Что такое склад в музыке определение
СКЛАД И ФАКТУРА
Фактура – иначе, музыкальная ткань, может иметь как обобщенное, так и КОНТЕКСТНОЕ значение. Фактура тесно связана с музыкальным складом, принципиальной координацией музыкальных средств.
Самый ранний из основных музыкальных складов – МОНОДИЯ, (одноголосие), в котором интонационные, ритмические, тембровые и динамические характеристики существуют как неразъединимое целое.
Многоголосие формируется из монодии исторически длительно и в нем создаются предпосылки для возникновения разных музыкальных складов – и полифонического и гомофонно-гармонического. ГЕТЕРОФОНИЯ (подголосочный склад) предваряет ПОЛИФОНИЮ, а БУРДОННОЕ ДВУХ- И ТРЕХГОЛОСИЕ –ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД.
В ГЕТЕРОФОНИИ неодноголосие возникает ЭПИЗОДИЧЕСКИ, ИЗ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ ОДНОГО мелодического голоса, что совершенно естественно для музыки устной традиции. Бурдонное многоголосие предполагает резкие различия разных пластов: длительно выдерживаемого звука или созвучия (инструментального, волыночного происхождения), на фоне которого развертывается более подвижный МЕЛОДИЧЕСКИЙ ГОЛОС.
Сам принцип РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ – безусловно, предтеча гомофонного склада. Ленточное двухголосие тоже предвещает полифонию, хотя оба голоса имеют одинаковое мелодическое значение (ленточное двухголосие – это УДВОЕНИЕ мелодического голоса первоначально в один и тот же интервал, первоначально в совершенный консонанс, позднее категорически изгнанный нормами более поздней полифонии) Позднее встречаются удвоения более свободные и разнообразные (дублировка в переменные интервалы), что придает голосам несколько большую самостоятельность, хотя и сохраняет их общую МЕЛОДИЧЕСКУЮ природу. В народной музыке значительно раньше чем в профессиональной возникает КАНОН двухголосное или трехголосное исполнение одной и той же мелодии, начинаемой РАЗНОВРЕМЕННО. Позднее канон (основа ИМИТАЦИОННОЙ ПОЛИФОНИИ) становится одним из важных факторов развития в профессиональной музыке.
ПОЛИФОНИЯ – многоголосие мелодически равноправных голосов. В полифонии (иное название – КОНТРАПУНКТ в широком смысле слова) функции голосов в одновременности НЕОДИНАКОВЫ. Здесь есть функция ГЛАВНОГО голоса и КОНТРАПУНКТА, или КОНТРАПУНКТОВ (в зависимости от количества голосов). Равноправие же и самостоятельность голосов обеспечиваются переходом этих функций из голоса в голос (циркуляция), а также ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩЕЙ РИТМИКОЙ, ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ДВИЖЕНИЕ (ритмическое торможение в одном из голосов компенсируется ритмической активностью других, что с одной стороны усиливает самостоятельность каждой линии, а с другой – усиливает времяизмерительную регулярность метроритма). Полифоническая фактура отличается интонационным единством и особой «демократичностью» соотношения голосов (благодаря незакрепленности функций, их постоянному перемещению из голоса в голос), вызывает ассоциации с беседой, общением, обсуждением темы, свободным движением-прогулкой.
В зрелой полифонии кристаллизуется важная динамическая формообразующая роль ГАРМОНИИ, активизирующей развитие САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МЕЛОДИЧЕСКИХ ГОЛОСОВ.
И в полифонической и в гомофонной фактуре нередко встречаются ДУБЛИРОВКИ (чаще всего – удвоения в тот или иной интервал, одновременные или последовательные). В полифонической музыке дублировки более типичны для музыки органной (большей частью достигаемой включением соответствующего регистра), в клавирной музыке они более редки. В гомофонной музыке дублировки распространены более широко применительно к отдельным фактурным функциям или захватывают все функции. Это особенно типично для оркестровой музыки, хотя широко распространено и в фортепианной и ансамблевой.
АККОРДОВЫЙ склад вернее всего отнести к промежуточным. С полифонией его сближает одинаковая природа голосов (гармоническая), а с гомофонным – функция баса, гармонической опоры. Но в аккордовом складе все голоса движутся в одном ритме (изоритмичны), что наряду с регистровой компактностью голосов не позволяет ВЕРХНЕМУ ГОЛОСУ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ГОЛОСОМ (мелодией). Голоса равноправны, но это равноправие ходьбы строем. В аккордовом складе тоже встречаются дублировки: чаще всего, баса, усиливающее его функцию, или дублировки всех голосов. Выразительность такой музыки отличается большой сдержанностью, строгостью, иногда аскетизмом. От аккордового склада с легкостью происходит переход к гомофонно-гармоническому – достаточно ритмической индивидуализации ВЕРХНЕГО ГОЛОСА (см., например, начало медленной части из 4 сонаты Бетховена).
Музыкальные склады весьма часто взаимодействуют друг с другом, как последовательно, так и в ОДНОВРЕМЕННОСТИ. Так образуются СМЕШАННЫЕ СКЛАДЫ или СЛОЖНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ. Это может быть взаимодействие гомофонно-гармонического и полифонического складов (обогащение гомофонного склада функциями контрапунктов того или иного рода, или полифоническая форма, развертывающаяся на фоне гомофонного аккомпанемента), но и соединение нескольких разных музыкальных складов в фактурном контексте.
Музыкальный склад Как называется?
ФОНОТЕКА (собрание, архив фонограмм), мне кажется оно подойдет.
Есть вполне конкретное название для хранения музыки, при чем, в любом виде, это фонотека. Фонотекой может считаться помещение, или отдельный стилаж и даже, просто полка. Фонотекой простого пользователя, можно назвать общую папку в компьютере, в которой хранятся музыкальные файлы любимых произведений или исполнителей. Музыка может хранится как в файлах, так и в виде грмпластинок, аудиокассет различных форматов и магнитофонных лент. Уместно отметить, что с последних информацию переносят, так как ленты механически непрочны и недолговечны.
Удалось побывать на известной киностудии, там фонотека занимает целое крыло здания, но внутрь меня не пустили.
Из восьмибуквенных под эту тему подходит гармония, но она представляет собой слой в музыке и может отсутствовать в некоторых произведениях. Органум, как ранняя форма многоголосия. Остальные слова имеют семь или девять букв.
Можно было бы ответить «Тремоло», но, поскольку согласно условию слово должно содержать всего лишь пять букв, предлагаю в качестве решения слово «Трель». Именно это слово означает многократное быстрое повторение звуков разной высоты (например, двух).
Противоположность мажору, это грусть, создаваемая минорными аккордами. А для тем кто знаком более глубоко с музыкальными терминами, аккордом можно передать даже вопросительную интонацию, это например аккорд мажор септ плюс.
Ну, музыка на веселый, позитивный лад, разумеется называется «мажор».
Это относится к маршам, вальсам, мазурке и еще многим другим.
Что там у нас еще осталось?
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
Полезное
Смотреть что такое «ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ» в других словарях:
Термины и понятия аниме и манги — Эта страница глоссарий. Эта статья содержит список терминов, связанных с аниме и мангой и специфичных для субкультуры поклонников аниме и манги слов. В данной статье в первую очередь публикуются только русскоязычные терми … Википедия
Музыкальные энциклопедии — научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений, охватывающих все области музыкальной культуры. Появление М. э. относится к 18 в. и связано с распространением к тому времени музыки не только в привилегированной… … Большая советская энциклопедия
Музыкальные термины — В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка. Содержание 1 A 2 B 3 C 4 D 5 E 6 F … Википедия
Электромеханические музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Опера — Вид на сцену и зрительный зал Большого театра, (Москва), 2005 год У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия
Дивертисмент — Терминология в балете Происхождение фр. divertissement Дословно развлечение Дивертисмент (от фр. … Википедия
Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Портал:Музыка — Портал музыка Музыка (греч … Википедия
П:МУ — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия
П:Музыка — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия
Что такое склад в музыке?
Как называется музыкальный склад?
Tonsatz или просто нем. Satz, фр. écriture, англ. texture) в музыке — принцип сложения голосов или созвучий, реферируемых по их музыкально-логической и технико-композиционной функции.
Какие бывают фактуры в музыке?
Фактура – способ изложения музыкальной ткани.
В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония.
Что такое полифонический склад тип музыки?
Что такое полифония в музыке кратко?
φωνή — «звук») — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.
Что такое имитация в музыке?
Имитáция (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах. Первоначальный голос называется пропоста (от итал.
Что называется музыкальной фактурой?
Факту́ра (лат. factura — устройство, строение) — типизированный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.
Какие фактуры бывают?
Выделяют [3] следующие виды: гладкая, ровная, шероховатая, узорно-гладкая, узорно-рельефная, войло-кооб-разная, ворсовая, фасонная. ГЛАДКАЯ фактура характеризуется ровной гладкой, иногда блестящей поверхностью.
Какая музыкальная фактура считается самой древней по происхождению?
Монодия — древнейший вид одноголосья.
Что является главным в Гомофонной музыке?
Что такое фактура в музыке 6 класс?
Что значит многоголосие?
Теория музыки. Музыкальный склад и фактура
Отличия склада и фактуры. Критерии складов. Монодический, полифонический и гармонический склады.
Склад (нем. Satz, Schreibweise; англ. setting, constitution; франц. conformation) — понятие, определяющее специфику развёртывания голосов (голоса), логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации.
Склад и фактура соотносятся как категории рода и вида. Например, аккомпанемент (как функциональный слой) в гомофонно-гармоническом складе может быть выполнен в виде аккордовой либо фигурационной (например, арпеджированной) фактуры; полифоническая пьеса может быть выдержана в гоморитмической (
в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме) либо имитационной фактуре и т.п.
Монодия и ее исторические формы. Отличие монодического склада от монофонической фактуры.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые
паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата
(азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов) обобщённо называют сольное пение с инструментальным
сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п.
Термин «монодический стиль» (stylus monodicus, вместо распространённого тогда stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647
году предлагал Дж.Б. Дони.
Полифония и ее виды. Сложный контрапункт.
Полифония (от греч.— многочисленный и — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле), равноправных с точки зрения композиционно-технической (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и музыкально-логической (равноправные носители «музыкальной мысли»). Словом «полифония» также называют музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением полифонических композиций (ранее «контрапункт»).
Среди новых явлений музыки 20 в. должны быть отмечены: Ф. линеарной полифонии (движение гармонически и ритмически не соотнесённых голосов, см. «Камерные симфонии» Мийо); P., связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонич. голосов и переходящая в полифонию пластов (часто в произв. О. Мессиана); «дематериализованная» пуантилистич. Ф. в соч. А. Веберна и противоположная ей многогол. тяжесть орк. контрапункта А. Берга и А. Шёнберга; полифонич. Ф. алеаторных (у В. Лютославского) и сонористич. эффектов (у К. Пендерецкого).
О. Meссиан. Epouvante (Ритмический канон. Пример No 50 из его книги «Техника моего музыкального языка»).
Полифонию разделяют на виды:
Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. Вершиной имитационной полифонии является фуга.
Контрастная полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.
Имитационная полифония. Тема. Характеристики имитации (интервал и расстояние). Виды имитации. Противосложение. Канон. Пропоста и риспоста.
От канонической простая имитация отличается тем, что в ней повторяется только одноголосная часть пропосты.
Риспоста может быть различна: в обращении (каждый интервал в пропосте берётся в противоположном направлении); в увеличении или уменьшении (по отношению к ритму пропосты); в сочетании первого и второго (напр.,в обращении и увеличении); в ракоходе (движение в риспосте от конца к началу пропосты); неточной (неполное совпадение с пропостой).
Канон. Полифоническая форма, основанная на технике канонической имитации.
Фуга. Тема. Ответ и его виды. Интермедии. Композиция фуги в целом. Фуги простые и сложные (двойные, тройные). Фугато. Фугетта.
Основные разделы фуги – экспозиция и свободная часть, которая может подразделяться в свою очередь на среднюю (разработку) и заключительную (репризу).
Связка от темы к противосложению (два и более звуков) – кодетта.
Возможна контрэкспозиция – вторая экспозиция.
Средняя часть. Признак – появление новой тональности (не экспозиционной, не Т и не Д ), часто параллельной. Иногда ее признак – начало активного развития: тема в увеличении, стреттная имитация. Стретта – сжатая имитация, где тема вступает в другом голосе ранее ее окончания. Стретта может быть во всех разделах фуги, но более типична для заключительной части, или средней части.Она создаёт эффект «тематического сгущения».
Заключительная часть (реприза). Признак ее – возвращение главной тональности с проведением в ней темы. Может быть одно проведение, 2, 3 и более. Возможны Т – Д проведения.
Часто бывает кода – небольшое кадансирующее построение. Возможен Т органный пункт, возможно добавление голосов.
Двойные фуги бывают 2 типов: 1) Двойные фуги с совместной экспозицией тем, звучащих одновременно. Обычно четырехголосные. Они похожи на фуги с удержанным противосложением, но, в отличие от последних, двойные фуги начинаются с двухголосия обеих тем (противосложение в обычных фугах звучит только с ответом). Темы обычно контрастны, структурно замкнуты, тематически значимы. Прим. «Kyrieeleison» из «Реквиема» Моцарта.
2)Двойные фуги с раздельной экспозицией тем. Средняя часть и заключительная, как правило, общие. Иногда раздельно экспозиция и средняя часть на каждую тему при общей заключительной части.
На имитации основаны многочисленные формы, в том числе каноны, фуги, фугетты, фугато, а также такие специфические приёмы, как стретта, каноническая секвенция, бесконечный канон и др.
Фугетта – маленькая фуга. Либо фуга менее серьезного содержания.
Фугато – экспозиция фуги. Иногда экспозиция и средняя часть. Часто встречается в разработках сонат, симфоний, в разделах циклов (кантатах, ораториях), в полифонических (на basso ostinato) вариациях.
Гармонический склад. Виды фактуры в нем. Определение аккорда. Классификация аккордов. Приемы фактуры. Неаккордовые звуки.
Чаще всего термин «Фактура» применяют к музыке гармонического склада. В неизмеримом многообразии типов гармонических Фактур первым и простейшим является её разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую (к-рая рассматривается как частный случай гомофонно-гармонической). Аккордовая Ф. моноритмична: все голоса изложены звуками одинаковой длительности (начало увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского). В гомофонно-гармонич. Ф. рисунки мелодии, баса и дополняющих голосов чётко разделены (начало ноктюрна c-moll Шопена).
Различают следующие основные типы изложения гармонических созвучий (Тюлин, 1976, гл. 3-я, 4-я):
а) гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, представляющая ту или иную форму поочерёдного изложения звуков аккорда (прелюдия C-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха);
Аккорд (франц. accord, букв. – согласие; ит. accordo – созвучие) — 1) созвучие из трёх и более звуков, способное иметь различную интервальную структуру и назначение, являющееся ведущим конструктивным элементом гармонической системы и обязательно обладающее в отношениях с аналогичными её элементами тремя такими свойствами как автономность, иерархичность и линеарность; 2) сочетание нескольких звуков различной высоты, выступающее как гармоническое единство, обладающее индивидуальной красочной сущностью.
по впечатлению на слух
по положению в музыкальной системе
по положению в тональноcти
по положению основного тона.
по числу тонов, входящих в аккорд-трезвучия и т. д.
по интервалу, определяющему структуру аккорда (терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение).
аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.
Канон может сопровождаться гармоническим аккомпанементом. В этом случае возникает смешанный полифонно-гармонический склад. Произведение, начавшись в одном складе, может закончиться в другом.
История складов и история музыкального мышления (эпохи монодии, эпохи полифонии, эпохи гармонического мышления). Новые явления XX века: сонорно-монодический склад, пуантилизм.
Эволюция и смены склада музыкального связаны с основными этапами развития европейской профессиональной музыки; так, выделяются эпохи монодии (древние культуры, средневековье), полифонии (позднее средневековье и Возрождение), гомофонии (новое время). В 20 в. возникли новые разновидности склада музыкального: сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но по сути единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение эвучностей, см. Сонорика), пуантилистический склад музыкальный (отдельные звуки или мотивы в разных регистрах, формально образующие линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов) и др.