Что такое сансара с точки зрения мхк
САНСАРА
САНСАРА (санскр. – «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока (пунья/папа), сложившегося в предыдущих воплощениях (преимущественно в последнем). Сансара может иметь конец, который совпадает с достижением «освобождения» – мокши как высшей цели человеческого существования.
Термин «сансара» восходит к средним Упанишадам. По Катхе, не наделенные распознаванием, рассудительностью и «чистотой» обречены на постоянное «возвращение в сансару» – в отличие от наделенных противоположными качествами, а в Майтри, отражающей значительное влияние санкхьи и буддизма, прямо говорится о «круге сансары» (сансарачакра). В этих же текстах встречается термин «бандха» («узы», «закабаление»), означающий порабощенность индивида результатами действия «закона кармы» и пребыванием в сансаре. Бандха как привязанность индивида к объектам внешнего мира получила частично обозначение уже в образе «узлов», связующих сердце и тождественных глубинным аффектам. Ближайший аналог этих «узлов» – доши («пороки», «дефекты») – корневые аффекты, основные из которых – чувственная привязанность (рага), ненависть (двеша) и заблуждение (моха).
Учение о сансаре разделяется всеми направлениями индийской мысли, кроме чарваков-локаятиков.
Буддисты мыслят субъект сансарного существования как единство «бессубъектных» скандх, а потому о реинкарнации (как пере-воплощении кого-то или чего-то) в рамках буддийской мысли можно говорить только метафорически: реально подразумевается трансформация одной «текучей» психофизической организации, образуемой необъяснимым единством пяти групп дхарм, именуемых скандхами, в другую после распада телесных составляющих. В ходе одной из попыток ввести в буддизм нечто вроде реальной реинкарнации ватсипутрии (с 4 в. до н.э.) выдвинули наряду с «флюидными» скандхами также квази-персоны пудгалы, но все другие буддийские школы единодушно выступили против этого нововведения, усматривая в нем компромисс с брахманистской идеей Атмана, категорически отрицаемой буддистами. Отсутствие реального субъекта сансары способствовало воззрению, по которому она существует лишь на уровне эмпирической (самвритти-сатья), но не подлинной истины (парамартхика-сатья), а это привело к переосмыслению того, что ей противоположно, – нирваны. Нагарджуна (2–3 вв.) в Мулямадхьямика-карике высказывает убежденность в том, что сансара и нирвана различны лишь с точки зрения эмпирической истины, тогда как в перспективе конечной истины нет ничего, что их разделяло бы, и их «концы» совпадают.
Для джайнов, наяиков, вайшешиков и мимансаков сансара – реальное перевоплощение индивидуального духовного начала. Комментируя положение Ньяя-сутр о том, что «реинкарнация (претьябхава) – это повторное рождение», Ватсьяяна истолковывает его как соединение субъекта с телом, индриями, мышлением и ощущением; сансару следует понимать как безначальное воспроизведение «узлов» рождений и смертей, завершающееся с «освобождением».
По Санкхья-карике, субстратом перевоплощения является тонкое тело (сукшма-шарира). Тонкое тело неразрывно связано с диспозициями сознания (бхавы), классификация которых включает, по Санкхья-карике, 4 пары: знание – незнание, добродетель – недобродетель, индифферентность – страстность, «сверхспособности» – бессилие. Их конфигурация в сознании обусловливает качества перевоплощения, но ответственность за последние несет «страстность». Тонкое тело (как продукт первоматерии) по природе бессознательно, а потому не может быть реципиентом опыта, пуруша же как внеположный телу воплощаться не может, и потому «поистине никто не связывается, не освобождается, не перевоплощается». У адвайта-ведантистов субъект перевоплощения – душа (джива), не знающая о своей реальной тождественности Брахману, поэтому сансара – материализация Незнания. У ведантистов «теистической» ориентации таким субъектом является джива, находящаяся с Брахманом в отношении тождества-различия.
Шесть миров сансары
У же много веков проблемы мироздания волнуют умы человечества. Огромное число учённых и философов предлагали и продолжают предлагать своё видение того, как устроена наша вселенная. Так или иначе, но все крупные философские школы приходят к тому, что мироздание напоминает пирог, где каждый слой имеет свои вибрации и частоты, при этом каждый из «слоёв» пирога доступен человеку в зависимости от уровня его знаний. Так, например, скандинавская мифология выделяет девять миров, другая школа — каббала насчитывает 10 кругов мироздания, а буддизм говорит о существовании шести миров сансары. Объединяет все эти доктрины одно — понимание того, что любой из этих миров иллюзорен, но интересен и важен для изучения.
Шесть миров сансары
Буддизм выделяет шесть миров, которые также называют «шесть лок». Для западного человека, не посвящённого в буддизм, более понятным будет другая интерпретация — шесть реальностей. Причём, согласно доктрине буддизма, эти шесть реальностей являются низшими реальностями, в которых может осуществиться перерождение души.
Высшим из шести миров сансары является мир дэвов, известный также как мир богов, его называют дэвалокой. Следующим является мир асуров — мир, который населяют демоны и полубоги, именуют асура-локой. Мир, который населяют люди, называют манака-локой. Животные обитают в тирьяка-локе. Обиталищем голодных духов служит прета-лока, а адские существа заполняют своим существованием адский мир под названием нарака-локи.
Все шесть миров сансары тесно связаны между собой. В любой из них может попасть перерождённая душа. Место её пребывания зависит от поступков, совершаемых человеком, т. е. от его кармы, а также от того, где пребывает сознание в момент смерти. Вместе с тем буддизм рассматривает миры сансары не только как обиталище душ, но и как состояния сознания, которые меняются в течение нашей жизни. Так, например, состояние радости, испытываемое человеком, соответствует миру богов, злоба и зависть является следствием того, что сознание расположено в адских мирах, а следование сиюминутным потребностям говорит о том, что сознание человека увязло в животном мире.
В мире существует несколько школ буддийской мысли, но все они основываются на положении о том, что получить человеческое перерождение крайне трудно. Существа, например, животного мира не могут принимать взвешенные самостоятельные решения, ввиду чего не могут вырваться из колеса перерождений и вынуждены пребывать в плену желаний и внешних обстоятельств. Может сложиться мнение, что в данной концепции легче всего дэвам, или богам, однако обитателям мира богов приходится ещё труднее. Полностью увлечённые удовольствиями, они не могут совершать деяния, ведущие к освобождению. Ввиду чего только человек имеет возможность сознательно изменять свой путь и свою жизнь.
Этим вызвано небольшое расхождение в различных буддийских школах. Некоторые считают, что мир асуров находится выше мира людей, другие школы говорят, что мир людей считается более высоким.
Интересно, что в Палийском каноне, известном также как «Типитака», когда к Будде обращаются с вопросом о том, какие существуют уделы, он отвечает: «Ад, мир животных, мир духов, мир человеческих существ и мир богов».
Термин «сансара» переводится с санскрита как «процесс прохождения, протекания». Под сансарой подразумевается перевоплощение души из жизни в жизнь, из тела в тело, из одного мира в другой мир, из одного состояния сознания в иное.
Мир богов
Мир, который населяют боги, называют дэвалокой. У людей, незнакомых с буддизмом, часто складывается ложное представление об этой реальности. Многие думают, что это если не рай для буддиста, то точно место, где боги ведут неспешные беседы и придаются различного рода увеселениям. Для непосвящённых в буддизм дэвалока — это своего рода Олимп, где, вместо привычных со школьной скамьи Зевса и Афины, сидят непонятные существа разного цвета.
Да, действительно, «камадхату» (другое название мира богов) — место, куда можно попасть благодаря заслугам в прошлой жизни, т. е. хорошей карме. Но попавшие в райские миры души испытывают страданий не меньше, чем обитатели других миров. Вызваны страдания богов, прежде всего, их гордостью от того, что они получили своё воплощение в дэвалоке, другой трудностью дэвов является их подверженность блаженству.
Согласно описанию, дэвы ведут довольно праздный образ жизни: они являются частыми гостями на небесных балах, слушают музыку, наслаждаются другими видами искусства и совершенно не думают о духовной составляющей жизни. Жизненный путь дэвов гораздо длиннее, чем жизнь обычного человека, но тем не менее любой дэв смертен. Именно смертность порождает главный страх в жизни дэва: он понимает, что удовольствия не вечны — все они рано или поздно закончатся, а значит, они вернутся в нижние миры.
Следует отметить, что дэв может получить разное воплощение, в зависимости от того, в какой сфере дэвалоки он родится. Так, например, став частью сферы чувственного, он обретает тело, но мозг его будет погружён в переживания, что, по одним версиям, не даст насладиться райской жизнью, но и не даст возможности обрести освобождение. Воплотившись в сфере форм, дэв получает тело и ум, сосредоточенный на медитации, — такое воплощение, вероятнее всего, приведёт дэва к освобождению или достойному воплощению в более низших мирах. Попав в сферу отсутствия форм, дэв будет лишён тела, а уровень его сознания будет на том же уровне, что и у человека.
Вероятнее всего, бывший дэв возвратится в тот же мир, откуда он пришёл.
В «Дана сутре» Будда говорит о том, что человек, совершающий благо и жертвующий, как его предки, перерождается на небесах богов, а затем, исчерпав благую карму и связанное с ней положение, возвращается в прежний мир.
Считается, что в среднем дэвы живут 576 миллионов лет, продолжительность жизни некоторых доходит до нескольких миллиардов. Неудивительно, что за столько лет дэвы также имеют шансы обрести лучшую участь. Известны случаи, когда дэвы получали освобождение от перерождений или отправлялись в мир людей с целью проповеди учения о дхарме.
Так или иначе, становится очевидным, что мир дэвов не является раем. Возможно, причина страданий дэвов кажется нам не совсем понятной: казалось бы, живи и радуйся, посещай балы, наслаждайся поэзией… Но цель любой души состоит в том, чтобы вырваться из череды перерождений. Дэвы, говоря языком современности, пребывают в некой зоне комфорта и, даже понимая, что наслаждения не являются вечными, выйти из комфортных условий не могут и не хотят, обрекая себя на большие страдания. Именно здесь становится очевидным преимущество воплощения в человеческом обличии — мы понимаем свою зону комфорта, можем выйти из неё, вступив на путь аскез. Для этого нам нужно лишь волевое усилие, осознание себя и будущих результатов наших текущих поступков.
Мир асуров
Ещё один из миров сансары, который является совсем не таким, каким кажется на первый взгляд. Асура-локу населяют полубоги — демоны, которые, как правило, одержимы желанием власти и богатства. Часто асурам приписывают свойство антибогов. Как правило, душа перевоплощается в асура тогда, когда при жизни человек, руководствуясь добрыми побуждениями, навлёк на других страдания и переживания. Не менее часто своё воплощение в мире асуров находят люди, которые совершают благие поступки из корыстных побуждений. Проповедуя, Будда говорил о том, что совершая подаяние и ожидая личной выгоды, человек с распадом тела попадает в мир асуров, а затем вновь возвращается в этот мир. Такое перерождение души описано в «Дана сутре», которая также говорит о том, что продолжительность жизни асура может достигать девяти миллионов лет. Несмотря на то, что демоны гораздо сильнее и могущественнее человека, их жизнь куда хуже человеческой. Основной причиной страданий для асура является невозможность испытать чувство счастья. Подобное положение дел рождает в демоне чувство зависти к богам, а вместе с тем и новые страдания.
Вместе с тем обитатели асура-локи обладают прекрасным интеллектом, способны логически мыслить. Их отличает высокая целеустремленность и старание в начатых делах.
Это позволяет достигать успеха во многих начинаниях, что, в свою очередь, вызывает чувство ложной гордости. Асуры пытаются ставить свои достижения и себя самих выше других. Ослеплённые гордостью и эгоизмом, они лишают себя возможности работы над собой, тем самым лишая самих себя возможности освободиться от колеса сансары.
Как правило, асуры часто негативно настроены, редко вступают в диалоги между собой, крайне ревнивы. Как правило, путь асура — это путь войны или борьбы за своё существование.
Интересен тот факт, что асуров в отдельный мир выделил лама Цонкапа, до этого они относились к миру богов. Именно этим вызвано описанное выше расхождение в количестве миров.
Мир асуров считается миром несчастного рождения. С точки зрения буддийской психологии нахождение в состоянии гнева, агрессии, попытки вступить в драку является состоянием асура. Нет точного понимания того, чей ранг выше — людей или асуров. Отдельные школы буддизма по-разному относятся к этому вопросу. Одни говорят, что отсутствие у демонов чувства счастья ставит их на ступень ниже людей, другие утверждают, что физическая сила делает асуров гораздо более могущественными, чем люди.
Внимательный читатель помнит, что смысл жизни для асура — это война. Но с кем вступает в бой демон?
По буддийским преданиям, асуры, руководимые Асурендрой, живут у подножия горы Сумеру. Много лет назад они вместе с девами жили на вершине горы, однако Шакра, став повелителем дэвов, изгнал асуров с вершины горы. Отсюда и появился отдельный демонический мир. Недовольные положением, асуры начали совершать попытки вернутся на вершину горы. Как правило, военные походы демонов оказываются неудачными, что зарождает в них ещё большую злость и зависть.
Мир людей
Мир, в котором мы живём, кажется нам простым и очевидным.
Согласно учению Будды, мир наш более уникален, чем любой другой. Именно обретя человеческое воплощение, душа может получить заветное освобождение. Получив человеческое тело, мы легко можем достичь состояния пробуждения и нирваны, а всё потому, что человек, в отличие от богов и демонов, может чувствовать и испытывать как радостные ощущения, так и страдания. Человек, при определённом усердии и регулярной практике, может стать как Буддой, так и бодхисаттвой, цель жизни которых — освобождение окружающих.
Возможность переживать радость и огорчение позволяет человеку в полной мере анализировать происходящие явления, и именно возможность такого анализа считается одним из величайших благ, достигаемых в человеческом воплощении.
Но и жизнь человека не является идеальной. Мы подвержены множеству страстей и пороков. Наш разум одержим сомнениями и привязанностями к вещам и людям. С точки зрения буддизма оптимальная продолжительность жизни человека в мире — сто лет.
Однако человек отравляет не только свой разум, но и своё тело. Неправильный, нездоровый образ жизни, пагубные привычки снижают продолжительность жизни и отдаляют человека от возможности освободиться от череды перерождений.
Удивительно, что современный западный человек готов заплатить огромные суммы денег психологам и коучам, обещающим хорошую, лёгкую и счастливую жизнь. При этом игнорируя, можно так сказать, классический подход к счастью. Мы упорно не хотим видеть и замечать причину своих страданий в себе самих, пытаясь найти и обнаружить внешних врагов и недоброжелателей. Таким врагом может стать грубиян в общественном транспорте или недружелюбный продавец в магазине — кто угодно, но не наш разум, услужливо рисующий недругов то тут, то там.
Учение Будды говорит нам о том, что если мы получили великое счастье рождения человеком, то наша главная цель — взглянуть внутрь самого себя, изменить в себе то, что мешает нам жить: злость, зависть, враждебность и агрессию. Следуя такому пути, мы сможем легко убедиться в том, что мир вокруг нас меняется.
Мир животных
Мир, который населяют братья наши меньшие, наиболее понятен любому человеку, вне зависимости от его взглядов на жизнь. Со школьной скамьи мы помним, что человека считают царём животного мира. По существу, буддизм отчасти поддерживает концепцию о том, что тирьяг-йони, именно так называют мир животных, населяют существа, обладающие большим невежеством, чем люди.
Не раз учёные из разных уголков планеты доказывали, что животные, как и люди, обладают умом: многие представители животного мира способны выстраивать длинные логические цепочки и принимать обдуманные решения. Однако животные, в отличие от людей, живут физиологическими потребностями. Современный опыт показывает, что, к большому сожалению, многие люди придерживаются аналогичных взглядов и живут сегодняшним днём.
Представители животного мира охвачены главной проблемой — заботой о своём выживании. Типичный представитель дикой природы охвачен проблемами поиска пропитания, тёплого крова и желания продолжить свой род. Естественно, что все свои временные и умственные усилия животное тратит на удовлетворение этих потребностей.
Животные наиболее приближены к человеку. Так как их жизнь связана со следованием за первичными потребностями и опасением за свою жизнь, они, с точки зрения буддизма, обрекают себя на страдания, вызванные зависимостями. Животным, в отличие от людей, гораздо сложнее изменить образ своей жизни. Всё это приводит к тому, что представитель мира животных имеет мало шансов обрести человеческое воплощение. Так как зверь лишен возможности думать и заботиться о других, не причинять вред живым существам, вероятнее всего, он получит новое воплощение лишь в низших мирах. Однако стоит отметить, что история знает случаи, когда братья меньшие вели себя совершенно неестественным образом. Речь здесь не только о домашних любимцах, которые спасают жизнь хозяевам, но и, например, о тиграх, которые отказывались от мяса. Такие редкие случаи способны натолкнуть нас на размышления о том, что воплощённая в новом теле душа помнит о своих прошлых жизнях.
С детства мы привыкли смотреть на животных как на братьев наших меньших, жить с ними, словно в параллельных мирах: они нас не трогают, а мы — «старшие братья» — их. Лишь бы не кусали, не причиняли беспокойства; пусть живут сами по себе, как получается. Или не живут вовсе. Так, по данным сайта animalequality.net ежегодно люди убивают 56 млрд животных. На скотобойнях каждую секунду умирает более 3 000 животных. Эти шокирующие цифры не включают рыб и других морских обитателей, количество смертей которых столь велико, что его можно измерить лишь в тоннах.
Мир голодных духов
Продолжим наше путешествие по мирам сансары. Чуть ниже мира животных расположена прета-лока — место, где обитают голодные духи. Преты, а именно так называют жителей этого мира, одержимы жаждой еды и воды, но пища и питье не даёт им насыщения. Такое воплощение душа может получить в том случае, если при земной жизни она отличилась жадностью и страстью к наживе. В расплату за свои грехи перевоплощённая душа получит соответствующие страдания.
Можно с лёгкостью догадаться, что голодные духи весьма эгоистичны — жажда удовольствий затмевает умы претов. Принято считать, что мир претов возглавляет божество иллюзий. Отдельные школы буддизма высказывают мнение, что претом может стать человек, о котором забыли потомки.
Адский мир
Адский мир считается самым низшим из возможных миров. Другое его название — нарака-лока. В концепции буддизма он считается самым страшным местом для обитания души. Однако пребывание в нём не вечно: если существо отработало свою карму, то оно может его покинуть.
Принято считать, что наиболее точно нараки были описаны Гампопой в трактате «Драгоценное украшение освобождения». Существует бесчисленное количество адов, однако особенно значимыми являются 18: восемь горячих и холодных адов, а также два нарака, заполненных болью и страданиями. С точки зрения буддийской психологии, когда человек одержим злостью и ненавистью, ментально он пребывает именно в нараке. Попасть в нараку довольно легко: достаточно посвятить свою жизнь злодеяниям.
Горячая нарака заполнена огнём. Земля и небо здесь представлены в виде раскалённого железа. Всё пространство ада заполнено лавой, убежать от которой нельзя.
Полная противоположность — холодный ад, где царит вечная мерзлота. Тот, кто при жизни был горделив, проявлял презрение к ближним, непременно попадёт именно сюда. Считается, что от экстремально низких температур тело грешника будет покрываться нарывами, которые доставят ужасную боль.
Даже такое, весьма поверхностное описание адских миров может вызвать ужас. Однако в некоторых «Джатаках» содержатся куда более детальные описания того, что ждёт грешную душу.
Подводя итог, хочется напомнить, что место перевоплощения души зависит от нашей кармы, т. е. от поступков, совершаемых при земной жизни. Чем лучше наша карма-йога, или йога деятельности, тем более хорошее воплощение получит наша душа. Также важно знать, что цель человека состоит не в том, чтобы обрести воплощение на райских планетах, а в том, чтобы вырваться из круга сансары.
На самом деле, не так важно, принимаете ли вы концепцию буддизма или являетесь сторонником иных воззрений, куда важнее, как вы проживёте свою жизнь и чем наполните её — любовью и состраданием к окружающим вас или гордыней и ненавистью. Меняйте себя — и мир вокруг обязательно изменится.
Сансара
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.
Содержание
Сансара в индуизме
В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.
Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).
В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.
В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:
В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.
Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.
Сансара в буддизме
Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).
Сансара в джайнизме
Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.
Сансара в сикхизме
В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — уровень, который известен как дживан-муктат, что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».