Что такое семья литература

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
(Л.Н. Толстой)

Т ема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви — неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума»). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по “стране варварской” протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” И, услышав от него в ответ: “Марковна, до самыя до смерти!” — покорно говорит: “Добро, Петрович, ино ещё побредём”.

Статья опубликована при поддержке компании «Премиумлим», которая реализует оптом и в розницу банки двух основных типов: банка ско и банка твист-офф объемом от 0,5 до 3 л. Кроме того, в интернет-каталоге компании на страницеhttp://banka-mkad.ru/katalog/category/view/3/ представлены также крышки, закаточные машинки, стерилизаторы и ключи – одним словом все то, без чего невозможно консервирование. Среди поставщиков только проверенные временем компании, продукция которых заслужила только положительные отзывы потребителей, и наилучшим образом соответствующая соотношению «цена-качество». Кроме того, в отличие от многих мелких компаний, «Премиумлим» осуществляет доставку стеклобанок и сопутствующих товаров не только по Москве, но и по России в целом.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») — о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

В романеэпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже внешне — семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью — известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?
“В Москву! В Москву!” — эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек — Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом — наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать.

“Рождённые в года глухие пути не помнят сво­его. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” — так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

Источник

Исследовательская работа «Семейные ценности в литературе «

Семейные ценности в русской литературе.

2. Определение понятий «семья» и «семейные ценности»…………. с.6

2.2.Понятие «семейные ценности»……………………………….с.7

3. Семейные ценности в русской литературе ……………………………с.9

3.1. Семейные ценности в повести А.М.Горького «Детство»….с.9

3.2. Семейные ценности в повести А.С. Пушкина

«Станционный смотритель» ……………………………………..с.12

3.3. Семейные ценности в повести В.Г Короленко «Дети

3.4. Семейные ценности в сказке – были М.М. Пришвина

4. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов …. с.21

7.Библиографический список ……………………………………………с.29

Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в формировании у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщении к здоровому образу жизни, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно поэтому мы выбрали данную тему нашей исследовательской работы.

Объект исследования: художественные произведения русской литературы.

Предмет исследования: формирование семейных ценностей на примере произведений художественной литературы, изучаемых в 5-8 классах

метод сплошной выборки;

интерпретации художественного текста.

Целью нашего исследования было изучение возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;

на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям;

разработка рекомендаций для учителей и родителей по формированию семейных ценностей у детей.

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза : изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные отношения, способствуют формированию у обучающихся семейных ценностей.

Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты М. Горького «Детство», А.С. Пушкина «Станционный смотритель», В.Г. Короленко «Дети подземелья», М.М. Пришвина «Кладовая солнца», справочные материалы научно-популярных статей.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 11 наименований.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.

После чего сделаны промежуточные выводы по главе.

В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также форм анкет, проведенных среди учащихся 5-8 классов, рекомендаций для учителей и памятки для родителей по формированию семейных ценностей у детей.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им семейных ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития семейных ценностей учащимся через изучение, анализ художественных произведений и применение методических разработок для учителей и родителей.

Определение понятий «семья» и семейные ценности».

2.1. Что такое семья?

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать людям счастье? На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

Что же такое семья? Найдём толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами» [9;321].

В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети.

Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая.

Понятие «семейные ценности»

Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с задушевных бесед. Мир и лад в семье – высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды [6,6].

Можно с уверенностью сказать, что семья, в которой враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливой. Важнейшие признаки дружбы – взаимопонимание, сопереживание, глубокая эмоциональная привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремлённее, благороднее, увереннее в себе, добрее, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал,- твоё, что взял,- потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, даёт каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд. Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Семейные ценности в русской литературе.

3.1. Семейные ценности в повести М. Горького «Детство».

В курсе русской литературы для 5-8 классов есть произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.

Именно эти оттенки помогают понять впечатление Алёши от бабушки, почувствовать, что ему она казалась излучающей свет, тепло, радость. Мальчика привлекает её доброе, трогательное отношение к миру, умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слёз, её рассказы, которые вливали в сердце мальчика силу. Автор-рассказчик говорит, что бабушка «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком,- это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Алёша ещё ничего не знает о своём новом доме, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной чёрточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда. Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают мальчика. Его обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа ; «отодвинул» мальчика в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нём врага».

Обратимся к сцене «Обед в доме Кашириных », на котором происходит ссора и дикая драка между дядьями. Лишь впоследствии Алёше становятся понятны причины «взаимной вражды всех со всеми». Почему эта сцена вызывает у мальчика жуткое изумление? Алёша вспоминает, какими были отношения между его родителями: «…отец и мать жили не так; были у них и другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись, вечерами… пели громко».

Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда кажется Алёше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения.
Познакомившись со сценами «История с напёрстком» и «Наказание детей», мы проследим, какую оценку им даёт Алёша. Это будни, привычная обстановка, они лишь дополняют те картины жизни, где проявление низменных и подлых свойств человеческой натуры было нормой, основной линией поведения.

От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.

Так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьёв: один велит племяннику накалить напёрсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предаёт мальчика. Другой, прибежавши на шум, тихонько смеётся за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, выскакивает и начинает ссориться с братом. Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечёт детей, считая это занятие своеобразными «уроками морали». После несправедливого и жестокого наказания, которому подверг его дед, Алёша повзрослел, обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него большими днями жизни. Изменившееся отношение мальчика к деду, прожившему трудную, тяжёлую жизнь, свидетельствует о том, что Алёша своим чутким сердцем сумел понять и почувствовать страдания другого, простить, потянуться к тому хорошему, что было в душе этого сурового человека. Тяжёлые материальные испытания не изменили характера бабушки, её отношения к миру, людям. Ей всегда были чужды «идеалы» Кашириных: их приверженность к собственности, честолюбивое стремление «выбиться в люди», командовать ими, презрение и жестокость по отношению к бедным. Если крушение этих идеалов разрушает жизненную основу деда: он становится ещё более злобным, и в то же время жалким, беспомощным, ничтожным, то бабушка в период тяжёлых невзгод остаётся всё такой же человеколюбивой, щедрой, сострадательной. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, что соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье, бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, верит и внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями [8,321 ].

Семейные ценности в повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Главным героем повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Он умеет заботиться о своей дочери, любит её, но как только у него отнимают его сокровище, спивается.

Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери.

Но однажды семейное счастье рухнуло: проезжий гусар увозит любимое сокровище. Самсон услужливо уступает гостю, сделавшемуся больным, свою кровать и не подозревает даже, что гусар его обманывает. Он ругает себя за то, что доверился проезжему человеку, называет себя «старым дураком».

После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг.

Почему дочь так поступает по отношению к самому дорогу ей человеку?

Почему она сбежала?

Почему не открылась отцу, не поделилась с ним своей печалью и радостью?

Значит, приходим мы к выводу, между отцом и дочерью не было доверительных отношений.

С сочувствием относится к нему автор, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь.

Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома гусара Минского.

Если бы у смотрителя была полная семья, то, возможно, такого бы не случилось. В семье так отношения строиться не должны. Если бы дочь принимала бы в жизни отца большее участие, такой бы трагедии не случилось, всё было бы по-другому.

3.3. Семейные ценности в повести

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Главный герой повести Вася сразу же становится на сторону слабых и обиженных. Даже во внешности Тыбурция, самой замечательной личности из всех бедняков, изгнанных из старого замка, мальчику, прежде всего, бросается в глаза «глубокая постоянная печаль», которая смущает и тревожит его. У Васи сжималось сердце при воспоминании о тех, кто остался без крова, замок стал ему противен, поскольку был убежищем торжествующих победителей. Мальчик ещё ничем не помогает изгнанникам, но волнение, которое он испытывает при виде обездоленных людей, говорит о том, что перед нами тонкая, отзывчивая натура, человек добрых и благородных чувств, остро переживающий чужую боль, откликающийся на любую несправедливость.

Какие отношения сложились у Васи с отцом после смерти матери? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти жены лицо его стало ещё более угрюмым. Попытки судьи сблизиться с сыном не увенчались успехом, потому что замкнутость, самоуглублённость отца, его недоверие и равнодушие к сыну не располагают к откровенности такого чуткого и легко ранимого ребёнка, как Вася. Одиноко чувствует себя мальчик в родном доме. Тщательнее вчитаемся в текст и попытаемся обнаружить в нём те выразительные и изобразительные средства языка, с помощью которых углубляется наше представление о душевном состоянии судьи и его сына. Вася не возвращался домой, а прокрадывался… как молодой волчонок; он тихо ложился в постель; он тихо играл с сестрёнкой; утром мальчик прокладывал росистый след, перелезал через забор и уходил на целый день [6;43].Он чувствовал себя чужим, никому не нужным и заброшенным. Редкие встречи с отцом приносили лишь страдания и углубляли возникшую между ними отчужденность.

Сравнив условия жизни детей судьи и детей Тыбурция, мы ставим перед собой вопрос: «Как отразились эти условия на внешности и характере Сони и Маруси?» Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, мы чувствуем взволнованность Васи, его переживания. А Маруся представляла собой бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила…плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье её было грязно и старо; движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице [6; 56] . Главный герой сочувствует, сопереживает своим новым друзьям.

Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина, которую выдвигает в своё оправдание его друг, кажется Васе достаточно серьёзной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов девочки, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: у него заныло сердце, что-то перевернулось в груди, любовь… не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли.

Этот период в формировании сознания мальчика имеет решительное значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, к чему приводят их страшные условия жизни?

Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет.

Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Тыбурций любит своих детей, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.

Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *