Что такое самовар для детей
Конспект занятия «История русского самовара»
Юлия Коренькова
Конспект занятия «История русского самовара»
«История Русского самовара»
Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор,
знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара,
воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас, друзья, а вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я.
Очень часто за событиями и сутолокой дней, старины своей не помним,
забываем мы о ней, и хоть более привычны нам полеты на Луну, вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
У меня на столе очень интересная вещь. Отгадайте, что же это?
На дворе у чудака золотистые бока,
наелся щепок до отвала,
пускает струйки дыма, пара.
Пляшет глянцевый сапог,
из брюха льется кипяток.
Правильно, это самовар.
Что такое самовар? Откуда он появился? Хотите узнать об этом?
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В России чай был завезен в 17 веке и использовали его как лекарство для богатых людей (знати). В 19 веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси, его приготавливали с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминал чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля.
Где и когда появились первые самовары? Кто его изобрел, неизвестно. Известно, что отправляясь на Урал в 1701г, тульский кузнец промышленник Демидов И. захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно уже тогда в г. Тула изготовлялись самовары.
А вы хотите узнать конструкцию самовара и тех мастеров, кто его изготовлял. Слушайте и смотрите. Каждый самоварсостоит из следующих частей: кувшин, ручка, решетка, кран, паровик, колпачек, комфорка, крышка. Внутри самовара находится: дымовая труба, предохранительный клапан, камера сгорания, колосниковая решетка, лоток для очистки.
В самоварном деле на Руси было семь основных профессий, самоварных дел мастеров: 1-наводильщик – сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму;
2- лудильщик – вылуживал внутреннюю часть самовара;
3- токарь –точил на станке и полировал самовар;
4 –слесарь –делал ручки крана;
5- сборщик –собирал самовар из всех деталей;
6-чистильщик –очищал самовар;
7-токарь по дереву – изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки.
Беседа в старшей группе «Быт и история русского народа» «Быт и история русского народа» составитель: Гелашвили А. В. Цель:Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.
Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.
Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма» Непосредственно-образовательная деятельность: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Тема: «История русского.
Конспект интегрированного занятия «Поверья русского народа» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма» Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара» Квитченко Ольга Михайловна, педагог Возрастная группа детей: первая младшая (от 2,5 до 3 лет). Тип занятия: интегрированное Цель: продолжать.
Конспект занятия «Загадки русского сундука» Конспект занятия «Загадки русского сундука». ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского.
Проект «История и культура русского народа» Проект старшей группы «История и культура русского народа» Воспитатели: Горячкова Е. А., Полухина Ю. С. Тип проекта: творческий Продолжительность.
Проект «История русского валенка» Проект «История русского валенка» проходил в МБДОУ ДС №8 «Осьминожки» г. о. Кохма. Ребята познакомились с историей русского валенка, его самобытностью.
Конспект занятия «Традиции русского народа» Традиции русского народа (из опыта работы) Русские народные традиции; одна из составных частей культурного наследия русского народа. К.
Конспект занятия «Русский самовар»
Цель: Укреплять взаимодействие родителей и детского сада, вызвать эмоциональный интерес детей и взрослых, познакомить детей с историей русского самовара, обычаем русского народа угощать гостей чаем.
Задачи: Учить детей, делать простейший анализ, выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предмете качества и свойства (назначение предмета, его части и их назначение, цвет, форма, размер и т. д., эмоционально откликаться на рассказ взрослого; закреплять умение употреблять в речи слова, обозначающие качество и свойства предмета. Закреплять знакомые способы раскатывания солёного теста ладонями; развивать музыкальные способности, умение владеть приёмом игры в две ложки; основы метроритмического чувства во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества; воспитывать доброжелательность, готовность к совместным действиям, аккуратность.
Материал и оборудование: Самовар, салфетки яркие, сундук, печка, скатерть, бабушкин сундучок с рецептами к чаю, диск с записью русских народных песен, чашки, блюдца, два чайника из прозрачного стекла, чайные ложечки, чай зеленый, черный, соленое тесто, дощечки, стеки, поднос под готовое угощение,
Предварительная работа: Прослушивание русских народных песен, заучивание стихов, частушек, прибауток, знакомство с новыми русскими народными играми.
Ход НОД:
Хозяйка: Дорогих гостей встречаем,
К самовару приглашаем,
А чайку мы всем нальём,
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!
— Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, гости! Зовут меня Аннушка, проходите, присаживайтесь.
-У многих людей и сегодня есть самовары дома. Слайд №6. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Также самовары и самоварчики используются как украшение дома.
-Обычно к чаю подавали сушки, сухарики, варенье ароматное, удивительно приятное, мёд, сахар. Слайд №7,8. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце. Слайд №9.
-Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. (Дети встают в круг).
Вот большой стеклянный чайник, (надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются. (присели)
Вот серебряные ложки (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (руки вытянули вперёд перед собой)
В гости к самовару
Содержимое публикации
Открытое занятие в старшей группе
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства, развивать познавательную активность детей, любознательность.
памятка “Рецепт приготовления чая”;
выставки: “В мире самоварных профессий”.
Оформление: пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, презентация «В гости к самовару»
«Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
-Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем. Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!
— Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару. Где мы узнаем об истории чая, самовара, а так же о традициях русского чаепития.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
— Реки питаются ручьями, ручьи – ручейками, ручейки берут своё начало с маленького родничка. А человек питается любовью и теплом своей семьи. Семья – удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага,
мамину улыбку, надёжность крепких папиных рук, запах бабушкиных пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая семья должна быть крепкой и дружной.
Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)
-Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе в музее, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
-Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили. (Рассматривание пластинок меди)
Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.
Презентация «В гости к самовару»
—Существуют музеи самоваров. Первый такой музей был создан далеко от родины самовара – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в городе Туле.
— Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела
А самовар, как верный друг.
Все споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал.
Иль вдруг на наш рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник отвечал…
Самовар Самоварыч: Здравствуйте, любители чая! Давайте познакомимся.
Я Самовар Самоварыч. Без меня вам никак не обойтись.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней.
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!
(выходят дети в русских костюмах)
-Хозяин. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. “Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, как они начинают резвиться и легко взбираются в горы. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они заварили их в кипятке. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем– чай.”
Хозяйка: В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
Дочь: Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью “бах-ча”, что переводилось как “чай для заварки”.
Хозяин: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.
Хозяйка: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение “чайком побаловаться”. Об одном непутёвом крестьянине, который никогда не пил чая и не готовил этот напиток, послушайте “Раз прислал мне барин чаю!”
Принимал гостей мой барин,
Чай велел мне заварить,
Как заваривать – не знаю,
Постараюсь угодить!
Взял тогда налил водицы,
Чай весь высыпал в горшок.
И добавил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Все ругались и плевались,
Барин был ужасно зол,
Наказать меня заставил,
Меня розгами порол!
Я всё думал, удивлялся:
Чем я мог не угодить?
А потом уж догадался –
Чай забыл я посолить!
Врач-смехач: Здравствуйте, это я, врач-смехач. Думаю, что с вами такого не случится, так как сейчас я познакомлю вас, как правильно заваривать чай.
Рецепт приготовления чая: Завариваем чай по памятке
Заваривать чай следует свежевскипячённой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т.е. закипит “белым ключом”.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, сполоснуть кипятком.
Всыпать сухую заварку(2чайные ложечки).
Залить кипятком на 2/3, закрыть крышкой.
Чёрный чай настаивают 3-5 минут. Зелёный 5-8 минут. Затем чайник долить кипятком, оставляя 1см до крышки.
Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.
Самый лучший чай после первого настоя.
Восточная мудрость гласит:
“Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.
Крутобокий самовар,
Ты кипишь, пуская пар.
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки…
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил.
Запыхался от ходьбы –
Наливай ещё воды.
— Самовар – это часть жизни нашего народа, отражённая в его пословицах, поговорках и произведениях.
Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?
1. Из окошка вывалился стол.И пошёл, пошёл, пошёл.…А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит.И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.
(К.Чуковский “Федорино горе”)
2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.
3.. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
– Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, устроим соревнование.
За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
Пей чай, беды не знай!
С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
Чай не пьёшь – где силу берёшь?
Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
Чай пить – приятно жить!
Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
Чай пить – не дрова рубить.
Самовар кипит – уходить не велит.
Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
—Вот и закончилось наше путешествие, я предлагаю вам ответить мне на следующие вопросы:
-Где мы были в гостях?
-Чем занимались в гостях?
— Ребята, я хотела бы узнать с каким настроением вы прибыли из гостей, для этого я предлагаю вам выбрать волшебные лепестки и прикрепить на коврограф. Под музыку дети выбирают лепестки и составляют цветок.
—Самовар воспел в своих стихах и А.С.Пушкин:
Смеркалось,
На столе, блистая,
Кипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
«Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции для маленьких детей».
Оксана Кузнецова
«Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции для маленьких детей».
Комментарии к презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции»
Старший дошкольный возраст.
Автор: методист МБДОУ №79 Кузнецова О. А.
Образовательная область: познание.
Цель презентации: приобщение детей к культуре родного края.
*дидактические задачи:
познакомить детей с понятиями МУЗЕЙ и ТРАДИЦИЯ; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле, о разнообразии тульских самоваров, их достоинствах и уникальности;
*развивающие задачи:
развивать у детей интерес к культуре родного края, его истории; вызвать в душе воспитанников положительный отклик об увиденном и услышанном материале; развивать познавательные способности: память, внимание, умение слушать и воспринимать новую информацию;
*воспитательные задачи:
формировать нравственные качества личности: чувство патриотизма, любви к родному городу, его культуре и истории, чувство гордости за земляков – жителей города Тулы.
Слайд №2
Ребята, вы знаете, что такое музей?. Музей – это большой дом, в котором хранится коллекция интересных предметов. Это могут быть картины, посуда, мебель, музыкальные инструменты, старинные книги, игрушки …Каждый желающий может прийти в музей и познакомиться с коллекцией. В нашем родном городе Туле есть удивительный музей, в котором хранятся самовары. именно поэтому он называется Музеем самоваров.
Слайд №3.
Так вот в тульском Музее самоваров жил-был маленький, очень маленький самоварчик. Размером он был с обычный наперсток, а весил всего 16 граммов. Но никто не мог назвать его игрушкой, потому что малютка был самым настоящим самоваром с настоящей крошечной крышечкой, конфоркой, тушилкой. В нем можно было вскипятить 4 капли воды! Самоварчик был очень счастлив. Ему нравилось, что посетители музея с восторгом рассматривали его и говорили, какой он замечательный.
Слайд №4.
Но вот однажды в зал, где стоял наш самоварчик, принесли электрический чайник. Он был совсем новым и очень красивым, так показалось нашему самоварчику. Поначалу чайник не обращал никакого внимания на малютку. Он важно пыхтел, ворчал и выпускал пар. Но когда наступил вечер, все посетители ушли, и в зале наступила полная тишина, чайник вдруг заметил самоварчика, посмотрел на него свысока и сказал важным голосом: «Не понимаю, что делает в музее этот малыш! Ему, совершенно, здесь не место, как в прочем и всем самоварам, таким старым и уродливым! Их время прошло! Они никому не нужны! Толи дело мы, чайники! Современные, красивые, а, главное, нужные людям!
***После таких слов наш самоварчик не на шутку огорчился. Он, живя в музее столько времени среди своих родственников старинных самоваров, никак не мог подумать, что они, самовары, не нужны людям. Малютка стоял такой рассеянный и не знал, что делать…
Слайд №5.
Переполненный переживаниями и тревожными мыслями, он вдруг услышал нежный знакомый голос, который узнавал всегда безошибочно. Это голос принадлежал его маме, старинному тульскому самовару, сделанному из меди еще в начале 19 века.
Слайд №6.
Слайд №7.
В заварной чайник, который ставили наверх самовара, добавляли листочки смородины, малины, земляники. Самоварчик знал, что чай у мамы получался самый вкусный на свете! Ему вдруг захотелось поделиться с ней своими переживаниями, спросить, неужели и правда век самоваров закончен, и люди будут пить чай только из этих странных современных чайников?
***Самоварчик крепко обнял свою маму и рассказал ей о своих тревогах.
На минутку ему показалось, что мамочка очень расстроится, услышав слова чайника. Но мама-самовар, выслушав сына, ни капельки не огорчилась, а даже, к удивлению самоварчика, нежно погладила его и,улыбнувшись, сказала: «Малыш, не бойся и не верь чайнику. Самовар – это не просто сосуд, в котором кипятят воду! Это ТРАДИЦИЯ русского народа! Ты знаешь, что означает это слово?» Самоварчик в ответ покачал своей крышечкой. Он никогда не слышал этого слова. (Целесообразно спросить у детей, знакомо ли им это слово)
Слайды №8.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Слайды №9.
Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашняя выпечка: пироги, ватрушки, хворост, и конечно же тульские пряники. Выставлялись так же сахарница с уже расколотым на кусочки сахаром-рафинадом, вазочки с вареньем, как правило, земляничным или из крыжовника, розетки для варенья, редко – конфеты и шоколад.
Слайды №10.
Проходили годы, дети вырастали, у них появлялись свои дети, но члены семьи продолжали собираться все вместе за большим столом. Они обязательно пили чай из самовара и рассказывали интересные истории. Вот это и есть традиции, сынок!
Слайд№11.
-Кто изобрел самовар, неизвестно, потому что это произошло очень давно. В Древнем Риме тоже пользовались предметом очень похожим на наш русский самовар. Он имел форму высокого кувшина с двумя емкостями внутри для жидкости и углей. В античном самоваре не было крана и крышки, вода заливалась через верх и набиралась оттуда при помощи черпака, а раскаленный уголь подавался через отверстие сбоку. Интересно, что в этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни. Для этого вместо угля использовался лед. Назывался такой кувшин-самовар АУТЕПСА.
Слайды №12.
И в Древнем Китае были свои самовары. Изготавливались они из меди и назывались «хого», что в переводе означает «огненный котел».
И действительно, китайский самовар имел форму котелка с трубой внутри. В таком самоваре можно было не только вскипятить чай, поставив его на костер или угли, но и приготовить какое-нибудь блюдо.
Слайд №13.
Китайцы очень берегут свои традиции! Они и сегодня также любят собираться дома за большим столом всей семьей, чтобы отведать блюда, приготовленные в китайском самоваре Хого.
Слайд №14.
Трудно сказать, когда появились первые самовары в России. Их прадедушкой был медный «сбитенник». Это круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом. Готовили в нем сбитень, очень полезный и вкусный старинный русский напиток из меда с пряностями.
Слайд № 15.
Слайд. №16.
Первые фабрики, где изготавливали самовары, появились в нашем родном городе Туле. Тульские мастера стали делать много красивых самоваров различной формы и размеров.
Слайды №17.
Тульские самовары стоили дорого, потому что делали их настоящие мастера. Но они все чаще и чаще стали появляться в русских домах.
Слайды №18.
Их покупали и очень богатые люди…
Слайды №19.
Слайды №20.
и крестьяне, которым приходилось долгое время копить деньги на такую покупку.
***Про самовар русские люди придумали много пословиц и поговорок:
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка – матушка, а самовар – батюшка.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Самовар, что море соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое.
Самовар закипел – отвлекайся от дел.
На три двора пять самоваров, а одна лошадь.
Слайд№21.
Самоваром гордились и выставляли его на показ.
Вот посмотрите, какой красавец! Этот самовар был сделан из латуни в конце 19 века. Он имеет форму вазы.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальет. (Самовар).
Слайд №22.
Самовар с красивым названием «Флорентийская ваза» сделан также в 19 веке. Название самовару давали по форме корпуса.
А этот самовар называют рюмкой, потому что похож на рюмку.
Слайд №24
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар. (Частушка)
Слайд №25.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку! (Частушка)
Слайд №26.
всем чай пить велит. (Самовар).
Слайд №27.
Слайд №28.
А вот необычный самовар-терем! Правда, красивый!
Слайд №30.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары. Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и… самоварчика на спиртовке.
Позже был изобретен “заплечный” (носили за плечами) самовар. Его брали в военные походы солдаты.
Слайд №31
Слайд №32.
Почти сто лет назад туляки изготовили очень большой самовар. Весил он 100 кг. В него можно было налить 250 литров воды. Вода вскипала в таком самоваре за 40 минут, а остывала 2 дня.
Но в 1995 году на тульском заводе «Штамп» был изготовлен гигантский (очень большой, огромный) самовар, который весил 500 кг (столько весит взрослая корова). В него уже можно было налить 450 литров воды. Такой самовар сделали для того, чтобы вовремя городских праздников можно было напоить ароматным полезным чаем много людей.
***Маленький самоварчик слушал рассказ мамы с замиранием сердца. Он впервые узнал, как важен самовар для русского человека, с какой любовью и трепетом относятся люди к традиции самоварного чаепития в нашей стране. В нем возникло необычайное чувство гордости за все русские самовары, особенно за те, что были сделаны в Туле.
Прикреплённые файлы:
План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.
Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе» В мае 2013 г. на базе нашего детского сада «Малыш» проходило заседание РМО воспитателей средних групп по теме «Образовательная область.