Что такое нумизматика филателия

ФИЛАТЕЛИЯ И НУМИЗМАТИКА

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателияВ кляссере коллекционера — стандартные почтовые марки с зубцами по краям. Можно ли угадать, не глядя, кому принадлежит кляссер: филателисту — собирателю марок, бонисту — знатоку бумажных денег или нумизмату, посвятившему себя изучению монет? Нет, нельзя. Поэтому разглядим марки повнимательнее.

Редкий серьезный нумизмат не знаком накоротке с филателией. Почтовая марка не только помогает коллекционеру и исследователю денежных знаков — монет и банкнот — глубже понять особенности денежного обращения в той или иной стране. Марка к тому же во многих случаях является близкой родственницей бумажных денег.

Что такое почтовая марка и для чего она предназначена?

Филателисты любовно называют ее «визитной карточкой страны», «почтовой миниатюрой» и т.д. С точки зрения отправителя письма или почтовой открытки марка — всего лишь знак оплаты, наличие которого на конверте гарантирует его доставку по адресу получателя и возвращение в том случае, если таковой не будет найден. Для финансиста марка — это государственный кредитный денежный знак с обозначенным номиналом, который соответствует объему приобретаемых почтовых услуг. Короче, марка — это бумажная монета одноразового пользования со строго ограниченной законом сферой платежей. Нынешнее красочное высо­кохудожественное оформление марок далеко не их обязательное качество, а всего лишь уступка вкусам коллекционеров. Платежные свойства почтовой марки не раз приво­дили к тому, что круг ее использования в силу ряда причин внезапно расширялся, и государство придава­ло маркам функции разменной монеты.

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателияВпервые такой случай зафиксирован историками в 1862—1865 годах во время Гражданской войны в Соединенных Штатах Америки. Трудности с денежной наличностью, которые неизбежно возникают в воюющих странах, привели к тому, что из обращения исчезла металлическая разменная монета. Тогда и было объявлено, что правами денежной мелочи наделяются почтовые марки номиналами от 1 до 90 центов. При этом марки оставались одновременно знаками почто­вой оплаты.

Использование миниатюрных бумажных квадратиков сразу показало их неудобство — сминаемость, быструю изнашиваемость. Тогда для придания маркам некоторой долговечности их стали вкладывать в особые футлярчики. Их рамки были металлическими; оборотная сторона, на которую наносился слой клея, делалась глухой. Для ее «оживления» набивались миниа­тюрные тексты коммерческой рекламы. Конечно, после восстановления денежного обращения в полном объеме марки из обращения тут же исчезли и стали ценными экспонатами филателистиче­ских и нумизматических коллекций. Опыт запомнился. Некоторое время спустя в Уругвае в виде разменной монеты пустили в обращение почтовые марки 1866 года номиналами в 5 и 20 сен­таво.

Не обошел опыт и Россию. Первая мировая война начала разрушать денежную систему царской России. Из обращения быстро исчезли деньги из золота и серебра, пропала разменная монета из билонного (низкопробного) серебра и меди. И вот с октября 1915 года по специальному правительственному решению были пущены в обращение денежные разменные знаки типа почтовых марок. По форме и рисункам они полно­стью соответствовали маркам так называемой царской серии, на которых были изображены портреты рус­ских царей — Петра I, Александра I, II и III, Николая I и II. Номиналы и цвета марок полностью соответство­вали своим почтовым оригиналам. Однако были и от­личия. «Разменные марки» делались из полукартона, который должен был обеспечить им долговечность. На оборотной стороне знаков типографским шрифтом пе­чатались специальные уведомления.

На марках с номиналами в 10, 15 и 20 копеек под царским двуглавым орлом такое уведомление гласило: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». На марках достоинством в 1, 2 и 3 копейки надпись под орлом была иной: «Имеет хождение на­равне с медной монетой».

Временное правительство в силу продолжавшегося разменного кризиса вынуждено было продолжить выпуск марок-монет, хотя сняло с оборотной стороны изображение двуглавого орла символа монархии.

Кстати, монеты-марки этого образца эмитировало и советское правительство в 1918—1919 годах. Больше того, на территории России, охваченной гражданской войной, монеты-марки выпускало не только центральное правительство. Таким методом пытались восполнить нехватку разменной мелочи на Украине, в Терской советской республике, в других местах.

Довольно забавно переплелись судьбы почтовых марок и металлических монет в Китае. В начале уходящего двадцатого века китайская бронзовая монета достоинством в один кэш с квадратным отверстием посередине играла в почтовых отделениях роль официального штемпеля гашения. Монету покрывали специальной мастикой и ставили оттиск на марку.

Почтовые марки — чуткий барометр, который надежно показывает состояние финансовой системы государства и свидетельствует о неустойчивости или стабильности. Зная основы филателии, имея навык работы с каталогами, нумизмат может узнать немало интересного из истории денег и денежного обращения.

Источник

Коллекционирование

Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. [1]

Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.

Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером. Коллекционеры обычно имеют коллекции одного вида, несколько разных или межвидовые тематические (см. Аналогофилия ниже).

Некоторые виды коллекционирования предполагают большие финансовые затраты, некоторые — нет. Часто коллекционирование ставит перед коллекционером задачу нахождения очень редких экземпляров, которых ни у кого нет, или тираж которых существенно ограничен. Также часто ставится задача сбора всех возможных предметов коллекционирования.

По видам коллекционирования существуют неформальные и формальные клубы и городские, национальные и международные общественные организации коллекционеров (например, Московское городское общество коллекционеров, Всероссийское общество филателистов, Международный союз коллекционеров), а также музеи (например, филателистические), библиотеки (например, филателистические) и особые специальные коллекции и издаются каталоги и альманахи, книги и прочие печатные издания (например, филателистические), в том числе регулярные (например, «Советский коллекционер», «Коллекционер (ежегодник)», «Санкт-Петербургский коллекционер» и др.). В крупных городах, помимо регулярных собраний клубов коллекционеров, предметы коллекционирования традиционно (как правило, по выходным дням) продаются на специализированных (прежде всего нумизматических) и прочих т. н. «блошиных рынках». Для продажи таких предметов существуют отделы в магазинах и торговых центрах и даже специализированные магазины. Также по продаже и обмену таких предметов в XXI веке широкое распространение получили интернет-ресурсы, в том числе интернет-магазины.

В России и некоторых других странах отмечается День коллекционера. Рядом обществ коллекционеров учреждены награды (например, Филателистические).

Содержание

Виды коллекционирования

Монеты, денежные знаки, ценные бумаги

Военная тематика

Почтовая и печатная продукция

Предметы искусства, антиквариата и личного быта

Техника

Существует коллекционирование как «больших», реальных предметов техники:

Филолидия (коллекционирование различной упаковки либо ее элементов — крышек, этикеток и т.п)

Коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны

Модели, игрушки

Другое

Источник

Расхожие мифы о нумизматике, бонистике и фалеристике

Каких только стереотипов о коллекциях и коллекционерах не накопилось к нашему времени. Одни несправедливы вовсе, другие являются, скажем так, «полуправдой». Некоторые вполне безобидны, а иные бывают деструктивны. Именно последним, деструктивным мифам о коллекционировании посвящена данная статья. Такие заблуждения мешают людям начинать собрания, начинающим коллекционерам – освоиться в своём увлечении, а некоторым опытным – уверенно продолжать своё дело.

Миф первый: кругом подделки

Пожалуй, касательно предметов коллекционирования и антиквариата, не сыскать более «раздутого» мифа, чем этот. Определённо, бдительность терять нельзя, и некоторые предметы, и даже некоторые направления целиком (особенно в фалеристике) требуют от коллекционеров и специалистов пристального внимания. Но при этом следует помнить, что подделки от общей массы всего того, что только можно собирать, составляют менее 0,01%. А в большинстве существующих направлений и поднаправлений коллекционирования подделки либо исключены вовсе, либо встречаются «чуть чаще, чем никогда».

Теперь попробуем разобраться, почему этот миф стал столь расхожим. Первопричина – в человеческой природе, когда «обжегшись на молоке – на воду дуют». Если предполагаемый коллекционер, в очередной раз пополняя своё собрание, непредумышленно приобрёл подделку, и об этом кто-то узнал, в соответствующей среде может подняться волна негодования. Эта волна затем может распространиться и на среду людей, вообще не сведущих в предметах коллекционирования. В итоге, такие эпизодичные случаи приобретения подделок, становясь достоянием широкой общественности, и превращаются в наш самый расхожий миф.

Мы разобрались, что если до людей из какой-либо среды, в которую они не посвящены, доходит какая бы то ни было яркая, запоминающаяся информация, они могут её гипертрофировать. А теперь представьте, что до людей, не интересующихся коллекционированием, давно дошли такие слова, как репродукция, реплика, новодел, сувенир, сборняк и т.д. Человеку вообще свойственно всё синтезировать и группировать, поэтому эти слова заменятся одним простым и понятным – «подделка». Хотя, к примеру, производитель репродукции старинной вещи и не думал выдавать её за подлинную. Более того, он даже принял соответствующие меры, дабы не вводить коллекционеров в заблуждение.

Но всё-таки главное, почему так укрепился миф о вездесущих подделках, кроется в том, что сами коллекционеры злоупотребляют синтезом понятий и тиражированием спорной информации.

Ещё одна причина кроется в неосведомлённости некоторых коллекционеров, как работает индустрия подделок с технологической и экономической точек зрения (как всё это работает, а также многое другое о подделках, новоделах и прочем мы подробно разберём в отдельной специализированной статье).

Миф второй: хобби требует большого достатка

Конечно же, это смотря, чем увлекаться. А если коллекционировать, то смотря что. Человек даже среднего достатка может собрать дорогостоящую коллекцию, сделав это целью всей жизни. Необязательно постоянно и стабильно пополнять своё собрание, можно делать это иррегулярно, хоть раз в несколько лет. Но зато редчайшими и уникальными экземплярами! Можно собирать и не столь дорогие предметы, но зато регулярно и планомерно, создав таким образом большую и структурированную коллекцию.

Миф третий: коллекцию трудно хранить

Такой стереотип особенно распространён касательно бонистики. Хотя сохранить в достойном виде банкноты даже проще, чем монеты или награды. Требуется только избегать экстремальных влажности и сухости воздуха, а также прямого солнечного света. Для монет и наград желательно ещё избегать соприкосновения со сферами повышенной кислотности (вблизи не должно быть даже слабых кислотных испарений). И не упаковывать монеты и медали в непредназначенные специально для этого полимеры. В общем-то, ничего сложного.

Этих простых условий будет вполне достаточно для достойного хранения любой коллекции, а их поддержание не потребует от вас практически никаких усилий и дополнительных вложений.

Миф четвёртый: коллекция – это нерациональные траты

Это заблуждение по своей несправедливости может соперничать с мифом о подделках. Даже начинающий коллекционер быстро понимает, что с высокой долей вероятности большинство затрат – это его инвестиции. В худшем случае – он просто переводит деньги в иную форму их существования и сможет через определённое время их вернуть в виде наличных если не в полном объёме, то с небольшими потерями. Об инвестициях (как коллекционировать с залогом на выгоду в перспективе, как не упускать выгодные предложения и т.д.) мы также подробно поговорим в отдельной статье.

Согласитесь, вместе с приобретаемым раритетом вы получаете фрагмент эпохи, её дух, несомый этим предметом. Плюс к перечисленному добавляются новая информация исторического характера и интеллектуальный опыт, который вы получили в процессе поиска нового экземпляра для коллекции. Но самое главное – это эмоции, которые дарит вам каждая новая вещь и всё ваше собрание в целом.

Так что, коллекция – это не столько траты, сколько обогащение и не только на будущее в финансовом плане, но и здесь и сейчас в плане духовном и интеллектуальном.

Миф пятый: нужно выбрать одно направление

Чаще остальных, такое мнение бытует касательно нумизматики. Существует стереотип, что для коллекции следует выбрать узко специализированное направление. Но это вовсе необязательно. Если у вас широкий круг интересов, собирайте хоть сотню разных собраний. Необязательно также сначала завершать одно направление, прежде чем начинать следующее.

У такого подхода есть весомый плюс: коллекционирование одновременно в нескольких стезях снизит вероятность того, что хобби вам наскучит. «Переключаясь» между направлениями, собирая их в произвольном порядке время от времени, вы невольно усваиваете информацию из разных, даже слабо между собой связанных сфер. Это и не даёт превратиться вашему увлечению в рутину.

Однако, не обязательно, что, если вы всё-таки выбрали одно направление, оно станет для вас рутинным. У такого подхода есть большой плюс: вы концентрируетесь на одной сфере и планомерно усваиваете всё вам необходимое до мельчайших деталей. Таким образом, ваше знание о выбранном направлении становится фундаментальным.

Единой формулы, как и что коллекционировать, нет. Пусть ваша коллекция будет крайне узко специализирована, или пусть это будет множество собраний из слабо связанных между собой сфер – главное, чтобы к выбранной манере коллекционирования лежала душа.

Источник

Филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Содержание

Происхождение термина

История

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

XIX век

Коллекционирование и коллекции

Уже в 1846 году в Англии были известны случаи собирания почтовых марок в большом количестве, впрочем безо всякой системы, например, для оклеивания стен. Систематическое коллекционирование знаков почтовой оплаты по странам, выпускам и т. д. началось в середине 1850-х годов. Первым филателистом считается живший в Париже гравёр Мансен, который в 1855 году продал свою коллекцию, содержавшую почти все выпущенные к тому времени почтовые марки торговцу марками и букинисту Эдуарду Лапланту. [10] Благодаря спросу на почтовые марки появились торговцы, которые занялись продажей марок для целей коллекционирования.

К концу XIX века собирание марок охватило сотни тысяч людей всех классов общества, от детей бедняков до миллионеров и принцев царствующих домов. Даже некоторые государства имели коллекции знаков почтовой оплаты (например, Англия, Германия, Франция, Бавария, Болгария). Для этой цели с 1870-х годов в ряде стран стали создаваться национальные почтовые музеи, где собирались и хранились государственные коллекции знаков почтовой оплаты (первые — в Германии, Франции, Болгарии). На первом месте стояла коллекция Британского музея, собранная членом парламента Таплингом и завещанная им в 1892 году Музею; она обошлась в &&&&&&&&&0800000.&&&&&0 800 000 немецких марок. Имперский почтовый музей в Берлине также обладал обширной коллекцией марок. Возникали крупные частные коллекции. Обширнейшая и единственная в своем роде коллекция принадлежала барону Филиппу Феррари в Париже и обошлась ему свыше 1 млн немецких марок.

Так как число почтовых знаков с каждым годом увеличивалось, то собирание их становилось всё затруднительнее. Поэтому, с начала 1880-х годов, появились так называемые специалисты-собиратели, которые ограничивались какой-нибудь одной частью света или несколькими государствами, или даже одним государством.

Общества филателистов и выставки

Торговля марками

Торговлей марками занимались тысячи людей; в крупных центрах существовали биржи и бывали аукционы. За редкие марки платили значительные цены: за марку Британской Гвианы первого выпуска (1850) в 2 цента на розовой бумаге было уплачено, например, 1010 долларов. Ввиду высоких цен на редкие марки, появились в обращении фальшивые марки; например, в Париже была открыта целая фабрика фальшивых марок. Обнаружение подделок было одной из задач филателических обществ. Некоторые государства приходили на помощь коллекционерам: когда какая-нибудь вышедшая из употребления марка становилась редкой в продаже, почтовое ведомство отпечатывало со старых досок новое издание марок, которые продавало по умеренным ценам. Иногда печатные доски каким-нибудь путём попадали к частным лицам, которые также выпускали новые издания марок, ценимые, впрочем, дешевле правительственных.

Высоко ценились коллекционерами пробные марки (англ. Essays ), которые изготавливались почтовым ведомством раньше выпуска марок, чтобы решить, не нужно ли сделать изменения в рисунке, печатании, красках и т. п. Кроме официальных, существовали и частные пробные марки, которые были представлены почтовому ведомству и последним забракованы.

Некоторые государства пользовались страстью коллекционеров для извлечения доходов и часто производили выпуски марок, вызывавшиеся не действительной необходимостью, а желанием сбыть их коллекционерам; особенно много различных знаков почтовой оплаты выпускалось государствами Средней и Южной Америки, где к тому же часто менялись формы правления и правители, а последние считали долгом выпускать новые марки. Иногда случалось, что при недостатке марок известной ценности они заменялись марками другой ценности, с наложением соответственного штемпеля. Такие марки со штемпелями также высоко ценились коллекционерами, которые иногда искусственно вызывали появление подобных марок, скупая все имеющееся в наличности количество обыкновенных марок.

Любопытно, что к маркам, выпущенным со спекулятивной целью, в прошлом относили, за некоторыми исключениями, появившиеся в изобилии в последней четверти XIX века юбилейные знаки почтовой оплаты. Впервые появились в 1876 году в Соединенных Штатах Америки юбилейные конверты по случаю празднования столетия объявления независимости; в 1887 году были выпущены в Англии марки по случаю 50-летия царствования королевы и т. д. Заслуживает внимания юбилейный конверт Великобритании 1890 года, продававшийся вместе с вложенным в него бланком для письма, с довольно сложным рисунком конверта, на котором были изображены старые и новые средства почтовой доставки. В таком же роде Швейцарией было выпущено юбилейное открытое письмо в 1893 году, по случаю 50-летия первых швейцарских знаков почтовой оплаты.

Филателистическая литература

С 1860-х годов стали издаваться каталоги и журналы по филателии. Первый журнал, посвященный почтовым маркам, появился в 1862 году [1] в Ливерпуле под названием «The Stamp Collector’s Review and Monthly Advertiser», который выходил до 1864 года. С 1863 года [1] начали также издавать журналы «Le Timbreposte» (Брюссель) и «Magazin für Briefmarken-Sammler» (Лейпциг); в 1864 году [1] вышел в свет первый филателистический журнал США.

В конце XIX века литература по филателии была довольно обширна: на 13 языках выходило до 800 журналов, посвященных почтовым маркам; наиболее распространенный — «Illustriertes Briefmarkenjournal», издававшийся братьями Зенф и имевший &&&&&&&&&&017000.&&&&&0 17 000 подписчиков. Ещё до журналов начали выходить каталоги почтовых марок. Первый был издан в 1861 году [1] А. Потике в Париже, затем были выпущены каталоги Ж.-Б. Моэнса (Moens; Брюссель, 1862), Скотта (Scott; Нью-Йорк, 1867), «Stanley Gibbons» (Великобритания, 1879—1895), «Yvert et Tellier» (Франция, 1897—1913). До конца XIX века было издано 720 каталогов и руководств; одними из лучших считались:

XX век

Филателия как один из самых популярных видов коллекционирования продолжала развиваться в XX столетии. Наряду с каталогами «Scott», «Stanley Gibbons» и «Yvert et Tellier», начали издаваться также получившие впоследствии мировую известность «Цумштейн» (нем. Zumstein ; Швейцария, 1909), «Michel» (Германия, 1910).

В 1926 году была основана Международная федерация филателии (ФИП), под патронатом которой с 1929 года регулярно организуются международные филателистические выставки. В 1976 году ФИП объединяла национальные общества из 57 стран, которые провели свыше 100 выставок.

С середины XX века филателия стала наиболее массовой областью любительского коллекционирования, чему способствовали значительно расширившийся почтовый обмен между странами, выпуск почтовыми ведомствами большинства стран коммеморативных (памятных) эмиссий, многокрасочных серий марок, посвящённых истории, важнейшим событиям современности, искусству, фауне, флоре, спорту и пр.; отдельных марок, блоков (сувенирный лист с одной или несколькими напечатанными марками и надписью на полях), цельных вещей, предназначенных специально для филателистов; широкая продажа (в том числе комиссионная) коллекционных знаков почтовой оплаты, альбомов, кляссеров и других предметов филателии; издание каталогов марок; организуемые филателистическими обществами национальные и международные выставки, внутригосударственный и международный обмен, пропаганда филателии через специализированные журналы и другие периодические издания.

Филателистические журналы издавались во многих странах мира, в том числе социалистических: «Филателен преглед» (НРБ), «Filatéliai Szemie» (ВНР), «Sammler Express» (ГДР), «Filatelia Cubana» (Куба), «Filatelista» (ПНР), «Filatelie» (СРР), «Filatelie» (ЧССР); в капиталистических — «The London Philatelist» и «Philatelic Magazine» (Великобритания), «The American Philatelist» и «Linn’s Weekly Stamp News» (США), «Der Sammler-Dienst» и «Deutsche Zeitung für Briefmarkenkunde» (ФРГ), «Austria-Philatelist» (Австрия), «Schweizer Briefmarken-Zeitung» (Швейцария), «L’Echo de la Timbrologie» и «La Philatélie française» (Франция), «Il Collezionista», «La Tribuna del Collezionista», «Cronaca Filatelica», «Francobolli», «Il Nuovo Corriere Filatelico» (Италия), «Dansk Filatelistisk Tidsskrift» (Дания).

В социалистических странах филателия наибольшее развитие получила в СССР, ГДР, ПНР, ЧССР и ВНР, в капиталистических — в ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии. Уникальными государственными коллекциями почтовых марок располагали Британский музей (Лондон), почтовые музеи в Стокгольме, Париже, Берне; среди известных частных собраний — коллекции английской королевской семьи, Ф. Феррари (Австрия), М. Бурруса (Швейцария), А. Лихтенштейна, А. Хинда и Д. Бокера (США), Х. Канаи (Япония).

В середине 1970-х годов национальные организации и другие объединения филателии имелись в большинстве стран, а филателией занимались 150—200 млн человек. [6]

Филателия в России

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Филателия в Российской империи

Зарождение филателии в России тесно связано с выпуском первых российских марок (1858) и конвертов (1845). Уже в XIX веке некоторые русские марки высоко ценились коллекционерами. Так, 6-копеечная марка для восточной корреспонденции выпуска 1863 года оценивалось в 100 немецких марок, 5-копеечный конверт Московской городской почты выпуска 1846 года — в 1000 немецких марок.

Земские марки, чистые (то есть неупотреблённые), также весьма ценились: за марки новейших выпусков платили от 3 до 5 раз дороже действительной ценности. Цены на марки более отдалённых выпусков росли в геометрической прогрессии, а за некоторые марки первых выпусков торговцы спрашивали 400 рублей и дороже. Причина высокой цены на чистые земские марки заключалась в том, что в 1860-х годах никто не думал их собирать. Гашёные (то есть употреблённые) марки были гораздо дешевле, хотя марки первых выпусков были также дороги. Земские марки очень ценились иностранными филателистами; изданы даже несколько сочинений на французском и немецком языках о русских земских марках. Известность также имело сочинение Д. Чудовского «Описание русских земских почтовых марок, конвертов и бандеролей» (Киев, 1888).

В сентябре 1872 года в рамках проходившей в Москве Политехнической выставки состоялся первый в России показ коллекций знаков почтовой оплаты, подготовленной Почтовым департаментом Министерства внутренних дел.

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Общества собирателей почтовых марок появились в России (в Москве, Петербурге и других городах) в последней четверти XIX века.

В качестве отделений Дрезденского международного общества филателистов 10 октября 1883 года Ф. А. Брейтфусом [12] была основана Московская секция Международного общества филателистов, первая в России филателистическая организация, а в декабре того же года — Санкт-Петербургская секция. Московская секция просуществовала до 1898 года с перерывом в 1888 и 1889 годах. В марте 1907 года Санкт-Петербургская секция была преобразована в Российское общество филателистов, ставшее первой всероссийской филателистической организацией.

С ноября 1895 года существовало Санкт-Петербургское (русское) отделение Германского союза филателистов, на базе которого в августе 1906 года было создано Санкт-Петербургское общество собирателей почтовых знаков. Большой популярностью у филателистов пользовался издаваемый обществом ежемесячник «Всемирная почта». Он издавался громадным для тогдашней филателистической периодики тиражом до 800 экземпляров.

Филателия в РСФСР и СССР

В РСФСР первое общество филателистов было создано в 1918 году в Москве. В Московское общество филателистов и коллекционеров (МОФИК) вошло большинство членов дореволюционного Московского общества собирателей знаков почтовой оплаты. МОФИК просуществовало до февраля 1921 года. Мысль о создании нового общества филателистов была поддержана в 1922 году Российским бюро филателии при Народном комиссариате почт и телеграфов РСФСР и Уполномоченным по марочным пожертвованиям ЦК Помгол при Народном комиссариате внешней торговли РСФСР. Первое организационное собрание нового общества состоялось 6 апреля 1923 года. В соответствии с уставом, утверждённым 15 марта 1923 года, оно стало называться Всероссийским обществом филателистов. Отделения общества имелись в Баку, Тифлисе, Ташкенте, Ашхабаде и других городах. Оно просуществовало до конца 1930-х годов. В 1924—1925 году проведена первая Всероссийская филателистическая выставка. Органом Всероссийского общества филателистов был журнал «Советский филателист» (1922—1932; ряд лет назывался «Советский коллекционер»). В 1950-е годы объединения филателистов возникли во многих городах страны, с учреждением в 1966 году Всесоюзного общества филателистов (ВОФ) [1] они вошли в его состав.

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

Что такое нумизматика филателия. Смотреть фото Что такое нумизматика филателия. Смотреть картинку Что такое нумизматика филателия. Картинка про Что такое нумизматика филателия. Фото Что такое нумизматика филателия

ВОФ было добровольной культурно-просветительской организацией и объединяло филателистов СССР. Оно возникло на основе Московского городского общества филателистов и ряда филателистических объединений в других городах страны. Целью ВОФ являлось всестороннее использование филателии как одного из видов общественно полезной деятельности, сочетающей разумный отдых с расширением культурного кругозора и способствующей коммунистическому воспитанию. Основные направления деятельности ВОФ составляли пропаганда филателии, создание отделений и клубов на местах, научно-исследовательская работа и экспертиза, организация выставок, расширение и укрепление дружеских и культурных связей с зарубежными филателистическими организациями и др.

В 1967 году ВОФ было принято в члены Международной федерации филателии. Деятельностью ВОФ руководило Правление со штаб-квартирой в Москве. Первым председателем ВОФ был Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель, с 1977 года — лётчик-космонавт Герой Советского Союза Л. С. Дёмин. В 1977 году ВОФ объединяло свыше 2 тыс. первичных организаций и 3 тыс. клубов юных филателистов (многие из которых имели секции фалеристики, филумении, филокартии, бонистики и др.), свыше 200 тыс. членов. В 1966—1976 годах ВОФ экспонировало на международных выставках свыше 1 тыс. коллекций, отмеченных 854 медалями и 198 призами. За заслуги в развитии и пропаганде советской филателии было учреждено звание «Почётный член ВОФ»; к 1977 году оно было присвоено 62 советским и зарубежным филателистам. [13]

В 1976 году был выпущен «Каталог почтовых марок СССР. 1918—1974», к которому издавались ежегодные дополнения.

В середине 1970-х годов филателией в СССР занимались 0,5 млн человек, из них свыше 200 тыс. были членами ВОФ. [6]

Новейший период

В настоящее время (с 1992 года) действует Союз филателистов Российской Федерации (СФР), правопреемник Союза филателистов СССР (до 1989 года — ВОФ). Журнал «Филателия СССР» издаётся под новым названием «Филателия».

IV съезд СФР был проведён в ноябре 2005 года.

Виды филателии и коллекций

Изучение предметов коллекционирования в филателии может иметь три разных аспекта [1] :

Филателистические коллекции подразделяются на [1] :

Интересные факты

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Почтовые марки · Легендарные марки · Марки стран и территорий мира · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Персоналии · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Филателистические и почтовые праздники

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *