Что такое символический интеракционизм
Символический интеракционизм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание теории
Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие «символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером(1900- 1987 годы жизни).
Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:
Символическое взаимодействие
По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.
Структура личности по Миду
Готовые работы на аналогичную тему
Социолог выделяет два аспекта формирования самости:
Самость в своем развитии проходит две стадии:
Интерсубъективность в символическом интеракционизме
В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:
Интеракционизм в социальной психологии
«Человек есть продукт своей среды» – утверждает народная мудрость. А известный мотивационный спикер Джим Рон формулирует эту идею так: «Вы – это среднее из пяти людей, с которыми вы проводите большую часть времени». С этим вряд ли поспоришь, и сегодня этой теме уделяется много внимания в свете создания поддерживающего и вдохновляющего окружения и более стимулирующего общения и результатов жизни.
Данные идеи вторят основополагающим положениям такого социологического направления как интеракционизм. Эта парадигма зародилась в недрах социологии, но сегодня присутствует как в социальной психологии, так и в ряде других социальных направлений под названием интеракционистской ориентации. Берущий свое начало в конце девятнадцатого столетия, интеракционизм как теоретическое направление и социологический подход активно развивается, расширяется и обогащается его последователями и по сей день.
Давайте рассмотрим данное направление более детально и разберемся, что представляет собой интеракционизм. В настоящей статье мы познакомим вас с основными фигурами данной теоретической парадигмы, а также ее положениями и теоретическими предпосылками. Мы также раскроем важные аспекты, отличающие интеракционизм от других социологических подходов, и определим ключевые понятия этой области.
Суть интеракционизма
Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы определить понятие «интеракционизм». Название происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.
Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.
Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.
Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами».
Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.
Символический интеракционизм и ключевые фигуры направления
Символический интеракционизм, как уже было сказано, занимается исследованием «символических коммуникаций» – интеракций с использованием символов и значений, которые создаются ее участниками. Давайте разберем его в больших деталях.
Родоначальником символического интеракционизма, определившим ведущие принципы, понятия и теоретическую базу этой концепции, является Джордж Мид (1863-1931). Этот чикагский социолог разработал теорию, в которой показывал, что человек развивается и обретает свою человеческую природу лишь в социуме, в общении и взаимодействии с другими. При этом важна ориентация на собеседника или партнера по интеракции – для успешной коммуникации человек должен принять мнение другого, принять его роль, то есть, суметь воспринимать объект коммуникации из позиции другого.
Человеческое общение и интеракция представляют собой обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать, а также реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого способствует более эффективной интерпретации символов, вкладываемых значений и намерений другой стороны, а целью интеракции является достижение практических результатов в совместной деятельности.
Ранее мы рассмотрели примеры символов, которые используются людьми в процессе коммуникации и взаимодействия. Необходимо отметить, что язык является сам по себе важным символическим инструментом, а также первейшим и ведущим фактором человеческой интеракции.
Сам Мид так писал об использовании символов: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка» (Дж. Мид, «Разум, Я и общество» или «Сознание, личность и общество») [G.Mead, Mind, Self and Society, 1934].
Данный труд Мида является основополагающим для интеракционизма, в нем представлены ключевые положения концепции, которые были впоследствии расширены и развиты другими последователями символического интеракционизма. К примеру, Чарлз Хортон Кули (1864-1929) подчеркивал социальную природу человека, образующуюся в процессе взаимодействия с различными группами других людей, которые оказывают на индивида влияние. В результате формируется его социальная природа, включающая спектр социальных чувств, установок, правил и морально-этических норм, что объединяет человечество и имеет духовное измерение.
Сам термин «символический интеракционизм» появился только в 1937 году. Его ввел в обиход ученик Джорджа Мида Герберт Блумер (1900-1987), которого тоже называют родоначальником этого направления. Ему принадлежит заслуга дальнейшего развития концепции и разработка важнейших ее постулатов, впервые обозначенных Мидом.
В частности, Блумер подчеркивал, что значение любого понятия или объекта возникает и посему может быть интерпретировано лишь в социальной интеракции, ведь именно она наделяет данный объект или понятие определенным смыслом, который становится понятным участникам взаимодействия. То есть, «люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них». (Герберт Блумер, «Общество как символическая интеракция», 1969).
Блумер также определил три ведущих теоретических предпосылки символического интеракционизма, три центральные идеи данного подхода:
Такое явление как символическая коммуникация, равно как и язык, отличает человека от животных и в то же время подразумевает, что все наше взаимодействие так или иначе пронизано различными символами и значениями.
Другие влиятельные фигуры и понятия интеракционизма
Если ключевые идеи символического интеракционизма были введены двумя главными его теоретиками – Джорджем Мидом и Гербертом Блумером, то в последующем эти идеи и положения были расширены и развиты большим числом социологов и ученых. Среди важных авторов можно называть Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана), Талкотта Парсонса, Эверета Хьюза, Ансельма Штрауса и Ральфа Тернера. Также нередко можно услышать имя Макса Вебера; в его работах была сформулирована суть интерактивного подхода к коммуникации.
Так, в модели Вебера, коммуникативное рождается из интеракции. Именно она позволяет социальному, общественному, и человеческому соединяться и взаимодополнять друг друга во взаимодействии людей. Социальное действие существует в рамках общества и опирается на установленные нормы, роли и ожидаемое поведение участников, и коммуникация возможна лишь при наличии интеракции. Таким образом, человеческое сообщество регулируется и организовано через интеракции, так же, как и социальные связи и социальные институты.
Как мы указали выше, два других направления помимо символического интеракционизма, которые выделяются в интеракционистской ориентации, – это ролевые теории и теории референтной группы. Давайте рассмотрим их суть вкратце.
Ролевые теории
Ролевые теории отталкиваются от понятия «роль», которое использовал Джордж Мид в своих работах, говоря о «принятии роли другого». В понимании Мида это означает уметь поставить себя на место своего собеседника и взглянуть на себя его глазами, «выйдя» из своего собственного восприятия мира (выражаясь языком НЛП, войти во вторую позицию восприятия). Именно это делает возможным успешный акт коммуникации или интеракции. Однако же, Мид не дал четкого определения термина «роль», и он оставался довольно смутным и неопределенным.
В последующие годы многими социологами, психологами и прочими исследователями изучались вопросы роли и ролевого взаимодействия, и ролевые теории обогатились четким определением и детальным рассмотрений аспектов таких понятий как «социальная роль», «социальный статус», виды реализации ролей и прочими теоретическими идеями. Например, в трудах Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана) можно найти концепцию «управления впечатлениями» (ее также называют драматургическим подходом) – любое человеческое взаимодействие рассматривается как своеобразное театральное представление или пьеса, в которой каждый участник играет определенную роль, являясь и режиссером, и актером, при этом стараясь сохранять лицо.
Теории референтной группы
Теории референтной группы рассматривают вопрос принадлежности к определенным группам и то, как это определяет поведение и восприятие индивида. Под референтной группой понимается конкретная социальная группа, к которой человек себя причисляет и с правилами, ожиданиями и ценностями которой считается. Эта группа предоставляет человеку критерий оценки себя и других, а также служит цели формирования ценностных ожиданий и социальных установок человека. Тему референтных групп развивали Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р. Мертон и другие исследователи.
В данное время интеракционистская ориентация широко представлена и довольна разнородна. Методология интеракционизма также весьма разнотипна и объединяет множество групп методов и подходов. Существует и критика данной парадигмы, например, того, что интеракционизм рассматривает человеческое взаимодействие на микроуровне, оставляя за бортом общий социокультурный контекст. А также нарекания вызывают некоторая бесструктурность теоретических моделей и расплывчатость, неопределенность отдельных понятий интеракционизма.
Тем не менее, сегодня это важное социологическое направление и подход, который развивается и практикуется многими учеными и исследователями.
Заключение
Итак, подведем итог. Мы разобрали интеракционизм в социальной психологии и его основные понятия и положения, рассмотрели основные течения данного направления вместе с ведущими авторами, а также упомянули возможные поводы для критики интеракционизма.
Напомним, интеракционизм – это теоретическая парадигма в социологии, изучающая социальные процессы и характеристики в разрезе социальной интеракции – взаимодействия, коммуникации между индивидами и/или социальными группами. Особое внимание уделяется значениям, которые создаются и изменяются в процессе такого взаимодействия и которые воспринимаются и интерпретируются участниками интеракции. Разновидность интеракционизма, вплотную занимающаяся вопросами символов, в которых закодированы значения различных объектов и самой «символической коммуникации», получила название символического интеракционизма. Два других направления в рамках интеракционизма – это ролевые теории и теории референтной группы.
Сегодня символический интеракционизм, как и вся интеракционистская ориентация в социальных науках, весьма разнородна и объединяет огромное число теоретических позиций и последователей. Интерес к человеческой интеракции и тому, как она определяет общество и социальные процессы, а также более современные интерпретации факторов, влияющих на человеческое взаимодействие и поведение, остаются в центре внимания социологов и социальных психологов.
А всем, кто желает усовершенствовать свои коммуникативные навыки для более успешного и гармоничного взаимодействия с близким и дальним окружением, мы предлагаем на нашу программу «Лучшие техники коммуникации». Данная онлайн-программа обучает 72 эффективным коммуникативных техникам, которые будут полезны в общении и интеракции с различными людьми.
Желаем вам эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающими!
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм – это неклассическая социологическая парадигма, наиболее полно представляющая микросоциологическийподход. Сторонники этого подхода полагают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно – наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда она слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенными значениями. И реагируют люди, прежде всего, на эти значения и символы, а не на сами стимулы внешнего мира.
Хорошим примером этого является демонстрация в начале XX в. братьями Люмьерами во Франции первого в истории документального фильма – «Прибытие поезда на станцию». Когда люди в кинозале увидели надвигающийся на них поезд, они начали залезать под кресла, выбегать в ужасе из кинозала и т.д.
Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражения лица и разнообразные поступки.
Символический интеракционизм – направление в социологии, кладущее в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия (от англ. interaction – взаимодействие), взятые в их символическом (языковом) выражении.
(1) вклад Ч.Кули – примат первичных социальных групп для социализации и самоутверждения; раскрытие символических свойств интеракции;
Рассмотрим вклад каждого более подробно. Это необходимо для понимания сути такой чрезвычайно сложной парадигмы современной социологии, как символический интеракционизм.
Чарльз Кули (1864-1929).Основные работы – «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918).
Главная идея Кули состояла в том, что человеческая природа – не некое качество, которое является свойством отдельного индивида, но «продукт коммуникации». Человек становится личностью, развивает свое «Я» (self) только в процессе взаимодействий, «интеракций» с другими людьми. Поэтому социальное существование – это не вещь своего рода и не оторванное от индивида «общественное сознание» (Дюркгейм). Человеческая природа носит «групповой характер».
Мы уже отмечали, что главные достижения Кули – теория малых группа и раскрытие символических свойств интеракции. Рассмотрим их.
(2.1) Первичные группы– небольшие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями, объединяющие людей не на основе какой-либо профессиональной специализации, а за счет непосредственного (face-to-face) общения. Примеры первичных групп – семья, соседи, детская команда для игры в футбол и т.д. Эти группы играют в истории человечества особую роль. Они – основа для формирования социальной природы и идеалов индивида. Впоследствии первичные группы как «колыбель человечества» были оттеснены т.н. «вторичными группами». Последние – это объединения большого размера, основанные на формализованных, внеличных отношениях. Эти отношения сознательно создаются людьми в определенных целях. Правда, каждый индивид участвует в подобных социальных институтах не «целиком», а лишь какой-то частью своей личности.
(2.2) В процессах коммуникации происходит обмен представлениями, которые сложились у людей друг о друге, познание себя через драматическое восприятие отношения к себе других людей.
Джордж Герберт Мид (1863-1931).Всю жизнь преподавал философию в Чикагском университете. Присущая ему скромность не позволила опубликовать его социологические идеи при жизни. Только после смерти, благодаря сохранившимся студенческим конспектам лекций, была опубликована главная книга Мида «Разум, Я и общество» (1934).
Как философ, Мид отталкивался при формировании своей концепции от прагматизма Джона Дьюи. Для последнего прагматизм – это ориентация на действие: «понятия и теории науки всегда связаны с нашими практическими действиями и опытом». Поэтому эволюция человеческого общества определяется процессами кооперации и коммуникации людей между собой. Каждый индивид только в интеракции и в коммуникации с другими развивает свое «Я».
В итоге сознание, мышление, представления возникают и изменяются применительно к практическим действиям, которые индивиды осуществляют в интеракциях друг с другом. Основной инструмент коммуникации – жест. Жесты также получают свое значение в интерактивной ситуации. Жест – это «значимый символ». И как таковой, он служит основой не только для действия, но и для нашего мышления. Поэтому мышление может рассматриваться как «внутренняя коммуникация» индивида с самим собой посредством значимых символов.
Соответственно, самосознание или «объективное познание себя» происходит в интерактивной ситуации с другими. Но оно этим не ограничивается, а детерминирует мышление индивида (внутренний диалог с другими). Эти «другие»:
— или «значимые другие», т.е. конкретные люди из нашего окружения;
— или «обобщенные другие» (представители различных социальных групп или институтов).
Уильям Айзек Томас (1863-1947).Основная работа Томаса – написанная совместно с Флорианом Знанецким книга «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1921, 5 тт.). Главная идея: определение ситуации – это основа человеческого поведения.В любой конкретной ситуации человек действует тем или иным образом в зависимости от того, как он эту ситуацию понимает. Каждое конкретное действие – результат оценки конкретной ситуации. Ситуация состоит:
(1) из объективных условий, при которых должно происходить действие;
(2) из уже имеющихся установок человека;
(3) из субъективных представлений относительно условий, а также осознания действующим своих установок.
«Для того, чтобы справиться с ситуацией, человек должен ее понять. Лишь объяснение ситуации определяет ее реальность». «Если какая-либо ситуация определяется человеком как реальная, она реальна по своим последствиям» (т.н. «теорема Томаса»).
Герберт Блумер (1900-1987).Был преемником Дж. Мида на социологическом факультете Чикагского университета. Аналитически проработал и развил символический интеракционизм, выделив в нем три основные предпосылки:
(1) люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди или ситуации для совершающих действия;
(2) значение возникает в процессе социального взаимодействия между индивидами;
(3) значение применяется и изменяется в процессе интерпретации между совершающим действие и миром.
Именно Блумер настаивал на том, что систематическое развитие символического интеракционизма должно привести к радикальному пересмотру основных понятий классической социологии: «статус», «норма», «роль» и др. Эти понятия получают свои значения лишь в процессах взаимодействия между людьми. В противовес классической социологии Дюркгейма, Блумер подчеркивал, что правила поведения человека в обществе заново интерпретируются деятелями (акторами) и должны создаваться заново. Социальная действительность непрерывно создается и изменяется индивидами в процессе их взаимодействия.
Таким образом, мы можем резюмировать основные положения символического интеракционизма в виде следующих пяти основных тезисов.
1) Люди действуют на основании значений, которые имеют предметы, люди и ситуации для совершающих действия.
2) Значения возникают в процессах социальных взаимодействий между людьми.
3) Значения применяются и изменяются (модифицируются) в процессах интерпретации между осуществляющим действие и внешним миром.
4) В социальных взаимодействиях мы имеем дело не с дефинициями объектов, а с их символами.
5) Взаимодействие – это обмен символами.
Подводя итог, можно сказать что символический интеракционизм является теорией которая сыграла большую роль в развитии социологии
Тема лекции 7. Социальная стратификация.
1. Понятие и сущность «социальной стратификации».
2. Системы социальной стратификации
3. Социальная мобильность.
1. Понятие и сущность «социальной стратификация»
Все известные нам истории обществ были организованы так, чтобы одни социальные группы в них всегда имели привилегированное положение в отношении распределения материальных благ, то есть, всем обществам без исключения было присуще социальное неравенство. Поэтому одним из базисных понятий социологии является понятие социальной стратификации.
Под социальной стратификацией мы будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп, по горизонтальным слоям (стратам) по признакам: 1) неравенства доходов, 2) доступа к образованию, 3) объема власти и влияния, 4) профессионального престижа.
Исходной клеточкой социально-стратификационной структуры является социальная группа. Социальная группа – это есть совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Различаются первичные и вторичные социальные группы, малые и большие, референтные группы, социальные общности (семейные, профессиональные, территориальные, этносоциальные, политические и т.д.).
Социальная стратификация – это иерархическое ранжирование людей по признаку неравенства в доходах, уровню образования, власти, престижу. В основе стратификации лежит процесс социальной дифференциации.Дифференциация – это процесс разделения функционально специализированных институтов и разделения труда. Чем выше развито общество, тем сложнее и дифференцированней оно устроено.
Системы стратификации делятся на закрытые и открытые. Открытые системы стратификации – такие структуры, члены которых могут легко и по собственному желанию изменять свой статус. Кзакрытымсистемам относится кастовая организация индийского общества до 1900 года: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), шудры (работяги), неприкасаемые (опущенные) или структура тюремной зоны: авторитеты, мужики и опущенные.
Проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и пути его устранения всегда вызывала повышенный интерес не только у мыслителей и политиков, но и у простых граждан. Неравенство людей Платон объяснял изначальным неравенством, Руссо – божественным провидением, Гоббс – несовершенством человеческой природы.
Класс (от лат. сlassis – разряд). Определение классов дал В.И. Ленин в 1918 году в своей работе «Великий почин». Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать.
Социальная структура современных обществ не может исчерпывающе описываться схемой антагонистических отношений только двух классов.
Классовая теория открывает ряд конфликтологических теорий социального неравенства, согласно которым стратификация представляет собой результат неизбежного динамического процесса борьбы интересов классов и групп. Сюда же относится теория Р. Дарендорфа который утверждает, что всякая социальная система нуждается в определенных типах деятельности и соответственно создает систему предложений, распределяющихся как бы стихийным рынком. В результате действия рыночного механизма регуляция спроса и предложения складывается экономическое и социальное неравенство, лежащее в основе конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов.
Однако очевидно, что социология сегодня не в состоянии выработать единую теорию стратификации, и возможно, что поиск такой теории заранее обречен на провал, так как существование систем стратификации не может быть исчерпывающе объяснено ни функциональной необходимостью различных социальных позиций, ни иерархией социальных ценностей, ни структурой производственных отношений.
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 11122 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ