Что такое семейная школа для детей
Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию
Недовольство относительно большой части родителей действующей системой традиционного образования – низким качеством знаний, некорректным отношением к ученикам со стороны учителей и пр. – побуждает к выбору: продолжать водить ребенка в класс или выбрать альтернативную форму обучения.
Разберемся, как перейти от ставшего привычным школьного образования к семейному: куда обращаться, с чего начать переоформление и главное – оправдан ли отказ от обучения в школе?
📚 Что такое семейное обучение. Отличие от домашнего
На основании ст. 17 закона «Об образовании в РФ» семейное обучение – это форма получения образования за пределами школьных стен. Основное отличие данной модели – самостоятельное освоение школьной программы детьми под ответственностью родителей.
В старой редакции закона не так явно было обозначено требование о том, что семейное образование получают вне школы, поэтому школы слишком активно вмешивались в процесс обучения: контролировали детей и пытались корректировать обучение.
Одной из форм семейного обучения является самообразование – это то же, что и семейное обучение, но оно подходит только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат о завершении школьной программы в объеме 9 классов.
Семейное обучение следует отличать от домашнего. При домашнем обучении за качество предоставленных ребенку знаний отвечает школа, а при семейном – родители. Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в контингенте образовательного учреждения в определенном классе вместе с рядовыми очниками, за ним закрепляют педагогов. Учителя приходят к нему домой, либо ребенок индивидуально обучается в школе. «Домашний ученик» по графику проходит все аттестации и пишет контрольные работы. Перейти на домашнее обучение сегодня можно только по медицинским или педагогическим основаниям по результатам прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Переход возможен, только если состояние здоровья или психики не позволяет ребенку учиться в школе.
При семейном обучении не нужно проходить ПМПК, достаточно желания родителей, ребенок не числится в классе, а со школы снимается ответственность за качество предоставленного образования.
💡 Законодательная база
Организация семейного обучения и переход на нее опирается на Закон «Об образовании в РФ». Определение семейного обучения и его особенности приведены в ст. 63 данного закона.
В 2013 году Минобразования подготовило порядок перевода детей на семейное образование и утвердило его в Приказе №1015 от 2013 года.
📕 Переход на семейную форму обучения
На основании ч. 4 ст. 63 Закона «Об образовании в РФ» форму обучения всегда выбирают родители, опираясь на мнение ребенка. Для перевода на семейное обучение родителям не нужно педагогического образования, никакие документы у них запрашивать не вправе.
Семейное образование гарантирует определенную свободу при выборе формата обучения: кто-то из родителей самостоятельно преподает детям, другие делегируют данную обязанность профессионалам.
Российские родители мотивируют свое желание перевести ребенка на семейное образование стремлением:
Но главная причина перехода – низкое, по мнению родителей, качество образования, которое детям дают в школе. Родители не обязаны объяснять причины перехода на семейное образование.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона «Об образовании в РФ» право выбора формы осуществляется родителями до завершения основного общего образования (окончания 9 классов). Соответственно, после 9 класса форму обучения могут избирать уже дети, посоветовавшись с родителями.
С учетом п. 2 ч. 3 ст. 44 вышеупомянутого нормативного акта родителям гарантировано право давать детям семейное образование всех трех уровней:
Переход на семейное обучение допустим, даже если ребенок еще фактически не посещал школу, то есть перед его поступлением в первый класс. Для этого нужно уведомить департамент образования о своем желании обучать ребенка в семье и прикрепиться к школе для аттестаций.
Как и куда обращаться
Первое, что необходимо сделать для перехода на семейное обучение – уведомить органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. Просто так уйти из школы без уведомления нельзя: это может быть расценено, как ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей и грозит привлечением родителей к административной ответственности.
Отправить уведомление можно как перед началом обучения, так и в середине года. На обработку заявления может уйти от недели до месяца. Важно учесть региональную специфику: в ряде субъектов уведомления принимаются только в определенное время. Отправить уведомление можно несколькими способами:
Необходимые документы
Для перехода на семейное образование нужно подготовить следующие документы:
Образец уведомления для управления образования о переходе на семейный формат обучения можно скачать здесь.
Права учеников
Ребенок при переходе на семейное обучение наделен следующими правами:
Предоставление учебников школой
В ст. 35 закона «Об образовании в РФ» подчеркивается, что обучающимся по основным общеобразовательным программам бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия и методические материалы за бюджетные деньги.
С учетом того, что ученики обязаны сдавать аттестации и проходить учебный план, то считается, что это относится к освоению общеобразовательной программы. Следовательно, учеников на семейном обучении должны бесплатно обеспечить учебниками.
Если родители предпочитают покупать учебную литературу самостоятельно, то у учителей стоит уточнить, по каким учебникам занимаются дети, кто автор книг, чтобы понимать, чего следует ожидать на аттестации.
🖌 Проведение аттестации
Форма аттестации на семейном обучении и самообразовании – это экстернат. В этом случае ребенок прикрепляется к школе в целях прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. Он получает статус экстерна и равные права с другими учениками. Итоговая аттестация для контроля качества знаний, которая проводится школой, является обязательной на основании п. 20 Приказа Министерства образования №1015 от 2013 года.
Согласно ч. 3 ст. 34 закона «Об образовании в РФ», детям гарантируется бесплатная аттестация при первичном получении образования этого уровня. Потребовать аттестацию родители вправе в любом учреждении по месту проживания.
Как и куда подавать заявление
После уведомления департамента образования родителям следует позаботиться о выборе образовательного учреждения для аттестации. На следующем этапе необходимо отчислиться из школы, забрать документы и личное дело из общеобразовательной организации. Соответствующее заявление пишется на имя директора школы.
Отчисление из школы не потребуется, если родитель не планирует менять школу, и ребенок будет проходить аттестацию по прежнему месту обучения.
Важно учесть, что требовать писать заявление об исключении детей из школы образовательное учреждение не вправе. Ребенок на семейном обучении перестает быть учеником, но остается обучающимся экстерном.
На прикрепление к школе в качестве экстерна для сдачи аттестации потребуется около 30 дней. Школа может отказать в прикреплении ученика на семейном обучении: этот отказ допускается обжаловать в департаменте образования или подобрать другое учреждение.
Если ребенка решено не прикреплять к старой школе для прохождения аттестаций, то нужно выбрать другое учебное заведение. Главное, чтобы школа имела лицензию на образовательную деятельность. После выбора школы нужно направить туда заявление на имя директора школы. Лучше всего сделать это до начала учебного года, когда школа формирует учебный план.
По результатам обработки заявления от родителей школа формирует акт о зачислении ребенка экстерном для сдачи аттестаций.
Образцы документов: заявление об отчислении ученика из школы и выдачи личного дела можно запросить в школе или скачать здесь и заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций можно скачать по ссылке.
Следующим шагом станет подписание договора о порядке проведения аттестаций. Этот шаг является необязательным, но желательным. Договор зафиксирует права и обязанности сторон, виды аттестаций и их периодичность.
Что будет при неудовлетворительной аттестации
Основная проблема, с которой могут столкнуться обучающиеся на семейной форме дети, это несданная промежуточная или итоговая аттестация. Согласно мнению законодателей, это прямое свидетельство того, что семья не справляется с самостоятельным обучением ребенка и его нужно вернуть в школу (на основании ч. 10 ст. 58 Закона «Об образовании в РФ»).
Неудовлетворительная аттестация является основанием для «добровольно-принудительного» возврата ученика в учебное заведение. Если родители ученика не отправят ребенка в школу, то у них могут возникнуть проблемы с органами опеки.
Сегодня данная норма нередко становится поводом для конфронтации между родителями и школой. К ученикам на семейном образовании могут умышленно предъявлять завышенные требования, что повлечет проблемы при сдаче экзамена и аттестации. Обычно школы не любят учеников на семейном образовании: они считают их виновными в потере доверия к традиционной системе обучения и утрате части финансирования.
Но если родители полагают, что в отношении их ребенка имеют место факты дискриминации и предвзятого отношения, то они вправе выбрать другое учебное заведение для прохождения аттестаций.
💰 Компенсации семье
ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит указания на обязательную выплату компенсации родителям, дети которых перешли на семейное образование. Но подобные компенсации могут установить региональные власти по своему усмотрению: такая норма не будет входить в противоречие с федеральными законами.
Так, в Москве продолжает действовать Закон Москвы от 2001 года №25, где в п. 3.1 ст. 6 указывается на выплату компенсаций родителям. Аналогичные законы есть в Пермском крае и Свердловской области.
Чтобы семья могла получать компенсацию, ребенок должен быть прикреплен к школе по месту своей регистрации. Если ребенок прикреплен к школе в Москве, а регистрация у него – тульская, то компенсацию семья не получит. По этой же причине право на компенсацию утрачивают граждане, проживающие за границей.
👨👩👧👦 Насколько развито семейное обучение в России
Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования, на домашнем обучении находятся более 20 тыс. детей (0,13% общего количества школьников). А общая численность детей, которые не задействованы в традиционной системе школьного образования, составляет около 100 тыс. человек.
Пока семейное образование находится в начальной стадии, но постепенно развивается: появляются интернет-ресурсы для домашнего образования, открываются центры семейного образования (родители могут посещать их несколько раз в неделю).
Пока у термина «семейное образование» сохраняется негативный информационный фон: его чаще упоминают в контексте проблем родителей с директорами школ при желании перевести детей на обучение в семье, в судебных спорах при получении компенсации и пр.
Можно полагать, что популярность семейного образования будет расти, особенно при условии создания законодательных стимулов для этого со стороны государства.
❗ Мнение эксперта: плюсы и минусы обучения в семье. Шансы поступить в вуз
Преимуществами семейного образования перед традиционным являются:
Недостатками семейного обучения и рисками для родителей становятся:
Дети на семейном обучении не участвуют в Олимпиадах и не могут пользоваться соответствующими льготами при поступлении в вуз. В остальном у них равные возможности поступить в вуз со всеми остальными школьниками при условии успешной сдачи ЕГЭ.
«Семейная школа, в отличие от государственной, — это не „камера хранения“»
Такие школы иногда называют подпольными. У них нет аккредитации и лицензии на основные образовательные услуги, поэтому зарегистрировать проект по закону непросто. Но многие родители предпочитают их государственным или даже создают сами. Рассказываем, как устроены неформальные школы, где нет директора, расписания и оценок, и кто в них учится.
Дети в неформальных школах учатся за свой счёт, в отличие от учеников школ государственных
Государство ежегодно выделяет деньги на обучение каждого ребёнка в стране. Их перечисляют тому, кто непосредственно организует для него образовательный процесс. В большинстве случаев это государственная школа. Но если ребёнок учится сам, а в контингент школы зачислен, только чтобы сдавать аттестацию, компенсация полагается родителям.
По крайней мере, так это работало до 2013 года, когда полномочия по выплате компенсации с федерального уровня передали на региональный. И в некоторых регионах родители перестали получать компенсации, например в Москве. То же самое происходит в других регионах: с 1 сентября 2019 года компенсации отменяют в Омске.
Семь лет назад Светлана Марзеева получала чуть больше семи тысяч рублей в месяц на обучение дочери, которая официально находилась на семейном образовании. Эту сумму она тратила на оплату занятий в семейной нешколе. Так сторонники семейного и альтернативного обучения называют неформальные образовательные проекты.
Отмена компенсаций побудила родителей, которые недовольны государственными школами, объединяться активнее, чтобы делить расходы на зарплату преподавателям и аренду помещения для занятий. По подсчётам Светланы, которая руководит общественной организацией, объединяющей руководителей семейных нешкол, сейчас в Москве более 80 таких проектов, в Подмосковье — более 50.
Они не имеют государственной лицензии и аккредитации. Дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, но работает всё так, как захотят родители или организаторы нешколы. К неформальным школам, кроме семейных, приписывают демократические, авторские или свободные — названий может быть множество, всё зависит от методики, по которой ведётся обучение.
Нешколы сами решают, по какой программе учиться
Дочь Надежды Новиковой из Симферополя ни дня не ходила в государственную школу. Программу первого класса Надежда преподавала сама. Но быть одновременно мамой и педагогом ей не понравилось. «Каждый должен заниматься своим делом», — говорит она сегодня.
Тогда вместе с другими родителями она открыла два класса для второклассников и третьеклассников. Опиралась на опыт российских нешкол: родители зарегистрировали общественную организацию и платили членские взносы, которые шли на учебные и хозяйственные расходы и аренду помещения.
В России по закону учить детей без лицензии на основную образовательную деятельность могут только родители и репетиторы, которые зарегистрировали ИП. К семейным нешколам, где несколько родителей собираются, чтобы вместе оплачивать расходы на репетиторов, претензий обычно не бывает. Поэтому большинство нешкол зарегистрированы как общественная организация, где расходы по учёбе оплачиваются из членских взносов родителей.
Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
Другая удобная форма — семейные клубы. Обычно они ориентированы на углублённое изучение отдельной дисциплины — занятия по конкретным предметам несколько раз в неделю, а не планомерное изучение нескольких предметов, как в нешколе. Так что остальные обязательные предметы посетители семейных клубов осваивают сами, с репетиторами или с родителями.
Нешколы часто проверяет прокуратура
Часто семейные нешколы появляются, когда родители решают сами заняться обучением детей. Когда те вырастают, они распадаются за ненадобностью. Только некоторые решают превратить нешколу в бизнес и организовывать обучение для других детей.
Тогда перед ними встаёт вопрос, как зарегистрировать проект официально. Некоторые нешколы получают лицензию на дополнительное образование — это легко. Но в таком случае владельцам, которых в первую очередь интересует основная школьная программа, приходится открывать кружки по интересам, чтобы действительно подходить под описание «дополнительное образование». В противном случае к ним может прийти с проверкой прокуратура.
Нередко неофициальный образовательный проект называет себя частной школой. Это неправильно: у частных школ, в отличие от семейных, должна быть лицензия и аккредитация. Но чтобы привлечь клиентов, некоторые незарегистрированные проекты так поступают. И те и другие рискуют, говорит Светлана Марзеева: такие неформальные образовательные проекты прокуратура проверяет чаще, чем остальные.
Ещё одна причина, почему нешколы предпочитают оставаться в тени и не получать аккредитацию и лицензию, — возможность самим выбирать, как учить детей
«Тогда будут вынуждены ориентироваться на списки разрешённых учебников. А семейные нешколы тем и хороши, что могут спокойно использовать методики, которые официально запрещены в государственной школе», — объясняет Светлана.
Семейные нешколы не похожи друг на друга
Среди людей, которые занимаются в России семейным образованием, нет общепринятого определения этого термина, говорит Анна Турчанинова, участник объединения сторонников свободного образования «Острова».
Некоторые понимают семейное образование широко — как все образовательные мероприятия в жизни ребёнка, которые организует семья. Другие — более узко, только как занятия в нешколе, а обучение вне государственного учебного заведения называют альтернативным образованием.
С точки зрения закона семейное образование — одна из двух форм обучения вне образовательной организации
В таком случае ребёнок не должен регулярно посещать занятия в обычной школе — неважно, государственной или частной. Обычно он сдаёт промежуточные аттестации и приходит на ОГЭ или ЕГЭ.
Если же ребёнок учится в образовательной организации, то может выбрать одну из трёх форм — очную, очно-заочную и заочную. По очной форме как раз учатся большинство российских школьников.
Но те, кто выбрал заочную форму, тоже могут не посещать обычные занятия. Нередко такие дети учатся в семейных нешколах. Про них обычно говорят, что они получают семейное образование. Но это обобщение, потому что формально они числятся на заочном обучении в рамках образовательной организации.
«Мой сын пойдёт во второй класс, но он ни разу не был на школьной линейке»
Нельзя сказать, что у семейных нешкол есть какие-то универсальные черты вроде расписания или определённого количества учеников в классе, говорит Светлана Марзеева. Какой будет нешкола, определяет человек или люди, которые её создают. Но это не мешает им брать за основу модель успешных семейных нешкол, чтобы минимизировать риски.
Спустя какое-то время взгляды родителей на устройство нешколы могут разойтись. Тогда проект либо распадается, либо бывшие участники создают новый — только свой. «Семейным образованием занимаются люди-одиночки, им трудно объединиться. Одно дело — просто общаться с родителем другого ребёнка, другое — заниматься с ним общим делом. Между единомышленниками всегда самые жёсткие разногласия», — объясняет Светлана.
Родители не понимают, что в нешколу нельзя «сдать» ребёнка
Другая проблема — родители часто не рассчитывают силы. Они забирают детей из государственной школы, чтобы больше ими заниматься и больше влиять на учебный процесс — от выбора экскурсий до учебников. Но осознав, какая это нагрузка, предпочитают переложить обязанности на других.
У семейных классов, которые Надежда Новикова организовала вместе с другими родителями в Симферополе, не было одного руководителя, за которым оставалось бы финальное слово. Тогда, по её словам, «демократия быстро превратилась в анархию», и выход был один — разойтись.
«Многие родители считают, что если они платят за ребёнка минимальные деньги, то организация должна выполнять все их прихоти. Но кроме как финансово, они не желают вкладываться в ребёнка. В семейной школе это невозможно. Они, в отличие от государственных, не „камера хранения“ для ребёнка. Когда такие родители узнают, что в нашей школе нет продлёнки и занятия только три раза в неделю, они уходят», — рассказывает Надежда.
Уроки три раза в неделю, астрономия — в обсерватории
Надежда Новикова сразу решила не отдавать ребёнка в государственную школу. «Я понимала, что на неё будет уходить большая часть времени. А у дочери 80% времени занимают дополнительные занятия. В первом классе мы посещали семь кружков, во втором — девять», — объясняет она.
Тогда она сняла помещение, нашла родителей-единомышленников и педагога. С последним было сложнее всего: Надежда искала «несистемного человека», который сможет выходить за рамки школьной программы и одновременно подготовить детей к государственной аттестации. В третьем классе учились четыре ребёнка, а во втором — восемь: больше решили не записывать принципиально.
За основу педагог взял программу «Школа России», но заменил учебники по математике и русскому языку. Занятия проходили три раза в неделю, а не пять, как в обычной школе. Уроки по окружающему миру вёл в городской обсерватории её сотрудник. Физкультуры, технологии, музыки и ИЗО в расписании не было: на аттестацию ученикам разрешили приносить поделки и рисунки, которые они делают в кружках.
Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)
В сентябре Надежда открывает нешколу, где будет уже три класса — для 4-, 5-, 6-классников. Официально она работает при детской студии, у которой есть ИП. Занятия по-прежнему будут проходить три раза в неделю. Предметы, которые изучает ребёнок, родители выбирают сами. Оценок ставить не будут, а дневники заведут только для того, чтобы вклеивать индивидуальные маршрутные листы с расписанием. Гаджеты использовать запрещено — и на уроках, и на переменах.
«Если в школе есть дети на семейном образовании, считается, что это плохая школа»
Дочь Светланы Марзеевой, наоборот, весь первый класс отучилась в государственном лицее. Семейных школ в Москве тогда ещё не существовало.
«Школу дочь любила, только домашняя работа вызывала отвращение. Но не делать её было нельзя, потому что за это ставили оценки. Она начала терять мотивацию к учёбе, и я решила её забрать», — рассказывает Светлана. К десятому классу её дочь Полина сменила пять семейных проектов-нешкол, сейчас ходит на занятия в студию «Вместе».
Туда принимают с пятого класса. Все ученики обязательно занимаются только математикой, русским языком и английским. Остальные предметы в расписании тоже есть, но ученики сами решают, насколько глубоко их изучать. «Без хорошего преподавателя нет смысла даже включать предмет в расписание. По моему опыту, неинтересные занятия так же бесполезны, как если бы их совсем не было», — говорит Светлана.
Ученики студии сдают промежуточную аттестацию в частной школе. «В частных школах нет необходимости выживать детей, которые учатся на заочной форме. Наоборот, Департамент образования Москвы старается сбагрить туда всех сторонников семейного и заочного образования, — полагает Светлана. — В государственных школах есть установка: если в ней есть дети на семейном или заочном образовании, значит, она им не нравится и это плохая школа. Понятно, что там от таких детей стараются избавиться и усложняют им процесс аттестации».
Ученики нешкол очень мотивированны: дети из группы, в которой учится дочь Светланы, прошли программу двух классов за один год. В конце восьмого класса они сдали ОГЭ, и в сентябре пойдут в десятый.
«Дочь всегда недоумевала, почему родители её подруг предпочитают госшколы, когда все дети мечтают учиться как она. Теперь она своими результатами ОГЭ доказала всем, что наш способ обучения намного лучше».
Нешколы устроены так, чтобы учитывать интересы всех детей
Анна Турчанинова решила больше не отдавать детей в государственную школу, когда в лицее, где учился её сын, ей сказали: «Мы работаем по принципу института: читаем лекции мотивированным ученикам. Мотивацию вы должны обеспечить сами». Анна подумала, что лекции можно посмотреть и дома.
Сейчас трое её младших детей учатся в «Утренней школе» — это проект, который построен на принципах свободного, или самонаправленного, образования.
Здесь нет директора, завучей, общего бюджета. Хозяйственные расходы, аренда и затраты на конкретные курсы — единственное, на что скидываются родители
Сумма, которую они платят за обучение каждый месяц, зависит от того, в каком количестве проектов ребёнок принял участие. «В этом месяце ты два раза в неделю занимался математикой, дважды ходил в аквапарк, один раз на выставку и на спектакль, ходил в кулинарную школу — вот твои траты», — объясняет Анна.
Каждую активность вне школы семьи организуют сами. Например, если одна семья едет на забег, то может пригласить других, записать их. Остаётся только скинуться на билет.
«Когда ты начинаешь разрабатывать единую систему обучения для разных детей, пусть даже их всего несколько, ты неминуемо идёшь против чьих-то личных интересов. Мы искали возможность этого избежать и так на практике пришли к самонаправленному образованию», — говорит Анна.
«Право ребёнка на образование превратилось в обязанность»
Термин «самонаправленное образование» ввёл профессор психологии Бостонского университета Питер Грей. Он считает, что ребёнку не нужны внешние цели вроде оценок и «внешние менеджеры» вроде школы. Он научится всему сам, если обучение будет проходить в комфортном ему темпе и в формате свободной игры. Если эти условия соблюдены, ребёнок сам, естественным образом, научится учиться, общаться и решать свои проблемы.
8 богатых (и очень богатых) людей, которые уверены, что высшее образование не нужно
«В XX веке сложилась парадоксальная ситуация, когда право ребёнка на образование превратилось в обязанность. Государство заинтересовано, чтобы из ребёнка как можно скорее начал формироваться гражданин. Вот так и получилось, что государство превратило образование в ресурс для производства гражданина определённой, нужной ему конфигурации», — рассказывает Анна.
Поэтому в «Утренней школе» нет учебной программы и уроков в привычном понимании. Школа здесь — это только площадка, где дети могут реализовать свои интересы и проекты. Государственную программу дети Анны проходят дома по онлайн-урокам в укороченном виде. Промежуточную аттестацию они сдают в частной школе. Другие ученики прикреплены к обычным школам по месту жительства и учатся заочно. Они сдают аттестацию чаще и в течение четверти пишут стандартные контрольные работы.