Что такое семиотика кратко

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах

Язык, при помощи которого общаются люди, является очевидной знаковой системой. Так мы передаем информацию друг другу и получаем новые знания. Данная система имеет разновидность и других языков, среди которых:

Что собой представляет эта наука

Сама по себе семиотика представляет собой научную дисциплину, изучающую знаки и системы знаков, передающие любую информацию. Кроме исследований, проводившихся по отношению к данным системам, эта наука также участвует в их развитии, а также изучении восприятия человека.

Семиотика возникла в конце XIX века в качестве отдельной науки, а обусловлено это тем, что появилась необходимость более глубоко изучать знаки в отрасли логики, лингвистики и математики. Первопроходцами, кто пытался исследовать эту науку стали лингвист Соссюр, а также философ Пирс, при этом работали ученые порознь. Де Соссюр в данном случае рассматривал в качестве систем знаков исключительно естественные языки. Пирс же в свою очередь изучал науку более детально. Программисты, редакторы, математики — люди, которые работают с объемными данными часто испытывают сложности с выделением нужной информации и большого потока информации. Развить этот навык помогут регулярные тренировки на Викиум.

Сегодня эта теория смогла прийти в массы и стать популярной, но в основном ее существование обусловлено исследованиями в дуэте с другими гуманитарными науками. Сама по себе семиотика является современной дисциплиной, объединяющей большое количество подходов.

В чем заключается суть данной науки

Что такое семиотика кратко. Смотреть фото Что такое семиотика кратко. Смотреть картинку Что такое семиотика кратко. Картинка про Что такое семиотика кратко. Фото Что такое семиотика кратко

Также можно говорить о том, что наука семиотика принимает активное участие в исследованиях в других науках, тем самым дополняя друг друга. Пример состоит в том, что именно отдельные элементы начинают рассматривать в данном случае, как знаковые системы. Таким образом, когда изучение происходит в области биологии, изучается поведение животного, их наследственность, а также популяция и прочее. Изучение знаковых систем происходит в 3 этапа:

Где применяется

Благодаря большому количеству исследований в области семиотики, происходит активное изучение знаковых систем в программировании и алгоритмах. В данном случае используются не только принципы семиотики, но также и математические методы.

Семиотика является достаточно важным элементом в гуманитарных науках, так как все культурные события можно отнести к определенным механизмам, связанным со знаками, в связи с чем появляется необходимость более детально изучать происходящее.

Система знаков – своеобразный язык, который имеет свою систему. Главная задача исследователей в данном случае состоит в том, чтобы выявлять эти значения и пытаться их раскодировать. Исходя из всего вышеупомянутого, можно прийти к выводу, что при помощи знаков можно получить не только определенную информацию, но также использовать их в других целях. Благодаря этим целям и были разработаны разнообразные языки, которые применяются в повседневной жизни.

Источник

СЕМИОТИКА

Полезное

Смотреть что такое «СЕМИОТИКА» в других словарях:

СЕМИОТИКА — (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии

СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, врачебная наука, о признаках болезни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

семиотика — семиология Словарь русских синонимов. семиотика сущ., кол во синонимов: 5 • изучение симптомов (1) • … Словарь синонимов

СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, семиология (от греч. sema, semeion знак, признак), или симптоматика, симптоматология собирание, выявление, изучение и оценка проявлений, признаков, симптомов различных болезненных состояний. Содержание семиотики составляют… … Большая медицинская энциклопедия

семиотика — Этимология. Происходит от греч. sema знак. Категория. Научная дисциплина. Специфика. Посвящена изучению знаковых систем. Подразделы: • семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого; • синтаксис как исследование… … Большая психологическая энциклопедия

СЕМИОТИКА — (от греческого semeion знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры системы мифа … Современная энциклопедия

СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь

СЕМИОТИКА — (от греч. semeion знак признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа,… … Большой Энциклопедический словарь

Семиотика — (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1. Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2. Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; … Психологический словарь

СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … История Философии: Энциклопедия

Источник

СЕМИОТИКА

СЕМИОТИКА, наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Что такое семиотика кратко. Смотреть фото Что такое семиотика кратко. Смотреть картинку Что такое семиотика кратко. Картинка про Что такое семиотика кратко. Фото Что такое семиотика кратко

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

Что такое семиотика кратко. Смотреть фото Что такое семиотика кратко. Смотреть картинку Что такое семиотика кратко. Картинка про Что такое семиотика кратко. Фото Что такое семиотика кратко

В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как «знак», «коммуникация» и «семиозис», сыграли огромную роль.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам, и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен. Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства.

Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971
Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977
Семиотика. Под ред. Ю.С.Степанова. М., 1983
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985
Из работ московского семиотического круга. М., 1997
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997
Московско-Тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М., 1998
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998

Источник

Семиотика

(от греч. σημεῖον — знак, признак) (семиология) — 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (главным образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т. д.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие предметов; логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики в 1‑м значении (например, семиотика данного фильма: семиотика лирики А. А. Блока; семиотика обращений, принятых в русском языке, и т. п.).

Из всей обширной группы объектов семиотики наибольшая общность обнаруживается между языком и художественной литературой, т. е. искусством, использующим язык в качестве своего средства; поэтому семиотика языка и литературы образует центр гуманитарной семиотики. Другой ветвью семиотики является формальная, или логико-математическая, семиотика, относящаяся к так называемой «металогике». Произведение художественной литературы может исследоваться по двум разным линиям: 1) как объект конкретно-исторического, литературоведческого, историко-литературного анализа; 2) как объект семиотического анализа, зачастую переходящего в сферу общей поэтики (см. Язык художественной литературы).

Первоначально общие принципы семиотики как «науки о знаках» были подмечены на основе наблюдений над естественным языком, одновременно и независимо, в работах Ч. С. Пирса и Ф. де Соссюра, причём первый стремился к созданию особого варианта математической логики (так называемой чистой, или умозрительной, грамматики, grammatica speculativa ), а второй — к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Термин «семиотика» первоначально применялся для формальной, логико-математической линии, а содержательная, предметная, линия по европейской традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.

По мере развития семиотики в 20 в. у неё обнаруживались всё более глубокие исторические корни: в сочинениях Блаженного Августина (4—5 вв.); в средневековом учении о «тривии», цикле из трёх наук — грамматики, логики и риторики, которым в современной семиотике соответствуют синтактика, семантика и прагматика; в логико-лингвистических учениях схоластики 12—14 вв. о «сущностях» и «качествах» (акциденциях), о «суппозициях» (подстановках терминов), об «интенциях разума»; в 17 — начале 18 вв. — в учении Дж. Локка о разуме и языке, в идеях Г. В. Лейбница об особом искусственном языке «всеобщая характеристика» ( characteristica universalis ); в работах языковедов-философов 19—20 вв. В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, К. Л. Бюлера, И. А. Бодуэна де Куртенэ; у основателя психоанализа З. Фрейда и т. д.

Основы семиотики языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920—30‑х гг. — пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брёндаль), русской «формальной школы» (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), а также независимые от направлений А. Белый и В. Я. Пропп. К этим исследованиям примыкают некоторые работы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и других советских учёных. Исследуются отношения семиотики к марксистскому литературоведению и истории литературы (М. Б. Храпченко). Наиболее оформленными направлениями семиотики за рубежом являются: американская школа Ч. У. Морриса, во Франции — этнографическая (антропологическая) школа К. Леви-Строса, семиология Р. Барта, психоаналитическая семиотика Ж. де Лакана, семиология кино К. Метца, в Италии — семиология кино П. П. Пазолини и др. Опубликованы многочисленные разрозненные семиотические исследования архитектуры, живописи и т. д.; выходят семиотические журналы и сборники. В 1974 в Милане (Италия) на 1‑м Международном конгрессе семиотики была создана Международная ассоциация семиотики (с участием советских учёных).

По мере развития семиотики понятие «знак» (на котором особенно настаивал Соссюр) постепенно отходило на второй план, поскольку не удалось обнаружить какие-либо знаки, универсально присущие разным естественным языкам и тем более разным семиотическим системам (нет знаков, общих для языка, живописи, кино и т. д.). Единство семиотики языка и литературы основывается прежде всего на явлении «высказывание» и его абстрактном выражении — «пропозициональной функции» (см. Пропозиция), которые обнаруживаются во всех языковых произведениях (текстах) как обыденной речи, так и художественной литературы, являясь их основной семиотической ячейкой.

Основной корпус гуманитарной семиотики составляют два комплекса понятий: а) наиболее общих семиотических закономерностей и б) наиболее общих семиотических членений (уровней, аспектов) исследуемых объектов.

К семиотическим закономерностям относятся прежде всего оппозиции (оппозитивный характер, противопоставленность) всех основных, конституирующих элементов семиотических систем — фонем, морфем, слов, типов предложений, интонаций и т. д. в естественных языках, элементарных жестов, поз, ситуаций в неязыковых системах, образов предметного ряда, кадров в кинофильмах и т. д. Например, фонема /п/ в русском языке выделяется лишь в силу противопоставления /б/ (главным образом, но также, в той или иной степени, — всем другим фонемам); в этике поза «встать перед приближающимся собеседником» нечто значит (а именно — уважение, вежливость) лишь в противопоставлении позе «остаться сидеть перед приближающимся собеседником». Оппозиции элементов, взаимозаменимых в одном месте речевой цепи (например, «пить» вместо «бить») или в один момент ситуации (например, «встать» вместо «не встать»), выявляют существенные для системы дифференциальные признаки: «глухость — звонкость» фонем; «сидение — стояние» в позах и т. п. Сама процедура исследования путём замен называется коммутацией и представляет отдельный семиотический принцип. Элементы системы, обладающие каким-либо дополнительным дифференциальным признаком по сравнению с непосредственно противопоставленными им элементами, называются маркированными: так, /б/ — маркированный элемент, /п/ — немаркированный (отсутствует признак «звонкость»). Как общий принцип, сфера употребления маркированного элемента у́же, немаркированного — шире (ср. аналогичный закон об обратном соотношении интенсионала и компрегенсии понятия); например, /п/ употребляется примерно во всех тех же позициях, что и /б/, но ещё и в конце слова перед паузой, где /б/ в русском языке невозможно.

По принципу так называемой функциональной семантики материально новый элемент системы включается в систему в форме того элемента, который он заместил; так, например, в некоторых ритуалах кочевников, первоначально не знавших лошадей, лошади маскируются под оленей (известных ранее); первые автомобили маскируются под кареты, хотя в этом нет технической надобности; в русском языке словами «перочинный нож» обозначается предмет, который может выполнять те же функции, какие раньше выполнял ножичек для очинки гусиных перьев — предметов письма, и т. п.

К закономерности функциональной семантики близка так называемая внутренняя форма слова: новое слово вводится на основании признака, уже зафиксированного в ранее существовавшем слове; например, «берёза» в индоевропейских языках вводится признаком «белый» (т. е. «белое дерево»); «пчела» и «бык» в славянских языках, по-видимому, равно введены признаком звукоподражания («пчела» из *bъčela от *bučati ‘гудеть, мычать, жужжать’); подобные явления часто обнаруживаются в процессе этимологических исследований. Внешняя форма долговечнее внутренней: например, современное русское «спасибо» уже не воспринимается как «спаси бог»; зал современного оперного театра уже не осознаётся как повторение формы итальянской и испанской городской площади — три стены из многоэтажных домов, с четвертой стороны выходят актёры, и т. п.

Одним из самых существенных следствий этих и других закономерностей является кумулятивный характер семиотической системы: элементы нового знания в них способны соотноситься, аккумулироваться с уже накопленными знаниями (информацией), а каждый новый элемент — получать точный «адрес» благодаря своей внешней форме: например, новое слово «кварки» опознается как название некоего предмета благодаря своим парадигматическим связям (ср. «марки» или «парки») и связям синтагматическим («ищем кварки», но не «ищем кварков», ср. «ищем зверьков»).

Существуют три семиотических членения (уровня, аспекта) — синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношение между знаками, главным образом в речевой цепи и вообще во временно́й последовательности; семантика в общем виде — как отношение между знаконосителем, предметом обозначения и понятием о предмете; прагматика — как отношение между знаками и тем, кто их использует. В прагматике языка особенно интенсивно исследуются два центра — субъект речи и адресат речи, а также связанные с ними «точки референции», выражающиеся дейктическими словами (см. Дейксис), местоимениями, относительными временами глагола и т. д. В семиотике художественной литературы типология художественных текстов с точки зрения субъекта (текст от автора, от рассказчика, от повествователя; различные «я» от автора и т. п.) дополняется типологией художественных текстов с точки зрения «образа адресата». Определение границ и сферы семантики остаётся незаконченным: в частности, является нерешённым традиционный спор между сторонниками узкого понимания семантики [например, у глагола «есть» («кушать») в русском языке одно основного значение] и широкого («есть яблоко» и «есть кашу» — разные значения глагола «есть»); не всегда чётко определяется граница между семантикой и референцией, семантикой и прагматикой и т. д.

В рамках современного, более широкого когнитивного подхода складывается новое соотношение трёх частей семиотики: семантика начинает пониматься как область истинности высказываний, прагматика — как область мнений, оценок, презумпций и установок говорящих, синтактика — как область формального вывода. Благодаря этому, в частности, стало возможным определить художественную литературу семиотически (не эстетически и не конкретно-исторически) через её язык, как сферу действия интенсионального языка; последний определяется как язык, описывающий возможный, интенсиональный мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *