Что такое синкопа в музыке
Синкопа
Современную музыку сложно представить без такого ритмического приема, как синкопа. Можно без преувеличения сказать, что вся современная музыка выросла из этого простого ритмического приема. В начале века многие даже утверждали, что джаз и синкопирование это синонимы.
Историю применения синокопы можно разделить на два периода: до XX века и после.
Во времена классической музыки синкопа не была редкостью, но условия и способы ее применения очень сильно отличались от современных. В XX произошла своеобразная эмансипация синкопы. Многие стили просто не смогли бы существовать без синкопирования.
Что такое синкопа?
Синкопа — это смещение акцента с сильного времени такта на слабое. Достигается различными способами: применением пауз,увеличением длительности ноты находящейся на слабой доле и т.д
Более точно синкопу можно обозначить,как столкновение ритмического акцента с метрическим.
По отношению к метру синкопы делятся на два вида:
Внутритактовую и междутактовую.
В примере сочетаются оба вида синкоп:
Обратите внимание на применение различных способов синкопирования, как за счет увеличения длительности, так и за счет пауз. Кроме того, синкопированными оказываются различные доли такта: не только метрические, но и слабые восьмые.
Таким образом, эффект синкопы основан на нарушении естественных метрических акцентов. В такте появляется непредусмотренное его структурой ударение, которое может быть очень сильным. Такие неметрические акценты называют эпизодическими или динамическими.
В классической музыке синкопа применялась, как прием создающий обострение, встряску, которая непременно должна быть уравновешена равномерным метрическим движением. Также эффект синкопы очень часто сравнивают с пружиной. Это наиболее распространенное восприятие синкопы.
Функции синкопирования
Первая, уже рассмотренная нами, функция синкопы это обострение.
Другая часто встречающийся тип синкопирования — смягчающее.
Смягчающее синкопирование возникает в том случае, когда противоречие синкопы метрическому акценту маскируется. Очень часто при маскирующем синкопировании ни один голос фактуры не обозначает сильную долю такта,что создает особый эффект скольжения мелодии сквозь метр.
Еще одна функция синкопирования — связующая.
Можно выделить три типа связующего синкопирования. Первый — непрерывные группы синкоп
Второй — оттягивание доли «влево»:
К третьему типу относится подчеркивание кульминации посредством синкоп.
Синкопирование, как я уже упоминал, является основой современной музыки от джаза до металла и применяется в самых различных музыкальных ситуациях.
В эстрадной музыке различают два типа синкопирования — простое синкопирование и основанное на полиритмии.
Рассмотрим способы образования различных синкоп.
Простое синкопирование с опережением доли
Данный тип синкопирования является эталонным в джазовой фразировке. Любая джазовая мелодия, записанная ровно, почти всегда будет играться с опережением доли.
2. Объединение слабой доли с последующей сильной
3. Синкопирование за счет запаздывания доли. Является также широко распространенным в джазе.
4. Синкопирование, образующееся за счет изменения динамических акцентов:
5. Фактурное синкопирование
Например, при таком изложении материала:
Аккорды на слабых долях воспринимаются как синкопы.
Полиритмическое синкопирование отличается от полиритмии тем,что основано на длительностях одной мензуры.
Простейшие примеры полиритмических синкоп это наложение трехнотных фигур на 4-х дольный метр:
Другой способ наложение 2 на 3:
Как видите это идентично обычной полиритмии, но без замены пульсации.
Естественно,что все рассмотренные синкопы могут быть изменены с помощью дробления, увеличения и других приемов композиционного развития.
Более сложные виды полиритмического синкопирования связаны с увеличением длины акцентов. Пример наложения 7 на 4:
Синкопирование один из самых распространенных приемов работы с ритмом. Существует неисчислимое количество фигур,смещений и т.д.
Главным же фактором определяющим синкопу в с ег д а является соотношение сильных долей и слабых. Синкопированная длительность всегда должна сохранять свою двойственность — слабость метрическую и силу динамически акцентную.
Синкопа в музыке и ее разновидности
Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.
Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.
Когда возникают синкопы?
Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.
СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.
Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.
Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.
СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.
Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».
СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.
Какие бывают виды синкоп?
В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.
Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).
Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.
Выразительные свойства синкоп
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.
Синкопа (музыка)
Содержание
Исторический очерк
Наиболее ранние описания синкопы (лат. syncopa, sincopa), относящиеся ко второй половине XV в., находятся в трактатах Иоанна Тинкториса («Книга об искусстве контрапункта», «Музыкальные пропорции», «Книга альтераций», «Определитель музыкальных терминов») и в труде Гилельмо Монаха «Наставления в музыкальном искусстве» (De praeceptis artis musicae, ок.1480). Во всех случаях под синкопой там понимается приготовленное задержание, причём понятиями сильная и слабая доли (как и понятием такта) ученые музыканты не пользуются.
Синкопа в неакадемической музыке XX века
Синкопирование — неотъемлемый ритмический элемент регги, блюза, джаза, драм-н-баса, соула, фанка, некоторых видов рок-музыки и производных стилей.
Примечания
Ссылки
Техника игры на струнных инструментах
Полезное
Смотреть что такое «Синкопа (музыка)» в других словарях:
Синкопа — Cинкопа (др. греч. ἡ συγκοπή обрубание, отсечение): Синкопа, обморок приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный временным нарушением мозгового кровотока. Синкопа (музыка) смещение ритмической опоры в музыке с сильной … Википедия
синкопа — ы, ж. syncope f., англ. syncope < synkope сокращение. 1. В музыке смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. БАС 1. Между прочим, она пела вариацию на арию из Волшебного стрелка ; тэму так приятно, что сказать нельзя, 2 ю… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Рифф (музыка) — Запрос «Рифф» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рифф (англ. Riff) совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию либо её часть. Также приём мелодической техники рока, джаза,… … Википедия
Такт (музыка) — В Викисловаре есть статья «такт» У этого термина существуют и другие значения, см. Такт (значения). Такт (лат. tactus касание; позднелат. значение … Википедия
Тремоло — Обозначение тремоло на одной ноте. Тремоло (итал. tremolo, букв. дрожащий) разновидность мелизмов, приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо… … Википедия
Легато — Знак легато над нотами Легато (итал. legato «связанный») в музыке приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато… … Википедия
Пиццикато — Игра на контрабасе техникой пиццикато Пиццикато (итал. pizzicato) приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а … Википедия
Глиссандо — Glissando notation Глиссандо (итал. glissando от фр. glisser скользить) музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Глиссандо предполагает плавный переход… … Википедия
Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа, буквально означает как на арфе) способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается… … Википедия
Вибрато — Обозначение Вибрато в нотной записи. Вибрато периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов пульсацией воздушного давления. Как … Википедия
Урок-презентация 1 по сольфеджио в 4 классе на тему СИНКОПА
Описание презентации по отдельным слайдам:
Филиал Вилюйской Детской школы искусств им. М. К. Жиркова «Кысыл-Сырская Детская школа искусств.» Урок :сольфеджио. Преподаватель: Фисенко Ю.В.
Ритм синкопа Здравствуйте!Сегодня мы продолжаем знакомиться с теорией музыки. Наша тема урока: Ритм СИНКОПА. Для урока вам понадобится тетрадь для правил и нотная тетрадь.Не забывайте также повторять и ранее изученные темы и помните, нам важна обратная связь. И так:
Ритм : ти-ТА-ти Посмотрим на ритмическое предложение, в котором встречается синкопа и проговорим его ритмослогами. Под ударением находится четвертная нота.
Как звучат синкопы? Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух. Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный. Запишите в нотные тетради таблицу, приведённую выше.
Смотрите и слушайте: Краковяк из оперы М.И.Глинки «Иван сусанин»:
Смотрите и слушайте: П.И. Чайковский Декабрь (святки) из цикла «Времена года»:
Третий вариант синкопированного ритма: …когда синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. И так: синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые.
Виды синкоп: внутритактовые и междутактовые. Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Междудолевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).Запишите таблицу в тетрадь.
Виды синкоп: И так: синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами. Запишите таблицу в тетрадь.
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно. Запишите примеры синкоп в рабочую тетрадь. Так же синкопы подразделяются на:
Прохлопайте синкопированный ритм:
Ребята, спойте данный музыкальный период. Прохлопайте ритм с дирижированием на 2/4. Определите тональность, настройте свой голос на тоническом трезвучие этой тональности. (стр.27,учебник) 2 4
Игровые задания: попробуйте решить музыкальные ребусы:
Попробуйте прочитать сказку:
Попробуйте прочитать сказку:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация-урок №1 в 4 классе ДШИ на тему: «Синкопа».
Номер материала: ДБ-1587473
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое синкопа в музыке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
СИНКОПА
Этой заметкой о латиноамериканской музыке я продолжу (и, думаю, на ней и завершу) мою кубинскую тему 🙂
Итак, валяясь на белом песочке под кокосовыми пальмами и погружаясь в ритмы карибской музыки, я, конечно, мало о чем была в состоянии размышлять, но парочка вопросов где-то в прихожей сознания все же шевелились. и вот до чего дошевелились:
Парадоксально, но секрет непреодолимой двигательной привлекательности латинской музыки кроется в ее диссонансе!
Дело в том, что практически все южно-американские музыкальные жанры используют прием, который называется синкопой или синкопированием. Это разновидность музыкального диссонанса, только не мелодического, а ритмического.
Например, когда один из инструментов (ударный) играет не в том же ритме, что и остальные, а отстает от них совсем чуть-чуть, на пол-такта – это разновидность синкопы. Отстающий инструмент как бы все время «играет в догонялки» с товарищами по оркестру. В том месте, где по ритмическому рисунку должен быть бит, возникает почти незаметная заминка, полусекундная задержка.
Чем сильнее в человеке доминирует двигательный центр, и чем лучше развито чувство ритма (как у черной расы, например), тем безусловнее на него действует ритмический диссонанс. Механизм всегда работает, так же, как работает «внутренний певец», исправляющий диссонансы гармонические. Только ритмический диссонанс включает не внутреннего певца, а скорее «внутреннего барабанщика».
В течение недели я наблюдала за людьми, чьи ноги, руки и головы непроизвольно дергались под воздействием музыкальных ритмов, и в этом процессе ко мне пришло ясное осознание того, как с музыкой работают суфии, а также для чего они это делают.
В книге «Все и ничего» Оливер Хоар описывает такой эпизод обучения Идрисом Шахом его родителей, Ирины и Реджинальда Хоаров:
Надо сказать, что наблюдая за своими реакциями, я пришла к выводу, что, в принципе, могу вполне эффективно отстраняться от механического воздействия синкопированного ритма, если не на инстинктивный центр, то, по крайней мере, на двигательный. Я была в состоянии «включать» или «выключать» вовлеченность в музыкальный ритм моего тела и эмоций. (К сожалению, пока не могу сказать такого о более сложных стимулах, но – дорогу осилит идущий 🙂
С другой стороны, хорошо освоив отстранение, человек совершенно не обязательно должен пребывать в нем все время. Смысл ведь не в постоянном отстранении от стимулов, смысл в умении применять отстранение, когда необходимо. Когда необходимости нет – почему же не отдаться полностью музыке или танцу? Иногда это так весело 🙂
Вот и Хафиз так думает: