Что такое скелет 4 класс
Презентация на тему Строение скелета человека (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема:
Скелет
Задачи:
Изучить отделы скелета и кости, их образующие
Описание слайда:
Описание слайда:
Строение скелета
Скелет состоит из соединенных между собой костей. Он обеспечивает нашему телу опору и сохранение формы, а также защищает внутренние органы. У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей.
Каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.
Описание слайда:
Скелет головы — череп состоит из двух частей: мозговой и лицевой, его образуют 23 кости.
В состав мозгового отдела входят парные кости — височные и теменные; непарные кости — лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.
В лицевой части парные верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные. Из непарных самая крупная нижнечелюстная.
Описание слайда:
Скелет туловища
Скелет туловища. Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища. Позвоночник образован 33—34 позвонками. Позвонки состоят из тела — самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы.
Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга костные кольца — позвоночный канал — костный футляр для спинного мозга. Соседние позвонки отделены друг от друга довольно толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Скелет плечевого пояса
Скелет плечевого пояса верхних конечностей. Благодаря тому что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. Для рук такую опору создают 4 кости: 2 лопатки и 2 ключицы. Лопатки — большие плоские кости треугольной формы. Они находятся на задней поверхности грудной клетки и соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. Ключица — слегка изогнутая кость средних размеров. Одним концом она соединена с лопаткой, а другим — с грудиной.
Плечевой пояс
Описание слайда:
Скелет Верхних конечностей
Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Ее верхняя часть — шарообразная головка помещается в полушаровидной ямке лопатки. Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой.
В кисти различают 3 отдела: запястье, пясть и пальцы. Скелет запястья состоит из восьми мелких костей. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Такое строение кисти обеспечивает выполнение разнообразных тончайших движений.
Описание слайда:
Скелет тазового пояса нижних конечностей. Две массивные плоские тазовые кости образованы сросшимися подвздошными, седалищными и лобковыми костями, сзади прочно соединены с крестцовым отделом позвоночника, а спереди друг с другом. Они выдерживают большие физические напряжения. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка бедренной кости.
Скелет пояса нижних конечностей
Описание слайда:
Скелет нижних конечностей
Скелет нижних конечностей образован крупной бедренной костью, голенью и стопой. Голень состоит из большой и малой берцовых костей. Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием — коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав. Стопа также подвижна и состоит из семи коротких костей предплюсны, среди которых особенно выделяется своей массивностью пяточная кость, пяти длинных костей плюсны и костей пальцев.
Описание слайда:
Вопросы
Какие парные кости входят в мозговой отдел черепа?
Какие непарные кости входят в лицевой отдел черепа?
Какие изгибы имеет позвоночник в норме?
Какие позвонки самые массивные?
Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника?
Сколько блуждающих ребер у человека?
Какие кости образуют верхнюю конечность?
Чем образован верхний, плечевой пояс конечностей?
Сколько костей в запястье и предплюсне?
Какие кости образуют нижнюю конечность?
Описание слайда:
Тест 1. Какие парные кости входят в мозговой отдел черепа:
1.Затылочные.
2.Решетчатые.
3.Височные.
4.Лобные.
5.Теменные.
6.Клиновидные.
Тест 2. Какие парные кости входят в лицевой отдел черепа:
1.Верхнечелюстные.
2. Слезные.
3.Нижнечелюстные.
4. Нижние носовые раковины.
5.Скуловые.
6. Небные.
7.Носовые.
**Тест 3. Какие изгибы имеет позвоночник в норме?
Два лордоза.
Один лордоз.
Два кифоза.
Один кифоз.
Два сколиоза.
Один сколиоз.
Описание слайда:
**Тест 4. Какие позвонки самые массивные?
Шейные.
Грудные.
Поясничные.
Крестцовые.
Копчиковые.
Тест 5. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника?
В шейном – 6, в грудном – 10, в поясничном – 5, в крестцовом – 5, в копчиковом – 4-5.
В шейном – 7, в грудном – 12, в поясничном – 5, в крестцовом – 5, в копчиковом – 4-5.
В шейном – 8, в грудном – 12, в поясничном – 5, в крестцовом – 5, в копчиковом – 4-5.
В шейном – 7, в грудном – 10, в поясничном – 5, в крестцовом – 5, в копчиковом – 4-5.
Описание слайда:
Тест 6. Сколько блуждающих ребер у человека?
Одна пара.
Две пары.
Три пары.
Четыре пары.
**Тест 7. Какие кости образуют верхнюю конечность?
Плечевая.5. Ключица.
Лучевая.6. Кости запястья.
Локтевая.7. Кости пясти.
Лопатка.8. Фаланги пальцев.
**Тест 8. Чем образован верхний, плечевой пояс конечностей?
Двумя плечевыми костями.
Двумя ключицами.
Двумя лопатками.
Непарной грудиной.
Описание слайда:
Тест 9. Сколько костей в запястье и предплюсне?
В запястье – 8, в предплюсне – 8.
В запястье – 7, в предплюсне – 7.
В запястье – 7, в предплюсне – 8.
В запястье – 8, в предплюсне – 7.
**Тест 10. Какие кости образуют нижнюю конечность?
Две тазовые кости.
Фаланги пальцев.
Бедренная кость.
Коленная чашечка.
Лучевая кость.
Кости предплюсны.
Берцовые кости.
Кости плюсны.
Описание слайда:
Домашнее задание
Повтори основные части скелета человека
Дай ответы на вопросы слайда №11
Найди ответ на вопрос: «Какая кость в скелете самая маленькая?»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по окружающему миру «Скелет — опора тела» — для учащихся 4 класса
Патимат Гамзатова
Урок по окружающему миру «Скелет — опора тела» — для учащихся 4 класса
Урок в 4 классе
Цель: расширять представления учащихся о скелете, мышцах, и их значении
и связи друг с другом;
— ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;
— способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций
— содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к
своему здоровью, здоровью окружающих;
— воспитание умения работать в коллективе;
Ход урока
II.Введение в тему урока.
Учитель: О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Прочитайте эти
пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат. (Учащиеся
• Дал бог здоровья, а счастье найдм.
• Здоров будешь – вс добудешь.
• Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
• Здоровый человек не тот, кто в детстве прыгает, а тот кто под
Дети: человека можно назвать здоровым, если он дожил до старости и не
болеет, может быстро ходить, работать;
Дети: если человек может быстро двигаться, сам поднимается по лестнице,
выполняет тяжлую физическую работу, не принимает лекарства, то его
можно назвать здоровым и др.
Учитель: вы правы, человека, который достиг преклонного возраста и
сохранил двигательную активность, мы уверенно можем назвать здоровым
— А что позволяет человеку совершать различные движения?
— Правильно, кость скелета
III. Сообщение темы урока. Формирование новых знаний.
— А знаете ли вы, как устроены мы с вами?
— Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека. Тема нашего
урока: «Скелет – опора тела»
В течение урока нам предстоит ответить на вопросы. Посмотрите, что это за
1. Удивительное тело (внешнее строение тела человека).
2. Суперскелет.
4. Зачем нам знать строение тела человека?
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, первый наш вопрос
1) Удивительное тело (внешнее строение тела человека).
Учитель: Встаньте, пожалуйста. Погладьте себя по голове.
Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди,
покажите спину. Погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте
Учитель: Почему мы ходим вертикально?
— Если бы в нашем теле не было костей, смогли бы мы ходить?
— Кто же может сказать какие части тела относятся к внешнему строению
тела человека? (ответы детей).
— Правильно! К внешнему строению тела человека относятся следующие
части тела: голова, шея, туловище, на котором находится грудь, спина,
живот, потом руки и ноги.
— Переходим ко второму вопросу.
2) Суперскелет.
Учитель: Постучите себя по лбу. Чувствуешь, что-то твердое под кожей?
Это кость. В нашем теле 212 костей.
Они служат опорой организму и защищают его важнейшие внутренние
части. Поэтому кости должны быть прочными. Трудно представить, как
выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он
напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно
передвигаться, а любая, даже незначительная травма повреждала бы
внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга. Опорно-
двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и
мышцы. В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной
клеткой; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и
Учитель: Найдите друг у друга позвоночник. Проведите рукой.
Позвоночник – это основная часть скелета человека. С позвоночником
соединяются задние концы рбер, передние их концы прикреплены к грудной
клетке. Позвоночник вместе с грудной клеткой и рбрами образуют грудную
клетку. Она защищает находящиеся в ней сердце, лгкие. Позвоночник
состоит из 33 костей – позвонков, соединенных, словно бусинки. Это делает
Встаньте, дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие мы гибкие! А теперь
возьмите ручку и попробуйте, не сгибая руки написать. Невозможно!
Поэтому в каждой руке не одна длинная кость, а несколько более коротких,
-Ребята, про какие части тела можно сказать: «Это наши труженицы!»
Учитель: Почему вы так считаете?
— Какую работу Вы умеете делать с помощью рук?
(руками можно вышивать, шить, вязать, рисовать, писать, при этом ноги
могут не участвовать в работе)
Учитель: Рукам с рожденья нет покоя. Человек своими руками может
сделать очень много прекрасных дел, и чтобы они не уставали, были
крепкими и сильными, а пальцы быстрыми и ловкими в движении им надо
помогать. Для этого мы должны хорошо их знать.
— Сейчас вам предстоит добыть новые знания о скелете пальцев рук на основе
Положите руки на стол ладонями вверх. Сгибайте и разгибайте пальцы.
Обратите внимание, в каких местах каждый пальчик сгибается и разгибается.
Учитель: Большой палец сколько имеет сгибов?
Дети: Большой палец только в одном месте сгибается и разгибается.
Учитель: Пошевелим большим пальцем ещ и убедимся в этом.
— Что можете рассказать об остальных пальцах?
Ученик: Остальные пальцы сгибаются и разгибаются в двух местах.
Учитель: Исследуйте пальцы каждой руки, надавливая и поглаживая вдоль
— Расскажите о том, что вы чувствуете внутри каждого пальчика.
Ученик: Я чувствую, что пальцы внутри тврдые, значит там кости.
Учитель: По толщине каждый палец одинаковый или нет?
Ученица: На сгибах пальцев кости толще, чем в других местах.
Учитель: Там, где пальцы сгибаются и разгибаются, соединяются косточки
подвижными суставами. Утолщения на пальцах вы чувствуете там, где
— Сколько суставов у большого пальца? (один сустав)
— Значит, в скелете большого пальца сколько косточек? (две косточки)
— Сколько суставов у других пальцев? (по два сустава)
— Значит, сколько косточек в скелете этих пальцев? (по три косточки)
Учитель: Когда вы исследовали свои пальчики, вы надавливали на них,
— Как называются такие движения?
Ученик: Я знаю! Это массаж. Мне мама часто делает массаж спины. Она
поглаживает спину, постукивает, перекатывает и прищипывает кожу.
Учитель: Значит, вы сейчас тоже массажировали пальцы рук. Массаж любой
части тела снимает напряжение, усталость, восстанавливает двигательную
активность и оздоравливает весь наш организм. Повторим эти движения.
Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же
сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику,
тщательно его растирая.
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж
большого пальца повышает деятельность головного мозга. Обратите
внимание на то, как большой палец возвышается над другими, когда они
сжаты в кулак, – как голова над нашим туловищем. Это поможет вам
запомнить связь большого пальца с головным мозгом. Массаж указательного
позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе
сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой
палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный
палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он
быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащнно бьтся после сильного эмоционального
напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете
сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них
капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и
оздоравливайте свой организм.
Учитель:Нога тоже состоит из трх частей:бедра, голени и стопы. В бедре
одна толстая кость – бедренная, в голени – две, а в стопе, как и в кисти,
много небольших костей. Прощупайте на себе кости ног.
Учитель: Ребята, так какое же значение имеет скелет для человека?
Дети: Скелет служит опорой. Он защищает от повреждений внутренние
органы – мозг, сердце, лгкие.
На зарядку солнышко
Учитель: Но кости не могут двигаться сами собой. Их приводит в движение
мышцы, или мускулы. Согните руку в локте. Вы почувствовали, что мышца,
которая находится выше локтя, стала упругой, а если опустите, то мышца
становится более мягкой и менее заметной. Мышцы при сгибании
сократились, то есть сделались тврже, толще, короче, и притянули друг к
другу кости руки.Мышцы есть везде: лицо, руки, шея, грудь, живот, сердце и
другие органы имеют свои мышцы.
При помощи сокращения мышц человек производит разнообразные
движения – ходит, бегает, работает. Они удерживают тело в вертикальном
положении. У человека более 600 скелетных мышц. Сокращаясь, мышцы
приводят в движение кости, действуя на них, как рычаги. Сила мышц и
прочность костей взаимосвязаны между собой.
От скелета и мышц зависит осанка человека. И сегодня я хотела бы еще
поговорить об осанке. Правильная осанка не только красива, но и полезна
для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже
работать внутренние органы.
— Как выработать правильную осанку?
(Ученики говорят о значении физических упражнений.)
Практическая работа: Учитель приглашает помочь 4 человек.
Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку
портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной
к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется
в сторону, у другого ученика спина не искривлена.
(Ученики делают выводы о том,с чем лучше ходить в школу: с
портфелем или с ранцем.)
Третий ученик держит небольшое детское ведрко, наполненное водой. А
четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но
подержав его в одной руке, ребенок устат и начинает наклоняться в сторону.
Второй ученик ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети
делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме.
(Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)
Учитель: Ребята, а что нужно делать, чтобы укреплять мышцы?
Дети: делать физические упражнения, заниматься спортом
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Учитель: Ребята, а сейчас послушайте рассказ А. Дорохова «Молодой
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо
моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет,хотя дверь была закрыта:
только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть
прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой,
потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него
Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам.
Ребята бегут трудиться зимой на дворе снег разгребать, весной – цветы
сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы
увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на
скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя
Вот так он и стал молодым старичком (по А. Дорохову).
6. Итог урока.
Учитель: Зачем нам знать строение тела человека?
Дети: Чтобы сохранять и укреплять здоровье
Учитель: А как мы можем это сделать?
Дети: Делать зарядку, больше ходить пешком, не пропускать уроки
физкультуры, правильно питаться.
— С чем вы познакомились на уроке?
— Назовите части тела человека?
«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся 4 класса. Цель: • расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать уважение к хлебу, людям труда. Оборудование:.
«Милым мамам» (праздник для учащихся 3 класса) МОУ «Старопольская СОШ» «Милым мамам» (праздник для учащихся 3 класса) Подготовила и провела учитель начальной школы Хозяинова Е. В. Цели:.
Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры» Тема занятия: «Костры» Возраст учащихся: 4 класс (10 лет) Тип занятия: ознакомление с новым материалом Задачи: • познакомить учащихся.
Математический диктант для учащихся 1–2 класса (1–2 четверть) Математический диктант 1 класс. 1 четверть. № 1 1. Запишите цифрами числа от 1 до 3 2. Запишите число 2. Запишите число, которое следует.
Открытый урок по окружающему миру в первом классе «Здоровая пища» Открытый урок по окружающему миру «Здоровая пища». 1-й класс Автор материала (ФИО) Байданова Ботагоз Рыспаевна Должность учитель начальных.
Проект ученика третьего класса по окружающему миру «Кто нас защищает» Проект ученика 3 класса Погорелова М. А. по окружающему миру «Кто нас защищает» Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни,.
Сценарий новогоднего праздника для учащихся 1 класса Сценарий Новогоднего Праздника (Данный праздник был проведён в 1 классе,но по желанию его можно адаптировать под любой возраст.) Класс украшен.
Сценарий новогоднего представления для учащихся 3 класса Сценарий праздника включает стихотворения о новом годе, загадки, игры кричалки. тексты новогодних песен. Праздник можно провести в классе.
Внеклассное занятие по окружающему миру для 1–4 класса «Все о зимующих птицах» Цели: Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, показать их разнообразие, учить выделять существенные признаки птиц, с устройством.
Урок окружающего мира в 4-м классе «Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей»
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала о функциях, значении скелета и свойстве костей.
Оборудование: учебно-методический комплекс: Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник для 4 класса, 1 ч. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009; Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009; карточки условных обозначений погоды, таблица «Скелет человека», видеофильм «Движение – это жизнь» (Приложение 1), презентация «Строение и соединение костей» (Приложение 2).
1. Организационный момент
Нежная ласковость слова
Стёрлась на нет
В ежедневном «привете».
Здравствуйте!
Это же – будьте здоровы!
Это же – дольше живите на свете!
2. Определение погоды дня. Моделирование.
У.: Дежурные «синоптики» определят сегодняшнюю погоду.
(2 дежурных ученика из представленных моделей условных обозначений погоды составляют на магнитной доске погоду дня и комментируют её).
У.: На улице стоит приятная осенняя погода, которая позволяет нам много гулять, заниматься спортом, работать на приусадебных участках. Все эти виды деятельности помогают нам …
(Быть здоровыми, закалёнными, стройными, красивыми.)
2. Проверка домашнего задания
1. Сообщение учащихся «Почему осанка выделяла рыцаря?»
2. Презентация упражнений по выработке правильной осанки.
(Ученики показывают упражнения и рассказывают об их значении. Желающие могут около парт выполнять понравившиеся упражнения.)
У.: Кто из вас следит за своей осанкой?
У.: Что вы для этого делаете?
3. Работа с тетрадью. Работа в парах.
(Учащиеся подписывают известные части тела и внутренние органы. Взаимопроверка тетрадей.)
3. Сообщение темы урока
У.: Какие внутренние органы подписали?
У.: Как вы думаете, почему органы не падают вниз и не сбиваются в кучу?
У.: Сегодня мы поговорим о том, что защищает и поддерживает внутренние органы человека.
У.: Послушайте отрывок из книги «Ты – человек, я – человек» И.Стременьовой.
«Мама смастерила маленькой Люде куклу, сшила её из обрезков ткани, набила мягким поролоном. На голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо: глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка.
– Ну вот, теперь садись, – говорит ей Люда.
Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь, да ещё подушкой подпереть. А она всё равно валится то на один бок, то на другой, руки – ноги болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла.
Примерно так же, как Людина кукла, выглядел бы человек, если бы у него не было костей. И не просто выглядел! Он бы и сделать ничего не смог».
У.: Почему? (Потому что нет костей, т.е. скелета).
У.: Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (Ответы учащихся)
(Открываю тему на доске и вывешиваю плакат «Скелет человека»)
У.: О чём должны узнать на уроке?
(В ходе обсуждения определяются задачи урока)
4. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Строение скелета
Задаётся вопрос с экрана: Как устроен опорно-двигательный аппарат?
Работа с информацией. С.29, 1 абзац.
У.: Какое название носит система, которая помогает нам двигаться?
У.: Что такое скелет человека?
У.: Слово «скелет» пришло к нам из греческого языка и буквально означает «высохший».
2. Значение скелета
Работа с информацией. С.29, 2 абзац.
У.: Какова роль скелета в организме?
У.: Какие функции выполняет скелет?
(Коллективная работа совместно с учителем.)
У.: Рассмотрите таблицу «Скелет». Какую часть в организме он занимает?
У.: Как вы думаете, это тяжёлый орган или нет?
У.: Оказывается, если человек весит 80кг, то его скелет весит всего 10кг.
У.: Как вы думаете, почему?
(Демонстрируются слайды «Виды костей», «Что такое кость»)
У.: Как вы думаете, сколько костей у человека?
(После предположений учащихся правильное число появляется на слайде.)
3. Состав костей. Практическая работа.
(Вызываются к доске 2-3 ученика, которым предлагается сломать куриную косточку. У них это не получается.)
У.: Почему не сломали косточку?
У.: Кости состоят из минеральных и органических веществ, которые придают им твёрдость и упругость.
Кость замочили в соляной кислоте. Кость стала гибкой, потому что удалились минеральные вещества, придающие костям твёрдость и прочность.
Учитель показывает детям обугленную кость. Вызванный ребёнок легко её ломает. Из кости удалили органические вещества, придающие гибкость и упругость.
(Вспоминаем правила здорового питания из уроков ОБЖ для роста и развития костно-мышечной системы.)
4. Соединение костей скелета.
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть. Достать до пятки
И плечами покачать.
А затем как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку –
Вот и сделали зарядку!
У.: При выполнении упражнений легко ли было двигать руками и ногами?
У.: Также подвижен позвоночник?
У.: А попробуйте подвигать черепом. Что заметили?
У.: Кости соединены по-разному, в зависимости от функций.
(На слайде появляется таблица)
У.: Назовите кости скелета различного соединения.
Демонстрируются слайды «Неподвижное соединение», «Полуподвижное соединение», «Подвижное соединение». Учащихся показывают соответствующие соединения по таблице «Скелет человека» (Приложение 2)
5. Самостоятельная работа
У.: Рассмотрите рисунки с.31.
У.: Какие правила вы должны соблюдать, чтобы не стать похожими на этих детей?
(Формирование навыков ЗОЖ.)
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
1. И.п. – сидя, опрокинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
3. И.п. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
6. Повторение и закрепление новых знаний
1 группа. Зачем человеку нужен скелет?
2 группа. Соедините стрелкой:
Подвижное соединение позвоночник
колено
Полуподвижное соединение череп
локоть
Неподвижное соединение рёбра и грудина
3 группа.
От чего зависит крепость и прочность костей?
7. Рефлексия учебной деятельности
У.: Вспомните, какие задачи ставили в начале урока?
У.: Решили мы эти задачи?
У.: Какие знания получили?
У.: Что было новым и интересным?
У.: Что может пригодиться в жизни?
8. Информация о домашнем задании
– Материал учебника с.29-32, ответы на вопросы.
– Рабочая тетрадь №15 с.11.
– Составить кроссворд по теме урока (по желанию).