Что такое системный подход в педагогике

«Системный подход, как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса»

Системный подход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Просмотр содержимого документа
««Системный подход, как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса»»

«Системный подход, как одна из наиболее

активных форм воспитательного процесса»

Системный подход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Одним из основателей системного подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи – австрийский биолог, проживавший в США с середины прошлого века и изучавший изоморфизм законов в самых разных сегментах научного познания. Также формированием основных принципов системного подхода занимались А. А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер. Все эти ученые были достаточно далеки от системы педагогических наук, но именно благодаря их научным работам системный подход в педагогике получил толчок к развитию.

Впервые системный подход в педагогике приобрел устойчивые научно-педагогические очертания в «Великой дидактике» Я.А. Коменского. Исходной идеей у великого педагога послужило признание факта системности мира. Работы Я.А. Коменского оказали огромное влияние на развитие идей системного подхода в педагогике. Теоретическое развитие идеи Я.А. Коменского о необходимости целенаправленной организации воспитания и обучения получили в трудах Д. Локка. Впервые в истории педагогики в трактате «Мысли о воспитании» Д. Локк рассмотрел процесс развития и воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития.

В русской педагогике идеи системного подхода к воспитанию получили дальнейшее обоснование и развитие в работах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля и других ученых.

Современная концепция системного подхода в педагогике значительно отличается от концепции середины прошлого века, но основа была заложена именно в те далекие годы. Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, это и есть системный подход в педагогике. Системное обучение – это практическое искусство, творческий процесс, который основан на естественных возможностях личности.

В основе стандарта системного обучения лежит самостоятельный мыслительный труд обучаемого и коллективная практика моделирования. Как сделать труд обучения привлекательным? Как осуществлять труд обучения естественным путём? Как сделать результат труда обучения эффективным для жизни? Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педзадача: организация условий, инициирующих детскую деятельность. Чему учить? Ради чего учиться? Как учить?

Для этого требуется знать и правильно использовать те законы, по которым развивается интеллект и раскрываются способности личности. Для реализации заданных целей и предлагается системный подход к обучению и воспитанию. Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Не меня учат, а я сам учусь…

Системное построение учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении относится сегодня к требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Выявленные причины дают нам понять целесообразность системного подхода в процессе воспитания школьников.

В своей практике я использую разработанную мной воспитательную систему группы «Семейный очаг». Воспитательная система построена на основе нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.

Воспитательная система разбита на блоки. Каждый блок – год обучения.

По системе «Семейный очаг» я работаю второй год.

Системный подход позволяет рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Золотые правила системного подхода: подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса; веди ребёнка от собственного опыта к общественному; будь не «над», а «рядом»; радуйся вопросу, но отвечать не спеши; учи анализировать каждый этап работы; критикуя, стимулируй активность ребенка.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биоло­гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин­стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи­тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра­вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа­ции или ситуации жизни.

Источник

Системный подход в педагогике

Лекция 1. Общая характеристика образовательных систем

Понятие «образование»

Понятие «образование» имеет несколько значений.

Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци.

Н.И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке.

Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

Такая трактовка образования существовала со II-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.

В советской педагогике в 50-60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как процесс и результат этой деятельности.

Образование как процесс, результат, система, ценность.

Такое же определение этого понятия принимается в 1978г. XX Генеральной конференцией ЮНЕСКО: под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [10, С. 20-21].

В Законе РФ «Об образовании» дается следующее определение образования: «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [9, гл. 1, ст. 2].

Таким образом, в результате образования обучающийся формирует совокупность определенных качеств личности, которые в итоге выступают категориями человеческого капитала, т.е. в процессе предъявления носителем последнего в определенной сфере приложения труда.

Образование представляет собой социальный институт воспроизводства знаний, т.е. организационную систему, включающую деятельность, процесс и организацию, которая требует воздействия из вне для обеспечения работоспособности, эффективности и дальнейшего развития.

Образование выполняет функции:

Система образования включает в себя:

1) государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты и образовательные программы различных видов, уровней и / или направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) исполнительные органы государственной власти Луганской Народной Республики, территориальные органы исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные организации и объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Разноуровневость в управлении образовательными системами. Уровни управления:

управление образовательными системами на государственном уровне;

— управление образовательными системами на муниципальном уровне;

— управление образовательными системами на уровне образовательной организации.

Принципы управления образовательным процессом. Принцип технологичности. Принцип цикличности. Принцип интенсивности. Принцип разноуровневости. Принцип экономичности. Принцип результативности. Принцип диагностичности. Механизм управления образовательным процессом.

Образование рассматривается как система

Понятие «система».

Употребление понятия «система» в различных значениях. Приведите примеры.

Слово «система» является понятием.

Источники знаний человека о системах:

— практическая деятельность людей;

(философская система Платона как теория;

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как классификация;

система Станиславского как завершенный метод практического действия;

Солнечная система как совокупность объектов природы;

политическая, экономическая система как некоторые свойства общества;

законодательная система и система моральных ценностей как совокупность установившихся норм жизни и правил поведения;

система образования как совокупность взаимодействующих образовательных организаций, стандартов, программ и других элементов.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система».

Система в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей; множество элементов, которые находятся в отношениях, связях между собой и составляют определенную целостность.

При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

Классификация систем:

а) естественные системы: системы неживой и живой природы.

б) искусственные системы: технические и социальные.

Социальная система – это сложно упорядоченное и сложноорганизованное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки объектов, которые можно отнести к системам:

— наличие функциональных характеристиксистемы в целом и отдельных ее компонентов;

целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем;

— наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:

— наличие историчности, преемственностиили связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

— наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения.

Кроме того, научной литературе появилось понятие «процессная система».

Графически процессная система представлена на схеме 1.

Что такое системный подход в педагогике. Смотреть фото Что такое системный подход в педагогике. Смотреть картинку Что такое системный подход в педагогике. Картинка про Что такое системный подход в педагогике. Фото Что такое системный подход в педагогике

«Вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса.

«Выход» делится на основной и побочный.

«Процесс» определяется отношением между входом и выходом.

В любой системе можно выделить три вида процессов:

основной процесс преобразует вход системы в основной выход;

— обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем;

— управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа;

— ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

Системный подход в педагогике

В соответствии с представленным пониманием системы системный подход в педагогике есть направление методологии научного познания и педагогической практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Источник

Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки

Рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. Происхождение понятия «система». Саморазвитие и совершенствование элементов социальных систем. Теоретический и управленческий смысл термина «системный подход».

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.05.2017
Размер файла30,2 K

Что такое системный подход в педагогике. Смотреть фото Что такое системный подход в педагогике. Смотреть картинку Что такое системный подход в педагогике. Картинка про Что такое системный подход в педагогике. Фото Что такое системный подход в педагогике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ КАК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП НАУКИ

Целью исследования является рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. Происхождение понятия «система», сущность и принципы системного подхода

The aim of the study is to examine the system approach in pedagogy as a general methodological principle of science. The article analyzes the origin of the concept of «system», the spirit and principles of the system approach

Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит глубоко в древность. Г.И. Рузавин отмечает, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики [19].

Вобрав в себя суть таких понятий, как «порядок», «организация», «целостность», и в то же время не сводясь по своему субъективному содержанию полностью ни к одному из них, понятие «система» в древней философии стало аксиоматическим.

Впервые определение понятия «система» встречается у представителей метафизического материализма. Так, французский просветитель Э.Б. Кондильяк писал: «Всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-либо искусства или науки в известном порядке, в котором последние части объясняются первыми» [7].

К. Маркс применил понятие системы к анализу человеческого общества, рассматривая его не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, в которую включен и в которой формируется и развивается человек [21]. На идеи системности опиралась и эволюционная теория Ч. Дарвина.

Обе эти теории дали мощный толчок развитию системного подхода, распространению его на все новые области познания и практики. Наполненное новым содержанием, отражающее материальные образования, свойства, процессы, реальности понятие «система» стало одним из главнейших обобщений человеческого разума. Постепенно стало нарастать осознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами, то есть системами.

в первую группу войдут определения, характеризующие систему как класс математических моделей: система есть математическая абстракция, которая служит моделью динамического явления;

в третью группу вошли определения системы через понятия «вход», «выход», «переработка информации», «управление», «координирование», «взаимодействие».

Мы под системой понимаем совокупность компонентов, находящихся в определенных отношениях и связанных друг с другом, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности [15, 16].

Для системы характерно преобладание внутренних связей над внешними, активное воздействие ее на компоненты, их преобразование соответственно собственной природе, ведущее нередко к возникновению новых компонентов. Р. Жерар приписывает живым системам три отдельных и, вместе с тем, взаимосвязанных между собой аспекта: структуру, функцию и историю [23]. Это относится и к биологическим, и к социальным системам. Их общие характеристики: 1) взаимодействие компонентов системы порождает новые, присущие лишь им качества; 2) связи в них настолько тесны, что компоненты не могут существовать как внешне обособленные, а изменение одного из них вызывает изменение других; 3) в силу этих взаимосвязей система активно воздействует на свои компоненты и является самоорганизующейся.

При этом основным компонентом любой социальной системы выступает человек как «элементарный носитель социального системного качества» [2].

В литературе отмечается, что социальным системам присуще саморазвитие, прогрессивное совершенствование элементов системы и взаимосвязей между ними. Социальные системы внутренне способны быть причиной своего изменения. Источником их саморазвития являются внутренние противоречия, которые могут принимать антагонистический или неантагонистический характер, в зависимости от конкретных условий.

Научное познание и преобразование социальной действительности невозможно без учета специфики закономерных связей, характерных для органических систем (или целостностей), составляющих человеческое общество. Таким образом, суть системного подхода как общеметодологического принципа состоит в постоянном учете и использовании этих связей, как в процессе познания, так и в практической деятельности [23].

Э.С. Маркарян отмечает, что системный подход способен поставить перед социальными науками проблемы, наметить новые подходы и перспективы исследования, выполнить роль необходимого связующего звена этих наук с другими областями знания, роль определенного методологического средства [12].

В.Г. Афанасьев подчеркивает, что системный подход, как никакой другой, позволяет органически соединить анализ и синтез [14].

В научной литературе (Н.Ф. Дик, В.А. Дмитриенко, Х.И. Лейметс, П.И. Филонов, Л.М. Фридман, П.Т. Фролов и др.) системный подход иногда называют комплексным, целостным, вкладывая в содержание этих терминов те или иные специфические оттенки, но они в принципе не меняют их сущностных характеристик, ибо в основе всех названных подходов лежит понимание социальной действительности как суммы органических систем, целостностей, комплексов.

Термину «системный подход» придают чаще всего теоретический и управленческий смыслы. Его используют, когда речь идет об общем методологическом принципе научных исследований, о совершенствовании системы управления. Выражение «комплексный подход» чаще используется при характеристике конкретной организации той или иной сферы человеческой деятельности. Термин «целостный подход» используется в философии, психологии, педагогике наиболее часто, когда говорится о подходе к личности. Обычно они применяются и как тождественные, и как имеющие в какой-то мере свои оттенки, дополняющие друг друга [25].

Системный подход, отмечают И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин [3], ориентирован на изучение объекта как целого и разработку методов такого изучения. В противном случае, «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу … наталкиваться на эти общие вопросы».

Системный подход отвергает практику решения проблем, ориентирующихся на ближайшие результаты, без учета последствий этих решений в будущем и «исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями ее элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами, и имеет своей целью выявление механизмов «жизни», то есть функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних характеристиках» [3].

Системный подход позволяет изучать и строить объекты как систему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Как правило, системный объект входит в качестве компонента не в одну, а в несколько целостных, качественно различных систем. Необходимо видеть эти системы, чтобы понять поведение объекта в различных ситуациях. Любая динамичная система является одновременно единством трех состояний: прошедшего, настоящего и будущего. Важно видеть систему в развитии, во взаимодействии с окружающей средой. При этом считается, что и сама среда должна рассматриваться с позиций системного подхода [13].

В литературе (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, С.А. Минюкова, А.И. Мищенко, Э.П. Юдин и др.) сущность системного подхода раскрывается через составляющие его принципы:

Связь, обеспечивающая целостность отдельных подсистем и всего, в нашем случае, педагогического процесса, является системообразующей, приводя компоненты его в систему, она выделяет ее из окружающей среды, обеспечивает, закрепляет упорядоченность частей, структуры, расставляя тем самым компоненты на «свои места». Целостность воспитательного процесса повышается при возрастающей роли системообразующей связи.

Системный подход в педагогике проявляется при условии, что предмет «воспитание» организуется и исследуется как системный объект, и именно на основе такого его понимания делаются научные и практические выводы [17]. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Реализация системного подхода предполагает единство педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится источником возникновения новых фундаментальных проблем образования.

Системный подход предполагает выяснение роли отдельных компонентов системы, процессов в развитии личности как системного целого. В этом отношении системный подход очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность, как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

И системный, и личностный, и деятельностный подходы требуют перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает реализацию полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в самосовершенствовании развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. системный педагогика наука социальный

Реализация выше названных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности [22]. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Это предполагает необходимость использования этнопедагогического подхода, основывающегося на единстве интернационального, национального и индивидуального.

По существу, системный подход «вбирает» в себя все выше перечисленные методологические принципы, предоставляет возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию.

Считается, что системный подход в применении его различными науками в познании и преобразовании реальной действительности неизбежно приобретает свою специфику. И это естественно, ибо всеобщие законы диалектики проявляются в различных областях действительности в специфических формах (А.Н.Леонтьев, Д.Н.Лихачев). Особенности проявления законов диалектики в каждой из областей и соответственно специфика применения системного подхода предопределяются своеобразием составляющих ее явлений и процессов. В области воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного. В системном подходе к воспитанию:

Воспитание принадлежит к социальным системам. Об этом писал еще А.С. Макаренко [11], утверждавший, что воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.

изучение внутренней структуры объекта, отдельных его элементов и связей между ними;

выявление внутренних противоречий, которые свойственны объекту и которые определяют процесс его развития, составление на этой основе его интеграционной характеристики;

осуществление анализа внешних связей воспитательного учреждения с окружающей его средой, с ее компонентами;

рассмотрение этого объекта в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как элемент, изучение его поведения в этих системах;

исследование особенностей зарождения объекта как системы, современного его состояния и тенденции к развитию.

Мы исходили далее из того, что воспитание есть «сложный поток» разнообразных взаимодействий воспитанника с воспитателями, сверстниками, другими людьми, с предметами, воплощающими в себе культуру, социальный опыт [9]. Их усвоение происходит в результате этих воспитательных взаимодействий, последовательно разворачивающихся во времени по мере роста воспитанника. Эти взаимодействия могут быть целенаправленными и стихийными, управляемыми, полууправляемыми или неуправляемыми.

Воспитание всегда осуществляется «не вообще», а как воспитание конкретного человека. Воспитательные взаимодействия есть результат функционирования тех воспитательных отношений, в которые включен воспитанник. И эти отношения воспитанника обусловлены его местом в семье, классе, школе, всегда в чем-то специфичны, уникальны, они постоянно опосредуются внутренними условиями личности, ее индивидуальностью. Эти отношения постоянно изменяются, развиваются.

В литературе воспитание рассматривается не только как процесс, но и как порождающие его воспитательные системы [23]. Нами воспитательная система понимается как упорядоченная целостная совокупность компонентов учреждения образования или его структурного подразделения, взаимодействие и интеграция которых обуславливает его способность целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. В педагогической литературе выделяют следующие функции воспитательных систем:

развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и не согласованных воспитательных воздействий;

регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Рассмотрение воспитания как одного из видов социальных систем предполагает признание того, что:

воспитательные системы не сводятся лишь к совокупности целей, содержания, средств воспитания, они всегда включают как обязательные и важнейшие компоненты воспитанников и воспитателей, их взаимодействие;

Анализ педагогической действительности показывает, что целостная система воспитания может быть рассмотрена как иерархия воспитательных систем. Ее структура:

региональные системы, которые складываются как специфические социальные комплексы, охватывающие все воспитательные системы в том или ином районе, городе, области и т.д.

Э.Н. Гусинский [5] в русле разрабатываемой им теории образования на основе междисциплинарного системного подхода создаваемые в образовании системы охарактеризовал как: 1) открытые, 2) нелинейные, 3) неравновесные, 4) самоорганизующиеся. При этом:

открытость их обусловлена свободой интеграции всех заинтересованных субъектов, приносящих с собой различные взгляды, подходы к решению общих задач, чутким улавливанием движений социокультурной среды, инновационных процессов;

нелинейность заключается в многоуровневости и многопрофильности входящих в систему подсистем, автономных и взаимосвязанных одновременно;

неравновесность системы выражается в сосуществовании в ней различных парадигм, моделей, технологий, не всегда обеспечивающих полный консенсус возможности выхода из нее и выхода субъектов деятельности;

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность, она выступает как:

совокупность социально значимых свойств человека;

система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

система деятельности, система осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

процесс осознания окружающего мира и себя в нем;

система потребностей, творческих возможностей, и т.д.

Таким образом, личность ребенка как целостная интегральная система сможет эффективно развиваться только в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный) тесно взаимосвязаны.

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить, что:

Во-вторых, управление развитием такой сложной системы как личность требует адекватного подхода. Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; он направлен на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

В-третьих, методология педагогической науки может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности.

В-четвертых, зарождению, развитию и становлению системного подхода в педагогике способствовало возникновение педагогических идей:

1) идея целостности личности;

2) идея целостности процесса воспитания;

3) понимания воспитания как совокупности последовательно развертывающихся управляемых, полууправляемых и неуправляемых воспитательных взаимодействий;

4) идея связей (системообразующих) как компонента системы;

5) идея активности субъекта воспитания;

6) идея единства личности и ее деятельности;

7) идея преемственности в процессе воспитания.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Системный подход: основные понятия и принципы реализации. Сущность и структура теории воспитания. Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания. Предпосылки, основные этапы и тенденции развития системного подхода в теории воспитания.

монография [297,7 K], добавлен 10.08.2011

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Сущность деятельностного подхода в педагогике. Основные понятия и принципы как составная часть деятельностного подхода.

контрольная работа [30,2 K], добавлен 06.07.2008

Анализ сущности системного подхода в обучении, который заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Принцип доступности обучения. Воспитательная деятельность.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 17.06.2010

Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

реферат [131,3 K], добавлен 20.11.2006

Сущность понятия «методология», его исследование учеными в области педагогики. Применение принципов методологии в теории и практической деятельности педагога. Методологические подходы в педагогике: системный, личностный, деятельностный, индивидуальный.

контрольная работа [11,8 K], добавлен 30.05.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *