Что такое семафор морской

Семафорная азбука (русская)

История появления и сфера применения

Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.

Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.

Интересные факты о семафорной азбуке

В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и азбука Морзе. После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.

На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ

Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.

Русская версия семафорной азбуки

Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.

Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.

Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.

Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Семафорная азбука за границей

В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:

Систематизация языка флажков

В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.

В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.

В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:

А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.

Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.

На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:

На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.

Примечание: С момента распада СССР — семафорную азбуку особо не видоизменяли.

Источник

25 Флажная семафорная азбука 24 05 1971

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

25. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Флажная азбука. 24.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Русская семафорная азбука.

Источники: Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.

24 мая 1971 года после обеда на второй паре занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш «Капитан» с ходу заявил нам, что «теоретическая часть темы «наблюдение и связь» нами с успехом пройдена и сейчас, на практике, мы будем учить русскую флажную или семафорную азбуку, язык кодов сигнальных флагов и одновременно азбуку Морзе.

«Капитан» встал у классной доски, взял в руки два небольших красных флага и показал нам первую букву русской семафорной азбуки – «А».

Он встал прямо, гордо, вскинул голову, расправил плечи, вмиг помолодел, и вдруг резко, как крыльями, расставил опущенные вниз руки с флагами в стороны.

— Запомните раз и навсегда! – сказал нам торжественно «Капитан». – Вид моряка, форма моряка, поза моряка, речь моряка и поведение моряка должно быть всегда чётким, по-военному слаженным, мужским, гордым, мужественным, красивым.

Справа от того места, где находился «Капитан», стоял большой корабельный сигнальный прожектор. «Капитан» заранее подал на него электропитание и показал нам, как «моргает» жалюзи, передавая сигнал – «А», то есть краткое нажатие на гашетку (краткое открытие жалюзи), пауза и длинное нажатие на гашетку (более длительное открытие жалюзи).

Мы зашевелились и «Капитан» воспринял наше шевеление как несогласие…

— А знаете, почему так? – спросил нас «Капитан». Мы молчали…

— Да потому, что моряки одни на корабле! – сказал просто и проникновенно «Капитан». – Кроме моряков экипажа на корабле больше никого нет. Никто в данный момент не придёт на помощь, не исполнит то, что нужно исполнять. На корабле нет лишних людей. Каждый на своём боевом посту исполняет не только свои личные обязанности, но участвует в едином коллективном деле. Поэтому побеждает не комендор, не торпедист и не ракетчик, и даже не командир, а все, весь экипаж, даже кок и поварёнком.

— Вы знаете «Боцмана» с Аполлоновки? – спросил неожиданно «Капитан».

Мы дружно закивали головами и сказали, что знаем.

Мы дружно загоготали. В аудитории пронёсся шквал шуток, знаменитых «боцманских» выражений, мнений…

Я вышел на негнущихся от волнения ногах. Попытался чётко, по-военному, встать и повернуться на месте «Капитана», но у меня это получилось так, что ребята коротко хохотнули.

— Отлично! – сказал «Капитан». – Теперь буква «А» на сигнальном прожекторе.

До этого, мы все, конечно, баловались и нажимали на все кнопки и рычаги всех устройств, стоящих в аудитории, в том числе и сигнального прожектора. Единственно, мы не знали, где включается лампа прожектора, но жалюзи от наших игр «моргали» часто…

Я уже привычным жестом и движением пальцев «проморгал» жалюзи «точку» и через короткую паузу «тире».

— Опять молодец! – сказал «Капитан». – Вы уже практиковались в сигнальном деле?

Я не стал испытывать судьбу и отвечать по-военному «Никак нет!», а просто ответил «Нет».

Теперь все хотели быть «хорошими сигнальщиками» и всем до единого «Капитан» дал возможность красиво и достойно взмахнуть флажками, показать сигнал-знак-фигуру-букву «А» и «поморгать» этот сигнал-букву сигнальным прожектором.

Точно так же мы стали изучать все буквы и знаки семафорной и телеграфной азбуки…

Последний час занятий 24 мая 1971 года промелькнули практически незаметно. К концу занятий мы уже знали множество фигур и знаков.

Выходя из здания севастопольской Морской школы ДОСААФ, мы всё ещё продолжали махать друг перед другом руками с воображаемыми флажками.

С этого дня я стал смотреться в витрины магазинов, а дома, в рабочем общежитии на Дзержинского, 53, я долго и тщательно смотрел на себя в зеркало шифоньера.

Теперь я стал вырабатывать свою собственную походку и манеру держаться, манеру двигаться, говорить, смотреть, поворачиваться, оборачиваться, сидеть и даже лежать на постели.

Теперь я стал сам «конструировать» свой мужской внешний вид и мужское поведение

Я начал создавать своё собственное поведение «настоящего моряка»…

Источник

Семафорная азбука: что это такое, как применяется, история изобретения, основные принципы

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали – непонятно.

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

Владение информацией помогает «возвыситься» над толпой. Большинству людей приходится что-то производить, созидать и продавать. Некоторым же удается распределять информацию и направлять потоки ресурсов.

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он – банальная реальность.

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Семафорный телеграф

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность – сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно – как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв:

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Скорость получения информации

Внезапно для всего мира и себя самого, человек «ворвался» в волновой диапазон. С этого момента необходимость в прямой видимости отпала:

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии – послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык. И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Элементарная координация производства, закупок и поставок товаров первой необходимости станет невозможной. Слишком большие объемы и слишком мало возможностей для передачи данных. Голодные бунты из-за «сломанного телефона», кто бы мог подумать.

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Семафорное сообщение

Принцип передачи данных «в зоне прямой видимости» был известен с древности, но реальная потребность в этом варианте возникла лишь в XVIII веке. Примерно с тех пор существуют известные в наше время семафорные телеграфы и азбука:

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Источник

Что такое семафорная азбука?

На море все сложнее, чем на суше. В том числе и обмен информацией между кораблями всегда был проблемой мореходства. От борта до борта шлюпку не всегда пошлешь, да и сколько ей плыть, этой шлюпке? Но обмениваться информацией было необходимо и военным, и торговым кораблям. Поэтому задолго до появления радио моряки придумали свои способы для передачи сообщений между судами в открытом море или между судами и берегом.

Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской

Одним из таких способов являлась семафорная азбука.

В переводе с древнегреческого «семафор» означает «носитель знаков». Семафорный телеграф, который еще называют оптическим телеграфом, появился в конце XVIII века и, несмотря на сложность, оказался на удивление хорошим инструментом передачи информации на большие расстояния по суше.

Семафорный телеграф состоял из цепи башен, построенных так, чтобы с каждой башни можно было видеть соседнюю. На башне имелась мачта с несколькими шестами и подвижными планками на них. Шесты и планки можно было разворачивать под различными углами друг к другу и закреплять. Таким образом, на башнях появлялись фигуры различной конфигурации.

Каждой такой конфигурации приписывалось значение какой-нибудь буквы или цифры. Работник, находившийся на башне семафорного телеграфа (его с полным правом можно назвать телеграфистом), наблюдал за соседней башней. При изменении сигнала на одной из соседних башен он считывал этот сигнал и повторял его на своей башне. По уставу службы за недостаточно тщательное наблюдение или отсутствие на рабочем месте телеграфист мог запросто попасть в тюрьму. Так что следовало стараться. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской С. С. Боим, «Юный моряк»
Фото: Источник

Передача одного символа с помощью оптического телеграфа занимала около 2 минут. 8 миллибит в секунду! С точки зрения нашего мегаэлектронного века — черепашья скорость. Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 км, скорость перемещения одного символа вдоль семафорной телеграфной линии составляла 5 км в минуту.

Первую такую линию построили в 1794 году во Франции между городами Парижем и Лиллем — это 225 км и 22 телеграфные башни. Таким образом, сообщение преодолевало этот длинный путь за 45 минут. И все же эта скорость во много раз превышала скорость гонца, который скакал бы от Парижа до Лилля на резвом коне более 5,5 часов без перерыва!

Длина среднего французского слова — 7 символов. Значит, передача одного слова занимала около 15 минут. Сообщение твиттера длиной 140 символов передавалось бы 280 минут, или более 4,5 часов!

Естественно, что изобретатель оптического телеграфа Клод Шапп (Claude Chappe; 1763 —1805) для того, чтобы ускорить передачу, применял и сокращения слов, и кодирование. Кодирование депеши также позволяло сохранить в относительном секрете текст, содержание которого по мере передачи становилось известным десяткам телеграфистов. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Башня телеграфа Шаппа в Литермонте, Германия
Фото: Lokilech, ru.wikipedia.org

Недостатки семафорного телеграфа не затмили его достоинств. В России его тоже внедрили для передачи сообщений между Петербургом и Кронштадтом и некоторыми другими далекими и важными с военной точки зрения городами. До сих пор на крыше западного корпуса Зимнего дворца можно увидеть небольшую будку семафорного телеграфа. Она, конечно, уже давно не используется по назначению. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Людовик Франц Карл Бонштедт, «Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца», хорошо видна телеграфная башенка
Источник: artchive.ru Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Телеграфная башенка на крыше Зимнего дворца
Фото: Источник

Оптический телеграф применяли до середины XIX века, когда появился телеграф электрический. Но по морю телеграфную линию не проведешь. Поэтому на кораблях военно-морского флота оставались семафорные башни, которые должны были обеспечивать связь в открытом море.

Но вскоре моряки поняли, что этой сложной технике есть простая замена. Обученный матрос с двумя флажками выполнял работу по передаче сообщений между кораблями и лучше, и — при некоторой тренировке — быстрее. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Возможные положения рук сигнальщика
Фото: Источник

Каждая рука сигнальщика с флажком может располагаться в восьми позициях. Общее число позиций двух флажков — 64. Этого с избытком хватит для представления букв любого алфавита и цифр. Даже японская слоговая азбука (50 символов) может быть представлена с помощью всего двух флажков.

При хорошей видимости матроса, стоящего на специальном возвышении, можно было разглядеть в бинокль на расстоянии в несколько километров. Обучить сообразительного матроса скорости передачи 60−80 символов в секунду оказалось вполне возможным. Поэтому, начиная с 1870-го года, в корабельных расписаниях появилась новая должность — сигнальщик.

Должность эта была не из легких. Сигналы следовало подавать быстро и четко. Руки, все время поднятые и все время находившиеся в движении, уже через две минуты переставали слушаться. Поэтому сигнальщику работу старались облегчить — фразы передавали по возможности короткие и закодированные. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Андрей Шелютто, «Американский морячок»
Фото: Марк Блау, личный архив Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Сигнальщик на плафоне ст. Маяковская, Москва
Фото: Евгений Чесноков, Источник

Сигнальщикам по должности приходилось быть заметными. Поэтому художники очень полюбили их рисовать. Два флажка и энергично поднятые руки превращали матроса в моряка-героя. Как такого не отобразить на полотне или на фотографии?

Знаменитые «Beatles» тоже однажды задумали «посемафорить». На обложке своего альбома 1965 года «Help!» они решили представить заголовок в виде семафорной азбуки. Каждый музыкант представлял одну букву. Что такое семафор морской. Смотреть фото Что такое семафор морской. Смотреть картинку Что такое семафор морской. Картинка про Что такое семафор морской. Фото Что такое семафор морской Фото: Скан обложки диска

Источник

СЕМАФОР

Смотреть что такое «СЕМАФОР» в других словарях:

СЕМАФОР — (греч., от sema знак, и phoros несущий). 1) высокие столбы близ железнодорожных станций с подвижными крыльями для дневных сигналов и с фонарями для ночных. 2) морские телеграфы для подачи сигналов с берега подходящим судам, помощью флагов и… … Словарь иностранных слов русского языка

семафор — а, м. sémaphore m. <гр. sema знак + phoros несущий. 1. На железных дорогах высокие столбы с подвижными поворотными крылами, установленными вблизи станции, для указания машинистам проходящих поездов о возможности или невозможности дальнейшего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Семафор — (фр. Sémaphore, от греч. σήμα знак, сигнал и φορός несущий): Семафор (железная дорога) устройство для регулирования железнодорожного движения. Семафор способ визуальной связи между кораблями с использованием жестов. См. Русская семафорная… … Википедия

СЕМАФОР — СЕМАФОР, семафора, муж. (от греч. sema знак и phoros несущий). Сигнальный столб на железнодорожных путях, указывающий машинисту, закрыт или открыт путь для движения поезда (ж. д.). Открыть, закрыть семафор. Поезд остановился, потому что семафор… … Толковый словарь Ушакова

Семафор — специальный тип данных в некоторых языках программирования. Семафор управляет доступом к вычислительным ресурсам, к которым стремятся разные процессы. См. также: Типы данных Параллельная обработка Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

семафор — лицо, сигнализатор, светофор Словарь русских синонимов. семафор сущ., кол во синонимов: 7 • лицо (135) • светило … Словарь синонимов

семафор — Переменная, используемая для обеспечения взаимного исключения. [ГОСТ 19781 90] семафор Способ синхронизации задач и управления доступом к общему ресурсу. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики обеспеч. систем обраб. информ. программное EN… … Справочник технического переводчика

СЕМАФОР — (от греческого sema знак, сигнал и phoros несущий), устройство для подачи разрешающих и запрещающих движение сигналов поездам (устанавливается на железных дорогах, не оборудованных автоматической блокировкой движения, в виде мачты с подвижными… … Современная энциклопедия

СЕМАФОР — СЕМАФОР, устройство, зрительно передающее сообщения; разновидность оптического ТЕЛЕГРАФА. Железнодорожные семафоры представляют собой вертикальную мачту с подвижным плечом, которая образует угол, указывающий «свободно» или «опасность». Семафором… … Научно-технический энциклопедический словарь

СЕМАФОР — СЕМАФОР, а, муж. 1. Сигнальное устройство в виде подвижных крыльев или (у морских, речных семафоров) рея на столбе, мачте. Железнодорожный с. Речной с. С. открыт (путь свободен). 2. Во флоте: способ зрительной сигнализации (флажками, руками или… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *