Что такое сибирский тракт
Сибирский тракт
Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Содержание
История
Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге.
При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».
В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века.
В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.
Караванная торговля чаем
Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.
После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.
Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.
Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.
Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Память о тракте
Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, на развитие Сибири в целом.
В Казани есть улица Сибирский тракт — по ней можно выехать из города в сторону Арска.
В Екатеринбурге также есть улица Сибирский тракт, а также шоссе Московский тракт, Ново-московский тракт, Дублер Сибирского тракта — за пределами города.
В Тюмени имеется улица Московский тракт.
В Томске память о Сибирском тракте до сих пор сохранилась в названиях двух улиц — Иркутского тракта, идущего на восток и Московского тракта, идущего на юго-запад, к месту бывшей переправы, а теперь моста через Томь.
В Омской области сохранилось в первозданном виде несколько участков Сибирского тракта (Секменёво, Новологиново, Зудилово, Орлово, Радищево, Кушайлы, участок Большие Уки — Становка и другие), которые сегодня являются памятниками истории местного значения.
В селе Большие Уки Омской области работает «Музей истории Московско-Сибирского тракта», а также проводятся экскурсии по тракту. В настоящее время это единственный за Уралом и второй в РФ музей, посвященный истории Московско-Сибирского тракта. В его фондах хранятся уникальные экспонаты, раскрывающие страницы истории заселения и освоения Омского Прииртышья.
Сибирский тракт: история знаменитого маршрута
Путь от Москвы до Пекина… через Билимбай
Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога.
Названий у Московско-Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населенных пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие получили дополнительное развитие вместе с его строительством.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.
Становление Сибирского тракта как главной государевой дороги
Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только перевалив за Камень, как раньше называли Урал, люди оказывались в Сибири. Природа здесь установила для первопроходцев горные массивы, бурные реки и непроходимые таежные заросли. И все же человек победил. Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более старых Чердынской, Чусовской и старой Казанской дорогах.
Через Билимбай тракт прошел после того, как в октябре 1734 года приказчик Билимбаевского завода объявил Татищеву, что им «сыскана дорога от их завода гораздо ближе прежней». Этот новый участок вел от Гробовской крепости к Билимбаевскому заводу Строгановых и, минуя Подволошную, прямиком выходил на Шайтанский завод Никиты Демидова.
Как пишет в своем материале на pervouralsk.ru доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева, именно так начиналась история Большого Московско-Сибирского (Казанского) тракта знаменитой «Владимирки», крупнейшей в мире трансконтинентальной сухопутной магистрали. Предназначалась дорога первоначально только для курьерской службы.
В тридцатых годах восемнадцатого века дали разрешение и для торговых людей. Хотя, ограничивалось это разрешение только периодом проведения Ирбитской ярмарки. Но уже в 1739 году из-за проблем, возникших со сборами на Верхотурской таможне, правительство издало указ о запрете передвижения товаров по новой дороге, под угрозой конфискации товара.
История тракта продолжалась. Не все люди оказались готовы следовать запретам правительства. Тогда в 1754 Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция 13-я по счету от Перми появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско-Сибирский тракт.
Первоначально дорога считалась вполне хорошего качества. Не было к ней особых нареканий у высоких гостей из Санкт-Петербурга. В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве».
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». Но уже через полвека соотечественники Гумбольтда Финш и Брем подвергли его мнение критике. Это может означать, что ближе к концу девятнадцатого века дорога оказалась разбитой до такой степени, что передвигаться по ней стало проблематично.
Дорога на каторгу
К началу девятнадцатого века Московско-Сибирский тракт снискал себе славу тернистого и мученического пути на сибирскую Голгофу. В народе за ним закрепилось название «Владимирки».
«Кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы. Впервые они появляются в 20-х гг. XIX в., хотя этапное переселение в Сибирь началось еще в ХVI в. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, водворенными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья — рваные ноздри, обрезанные уши и прочее».
«Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учета перемещаемых заключенных. Центром управления ссыльно-этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске.
Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять — тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной «гостинице» с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого».
(с) masterok.livejournal.com
Одним из самых известных среди первых людей, проследовавших в Сибирь для отбывания наказания в 1790 году, оказался писатель Александр Николаевич Радищев, автор признанного крамольным «Путешествия из Петербурга в Москву». Суть своего произведения он отразил уже в авторском посвящении: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».
Находясь в крепости, писатель раскаялся и даже отказался от своей книги, но его все равно обвинили в «заговорах и измене». Смертную казнь Радищеву заменили на десятилетнюю ссылку в Сибирь. В 1797 году Павел Первый помиловал опального писателя и тот вновь проехал по «Владимирке» через Билимбай. В своих дневниках, вышедших под названием «Путешествие в Сибирь» и «Путешествие из Сибири», он упоминает о Билимбае.
В 1826 году через Билимбай проследовали в нерченские рудники декабристы: Волконский, Трубецкой, Давыдов, Муравьев, Оболенский и Якубович. Следом за своими мужьями в добровольную ссылку по «Владимирке» проследовали их жены: А.Муравьева, Е.Трубецкая, Е.Нарышкина, М.Волконская, А.Розен и др.
Бранили Московско-сибирский тракт и Антон Павлович Чехов, и Дмитрий Иванович Менделеев, и Федор Решетников и Василий Немирович-Данченко, но уже только за его плохое состояние.
О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8».
Конная повозка уступила место «железному коню»
К концу девятнадцатого века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены ему 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско-Сибирский тракт и вовсе утратил свое значение.
Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки. Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков.
У некоторых городов на Сибирском тракте особая история, ее надо рассматривать отдельно. Всем рекомендуем Камышлов: Лучшие достопримечательности Камышлова с фотографиями: что посмотреть в 2019 году?
Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах
Расположенный в селе Дебесы Музей истории Сибирского тракта — далеко не единственный, который рассказывает об этой важной для России дороге.
Подобные учреждения есть в Игре, в деревне Бакчеево Игринского района, в селе Кестым Балезинского района. Однако дебесский музей рассматривает Сибирский тракт более глобально и помещает жизнь села и тракта в контекст отечественной истории. Корреспондент ИА «Удмуртия» встретилась с сотрудником музея, дебесским краеведом Павлом Роготневым.
Инфраструктурный проект
Сибирский тракт — главная транспортная магистраль для России веков, дорога, которая от обеих столиц — Москвы и Петербурга, протянулась на восток. Дебесы — один из ключевых пунктов этого большого пути, потому что именно здесь, прямо в центре удмуртской деревни, соединялись воедино московская (южная) и петербургская (северная) ветки этого пути. Именно отсюда начинается так называемый Большой Сибирский тракт. Он стал не только судьбой для тысяч каторжан, но и ключевой темой, занявшей особое место в искусстве, в особенности в русском фольклоре и романсах.
«Это не просто дорога, это огромный инфраструктурный проект Российской империи, который объединил не только территории, но и разные народы, языки, культуры, религии. Благодаря Сибирскому тракту удмурты, русские, татары, башкиры, марийцы объединились в одно целое, которое мы называем россияне», — рассказывает Роготнев.
До Петра I сообщение Европы с Азией осуществлялось преимущественно по рекам. Однако подписанные в годах соглашения о торговле с Китаем обнажили проблему отсутствия дорог. А после пугачевского восстания стало ясно: дорога на «русский Восток» необходима, чтобы оперативно перебрасывать войска для подавления бунтов. Екатерина II провела ряд реформ, после которых и началось активное обустройство этого пути.
На стене в дебесском музее висит подборка портретов выдающихся личностей, связанных с Сибирским трактом. Вот лишь некоторые из них: писатели Федор Достоевский, Иван Гончаров, Петр Ершов, химик Дмитрий Менделеев, революционер Петр Кропоткин.
Особые села
«В 1997 году, к двухсотлетию соединения южной и северной веток дороги, я ходил по Сибирскому тракту от Дебес до Кирова и сделал для себя очень важное открытие. Все села, которые стоят на Сибирском тракте, имеют трехчастную структуру. В XVII веке возникала чисто удмуртская деревня. С середины XVIII века происходило крещение, в деревне появлялась церковь, вокруг нее — небольшое селение священнослужителей, которое называлось сельцом. В XIX веке, когда на тракте укрепилась этапная система, солдаты, служившие здесь по 25 лет, теряли связь с родными и, выйдя в отставку, женились и формировали солдатскую слободку. К началу XX века три части соединялись в одно большое село. В Дебесах, как раз за счет слияния двух дорог, эта структура проявила себя наиболее рельефно», — делится краевед.
Дорога формировала 2 поведенческих стереотипа: поскольку русские переселялись все дальше и дальше на восток, положение удмуртов в «центре» Сибирского тракта — селе Дебесы — становилось все более шатким. Некоторые из них бежали подальше от места скопления русских каторжников, основали деревни и сохранили самобытность. Другие оставались и мимикрировали, отрекались от удмуртского, пытались показать себя даже «более русскими», чем есть сами русские.
Печальный путь
Здание, в котором сейчас располагается музей, историческое, построено в 1822 году как казарма нижних чинов Дебесского пункта. В годы оно перестало выполнять свою функцию, и его передали Сарапульскому уездному земству. В разные годы на этом месте располагались больница, крестьянская школа, общежитие Дебесского педучилища, районная амбулатория, художественная мастерская… В 1991 году здесь открылся музей, часть которого посвящена Сибирскому тракту как дороге каторжников.
«От одной пересыльной тюрьмы до другой (они находились в губернских городах) каторжники шли две недели. В нашем случае — от Казани до Перми. Также на дороге были этапные и полуэтапные пункты. Из этапной тюрьмы в Бакчеево выдвигались арестанты, навстречу им из Дебес выходили солдаты. Две группы встречались на полуэтапном пункте в Зуре, там и происходила передача каторжников», — говорит Роготнев.
Дневной переход в среднем не превышал 40 км. В полуэтапных пунктах осужденные ночевали одну ночь, в этапных — две, на пересыльных проводили две недели. Государство, заключая людей под арест, брало на себя обязанность обеспечить человека всем необходимым: едой, крышей над головой и одеждой. Например, на одного человека в сутки полагалось ни много ни мало около 200 гр мяса!
Зато с бытовыми условиями дело обстояло хуже. В одном из уголков музея воссозданы нары, на которых спали каторжники. На нарах — тюфяки, набитые сеном, внутри нередко водились клопы, блохи и тараканы — главное развлечение пересыльных. Они устраивали тараканьи бега и соревновались, чья блоха выше прыгнет. Спали арестанты тоже в закованном состоянии. Самые ловкие, бывало, ночью сбегали: разбирали часть печи и выходили через чердак.
По пути люди погибали, и их трупы до следующего пункта назначения тащили с собой — была строгая отчетность. Количество арестованных от одного этапа до другого не должно было изменяться. Если по пути удавалось сбежать, на его место брали первого встречного.
Близ Дебес сохранился фрагмент Сибирского тракта. Там растут огромные столетние березы. Они уже не помнят Радищева и Достоевского, каторжных песен и скорбных лиц. Сибирский тракт — старая дорога, и по ней, к счастью, уже никого не ведут…
Если вы хотите подробнее узнать о других туристических объектах Удмуртии, добро пожаловать в наш спецпроект «Куда съездить в Удмуртии?».
Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Близиться ночь, давайте отодвинем шуточки и юмор, картинки и гифки: почитаем что нибудь историческое.
12 (22 ноября) 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 г. и было закончено в середине XIX века, до этого из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.
Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. По тракту шёл весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Сибирский тракт проходил из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее. Кроме торговых перевозок проезжали люди разного чина и звания, от этапа к этапу пешком передвигались партии ссыльных.
Места, через которые прокладывались первые сухопутные пути, вероятно, менялись и зависели от времени года и погоды. Со временем проложенные пути становились постоянными проселочными дорогами.
На крестьян притрактовых сёл и деревень после окончательного устройства тракта и заселения, кроме непосредственного его обслуживания, правительством были возложены дополнительные повинности, связанные с содержанием дороги, мостов, переправ, провозки воинских команд и прочее. Подсчитано, что натуральные и денежные повинности сибирских крестьян в 40 раз превышали расходы крестьян в Российских губерниях.
Почтовое сообщение на тракте
В 1742 г. все податное население было разделено на ямские сотни, которые своими силами содержали зимовья, почтовые станции и должны были на своих лошадях «правит курьеров и прочих персон».
В 1824-25 гг. была предпринята попытка содержать почтовые станции за счёт денежного сбора в земскую повинность посредством подрядчиков. Но это начинание себя не оправдало.
И с 1826 г. ямская повинность снова «исправлялась натурою». В распоряжении Генерала-губернатора Западной Сибири указывалось на то, что «каждая волость и селение и каждый поселянин должны знать, где им, сколько, каким числом уравнительно одному перед другим по очередям без отягощения можно было обывательскую почтовую гоньбу содержать, также и побочных от трактовых путей селения: сколько всегда, и тоже поочередно, в готовность к проезду волостных и земских чиновников и прочих чинов, иметь лошадей.
Для этого в каждой канцелярии составить расписание. Надобно расписать на каждый станец ям, какое селение, в какую волость должно сколько выставлять обывательских лошадей». Так же предписывалось на Сибирском вновь тракте содержать I лошадь 30-ти душам (там же). Таким образом, например, на участке от Барнаула до Томска и далее по Сибирскому тракту до ст. Тырышкина для содержания 510 лошадей в расписание было назначено 45900 душ. На всём протяжении тракта через 25-30 вёрст были возведены так называемые «ямы» (почтовые станции) с домами для отдыха проезжающих, с амбарами, сеновалами и помещением для ящиков.
Американский исследователь Дж.Кеннан, путешествующий по Сибири в 60-80-х гг.XIX в. писал: «Пожалуй в целом мире не найдется другого так хорошо и широко организованного способ доставки пассажиров на лошадях, как казённая почта в России. Вся империя покрыта сетью почтовых дорог. Вы можете уложить свои чемоданы в Ниж.Новгороде, взять из почтовой конторы пoдорожную и можете ехать в Петропавловскую Камчатку с полной уверенностью, что на всём пути вас будут ждать лошади, олени, собаки, готовые везти вас день и ночь к месту вашего назначения». Организация дорожных и почтовых перевозок в России отличалась от Западно-Европейской, где почтовая карета- дилижанс выходила постоянно из определенного места в определенный час. В России же перевозка почты не совпадала с nepeвозкой пассажиров. «Пошлите свою подорожную на ближайшую почтовую станцию и через час вы будете, ехать со скоростью 10 верст в час, находя на каждой станции свежую смену лошадей».
Итак, каждый, желавший ехать на почтовых лошадях, должен был испросить подорожную на месте своего проживания. При получении лошадей дополнительно взимались «прогонные». Существовали специально утверждённые для всех почтовых трактов «Правила для проезжающих на почтовых лошадях». Правила регламентировали таксу, устанавливали количество выдаваемых лошадей и излагали правила продвижения по тракту.На каждой станции станционные смотрители вели станционную книгу, в которую записывались следующие данные: время прибытия проезжающего; «кому, куда, откуда следующему, сколько отпущено лощадей и с каким ямщиком; через сколько часов лошадь должна возвратиться на станцию». Правилами устанавливалось, что в почтовую кибитку запрягают по 2 лошади, а в дорожную коляску до б. Там же указывалось,что «при съезде на станции разных проезжающих, отправляются прежде те, кои едут по казённой надобности, если же в одно время съехавшиеся следуют по казённой надобности, то из них получают почтовых лошадей прежде те, которые следуют по Высочайшему повелению; из многих же преимущество в скорейшем получении лошадей предоставляется тем, кои прежде прибыли на станцию.
Регламентировалась и скорость движения по тракту. Она устанавливалась в 12 верст в час по шоссе, а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 верст в час, осенью и весной 8 верст. Правила предписывали заведующим станциями немедленно исполнять все правильные требования проезжающего, не позволять себе ни малейшей грубости. В случае неисполнения этого проезжающий мог написать жалобу в установленную для этого книгу. Жалобная книга, как и книга для записывания выходящих в гон лошадей, припечатывалась к столу или стене в комнате для проезжающих, чтобы её можно было видеть и невозможно «было для утайки от проезжающих класть в ящик стола». Записанная проезжающими жалоба, согласно правил, должна быть рассмотрена не позже месячного срока. На каждой станции проезжающие могли купить молоко, яиц, «простую горячую пищу», пользоваться самоваром и необходимой посудой по таксе.
Кандальный путь
В советской историографии называлась такая цифра: за сто лет с 1783 по 1883 год по Большому Сибирскому тракту прошли примерно полтора миллиона заключенных.
А в 1897 году, возвращаясь из ссылки, Радищев опять проехал по Сибирскому тракту. «29 апреля. В Камышлов приехал около вечера. Пил чай у городничего, который, хотя, чтобы я его уважил, сказал, что хочет видеть сына моего, потом мне даст лошадей, пускай и губернатор на него сердится. »
Сообщения по сухопутным трактам Сибири.
Изначально она была натуральной, а в начале 20 гг. XIX в. дорожную повинность пытались заменить денежными сборами (в денежных исчислениях составила 1/4 часть земских повинностей), но натуральная повинность была более эффективной и поэтому вновь возобладала. В «Уставе путей Сообщения» отмечалось, что по Западной Сибири содержание мостов, дорог и перевозов «обратить в личную повинность крестьян, употребляя их к сему в свободное от полевых работ время и никогда не подряжая более пятой части тяглых душ, а отдалённым крестьянам и инородцам, «ведущим кочевой образ жизни совсем не входить в раскладку». На каждом участке стана избирался становой староста, который обязан был наблюдать за работами, распределять занятия. Каждую весну сельский староста должен был при участии понятых осмотреть свой участок и составить акт о всех необходимых починках, который представлялся волостным старшинам. К этому времени волостным правлением составлялись списки «могущих душ по волости», подлежащих отбыванию дорожной повинности. Работник должен был отработать на тракте до 30 дней, в основном в июне. Многие исследователи отмечали, что дорожную повинность отбывали наиболее неимущие крестьяне. Запасливые крестьяне, очередь которых наступала к весне, подыскивали себе желающих взять их душу за известную плату.
О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид. пашни, изрезанной продольными бороздами. приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону. Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8».
Дорога по степной части Западной Сибири признавалась всеми авторами терпимой, ведь в случае необходимости, её можно было просто объехать по полю: «Дорога раздваивается, растраивается и часто с одного её конца до другого. версты две или около» (П.И. Небольсин).
По Сибирскому тракту прошли и проехало много революционеров. Так, в 1790 году проехал в Якутию на Ильменский острог страстный ненавистник царского самодержавия, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев. В 1835 году проехал в Пермь русский демократ Герцен, в 1850 году в кандалах проехал замечательный русский писатель Достоевский. За ним шли петрашевцы, автор стихов «Вперед, без страха и сомнения» Плещеев. В 1864 году через Дебёсы был отконвоирован в кандалах Чернышевский, а с 1826 по 1828 годы здесь побывали 52 декабриста, следом вскоре после их отправки поехали в Сибирь жены декабристов: Трубецкая, Волконская и другие.
Московско-Сибирский тракт оставался основной транспортной артерией, соединявший Западные губернии России с Сибирью и Дальним Востоком до момента открытия Транссибирской магистрали во второй половине 90-х гг. XIX века.