Что такое сельская музыкальная школа
Что такое сельская музыкальная школа
Тел./факс: (83170) 2-13-80, 2-28-23
И на селе звучит классика!
Жители района не понаслышке знают о недостатке специалистов в области музыки на селе, и, в связи с этим, достаточно скудном арсенале культурно-просветительской деятельности. А ведь во все времена на селе были одарённые дети, которые хотели обучаться музыке. И учились. Но как сложно было этим ребятам совмещать учёбу в двух школах, одновременно решая транспортную проблему. Как правило, до окончания школы дело так и не доходило. Вопросом музыкального образования на селе вплотную занялся, пришедший на пост директора ДМШ в 1980 году, Борис Ефимович Булычев. Благодаря его упорству и силе убеждения в 1981 году музыкальная школа вышла за пределы района. Именно с этого года и ведёт отсчёт история структурных подразделений школы.
Следует отметить, что и отдел культуры, и отдел народного образования поддержали идею Бориса Ефимовича. Поэтому к первому сельскому отделению в посёлке Доскино (1981г.) в 1982 году прибавляется филиал в п. Дуденево, в 1988 – в Алешкове, в 1989 – в Новинках и Буревестнике. Сегодня на селе работает десять структурных подразделений (Алешково, Берёзовка, Буревестник, Доскино, Дуденево, Кудьма, Оранки, Хвощёвка, п. Центральный), а также два в городе на базе школ №1 и №7.
В 2011 году сельские отделения будут праздновать своё тридцатилетие. За это время накоплен определённый опыт работы, учтена специфика преподавания всех специальных и теоретических предметов. Сельские отделения придерживаются учебной программы, определённой Министерством Культуры РФ. Дети изучают сольфеджио, музыкальную литературу, знакомятся с творчеством великих классиков, осваивают выбранные ими инструменты. Исключение составляет дисциплина «хор». Её в селах нет в связи с малой наполняемостью классов. Главными задачами преподавателей на селе являются дача общего музыкально-эстетическое образования, развитие художественного вкуса и привитие навыков игры на различных музыкальных инструментах.
Важнейшая задача ДМШ в районах – воспитательно-просветительская деятельность. Не секрет, что музыкальная школа – один из немногих очагов культуры на селе. Поэтому как преподавателей, так и учеников сельских отделений отличает высокая активность в концертной деятельности. Их творческие номера неизменно украшают любое событие на сценах района и города. А ежегодные отчётные концерты учеников ДМШ, которые проводятся с 1998 года, являются своеобразным подведением итогов работы учащихся и преподавателей, а также стимулом для дальнейшего творческого роста и вдохновения.
(На снимке: играет Александр Бабичев, п.Центральный)
«Особенности музыкального воспитания в сельской школе»
Школьный урок музыки – это урок, который является частью целостного образовательного процесса. В условиях сельской школы урок музыки имеет свои существенные особенности, связанные не только с его структурой, но и с методикой проведения. Работая по той или иной программе по музыкально-эстетическому образованию, предназначенной для общеобразовательных учреждений, учитель музыки должен учитывать не только возрастные особенности школьников, но и специфику музыкального искусства. Цель музыкального образования в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры, являющейся составной и неотъемлемой частью всей духовной культуры каждого школьника. Основные задачи, вытекающие из данной цели: воспитание у школьников интереса к предмету, а через него к музыкальному искусству в целом. Воспитание сознательного интереса к предмету и музыкальному обучению; накопление у школьников определенной суммы знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения, необходимых для освоения музыки и как школьного предмета, и как жизненного явления.
Учитель начальных классов, встречаясь с детьми ежедневно, имеет богатейшие возможности воздействия на них красотой слова, музыки, рисунка, которые имеют своим источником красоту окружающего мира. Как и все явления, предметы в жизни, все, что нас окружает: природа, обычаи, верования, сказки, картины, архитектурные сооружения и многое другое – имеет свою форму и содержание. Все имеет свой смысл. Содержание и форма предметов, явлений тесно связаны между собой и с жизнью. Содержание и форма современных произведений откроется и через вечную актуальность высоких традиций, и через искусство ХХ века. С учетом этого в преподавании музыки в малокомплектной школе необходимо укрупнять, а также соединять внутренние тематические блоки. Особое внимание учителю в преподавании музыки нужно уделить правильному подбору музыкального репертуара, как для вокального исполнения, так и для слушания музыки. Если уроки музыки преподает не специалист, ему необходимо придерживаться указанных в программе методических рекомендаций по подбору репертуара. Критерии подбора репертуара для слушания и вокального исполнения: эстетическая красота, педагогическая целесообразность, доступность. Это могут быть уроки музыки и природоведения, музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и истории, музыки и ботаники и т. п. Урок музыки – урок искусства. Главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение к ней. Любовь учителя к музыке может проявляться в разных формах. И хотя бы в одной из них он должен обладать истинной артистичностью – вдохновенно петь или управлять детским хором, пластично «исполнять» музыку движением, выразительно играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или эмоционально вести беседу о музыке.
Учителю в малокомплектной школе необходимо выделить ведущие темы предмета, раскрывающие духовные ценности, созданные человеком в мире художественной культуры. Для этого необходимо провести тщательный анализ программ и гуманитарных учебных дисциплин (литература, история), учитывая синхронный принцип построения содержания учебного материала. Из огромного количества фактического материала учителю необходимо остановиться на самых значительных памятниках мировой художественной культуры с учетом прогрессивных национальных традиций, истории и культуры. Такой вектор преподавания направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в конкретной среде и являются в настоящее время социально значимыми.
В настоящее время развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и ограниченные образовательные возможности малокомплектных школ требуют обращения к сетевым системам образования и организации школьной жизни. Сетевые системы образования дают возможность школе выйти за пределы собственных стен.
Учащиеся и учителя могут учиться в индивидуальном режиме независимо от места жительства. Современные требования к урокам ставят много новых задач, одна из которых – научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. В этой связи, при наличии необходимого технического оборудования (компьютер, мультимедиа, интерактивные устройства) в школе, школьники, особенно учащиеся старших классов, могут пользоваться различными программами по искусству, как учебными, так и популярными. Для того чтобы заинтересовать школьников художественной культурой, учителя, преподающие искусство в малокомплектной школе, могут планировать и проводить элективные курсы социально-гуманитарного направления. Элективные курсы наряду с кружковой и факультативной работой, индивидуальными и групповыми консультациями – это тот резерв, который может быть использован для ознакомления с шедеврами мирового и национального искусства. Наличие занятий в разновозрастных группах в системе школьного дополнительного образования (разновозрастные творческие объединения учащихся) может компенсировать недостаточный объем учебной нагрузки учителей искусства.
Эффективность художественного и музыкального образования в сельской школе во многом будет зависеть от наличия учебной базы по предметам искусства, которая включает не только учебно-методические комплекты, но и словари-справочники по искусству, дидактические материалы для разно уровневых заданий школьникам, наличие музыкальных инструментов и технических средств обучения (музыкальный центр, магнитофон, видеоаппаратура). Таким образом, качественное музыкальное и художественное образование в условиях малокомплектной школы является составной и важной частью решения задач достижения качественного российского образования в целом.
Обратная сторона музыкальной школы — 3 навыка за 18 лет
Многие родители, отдавая детей в музыкальную школу, говорят, что делают это «для общего развития». Но что стоит за музыкальным образованием и стоит ли отправлять ребёнка в ДМШ? Об этом и изъянах системы рассуждает наш новый блогер, преподаватель музыки Галина Хохрякова.
Мой «манифест». Часть первая. Я не концертирующий виртуоз, не методист и не чиновник, а «всего лишь» преподаватель провинциальной школы искусств, но дискуссия о судьбах музыкального образования — это в первую очередь дискуссия обо мне, моих коллегах и наших учениках, вы согласны?
Я четверть века работаю в сельской ДШИ. Это хорошая человечная школа: творческая, живая — лицом к детям! Но скажу сразу: это стало возможным не благодаря системе и даже, пожалуй, не вопреки ей, а просто потому, что системе было не до нас. На протяжении многих лет у нас было достаточно свободы, чтобы жить и работать по-своему. Мы ориентировались на ситуацию, на возможности и потребности детей и взрослых, исходя из наших собственных возможностей и желаний.
С «национальным достоянием», которое надо сохранить (или реформировать — хотя одно без другого на самом-то деле немыслимо: всё застывшее мертво), я знакома не понаслышке. Я прошла этот путь от подготовительного класса детской музыкальной школы (ДМШ) до консерваторского диплома. Никогда не метила в исполнители, а вот стать хорошим учителем мечтала, но учили меня всегда как исполнителя! Педагогика и психология «мелким шрифтом» в училище и консерватории не в счёт!
Методика преподавания — да, основательнее, чем педагогика и психология, но ведь это о том, как обучать… опять же исполнителей!
Процитирую один из комментариев к моему посту во «ВК»: «Все 18 лет учёбы дети отрабатывают всего 3 навыка — чтения с листа, выучивания наизусть и выступления на сцене. По-моему, время тратится очень неэффективно». Не помню, чтобы кто-то когда-то короче и точнее высказался о сущности музобразования.
Подбор, аранжировка, импровизация, пение с собственным аккомпанементом, сочинение музыки — всё это либо самотёком в свободное время, либо (если повезло с учителем!)… Хотя нет, всё равно в свободное от подготовки к техзачётам и экзаменам время.
Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы
Мой муж много лет работал наладчиком станков с ЧПУ на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Основной продукцией завода был разбрасыватель минеральных удобрений. Муж с друзьями однажды подсчитал (умножив производительность машины на план завода), что, если бы все изделия, произведённые заводом, вышли на поля, они покрыли бы страну слоем минеральных удобрений толщиной 30 сантиметров. К счастью, эти уродцы практически не функционировали и, будучи поставленными в сельхозпредприятия, просто стояли там без дела, постепенно ржавея и превращаясь в металлолом.
На мой взгляд, «продукция» ДМШ/ДШИ, музыкальных училищ и консерваторий во многом разделяет судьбу этих машин
Многие ученики этих учебных заведений на выходе — фактически живые машины. Они более или менее успешно воспроизводят нотный текст в соответствии с указаниями преподавателя по части динамики и прочих нюансов. Это во-первых. Во-вторых, многие выпускники, даже «успешные», неработоспособны: боятся сцены, не имеют репертуара, плохо читают с листа. Они вообще готовы провалиться сквозь землю, услышав невинную просьбу «Сыграй что-нибудь!». В-третьих, будь даже все они великолепно воспитаны ИМЕННО КАК ИСПОЛНИТЕЛИ, они покрыли бы весь мир слоем не знаю уж какой толщины. И зачем? Зачем миру столько хороших исполнителей?
Давайте произведём подсчёт только для пианистов. В стране 3 тысячи музыкальных школ — так, кажется? Допустим, каждая из них ежегодно выпускает 10 юных пианистов. Итого 30 тысяч. На самом деле, конечно же, гораздо больше.
Будь все они профпригодными абитуриентами фортепианных отделений музучилищ, да ещё и желающими в них поступить, конкурсы в училища были бы как на актёрских факультетах столичных театральных вузов. Трагедии абитуриентов, не прошедших конкурсных отбор, были бы гораздо горше: театралы точно не пашут ради поступления, лишая себя нормального детства, столько лет, сколько музыканты-инструменталисты «с серьёзными намерениями».
Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе
Почему-то подразумевается, что ученики ДМШ, не избравшие музыку в качестве профессии, автоматически становятся образованными любителями музыки, а студенты училищ и консерваторий, не ставшие концертными исполнителями, без проблем становятся адекватными преподавателями. Правда, второе уже давно подвергается сомнению.
Невооружённым глазом заметно, что несостоявшиеся исполнители в роли преподавателей часто просто опасны для учеников
В лучшем случае они могут успешно работать с подобными себе, то есть достаточно одарёнными и мотивированными. А вот что делать с обычными детьми, как учить их — откуда же им это знать?
А насчёт любителей музыки с ДМШ за плечами… Да, такие есть, не спорю, и это прекрасно! Но кто подсчитывал среди выпускников ДМШ процент забывших музыкалку (а заодно и музыку) как кошмарный сон? Навсегда закрывших крышку пианино (футляр скрипки)? Давших клятву не заставлять своих детей учиться музыке? А процент бросивших, не выдержавших двоек по сольфеджио и оскорблений (а то и битья по рукам) на уроках специнструмента? А процент тех, кому учиться было не чрезмерно трудно, но скучно? Для кого это была просто обязаловка, ряд дополнительных учебных предметов непонятно зачем — «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви»? Примеров могла бы привести множество, но не буду. Всё это на поверхности.
И наконец: любители музыки — это ведь, по-хорошему, не только посетители концертов, но и люди, музицирующие для себя, для души, в кругу семьи, играющие в любительских оркестрах, поющие в любительских хорах.
За несколько десятилетий работы «системы», будь она продуктивна, такими вот музицирующими любителями (причём приверженцами именно академической музыки — так называемой классики!) стали бы в нашей стране многие и многие тысячи людей, но этого вовсе не наблюдается!
Таким образом, результаты работы системы нашего «лучшего в мире» музыкального образования весьма спорны. Не говоря уж о том, что в меняющемся мире даже просто сохранить хорошее невозможно, стоя на месте, — только двигаясь вперед!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Статья «РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА.»
Величева Ольга Николаевна
Методист, преподаватель по классу домры
МБУДО «Партизанская детская школа искусств»
РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА .
Не исключение и Партизанская Детская школа искусств, о которой сегодня мне и хочется рассказать. Школа была открыта 1 сентября 1969 года в селе Партизанское. Возглавляет педагогический коллектив Надежда Михайловна Супруненко, творческий и деятельный руководитель. Она увлекает педагогический коллектив большим общим делом, благодаря чему преподаватели добиваются хороших результатов в обучении детей, в просветительской деятельности и работы с родителями. В школе работают восемь преподавателей высшей и первой квалификационных категорий. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, посещая научно-практические конференции, ассамблеи и семинары, курсы повышения квалификации. Ведущую роль в управлении методической работой в школе принадлежит Методическому совету, целью которого является создание условий непрерывного совершенствования профессионального мастерства преподавателей, оказания помощи в работе по самообразованию, обеспечение условий для изучения, обобщения, распространения передового опыта.
Уникальность Партизанской Детской школы искусств заключается в том, что в школе созданы комфортные условия обучения для приезжих ребят из сел района: села Стойба, села Запасной Имбеж, поселка Иннокентьевка, села Сухоной. Таких приезжих учеников в ДШИ более 20 человек. К учебе они относятся очень серьезно и ответственно, влюблены в музыку, успешно осваивают знания и навыки. Ребята обучаются по специальности музыкальное исполнительство (фортепиано, домра, баян, аккордеон), имеют возможность получить общее эстетическое образование, а также в школе развивается театральное и художественное направления.
— Районный фестиваль-конкурс детского творчества «Салют Победы»
— Районный конкурс литературных героев «Один в один»
— Инициатива, разработка и проведение Межрайонного музыкального фестиваля «Созвездие талантов» на сцене РДК (сотрудничество и привлечение к участию ДШИ г.Уяра, с.Шалинское Манского района, фольклорного ансамбля «Родничок» Рыбинского района)
— Районный праздник «День Матери» (благодарственные письма от Центра по работе с ветеранами «Заречье», от сельской библиотеки им.М.Д.Родкина с.Партизанское)
— Концерт в СОШ им.П.П.Петрова «Играй как мы!»
— Благотворительная акция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Пусть всегда будет солнце!»
— Концерты для воспитанников Детского дома в с.Стойба
— Участие в реализации проекта фонда М.Прохорова «Мир знаний без границ: Университет третьего возраста» (МБУК «Партизанская МЦБ, ДШИ-партнер)
Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности. Каждый учащийся школы является участником какого-либо коллектива: хоров; хореографических коллективов; ансамблей баянистов, аккордеонистов и домристов; оркестра русских народных инструментов.
Школа активно взаимодействует с местными средствами массовой информации. На страницах местной газеты «Вместе с Вами», на сайте школы находят отражение самые интересные и значительные события из жизни школы.
2015-2016 учебный год стал годом творческих поисков и побед для коллектива Партизанской Детской школы искусств. Наши учащиеся стали лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различного уровня:
— Межрайонный конкурс пианистов среди сельских малокомплектных школ «Попробуем на пять. »;
— Краевая Олимпиада народного творчества; III Открытый краевой фестиваль-конкурс патриотического творчества «Мой край! Мое Отечество!»; Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Сибирь зажигает звезды» г. Красноярск; Конкурс творческих работ детей и подростков Красноярского края «Герой моего времени» г. Красноярск;
— Международный конкурс-фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах по видеозаписям; Международная выставка-конкурс детского художественного творчества «Енисейская мозаика»;
Подводя итог своей темы, хочется отметить профессиональные качества преподавателей Партизанской ДШИ, которые помогают им формировать нравственные качества ребенка, как залог здорового образа жизни: общая и психолого – педагогическая культура; профессиональная и организационная культура; индивидуальный подход к обучающимся, мастерство работы в индивидуальном режиме, в условиях малой группы (ансамбль) или большого коллектива (оркестр), бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка.
Когда мы говорим о селе, то, как правило, речь заходит об аграрных вопросах, сельхозпроизводстве, урожайности и надоях. Но в деревнях люди живут не только работой, их не меньше горожан интересуют новинки культуры, театральные и кинопремьеры, концерты. Мы рады видеть счастливые лица детей, которые активно проявляют интерес и любовь к музыкальному, хореографическому, театральному и изобразительному искусству. Надеюсь, что благодаря творческой плодотворной работе педагогического коллектива Партизанской Детской школы искусств мы поможем подрастающему поколению научиться видеть и создавать прекрасное своими руками.
Заканчивая свое выступление, я смело приглашаю творческую молодежь ехать работать в село. Поверьте, там можно активно реализовать себя, найти свое достойное место в этой жизни.
1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.
2.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с
Модель сельской ДШИ (из опыта работы Тимирязевской школы искусств) (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Муниципальное образовательное учреждение
«Тимирязевская детская школа искусств»
МОДЕЛЬ СЕЛЬСКОЙ ДШИ
(из опыта работы Тимирязевской школы искусств)
п. Тимирязевский, 2007 г
МОУДОД «Тимирязевская детская школа искусств» находится в красивом месте Челябинской области, в Чебаркульском районе, в краю лесов и нежно-голубых озер.
МОУДОД «Тимирязевская детская школа искусств» была открыта в 1974 году и является старейшей сельской школой искусств области, школой накоплен серьезный (педагогический, методический и профессиональный опыт, сложился работоспособный коллектив с достаточно большим творческим потенциалом. По состоянию на 01 сентября 2008 год имеет контингент 86 учащихся.
Основная часть контингента получает традиционное музыкальное образование (65%): на фортепианном отделении (семилетнее обучение): 24 учащихся (28%), на народном отделении (пятилетнее обучение) аккордеон, домра, балалайка – 31 учащихся (36%).
Музыкально-эстетическое отделение: 31 учащихся (36%).
Выпускники нашей школы каждый год поступают в средние музыкальные учебные заведения г. г.Миасса, Челябинска:
2006/07 уч. год – 3 учащихся.
2007/08 уч. год – 1 учащихся.
Несмотря на сложную социально-экономическую демографическую ситуацию школа с каждым годом увеличивает контингент учащихся:
2006/07 уч. год – 80 учащихся.
2007/08 уч. год – 86 учащихся.
2008/09 уч. год – 86 учащихся.
Отсев учащихся в школе низкий (1-2 учащихся в год, по причине болезни или смены места жительства).
Образовательный процесс в школе осуществляет 7 преподавателей, 6 преподавателей имеют высшее образование, 2 – с высшей категорией, 4 – с 1 категорией, 1 – со второй категорией. В течение многих лет педагогический коллектив остается постоянным и стабильным, текучесть кадров отсутствует. Педагогический стаж составляет от 20 лет до 35 лет.
Педагоги нашей школы награждены:
· Грамотой Министра культуры области – 3.
· Грамотой районного Законодательного Собрания – 3.
· Грамотой Губернатора Челябинской области – 2.
· Грамотой областного Законодательного Собрания – 1.
Каждый год учащиеся нашей школы занимают 1-е места и лауреатские звания в районных, зональных, областных, международных конкурсах и фестивалях.
Достижения за последние три года:
· Лауреаты международного конкурса: 1 коллектив
· Лауреаты и дипломанты областных и зональных конкурсов: 10 наград
· Лауреаты и дипломанты областных и региональных фестивалей: 4 наград
· Лауреаты и дипломанты районных и городских конкурсов: 23 награды
· Участие в олимпиадах: 2 награды
· Стипендиаты Губернатора области: 1 человек
· Стипендиаты Главы района: 3 человека.
И самое большое достижение: в областном конкурсе на лучшее учреждение дополнительного образования 2006 года – наша школа стала лучшей сельской школой области.
Гибкая структура ДШИ очень удобна для модели сельской школы-комплекса, т. к. школа искусств в поселке – единственный очаг культуры, а значит и роль задачи школы в этом случае становится гораздо шире (не просто музыкальное образование, а художественное, социально-культурное воспитание. Имея двуединую цель и задачи (подготовка будущих профессионалов и любителей) ДШИ имеет и двуединый статус образовательного заведения и музыкально-просветительного учреждения.
Коллектив школы ведет активную концертно-просветительскую деятельность на различных площадках области города, района и поселка: фольклорные праздники, тематические концерты, фестивали, лекции-концерты.
Культурно-просветительная деятельность школы призвана возродить духовные ценности, любовь к земле, селу, восстановить прерванную нить поколений, уважительное отношение к своему краю, поселку, родителям.
В 2007/08 учебном году состоялось 22 концерта, где участвовали солисты, инструментальные и вокальные ансамбли, хоровые коллективы и оркестр р. н.и.
Учащиеся нашей школы выгодно отличаются от сверстников. Наблюдения показали, что они более активны, целеустремленны, дисциплинированы, способны к продуктивной творческой деятельности, имеют художественный вкус, развитую этику, ответственности за свои поступки, отношения к учебным обязанностям, преподавателям, родителям.
Все изложенное говорит о стабильной работе школы, в которой созданы условия для того, чтобы творческие возможности ребенка реализовались в полной мере и перерастали в творческие достижения разносторонне развитой личности.
Конкурентность среди учреждений одной категории
Тимирязевская ДШИ занимает особое место в социокультурном пространстве села: является культурным, просветительским и воспитательным центром для детей, юношества и взрослых. Тимирязевская ДШИ достаточно престижная среди учреждений культуры поселка, района, а также области, т. к. удовлетворяет образовательные и воспитательные потребности детей и взрослых (родителей).
Школа работает в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик.
Созданию высокого авторитета, школы способствует:
1. Творческая работа преподавателей, яркие выступления детей и преподавателей привлекают большое количество желающих поступить в школу искусств.
2. Престижные конкурсы и фестивали учащихся.
3. Очень важна отработанная система поощрения детей, преподавателей и родителей.
4. Существует в нашей школе широкая пропаганда достижений и побед наших учащихся, творческих коллективов на радио, телевидении (сельское кабельное телевидение, районное телевидение «41 канал», областное («Губерния», «Провинциалка»), а также статей в райооной газете («Южноуралец») и областного масштаба («Челябинский рабочий»). Наши победители и их педагоги становятся известными в поселке, районе, области.
5. Гибкая структура ДШИ, 3-х ступенчатая модель школы-комплекса, которая создает наиболее благоприятные условия для развития склонностей и способностей каждого ребенка.
6. Включение в учебные планы предметов по выбору (творческий час, ансамблевое музицирование, аккомпанемент, чтение нот с листа).
9. Школа стала местом проведения больших театрализованных праздников: «Село мое – село родное», «Масленица», «Калядки», «Рождественские сказки». Жители поселка хорошо знают учеников ДШИ, т. к. дети являются активными и постоянными участниками всех культурно-массовых мероприятий села и района.
10. В школе работают высокопрофессиональные специалисты шесть преподавателей из семи имеют высшее образование, высшие и 1 категории, а также государственные и областные награды. Коллектив нашей школы можно смело назвать творческим, ищущим, открывающим и умудряющим. В нашей школе каждый преподаватель – это творческая личность: прекрасно владеют игрой на нескольких инструментах, сочиняют, импровизируют, ставят музыкальные сказки, профессионально владеют широким набором психолого-педагогических методик, способствуют развитию творческих задатков учащихся и созданию комфортной образовательной среды.
Неугасающее с годами чувство любви к школе поворачивает сознание многих преуспевающих в бизнесе выпускников школы, и мы им очень благодарны за оказанную материальную помощь. Местные предприниматели поселка также оказывают материальную помощь школе в проведении мероприятий и тематических вечеров. Сложившееся взаимопонимание со всеми ветвями власти позволяет школе быть услышанной, признанной и поддержанной.
Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах общества, не смогли не повлиять на развитие образования системы культуры и искусства. В период рыночных реформ, расслоения общества происходит переориентация массового сознания, нравственных устоев, к учебным заведениям предъявляются новые требования, изменяются условия работы. Педагогические коллективы ДШИ почувствовали неудовлетворенность в тесных рамках традиционных учебных планов, программ, сдерживающих развитие школы. Своевременное предоставление Министерством культуры РФ права выбора учебных планов и программ, исходя из потребностей и специфики, дало толчок к созданию новых типов учебных заведений, разработке экспериментальных авторских проектов. В области стал происходить процесс преобразования традиционных структур и возникновение новых моделей школ.
За последние три года у нас в школе накопился определенный опыт работы ДШИ по обновлению структуры и содержания учебного процесса.
ДШИ п. Тимирязевского Чебаркульского района основной целью своей видит воспитание любителей музыки через участие детей в творческих коллективах (хорах, оркестрах, ансамблях), а также через развитие интереса к самостоятельному музицированию. Педагогический коллектив активно внедряет новые методики, адаптируя их к условиям сельской местности. Это все делает нашу школу доступной практически для всех желающих.
Цель преобразований нашей школы состоит в том, чтобы школа искусств «повернулась лицом» к ребенку, чтобы дети стремились туда, где бы получали максимум положительных эмоций, где бы чувствовали себя защищенными и понимали, что они, дети, интересны окружающим их взрослым.
Это и послужило поводом для создания проекта нашей «Школы Радости», школы-комплекса, собравшей под одной крышей творческий коллектив единомышленников, объединенный одной целью – Ребенок и Музыка!
Изучив множество новых моделей школ г. г.Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и др. наш педагогический коллектив пришел к выводу, что нам необходимо разработать проект малокомплектной сельской школы, которая будет близка, доступна и понятна сельским детям и их родителям, с учетом всех специфических особенностей села (отдаленность от областного центра, материальные затруднения, жизненный уклад сельчан, традиции района, поселка). Наша школа принимает всех желающих учиться. А это приводит к тому, что в нашу школу попадают не только одаренные и талантливые дети, но в большей части дети со средними музыкальными данными. Поэтому основной целью музыкального образования нашей школы искусств является не только подготовка будущих музыкантов-профессионалов, но и воспитания квалифицированных любителей музыки.
Широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента определяет модель школы: учреждение дополнительного образования детей, способное удовлетворять запросы разнообразных категорий учащихся и их родителей, а также подготовка детей к дальнейшему получению профессионального образования.
В результате социологического исследования запроса населения п. Тимирязевский проведенного школой в 2006 году, выяснилось, что жители поселка нуждаются в деятельности детской школы искусств по следующим параметрам.
1) раннее дошкольное эстетическое развитие детей – 70%;
2) психологическая адаптация ребенка к окружающей среде – 30%;
3) общее культурное развитие детей и подростков – 90%;
4) воспитание духовности детей – 60%;
5) умение ребенка заниматься прикладным творчеством (музицировать, сочинять) – 30%;
6) расширение кругозора детей – 38%;
7) профессиональное ориентирование подростков, связанное с различными видами искусства – 5%.
У школы возникает жизненная необходимость выполнять социальный заказ общества, ориентируясь на возросший уровень запросов и разнообразие желаний родителей и детей. В настоящее время обстоятельства складываются так, что начальное музыкальное образование начинает принимать самые разнообразные формы и наполняется новым содержанием. Учебные планы дают возможность вводить в процесс обучения новые предметы и предполагают многообразие программ и методик. Это, во-первых. Во-вторых, дети и родители все чаще стали обращаться с просьбами получить такие знания и умения, которые ранее не входили в учебные курсы музыкальной школы. В-третьих, большая загруженность современных учащихся в общеобразовательном комплексе повлекла за собой возникновение различных моделей обучения в ДШИ. Все это привело к раздумьям о дальнейших путях развития начального музыкального образования и, как следствие, возникновению проекта школы-комплекса, которая в своей основе имеет три составляющие:
Традиционное музыкальное образование:
Инструментальное отделение с профессиональной ориентацией и общим музыкальным образованием, подразумевается многообразие программ на выбор учащегося. В соответствии с этим формируются две группы учащихся – профессиональная и общемузыкальная (творческое музицирование, игра в ансамбле, аккомпанемент, подбор на слух, чтение нот с листа и т. д.).
Учащиеся с 7-14 лет.
Инструментальное – 7-8 лет (фортепиано),
5-6 лет (домра, балалайка, аккордеон).
· формирование базовых знаний, умений, навыков учащихся;
· выработка культурно-просветительных знаний, умений учащихся;
· формирование культуры и художественных вкусов на лучших образцах музыкальной классики.
Ученики и родители выбирают традиционное музыкальное образование по желанию (получить полный курс классического музыкального образования ДШИ без поступления в музыкальный колледж).
Специальное образование (13-15 лет), профессионализированного совершенствования учащихся (помимо часов по специальности 1 час аккомпанемента, 1 час творческого музицирования).
· подготовка к участию в исполнительских конкурсах;
· дальнейшее профессионализированное обучение небольшой группы способных учащихся;
· подготовка выпускников к поступлению в музыкальный колледж.
Учебные планы и программы разработаны с учетом требований предъявляемых к абитуриентам музыкального колледжа.
Отделение музыкально-эстетического образования (5-6 лет обучения). Учащиеся 7-12 лет (обучение на блок-флейте, гитаре, фортепиано, аккордеоне, домре, балалайке, свирели, жалейке).
· подготовка музыканта-любителя, активного участника художественной самодеятельности (любительское бытовое музицирование,
· участие в творческих коллективах: «Ансамбль ложкарей», «Ансамбль блок-флейтистов», «Ансамбль авторской песни», «Ансамбль «Моя семья»»), что отражает запросы социума и возрождения традиции семейного музицирования..
Музыкально-эстетическое образование имеет в своей структуре три ступени (начальная 0-1 классы), основная (2-5 классы), дополнительная (6 класс).
1 ступень – все учащиеся (48% учащихся) занимаются по общему учебному плану. Эту ступень обучения мы рассматриваем как подготовка к осуществлению учащимися и их родителями выбора индивидуальной траектории обучения и развития (хор, музыкальная грамота, слушание музыки, предмет по выбору).
2 ступень основная – каждый учащийся (45% учащихся) получает возможность выбора части учебных дисциплин (предмет по выбору, творческих ансамблей) в соответствии со своими склонностями и способностями (хор, предмет по выбору, сольфеджио, о/с элемент. Музицирования по К. Орфу, слушание музыки, творческие ансамбли).
По окончании 5 класса каждый учащийся, прошедший итоговую аттестацию должен получить свидетельство об окончании музыкально-эстетического отделения школы искусств.
3 ступень дополнительная – в 6 классе (7%) музыкально-эстетического отделения должны продолжить обучение учащиеся, которые успешно окончив 5 класс, желают совершенствовать свое профессиональное мастерство по одной из специализации.
В этой схеме заложен вариантный принцип структуры образовательной системы. И если учесть обратную составляющую связь, то вариантов выбора наиболее удобной для учащихся траектории музыкального развития становится значительно больше. Добавим к этому наличие альтернативных адаптированных программ по специальности. В результате мы имеем систему (модель) максимального приближения к темпам развития каждого ребенка его способностей, возможностям, а главное – интересам.
Итак, в практике школы сформировалась и утвердилась трехсоставная система, ступени отличается между собой как степенью сложности образовательного курса, так и содержанием, связанных со спецификой, поставленных задач. Ученики и их родители вправе выбирать ту или иную ступень при поступлении в школу, а закончив обучение получить свидетельство об окончании соответствующего отделения. Перевод перспективных детей в профгруппу осуществляется к 3 классу. Гибкая структура ДШИ очень удобна для модели сельской школы-комплекса, т. к. школа искусств, в поселке, порой является единственным очагом культуры, а значит и роль, задачи школы в этом случае, становятся гораздо шире (не просто музыкальное образование, а художественное, социально-культурное воспитание).
Имея двуединую цель и задачи (подготовка будущих профессионалов и любителей) ДШИ имеет и двуединый статус образовательного заведения и музыкально-просветительного учреждения. Таким образом, одно из преимуществ данного проекта образовательной модели – ее вариантные возможности, гарантирующие каждому учащемуся свою нишу в системе начального музыкального образования.
Другое преимущество образовательной модели – в ее уникальности. Среди многочисленности учреждений детского дополнительного образования, пожалуй только школа искусств продолжает сохранять культурные традиции, всерьез занимается воспитанием и обучением детей на классическом материале, приобщая их к подлинным художественным ценностям. Наши сельские ребята приобщаются и к культурным традициям, наследию нашего края: университет для учащихся и родителей:
· изучение самобытной башкирской культуры (музыкальный фольклор, современная башкирская культура) (в школе 40% детей из башкирских семей);
· самобытность культуры казачества (быт, музыкальный фольклор, костюм);
В репертуар учащихся включаются произведения татарских и башкирских композиторов, а также казацких народных песен и танцев, совместные выступления в концертах учащихся школы и артистов Учалинского концертного объединения, Челябинского башкирского центра, хора казаков Уйского района, с. Травники Чебаркульского района.
На этой основе у ребят формируется культура, вкус, интеллигентность, уважение к своему краю, селу. Все это пригодится в будущей взрослой жизни, помогут достижению успехов, положению в обществе. В эту модель вписывается новое понимание миссии школы искусств: «развитие личностных качеств обучающегося», необходимых для успешной социальной адаптации в будущем.
И еще, очень важное преимущество нашего проекта: нашу модель школы-комплекса можно назвать моделью развития, что связано с тем комплексом учебных дисциплин, которые наполняют ее содержанием. Занятия музыкой уже сами по себе тесным образом связаны с развивающим творческим началом. Моторика игры на инструменте активизировать мышечную и умственную деятельность ребенка. Сольфеджио тренирует слуховую память, мышление. Музыкальная литература и слушание музыки развивают воображение, речь. Пение благотворно влияет на здоровье всего организма.
Из всего сказанного можно сделать вывод: наша модель ДШИ пригодна для решения современных, качественно новых задач в области воспитания учащихся.
Несомненно, к достоинствам действующей модели ДШИ следует отнести дифференцированный подход к развитию личности каждого ребенка.
Работа по формированию групп, в которых реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к обучению ребенка ведется уже давно, целенаправленно, на уровне школы.