Что такое сие 4 класс литературное чтение

Словарик

Аяк-Ага — знатный господин.

Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.

Бизо́н — дикий североамериканский бык.

Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.

Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.

Воро́ты — ворота.

Всеча́сно — каждый час, постоянно.

Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.

Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.

Го́рница — парадная половина крестьянской избы.

Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.

Дать в прика́з — отдать под надзор.

Два-пять — старинная форма числа десять.

Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.

Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.

Жо́мы — тиски.

Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Зы́чный — громкий, звонкий.

Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.

И́нда — так что даже.

Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.

Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.

Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.

Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.

Молоди́ца — молодая замужняя женщина.

Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.

Мы́кать век — доживать как-нибудь.

Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.

Огла́н — мальчик, парень.

Па́волока — дорогая шёлковая ткань.

Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.

Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.

Пеня́ть — упрекать, укорять.

Перст — палец.

Пла́стью — пластом.

Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.

Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.

Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.

Поме́рить — здесь: вдумываться.

Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.

По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).

Псало́м — религиозное песнопение.

Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.

Ра́ди — рады.

Ро́звальни — низкие широкие сани.

Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.

Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.

Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)

Седми́ца — неделя.

Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.

Середо́вич — мужчина средних лет.

Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.

Спе́шить — здесь: сбить с коня.

Соче́льник — день перед Рождеством.

Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.

Чернори́зец — устаревшее: монах.

Ча́уш — здесь: рассыльный.

Че́лядь — устаревшее: слуга.

Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.

Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.

Источник

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда стр. 8

1. О каких важных событиях рассказывается в летописи?

В этом историческом источнике повествуется о военной кампании древнерусского государства.

В тексте написано о походе на Царьград.

2. Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

Очень большим было русское войско — две тысячи кораблей.

Эти корабли поставили на колёса, чтобы они ехали по суше.

Когда подул попутный ветер и корабли на колёсах покатились по греческой земле, греки очень испугались.

До этого такого грозного войска не видели.

Они сразу приняли предложения, которые высказал им князь.

И согласились платить дань.

Когда я представляю эти корабли на колёсах, то понимаю что это было что-то невиданное в те времена.

Думаю, что я бы и сам испугался на месте греков.

3. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царь града? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

Когда Олег приколотил свой щит перед воротами города, он показал народу, что победил в бою.

Таким образом, он продемонстрировал свою победу для всех жителей города.

Показав, что теперь греки будут платить ему дань.

И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда

4. Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками? Найдите информацию об этом в энциклопедии.

Победа князя дала очень много серебра для древнерусского государства.

Каждый воин на корабле получил по двенадцать гривен, а в корабле было около 40 человек.

Да и кораблей у князя Олега было две тысячи.

Если посчитать, то всего они получили 480 гривен на каждый корабль, а на все корабли — 960 тыс. гривен.

Это были огромные деньги для тех времён.

Представьте: за одну серебряную гривну можно было купить целый хутор с 5–7 домами людей.

5. Почему народ прозвал Олега Вещим?

Когда князь Олег с войском зашли в Царьград, греки хотели его уничтожить и поэтому предложили отравленное вино.

Князь предвидел такой поворот событий и указал грекам на их обман.

Тогда народ назвал Олега Вещим, что значит «предвидящий будущее».

Так говорят о людях, которые могут предусмотреть опасность.

6. Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

Из текста мы можем узнать, что в то время было много очень важных городов, таких как Чернигов, Любец, Ростов и Полоцк.

А столицей Древней Руси в те времена был город Киев.

Даже сейчас говорят, что Киев — это мать городов русских.

Наши предки русичи на тот момент верили во множество богов.

Это были боги Ветра, Воды, Солнца и других природных явлений.

Такие верования называются Многобожием.

7. Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?

Если попробовать придумать другое название для летописи о победе над греками, то я бы её назвала: «Князь Руси победивший греков» или «Победа русского князя в Царьграде».

Источник

Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»»

ФИО учителя класса:

ФИО методиста: Подпись _________________

Тема урока: Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Личностные: обучающиеся проявляют бережное отношение к художественной книге, демонстрируют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (анализировать текст, выделять в нем основную мысль; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;), коммуникативные УУД (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)

Предметные: обучающиеся демонстрируют овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); демонстрируют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; демонстрируют знания определения к слову летопись.

Цель: формирование осознанного отношения к чтению, в том числе к изучению истории посредством игровой формы.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся бережное отношение к художественной книге, формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Образовательная: формировать овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); развивать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; познакомить с определением к слову летопись.

Принципы обучения и воспитания

Создание положительного эмоционального фона

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Яства – (устар.) еда, кушанье.

Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.

Паволоки– нарядные ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Яства; гривна; паволоки; узорочье.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11

2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока:

Как создавались летописи?

При каждом монастыре был свой летописец.

Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.

В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:

– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.

Чуди – общее название польских племен у славян.

Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.

Узорочье — узор, украшение.

О.: О походе князя Олега на Царьград.

В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах

В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.

И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.

В.: Что получила Русь в результате победы над греками?

О.:Мир с греками, дань

В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?

О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.

В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.

В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?

О.: Как князь Олег греков победил.

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:

– От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

– Да увижу кости его.

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.

В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.

В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?

О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».

В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.

Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.

Разбор типового тренировочного задания:

1. Единичный / множественный выбор;

Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Разбор типового контрольного задания:

2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.

Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420

Источник

Кроссворд по сказкам Пушкина 4 класс какие ответы?

По литературному чтению в 4 классе была задача, надо найти все слова кроссворда по сказкам Пушкина и основное слово.

Литературное чтение. 4 класс. Кроссворд по сказкам Пушкина

Чтобы найти нужное слово, необходимо найти все 12 слов, загаданных в кроссворде

Все слова расположены по горизонтали:

Ответим на все вопросы кроссворда:

1) Что предложила золотая рыбка за своё спасение?

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Слово из 5 букв, ответ: ОТКУП

2) Сколько лет рыбачил старик?

Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Слово из 8 букв, ответ: ТРИДЦАТЬ

3) С его помощью злая царица хотела погубить царевну.

В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…

Слово из 7 букв, ответ: ЯБЛОЧКО

4) «Но, смягчивщись на сей раз, дал гонцу такой..».

Слово из 6 букв, ответ: ПРИКАЗ

5) О ком это строчки: «Та призналася во всём: Так и так…».

Слово из 8 букв, ответ: ЧЕРНАВКА

6) Этот герой отправился на поиски невесты.

Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Слово из 6 букв, ответ: ЕЛИСЕЙ

7) Кто дал яблочко царевне?

Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,—

Слово из букв, ответ: ЧЕРНИЦА

8) К кому относятся это строки: «Не боишься никого, только Бога одного»?

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

Слово из 5 букв, ответ: ВЕТЕР

9) Так назвала зеркальце царица, когда рассердилась на него?

«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?

Слово из 6 букв, ответ: СТЕКЛО

10) В кого превратился Гвидон в первый раз?

Будь же, князь, ты комаром«.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.

Слово из 5 букв, ответ: КОМАР

11) От кого спас Гвидон царевну лебедь.

Слово из 7 букв, ответ: ЧАРОДЕЙ

12) Куда послала служить мужа старуха, когда стала столбовой дворянкой?

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Слово из 7 букв, ответ: КОНЮШНЯ

Загаданное слово по вертикали:

Отгадав правильно все слова, получается слово из 12 букв:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *