Что такое сельская музыкальная школа

Что такое сельская музыкальная школа

Тел./факс: (83170) 2-13-80, 2-28-23

И на селе звучит классика!

Жители района не понаслышке знают о недостатке специалистов в области музыки на селе, и, в связи с этим, достаточно скудном арсенале культурно-просветительской деятельности. А ведь во все времена на селе были одарённые дети, которые хотели обучаться музыке. И учились. Но как сложно было этим ребятам совмещать учёбу в двух школах, одновременно решая транспортную проблему. Как правило, до окончания школы дело так и не доходило. Вопросом музыкального образования на селе вплотную занялся, пришедший на пост директора ДМШ в 1980 году, Борис Ефимович Булычев. Благодаря его упорству и силе убеждения в 1981 году музыкальная школа вышла за пределы района. Именно с этого года и ведёт отсчёт история структурных подразделений школы.

Следует отметить, что и отдел культуры, и отдел народного образования поддержали идею Бориса Ефимовича. Поэтому к первому сельскому отделению в посёлке Доскино (1981г.) в 1982 году прибавляется филиал в п. Дуденево, в 1988 – в Алешкове, в 1989 – в Новинках и Буревестнике. Сегодня на селе работает десять структурных подразделений (Алешково, Берёзовка, Буревестник, Доскино, Дуденево, Кудьма, Оранки, Хвощёвка, п. Центральный), а также два в городе на базе школ №1 и №7.

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школаВ 2011 году сельские отделения будут праздновать своё тридцатилетие. За это время накоплен определённый опыт работы, учтена специфика преподавания всех специальных и теоретических предметов. Сельские отделения придерживаются учебной программы, определённой Министерством Культуры РФ. Дети изучают сольфеджио, музыкальную литературу, знакомятся с творчеством великих классиков, осваивают выбранные ими инструменты. Исключение составляет дисциплина «хор». Её в селах нет в связи с малой наполняемостью классов. Главными задачами преподавателей на селе являются дача общего музыкально-эстетическое образования, развитие художественного вкуса и привитие навыков игры на различных музыкальных инструментах.

Важнейшая задача ДМШ в районах – воспитательно-просветительская деятельность. Не секрет, что музыкальная школа – один из немногих очагов культуры на селе. Поэтому как преподавателей, так и учеников сельских отделений отличает высокая активность в концертной деятельности. Их творческие номера неизменно украшают любое событие на сценах района и города. А ежегодные отчётные концерты учеников ДМШ, которые проводятся с 1998 года, являются своеобразным подведением итогов работы учащихся и преподавателей, а также стимулом для дальнейшего творческого роста и вдохновения.

(На снимке: играет Александр Бабичев, п.Центральный)

Источник

«Особенности музыкального воспитания в сельской школе»

Школьный урок музыки – это урок, который является частью целостного образовательного процесса. В условиях сельской школы урок музыки имеет свои существенные особенности, связанные не только с его структурой, но и с методикой проведения. Работая по той или иной программе по музыкально-эстетическому образованию, предназначенной для общеобразовательных учреждений, учитель музыки должен учитывать не только возрастные особенности школьников, но и специфику музыкального искусства. Цель музыкального образования в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры, являющейся составной и неотъемлемой частью всей духовной культуры каждого школьника. Основные задачи, вытекающие из данной цели: воспитание у школьников интереса к предмету, а через него к музыкальному  искусству в целом. Воспитание сознательного интереса к предмету и музыкальному обучению;  накопление у школьников определенной суммы знаний, умений и навыков  на каждом этапе обучения, необходимых для освоения музыки и как школьного предмета, и как жизненного явления.

Учитель начальных классов, встречаясь с детьми ежедневно, имеет богатейшие возможности воздействия на них красотой слова, музыки, рисунка, которые имеют своим источником красоту окружающего мира. Как и все явления, предметы в жизни, все, что нас окружает: природа, обычаи, верования, сказки, картины, архитектурные сооружения и многое другое – имеет свою форму и содержание. Все имеет свой смысл. Содержание и форма предметов, явлений тесно связаны между собой и с жизнью. Содержание и форма современных произведений откроется и через вечную актуальность высоких традиций, и через искусство ХХ века. С учетом этого в преподавании музыки в малокомплектной школе необходимо укрупнять, а также соединять внутренние тематические блоки. Особое внимание учителю в преподавании музыки нужно уделить правильному подбору музыкального репертуара, как для вокального исполнения, так и для слушания музыки. Если уроки музыки преподает не специалист, ему необходимо придерживаться указанных в программе методических рекомендаций по подбору репертуара. Критерии подбора репертуара для слушания и вокального исполнения: эстетическая красота,  педагогическая целесообразность,  доступность. Это могут быть уроки музыки и природоведения, музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и истории, музыки и ботаники и т. п. Урок музыки – урок искусства. Главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение к ней. Любовь учителя к музыке может проявляться в разных формах. И хотя бы в одной из них он должен обладать истинной артистичностью – вдохновенно петь или управлять детским хором, пластично «исполнять» музыку движением, выразительно играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или эмоционально вести беседу о музыке.

Учителю в малокомплектной школе необходимо выделить ведущие темы предмета, раскрывающие духовные ценности, созданные человеком в мире художественной культуры. Для этого необходимо провести тщательный анализ программ и гуманитарных учебных дисциплин (литература, история), учитывая синхронный принцип построения содержания учебного материала. Из огромного количества фактического материала учителю необходимо остановиться на самых значительных памятниках мировой художественной культуры с учетом прогрессивных национальных традиций, истории и культуры. Такой вектор преподавания направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в конкретной среде и являются в настоящее время социально значимыми.

В настоящее время развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и ограниченные образовательные возможности малокомплектных школ требуют обращения к сетевым системам образования и организации школьной жизни. Сетевые системы образования дают возможность школе выйти за пределы собственных стен.

Учащиеся и учителя могут учиться в индивидуальном режиме независимо от места жительства. Современные требования к урокам ставят много новых задач, одна из которых – научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. В этой связи, при наличии необходимого технического оборудования (компьютер, мультимедиа, интерактивные устройства) в школе, школьники, особенно учащиеся старших классов, могут пользоваться различными программами по искусству, как учебными, так и популярными. Для того чтобы заинтересовать школьников художественной культурой, учителя, преподающие искусство в малокомплектной школе, могут планировать и проводить элективные курсы социально-гуманитарного направления. Элективные курсы наряду с кружковой и факультативной работой, индивидуальными и групповыми консультациями – это тот резерв, который может быть использован для ознакомления с шедеврами мирового и национального искусства. Наличие занятий в разновозрастных группах в системе школьного дополнительного образования (разновозрастные творческие объединения учащихся) может компенсировать недостаточный объем учебной нагрузки учителей искусства.

Эффективность художественного и музыкального образования в сельской школе во многом будет зависеть от наличия учебной базы по предметам искусства, которая включает не только учебно-методические комплекты, но и словари-справочники по искусству, дидактические материалы для разно уровневых заданий школьникам, наличие музыкальных инструментов и технических средств обучения (музыкальный центр, магнитофон, видеоаппаратура). Таким образом, качественное музыкальное и художественное образование в условиях малокомплектной школы является составной и важной частью решения задач достижения качественного российского образования в целом.

Источник

Обратная сторона музыкальной школы — 3 навыка за 18 лет

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа

Многие родители, отдавая детей в музыкальную школу, говорят, что делают это «для общего развития». Но что стоит за музыкальным образованием и стоит ли отправлять ребёнка в ДМШ? Об этом и изъянах системы рассуждает наш новый блогер, преподаватель музыки Галина Хохрякова.

Мой «манифест». Часть первая. Я не концертирующий виртуоз, не методист и не чиновник, а «всего лишь» преподаватель провинциальной школы искусств, но дискуссия о судьбах музыкального образования — это в первую очередь дискуссия обо мне, моих коллегах и наших учениках, вы согласны?

Я четверть века работаю в сельской ДШИ. Это хорошая человечная школа: творческая, живая — лицом к детям! Но скажу сразу: это стало возможным не благодаря системе и даже, пожалуй, не вопреки ей, а просто потому, что системе было не до нас. На протяжении многих лет у нас было достаточно свободы, чтобы жить и работать по-своему. Мы ориентировались на ситуацию, на возможности и потребности детей и взрослых, исходя из наших собственных возможностей и желаний.

С «национальным достоянием», которое надо сохранить (или реформировать — хотя одно без другого на самом-то деле немыслимо: всё застывшее мертво), я знакома не понаслышке. Я прошла этот путь от подготовительного класса детской музыкальной школы (ДМШ) до консерваторского диплома. Никогда не метила в исполнители, а вот стать хорошим учителем мечтала, но учили меня всегда как исполнителя! Педагогика и психология «мелким шрифтом» в училище и консерватории не в счёт!

Методика преподавания — да, основательнее, чем педагогика и психология, но ведь это о том, как обучать… опять же исполнителей!

Процитирую один из комментариев к моему посту во «ВК»: «Все 18 лет учёбы дети отрабатывают всего 3 навыка — чтения с листа, выучивания наизусть и выступления на сцене. По-моему, время тратится очень неэффективно». Не помню, чтобы кто-то когда-то короче и точнее высказался о сущности музобразования.

Подбор, аранжировка, импровизация, пение с собственным аккомпанементом, сочинение музыки — всё это либо самотёком в свободное время, либо (если повезло с учителем!)… Хотя нет, всё равно в свободное от подготовки к техзачётам и экзаменам время.

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа

Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Мой муж много лет работал наладчиком станков с ЧПУ на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Основной продукцией завода был разбрасыватель минеральных удобрений. Муж с друзьями однажды подсчитал (умножив производительность машины на план завода), что, если бы все изделия, произведённые заводом, вышли на поля, они покрыли бы страну слоем минеральных удобрений толщиной 30 сантиметров. К счастью, эти уродцы практически не функционировали и, будучи поставленными в сельхозпредприятия, просто стояли там без дела, постепенно ржавея и превращаясь в металлолом.

На мой взгляд, «продукция» ДМШ/ДШИ, музыкальных училищ и консерваторий во многом разделяет судьбу этих машин

Многие ученики этих учебных заведений на выходе — фактически живые машины. Они более или менее успешно воспроизводят нотный текст в соответствии с указаниями преподавателя по части динамики и прочих нюансов. Это во-первых. Во-вторых, многие выпускники, даже «успешные», неработоспособны: боятся сцены, не имеют репертуара, плохо читают с листа. Они вообще готовы провалиться сквозь землю, услышав невинную просьбу «Сыграй что-нибудь!». В-третьих, будь даже все они великолепно воспитаны ИМЕННО КАК ИСПОЛНИТЕЛИ, они покрыли бы весь мир слоем не знаю уж какой толщины. И зачем? Зачем миру столько хороших исполнителей?

Давайте произведём подсчёт только для пианистов. В стране 3 тысячи музыкальных школ — так, кажется? Допустим, каждая из них ежегодно выпускает 10 юных пианистов. Итого 30 тысяч. На самом деле, конечно же, гораздо больше.

Будь все они профпригодными абитуриентами фортепианных отделений музучилищ, да ещё и желающими в них поступить, конкурсы в училища были бы как на актёрских факультетах столичных театральных вузов. Трагедии абитуриентов, не прошедших конкурсных отбор, были бы гораздо горше: театралы точно не пашут ради поступления, лишая себя нормального детства, столько лет, сколько музыканты-инструменталисты «с серьёзными намерениями».

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа

Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе

Почему-то подразумевается, что ученики ДМШ, не избравшие музыку в качестве профессии, автоматически становятся образованными любителями музыки, а студенты училищ и консерваторий, не ставшие концертными исполнителями, без проблем становятся адекватными преподавателями. Правда, второе уже давно подвергается сомнению.

Невооружённым глазом заметно, что несостоявшиеся исполнители в роли преподавателей часто просто опасны для учеников

В лучшем случае они могут успешно работать с подобными себе, то есть достаточно одарёнными и мотивированными. А вот что делать с обычными детьми, как учить их — откуда же им это знать?

А насчёт любителей музыки с ДМШ за плечами… Да, такие есть, не спорю, и это прекрасно! Но кто подсчитывал среди выпускников ДМШ процент забывших музыкалку (а заодно и музыку) как кошмарный сон? Навсегда закрывших крышку пианино (футляр скрипки)? Давших клятву не заставлять своих детей учиться музыке? А процент бросивших, не выдержавших двоек по сольфеджио и оскорблений (а то и битья по рукам) на уроках специнструмента? А процент тех, кому учиться было не чрезмерно трудно, но скучно? Для кого это была просто обязаловка, ряд дополнительных учебных предметов непонятно зачем — «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви»? Примеров могла бы привести множество, но не буду. Всё это на поверхности.

И наконец: любители музыки — это ведь, по-хорошему, не только посетители концертов, но и люди, музицирующие для себя, для души, в кругу семьи, играющие в любительских оркестрах, поющие в любительских хорах.

За несколько десятилетий работы «системы», будь она продуктивна, такими вот музицирующими любителями (причём приверженцами именно академической музыки — так называемой классики!) стали бы в нашей стране многие и многие тысячи людей, но этого вовсе не наблюдается!

Таким образом, результаты работы системы нашего «лучшего в мире» музыкального образования весьма спорны. Не говоря уж о том, что в меняющемся мире даже просто сохранить хорошее невозможно, стоя на месте, — только двигаясь вперед!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Статья «РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА.»

Величева Ольга Николаевна

Методист, преподаватель по классу домры

МБУДО «Партизанская детская школа искусств»

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА .

Не исключение и Партизанская Детская школа искусств, о которой сегодня мне и хочется рассказать. Школа была открыта 1 сентября 1969 года в селе Партизанское. Возглавляет педагогический коллектив Надежда Михайловна Супруненко, творческий и деятельный руководитель. Она увлекает педагогический коллектив большим общим делом, благодаря чему преподаватели добиваются хороших результатов в обучении детей, в просветительской деятельности и работы с родителями. В школе работают восемь преподавателей высшей и первой квалификационных категорий. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, посещая научно-практические конференции, ассамблеи и семинары, курсы повышения квалификации. Ведущую роль в управлении методической работой в школе принадлежит Методическому совету, целью которого является создание условий непрерывного совершенствования профессионального мастерства преподавателей, оказания помощи в работе по самообразованию, обеспечение условий для изучения, обобщения, распространения передового опыта.

Уникальность Партизанской Детской школы искусств заключается в том, что в школе созданы комфортные условия обучения для приезжих ребят из сел района: села Стойба, села Запасной Имбеж, поселка Иннокентьевка, села Сухоной. Таких приезжих учеников в ДШИ более 20 человек. К учебе они относятся очень серьезно и ответственно, влюблены в музыку, успешно осваивают знания и навыки. Ребята обучаются по специальности музыкальное исполнительство (фортепиано, домра, баян, аккордеон), имеют возможность получить общее эстетическое образование, а также в школе развивается театральное и художественное направления.

— Районный фестиваль-конкурс детского творчества «Салют Победы»

— Районный конкурс литературных героев «Один в один»

— Инициатива, разработка и проведение Межрайонного музыкального фестиваля «Созвездие талантов» на сцене РДК (сотрудничество и привлечение к участию ДШИ г.Уяра, с.Шалинское Манского района, фольклорного ансамбля «Родничок» Рыбинского района)

— Районный праздник «День Матери» (благодарственные письма от Центра по работе с ветеранами «Заречье», от сельской библиотеки им.М.Д.Родкина с.Партизанское)

— Концерт в СОШ им.П.П.Петрова «Играй как мы!»

— Благотворительная акция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Пусть всегда будет солнце!»

— Концерты для воспитанников Детского дома в с.Стойба

— Участие в реализации проекта фонда М.Прохорова «Мир знаний без границ: Университет третьего возраста» (МБУК «Партизанская МЦБ, ДШИ-партнер)

Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности. Каждый учащийся школы является участником какого-либо коллектива: хоров; хореографических коллективов; ансамблей баянистов, аккордеонистов и домристов; оркестра русских народных инструментов.

Школа активно взаимодействует с местными средствами массовой информации. На страницах местной газеты «Вместе с Вами», на сайте школы находят отражение самые интересные и значительные события из жизни школы.

2015-2016 учебный год стал годом творческих поисков и побед для коллектива Партизанской Детской школы искусств. Наши учащиеся стали лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различного уровня:

— Межрайонный конкурс пианистов среди сельских малокомплектных школ «Попробуем на пять. »;

— Краевая Олимпиада народного творчества; III Открытый краевой фестиваль-конкурс патриотического творчества «Мой край! Мое Отечество!»; Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Сибирь зажигает звезды» г. Красноярск; Конкурс творческих работ детей и подростков Красноярского края «Герой моего времени» г. Красноярск;

— Международный конкурс-фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах по видеозаписям; Международная выставка-конкурс детского художественного творчества «Енисейская мозаика»;

Подводя итог своей темы, хочется отметить профессиональные качества преподавателей Партизанской ДШИ, которые помогают им формировать нравственные качества ребенка, как залог здорового образа жизни: общая и психолого – педагогическая культура; профессиональная и организационная культура; индивидуальный подход к обучающимся, мастерство работы в индивидуальном режиме, в условиях малой группы (ансамбль) или большого коллектива (оркестр), бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка.

Когда мы говорим о селе, то, как правило, речь заходит об аграрных вопросах, сельхозпроизводстве, урожайности и надоях. Но в деревнях люди живут не только работой, их не меньше горожан интересуют новинки культуры, театральные и кинопремьеры, концерты. Мы рады видеть счастливые лица детей, которые активно проявляют интерес и любовь к музыкальному, хореографическому, театральному и изобразительному искусству. Надеюсь, что благодаря творческой плодотворной работе педагогического коллектива Партизанской Детской школы искусств мы поможем подрастающему поколению научиться видеть и создавать прекрасное своими руками.

Заканчивая свое выступление, я смело приглашаю творческую молодежь ехать работать в село. Поверьте, там можно активно реализовать себя, найти свое достойное место в этой жизни.

1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.

2.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.

3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с

Источник

Модель сельской ДШИ (из опыта работы Тимирязевской школы искусств) (стр. 1 )

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа

Муниципальное образовательное учреждение

«Тимирязевская детская школа искусств»

МОДЕЛЬ СЕЛЬСКОЙ ДШИ

(из опыта работы Тимирязевской школы искусств)

п. Тимирязевский, 2007 г

МОУДОД «Тимирязевская детская школа искусств» находится в красивом месте Челябинской области, в Чебаркульском районе, в краю лесов и нежно-голубых озер.

МОУДОД «Тимирязевская детская школа искусств» была открыта в 1974 году и является старейшей сельской школой искусств области, школой накоплен серьезный (педагогический, методический и профессиональный опыт, сложился работоспособный коллектив с достаточно большим творческим потенциалом. По состоянию на 01 сентября 2008 год имеет контингент 86 учащихся.

Основная часть контингента получает традиционное музыкальное образование (65%): на фортепианном отделении (семилетнее обучение): 24 учащихся (28%), на народном отделении (пятилетнее обучение) аккордеон, домра, балалайка – 31 учащихся (36%).

Музыкально-эстетическое отделение: 31 учащихся (36%).

Выпускники нашей школы каждый год поступают в средние музыкальные учебные заведения г. г.Миасса, Челябинска:

2006/07 уч. год – 3 учащихся.

2007/08 уч. год – 1 учащихся.

Несмотря на сложную социально-экономическую демографическую ситуацию школа с каждым годом увеличивает контингент учащихся:

2006/07 уч. год – 80 учащихся.

2007/08 уч. год – 86 учащихся.

2008/09 уч. год – 86 учащихся.

Отсев учащихся в школе низкий (1-2 учащихся в год, по причине болезни или смены места жительства).

Образовательный процесс в школе осуществляет 7 преподавателей, 6 преподавателей имеют высшее образование, 2 – с высшей категорией, 4 – с 1 категорией, 1 – со второй категорией. В течение многих лет педагогический коллектив остается постоянным и стабильным, текучесть кадров отсутствует. Педагогический стаж составляет от 20 лет до 35 лет.

Педагоги нашей школы награждены:

· Грамотой Министра культуры области – 3.

· Грамотой районного Законодательного Собрания – 3.

· Грамотой Губернатора Челябинской области – 2.

· Грамотой областного Законодательного Собрания – 1.

Каждый год учащиеся нашей школы занимают 1-е места и лауреатские звания в районных, зональных, областных, международных конкурсах и фестивалях.

Достижения за последние три года:

· Лауреаты международного конкурса: 1 коллектив

· Лауреаты и дипломанты областных и зональных конкурсов: 10 наград

· Лауреаты и дипломанты областных и региональных фестивалей: 4 наград

· Лауреаты и дипломанты районных и городских конкурсов: 23 награды

· Участие в олимпиадах: 2 награды

· Стипендиаты Губернатора области: 1 человек

· Стипендиаты Главы района: 3 человека.

И самое большое достижение: в областном конкурсе на лучшее учреждение дополнительного образования 2006 года – наша школа стала лучшей сельской школой области.

Гибкая структура ДШИ очень удобна для модели сельской школы-комплекса, т. к. школа искусств в поселке – единственный очаг культуры, а значит и роль задачи школы в этом случае становится гораздо шире (не просто музыкальное образование, а художественное, социально-культурное воспитание. Имея двуединую цель и задачи (подготовка будущих профессионалов и любителей) ДШИ имеет и двуединый статус образовательного заведения и музыкально-просветительного учреждения.

Коллектив школы ведет активную концертно-просветительскую деятельность на различных площадках области города, района и поселка: фольклорные праздники, тематические концерты, фестивали, лекции-концерты.

Культурно-просветительная деятельность школы призвана возродить духовные ценности, любовь к земле, селу, восстановить прерванную нить поколений, уважительное отношение к своему краю, поселку, родителям.

В 2007/08 учебном году состоялось 22 концерта, где участвовали солисты, инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые коллективы и оркестр р. н.и.

Учащиеся нашей школы выгодно отличаются от сверстников. Наблюдения показали, что они более активны, целеустремленны, дисциплинированы, способны к продуктивной творческой деятельности, имеют художественный вкус, развитую этику, ответственности за свои поступки, отношения к учебным обязанностям, преподавателям, родителям.

Все изложенное говорит о стабильной работе школы, в которой созданы условия для того, чтобы творческие возможности ребенка реализовались в полной мере и перерастали в творческие достижения разносторонне развитой личности.

Конкурентность среди учреждений одной категории

Тимирязевская ДШИ занимает особое место в социокультурном пространстве села: является культурным, просветительским и воспитательным центром для детей, юношества и взрослых. Тимирязевская ДШИ достаточно престижная среди учреждений культуры поселка, района, а также области, т. к. удовлетворяет образовательные и воспитательные потребности детей и взрослых (родителей).

Школа работает в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик.

Созданию высокого авторитета, школы способствует:

1. Творческая работа преподавателей, яркие выступления детей и преподавателей привлекают большое количество желающих поступить в школу искусств.

2. Престижные конкурсы и фестивали учащихся.

3. Очень важна отработанная система поощрения детей, преподавателей и родителей.

4. Существует в нашей школе широкая пропаганда достижений и побед наших учащихся, творческих коллективов на радио, телевидении (сельское кабельное телевидение, районное телевидение «41 канал», областное («Губерния», «Провинциалка»), а также статей в райооной газете («Южноуралец») и областного масштаба («Челябинский рабочий»). Наши победители и их педагоги становятся известными в поселке, районе, области.

5. Гибкая структура ДШИ, 3-х ступенчатая модель школы-комплекса, которая создает наиболее благоприятные условия для развития склонностей и способностей каждого ребенка.

6. Включение в учебные планы предметов по выбору (творческий час, ансамблевое музицирование, аккомпанемент, чтение нот с листа).

9. Школа стала местом проведения больших театрализованных праздников: «Село мое – село родное», «Масленица», «Калядки», «Рождественские сказки». Жители поселка хорошо знают учеников ДШИ, т. к. дети являются активными и постоянными участниками всех культурно-массовых мероприятий села и района.

10. В школе работают высокопрофессиональные специалисты шесть преподавателей из семи имеют высшее образование, высшие и 1 категории, а также государственные и областные награды. Коллектив нашей школы можно смело назвать творческим, ищущим, открывающим и умудряющим. В нашей школе каждый преподаватель – это творческая личность: прекрасно владеют игрой на нескольких инструментах, сочиняют, импровизируют, ставят музыкальные сказки, профессионально владеют широким набором психолого-педагогических методик, способствуют развитию творческих задатков учащихся и созданию комфортной образовательной среды.

Неугасающее с годами чувство любви к школе поворачивает сознание многих преуспевающих в бизнесе выпускников школы, и мы им очень благодарны за оказанную материальную помощь. Местные предприниматели поселка также оказывают материальную помощь школе в проведении мероприятий и тематических вечеров. Сложившееся взаимопонимание со всеми ветвями власти позволяет школе быть услышанной, признанной и поддержанной.

Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах общества, не смогли не повлиять на развитие образования системы культуры и искусства. В период рыночных реформ, расслоения общества происходит переориентация массового сознания, нравственных устоев, к учебным заведениям предъявляются новые требования, изменяются условия работы. Педагогические коллективы ДШИ почувствовали неудовлетворенность в тесных рамках традиционных учебных планов, программ, сдерживающих развитие школы. Своевременное предоставление Министерством культуры РФ права выбора учебных планов и программ, исходя из потребностей и специфики, дало толчок к созданию новых типов учебных заведений, разработке экспериментальных авторских проектов. В области стал происходить процесс преобразования традиционных структур и возникновение новых моделей школ.

За последние три года у нас в школе накопился определенный опыт работы ДШИ по обновлению структуры и содержания учебного процесса.

ДШИ п. Тимирязевского Чебаркульского района основной целью своей видит воспитание любителей музыки через участие детей в творческих коллективах (хорах, оркестрах, ансамблях), а также через развитие интереса к самостоятельному музицированию. Педагогический коллектив активно внедряет новые методики, адаптируя их к условиям сельской местности. Это все делает нашу школу доступной практически для всех желающих.

Цель преобразований нашей школы состоит в том, чтобы школа искусств «повернулась лицом» к ребенку, чтобы дети стремились туда, где бы получали максимум положительных эмоций, где бы чувствовали себя защищенными и понимали, что они, дети, интересны окружающим их взрослым.

Это и послужило поводом для создания проекта нашей «Школы Радости», школы-комплекса, собравшей под одной крышей творческий коллектив единомышленников, объединенный одной целью – Ребенок и Музыка!

Изучив множество новых моделей школ г. г.Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и др. наш педагогический коллектив пришел к выводу, что нам необходимо разработать проект малокомплектной сельской школы, которая будет близка, доступна и понятна сельским детям и их родителям, с учетом всех специфических особенностей села (отдаленность от областного центра, материальные затруднения, жизненный уклад сельчан, традиции района, поселка). Наша школа принимает всех желающих учиться. А это приводит к тому, что в нашу школу попадают не только одаренные и талантливые дети, но в большей части дети со средними музыкальными данными. Поэтому основной целью музыкального образования нашей школы искусств является не только подготовка будущих музыкантов-профессионалов, но и воспитания квалифицированных любителей музыки.

Широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента определяет модель школы: учреждение дополнительного образования детей, способное удовлетворять запросы разнообразных категорий учащихся и их родителей, а также подготовка детей к дальнейшему получению профессионального образования.

В результате социологического исследования запроса населения п. Тимирязевский проведенного школой в 2006 году, выяснилось, что жители поселка нуждаются в деятельности детской школы искусств по следующим параметрам.

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа1) раннее дошкольное эстетическое развитие детей – 70%;

2) психологическая адаптация ребенка к окружающей среде – 30%;

3) общее культурное развитие детей и подростков – 90%;

4) воспитание духовности детей – 60%;

5) умение ребенка заниматься прикладным творчеством (музицировать, сочинять) – 30%;

6) расширение кругозора детей – 38%;

7) профессиональное ориентирование подростков, связанное с различными видами искусства – 5%.

У школы возникает жизненная необходимость выполнять социальный заказ общества, ориентируясь на возросший уровень запросов и разнообразие желаний родителей и детей. В настоящее время обстоятельства складываются так, что начальное музыкальное образование начинает принимать самые разнообразные формы и наполняется новым содержанием. Учебные планы дают возможность вводить в процесс обучения новые предметы и предполагают многообразие программ и методик. Это, во-первых. Во-вторых, дети и родители все чаще стали обращаться с просьбами получить такие знания и умения, которые ранее не входили в учебные курсы музыкальной школы. В-третьих, большая загруженность современных учащихся в общеобразовательном комплексе повлекла за собой возникновение различных моделей обучения в ДШИ. Все это привело к раздумьям о дальнейших путях развития начального музыкального образования и, как следствие, возникновению проекта школы-комплекса, которая в своей основе имеет три составляющие:

Традиционное музыкальное образование:

Инструментальное отделение с профессиональной ориентацией и общим музыкальным образованием, подразумевается многообразие программ на выбор учащегося. В соответствии с этим формируются две группы учащихся – профессиональная и общемузыкальная (творческое музицирование, игра в ансамбле, аккомпанемент, подбор на слух, чтение нот с листа и т. д.).

Учащиеся с 7-14 лет.

Инструментальное – 7-8 лет (фортепиано),

5-6 лет (домра, балалайка, аккордеон).

· формирование базовых знаний, умений, навыков учащихся;

· выработка культурно-просветительных знаний, умений учащихся;

· формирование культуры и художественных вкусов на лучших образцах музыкальной классики.

Ученики и родители выбирают традиционное музыкальное образование по желанию (получить полный курс классического музыкального образования ДШИ без поступления в музыкальный колледж).

Специальное образование (13-15 лет), профессионализированного совершенствования учащихся (помимо часов по специальности 1 час аккомпанемента, 1 час творческого музицирования).

· подготовка к участию в исполнительских конкурсах;

· дальнейшее профессионализированное обучение небольшой группы способных учащихся;

· подготовка выпускников к поступлению в музыкальный колледж.

Учебные планы и программы разработаны с учетом требований предъявляемых к абитуриентам музыкального колледжа.

Отделение музыкально-эстетического образования (5-6 лет обучения). Учащиеся 7-12 лет (обучение на блок-флейте, гитаре, фортепиано, аккордеоне, домре, балалайке, свирели, жалейке).

· подготовка музыканта-любителя, активного участника художественной самодеятельности (любительское бытовое музицирование,

· участие в творческих коллективах: «Ансамбль ложкарей», «Ансамбль блок-флейтистов», «Ансамбль авторской песни», «Ансамбль «Моя семья»»), что отражает запросы социума и возрождения традиции семейного музицирования..

Музыкально-эстетическое образование имеет в своей структуре три ступени (начальная 0-1 классы), основная (2-5 классы), дополнительная (6 класс).

1 ступень – все учащиеся (48% учащихся) занимаются по общему учебному плану. Эту ступень обучения мы рассматриваем как подготовка к осуществлению учащимися и их родителями выбора индивидуальной траектории обучения и развития (хор, музыкальная грамота, слушание музыки, предмет по выбору).

2 ступень основная – каждый учащийся (45% учащихся) получает возможность выбора части учебных дисциплин (предмет по выбору, творческих ансамблей) в соответствии со своими склонностями и способностями (хор, предмет по выбору, сольфеджио, о/с элемент. Музицирования по К. Орфу, слушание музыки, творческие ансамбли).

По окончании 5 класса каждый учащийся, прошедший итоговую аттестацию должен получить свидетельство об окончании музыкально-эстетического отделения школы искусств.

3 ступень дополнительная – в 6 классе (7%) музыкально-эстетического отделения должны продолжить обучение учащиеся, которые успешно окончив 5 класс, желают совершенствовать свое профессиональное мастерство по одной из специализации.

Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть фото Что такое сельская музыкальная школа. Смотреть картинку Что такое сельская музыкальная школа. Картинка про Что такое сельская музыкальная школа. Фото Что такое сельская музыкальная школа

В этой схеме заложен вариантный принцип структуры образовательной системы. И если учесть обратную составляющую связь, то вариантов выбора наиболее удобной для учащихся траектории музыкального развития становится значительно больше. Добавим к этому наличие альтернативных адаптированных программ по специальности. В результате мы имеем систему (модель) максимального приближения к темпам развития каждого ребенка его способностей, возможностям, а главное – интересам.

Итак, в практике школы сформировалась и утвердилась трехсоставная система, ступени отличается между собой как степенью сложности образовательного курса, так и содержанием, связанных со спецификой, поставленных задач. Ученики и их родители вправе выбирать ту или иную ступень при поступлении в школу, а закончив обучение получить свидетельство об окончании соответствующего отделения. Перевод перспективных детей в профгруппу осуществляется к 3 классу. Гибкая структура ДШИ очень удобна для модели сельской школы-комплекса, т. к. школа искусств, в поселке, порой является единственным очагом культуры, а значит и роль, задачи школы в этом случае, становятся гораздо шире (не просто музыкальное образование, а художественное, социально-культурное воспитание).

Имея двуединую цель и задачи (подготовка будущих профессионалов и любителей) ДШИ имеет и двуединый статус образовательного заведения и музыкально-просветительного учреждения. Таким образом, одно из преимуществ данного проекта образовательной модели – ее вариантные возможности, гарантирующие каждому учащемуся свою нишу в системе начального музыкального образования.

Другое преимущество образовательной модели – в ее уникальности. Среди многочисленности учреждений детского дополнительного образования, пожалуй только школа искусств продолжает сохранять культурные традиции, всерьез занимается воспитанием и обучением детей на классическом материале, приобщая их к подлинным художественным ценностям. Наши сельские ребята приобщаются и к культурным традициям, наследию нашего края: университет для учащихся и родителей:

· изучение самобытной башкирской культуры (музыкальный фольклор, современная башкирская культура) (в школе 40% детей из башкирских семей);

· самобытность культуры казачества (быт, музыкальный фольклор, костюм);

В репертуар учащихся включаются произведения татарских и башкирских композиторов, а также казацких народных песен и танцев, совместные выступления в концертах учащихся школы и артистов Учалинского концертного объединения, Челябинского башкирского центра, хора казаков Уйского района, с. Травники Чебаркульского района.

На этой основе у ребят формируется культура, вкус, интеллигентность, уважение к своему краю, селу. Все это пригодится в будущей взрослой жизни, помогут достижению успехов, положению в обществе. В эту модель вписывается новое понимание миссии школы искусств: «развитие личностных качеств обучающегося», необходимых для успешной социальной адаптации в будущем.

И еще, очень важное преимущество нашего проекта: нашу модель школы-комплекса можно назвать моделью развития, что связано с тем комплексом учебных дисциплин, которые наполняют ее содержанием. Занятия музыкой уже сами по себе тесным образом связаны с развивающим творческим началом. Моторика игры на инструменте активизировать мышечную и умственную деятельность ребенка. Сольфеджио тренирует слуховую память, мышление. Музыкальная литература и слушание музыки развивают воображение, речь. Пение благотворно влияет на здоровье всего организма.

Из всего сказанного можно сделать вывод: наша модель ДШИ пригодна для решения современных, качественно новых задач в области воспитания учащихся.

Несомненно, к достоинствам действующей модели ДШИ следует отнести дифференцированный подход к развитию личности каждого ребенка.

Работа по формированию групп, в которых реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к обучению ребенка ведется уже давно, целенаправленно, на уровне школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *