Что такое седер у евреев

Что в Израиле называют пасхальный седер? Символизм 6 еврейских блюд на Песах

С 27 марта по 4 апреля отмечается Песах, еврейская Пасха. На Пасху евреи в центр стола ставят специальную тарелку для седера. Что это такое, нам рассказал израильтянин Игорь Медников, житель Иерусалима, официальный экскурсовод по Святой земле.

Что такое седер у евреев. Смотреть фото Что такое седер у евреев. Смотреть картинку Что такое седер у евреев. Картинка про Что такое седер у евреев. Фото Что такое седер у евреев

Слово «седер» обозначает «порядок». Седер – особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.

Чем первая пасхальная ночь для евреев отличается от всех других ночей? Это один из нескольких вопросов, который часто задают многие непосвящённые или самые юные члены еврейской семьи. На Песах считается нужным и уместным пересказать историю народа израилева, а именно вспомнить его исход из Египта.

На стол традиционно ставят мацу, суп из мацовых шариков, грудинку, картофельный кугель (овощная запеканка, рецепт см. здесь), гефилте фиш (фаршированная рыба, рецепт см. здесь), цимес (сладкое овощное рагу из моркови на меду, рецепт см. здесь) и миндальное печенье. Но главное блюдо – это именно тарелка (на иврите – «кеара») для седера. На ней – 6 продуктов и маца. У каждой части кеары есть своё значение.

Начинают застолье не с благословения хлеба, как обычно принято, а с пробы карпаса – одной из шести частей кеары. Делается это для изменения привычного порядка вещей. И когда дети задают вопрос: что изменилось, начинают рассказывать об исходе евреев из Египта. Во время всего праздничного застолья идёт чтение древнего сборника молитв (пасхальной Агады) и присутствующие за столом в определённый момент выпивают красное вино, всего ровно 4 бокала.

Что такое седер у евреев. Смотреть фото Что такое седер у евреев. Смотреть картинку Что такое седер у евреев. Картинка про Что такое седер у евреев. Фото Что такое седер у евреевПраздничная кеара для празднования Песаха

6 частей пасхальной кеары

Бейца. Яйцо, сваренное вкрутую – символ праздничной жертвы. По другим версиям: круговорот жизни (рождение – жизнь – смерть) или просто надежда на новую, счастливую жизнь. Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие «румяные» пятнышки.

По традиции каждый съедает яйцо, предварительно окунув его в подсолённую воду. Но сейчас часто стали оставлять яйца неприкосновенными.

Зроа. Голень ягнёнка на тарелке символизирует пасхального агнеца, чьей жертвенной кровью были помечены двери израильтян, чтобы Бог прошёл мимо их дома и не поразил «язвой губительной» во время поражения земли Египетской. Интересно, что слово «Песах» и означает «прошёл мимо», «миновал».

В некоторых общинах вместо ягненка на кеару выкладывают запечённые куски курицы, чаще всего куриное горлышко. Слово «зроа» означает «рука» и считается, что это часть тарелки символизируют руку Бога. Зроа есть нельзя, слишком велика смысловая нагрузка этого кушанья.

Карпас. Свежая зелень или ботва корнеплодов, иногда и они сами (сельдерей, варёный картофель, репчатый лук, свекла) –символ надежды и обновления. Зелень окунают в подсолённую воду перед тем как съесть, чтобы наглядно представить слёзы евреев во времена египетского рабства.

Марор. От слова «мар», в переводе с иврита – «горький». Это горькие травы, символизирующие жестокость, с которой обращались с евреями, когда они были рабами в Египте. Часто используется эндивий (салатный цикорий) или листовой садат с чуть горьковатым вкусом.

Хазерет. Обычно хрен, который измельчают/натирают. Он олицетворяет раствор, скрепляющий блоки при строительстве пирамид. Поскольку хрен – забористый корень, его смешивают с харосетом (о нём чуть ниже) и готовят сэндвич из мацы, добавляя его туда.

Харосет. Смесь яблок, груш, вина, грецких орехов и корицы. Некоторые для приготовления харосета используют финики и инжир. Эта часть кеары обозначает блоки, ставшие основой при строительстве пирамид. Харосет – буквально «глина», поэтому ценится, если цвет смеси близок к натуральному цвету глины.

Маца. Три куска мацы укладывают на отдельную тарелку. Средняя маца ломается на две части, и одну половину не едят. Она – афикомен, то есть ломтик, который кладут под подушку, на которую опирается глава семейства и съедается по окончании праздничной трапезы. Для поощрения детского интереса к пасхальному седеру стали позволять им тайком таскать афикомен из-под подушки и возвращать лишь в обмен на подарок. Даже поговорка такая появилась: «кто ест много афикомена, тот будет долго жить». А когда умирал человек преклонного возраста, про него говорили: «он ел много афикомена». Небольшой кусочек обычно сохраняли до следующего года. Есть такое поверье, что ломтик афикомена, спрятанный в специальной одежде (арба-канфот), предохраняет её носителя от дурного глаза.

Из оставшейся мацы (2,5 куска) готовят своеобразный праздничный сэндвич «Гиллель». В нём кроме мацы как раз используют марор и харезет.

На Песах весь дрожжевой или заквасочный хлеб удаляется из дома, и евреи едят только пресную мацу. Объяснение такое: евреи бежали из Египта так быстро, что у них не было времени дожидаться, пока хлеб поднимется. И они взяли пресное тесто.

Источник

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Предисловие

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.

В отличие, скажем, от Тиша БеАв, которого ждут с напряжением и опасением, подготовка к Песаху и его ожидание должны приносить радость. Хозяйке дома следует хорошо отдохнуть и снять с себя напряжение, чтобы быть внимательной во время седера и правильно выполнять все свои обязанности, зафиксированные в Торе, или наставления мудрецов, и вместе со всей семьей следить за ходом седера по агаде. Поэтому, занимаясь предпраздничными хлопотами, надо помнить о тех мицвот, которые надлежит выполнять в период Песаха. Цель уборки жилья состоит в том, чтобы исключить нарушение запретов, связанных с наличием хомеца в доме во время праздника Песах.

Общие положения

а) Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:

б) Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.

в) Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.

г) Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.

д) Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.

е) Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.

Практические советы

Основные законы проведения седера

Введение: Некоторые женщины, откусив кусочек мацы, начинают суетиться, бегать на кухню и обратно, на ходу жуя мацу. Это не по закону, женщина обязана выполнить все мицвот этой ночи, она должна сидя съесть мацу за определённое время. То же самое касается и вина, марора, кореха и афикомана. Поэтому не выходите из-за стола, пока не съедите необходимое количество всего вышеуказанного. Каждый еврей — принц. Расслабьтесь и успокойтесь, старайтесь съесть положенное количество мацы и выпить вино в установленное время. Оставленную на плите еду вы можете проверить после того, как завершите исполнение этих мицвот. Помните, речь идет о тех мицвот, которые выполняются только раз в году. Поэтому наслаждайтесь ими, наслаждайтесь всем пасхальным седером. Относительно многих законов седера существуют различные мнения. В настоящей брошюре невозможно охватить все эти различия и нюансы. Многие предпочитают самые строгие варианты из всех существующих мнений. Каждая деталь исполняемых мицвот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. Мы перечислим лишь основные законы, составляющие тот минимум, который устанавливает Галаха. Если у вас возникнут какие-либо трудности, обращайтесь к знатокам и авторитетам.

Маца и марор

Размер: Мера кезаит соответствует размеру половины яйца или трети яйца. Есть мнение, что современные яйца меньше тех, которые существовали во времена Талмуда. По мнению раввина Хазон Иша, мера кезаит наилучшая 50 куб. см., но достаточно и 33 куб. см. Все эти меры — меры объёма, а не веса. Удельный вес мацы около 0,5, поэтому эти меры — около 25, 17, 14,5 г. В книге «Мишне Брура» сказано, что для выполнения мицвы, указанной самой Торой, надо ориентироваться на самый большой размер, в то время для мицвы по указаниям мудрецов разрешается брать за основу меньший размер.

Интересно, что это единственная мицва из Торы в наше время, связанная с едой.

Следует, однако, запомнить следующее:

Лимит времени

Четыре бокала

Что пить:1) Предпочтение следует отдать красному вину. 2) Если вы не можете пить вино, пейте виноградный сок.

Когда мы едим мацу, пьём четыре бокала вина, едим афикоман и корех, мы делаем это, опираясь на левый бок — «асейва». Мицва «асейва» существует для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Опирайтесь на левый бок, стараясь избегать неудобной позы. По существующей традциции ашкеназские женщины не облокачиваются.

Количество

Лимит времени

Старайтесь выпить бокал в два глотка. Если вам это трудно, выпейте вино за четыре минуты.

Агада

Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву — «рассказ о выходе из Египта», мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников, не имеет значения, на иврите или на другом языке. Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать — часть «Рабан Гамлиэль говорил» — о причине, по которой были даны мицвот о Песах, маце и мароре.

Постарайтесь начать седер сразу после выхода звезд (цейт акохавим). Придя домой с маарива, немедленно приступайте к седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца тропезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Наилучшее — это уложить детей днём спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь седера.

Все права сохраняются за автором. Издание переработанное. Разрешается перепечатка не для продажи. 26 Адара 5753 года. Русское издание — 5763 года Иерусалим, Израиль

Читайте также обзор статей по теме Песах — Еврейская Пасха

Источник

Седер Песах

Из Википедии — свободной энциклопедии

Сéдер Пéсах (от ивр. ‏ סֵדֶר ‏‎ сéдер — «порядок» и ‏ פֶּסַח ‏‎ пéсах — название праздника) — ритуальная семейная трапеза, проводимая в начале праздника Песах (еврейской Пасхи). Время проведения — вечер (после наступления темноты) на исходе 14 нисана по еврейскому календарю (по григорианскому календарю может приходиться на период с 25 марта по 24 апреля). За пределами Израиля принято проводить 2 седера — в этот вечер и следующий. В основе ритуала лежит воспоминание о выходе древних израильтян из египетского рабства, история которого изложена в Торе книге Исход.

Сама идея седера основана на стихе из Торы (Исх. 13:8):

И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта.

В соответствии с этим, вечером в годовщину исхода еврейские семьи собираются для того, чтобы прочесть Пасхальную Агаду — древний сборник, содержащий рассказ об исходе с комментариями из Талмуда, описание обрядов и благословений, тексты пасхальных песнопений. Во время седера читают и обсуждают Агаду, едят мацу (бездрожжевой хлеб) и другие ритуальные блюда, выпивают 4 [1] ритуальных бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие 4 фразам из книги Исход [2] :

И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простёртою и судами великими, и приму вас Себе в народ…

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.

Источник

седер Песах

Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена Бар-Кохбы восстания, когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы исход из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6–7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ. ») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11–13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).

На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины маццы, положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).

Порядок пасхальной трапезы следующий:

Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для Илии. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.

О традиционных блюдах на седер см. Пища.

Источник

Смысл еврейских обычаев: Пасхальный седер

П редисловие

Р. Авраам-Ицхак Шперлинг (1850-1920) – известный львовский раввин, талмудист и резник, опубликовал свою книгу Таамей ѓа-минхагим («Смысл еврейских обычаев») в 1890 году. Этот небольшой труд стал одним их самых популярных компендиумом ашкеназских обычаев, происхождение и смысл которых р. Шперберг объяснял на основании Талмуда, галахических кодексов, библейских комментариев и сочинений хасидских учителей.

Для современного читателя знакомство с этой книгой может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, она поможет лучше понять еврейские обычаи и ритуалы современного (ашкеназского традиционного) иудаизма, чьи обычаи и практики мало изменились со времен р. Шперлинга. А во-вторых, книга приоткрывает внутренний мир местечкового еврейства, чьи уклад и паттерны мышление еще не были затронуты ветрами модернизации.

На русском языке все материалы публикуются впервые.

ПЕСАХ – часть II

Что такое седер у евреев. Смотреть фото Что такое седер у евреев. Смотреть картинку Что такое седер у евреев. Картинка про Что такое седер у евреев. Фото Что такое седер у евреев

Вопрос : почему домашнее празднество двух первых ночей Песаха получило название Седер?

Ответ: седер на иврите – «порядок»; имеется в виду порядок празднования, описанный в Пасхальной агаде.

Вопрос: почему книга, которую читают во время Седера, называют Агада ( Ѓагада )?

Ответ: Ѓагада означает «рассказ» или «повествование», как сказано: «И скажи ( ве-ѓигадта ) сыну твоему в тот день.

Ответ : погребальное одеяние призвано не допустить излишнего недостойного веселья за праздничным столом.

Вопрос : во время Седера нам заповедано облокачиваться, чтобы уподобиться свободным людям, участвовавшим в древности в совместных трапезах. Какое положение нужно принять, чтобы выполнить это предписание?

Ответ: необходимо сидеть, откинувшись влево. Нельзя сидеть, откинувшись вперед или назад, поскольку эта поза не годиться для того, чтобы почувствовать себя свободным. Нельзя откидываться вправо, поскольку существует опасность, что в этом случае пища попадет в трахею и вызовет удушье. Даже левша должен откидываться влево.

Нельзя читать Агаду, откинувшись. Нужно сидеть прямо, в страхе и трепете перед Всевышним.

Вопрос : в чем смысл четырех бокалов вина, которые должен выпить каждый участник Седера?

Ответ : 1) Мудрецы говорили: «И выведу вас из-под ига египтян, и спасу вас от служения им, и избавлю вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас Себе в народ» (Шмот, 6: 6-7). Четыре избавления есть здесь: «и выведу», «и спасу», «и избавлю», «и приму» – в соответствии с четырьмя постановлениями, которые вынес против них Фараон. И в соответствии с ними мудрецы ввели правило пить четыре бокала в пасхальную ночь» (Шмот Раба, 8:4).

Первый кубок, выпиваемый во время кидуша, когда мы благодарим Бога за то, что Он «избрал нас из всех народов», соответствует четвертому обещанию, «и приму». В силу своей важности это первый из четырех бокалов. Второй бокал мы выпиваем во время рассказа об истории Израиля и его страданиях в Египте. Он соответствует обещанию «И выведу». Третий бокал пьют после Благословения после трапезы, (т.е. после праздничного застолья), когда мы уже провозгласили щедрость и доброту Всевышнего, и восхвалили красоту Земли Израиля. Этот бокал напоминает об «и спасу». Наконец, четвертый бокал связан с чтением Ѓалеля, когда мы благодарим Бога, освободившего нас «мышцей простертой». Этот бокал соответствует третьему обещанию «и избавлю».

2) Четыре бокала так же символизируют четыре добродетели, присущие евреям, когда те были в Египте, и сделавшие их достойными избавления:

Вопрос : почему женщины тоже должны выпить четыре бокала?

Ответ : потому, что пасхальные чудеса произошли благодаря заслугам праведных женщин того поколения. А потому правильно, чтобы женщины всех поколений полноценно участвовали в Седере и выпивали четыре бокала.

Маген Авраам, 472:16

Вопрос: зачем на пасхальное блюдо кладут запеченный кусочек мяса на косточке ( зроа ) и крутое яйцо?

Ответ : кость символизирует пасхальную жертву, которую называют зроа («мышца»). Она напоминает о «мышце простертой», которой Бог вывел нас из Египта. Яйцо напоминает праздничную жертву, которую съедали накануне праздника.

Вопрос : зачем на пасхальное блюдо кладут харосет (смесь орехов, сушеных или свежих яблок, специй и сладкого вина)

Вопрос : каково происхождение слова харосет?

Ответ : на еврейском языке это слово означает глину, которую может использовать гончар.

Вопрос: почему на харосет не произносят специальное благословение?

Ответ: потому, что есть харосет – не заповедь, а обычай.

Вопрос : почему мы едим карпас (вареный овощ)?

Ответ : потому, что это слово содержит намек: если прочесть его в обратном порядке, его гематрия будет 600 – намек на 600 тысяч израильтян, которых угнетали тяжкими работами.

Вопрос: зачем мы едим горькую зелень ( марор )?

Ответ: мы едим горькую зелень, чтобы вспомнить о горькой доле наших предков в Египте. Лучший марор – корень хрена, поскольку у него особенно горький вкус.

Что такое седер у евреев. Смотреть фото Что такое седер у евреев. Смотреть картинку Что такое седер у евреев. Картинка про Что такое седер у евреев. Фото Что такое седер у евреев

Вопрос : каково происхождения обычая класть на пасхальное блюдо три листа мацы вместо двух?

Тосафот; Даат Зкеним

Некоторые дают имена этим трем листам мацы: верхнюю называют Священником, среднюю – Левитом, нижнюю – Израильтянином.

Вопрос : почему во время Седера ломают именно среднюю мацу?

Ответ : это напоминает рассечение Красного моря, которое произошло ночью.

Вопрос: почему мы окунаем карпас в соленую воду в самом начале Седера, задолго до основной трапезы?

Ответ: чтобы подчеркнуть, что Седер отличается от всех других ночей, ибо не принято макать овощи в соленую воду перед началом трапезы. Мы надеемся, что необычный порядок действий вызовет у сидящих за пасхальным столом детей желание задавать вопросы, что позволит объяснить смысл Седера.

Раши на Псахим, 114а

Вопрос : почему во время Седера мы омываем руки даже перед тем, как окунуть овощ в соленую воду?

Ответ : это тоже непривычное действие, которое должно спровоцировать детей задавать вопросы.

Вопрос : почему мы макаем овощ в соленую воду не один раз, а дважды?

Ответ : 1) Опять-таки, чтобы побудить детей спрашивать, ибо это необычно.

Вопрос : почему перед началом чтения Агады принято преломлять среднюю мацу?

Ответ : для того, чтобы произнести слова «вот хлеб бедности» над преломленной мацой, согласно сказанному в Талмуде: маца названа хлебом бедности: так же, как бедняки ломают хлеб, чтобы отложить кусок, так и мы преломляем «хлеб бедности» (Псахим, 115б).

Вопрос : зачем мы прячем афикоман (часть средней мацы, которую заворачивают в салфетку и прячут до конца трапезы)?

Ответ : это тоже делается ради воспитания – чтобы дети спросили, зачем мы прячем афикоман еще прежде, чем приступили к трапезе. Это позволит родителям рассказать им об исходе из Египта.

Принято заворачивать афикоман в салфетку и прятать между подушками.

Вопрос : каково происхождение обычая, согласно которому дети в пасхальную ночь крадут афикоман?

Ответ: это делается для того, чтобы дети бодрствовали и не упустили какую-либо часть Седера.

Вопрос : зачем поднимают пасхальное блюдо, произнося «Вот хлеб бедности»?

Вопрос : почему слова «Вот хлеб бедности… Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует», – произносят на арамейском?

Ответ : обычай приглашать голодных к пасхальному столу возник в Вавилоне. Поэтому приглашение произносят на арамейском, разговорном языке тогдашних вавилонских евреев, чтобы его все могли понять.

Вопрос : почему «В этом году — рабы, в будущем году — свободные люди», – произносят на еврейском языке, а не на арамейском?

Ответ : это было сделано в Персии, чтобы персы, говорившие по-арамейски, не заподозрили евреев в намерении бежать из страны.

Вопрос : почему, перечисляя десять казней и произнося аббревиатурой: децах, адаш, беахав (составленные из первых букв еврейских названий казней), принято пальцем отливать немного вина из бокала.

Вопрос : почему мы не произносим благословение пред тем как читать Ѓалель за пасхальным столом?

Ответ : в синагоге Ѓалель произносят как часть богослужения. Однако дома, за пасхальным столом, его читают менее формально, прерывая чтение для произнесение благословений, рассказа об исходе, и т.д. Поэтому перед тем, как произносить Ѓалель дома, не благословляют.

Вопрос : в синагоге Ѓалель читают стоя. Почему во время Седера его читают сидя?

Ответ : в синагоге Ѓалель читают, ибо сказано: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем» ( Теѓилим, 135:1-2). Однако во время Седера его читают более свободно. Ѓалель несколько раз прерывают, и нам дозволено провести большую часть вечера полулежа.

Вопрос : почему во время Седера Ѓалель читают в два приема?

Ответ: первая часть, которую читают до трапезы, состоит из псалмов об исходе. Поэтому она является естественной частью рассказа об исходе, который звучит до трапезы. Вторая же часть Ѓалеля, которую читают после трапезы, соответствует второй части Агады, ибо и там, и там говорится о грядущем Избавлении.

Вопрос : зачем мы открываем входную дверь перед тем, как проклясть своих врагов: «Излей ярость Твою на народы, не знающие тебя».

Вопрос : Почему мы поднимаем бокал перед тем, как произнести «Потому мы обязаны благодарить, прославлять, восхвалять»?

Ответ: мы поднимаем бокал с вином подобно тому, как хотим возвысить голос в песне и хвалении, чтобы «благодарить, прославлять, восхвалять, славословить, превозносить, чтить, благословлять, величать и возвеличивать Того, кто сотворил для предков наших и для нас все эти чудеса». Мудрецы говорили: «Не произносят песнь иначе как над вином» (Брахот, 35а).

Вопрос : почему мы произносим отдельное благословение на каждый из четырех бокалов?

Ответ : поскольку выпить каждый из четырех бокалов – заповедь.

Вопрос : во времена Храма горькую зелень ели в конце трапезы. Почему же сегодня мы едим ее в начале?

Ответ: горькая зелень олицетворяет горечь изгнания. Во времена Храма евреи ели горькую зелень в конце трапезы, поскольку знали, что «в конце» им предстоит изгнание. Однако сегодня мы уже в изгнании, и ожидаем Избавления. Соответственно, горькую зелень мы едим вначале, и проводим оставшееся время, говоря о своей надежде на грядущее Избавление.

Менахем-Мендель из Риманова, Менахем Цион

Вопрос : почему пасхальную трапезу начинают с яиц?

Ответ : яйца символизируют траур. Поэтому в тот же день, когда мы едим мацу, символ свободы, мы должны почувствовать горечь изгнания, которую символизируют яйца. Ибо первый день Песаха всегда выпадает на тот же день недели, что и 9 ава. Поэтому даже в день радости мы помни о разрушенном Храме.

Вопрос : каково происхождения и смысл обычая ставить на пасхальный стол кубок пророка Элияѓу?

А в Толдот Эстер сказано: обычай наливать пятый кубок вина, известный как кубок пророка Элияѓу, опирается на Иерусалимский Талмуд, где сказано:

Почему мы пьем четыре бокала вина? Из-за четырех обещаний Святого, благословен Он, вызволить Израиль из Египта, как сказано: «И избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» (Шмот, 6:6-7). Однако разве не сказано так же: «И введу вас в землю»? Не значит ли это, что нужен еще один, пятый бокал? Однако после исхода из Египта пребывание в Земле Израиля было временным, и лишь с приходом Машиаха, предвестником которого будет Элияѓу, мы вернемся в Землю Израиля и останемся там навеки. Поэтому мы наливаем пятый бокал, который называем кубком Элияѓу, но не пьем из него, ожидая Элияѓу и эпохи, когда мы сможем испить его в честь окончательного Избавления.

Вопрос : почему после того, как на Седере выпито четыре бокала, не пьют ничего, кроме воды?

Ответ: 1) В древности бедным выдавали вино, которого должно было хватить на два Седера, т.е. восемь бокалов, по четыре на каждую ночь. Чтобы быть уверенными, что они не выпьют все в первую ночь, и им хватит вина на второй Седер, постановили, что в пасхальную ночь не пьют вина после четырех бокалов.

2) Не разрешается пить вино после Седера, чтобы не опьянеть. Ибо оставшуюся часть вечера следует посвятить изучению законов Песаха и истории исхода, пока нас не сморит в сон.

И желательно не курить после Седера, чтобы во рту остался вкус афикомана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *