Что такое сепаратизм в истории казахстана

Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана

Мне приходилось общаться с людьми, долгое время жившими и работавшими на ответственных постах в Казахстане, и они отмечают, что экс-президенту Нурсулстану Назарбаеву действительно удалось выстроить эффективно функционирующее государство, и не в последнюю очередь благодаря тому, что прибыли от нефтедобычи доходят и до рядовых граждан.

Тем не менее, не всегда гладко и с этим. Но, главное, у Казахстана есть ахиллесова пята, которая кроется в самом устройстве казахского этноса, изначально делившегося на три жуза (племенных объединения) — Старший, Средний и Младший.

Племенной национализм

У казахов есть популярная поговорка «Дай Старшему жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему жузу копье и отправь на врага». Сильные различия в менталитете между представителями разных жузов сохранились до сих пор.

«В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты… самый недружелюбный народ… Люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы… Казахи из Чимкента (город на юге Казахстана, с 1992 году официально переименован в Шымкент, находится на территории Старшего жуза. — Авт.), подвозившие меня в районе Аральского моря (территория Младшего жуза. — Авт.), прямо говорили: «Тут варвары живут!»» — писал в 2013 году после целой серии поездок по Казахстану популярный российский блогер-путешественник Илья Буяновский aka varandej.

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана

По словам Буяновского, казахов Младшего жуза отличает и повышенная, агрессивная ксенофобия: «Русскоязычные казахи тут — редкость…. В Аральске вечером… (путешественника. — Авт.) чуть не побили казахские подростки». Все это напоминает недавний отзыв одного моего знакомого о посещении Нормандии: «Цветных (мигрантов из Африки. — Авт.) почти нет. В портовых городах много ультраправой молодежи… Ночью меня как-то чуть не избили за попытку спросить что-то по-английски».

Аналогичные оценки высказывают и сами жители Казахстана, конечно, в более деликатной форме. «Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство… Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как (в данном случае скорее «в то время как». — Авт.) Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями», — отмечал в 2016 году «Почетный связист Казахстана» Батырбек Мусин, за полвека своей жизни поработавший в самых разных регионах страны.

Можно вспомнить, что самые громкие этнические конфликты проходили в Казахстане за прошедшие десятилетия именно на территории Младшего жуза. Это и кровавый погром чеченцев и ингушей 17 — 28 июня 1989 года в Новом Узене (на тот момент в составе Гурьевской области, с 1990 года в составе Мангистауской области), вызвавший бегство шести тысяч человек, и нападения нескольких тысяч казахских националистов на юбилейные мероприятия уральских казаков 15 сентября 1991 года в Уральске (административном центре на тот момент Уральской области, в 1992 году переименованной в Западно-Казахстанскую).

Газета «Жас Алаш» в 2009 году опубликовала выдержки из дневника омоновца, участвовавшего в подавлении волнений в Новом Узене в 1989 году: «Мне приходилось участвовать как спецназовцу во многих горячих точках. Обычно, когда мы, омоновцы, выстроившись в ряд, с автоматом в руке пускали очередь поверх голов толпы, то те сразу с шумом и гамом падали на землю, прикрывая головы руками. А здесь все было по-другому. Когда мы крикнули толпе остановиться и сделали предупредительный выстрел поверх голов, они остановились. И вдруг один из впереди идущих парней крикнул остальным: «Не бойтесь, у них резиновые пули». И тут тысячи людей, сметая ограждение, кинулись вперед. Вот теперь я лежу в больнице. Никогда не встречал такого бесстрашного народа…»

Нищета на фоне нефтедобычи

Причем, на национальные особенности накладываются и социальные. Представители Младшего жуза при Назарбаеве были оттеснены от власти в стране. Не в последнюю очередь поэтому западноказахстанские регионы поражают своей бедностью, так как влиятельные чиновники занимаются развитием только своих малых родин. При том, что именно здесь, на берегах Каспия, добывают главное богатство Казахстана — нефть!

26 июня 2006 года на центральной площади города Актау, административного центра Мангистауской области, прошел несанкционированный митинг рабочих предприятия «Мангистаумунайгаз», собравший от 200 (по официальным заявлениям полиции) до 1000 (по свидетельствам очевидцев) человек. Как писали журналисты: «Разгоряченные молодые ребята выкрикивали националистические лозунги и обещали повторить Новый Узень 1989 года. И в знак того, что это не просто угрозы, разгромили несколько кафе и магазины». Митинг был разогнан полицией, но тогда обошлось без жертв.

Только по официальным данным, 16 декабря 2011 года в Жанаозене было убито 15 (еще один человек был убит полицейскими днем позже при разгоне демонстрации протеста в поселке Шетле) и ранено 100 участников протеста. 37 задержанных были затем отданы под суд, многие получили тюремные сроки.

Ощущение национального и социального угнетения со стороны Центра, как это часто бывает, дало почву и для религиозного обособления западноказахстанских областей. В середине 1990-х годов сюда проник салафизм, известный также как ваххабизм.

Степной ваххабизм

Вероятнее всего, проник он с Северного Кавказа, где как раз в те годы наблюдался подъем неформального ислама, а промежуточным пунктом в распространении этой идеологии была Астрахань, где, с одной стороны, традиционно проживает много казахов, с другой — есть мощная диаспора, сформированная выходцами из Дагестана. Среди последних в 1996 году прибыли вытесненные из дагестанского аула Кванада члены салафитского джамаата Ангута Омарова, известного также как Аюб Астраханский. К 2000 году «астраханский джамаат» распался, но в городе одна за другой начали возникать другие салафитские группировки, многие из которых затем переходили к терактам.

Что такое салафизм? В религиоведческой литературе давно найдено удачное сравнение «пуритане ислама». Действительно, салафиты очень похожи на гугенотов XVI века, так ярко описанных Проспером Мериме в «Хрониках короля Карла IX», которые приравнивали почитание статуй и икон святых к идолопоклонству (и поэтому уничтожали их при первой возможности), запрещали танцы и пение как проявления язычества и т.д.

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана

Причем, что интересно, центром салафизма в Казахстане уже тогда являлся Жанаозен. Однако в результате проведенной в 2005 году репрессивной кампании казахским силовикам удалось разгромить ячейки салафитов в Жанаозене и Актау, многие их лидеры были отправлены за решетку, а активистов побуждали к выезду из страны.

После этого активность салафитов переместилась в соседние Атыраускую (до 1992 года Гурьевскую) и Актюбинскую области.

В марте 2009 года в поселке Шубарши Актюбинской области начались аресты. Первым 14 марта взяли имама местной салафитской общины Азамата Каримбаева. До 2004 года Каримбаев работал в нефтяной компании, но затем уволился, возглавил в родном селе салафитскую общину и построил в Шубарши мечеть для своих единомышленников. 21 марта взяли пятерых его прихожан.

23 сентября 2009 года все задержанные получили тюремные сроки от 10 до 17 лет. Имам уже в декабре 2009 года при странных обстоятельствах погиб в тюрьме.

17 мая 2011 года в центре Актобе на проходной областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ, местный аналог российского ФСБ) подорвал себя 25-летний местный житель Рахимжан Махатов. Силовики сначала пытались выдать все за обычный криминал, но очень быстро выяснилось, что Махатов был членом местной салафитской общины. В апреле 2011 года Махатов и еще ряд актобинских салафитов были задержаны правоохранительными органами (позже его отпустили под подписку о невыезде), продолжалось следствие, и он решил сыграть на опережение.

Кстати, многие реально уезжали. Первое сообщение о присутствии казахов в рядах «Имарата Кавказ»* относится к 25 июля 2009 года, когда МВД Дагестана сообщило, что у пяти боевиков, убитых в ходе спецоперации близ села Агачаул под Махачкалой, найдены казахские паспорта. 5 октября 2010 года в Махачкале в ходе спецоперации подорвался на «поясе шахида» уроженец Актау Ерлан Юсупов. В феврале 2010 года в Махачкале сдались силовиками сразу четверо приехавших (самостоятельно группами по 2 человека) «на джихад» из Актюбинской области казахов.

20 апреля 2011 года в поселке Хушет под Махачкалой в перестрелке погиб уроженец поселка Сазды, что в 18 км от Актобе, Сабитби Аманов, которого называли «правой рукой» Саида Бурятского. 7 ноября 2012 года в Хасавюрте среди убитых членов бандгруппы оказался гражданин Казахстана Вадим Кадымов, как сообщалось в массмедиа Актау, завербованный ими в этом городе. И скорее все этого не единственные примеры.

Казахский фронт джихада

Джамааты боевиков возникали и в самом Казахстане. «4 мая 2011 года сотрудники ДКНБ на оживленной улице Актобе блокировали внедорожник местного жителя Есета Махуова. При обыске машины оперативники обнаружили в тайниках автомат Калашникова, пистолеты системы Макарова и ТТ и более 50 патронов к ним, а также несколько ножей», — цитата из официального сообщенияо задержании амира джамаата «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»).

Затем мы переносимся в упоминавшийся выше поселок Шубарши Актюбинской области. 28 июня 2011 года наряд полиции также остановил здесь легковую машину, за рулем которой находился 22-летний Талгат Шаканов. В багажнике машины обнаружили несколько незарегистрированных охотничьих ружей и салафитскую литературу. Шаканова отправили в местный изолятор временного содержания.

Однако в ночь с 28 июня на 1 июля 2011 года салафиты освободили задержанного, при этом устроив настоящую охоту на всех полицейских в поселке. По официальной версии, патрульную машину расстреляли из охотничьего ружья и пистолета Макарова. Однако 4 июля 2011 года в газете «Республика» был опубликован рассказ жителя одного из соседних населенных пунктов, ссылавшегося на свою родню в Шубарши: «Врут, что у опорного пункта в автомобиле убили двух этих полицейских, на самом деле их гоняли всю ночь по поселку, двоих нашли, одного еще не нашли, и он остался жив. Полицейских убивали дома. Одного дома застали, детей и жену закрыли в другую комнату, полицейского застрелили… Другой у родственников прятался, но его тоже нашли».

В район пришлось стягивать оперативные силы и спецназ полиции со всей страны. Из той же статьи в газете «Время»: «То, что сейчас происходит в Темирском районе Актюбинской области, можно по праву назвать полномасштабной войсковой операцией. Туда стянуты практически все боеспособные полицейские силы чуть ли не со всей республики. Из Алматы прибыли краповые береты из спецподразделения МВД РК (Республики Казахстан. — Авт.) «Сункар» и спецназа внутренних войск «Беркут». В оцеплении района, где могут скрываться убийцы полицейских, участвуют военнослужащие нескольких полков полиции и Внутренних войск. Задействована имеющаяся бронетехника. Патрулированием с воздуха занимаются два вертолета Ми-8 и самолет Ан-2».

Возглавил операцию прибывший на место событий из Алматы заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Амантай Аубакиров.

Финальный бой произошел 8 июля 2011 года в поселке Кенкияк, соседнем с Шубарши, в нем погиб один боец «Сункара» и девять боевиков. По свидетельству местных жителей, бой продолжался несколько часов, использовались БТРы и гранатометы.

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана

Молодое поколение радикалов

С тех пор в общем-то не так-то уж много изменилось. Да, раздавлены салафитские «гнезда» в Шубарши и Актобе. И в целом протестные действия в Западном Казахстане после расстрела 16 декабря 2011 года в Жанаозене резко пошли на убыль, так как стало ясно, что власть не остановится для их подавления даже перед большой кровью.

6 февраля 2018 года КНБ Атырауской области сообщило о задержании группы салафитов, «занимавшейся в течение двух лет систематическим вымогательством денежных средств с лиц, осуществляющих международные и междугородние пассажирские перевозки по маршрутам Атырау — Астрахань, Атырау — Уральск, Атырау — Бейнеу». Понятно, что отдавать от 5 до 25 тысяч тенге с каждого водителя (а упоминается, что данью салафиты обложили порядка 200 автобусов) убеждали не только добрым словом.

Пусть чисто уголовный аспект деятельности исламских радикалов не смущает. Глава пресс-службы ДВД Актюбинской области Алмат Имангалиев на брифинге 9 июля 2011 года также описывал ликвидированную года в Темирском районе вооруженную группу салафитов как «ОПГ, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражей нефти вблизи поселков Шубарши и Кенкияка, а также совершала другие преступления корыстно-насильственного характера». Как бы, одному другому не мешает, противостояние государству, которое салафиты маркируют как неисламское и потому незаконное (от Аллаха — лишь халифат), может быть вооруженным и в плане ограблений.

Есть ощущение, например, судя по наличию в Интернете рэп-роликов, воспевающих убитых в Шубарши боевиков-салафитов как героев, что неформальный ислам в Казахстане — как и среди арабской молодежи во Франции, — постепенно входит в систему мира околокриминальной молодежи или стремящейся хотя бы казаться таковой.

Несложно представить, что в случае ослабления центральной власти, которая пока что целиком замкнута на личности Назарбаева, и падения мировых цен на нефть контроль над западноказахстанскими областями будет резко ослаблен и местные радикалы, имеющие мобилизационные ресурсы из местной исламизированной агрессивной шпаны, получат шансы если не взять власть на местах, то как минимум поучаствовать в ее дележе.

* Организация запрещена Верховным судом РФ

Источник

Внутренние геополитические риски: мифы и реалии Казахстана

К счастью, сепаратизм в Казахстане — только в «зачаточном состоянии», как говорят политологи. Но предупреждают: если не принять меры, могут последовать и политические лозунги. Причем речь не только о сепаратизме славянском.

— Само утверждение о якобы сепаратистском духе Северного Казахстана является мифом, плодом воображения некоторых озабоченных товарищей. К орни сепаратистских настроений кроются не в разрезе глаз, а в условиях быта. На сегодняшний день гораздо более явственным и опасным на западе Казахстана является казахский сепаратизм, нежели русский, — утверждает Султангалиев.

В интервью порталу 365info политолог назвал несколько причин для таких настроений.

Во-первых, говорит эксперт,

они связаны с историческим жузовым разделением

— Западный Казахстан — это земли родов Младшего жуза, которые большую часть своей истории жили обособленно от ядра Казахского ханства. Н огайская орда, ханство Младшего жуза времен Абулхаир-хана и его потомков (18 век), Букеевское ханство, — перечислил Султангалиев.

Во-вторых, парадоксальное несоответствие богатств региона (например, нефти и газа) и невысокого материального состояния его жителей.

— И наконец, региональная элита считает себя ущемленной в вопросе представительства в центральной власти и в деле доступа к добыче нефтяных и газовых ресурсов. Е стественно, что именно она искусно подогревает сепаратистские настроения, — считает политолог.

Надуманные капризы и реальные претензии

По его мнению, недавние земельные митинги — это и есть демонстрация недовольства региональн ыми элит ами третьестепенным собственным положением.

— К счастью, все пока ограничивается именно уровнем разговоров. Однако уже подготовленная психологическая почва вполне может стать базисом укрепления именно идей политического сепаратизма, — считает политолог.

С ултангалиев полагает, что все еще можно поправить. Для этого необходимо:

Кстати, ранее политолог Данияр Ашимбаев в интервью 365 info отмечал, что

«к роме всего прочего, Западный Казахстан – регион капризный»

И капризы эти обусловлены высоким уровнем развития человеческого капитала. Регион давал сильные кадры в республику, и те предприятия, которые в нем работают, обеспечивают достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

Сепаратисты просто не выживут

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана

— Для того чтобы можно было говорить об опасности сепаратизма, должна, во-первых, появиться какая-то организация, произойти идентификация некоей части общества, ее объединения вокруг какой-то идеи.

И только создав какую-то группу они уже начинают противопоставлять себя другим,

— говорит Каражанов. — Например, похожие процессы в Каталонии, где есть собственная культура и многое другое.

На западе Казахстана политолог ничего похожего не видит. П о словам Каражанова, ни в одной области Казахстана еще никто не делал заявлений на тему «дайте нам больше прав и самостоятельности».

— Да и если предположить, что появятся настоящие сепаратисты,

как они вообще себе представляют жизнь в окружении России, Китая, да и до Кавказа не очень далеко?

— задается вопросом политолог.

Проблем предостаточно, но они с другого краю

По его словам, центральная власть не проводит политику дискриминации каких-то отдельно взятых регионов. Все живут, как все. У местных властей полномочий достаточно, чтобы решать проблемы в регионе самостоятельно. Кто был чем-то недоволен, уже преспокойно уехали.

— Не вижу не только сепаратизма, но даже и каких-то предпосылок к нему.

Есть другая крайность — дотационные регионы, которые наоборот тихо и спокойно сидят на вливаниях из бюджета

Или северные области со своими большими проблемами — там населения катастрофически не хватает, — перечисляет Каражанов моменты, на которые следует обращать внимание в региональной политике. — Астане нужно перестраивать работу с регионами, но и местные власти тоже должны поднапрячься.

Источник

Что такое сепаратизм в истории казахстана

Наверное, мало кто будет отрицать наличие сепаратистских настроений в нашей стране. Сегодня этот вопрос стал не только предметом политических спекуляций, но и проблемой, которой в равной мере должны озаботиться и власть, и общество. Все ли мы делаем для того, чтобы обеспечить территориальную целостность страны?

Строго на север

После событий в Украине о том, что участь Донбасса может грозить и некоторым областям нашей республики, заговорили украинские, казахстанские, да и отдельные российские политики и политологи, причем кое-кто из последних делал это в угрожающем тоне. Конечно, наши власти не сидят сложа руки. Например, в новый УК по инициативе мажилисменов внесли статью «сепаратизм», были заблокированы некоторые группы в социальных сетях, запрещена деятельность НОДа в Казахстане, усилен контроль за оружейными магазинами. Но достаточно ли этих мер?

Председатель попечительского совета фонда «Қазақстан Барысы», бывший гендиректор АО «КТК» Арман Шураев считает, что появлению сепаратистских идей в Казахстане способствует в том числе и пресса:

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана— Во-первых, это влияние российских СМИ, которые без каких бы то ни было ограничений вещают на нашу территорию. Во-вторых, налицо парадоксальная ситуация, когда абсолютно «ватный» телеканал «ОРТ-Евразия», субсидируемый из бюджета Казахстана, проводит, я бы сказал, антиказахскую политику. Здесь можно говорить о бесхребетности наших регулирующих органов и, в первую очередь, Министерства информации.

— А как конкретно эти СМИ могут подогревать сепаратистские настроения в обществе?

— Я помню, как одно время на государственном телеканале «Россия» вовсю крутили ролик о том, как русских притесняют в Казахстане, из-за чего они якобы вынуждены переезжать. Это тоже завуалированная пропаганда. Я уже не говорю о многочисленных ток-шоу, где выступают разного рода «жириновские» и «лимоновы», которые постоянно твердят о том, что должен быть не Алматы, а Верный, не Казахстан, а очередной федеральный округ. Они умудряются даже в прогнозе погоды проговаривать сепаратистские вещи. И я не понимаю, почему мы все это терпим.

— В нашем УК есть довольно жесткая статья, касающаяся сепаратизма, в последние годы преследованию, в том числе уголовному, подвергаются те, кто выступает с соответствующими лозунгами в соцсетях, привлекаются к ответственности местные «ополченцы», воевавшие на стороне ДНР, и т.д. Как вы считаете, таких мер достаточно?

— Я думаю, что они необходимы, но одновременно надо менять демографическую ситуацию в северных областях страны – направлять туда десятки тысяч семей из южных регионов, создавать им благоприятные социальные условия. В этом случае через 5-10 лет абсолютное большинство там будет составлять уже коренное население, что позволит избежать поползновений со стороны нашего северного соседа. Кроме того, нужно навести порядок на информационном поле страны. Возможны и другие меры, но названные, на мой взгляд, являются наиболее важными и первоочередными.

Восстановить иммунитет

Полковник КНБ в отставке Арат Нарманбетов тоже считает, что властям следует сделать упор на миграцию коренного населения в северные области:
Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана— На мой взгляд, эта работа ведется не так, как следовало бы. Например, относительно недавно заговорили о программе переселения людей в северные регионы страны. Я довольно внимательно с ней ознакомился и обнаружил много недочетов. Скажем, что касается материальной поддержки, то она мизерная. Похоже, повторяется та же история, что и в случае с нашими оралманами. Думаю, необходимо предусмотреть более существенные льготы. Почему бы государству не выкупать там дома и хозяйства, которые на самом деле стоят не так уж и дорого, и отдавать их за символическую цену переселенцам? В общем, нужно делать так, чтобы не было обратного оттока.

Вторая серьезная проблема связана с масштабами коррупции в казахстанской армии. Вы лучше меня знаете, сколько генералов было осуждено и по таким статьям. Но ведь армия – это главная опора государства. А если ее верхушка погрязла в коррупции, то какой может быть степень доверия к ней со стороны младших офицеров и рядового состава? Наша армия рискует оказаться попросту недееспособной в нужный момент.

— А пресловутая «пятая колонна» может включиться в «час икс»?

— Конечно! Полагаю, что в генштабе соседнего с нами государства есть определенный мобилизационный план на случай, если у нас «что-то пойдет не так» (в НАТО мы захотим вступить, с Евросоюзом сблизиться или что-то еще). И здесь могут быть задействованы внутренние силы, в том числе и казаки. В итоге может подняться вся эта грязь, которая встанет на сторону сепаратистов. Впрочем, думаю, наши органы не сидят сложа руки и знают, что происходит в их вотчине.

— С армией и органами понятно, а что должны делать власть и общество?

И у общества тоже нет иммунитета, но в другом плане. Нет самоорганизации, нет объединяющего начала. Сегодня каждый думает о себе. Не говоря уже о так называемой элите, которая заранее позаботилась о «запасных аэродромах» и готова в любой момент покинуть страну. А будь у нас сильное гражданское общество, никто и не подумал бы лезть к нам с сепаратистскими идеями.

Главное – идеология

Независимый журналист Сергей Дуванов считает, что у нас нет проявлений сепаратизма, но зато существует его угроза:

Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть фото Что такое сепаратизм в истории казахстана. Смотреть картинку Что такое сепаратизм в истории казахстана. Картинка про Что такое сепаратизм в истории казахстана. Фото Что такое сепаратизм в истории казахстана– Эта угрозу несет с собой та оголтелая пропаганда, которая в последние десять лет исходит от кремлевских СМИ. Именно она сформировала политические и идеологические основы сепаратизма. Потому что идея, которую пропихивает Москва, – «поднятие с колен» и строительство «русского мира» – очень сильно влияет на наших сограждан, причем не только на русских, но и на казахов, представителей других этносов, проживающих в Казахстане. То есть, явление, которое мы называем «ватничеством», у нас очень сильно распространено. Например, по данным социологов, порядка 70 процентов казахстанцев одобрило аннексию Крыма. Это очень страшный показатель.

— Чем он страшен?

— Эта как раз та угроза, о которой я говорил. Люди, считающие, что Крым должен отойти к России только потому, что она его захватила, ссылаясь на какие-то исторические традиции, с таким же успехом могут одобрить аннексию любой другой территории, которая ранее могла считаться российской. Ну, или представляется таковой.

— А как с этим бороться?

Все упирается в идеологию. Нужно проводить независимую информационную политику – это очень важно. Граждане, проживающие в Казахстане, должны быть казахстанцами, а не квартирантами, считающими себя временщиками в нашей стране. В частности, необходимо успокоить ту часть русского населения, которая постоянно ориентируется на Москву как на единственную защиту от национализма, а также урезонить тех «нациков», которые разжигают этот костер, усугубляя проблему и удобряя почву для сепаратизма.

Второе направление – работа отечественных СМИ, которые должны формировать то, что нужно Казахстану, а не то, что нужно России. Это относится и к оценке событий в Украине, и к тому оголтелому антиамериканизму, который захлестнул сегодня нашу страну – это все тоже идет из Москвы. Такого не должно быть! С этого все начинается: люди, с ненавистью относящиеся ко всему западному и с любовью смотрящие на Путина, который должен их спасти, – это потенциальные сепаратисты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *