Что такое скилы в дизайне
Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда
Привет. Меня зовут Костя. Около 10 лет я занимаюсь тем, что развиваю дизайн-команды и дизайнеров. Сейчас я руковожу дизайном в AGIMA.
В этой статье я расскажу про свой опыт развития софт скиллов у меня лично и у ребят, с которыми я работаю. Эта тема меня вдохновила после того, как мы с «Нетологией» провели исследование по софт и хард скиллам. Прочитать его можно тут, а пока я поделюсь своим мнением.
Начну с того, что у меня есть подозрение, что не все скиллы одинаково полезны. Поэтому ниже я постарался более-менее привязать разные навыки к уровням развития дизайнера. Надеюсь, что это поможет лучше ориентироваться и планировать свой карьерный рост.
Ну, и необходимый спойлер: все это личный и достаточно субъективный опыт, который не всем подойдет. Я предупредил, так что погнали.
Про термины
Забавно, что на рынке нет четкой градации или определения уровней развития дизайнеров. Я как-то пытался найти что-то универсальное и, конечно, потерпел фиаско. Но по опыту общения с коллегами и заказчиками понятен общий принцип:
Стажер
Не умеет ничего или умеет самые базовые вещи. Совершенно не самостоятелен.
Джуниор
Умеет делать базовые вещи, нуждается в существенном контроле во время работы.
Умеет делать много чего, значительную часть работы может делать самостоятельно.
Синьор
Умеет делать всё или почти всё, практически не нуждается в помощи, а если нуждается — может добыть ее сам.
И еще пара ролей, чтобы было понятнее, что да как:
Тимлид
Умеет лидировать команду. При этом может быть даже джуном, главное — чтобы помогал команде достичь цели.
Арт-директор
Самое размытое понятие. Чаще всего подразумевается, что это лидер проекта или лидер команды.
Хотя знакомые дизайнеры из европейских компаний утверждают, что арт-директор — это редкий дизайнер уровня «бог», который одним взглядом может решить любую сложность и лечит проблемы типографики просто наложением рук. И что далеко не в каждом проекте или агентстве такой есть. Но может, это они так шутят. У нас в России арт-директором может назваться почти любой.
Про софт скиллы
Забавно, но каждый раз, когда заходит разговор про софт скиллы, мне приходится лезть в интернет, чтобы освежить в голове определение. Как-то не держится этот англицизм в моем мозге. И каждый раз я пытаюсь запомнить, что софт скиллы — это скорее про наши качества как личности.
И как сложно починить мою память и закрепить там это знание, так же сложно развивать свои личностные качества. Но что-то сделать всё же можно.
Lvl 1. Джун
На этом уровне важно заложить фундаментальные основы себя как дизайнера. Поэтому я выделил 3 навыка.
Эмпатия
Этот навык я считаю самым важным для дизайнера. Нет эмпатии — нет дизайна. Эмпатия — это способность понимать людей, для которых вы делаете дизайн. Не надо путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «влезть в шкуру» пользователя.
Я думаю, что основа для развития эмпатии — понимание того, как думает человек и как устроен мир.
Вот список книг, которые помогли мне сформировать это понимание:
Виктор Папанек, «Дизайн для реального мира». Книга о том, что дизайнеру полезно смотреть и думать шире, чем это предполагает его коммерческая работа.
Вит Ценев, «Психология рекламы: реклама, НЛП и 25-й кадр». Старая, но простая и понятная книга про то, как у людей работают мозги.
Гоулман, «Эмоциональный интеллект». Популярная довольно сейчас тема.
Масару Ибука, «После трех уже поздно». Немного про то, как устроены дети. Особенно актуально для тех, кто работает в этой нише.
Александр Прохоров, «Русская модель управления». Про то, как все работает у нас тут, в славянском мире.
Эрин Мейер, «Карта культурных различий». О том, как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде. И о том, как отличается восприятие у людей в разных странах и культурах.
Самостоятельность
Способность отвечать за себя, находить ответы на вопросы, задавать эти вопросы, умение планировать свою деятельность — это один из базовых навыков, как мне кажется. Чем лучше он развит, тем успешнее дизайнер.
Мне в свое время помог переезд из родного Минска в соседнюю, но далекую Москву. Тут пришлось учиться решать свои проблемы самостоятельно, без поддержки родных и друзей. Это закаляет и меняет сознание. С этой же точки зрения, мне кажется очень крутой идеей уехать учиться или работать в другой город, а лучше в другую страну.
Ещё можно путешествовать дикарем: без турпутевок, в которых за вас все решили, гидов, ведущих за руку, и сладкого комфорта all inclusive. Это расширяет кругозор, прокачивает навыки коммуникации и ориентирования в сложных ситуациях, учит планировать, когда нужно, и главное — отдаваться вдохновению.
Конечно, я отмечу организацию собственного бизнеса. Я знаю дизайнеров, которые приходили в профессию после того, как были предпринимателями или директорами. С самостоятельностью и самоорганизацией у таких людей проблем нет совсем.И как ощутимый бонус: этот опыт дает понимание проблем бизнеса (+1 к эмпатии).
Критическое мышление
Поразительно, какие большие проблемы у нас с критическим мышлением. Этому не учат в школах, преподают не во всех институтах. Но способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы — это прямо супербонус для продуктовых дизайнеров.
Тут хочется дать 3 довольно спорных рекомендации, но лучше у меня нет:
Изучайте формальную логику. Эта наука помогает анализировать вводные и делать выводы, а также обосновывать эти выводы без искажений от наших эмоций. Хорошая серия заметок про логику есть у Ильи Бирмана.
Ищите альтернативные мнения, сравнивайте их и делайте свои выводы. Почитайте мнение антипрививочников и аргументы сторонников вакцинации. Смотрите новости власти и оппозиции. Изучите предложение банка и отзывы о нем. Но без эмоций, независимо от того, чью сторону вы занимаете.
Изучайте мир. Тут внезапно хочется порекомендовать книгу Джеймса Бёрка «Пинбол-эффект: от византийских мозаик до транзисторов и другие путешествия во времени». Лично мне она показала, что видимый мир гораздо сложнее, чем просто черное и белое, а взаимосвязи между отдельными фактами, событиями и объектами могут быть невероятно причудливы и неожиданны.
Бонус-скилл: настойчивость/упорство
По количеству писем с резюме начинающих дизайнеров, которые сыпятся на наши почтовые ящики, понятно, что конкуренция среди стажеров и джунов сейчас дикая. Найти хорошее место работы, на котором получится набраться необходимого практического опыта, судя по всему, не очень просто. Мне в свое время повезло, и я последовательно прошел все стадии роста дизайнера пусть не в топовых, но далеко не в самых плохих компаниях. Но особенно мне везло с наставниками и менторами.Я не могу дать никаких советов — в моем случае было упорство + удача. А удача — это что-то рандомное
Просто не сдавайтесь, верьте, пробуйте разные подходы, и, скорее всего, всё получится.
Lvl 2. Middle
Итак, первый барьер успешно пройден. Продолжаем развиваться, и, конечно, первый навык — это:
Саморазвитие
Если помните, в разделе о различиях разных уровней, самостоятельность была одним из основных отличий мидла от джуна. Старшие товарищи начинают вам больше доверять и больше на вас надеяться. Вас уже никто не будет вести за ручку по проекту. Да и по жизни. Да и вы уже должны больше понимать про себя и про то, куда вам идти.
Вот и идите: изучайте хард скиллы, нужные в вашей специализации, занимайтесь медитацией, читайте, выступайте. Вспомните, что вы самостоятельны, и развивайтесь.
Принятие решений и решение проблем
Самостоятельность подразумевает, что вам придется вести проекты одному (целиком или частично). Чтобы научиться принимать решения, я не знаю лучшего метода, чем брать на себя ответственность и принимать решения.
Вместо того чтобы спрашивать, «как это сделать», попробуйте сделать, обосновать решение и потом разобрать плюсы и минусы с командой и куратором. И наверное, поможет совет от Людвига Быстроновского: перед тем как показать работу арт-директору, попробуйте предположить, что он вам скажет. Если начинаете угадывать его комментарии, это значит, что вы молодец.
Командная работа
Задачи, которые решает мидл, по крайней мере в AGIMA, очень часто подразумевают участие большого количества людей. Как в схожей функции (дизайнеры, проектировщики), так и в смежной (менеджеры, разработчики). Не думаю, что можно научиться командной работе, не работая в команде. Поэтому тут надо просто найти проект с сильным тимлидом и сильной командой.
Lvl 3. Senior
Если вы тут, то, скорее всего, вы уже все знаете и можете дописать эту статью лучше меня. Синьор-дизайнеры — это самостоятельные люди, уверенные в себе, супергерои, умеющие решать почти любую проблему.
Но тем не менее, вот мой список.
Коммуникация
Умение донести свою мысль, объяснить, аргументировать, договориться: вот что часто нужно в общении с коллегами и клиентами.
У ребят, с которыми я работал, эти навыки всегда были достаточно развиты, но чтобы усилить их, я порекомендую 2 книги:
Джим Кэмп, «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков».
Сарычева Людмила, Ильяхов Максим, «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты».
Выступления
Выступать перед незнакомыми людьми — это стрессовая ситуация. Когда на тебя смотрят несколько десятков глаз, наш древний мозг автоматически воспринимает это как агрессию и начинает борьбу за выживание: выделяет адреналин, активирует протокол «убежать и спрятаться». И бороться с этой агрессией сложный, но вполне понятный навык. Хотя это не самый необходимый навык для дизайнера. Но он может сильно продвинуть вашу карьеру и ваше развитие.
Я раньше дико боялся выступать, даже перед одногруппниками в институте. Но во время учебы я прошел курсы ораторов. Там меня немного натренировали, и потом я начал потихоньку задавать вопросы на конференциях, выступать на мелких сходках. Теперь я без проблем могу выступить хоть перед советом директоров, хоть перед сотней-другой дизайнеров. Думаю, это достаточно универсальные методы, которые подойдут каждому: просто начните говорить на людях. Отличный пример, пришедший к нам из Древней Греции — госдеятель Демосфен. Не имея врожденного таланта, он тренировался и даже меч, который колол его при дергании плеча, на потолок повесил. Так он стал великим.
Менторство
Умение объяснить, обучить, вдохновить — ценный навык для организации. Например, мы в AGIMA поняли, что надежнее выращивать специалистов внутри, чем брать снаружи готовых. Тут есть несколько плюсов:
внутри компании формируется довольно обширная «Википедия», к которой всегда можно обратиться;
формируется культура наставничества, которая помогает не только обучать новых дизайнеров, но и прокачивать себя самого, например, выступая на внутренних митапах;
и конечно, у всех членов команды формируются одни ценности и общий подход.
У нас в команде хорошая атмосфера взаимовыручки: проходят регулярные встречи и холивары, на которых мы обсуждаем разные вопросы, обмениваемся мнениями. И принято, что старшие специалисты прокачивают джунов: они много общаются по проектам, ставят реальные задачи, отвечают на вопросы.
Заключение
В заключение хочу еще добавить 3 замечания.
Деление по уровням и скиллам очень условное: в интернете обязательно найдется сотня других, более подходящих категоризаций. Будьте снисходительны.
Развивайте навыки, которые соответствуют вашему уровню.
Все рекомендации основаны на моем личном опыте. Он где-то устарел, где-то не самый лучший и эффективный. Поэтому я искренне надеюсь на помощь сообщества: не стесняйтесь критиковать и накидывать в комментарии свои способы и делиться опытом.
И напоследок закину полезную ссылку на бесплатный митап про софт и хард скиллы. Рекомендую его посетить или посмотреть запись, особенно, если вы джун и мидл, а синьоров, как всегда, приглашаю в комментарии.
Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда
Привет. Меня зовут Костя. Около 10 лет я занимаюсь тем, что развиваю дизайн-команды и дизайнеров. Сейчас я руковожу дизайном в AGIMA.
В этой статье я расскажу про свой опыт развития софт скиллов у меня лично и у ребят, с которыми я работаю. Этой темой я вдохновился, после того, как мы с «Нетологией» провели исследование по софт и хард скиллам. Прочитать его можно тут, а пока я поделюсь своим мнением.
Начну с того, что у меня есть подозрение, что не все скиллы одинаково полезны. Поэтому ниже я постарался более-менее привязать разные навыки к уровням развития дизайнера. Надеюсь, что это поможет лучше ориентироваться и планировать свой карьерный рост.
Ну, и необходимый спойлер: все это личный и достаточно субъективный опыт, который не всем подойдет. Я предупредил, так что погнали.
Забавно, что на рынке нет четкой градации или определения уровней развития дизайнеров. Я как-то пытался найти что-то универсальное и, конечно, потерпел фиаско. Но по опыту общения с коллегами и заказчиками понятен общий принцип:
Не умеет ничего или умеет самые базовые вещи. Совершенно не самостоятелен.
Умеет делать базовые вещи, нуждается в существенном контроле во время работы.
Умеет делать много чего, значительную часть работы может делать самостоятельно.
Умеет делать всё или почти всё, практически не нуждается в помощи, а если нуждается — может добыть ее сам.
И еще пара ролей, чтобы было понятнее, что да как:
Умеет лидировать команду. При этом может быть даже джуном, главное — чтобы помогал команде достичь цели.
Самое размытое понятие. Чаще всего подразумевается, что это лидер проекта или лидер команды.
Хотя знакомые дизайнеры из европейских компаний утверждают, что арт-директор — это редкий дизайнер уровня «бог», который одним взглядом может решить любую сложность и лечит проблемы типографики просто наложением рук. И что далеко не в каждом проекте или агентстве такой есть. Но может, это они так шутят. У нас в России арт-директором может назваться почти любой.
Забавно, но каждый раз, когда заходит разговор про софт скиллы, мне приходится лезть в интернет, чтобы освежить в голове определение. Как-то не держится этот англицизм в моем мозге. И каждый раз я пытаюсь запомнить, что софт скиллы — это скорее про наши качества как личности.
И как сложно починить мою память и закрепить там это знание, так же сложно развивать свои личностные качества. Но что-то сделать всё же можно.
На этом уровне важно заложить фундаментальные основы себя как дизайнера. Поэтому я выделил 3 навыка.
Этот навык я считаю самым важным для дизайнера. Нет эмпатии — нет дизайна. Эмпатия — это способность понимать людей, для которых вы делаете дизайн. Не надо путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «влезть в шкуру» пользователя.
Я думаю, что основа для развития эмпатии — понимание того, как думает человек и как устроен мир.
Вот список книг, которые помогли мне сформировать это понимание:
Способность отвечать за себя, находить ответы на вопросы, задавать эти вопросы, умение планировать свою деятельность — это один из базовых навыков, как мне кажется. Чем лучше он развит, тем успешнее дизайнер.
Мне в свое время помог переезд из родного Минска в соседнюю, но далекую Москву. Тут пришлось учиться решать свои проблемы самостоятельно, без поддержки родных и друзей. Это закаляет и меняет сознание. С этой же точки зрения, мне кажется очень крутой идеей уехать учиться или работать в другой город, а лучше в другую страну.
Ещё можно путешествовать дикарем: без турпутевок, в которых за вас все решили, гидов, ведущих за руку, и сладкого комфорта all inclusive. Это расширяет кругозор, прокачивает навыки коммуникации и ориентирования в сложных ситуациях, учит планировать, когда нужно, и главное — отдаваться вдохновению.
Конечно, я отмечу организацию собственного бизнеса. Я знаю дизайнеров, которые приходили в профессию после того, как были предпринимателями или директорами. С самостоятельностью и самоорганизацией у таких людей проблем нет совсем.И как ощутимый бонус: этот опыт дает понимание проблем бизнеса (+1 к эмпатии).
Поразительно, какие большие проблемы у нас с критическим мышлением. Этому не учат в школах, преподают не во всех институтах. Но способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы — это прямо супербонус для продуктовых дизайнеров.
Тут хочется дать 3 довольно спорных рекомендации, но лучше у меня нет:
По количеству писем с резюме начинающих дизайнеров, которые сыпятся на наши почтовые ящики, понятно, что конкуренция среди стажеров и джунов сейчас дикая. Найти хорошее место работы, на котором получится набраться необходимого практического опыта, судя по всему, не очень просто. Мне в свое время повезло, и я последовательно прошел все стадии роста дизайнера пусть не в топовых, но далеко не в самых плохих компаниях. Но особенно мне везло с наставниками и менторами.Я не могу дать никаких советов — в моем случае было упорство + удача. А удача — это что-то рандомное.
Просто не сдавайтесь, верьте, пробуйте разные подходы, и, скорее всего, всё получится.
Итак, первый барьер успешно пройден. Продолжаем развиваться, и, конечно, первый навык — это:
Если помните, в разделе о различиях разных уровней, самостоятельность была одним из основных отличий мидла от джуна. Старшие товарищи начинают вам больше доверять и больше на вас надеяться. Вас уже никто не будет вести за ручку по проекту. Да и по жизни. Да и вы уже должны больше понимать про себя и про то, куда вам идти.
Вот и идите: изучайте хард скиллы, нужные в вашей специализации, занимайтесь медитацией, читайте, выступайте. Вспомните, что вы самостоятельны, и развивайтесь.
Самостоятельность подразумевает, что вам придется вести проекты одному (целиком или частично). Чтобы научиться принимать решения, я не знаю лучшего метода, чем брать на себя ответственность и принимать решения.
Вместо того чтобы спрашивать, «как это сделать», попробуйте сделать, обосновать решение и потом разобрать плюсы и минусы с командой и куратором. И наверное, поможет совет от Людвига Быстроновского: перед тем как показать работу арт-директору, попробуйте предположить, что он вам скажет. Если начинаете угадывать его комментарии, это значит, что вы молодец.
Задачи, которые решает мидл, по крайней мере в AGIMA, очень часто подразумевают участие большого количества людей. Как в схожей функции (дизайнеры, проектировщики), так и в смежной (менеджеры, разработчики). Не думаю, что можно научиться командной работе, не работая в команде. Поэтому тут надо просто найти проект с сильным тимлидом и сильной командой.
Если вы тут, то, скорее всего, вы уже все знаете и можете дописать эту статью лучше меня. Синьор-дизайнеры — это самостоятельные люди, уверенные в себе, супергерои, умеющие решать почти любую проблему.
Но тем не менее, вот мой список.
Умение донести свою мысль, объяснить, аргументировать, договориться: вот что часто нужно в общении с коллегами и клиентами.
У ребят, с которыми я работал, эти навыки всегда были достаточно развиты, но чтобы усилить их, я порекомендую 2 книги:
Выступать перед незнакомыми людьми — это стрессовая ситуация. Когда на тебя смотрят несколько десятков глаз, наш древний мозг автоматически воспринимает это как агрессию и начинает борьбу за выживание: выделяет адреналин, активирует протокол «убежать и спрятаться». И бороться с этой агрессией сложный, но вполне понятный навык. Хотя это не самый необходимый навык для дизайнера. Но он может сильно продвинуть вашу карьеру и ваше развитие.
Я раньше дико боялся выступать, даже перед одногруппниками в институте. Но во время учебы я прошел курсы ораторов. Там меня немного натренировали, и потом я начал потихоньку задавать вопросы на конференциях, выступать на мелких сходках. Теперь я без проблем могу выступить хоть перед советом директоров, хоть перед сотней-другой дизайнеров. Думаю, это достаточно универсальные методы, которые подойдут каждому: просто начните говорить на людях. Отличный пример, пришедший к нам из Древней Греции — госдеятель Демосфен. Не имея врожденного таланта, он тренировался и даже меч, который колол его при дергании плеча, на потолок повесил. Так он стал великим.
Умение объяснить, обучить, вдохновить — ценный навык для организации. Например, мы в AGIMA поняли, что надежнее выращивать специалистов внутри, чем брать снаружи готовых. Тут есть несколько плюсов:
У нас в команде хорошая атмосфера взаимовыручки: проходят регулярные встречи и холивары, на которых мы обсуждаем разные вопросы, обмениваемся мнениями. И принято, что старшие специалисты прокачивают джунов: они много общаются по проектам, ставят реальные задачи, отвечают на вопросы.
В заключение хочу еще добавить 3 замечания.
И напоследок закину полезную ссылку на бесплатный митап про софт и хард скиллы. Рекомендую его посетить или посмотреть запись, особенно, если вы джун и мидл, а синьоров, как всегда, приглашаю в комментарии.
Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид
При создании гида по soft skills нам помогали эксперты из:
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое Soft Skills и почему это важно
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.
Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.
Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили [1], что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
В 2017 году Google провела внутреннее исследование [2], чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.
Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.
Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать
Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за soft skills, где пригодятся и как их развивать:
1. Коммуникация
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:
Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.
Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.
Что изучить о коммуникации:
2. Критическое мышление
Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:
Что изучить о критическом мышлении:
3. Клиентоориентированность
Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.
Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.
Что изучить о клиентоориентированности:
4. Управление проектами
Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.
Том Вуйец на выступлении TED «Построишь башню — создашь команду» делится результатами исследования «задачи с зефиром».
Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.
Что изучить об управлении проектами:
5. Наставничество и менторинг
Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.
Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.
Что изучить о наставничестве:
6. Ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.
Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.
Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.
Что изучить о ненасильственном общении:
7. Принятие решений
Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.
Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.
Что изучить о принятии решений:
8. Решение проблем
Если что-то идет не так, вы можете жаловаться или принимать меры. Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу. Решение проблем похоже на управление проектами и принятие решений — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат.
Экономист Нави Раджу делится тремя принципами создания большего с минимальными затратами.
Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если решить проблему не сможете, придумайте новые способы с ней справиться. Помните, что главное в проблеме — найти решение.
Что изучить о решении проблем:
9. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Например, если во время своей презентации вы видите, что слушатели устали — сделайте перерыв.
Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.
Что изучить об эмоциональном интеллекте:
10. Управление знаниями и обучаемость
Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки. Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения.
Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике. Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни.
Что изучить об управлении знаниями:
11. Работа в режиме неопределенности
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.
Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.
Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.
Что изучить о работе в режиме неопределенности:
12. Бережливое производство
Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.
Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.
Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.
Что изучить о бережливом производстве:
13. Экологическое мышление
Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.
Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.
Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.
Что изучить об экологическом мышлении:
14. Саморефлексия
Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.
На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:
Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.
Что изучить о саморефлексии:
Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Чтобы понять, какие soft skills вам нужны:
А сложно развить гибкие навыки?
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.
Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки
Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.
Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» [3]. Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.
Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».
На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.
Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.
Инструменты оценки soft skills
Youthpass. В конце обучения участникам часто вручают сертификаты. В Youthpass сертификаты используют для оценки результатов неформального образования в программе Erasmus+. Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций [4] по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.
Open badges, Mozilla и badgecraft. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.
В системе формального образования преподаватель оценивает компетенции учеников. В неформальном образовании бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей создает особую образовательную среду, помогает в альтернативных каналах обучения.
Appraiser. Международная гильдия молодежных тренеров разработала платформу Appraiser для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет, как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.
Далее подключается метод 360 — по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития.
Города для обучения. Оценку компетенций завершают новым планом развития. Хороший пример проекта, который позволяет строить такие планы — интерактивная карта возможностей Cities of Learning.
Вы ищете на карте места, которые подходят вашим интересам и целям, составляете образовательный маршрут — плейлисты. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами.
Развивайте гибкие навыки, оценивайте свой прогресс и составляйте планы обучения. Подчеркивайте развитые компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную высокооплачиваемую работу.