира может стать частью ритуала. Одни родители предпочитают давать его на кухне, другие — уже в кровати
Наблюдайте за ребёнком, подберите под него свой ключик — и тогда будет легко понять, что для него, вас и вашей семьи лучше всего.
Ритуал проводится один раз, и если вы его завершаете, то завершаете. Если повторять действия по просьбе детей, то ритуал превращается в игру и она может тянуться бесконечно. И так вы не сможете обучить соблюдать привычные действия.
Например, вы читаете малышу книгу. Прочитали, а он просит ещё одну прочитать, а потом ещё и ещё. Но нам нужны короткие повторяющиеся действиями. Поэтому заранее оговорите, сколько вы книжек читаете и что именно — если книга большая, то выбираете из неё две-три истории.
Если ваш сын или дочь совсем маленькие, берите небольшие книжки. Чтобы коротко попрощаться и уйти в сон, не дав повода разыграться. Можно самим сделать такую книжку с фотографиями — один день из жизни семьи: вот мы проснулись, встали, вот Саша чистит зубы, вот завтракает, идёт на прогулку, играет, вот Саша собирает игрушки, умывается, ложится спать, крепко обнимает маму и засыпает.
Выводы:
Мини-курс о запретах «Стоп! Опасно!»
Научимся запрещать неприемлемое поведение так, чтобы ребёнок слушался. Без криков и наказаний
Подготовьте комфортные условия
Важно позаботиться и о комфортных внешних факторах среды: температуре, влажности, шуме, освещении.
Температура и влажность. Оптимальная температура в спальне 18–22 градуса (доктор О. Е. Комаровский рекомендует 18–20 градусов), влажность в пределах 40–60%. Повысить влажность в сухой отапливаемой комнате поможет увлажнитель воздуха.
Если в спальне жарко, то при очередном ночном пробуждении потрогайте сзади шейку ребёнка, не горячая ли она, не вспотел ли он. Важно проветривать комнату, чтобы был свежий воздух.
Шум. Чувствительные к шуму дети лучше спят под звуки белого или розового шума. Он напоминает звуки, которые были в утробе матери: звук циркулирующей крови, урчание в животе, льющейся воды в кране, водопада. Такой шум является слабой ассоциацией на засыпание и допустим при расслаблении и обучении самостоятельному засыпанию. А со временем его можно будет постепенно убирать.
Источник белого или розового шума можно оставить на всю ночь, расположив дальше 1,5 метров от детской кроватки.
Свет. Приглушённый свет способствует расслаблению, активирует выработку гормона сна мелатонина. Во время спокойного бодрствования мы приглушаем свет. Входить в комнату, в которой спят дети, лучше уже при выключенном свете. Ночник можно включать в случае необходимости ненадолго ночью; и желательно, чтобы свет у него был тёплый жёлтый или красноватого оттенка.
Визуальные раздражители. Яркое постельное бельё и обои, мобили, игрушки со звуком и светом, дисплеи электроприборов, телевизор, светящиеся наклейки, гаджеты — всё это лучше убрать. Визуальные раздражители отвлекают малыша и вместо того, чтобы погружаться в сон, он будет их рассматривать или играть.
Ещё один способ сделать место сна привлекательным — это выбрать вместе постельное бельё, покрывало, ночник, сонную игрушку, обустроить вместе спальное место.
Сонная игрушка должна быть без ленточек, отрывающихся и острых частей, вылезающего наполнителя. Игрушку может заменить любимая безопасная вещица. Можно поспать с ней пару дней, чтобы она пропиталась вашим запахом
Подготовьте ребёнка
Важную роль в процессе самостоятельного засыпания играет спокойная, никуда не торопящаяся, уверенная в себе мама. Дети податливы, они чутко улавливают наши эмоции — им важно, когда мы последовательны, уважительны к нему, но и решительны.
Заранее расскажите о предстоящих изменениях. Объясните, как всё будет происходить, и к чему вы стремитесь:
— Сегодня вечером мы вместе зашторим окно и проветрим комнату. Потом перекусим, переоденемся и почитаем твою любимую книжку. А потом я тебя поцелую, возьму за руку и побуду с тобой, пока ты засыпаешь.
Можно вместе создать сонную книгу или плакат. Нарисуйте или сделайте аппликацию — кто как готовится ко сну в вашей семье. А перед тем, как укладываться, посмотрите и проговорите последовательность действий.
Обсуждайте завтрашний день. Ребёнок может рассматривать сон как разлуку с мамой, а укладывание спать — как её желание поскорее с ним разлучиться. Он не знает того, что знаем мы: ни об усталости и отдыхе, ни о заботе о его благополучии. Он не понимает, что мысленно родители не расстаются с ним ни во сне, ни наяву. Поэтому самостоятельный сон может превратиться из естественной потребности в пугающую перспективу утраты мамы.
Чтобы преодолеть это предубеждение, родителям важно доказать ребёнку, что заснув, он не теряет вас. А проснувшись, легко найдёт если не возле себя, то в известном ему месте — на кухне или в гостиной. Обсудите планы на следующее утро, что интересного вы завтра сможете сделать, после того как все отдохнут и наберутся сил.
Такая ситуация не будет длиться вечно — после того как малыш накопит позитивный опыт, он будет засыпать быстрее и реже просыпаться от страха, что заснул и пропустил момент вашего ухода.
Насыщайте день и время перед сном тактильным контактом. Это может быть лёгкий массаж, пальчиковые игры, объятия, поцелуи, потискивания, поглаживания. Если эти действия расслабляют малыша, то можно сделать их частью ритуала. Если возбуждают — частью активного бодрствования.
Старайтесь качественно проводить вместе время. Пусть это будет полчаса в день, но ребёнок должен понимать, что это время с мамой только его. Не отвлекайтесь на телефон, другие дела или разговоры с домочадцами — иначе, не насытившись вашим совместным временем, он заберёт его слезами и истериками.
Будьте последовательны и тверды. Бывает, что мама тщательно продумала все действия, запаслась терпением и несколько вечеров подряд пробует провести ритуал. В ответ на это малыш может начать капризничать и устраивать саботаж, особенно если последовательность и твёрдость мамы для него в новинку.
В этом случае рекомендуем сочувствовать, но не уступать:
— Я вижу, тебе грустно, что пришло время улечься в кровать. Но пора отдыхать. Ты сможешь поиграть ещё завтра. Хочешь сам надеть пижаму или мне помочь?
Дайте ребёнку время убедиться в том, что отступлений от нового порядка не будет, но не ведите долгих бесед, отложите их на утро. Поначалу родителям придётся постоянно напоминать ему о последовательности действий. Но рано или поздно он примет их, почувствует предсказуемость и надёжность, и направит своё внимание на то, чтобы следовать новым правилам.
99% успеха зависит от настроя мамы
Мамы помогают детям успокоиться перед тем, как укладываться спать. Насыщают тактильным контактом, вниманием, перекидывают мостик на утро следующего дня. Они дают понять, что утром все снова увидятся. И что следующий день будет не менее интересен прошедшего.
Устраните сильные ассоциации на засыпание
На момент изменений у ребёнка уже могут сложиться сильные ассоциации на засыпание. Это те привычные действия, при которых он уходит в сон — укачивание или засыпание на груди, катание в коляске или когда берут на руки — и которые требуют действий другого человека. Всё это может стать препятствием к самостоятельному засыпанию, ведь взрослые практически не выходят из комнаты.
Умея самоуспокаиваться, мы ночью переворачиваемся на другой бок и спим дальше, даже не вспомнив об этом на утро. А вот если малыш просыпается не на руках или без груди во рту, то скорей всего начнётся плач. Так он требует восстановить те условия, при которых засыпал. И пока мы не дадим грудь, не покачаем или не покатаем, он не уснёт.
Ассоциации бывают слабыми и сильными. От слабых будет проще отказаться в будущем при освоении самостоятельного засыпания.
К слабым относятся:
Сильные ассоциации на засыпание: укачивание на руках, в люльке или коляске; сосание груди, бутылочки или пустышки. Они требуют обязательного присутствия и действий мамы. Но если она готова, если у неё есть силы и время на продлевание циклов сна, то и хорошо.
Если родители хотят помочь ребёнку заснуть самому, то сначала нужно расширить ассоциации на засыпание. А потом заменить сильные на слабые. Методика в том, что важно делать всё постепенно, медленно, с уважением к детской личности. И с уважением к себе, потому что мама тоже испытывает стресс. Наблюдайте, как малыш реагирует на изменения и придерживайтесь тактики «один шаг вперёд, два назад».
Если малыш воспринимает грудь как единственно возможный способ успокоения, добавляем поглаживания, нашёптывания, обнимания, колыбельную. И постепенно разделяем во времени кормление и засыпание: покормили, вынимаем сосок, поглаживаем и напеваем. Как только ребёнок начинает понимать, что еда и поглаживание — два разных процесса, мама может после поглаживаний его передать: «Теперь ты засыпаешь вместе с папой».
Или случай с укачиванием. Укачивание приятно, успокаивает, даёт чудесное ощущение близости с мамой, это сигнал, что она рядом. Но стоит перестать укачивать и положить в кроватку, малыш получает сигнал, что мама уходит. А если положила в кроватку, но не ушла? А оставалась, чтобы петь, читать, гладить по голове, подремать рядышком — и так много раз. Тогда связь «положила — значит, уходит» постепенно ослабнет.
Вероятно, эти методы сработают не сразу. Но при последовательных регулярных действиях взрослого ребёнок со временем привыкает к изменившимся условиям и начинает засыпать без сильных ассоциаций.
Учитывайте индивидуальные особенности
Каждому человеку присущи определённые черты характера и темперамента, что сказывается на всех сторонах жизни — в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Дети с рождения показывают свои индивидуальные качества, важно понаблюдать и увидеть их, чтобы выбрать лучший метод и подход.
Чаще всего для оценки темперамента психологи выделяют три типа.
Покладистые дети быстро приспосабливаются к изменению окружающих условий, сразу реагируют на новые внешние стимулы, не очень бурно выражают свои эмоции.
Медлительные делают всё размеренно и не торопясь, замыкаются в себе при возникновении непривычной ситуации.
Как спят с медлительным темпераментом:
Трудные дети склонны к негативному настроению и замыканию в себе, с трудом соблюдают режим, бурно выражают эмоции, очень активные.
Как спят дети с таким темпераментом:
При соблюдении рекомендаций сон детей с трудным темпераментом точно улучшится, но не будет таким идеальным, как хотели бы родители. Важно понимать, что это всё равно шаг вперёд. Ведь если ничего не делать для улучшения, то со временем будет становиться только хуже.
Высокочувствительные дети. Психолог Э. Эйрон выделил среди детей высокочувствительных, их доля составляет примерно 15–20%. Такие дети могут реагировать на любые раздражители: шум, свет, запах, текстуру, вкус, температуру, состав ткани одежды, новую марку подгузника. Они легко перевозбуждаются, получая из внешнего мира слишком много информации. Уложить спать их намного труднее, поэтому спокойное бодрствование и ритуал должны быть по времени ещё дольше.
Высокочувствительным малышам требуется больше контакта с мамой. А обучение может проходить дольше и сложнее, но оно возможно. Здесь первичен вопрос о комфорте ребёнка и обычно выбираются наиболее мягкие методики.
Мини-курсы для родителей
Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций
Помните о периодах регресса сна
Даже в самом идеальном случае всё равно могут случаться временные регрессы:
В это время важно не вернуться к сильным ассоциациям на засыпание, иначе потом придётся начинать всё сначала. Во время болезни ребёнка лучше добавить больше внимания и ласки, чем вернуться к укачиванию. Во время скачка развития — мягко возвращать к привычным ритуалам. Если предстоит ночёвка в непривычном месте, захватите с собой детскую сонную игрушку, любимую книжку или одеяльце.
Чек-лист: пошаговая методика самостоятельного засыпания
Методика для ребёнка до года такая же, как и для трёхлетки — важно помнить, что все факторы работают в комплексе, нужна именно система. Можно создать очень комфортные условия и соблюдать все ритуалы, но не заметить вовремя признаков усталости. В этом случае дети переутомляются и долго не могут заснуть. Или могут недополучить маминого внимания в течение дня и постараться компенсировать дефицит перед сном — устроить сессию капризов и плача, лишь бы мама подольше оставалась рядом.
По этому чек-листу можно свериться со всеми необходимыми действиями:
Во всех действиях важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: у каждого свои режим и нормы, темперамент и биоритмы. Одного успокаивают пальчиковые игры, другого — купание. Один предпочитает лечь пораньше, другой — попозже. Возможно, одного малыша получится научить засыпать за 4 дня, а для другого потребуется до 4 месяцев. Но если вы соблюдаете все условия, но не получается, рекомендуем решать вопрос со специалистами.
Наблюдайте за детьми, подбирайте к каждому ключики, будьте терпеливы и последовательны. И тогда через пару месяцев вы с удивлением заметите, как двухлетка в нужное время без напоминаний достаёт пижаму, выбирает книжку для чтения на ночь и зовёт вас пить вечерний кефир. А после чтения спокойно засыпает и спит всю ночь.
И каждое утро вы будете видеть счастливого выспавшегося малыша.
Фото Анны Ефремовой и Ольги Горевой