Что такое синонимы что такое антонимы 2 класс школа россии
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний
Тема урока: «Синонимы и антонимы, их употребление в речи». 2-й класс
Класс: 2
Урок на конкурс. 2 класс.
Раздел “Лексика”. “Слова, слова, слова…”.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.
Целевые установки: сформировать представление о синонимах и антонимах, уметь распознавать и применять синонимы и антонимы в текстах, используя при необходимости специальные словари.
Предметные: познакомить с особенностями слов – синонимов и слов антонимов в нашей речи, создать условия для осознания значимости употребления их в тексте, формировать умение применять полученные знания на практике, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: формировать умения излагать и аргументировать свою точку зрения, планировать деятельность, формировать навык работы с дополнительными источниками (словарями), активизировать словесно-логическое мышление, расширять кругозор, развивать творчество и обогащать словарный запас, приучать к самостоятельной исследовательской работе, отрабатывать навыки обобщения, доказательства, опровержения.
Личностные: получать навыки сотрудничества с товарищами, воспитывать чувство взаимоуважения, самоконтроля и самооценки учебных действий, формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления, положительную мотивацию к обучению.
Учебные материалы: учебник В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого “Русский язык” 2 класс, проектор, экран, компьютер учителя, диск по русскому языку (приложение к учебнику).
1. Организационный момент. Вы сегодня на уроке сможете получить и применить свои знания. А также ответить на все мои вопросы. Для этого только надо быть внимательными и старательными учениками. Желаю всем успехов.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания, выявления затруднений, если они встретились.
3. Закрепление изученного
Вспомни определения: прямое и переносное значение слов.
Мягкий воск/ свет/характер/климат.
Минутка отдыха – примеры-шутки.
Писатель К.И.Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значений слов:
– Я в школу не пойду, там на экзаменах детей режут.
– Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
– А я тогда на улицу не пойду.
– Почему?
– А чтоб меня они не ударили!
Найдите многозначные слова.
– Не жалейте пяточка, –
Говорит корова, –
Вы купите молочка–
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
А.Шибанов.
Обобщим: для чего в нашей речи употребляются слова в переносном значении и многозначные слова?
4. Постановка учебной задачи (целеполагание).
На экране высвечивается текст.
Ученики 1а класса готовились к новогоднему празднику. Ученики рисовали маски, вырезали елочные гирлянды. Ученикам было очень весело…
Удачно ли записан текст? Если нет, то что бы вы исправили?
Вспомните, в 1 классе на занятиях “Школы развития речи” (автор Соколова Т.Н.) вам уже встречались слова, которые заменяли по смыслу друг друга, хотя имели разное произношение. Как называются эти слова? А слова с противоположными значениями? Для чего они служат?
– Откроем учебники на стр. 52, 54 и прочитаем правила.
– Редактируем текст.
5. Открытие новых знаний и способов действий.
Подбери синонимы к словам: путь – (дорога), труд – (работа), скоро – (быстро), бал – (маскарад), сражение – (битва), чародей – (волшебник), матрос – (моряк)….
Подбери антонимы к словам: здравствуйте – (до свидания), труд – (отдых, лень), скоро – (медленно) ….
Возникает проблема: как быть, если не получается подобрать нужное слово?
Знакомство со словарями синонимов и антонимов (в учебнике стр.141 и 142).
ВНИМАНИЕ! В ходе урока обязательно обращается внимание на все правила написания употребляемых слов. Повторяются по ходу урока темы правописания безударных гласных и парных согласных, а также правописание непроверяемых гласных в корнях слов.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Упражнение из учебника на изучаемый материал и работа с диском.
К словам левого столбика подбери синонимы из правого столбика.
Алфавит Огонь Чистый Прыгать Бросать Красный | аккуратный алый скакать азбука пламя кидать |
Распредели в 2 столбика данные группы слов.
Чудесный – волшебный, плакать – смеяться, утро – вечер, бежать – мчаться, громкий – тихий.
Подбери синонимы к словам
Родина | мир | ловкий | разговаривать |
Шустрый, толковать, юркий, Отечество, спокойствие, дружба, болтать, Отчизна, беседовать, проворный.
– В пословицах и поговорках найди слова – антонимы:
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Добро помни, а зло забывай.
Новых друзей наживай, но и старых не теряй.
Больше думай, меньше болтай.
Найди синоним к слову “храбрый” и антоним к слову “трусливый”
Добрый, вежливый, смелый.
Упр. для закрепления понятий антонимии и синонимии слов. Найди к словам 1 столбика антонимы, а к полученному слову допиши синонимы. При затруднении подбора слов воспользуйтесь словарями синонимов и антонимов.
Исходное слово | ||
искусственный | (природный) | естественный |
великан | (карлик) | крошка |
уважение | (презрение) | унижение |
оправдывать | (укорять) | обвинять |
помогать | (мешать) | затруднять |
ВНИМАНИЕ! Иногда подбор синонимов и антонимов зависит от значения словосочетаний:
Свежий хлеб – мягкий хлеб, свежая газета – сегодняшняя газета….
Вопрос. Будут ли эти слова между собой синонимами или антонимами?
Высокая – веселая, красный – сочный, белый – чистый, большой – низкий, шумный – шум. Какие условия должны быть соблюдены, чтоб это были синонимы или антонимы? А чем отличаются синонимы от однокоренных (родственных) слов? (Дорога, путь, дорожка.)
Решите задачи-шутки при помощи синонимов:
Определите, являются ли выделенные слова антонимами:
Управдом в постель ложится
И встает с нее дрожа:
На подушке не лежится –
Под подушкой два ежа!
7. Представление и инструктаж по выполнению домашнего задания.
8. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
Для чего нужны в речи синонимы и антонимы? Делается вывод.
Оцениваются результаты своей работы каждым учеником.
Конспект урока по русскому языку «Синонимы. Антонимы» (2 класс)
Тема урока «Синонимы и антонимы»
Синонимы и антонимы.
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.
Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»
умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении. Пользоваться толковым словарём.
Урок «открытия» новых знаний
Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебник, тетрадь на печатной основе.
Учебник «Русский язык» 2 класс 1часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2018 г
План урока по русскому языку 2 класс на тему «Синонимы и антонимы»
Урок русского языка во 2 классе «Школа Россия»
Тема урока: Синонимы и антонимы
Цели урока: Познакомиться с понятиями «синонимы» и «антонимы», наблюдать в речи употребление слов-синонимов и слов антонимов. Упражняться в употреблении в речи слов-синонимов и слов- антонимов. Учиться подбирать синонимы и антонимы к данным словам. Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями.
Оборудование: Наглядное пособие: таблица «Синонимы и антонимы», учебник, тетрадь на печатной основе.
1. Организационный момент.
— Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш. Сядем все прямо, откроем рабочую тетрадь, положим ее под наклоном.
2. Минутка чистописания.
ог ог ог аг аг аг го го го га га га ого ага
нога много флаг гора
3. Изучение нового материала.
3.1 Сообщение темы урока и постановка учебной задачи
— Прочитайте слова на доске.
— Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова, научиться их различать и употреблять в речи.
3.2 Формулировка правила учащимися
— В русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.
— Прочитайте таблицу на доске:
— Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы.
(Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова).
Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь.
Синонимы – слова близкие по смыслу.
Антонимы – противоположные по смыслу слова.
4. Закрепление изученного материала
4.1Упражнение в распознавании синонимов и антонимов
Учащиеся записывают на доске и в тетради пары слов и определяют синонимы это или антонимы.
4.2 Устное упражнение в подборе антонимов к словам
— Назовите антонимы к словам:
Каждый день по утрам (Наклоны вправо и влево)
Очень нравится нам (Наклоны вперед.)
Весело шагать, (Ходьба на месте.)
Руки поднимать, (Поднимать руки вверх и опускать.)
Приседать и вставать, (Несколько приседаний.)
Прыгать и скакать. (Несколько прыжков.)
4.3 Работа над упражнением 77 стр. 47.
Прочитай пословицы из словаря В. И. Даля.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Чему учит народная мудрость?
Учащиеся объясняют смысл пословиц. (От короткой веревки почти никогда нет пользы, нужна длинная веревка. Речь приятно слушать понятную и сказанную коротко. Учиться иногда бывает трудно, но потом это очень пригодится, когда станем взрослыми.)
— Спишите эти пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы.
Проверка выполненного задания. Учащиеся называют, какие антонимы они подчеркнули:
Длинная – короткая, горек – сладок.
— Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок.
Зайка серенький сидит (Сесть на корточки.)
И ушами шевелит. (Руки у ушей, имитация движения.)
Зайке холодно сидеть, (Встать.)
Надо лапочки погреть. (Растирать руки друг о друга.)
Раз, два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, ( Легкие прыжки на месте.)
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, (Быстро сесть на свое место.)
Зайка прыг – и убежал!
4.6 Выполнение упражнения
— Прочитайте задание к упражнению:
В каждой группе найди слова с противоположным значением (антонимы). Соедини их линией.
— Выполним это задание все вместе.
Учащиеся читают группы слов и называют антонимы в каждой группе, слова соединяются линиями.
1.Маленький – большой, длинный – короткий.
2.Обман, ложь – правда.
4.Быстрый – медленный, неуклюжий – ловкий.
5.Друг – враг, неприятель.
— Назовите синонимы во второй группе слов (обман, ложь).
— Назовите синонимы в пятой группе слов (враг – неприятель).
— Назовите синонимы в шестой группе слов (разгораться- зажигаться).
5. Итог урока. Домашнее задание.
— Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)
— Что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу)
— Что такое антонимы? (противоположные по смыслу слова)
— Благодарю вас за активную работу.
Учитель выставляет оценки наиболее активным детям.
— Остальные тоже молодцы, старались на уроке.
— Посмотрим в учебнике упражнение 16 на странице 73. Прочитайте задание к упражнению. Что вам непонятно?
Задание в упражнении: Напиши к словам антонимы (слова с противоположным значением.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-420916
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка. «Что такое антонимы?» 2 класс.
Конспект урока русского языка УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 54-57)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 2
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Что такое антонимы?»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о антонимах как словах одной части речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о антонимах как словах одной части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, работа в группе.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки с заданиями.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У:-Сегодня на уроке я предлагаю вам путешествие по городу «Слово». В этом городе много улиц и переулков: улица значения слова, переулки многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения, улица синонимов, улица антонимов, улица состава слова, переулки корень слова, окончание… и много других интересных улиц и переулков. Мы побываем на нескольких переулках и улицах.Правильно двигаться по городу нам будет помогать светофор. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. После выполнения каждого задания необходимо будет оценить себя и нарисовать:
Желтый круг – если у вас были затруднения при выполнения задания, вам требовалось помощь учителя или одноклассников.
Красный круг – если вы ничего не поняли или не выполнили задание.
II. Актуализация умений и знаний.
Н У Н О Б Е Д Н У З А В Т Р А К Й Н Ц У Ч Е Н И К Р Н Т У Ч И Т Е Л Ь П В Н А М О Р О З К Л Н А В Т О Б У С П Н Р М А Ш И Н А Н Д Ж Г О Р О Д Н П И
2. Словарно – орфографическая работа
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Друзья играли в футбол. К Илюше пришли товарищи. Мы с приятелями смастерили самолет.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Следующая наша остановка улица Антонимы
У:- Молодцы, правильно.
У: Кто не согласен с мнение своих одноклассников, поднимите руки.
Работа с учебником
Здравствуйте- до свидания.
V. Физминутка
Игра наоборот
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Легко сказать, да трудно доказать.
Не узнав горя, не узнаешь радости.
Знай больше – говори меньше.
Ученье – свет, а неученье тьма.
Маленькое дело лучше, чем большое ___________________. (Безделье)
Легче друга потерять, чем ______________________. (Найти)
Лучше горькая правда, чем сладкая _________________.(ложь)
Никогда не знаешь, где найдешь, а где ____________________.(потеряешь)
Не вали с больной головы на ___________________. (здоровую)
Слова для справок: здоровую, потеряешь, ложь, найти, безделье.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ____________низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ___________близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь __________пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты _________нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты _______________храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – _________________конец.
VII. Итог урока. Рефлексия
раз всё проверю и выставлю дополнительные отметки.
У: Ребята, теперь заполните анкету. У вас на столах лежат чистые листы, на них пишите ответы.
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Страница 57 упражнение 75. 3 Найти и записать 3 пословицы, в которых есть антонимы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.