Что такое синтаксическая связь

Синтаксическая связь

Синтакси́ческая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Содержание

Описание

Многие лингвисты, занятые исследованием конкретных языковых фактов, оперируют терминами «связь» и «отношение», не определяя объём понятий, обозначаемых ими. Зачастую эти термины употребляются как полные синонимы, обозначая как формальную связь, так и содержательные отношения. Тем не менее, наблюдается тенденция к их разграничению и даже противопоставлению. [1]

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Типы синтаксической связи

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение), а также бессоюзная связь.

Примечания

Литература

Источник

Полезное

Смотреть что такое «Синтаксическая связь» в других словарях:

синтаксическая связь — способ соединения компонентов, определяющий отношения между ними и их формальное выражение. Синтаксическая связь соединяет слова (возникают словосочетания) и предложения (получаются сложные предложения). В обоих случаях различают сочинение и… … Литературная энциклопедия

синтаксическая связь — Связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения. Подчинительная связь. Сочинительная связъ … Словарь лингвистических терминов

синтаксическая связь частей сложного предложения, оформляемая союзами и бессоюзным способом — В целом бессоюзие свойственно разговорной и афористической художественной речи. Особенно характерны для них (и в то же время нехарактерны для научного и делового стилей) бессоюзные сложные предложения времени (Выучусь – пойду работать), причины… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Синтаксическая диаграмма — Синтаксическая диаграмма это направленный граф с одним входным ребром и одним выходным ребром и помеченными вершинами. Синтаксическая диаграмма задаёт язык. Цепочка пометок при вершинах на любом пути от входного ребра к выходному это… … Википедия

связь синтаксическая — Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения. Связь подчинительная см. подчинение. Связь сочинительная см. сочинение … Словарь лингвистических терминов

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА — математическая конструкция, используемая в математической лингвистике для описания строения предложений естественного языка. Наиболее широко употребляются два типа С. с. системы составляющих и отношения синтаксического подчинения. Понятие системы … Математическая энциклопедия

предложная связь — Лексико синтаксическая связь между словами, осуществляемая при помощи предлогов. Заниматься по вечерам (cp.: заниматься вечерами), видеть в первый раз (ср.: видеть первый раз), понятный для каждого (ср.: понятный каждому), приятный для друзей (ср … Словарь лингвистических терминов

грамматическая связь — см. синтаксическая связь … Словарь лингвистических терминов

Цепная связь между самостоятельными предложениями — – один из самых распространенных способов связи самостоятельных предложений в речи, при котором один из членов предыдущего предложения структурно соотносится с членом последующего предложения и при котором происходит последовательное, логическое … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Синтаксис текста — – отрасль лингвистики текста и синтаксиса, изучающая синтаксическую организацию целого текста: связь между самостоятельными предложениями, единицы текста (предложение, прозаическая строфа – сложное синтаксическое целое, фрагмент и др.), целое… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Что такое синтаксическая связь

Характер связи при подчинении может быть предсказующим и непредсказующим.

Предсказующий характер связи: главное слово предсказывает форму зависимого компонента. Напр., прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже: новый дом, о новых домах, в новом доме; переходный глагол требует дополнения в Вин.п. без предлога: увидеть город, человека, реку; открыть окно, книгу, дверь, Америку; некоторые глаголы и существительные требуют постановки зависимого компонента в определенном падеже с определенным предлогом: выйти из зала, дома; подумать о жизни, душе, друге; надеяться на брата, случай, авось.

Непредсказующий характер связи возникает в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного слова. Напр.:

Ехать  домой, в лес, на картошку, под мостом, над пропастью, к родственникам и т.д.

Как предсказующая, так и непредсказующая связь может быть обязательной и необязательной:

Находиться в лесу — связь обязательная, непредсказующая;

Взять книгу — обязательная, предсказующая;

Интересную книгу — необязательная, предсказующая;

Взял на время — необязательная, непредсказующая.

Выделяют три основных вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласование — такой вид связи, при котором зависимое слово по форме уподобляется главному, так как оно морфологически приспособлено к изменению формы под влиянием подчиняющего слова. Напр.: желтый лист, желтые листья, о желтых листьях.

Главным словом при согласовании является существительное или субстантивированная часть речи, зависимым — прилагательное, причастие, местоименное прилагательное, порядковое числительное и количественное числительное в косвенных падежах. Напр.: новый дом, тающее мороженое, некто неизвестный, наш сын, первый класс, о двух друзьях.

Между компонентами словосочетаний возникают атрибутивные отношения.

Особый случай согласования — взаимосогласование: это связь между существительным и существительным, при которой грамматически невозможно определить главное слово. Напр.: красавица-сосна, город-герой, река Обь, старик крестьянин, доктор Петров. Оба компонента такого словосочетания, как правило, изменяются одинаково (о красавице-сосне, под красавицами-соснами), поэтому грамматически главное слово определить нельзя, оно определяется только по смыслу. Между компонентами таких словосочетаний возникают аппозитивные отношения.

Согласование бывает полным и неполным.

Полное согласование — это такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному по всем параметрам: по роду, числу и падежу — или только по роду и падежу (может отсутствовать согласование в числе).

Напр.: Английский и французский языки;

Шерстяные юбка и жакет.

Неполное согласование — такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному не по всем параметрам: может отсутствовать согласование по роду или падежу.

Напр.: озеро Байкал — отсутствует согласование по роду;

на озере Байкал — по роду и падежу.

Неполное согласование характерно для словосочетаний с аппозитивными отношениями: река Днепр, баржа-рудовоз, учительница-химик, доцент Иванова. Значительно реже неполное согласование встречается в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, напр.: молодая врач, умелая токарь.

Следует отметить тот факт, что неполным считается согласование в таких словосочетаниях, где родовая форма слов совпадает случайно (напр.: дом-корабль, город Томск, песня-душа), в отличие от словосочетаний с полным согласованием, где зависимый компонент имеет коррелят по роду (напр.: утес-великан и сосна-великанша, ученик-бездельник и ученица-бездельница, судьба-злодейка и кот-злодей).

Управление — это такой вид связи, при котором зависимый компонент употребляется в форме, определяемой лексико-грамматическими свойствами главного слова, а именно: главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже с предлогом или без него. Зависимое слово при этом — имя существительное или любая другая субстантивированная часть речи, а главное слово — практически любая знаменательная часть речи. Напр.: читать книгу, изучать новое, помочь ему; сестра друга, жду друга, два друга, старше друга, жаль друга и т.п.

В словосочетаниях со связью управление возникают отношения объектные (напр.: читать журнал, думать о будущем), атрибутивные (напр.: пиджак отца, тушь для ресниц), обстоятельственные (напр.: пойти в лес, опоздать из-за аварии), комплетивные (напр.: три мушкетёра, несколько человек).

Существует два подхода к классификации связи управление:

1) выделяют управление сильное и слабое. При этом под сильным управлением разные ученые понимают разные лингвистические явления: одни считают сильным управление в словосочетаниях с предсказующей связью, другие — в словосочетаниях с обязательной связью. Чтобы избежать этой путаницы, предлагается второй подход:

2) выделяют 4 типа управления на основе разграничения связи обязательной/необязательной и предсказующей/непредсказующей:

а) предсказуемое обязательное управление (напр.: читать книгу, подойти к дому, наехать на забор);

б) предсказуемое необязательное управление (напр.: шаль мамы, рукав платья, дом отца);

в) непредсказуемое обязательное управление (напр.: жить в лесу, жить на даче; ехать в город, ехать под мостом);

г) непредсказуемое необязательное управление (напр.: читать в комнате, цветник у калитки, печатать по вечерам).

Примыкание — такая подчинительная связь, при которой зависимый компонент является неизменяемым словом или неизменяемой формой изменяемых слов.

1) наречия (напр.: повернуть направо, прогулка верхом, очень молодой, говорить по-немецки);

2) неизменяемые прилагательные (напр.: пальто беж, куртка хаки, покрой реглан, соль экстра);

3) сравнительная степень прилагательных и наречий (напр.: дети постарше, быть умнее, бежать быстрее);

4) инфинитивы (напр.: привычка курить, люблю читать, приехал учиться, начал работать);

5) деепричастия (напр.: идет прихрамывая, молча улыбался, ест стоя);

6) примыканием считается также связь между существительным и формами притяжательных местоимений его, её, их. Грамматически эти формы близки неизменяемым прилагательным: у них нет форм падежа, а формы рода и числа не участвуют в выражении связи (ср.: его/её, их / семья, дом, дети).

Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым.

1) имена существительные (напр.: шарф бордо, ее туфли, желание учиться);

2) личные формы глаголов и причастия (напр.: смотрит не мигая, пишет быстро, плохо учившийся, громко говорящий);

3) имена прилагательные (напр.: готовый бежать, способный рисовать, очень холодный);

4) числительные (напр.: третья слева, трижды три).

В таких словосочетаниях не возникает проблем с определением главного компонента: это изменяемое слово.

Напр.: читая быстро, смотреть не мигая, очень быстро, весьма жаль.

В таких словосочетаниях главным является слово, которое в предложении может употребляться без зависимого. Сравним два предложения: Утром легко дышать и Утром легко дышится. Из первого предложения выделяем словосочетание с главным словом легко: легко (что?) дышать (ср.: утром легко (дышать); из второго предложения выделяем словосочетание с главным словом дышится (изменяемое слово); дышится (как?) легко (ср.: утром дышится (легко).

Примыкание бывает обязательным и необязательным. Обязательным является примыкание со связью, основанной на комплетивных отношениях (напр.: учиться вязать, находиться рядом, поехать направо).

В словосочетаниях с примыканием возможны не только комплетивные, но и обстоятельственные, объектные и атрибутивные отношения (напр.: сделаю завтра, очень больно; рекомендую прочитать; яйца всмятку, прогулка верхом).

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

О ранней весне, чтение вслух, река Дон, два друга, в третьем корпусе, близкий к победе, нечто таинственное, абсолютно отчетливо, готовый помочь, болен ангиной, довольно далеко, его идеи, кое-что заметил, увидел какаду, лягушка-путешественница, умение рисовать, берег пониже, встретил ее, у каждого студента, молча кивнул, платье беж, аннулировав договор, приехал учиться, надел пальто.

2. Определите тип отношений и вид синтаксической связи :

а) по-дружески приветливый, осенний дождь, шел прямо, исследован учеными, нигде не был, никому не известный, знакомый из Москвы, возвращение мастера, явление синонимии, в зимнем лесу, купила колье, у секретаря-референта, попросил помочь, к его сестре, шарф бордо;

б) свернул направо, нашел пять копеек, капитан корабля, художник Дюрер, начал рисовать, четыреста пятьдесят томов, на тридцать пятой странице, у двух подружек, очень странный, самый легкий способ.

3. Из предложений выпишите все словосочетания и проведите их структурно-семантический анализ по следующей схеме: 1) простое или сложное, 2) характеристика по морфологическому выражению главного слова, 3) синтаксические отношения, 4) синтаксическая связь.

Пример: КУПИЛ (что?) ТРИ АСТРЫ — сложное, глагольное, объектные отношения, связь управление;

ТРИ (чего?) АСТРЫ — простое, нумеративное, комплетивные отношения, связь управление.

1) Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне (П.).

2) Мореплаватель Павсаний с берегов далеких Нила в Рим привез и шкуры ланей, и египетские ткани, и большого крокодила (Н. Гум.).

3) Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Сели ужинать в пятом часу утра (П.).

4) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин (А. Толстой).

5) Дохнул осенний хлад; дорога промерзает; журча, еще бежит за мельницу ручей (П.).

6) Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (П.).

7) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень мертвую ветвей и корни ядом напоила (П.).

8) Хладнокровно, еще не целя, два врага походкой твердой, тихо, ровно, четыре перешли шага, четыре смертные ступени (П.).

Источник

Синтаксические связи и синтаксические отношения

Что такое синтаксическая связь. Смотреть фото Что такое синтаксическая связь. Смотреть картинку Что такое синтаксическая связь. Картинка про Что такое синтаксическая связь. Фото Что такое синтаксическая связь

Синтаксис (от греч. построение, строй, составление) – это раздел грамматики, который изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т. е. синтаксические единицы.

Традиционно выделяют две синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются формы знаменательных слов, соединенные между собой синтаксической связью.

Предложение, наоборот, является предикативной синтаксической единицей, состоящей из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов.

Предложение – это грамматически оформленное объединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью и являющееся средством формирования и оформления мысли.

Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющим формальное выражение. Предикативность, таким образом, является всеобщим признаком предложений.

С функциональной точки зрения выделяется понятие синтаксема – это минимальная неделимая далее семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный элемент более сложных построений. Например, в предложении Зимой все вокруг становится белым – мы видим набор синтаксем, т. е. форм слов, которые функционируют в данном контексте.

Синтаксические связи и синтаксические отношения.

Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью.

Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные.

Предикативные отношения – это отношения, возникающие только между подлежащим и сказуемым. Например, Наступила зима.

Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения:

Определительные – это такой вид синтаксических отношений, при котором зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета синяя тетрадь, известный журналист, кофе по-турецки, тетрадь в клетку.

Обстоятельственные – это такой вид синтаксических отношений, при котором зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) временные – встретиться вечером, пространственные – жить в лесу, причинные – забыть по рассеянности, целевые – поехать на отдых.

Виды синтаксических связей:

Открытой структуры – соединено большое количество компонентов: то ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах, то ли вправду что-то есть.

Виды подчинительной связи

Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Согласование может быть: полным и неполным осенний день (полное), старые деревья (нет формы рода).

Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога лежит на столе.

Управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении главное слово требует от зависимого слова единственно возможной формы падежа (обычно это переходные глаголы): писать письмо, увидеть знакомого.

При слабом управлении главное слово предопределяет несколько возможных форм, из которых можно выбрать, исходя из контекста, ситуации: поехать в театр, к тете, в гости, за хлебом…

Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически (примыкает наречие, инфинитив, деепричастие) повернуть направо, дети постарше, идти прихрамывая.

. Один из компонентов будет неизменяемым: наречие, простая сравнительная степень прилагательных, деепричастие, инфинитив.

Управление: сильное – обязательно, слабое – необязательно.

Примыкание чаще всего необязательно. НО!

Случаи обязательного примыкания:

информативная недостаточность глагола:

принести читать, пойти гулять

фазовые, модальные глаголы:

начать заниматься, перестать плакать

глаголы со значением нахождения, пребывания

находиться далеко, проживать рядом

    синтаксическая единица; грамматическое и смысловое объединение двух и более словоформ; сочетание слов с подчинительной связью. Сочинительная связь между словоформами определяет однородность! Такие слова выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, неправомерно их, таким образом, называть словосочетаниями; строевая, промежуточная единица синтаксиса, формирующаяся в пределах предложения.

Словосочетаниями не являются:

    подлежащее и сказуемое (это уже предложение): студенты пишут; фразеологизмы (семантически это один компонент): ни рыба ни мясо, мартышкин труд; знаменательное слово + служебное: более интересный, хотел бы.

В зависимости от главного слова существуют следующие виды словосочетаний

Типы словосочетаний по структуре

    простые: обычно из двух слов, из которых одно главное, стержневое, а второе ему подчинено: молодой ученый, слушать лекцию. Т. е. это с/с, образующиеся в результате соединения двух синтаксических компонентов Не обязательно двусловное. человек высокого роста, самая интересная книга, принять участие в соревновании (такие с/с семантически являются простыми – интереснейшая книга, участвовать в соревновании) сложные: соединение нескольких синтаксических компонентов, стержневых слов может быть несколько. Многоуровневое соединение (разложить на 2 пары с/с): успех молодого писателя, познакомиться с красивой девушкой. Может и от одного: любоваться по вечерам закатом, назло перешить пуговицу

По степени спаянности компонентов в словосочетании

    свободные – каждый компонент выполняет самостоятельную функцию в предложении.
    цельные (синтаксически несвободные) – выполняют в предложении одну и ту же функцию. Сочетание отдельных самостоятельных слов, с точки зрения лексики, этим отличаются от фразеологизмов. Как правило, в цельных словосочетаниях главное слово имеет лексическое значение, недостаточное для выражения определенного синтаксического значения: Под окном стояли три березы. *Три стояли – слово не способно выразить значение лица или предмета, т. е. значение субъекта действия, свойственное подлежащему. Поэтому в этом предложении три березы – лексически, по своему содержанию, более важным оказывается зависимое слово, которым можно заменить все словосочетание.

Существует несколько видов синтаксически цельных словосочетаний:

    количественно-именные (сущ. + числ.): два студента, три товарища неопределенно-количественные (сущ. + вопрос. слово): сколько народу сущ. + сущ. (главное слово сущ. с собирательным значением; со значением размера, меры, совокупности): большинство преподавателей, клок волос, стакан молока значение собирательности с предлогом ИЗ (мест. + сущ., мест. + мест): кто-то из нас значение совместимости (мыслятся как один: с предлогом с + Твор. п.): мы с Тамарой крайние точки расстояния (с предлогами от – до): от Праги до Брно главное слово является слишком широким по значению, и его следует конкретизировать (человек, существо, вещь, предмет): человек твердых правил (зависимый компонент твердых)

основная единица синтаксиса, которая, однако, является самой многоаспектной и неоднозначно оцениваемой лингвистами единицей синтаксиса.

Основными признаками простого предложения являются:

    предикативность – отношение содержания предложения к действительности (отношение сообщаемого к действительности мыслится говорящим как реальное или ирреальное=условное, необходимое). В каждом предложении что-то утверждается или отрицается, всегда присутствует соотнесенность с объективной действительностью, со временем. Грамматическими средствами выражения предикативности являются – категория времени, лица, наклонения и различные виды интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения). модальность – отношение говорящего к высказываемому (его желательность, условность). Модальность является как бы включенной в предикативность. Основным средством выражения модальности является категория наклонения и особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы и модальные слова и частицы). интонационная оформленность относительная смысловая законченность

Реализация с помощью предложения всех функций языка определяет многообразие аспектов характеристики данной синтаксической единицы.

Различия предложений по цели высказывания – коммуникативные типы

В основе данной классификации лежит коммуникативная функция высказывания, с какой целью говорящий произносит предложение (вопрос, приказ – целевая установка). Отношение говорящего к высказываемой мысли.

Основными средствами выражения модальности предложения являются средства

    морфологические: формы наклонения глагола-сказуемого (сказуемое как центр предложения, поэтому влияет на модальность всего предложения) фонетические: интонация (восходящая, нисходящая) лексико-грамматические: частицы, междометия

В таких предложениях содержится сообщение о каких-либо событиях, явлениях, фактах, которые утверждаются или отрицаются.

Для предиката характерны формы изъявительного и условного наклонения и формы инфинитива: Луна освещает карнизы, блуждая по гребням реки; Там не пройти; Он ничего не сказал.

Используются в целях получения какой-либо информации от собеседника. Вопросительные предложения не отличается от повествовательных по оформлению предиката. Отличие – в интонации и лексико-грамматических средствах (частицы).

В зависимости от цели вопроса различают т. н. замкнутые и развернутые вопросы.

Замкнутые вопросы (zjiљќovacн otбzka) без вопросительного слова, ответ на них – да/нет. Спрашивающий устанавливает, соответствует ли содержание вопроса действительности: Ты идешь с нами?

В замкнутых вопросах средством выражения вопроса может служить только интонация и иногда усилительные частицы ли, разве, неужели.

Частица ли (zdalipak) употребляется в предложениях, которые начинаются с интонационного центра, т. е. выделяет слово, на которое следует получить ответ: Удалось ли ему приехать вовремя?

Частицы разве (coћpak), неужели (skuteиnм, opravdu, vбћnм) выражают удивление. Говорящий предполагает получить противоположный с вопросом ответ: Неужели она еще не приехала? Разве вы не читали «Евгения Онегина»?

Развернутые вопросы (doplтovacн otбzka) с вопросительными словами – говорящий хочет восполнить недостающую информацию: Когда ты едешь в Прагу?

Восполнение выражено вопросительными местоимениями (что, чей, который), вопросительными местоименными наречиями (где, когда, почему).

Особую разновидность вопросительных предложений представляют риторические вопросы и делиберативные вопросы. Риторический вопрос – это утверждение противоположного, ответ на такой вопрос не требуется (всем известен или понятен): Кто же интересуется такими мелочами? Зачем мне рай, которым грезят все?

Делиберативные вопрос выражает колебание, неуверенность: С кем бы еще посоветоваться?

выражают приказ, рекомендацию (Вы бы полечились), согласие/разрешение (Как хочешь, так и поступай).

    повелительное наклонение инфинитив: с частицей бы – рекомендация, совет: Не ходить бы тебе туда.

без частицы бы – категорический приказ (в этом случае чаще, чем в чя. В чя будет скорее форма повелительного наклонения, а не инфинитив)

    условное наклонение (выражает скорее просьбу, совет): Ты бы позвонил Вере. изъявительное наклонение прошедшего времени (Поехали! Пошел вон!) неглагольные формы: Воды! Вперед!

В побудительных предложениях с формой повелительного наклонения нормой является пропуск подлежащего. Его наличие связано с разного рода эмоциональными оттенками: смягчения (Ты не бойся, Петя!), категоричности (Вы у меня смотрите! – Dejte si na mne dobrэ pozor!)

Часто встречаются частицы и междеметия, придающие разные модально-эмоциональные оттенки:

    усиление побуждения – ну-ка, же, смотри: А ну-ка слезай! (Tak dolщ!) Смотри не порежься! (Pozor, aќ se neшнzneљ!) смягчение приказа ка, ну-ка: Иди-ка домой! (Tak jdi domщ)

Во многих грамматиках данная группа включается в состав побудительных предложений. В оптативных предложениях высказывается желание, чтобы что-то осуществилось или нет.

Основным средством выражения являются частицы (если, только, лишь, хоть, пусть) +

    условное наклонение: Скорей бы все прошло! инфинитив (с бы): Полететь бы в Грецию! инфинитив (без бы) – чаще всего в устойчивых выражениях: Добро пожаловать! Счастливо оставаться! повелительное наклонение: Пусть всегда будет солнце! неглагольные выражения: Счастливого пути! Спокойной ночи! Лишь бы не метель!

Различия предложений по эмоциональной окрашенности

В зависимости от эмоционально-экспрессивной окраски предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Данная характеристика учитывает выраженность акцентированной эмоциональности или ее отсутствие.

В восклицательных предложениях передаются различные чувства: радость, удивление, гнев, что выражается с помощью

    особой восклицательной интонации: Прощай, письмо любви, прощай! междометий (ах, увы, ух): Ах! Я любил тогда горестной любовью. восклицательных частиц (ну, ну и, о, куда как, что за, такой): То ль дело Киев! Что за край!

Восклицательными предложениями могут быть повествовательные, вопросительные, побудительные и оптативные. Графически восклицательные предложения оформляются восклицательным знаком.

В зависимости от того, дается ли в предложении констатация ситуации в реальности или отрицается факт бытия в реальности, выделяем предложения утвердительные и отрицательные.

Грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ, НИ и отрицательным словом НЕТ, а утверждение – их отсутствием: Не смотри на меня так. В гостиной ни души. Сегодня нет занятий.

При двойном отрицании (повторение частицы НЕ) предложение имеет утвердительное значение: Они просто не могли ему не помочь.

В русском языке гораздо больше, чем в чешском, распространены конструкции с не могу не, нельзя не.

Частицы ни, даже усиливают отрицание: Не ждали ни минуты. Средствами усиления отрицания могут служить отрицательные местоимения и наречия: Нигде не попадались им деревья. Ты ничего не замечаешь.

Следует отметить, что при подлежащем, выраженным отрицательным местоимением, сказуемое тоже должно быть отрицательным: Никто не приходил. Ничто не забыто.

    полное: достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательное: Я не люблю собак. частичное: частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание – предложения частноотрицательные: Я не очень люблю собак. Нет категоричного отрицания. Отрицание какого-то конкретного члена предложения: Не тебя спрашивают.

Родительный отрицания в прямом дополнении

Выбор Вин. и Род. зависит от характера объекта. Родительный отрицания обычен при наличии абстрактного и неиндивидуального:

Такой Род. встречается только в предложениях с экзистенциальным предикатом (нет – быть, существовать, иметься, встречаться): Вопросов нет.

встречается в русском языке гораздо чаще, чем в чешском. В отличие от чешского языка, оно обязательно:

    при противопоставлении: Мы придем не сегодня, а завтра. Виноват не Коля. (а я). перед местоимениями и местоименными наречиями с обобщенным значением: Не каждый об этом знает. Так было не всегда.

встречается у прилагательных и наречий, образуется с помощью приставки не-. Такие прилагательные и наречия выражают значение, не слишком отдаленное от их положительной формы: Я живу в небольшом городе – Bydlнm v malйm//menљнm mмstм.

Неполные и эллиптические предложения

Неполные предложения – это такие предложения, в которых отсутствует формально необходимые главные или второстепенные члены, значение которых ясно из контекста или ситуации:

Не место красит человека, а человек – место.

Я полюбил Францию давным-давно. Сначала умозрительно, а потом вплотную, всерьез.

Различается несколько разновидностей неполных предложений.

В таких предложениях отсутствует член, названный в предшествующем тексте. Обычно это наблюдается во второй предикативной части сложного предложения и в присоединительной конструкции:

Правда правдой остается, а молва себе – молвой (отсутствует глагольная связка во второй части сложносочиненного предложения)

Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (отсутствует подлежащее в придаточной части)

В таких предложениях не назван член, ясный из ситуации:

Я надену это старое (обстановка показывает, что речь идет о пальто)

Вы со мной или на трамвае? (вопрос к спутнику)

Вот идет (слова ожидающего на станции при виде приближающего поезда)

Диалогические неполные предложения

Это реплики диалога (предложения-вопросы, предложения-ответы), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одна другой, дополняемые жестами, мимикой.

Для вопросно-ответных предложений диалогической речи неполнота их состава является нормой:

— Из Вологды в Керчь… А вы?

— Из Керчи в Вологду.

В таких текстах нередко встречаются нечленимые предложения, состоящие из междометия или частицы:

— Вы очень изменились

представляют собой неполное по составу предложение, в котором отсутствие глагола (сказуемого) является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами предложения:

Русь – прадедам, Россия – нам.

И время прочь, и пространство прочь.

Налево шумела забытая ель, направо – плакучая ива.

Я столько раз хотела жить и столько – умереть.

Структурная характеристика предложения

Данная характеристика является основной при описании предложений. Конструктивный аспект предполагает

    выделение главных членов предложения и на этом основании определение структуры предложения как двусоставного или односоставного характеристику распространения главных членов второстепенными (наличие второстепенных членов) – распространенные или нераспространенные выявление полноты/неполноты структуры – полное или неполное предложение характеристику видов осложнения предложения – осложненное или неосложненное

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *