Что такое система информатика 11 класс конспект
Конспект урока информатики: Что такое система?
Конспект урока информатики для 11 класса по учебнику И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина по теме: «Что такое система?». Презентация к уроку.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Тема школьного курса: информатика 11 класс.
Тема урока: «Что такое система?»
Учебные.
Формирование понятий: система, системный эффект, системный подход как основа научной методологии. Изучение свойств системы.
Воспитательные.
Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения системного подхода научной методологии.
Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах
Развивающие.
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное.
Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Оборудование урока: компьютерный класс, проектор, экран, редактор презентаций Power P o int.
Тип урока: изучения нового материала.
Компетенции учащихся на уроке:
Система, структура системы, подсистема
основные понятия системологии
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
основные свойства систем;
модели систем
анализировать состав и структуру систем;
что такое системный подход в науке и практике;
различать связи материальные и информационные
использование графов для описания структур систем.
Что такое система
Урок 1. Информатика 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что такое система»
На данном уроке мы познакомимся с такими понятиями как анализ, синтез, системный анализ. Вспомним модель «чёрного ящика» и модель состава.
Система – это целостная и взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определённым назначением, подчинённая некоторой цели.
Человеческое общество развивается благодаря открытиям, исследованиям, экспериментам и любая система подлежит изучению.
Исследование системы включает в себя два этапа: анализ и синтез.
Анализ системы – это выделение её частей с целью прояснения состава системы.
Как нам уже известно, любая система состоит из подсистем. В свою очередь, любая подсистема состоит так же из нескольких подсистем. Таким образом, мы может разделить систему на самые мелкие объекты.
Возникает вопрос: а нужно ли нам это?
На первом этапе необходимо проанализировать систему для определения её состава и цели исследования. Целью исследования системы является получение её модели. Модель – это новый упрощённый объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.
Соответственно с помощью модели мы можем получить необходимые нам результаты исследований. Например, узнать, как будет лететь самолёт при большой нагрузке багажом.
Далее необходимо выделить в системе связи между её частями. Например: основные компоненты велосипеда (рама, руль, колеса, педали, сиденье) зависят друг от друга. Качество данной системы – возможность ездить на велосипеде. Ни одна составная часть не обладает этим свойством. Но в свою очередь если собрать их вместе, связать их в одно целое, то появляется такое качество, как возможность ездить на велосипеде.
Состояние и поведение системы в той или иной ситуации можно понять и изучить только при наличии её состава и структуры.
Это был первый этап исследования системы.
Синтез – это мысленное или реальное соединение частей в единое целое. В результате данного этапа создаётся представление о системе, объясняется механизм системного эффекта.
Вывод: системный анализ – это исследование реальных объектов и явлений с точки зрения системного подхода, состоящее из этапов анализа и синтеза.
Любое описание системы отражает ограниченное число её свойств. Это зависит от того, с какой целью мы делаем описание, какие именно качества системы нам нужны.
На этом уроке мы познакомимся с моделью «чёрного ящика».
Есть такое понятие «Система как «чёрный ящик». Оно употребляется в том случае, если человек не знает, как устроена та или иная система «внутри» или эта система не представляет для него интереса. Часто достаточно знать, какие действия можно производить с системой, и какие результаты при этом можно получить.
Вход системы – это воздействие на систему со стороны внешней среды, а выход – это воздействие, которое оказывает система на окружающую среду.
Мы можем понимать, например, что объект на компьютере можно открыть двойным нажатием левой кнопкой мыши на нём. Входом будет нажатие клавиши мыши, а выходом – открытие документа. Но мы не знаем, как это происходит в системном блоке, сам процесс нам не понятен. В таких случаях и применяется понятие «система как «чёрный ящик».
Представить систему как «чёрный ящик» – значит указать её входы и выходы, а также зависимость между ними.
Если описать компьютер как «чёрный ящик», учитывая только входы и выходы системы, то получится, что входом системы являются данные программы, а выходом – итоговая информация.
Вывод: модель «чёрного ящика» представляет систему на уровне описания связей её входов и выходов.
Но в то же время, при решении вопросов, которые касаются внутреннего устройства системы, мы не можем ограничиться лишь моделью «чёрного ящика». Можно сказать, что данные, которые мы получаем при рассмотрении модели «чёрного ящика» по большей части являются лишь внешними свойствами системы.
Поэтому приходится обращаться к модели состава. Модель состава – это своеобразный список элементов системы. В данной системе не рассматриваются связи между её элементами.
Разберёмся более подробно на модели состава школы.
Любая школа состоит из администрации, учителей, учеников, учебных классов и родителей. На данной схеме мы видим пять составляющих нашей системы. Каждая из них является подсистемой со своим составом. Для этих подсистем можно также построить свои схемы состава. Например, учеников можно разделить по параллелям с первых по одиннадцатые классы. Или же учителей можно разделить на начальную и старшую школы.
Очевидно, что такой модели будет мало, если мы захотим разобраться, как функционирует школа. Но с другой стороны, она даёт более подробное представление, чем модель «чёрного ящика».
Сегодня мы узнали, что такое системный анализ, познакомились с такими моделями как модель «чёрного ящика» и модель «состава».
Технологическая карта урока «Что такое система» (11 класс)
Тип урока: урок решения частных задач (по А. К. Дусавицкому)
Обучающая: познакомить учащихся с новым предметом, с правилами техники безопасности в кабинете информатики;
Развивающая: работать над формированием у учащихся сознательного отношения к правилам; развивать внимание, речь, познавательный интерес к уроку;
Воспитывающая: воспитывать сознательное и безопасное поведение при работе с вычислительной техникой
-цели изучения курса информатики в 11 классе
-безопасно пользоваться компьютерами
Работа за компьютером
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Создание учебной ситуации
Видеоролик «Правила техники безопасности в кабинете информатики»
Готовность к уроку
Смотрят видеоролик, расписываются в журнале по ТБ
-цели изучения курса информатики в 11 классе
Решение конкретных практических задач и отработка способа действий
Повторяют принципы работы в офисных программах
Работа за компьютером
-безопасно пользоваться компьютерами
Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта будет необходима учителю информатики при подготовке к уроку. В ней содержатся разделы: тема, цель, задачи, планируемые результаты, основные понятия, ресурсы, этапы урока, деятельность ученика, деятельность учителя, задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.
Номер материала: ДБ-123935
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока для 11 класса «Информационные системы»
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 11 класса «Информационные системы»»
• знакомство с информационными системами передачи, хранения, обработки и поиска информации;
• формирование представлений о носителях информации;
• развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся должны уметь приводить примеры информационных систем.
Объяснение нового материала [1];
Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (табл.1.1).
Главная цель системы
Люди, оборудование, материалы, здания и др.
Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.
Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.
Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение
Производство профессиональной информации
Свойства информационных систем:
любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;
при построении ИС необходимо использовать системный подход;
ИС является динамичной и развивающейся системой;
ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;
выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;
участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
Процессы в информационной системе:
ввод информации из внешних и внутренних источников;
обработка входящей информации;
хранение информации для последующего ее использования;
вывод информации в удобном для пользователя виде;
обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.
С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются:
ИС фондового рынка;
ИС в налоговой сфере;
ИС в таможенной деятельности;
Этапы развития информационных систем.
Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Соотношение между ИС и ИТ.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Технологическая карта урока информатики в 11 классе по теме»Что такое система?»
Приветствует учащихся, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке в компьютерном классе;
дети высказываются, вспоминают ТБ в компьютерном классе.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
осуществление первого пробного
Задача 1. Назовите слово, которое объединяет все картинки на слайде.
Можете ли вы назвать состав каждой из систем? (П1.1.1 Стр.5)
✓ Структура каждой системы?
(система образования, солнечная система, нервная система, периодическая система химических элементов, вавилонская система счисления, операционная система)
Система – это совокупность материальных или информационных объектов, обладающих определенной целостностью Слайд 3.
Состав системы – это совокупность входящих в нее частей элементов
Система образования – см. ответ на рис.
Солнечная система – планеты: Марс, Юпитер и т.д.
Нервная система – центральная нервная система (спиной, головной мозг), периферийная (нервы, нервные узлы, нервные окончания)
Система хим. элементов – элементы: водород, кислород, магний и т.д.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); извлечение необходимой информации из текстов (П);
использование знаковосимволических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К).
✓ Существуют ли у этих систем подсистемы и надсистемы? К какому типу можно отнести каждую из систем?
Операционная система – ядро (драйвера, программа управления файлами, программа управления памятью), оболочка.
Постановка учебной задачи (1-2 мин.)
«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»
Формулируют тему и цели урока Тема урока «Что такое система» Цели («хочу узнать» )….
постановка и формулирование проблемы
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения
Слушают, предлагают, опровергают, соглашаются…
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Реализация выбранного плана разрешению затруднения
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); волевая саморегуляция (Р); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы,
схемы, знаки и т.д.) (П);
Первичное закрепление нового знания
Задача 1 (устно). Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных частей и причислите эти части:
1) струны, резонатор
3) рукава, шкурки животных
Примеры природных систем: солнечная система, растение, живой организм.
извлечение из текстов необходимой информации (П); подведение под понятие (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
Задача 2 (устно). Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции.
Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Среди смешанных систем можно выделить так называемые социальные системы. Социальные системы образуют люди, объединённые одним занятием, интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.
точностью (К); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
работа проверка эталону. (10 мин.)
Задача 3. Выделите подсистемы в системе «школа». Отразите структуру системы средствами текстового процессора Word».
Пример ответа
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение из текстов необходимой информации (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); – контроль (Р).
Включение в систему знаний и умений. (5 мин)
Компьютерное тестирование (приложение 2) (тест с сайта: )
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
9) (1 б.) Верные ответы: 2; 10) (1 б.) Верные ответы: 2;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); контроль (Р).
Домашнее задание (1 мин.)
Дополнительное задание (по желанию): стр.
Слушают, анализируют, выбирают для себя уровень.
планирование учебного сотрудничества (К).
Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха соотносится цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Правила создания презентаций»
Презентация «Графика в Pascal»
Исследовательская работа на тему «Влияние компьютера на здоровье подростка»
1.1информация и ее свойства 8 класс презентация
Разработка для организации учебного процесса
Программа внеурочной деятельности » Информатика»
Методическая разработка практического занятия по информатике «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты» с применением электронного обучения и дистанционных технологий
Методическая разработка урока по информатике «Текстовые процессоры» с применением электронного обучения и дистанционных технологий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5412025 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.