Что такое синекдоха пример
Синекдоха
Синекдоха (от греч. synekdoche — соотнесение) — это фигура речи, в которой используется какое-то частное понятие для обозначения целого, и наоборот. Например:
Слово синекдоха произносится с ударением на «е».
Синекдоха не может быть выражена никакими частями речи, кроме:
Примеры синекдохи из художественной литературы
«Люди послушно текли туда, откуда слышалось шуршание ассигнаций: тускло сияющая копейка стала их солнцем, тугой кошелёк – реликвией, а богатый дядюшка – богом.»
М. Н. Гордеев
В данном случае автор говорит о деньгах, а не о копейках, но использовав именно это слово, он преуменьшает понятие денег, показывает, как мелочно желание людей разбогатеть.
«Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе».
«Медный всадник», вступление, А. С. Пушкин
Под одним шведом подразумеваются «шведы», во множественном числе. Под флагами, как символ государства, подразумеваются сами государства.
«И теперь мне хочется увериться, что моё имущество находится в надёжных руках«.
«Лабиринт Мёнина», Макс Фрай
Подразумеваются не только руки, а целый человек или группа людей, управляющих имуществом.
«Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает: и человек, и зверь, и птица«.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь
Говоря о всём живом, автор использовал единственное число вместо множественного.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
«Мёртвые души», Н. В. Гоголь
Борода — часть целого человека, и писатель так его назвал из-за этой важной детали его внешности.
Синекдоха и метонимия
Что такое метонимия?
Метонимия (др. гр. μετονυμία — переименование) — это вид тропа, когда существует логическая связь между двумя терминами, один заменяется другим. Например:
Разница между синекдохой и метонимией
И синекдоха, и метонимия выделяют связи между значениями. Иногда синекдоха считается видом метонимии, может называться количественной метонимией.
Однако в синекдохе одно понятие является частью чего-то другого целого / сущности. Метонимия — оборот речи, в котором одно слово заменяет другое, они связаны между собой, но одно понятие не является меньшей частью другого. Примеры:
Узнайте больше про Метонимию.
Синекдоха и метафора
Метафора — это фигура речи, два термина сравниваются между собой на основании их сходства, но в необычном смысле. Например:
Разница между синекдохой и метафорой
Синекдоха создаётся переносом «части на целое» и наоборот, а метафора — произвольной заменой одного термина на другой по сходству.
Узнайте больше про Метафору.
Виды синекдохи
Существует много разных мнений деления синекдохи на виды. Классический вариант деления:
Что такое синекдоха. Чем она отличается от метонимии? Значение и примеры
Использование имен собственных вместо нарицательных (антономазию) также можно считать частным случаем синекдохи. Например, пушкинское «мы все глядим в Наполеоны».
Пример синекдохи в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз».
Единичный «француз» в этом случае обозначает всю вражескую армию.
Чем синекдоха отличается от метафоры?
Синекдоха отличается от метафоры тем, что слова подменяют друг друга на основании постоянного и реального соотношения предметов, а не из-за кажущегося сходства.
Некоторые теоретики называют синекдоху одним из видов метонимии, основанной на смежности. Другие считают, что это разные явления.
Однако сходство двух тропов настолько велико, что иногда одно и то же выражение можно трактовать и как синекдоху, и как метонимию.
Например, у А.С. Пушкина в «Медном всаднике»: «Все флаги в гости будут к нам».
Подобные трудности с трактовкой неизбежны: оба тропа построены на обозначении предмета по его наиболее ярким признакам. А лингвист зачастую может лишь предполагать, что именно скрывается за иносказанием, особенно если его использует поэт.
Синекдоха. Примеры из литературы
У М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
У Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»:
«Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает, и человек, и зверь, и птица».
Человек, зверь и птица упоминаются в единственном числе, обозначая всё живое.
У А.Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин»:
На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа.
Пух перин над ней пургой.
Европа в данном случае обозначает европейские народы, людей, спасенных Красной армией от фашизма.
СИНЕКДОХА — что это такое? Примеры синекдохи
Литературоведческий термин «синекдоха» произошел от греческого слова synekdoche, что означает «соподразумевание» или «соотнесение».
Определение синекдохи
Синекдохой называется троп, являющийся разновидностью метонимии. Суть его заключается в замене множественного числа явления или понятия единственным. Типичный пример: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» – из поэмы Михаила Лермонтова, где «француз» обозначает не конкретного человека, а французское войско.
Также синекдоха подразумевает употребление образа по типу «часть вместо целого». Типичным примером использования в тексте является строка Александра Пушкина: «Все флаги в гости будут к нам». В данном контексте под словом «флаги» понимаются различные государства, каждое из которых, как водится, имеет свой герб и флаг.
Отличие синекдохи от метафоры.
Иногда при литературоведческом анализе текста ученики и студенты путают синекдоху с метафорой.
Основным отличием между ними является то, что синекдоха замещает одно слово другим, основываясь на реально существующей связи:
Метафора же соотносит понятия по близкому сходству, но не обязательному признаку. Так «огонь» может метафорически означать:
Примеры синекдохи из художественной литературы
Многие классические художественные произведения наполняются литературными приёмами с целью сделать текст более ярким, красочным, выразительным и легко читаемым. Предложения с синекдохой встречаются не только в поэтической, но и в прозаической речи.
Существуют наиболее популярные тропы, используемые практически каждым автором. К таковым речевым оборотам относятся:
Часто используется отличительная черта человека для обозначения его целиком. Например, у Гоголя в «Мертвых душах» есть фраза: «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» Разумеется, персонаж, окликающий «бороду», обращается вовсе не к этой части человека, нок её обладателю.
В каких жанрах уместна синекдоха?
В первую очередь все тропы используются в художественной литературе, будь то рассказ или роман, стихотворение или эссе.
В устной речи синекдоха также может употребляться. Иногда она уместна и в публицистике, но перебарщивать с нею в данном жанре не желательно.
Нельзя использовать этот литературный троп в научной речи.
К сожалению, понимание синекдохи у современных людей усложняется узостью мышления и отсутствием воображения, поэтому изучение хороших классических произведений может помочь юным читателям понять глубину и мощь родного языка, его богатство и стилистическое разнообразие.
Что такое синекдоха? Примеры
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. В современной литературе используется множество художественных средств для создания выразительной и образной речи. К ним относятся,в первую очередь, художественные тропы.
Тропы в художественной литературе
Тропы играют в художественных произведениях исключительную роль. Их использование увеличивает возможности опосредствованного отражения объективной реальности, усиливает эмоционально-оценочный и смысловой диапазон слова, изобразительность и выразительность речи, тропы помогают, наконец, образно и лаконично определить сущность явления и высказать авторское отношение к ним.
Троп в переводе с греческого значит оборот речи. Тропы — это форма поэтического мышления, перенос наименования с одного предмета на другой, осуществляемый писателем по какому-то сходству предметов при их сопоставлении друг с другом.
Синекдоха — художественный троп
Одним из художественных тропов является сине́кдоха, которая представляет собой разновидность метонимии. Возникновение синекдохи основано на переносном значении слов. Но в ее появлении в отличие от собственно метонимии присутствуют количественные отношения целого и части.
Синекдоха, как художественный троп, возникает в литературе, когда предмет называют по одному характерному признаку, выделяемому в качестве главного для обозначения данного объекта, то есть это название целого по его части или наоборот.
Первая ракетка мира серб Новак Джокович вновь подтвердил свой титул, выиграв теннисный турнир в Австралии.
Словосочетание «первая ракетка» (часть) называет лучшего теннисиста мира (целое).
Что волнует современного зрителя в театре?
Существительное в форме единственного числа «зритель» подразумевает всю зрительскую аудиторию, интересующуюся современным драматическим искусством.
Примеры употребления синекдохи в литературе
Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.
Читаем у Н.В. Гоголя в романе «Мёртвые души»:
— Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Писатель назвал мужика бородой по одному характерному признаку в его внешности. И перед читателем возник зримый образ этого человека с густой бородой. Это и есть художественный троп — синекдоха.
В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.
Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)
Художественный троп синекдоха возникает, когда в тексте произведения употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Видеоурок «Метонимия. Синекдоха»
Что такое синекдоха?
В русском языке для создания ярких образов используются художественные средства речи.
Одним из таких средств является синекдоха, о котором и пойдет речь в данной теме.
Что такое синекдоха?
Синекдоха – это художественный троп, создаваемый переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.
Роль тропов в художественной литературе
Благодаря тропам в художественных произведениях объективная реальность отражается опосредствованно, усиливается смысловой диапазон слова, а также изобразительность и выразительность речи. Сущность явлений и отношение к ним автора также находит отражение в тропах.
Такой художественный троп, как синекдоха является разновидностью метонимии. Но отличие синекдохи от метонимии в том, что в ней присутствуют количественные отношения целого и части.
Синекдоха появляется в литературе, когда предмет называют по одному характерному признаку, который выделяется в качестве главного для обозначения данного объекта. Иными словами, это название целого по его части или наоборот.
Примеры
Словосочетание “первой ракеткой” (часть) называет лучшего теннисиста мира (целое).
Существительное в форме единственного числа “зритель” подразумевает всю зрительскую аудиторию, которая заинтересована искусством.
В данном предложении под словом “флаги” (часть) подразумеваются страны (целое).
— Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)
В данном предложении синекдохой является слово “борода”, которое является характерным признаком во внешности мужчины.
“Красная шапочка” – выделяющийся признак в образе девочки, который и является синекдохой.
Важно знать, что синекдоха возникает, когда в тексте произведения существительное употребляется в единственном числе, но подразумевается множественное.
Например: