Что такое семейное предание
Семейные предания как способ изучения языковых и культурных традиций
КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Оренбургский государственный университет
Взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет найти новые эффективные способы исследования и достичь новых результатов в разных областях знания.
Предание вообще – это устный интересный рассказ или поучительная история, передающаяся из поколения в поколение. В филологии предание определяется как одна из разновидностей народного творчества, жанр фольклора, устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях.
Предания, связанные с историей страны или народа, тесно переплетаются с мифами и народным эпосом, находят свое отражение в пословицах и поговорках, отдельные речения, взятые из преданий становятся крылатыми фразами, осознание происхождения которых может постепенно утрачиваться носителями языка и культуры.
Предания являются ценнейшими источниками информации для историков, филологов, лингвистов. Европейские ученые в XIX веке вслед за немецким историком И. Дройзеном (нем. Johann Droysen; 1808- 1884) подразделяли все исследуемые материалы, т. е. все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания.
Подлежащие изучению исторические материалы, по мнению И. Дройзена, составляют: устная речь (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменная речь (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изображения (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура) [3].
Среди множества исторических материалов особый интерес представляет изучение семейных преданий, в которых отражается с одной страны история страны, а с другой – быт и неповторимые оттенки внутрисемейных отношений.
Российский историк (1881-1957) в работе «Начало римской летописи» указывал, что «…римляне были очень щепетильны по отношению к доброму имени своего рода, а поэтому у них уже рано в обычаи было записывать важнейшие их семейных происшествий» [5, c. 30].
В Древней Руси, Византии, Сербии, Болгарии исторические произведения, соответствующие римским хроникам, носили название летописей и хронографов.
Первые рукописные родословные книги появились в 40-х годах XVI века. Известно, что в 1555 году по распоряжению Ивана Грозного создан «Государев родословец». В 1682 году была образована Родословных дел палата, основной целью которой стало создание родословных книг всего дворянства. Там на базе «Государева родословца» в 1687 году была создана «Бархатная книга», позднее, в 1787 году, российский журналист и общественный деятель Н. И. Новиков (1744-1818) издал один из списков «бархатной книги» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».
Родословные книги, семейные дневники содержат богатый материал для исследования связи между языком и социальными условиями его бытования. Данные источники представляют большой интерес, но они активно изучались и изучаются в настоящее время историками, библиографами, филологами.
Однако истории отдельных семей – менее знаменитых, простых людей, практически не изучались, поэтому мы поставили цель с помощью анкетирования и опроса выявить современное состояние и традиции ведения семейных хозяйственных книг, семейных архивов, а также сохранения в семьях Оренбургского региона различных преданий.
Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, связанных с ними и произошедших в недавнем и далеком прошлом; семейные поверья и легенды, переходящее от одного поколения семьи к другому в как в устной передаче, так и зафиксированные письменно.
При анализе собранных материалов мы предполагаем фиксировать: факты отражения в семейном предании исторических событий эпохи; степень сохранения предания (предание опрашиваемый вспоминает сразу или ему необходимо побеседовать с другими членами семьи, относительно точно и уверенно указываются имена и даты); предание связано с членами семьи или селения, местности; использование при пересказе устаревших слов и выражений; использование при пересказе иностранных слов и выражений (возможно искаженных); обусловленность использования устаревших или иностранных слов (именно они составляют суть предания); повторение одной сюжетной линии в нескольких преданиях.
Результаты, полученные к настоящему времени, позволяют утверждать, что молодые люди в возрасте 17-20 лет мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, не знают семейных преданий, или не осознают их таковыми, не откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскать интересные истории, более того, представители этой возрастной группы не всегда осознают ценность сохранения семейной истории и семейных традиций.
Представители возрастной группы 10-16 лет также мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, однако охотнее откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскания интересные истории. Самые младшие из опрошенных (10-12 лет) чаще вспоминают истории с элементами «чудесного» или мистического содержания.
Представители более старшего поколения (старше 30 лет) помнят много историй, связанных различными событиями жизни нескольких поколений своей семьи, но занимаются целенаправленным сбором и сохранением информации о своей семье.
Таким образом, семейные предания – истории, были, легенды, хранящиеся в семьях и ценные для членов одной семьи, вместе с тем являются богатым материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения определенного региона.
Список использованной литературы
1. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc3p/242654
2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc2p/332102
4. Ефремова, словарь русского языка. Толково-словообразовательный. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. efremova. info/word/predanie. html#.V7MAGmBkjIU
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. ancientrome. ru/antlitr/plutarch/index-sgo. htm
Предки и потомки
Персональный сайт Олега Александрова
7 последних заметок
20 самых популярных
В этом разделе собраны рассказы о родных или известных исторических личностях.
Семейные предания
В каждой семье имеются истории, которые пересказываются от поколения к поколению. Часто эти истории ничем не обоснованы и содержат факты, в которые трудно поверить. Поскольку непосредственных участников, как правило, давно уже нет в живых, проверить достоверность таких рассказов довольно затруднительно. С другой стороны, что-то же было? Как то не верится, что все такие рассказы являются чистой выдумкой.
Одну из таких историй недавно рассказала мамина двоюрдная сестра Татьяна Гавриловна. Речь шла о нашем общем предке, для неё деда, для меня прадеда, Ивана Михайловича (Семеновича?) Булгина. Привожу ее письмо в первоначальном виде, без редактировния. Напомню, что результаты исследования линии родословной Булгиных/Наумовых можно посмотреть здесь
. Родословная Михаила Булгина, видимо правильная, но Михаил деду моему не отец, а отчим.
Родного отца деда Ивана звали Семен и родом он не из Шугурово, из другого села, может поблизости. Мордва села Шугурово – эрзя, а прадед Семен и прабабка Евдокия и сын их Иван мордва, но разговорный язык – мокша, но села, видимо, соседи. В Шугурово дед Иван, тогда еще будучи мальчиком, попал по року судьбы.
У родителей Семена было 7 детей (как звать, никого не знаю). Семен, старший сын, а младшего сына звали Семка, т.е. тоже Семен. По закону того времени в армию брали старших сыновей. Семен – старший. Отец Семен упросил младшего Семку вместо брата пойти в армию (так разрешалось). Семка согласился идти в армию вместо брата, так как у Семена уже было 2 детей: сын и дочь, а Семка холост. Прогуляв месяц, пришел день призыва. Семка отказался идти в армию вместо брата, а Семен вместо отдыха работал в поле в поте лица. Отец как ни стыдил Семку идти вместо брата в армию, он не пошел. Пришлось в армию идти Семену.
В армии по закону тогда служили 25 лет. Служил он в Сибири. В армии он умер. Жена его с 2-мя детьми на руках осталась вдовой, льгот никаких. Пока свекор был жив – жили все вместе. Когда умер свекор, ей братья Семена говорят: у тебя 3 рта, не прокормим, иди куда хочешь.
Ей пришлось выйти замуж в другую деревню, тоже мордва мокша. Там её дочка от первого брака умерла, но она от 2-го родила тоже девочку. Второй муж был старше её, его дети уже взрослые жили семьями в своих домах, и она, видимо, жила с мужем в согласии. Муж заболел и говорит ей: мокша (вместо имени так обращаются друг с другом), я умираю, вот возьми деньги, но она наотрез отказалась брать деньги, говорит: сыновья твои знают про деньги, не возьму. Не хотела скандала.
Умирает 2-й муж, и чтобы прокормить и вырастить детей снова выходит замуж в село Шугурово – язык эрзя – за Михаила. Здесь ей пришлось много пострадать. Михаил был очень груб, пьяница, руки распускал. Идет домой и кричит на всю улицу – идет герой. Булга – не фамилия, а прозвище. Его даже по имени не звали, а «Булга».
Над девочкой издевался. Топили дом по-черному, т.е. трубы дымоходной не было, дым скапливался наверху. Девочку берет и поднимает наверх, чтобы она задохнулась. Она не выдержала издевательств и убежала в свою деревню к братьям, по отцу ей родные. Ей в то время вроде было 14 лет. Выросла там и ее выдали там же замуж. Парень оказался трудолюбивым. К брату Ивану она приезжала, матери уже не было.
Все это мне рассказывала моя мама, а ей её мама Ксения. Мама прабабку не видела, она уже отмучилась – умерла.
Вот такая грустная история. Впрочем, нужно отметить, что имеющиеся документы не вполне согласуются с рассказом:
1) в метрической книге села Шугурово есть запись от 3.06.1854 о браке Михаила и Евдокии, где указано, что оба женятся второй раз, Михаилу 27 лет, Евдокии 26 лет;
2) Иван родился 22.8.1851 года от первой жены Михаила Акулины Павловны (1820-1852), о чем есть запись в метрической книге села Шугурово
5) в 1917 году матери Татьяны Гавриловны было 23 года (она 1894 г.р.), Евдокия Васильевна умерла 17 января 1880 года (есть запись в МК села Шугурово), так что, действительно, они не могли пообщаться.
6) в соседней с Шугурово деревне Щукино (7 км на северо-запад) было много Наумовых; это видно по записям в метрических книгах и данным с/х переписи 1917 года. Правда, какой-либо родственной связи с нашими Наумовами я не обнаружил. Скорее всего, просто однофамильцы.
Очевидно, что во всей этой истории есть темные места (во всех смыслах). Нужны дополнительные исследования. Наверно, следует более внимательно просмотреть все метрические книги того периода (по крайней мере, 1850-1860 гг). Возможно, был еще один Иван, от первого брака Авдотьи (второго, если брак с Михаилом для нее все-таки был 3-м), и именно он является нашим предком, а тот Иван, рождение которого записано в 1851 году с родителями Михаил и Акулина, умер в младенчестве.
Семейные предания. Семейное предание
Семейное предание. Моя прабабушка
Как-то недавно читала я топик Оли Урбан о ее дедушке. Читала и ловила себя на тихой зависти: это же надо, какой классный дедушка! Сказки рассказывал, и вообще, он был такой мужчина, на которого по молодости девчата очень даже засматривались.
Оля по возрасту — ровесница моей дочки. Это значит, что мой папа годился бы ей в дедушки. Мой папа тоже был бы хорошим дедом, но его давно уже нет в живых. А я принадлежу к поколению детей, у которых были, в основном, только бабушки.
На страницах нашего журнала я уже рассказала немного о своей замечательной бабушке, но только вскользь, использовав ее жизненную мудрость и советы народной целительницы. Это было в статье «Черемуха».
Чтобы увязать новый рассказ с рассказом в «Черемухе», полезла я искать ту свою статью, забив в поиск по сайту слово «бабушка». Вы знаете, результаты выдачи по сайту ошеломили меня! Сначала я даже подумала, что я не нажала кнопку «поиск» и по-прежнему осталась на главной странице.
Семейная история
Много ли из вас хорошо знают свою семейную историю? Я много чего слышала от своей бабушки, но моя детская память почти все просто выбросила за ненужностью, а жаль. Одно семейное предание все же сохранилось у меня, уж очень оно было необычным.
Я знала, что бабушкина мама, моя прабабушка была калекой: из-за родовой травмы она с детства хромала на обе ноги и ходила, переваливаясь, как уточка.
Дело было в Западной Беларуси, где почти до самой революции крестьяне ходили отрабатывать поденщину на панов. Родители девочки-калечки не отправляли свою дочку работать на панов (фотографий в 80-х годах позапрошлого столетия не было, выкладываю все, что нашла).
Смышленую девочку с детства приучали к такой работе, которая не требовала большой подвижности, но зато требовала усидчивости: к прядению, сучению и ткачеству. Она, моя прабабушка и свою дочку, мою бабушку научила этому, я сама видела у бабы в доме прялку, веретено и ткацкий станок.
Однажды по деревне прошелся староста и возле каждого двора объявил, что на уборку большого урожая кормовой свеклы должны выйти все, даже те, кто обычно не ходит, даже больные, дети и старики. За ними будет прислана телега.
Вот и моя прабабушка, тогда еще совсем юная, доковыляла утром, как могла, до телеги и поехала вместе со всеми на уборку свеклы. Дергать и складывать свеклу в бурты она не могла, поэтому ее вместе с остальными такими же бедолагами посадили резать ботву. Видимо, работа не слишком спорилась, потому что возле бабушки и ее «бригады» остановилась таратайка самой хозяйки-панны.
Длинные косы
У прабабушки были длинные-длинные черные косы, которые когда она сидела на перевернутом ветре, выпростались из-под платка и лежали на земле. Таратайка наехала на одну косу колесом и девушка закричала от боли. Панна ничего не поняла, испугалась, и ударила кнутом лошадь, задев еще и девушку. Пан, муж панны, все видел, но ничего не успел поделать.
Девушке повредили кнутом еще и глаз. Он не вытек, но остался слепым и полуприкрытым из-за шрама на всю жизнь. Плохо дело: кому нужна калека, которая еле ходит, да еще и слепая на один глаз.
Добрые панове
Но панна оказалась нормальным человеком, можно даже сказать, хорошей христианкой. Она щедро одарила семью деньгами, а девушку взяла к себе в усадьбу, чтобы та занималась ковроткачеством.
Прабабушке даже удалось выйти замуж за очень порядочного человека и родить двух дочерей-погодок, одна из них и была моей бабушкой. Кстати, у бабушки тоже долго была толстая черная коса, уложенная в узел на затылке.
Ковры моей прабабушки я еще долго видела у нас дома. Скажу по секрету: одним из домотканых ковров была накрыта стиральная машина у мамы в ванной, так что сидя в туалете на унитазе, я наизусть выучила узорчато-геометрические переплетения ярких и темных нитей. Это искусство, скажу я вам, не чета домотканому половику-редюшке из остатков лоскутов! Столько лет прошло, а ковер не потерял свежести красок, просто нитки его стали ветхими и истончились.
Приобщение к знахарству
Моя прабабушка, проживая поблизости от панской семьи, приобщилась к некоторой культуре. Например, она научилась бегло читать, детки у нее были чистенькими и аккуратно причесанными, а еще — она пристрастилась со временем к знахарству и травничеству.
Эти знания упали прабабушке не с неба. В университетах она не училась и первые свои знания черпала из старинных польских календарей, которые хранились для растопки печей на чердаке барского дома.
Еще одним источником знаний знахарки-самоучки стала купленная на ярмарке за корзину огурцов старая книга о лекарственных растениях, с картинками и описаниями.
Женщина не ленилась сама ковылять потихоньку за околицу и собирать травки по описаниям, сушить их в пучках и пользовать отварами и настойками односельчан.
Но самым главным ее наставником стала старая цыганка из табора, осевшего на зиму поблизости в лесу. Она утверждала, что ей знакомы древние заклинания,сохраняемые ее племенем на протяжении веков.
Именно от старой цыганки бабушка научилась выводить некоторые кожные заболевания, сводить бородавки и заговаривать зубы. Муж не одобрял прабабушкиного увлечения, он считал, что негоже порядочной женщине водить дружку с цыганкой.
Но весной табор исчез, исчезла и цыганка. А знания и навыки остались моей прабабушке в наследство, а потом перешли к моей бабушке, а уж от нее немножко узнала и я.
Наследство белорусской прабабушки.
Старая книга, написанная, как я думаю, на старославянском, потому что в ней была не только ять, но и другие непонятные буквы и сокращения, долго еще была припрятана у моей бабушки в сундучке.
Куда она делась потом, не знаю, а жаль этого раритета! Она была написана примерно вот такими старинными письменами, как на картинке
Зато всем потомкам прабабушки по женской линии достались густые черные волосы, а внукам по мужской линии — белые-белые, как лен, волосы моего прадеда, высокого белоруса, настоящего «белого русина».
Может и мой светловолосый внучок-турчонок тоже каким-то чудом унаследовал светлый цвет волос от прапрадедушки, несмотря на своих черноглазых и черноволосых маму, бабушку, прабабушку и прапрабабушку.
… и татарской бабушки
Не могу, хоть коротко, не вспомнить свою рыжую татарскую бабушку, папину маму. У нее была белая кожа и ясные карие глаза. Странная игра природа наградила белорусскую бабушку черной мастью, а татарскую — рыжей. К сожалению, о папиной маме я не знаю почти ничего. Папа не рассказывал, а я не спрашивала.
Знаю только, что замуж ее отдали в 12 лет, а в 14 она уже родила первенца, и что судьба ее была несчастливой. Жаль, но от татарской бабушки я не унаследовала ничего, кроме разреза глаз.
Эх, да что там: о каждой из наших бабушек можно написать отдельную увлекательную книгу. И она написана уже, но не нами, а кем-то невидимым, написана и сохранена где-то навечно. Так же, как и наша жизнь.
Семейные предания. Семейное предание
Девочки, разговор о памяти с мамой Ирой подвиг меня на вопрос: а в ваших семьях есть всякие тайны, легенды и предания?
В моей их несколько. Например, моя прабабушка призналась моей бабушке, что родила одного сына не от мужа, а от любимого человека. Кто он — тайна за семью печатями. Так что в моей родословной присутствует белое пятно неизвестного происхождения и мои предки по этой линии — неизвестны.
Есть еще несколько историй. Может, потом расскажу.
Может, у вас в семьях тоже есть легенды или свои истории? Если это не скелеты в шкафу, поделитесь
Девочки, разговор о памяти с мамой Ирой подвиг меня на вопрос: а в ваших семьях есть всякие тайны, легенды и предания?
В моей их несколько. Например, моя прабабушка призналась моей бабушке, что родила одного сына не от мужа, а от любимого человека. Кто он — тайна за семью печатями. Так что в моей родословной присутствует белое пятно неизвестного происхождения и мои предки по этой линии — неизвестны.
Есть еще несколько историй. Может, потом расскажу.
Может, у вас в семьях тоже есть легенды или свои истории? Если это не скелеты в шкафу, поделитесь
У нас в семье предание не предание, короче, такая история..
Мой дедушка по папиной линии был незаконнорожденным сыном вологодского помещика Полянского. Как рассказывал отец, чуть ли не графа, но я не верю, он у меня любитель преувеличить.. А мы с сестрой помню хохотали, что у нас 1/8 «голубой» крови.
Там была какая-то неземная любовь между ним и горничной. Есть старая фотка моей прабабки-красивая.. эх.. и чего я не в неё? Живой я её не застала. Вот сейчас осваиваю фотошоп, хочу фотку попробовать отреставрировать чуток.
После революции помещик уехал до городу Парижу, а его бывшая горничная осталась здесь. То ли он её сам не позвал, то ли она за революцию была.. Больше нам о нем ничего не известно, со своим сыном связи не поддерживал.
Прабабушка ничего детям своим не рассказывала, скрытная была. А было бы интересно её послушать.
Тайн, вроде нет, или может я не в курсе
Мои прабабушка и бабушка с дочкой (моей тётей) жили в Ленинграде, когда началась война.
Завод, где работал дедушка, в то время уже не живший с бабушкой, эвакуировали.
Немцы подходили всё ближе, но о самом плохом, что предстоит блокада пока что никто не знал.
Тем не менее, прабабушка, которая в отличие от бабушки была женщиной предусмотртельной и активной, каждый день, идя с работы, заходила в магазин и покупала пару пакетиков крупы или сахара, несла домой и закапывала во дворе. И таким образом, создала значительные запасы, которые позволили им троим пережить первую, самую страшную блокадную зиму.
Когда появилась возможность, дедушка приехал и вывез своих дочку, бывшую жену и тёщу по Дороге Жизни. И, хотя после этого вместе они прожили не долго и вскоре разошлись, успел родиться мой папа
и у меня есть такая семейная » легенда». тетя моего дедушки ( сестра его отца) была красивейшая женщина. и ею, якобы, заинтересовался сам Станиславский, на одном из спектаклей прабабушка сидела в первом ряду, и он спросил: » кто ета красавица?». их представили.. ничего из етого знакомства не вышло, но легенда живет .
а вообще, мои предки по маминой линии были крестьяне, простейшие люди. а у папы со стороны матери были испанские социалисты, а с дедушкиной стороны были богатые евреи, которым принадлежали какие-то заводы в питере, и якобы целая улица. дома хранятся фотки 80x годов 19 века. после революции их, естественно, раскулачили, что там дальше было — не знаю.. дедушка родился и вырос в москве, но после женитьбы ему остат¡ся в москве не дали, и отправили по распределению сначала на украину, в кривой рог, а потом в Курган, зауралье. там и родился папа. чем не легенда?
Есть ли предания в вашей семье?
По истории рода,происхождении,что то из старины глубокой?
Есть, конечно, свои семейные истории. мне особенно нравится история про моего прадеда Прокопия. Он в 1970-х жил в нашем старом родовом селе километрах 70-и от села, где жили дед, отец с матерью, и где сейчас живу и я. Родился я на Чукотке, где работали мои родители. Летом они привезли меня в наше село. Однажды в дедовский дом неожиданно пришёл прадед. подошёл к моей кроватке, посмотрел на меня и сказал — «Сопли — наши». потом молча взял лопату, вскопал пол-огорода, попил чаю и ушёл. Оказалось, что прадед, услышав, что привезли очередного правнука,просто вышел вечерком из дому и за ночь пешком прошёл 70 километров на нашего села — без дороги, через леса. А было ему тогда далеко за 70.
Потом один из братьев бежал в ВКЛ,недалеко от современной Варшавы купил землю,и женился впоследствии на полячке.И мать жила с ним.А второй брат не захотел уезжать с родины,и отправился на Урал.Больше они не встретились.Очень надеюсь,что и другой брат остался жить,и где то на Урале есть часть моего рода.Может и они сохранили легенду о Распятии,которое вывело их из болот.