Что такое скролл шутер

Рецепт быстрого приготовления: Скролл-шутер (флеш)

В статье описывается процесс создания скролл-шутера, с подробным описанием мыслительных процессов, приводящих к тому или иному решению в игровом дизайне.

Об авторе

В юности увлекался ролевыми играми (полевые, городские, кабинетки, настольные), в том числе и в роли мастера игр, создал и был пять лет бессменным руководителем клуба толкиенистов и исторических реконструкторов в г. Таганроге.

Начинал карьеру разработчика игр помощником игрового дизайнера в браузерном проекте «Бойцовский клуб», где в течение полугода получал первоначальный опыт. Затем в течение четырех лет делал флешки. Флешевое производство прерывалось на работу в некой отечественной ММОРПГ, где автор год занимался квестописательством.

Сейчас я занимаюсь флешевыми проектами, но все больше в качестве менеджера проектов и возможно даже немножко продюсера.

Введение

В моем нынешнем качестве я часто сталкиваюсь с неправильным, с моей точки зрения, пониманием профессии игровой дизайнер. Скорее всего, причина в том, что в большинстве случаев, геймдизайнер для выражения своих идей создает контент. От этого и происходит глубочайшее заблуждение в том, что создавать контент — это прямая обязанность геймдизайнера. Таких сотрудников нужно называть по-другому: проектировщик, контент менеджер или как-то еще.

Геймдизайнер, в первую очередь, должен создавать фан, игровой процесс, а создание контента для этой цели — это инструмент создания фана.

Другими словами: контент без фана — не есть работа геймдизайнера.

Подобных заблуждений вокруг ореола профессии геймдизайнера и самого ремесла — множество. Мне не хочется перечислять все ошибки и заблуждения, и вместо того, чтобы рассказывать вам о том, как НЕ надо, я предлагаю пойти по позитивному пути и расскажу о том, как надо.

Итак, основной инструмент геймдизайнера это мозг, именно в нем рождается фан, а все остальное в профессии геймдизайнера, как вы помните — инструмент создания фана. Поэтому первоочередной задачей при подготовке геймдизайнера является постановка правильного мышления.

Я не буду распространяться про методики позитивного мышления (хотя радоваться жизни тоже очень важно), об этом есть тонны психологической литературы. Я хочу научить вас думать как геймдизайнер.

«Ставить правильное мышление» геймдизайнеру я предполагаю при помощи цикла статей, в которых описывается процесс создания различных игр, с подробным описанием мыслительных процессов, приводящих к тому или иному решению в игровом дизайне, все будет просто и понятно. Кроме, собственно, мыслей, приводящих к решениям, в статьях вы найдете подробные описания геймдизайн решений, иными словами, после прочтения статьи вы можете сделать (при наличии движка и арта) интересную игру (я надеюсь, что сможете).

Дисклаймер

Я не претендую на оригинальность мыслей и идей присутствующих в этом уроке, но как показывает практика, большинство людей, считающих себя геймдизайнерами, не умеет пользоваться в своей работе общеизвестными постулатами. Задача этого урока научить геймдизайнера правильно думать. (Как в свое время учили меня. )

Так же хочется отметить, что статья основана на опыте потокового производства флешевых проектов и некоторые советы и мнения автора несколько специфичны.

Я также отдаю себе отчет в том, что уроки по геймдизайну в исполнении одного автора (меня) не сделают вас гуру, поэтому приглашаю других геймдизайнеров со стажем, поддержать мое начинание и раскрыть свои методики, свои мысли, приводящие к тем или иным решениям в геймдизайне.

Рецепт быстрого приготовления: Скролл-шутер (flash)

Скролл-шутер — хороший индикатор качества геймдизайна, так как он не очень сложный в разработке, но при этом с широкими возможностями для творчества геймдизайнера.

Если вы считаете, что сделав пару-тройку скролл-шутеров, вы исчерпали идеи, то я спешу вас обрадовать: все только начинается, этот жанр неисчерпаем!

1) Выясняем аудиторию проекта

Чтобы расколоть фисташку, нужно думать как фисташка.

Геймдизайнер обязан знать аудиторию и понимать её предпочтения, он должен вжиться в шкуру среднестатистического представителя аудитории: думать, мечтать, радоваться и печалиться, пропускать все свои мысли через эту призму, и только тогда он поймет, что понравится, а что нет заданной аудитории.

Основным потребителем скролл-шутеров является мужская аудитория в возрасте 14—21 года.

Что можно сказать об этой аудитории? Все достаточно банально:

    — Аудитория полна юношеских комплексов, а значит им понравится, если будет больше насилия и «кровищи».
    — Это период гиперсексуальности, значит больше оргазмов и сисек взрывов.
    — Представители аудитории очень мобильны, им трудно удерживать внимание на чем-то одном, значит не стоит делать нудные уровни, лучше сделать в игре всего 10—15 минут геймплея, но очень активного и очень разнообразного. Аудитория запомнит вас и впоследствии уделит вам больше внимания.
    — Аудиторию «парят» чтением в школе (ВУЗе), поэтому (а так же по тому, что у вас флешка на 10 минут) никаких пространных текстов, максимум короткое предложение между уровнями.
    — Из-за того, что представители аудитории постоянно переключают внимание, желательно все самое интересное давать вначале, иначе риск того, что ваши «клевости» никто не увидит, просто огромен. Впоследствии, заинтригованные количеством «клевостей» на единицу времени вначале игры, аудитория сможет простить вам пару вялых моментов в её середине.
    — В игре должно быть все очевидно, никаких полутонов, все просто и максималистично — злодей коварен и должен умереть, герой — Чак Норис, ну или по крайней мере Шварценеггер. Никаких дедушек, маленьких мальчиков, или милых жуков. Ни один подросток не будет играть дряхлым дедом или милым жучком!

2) Выбираем сеттинг

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

На втором плане научная фантастика и альтернативная история. Источник, как правило, художественные произведения (тот же телевизор):

— (Фентези/Фантастические) добавки в реалистичные сеттинги (начиная с Гарри Поттера и заканчивая зомби-фашистами иззада).

На третьем месте по популярности:

— Чистая фентези и чистая фантастика.

3) Выбираем управление

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Чем проще, понятнее, привычнее управление, тем больше игроков поиграет в первый уровень вашей игры, если управление неудобное, игра сразу сносится/закрывается/удаляется без шансов на второе впечатление, и как следствие профита ноль.

Идеальное управление: только мышка.

Источник

Лучшие скролл-шутеры на ПК

В этой статье речь пойдет о лучших представителях аркадного жанра, известного в народе как «данмаку», TDS или «летай-стреляй». Если вы предпочитаете динамичные и сложные игры с непрерывным действом, любите адреналин и хорошую музыку – присоединяйтесь. Мы подобрали для вас список лучших скролл-шутеров на ПК.

Cuphead

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Наш список открывает хардкорный Run n’ Gun ретро-платформер из Канады, который «выстрелил» в 2017 году, и позиции свои не сдает по сей день. Игра отрисована в стиле анимационных мультфильмов 30-х годов и ведет Чашкоголового (в случае кооперативной игры также Кружкоголового) через уровни, напичканные непрерывными схватками.

В процессе прохождения игрокам предстоит развивать персонажей, усиливать их способности, изучать механики каждого нового босса, и все это под потрясающие оформление, бесконечное движение навстречу недругу и отполированные механики, приближенные к классическим представителям жанра. И да, Cuphead определенно не для слабонервных.

Sine Mora

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Горизонтальный представитель жанра с огромным количеством потрясающих визуальных эффектов, очаровательных пейзажей в стиле дизельпанк и огромных, механизированных и генетически модифицированных боссов.

Повествование проведет игроков через две сюжетные истории, героям которых предстоит бросить вызов могущественной Империи, пилотируя летательный аппарат, традиционно оснащенный основным – модернизируемым вооружением, и вторичным – с ограниченным использованием.

Примечательно, что вместо очков здоровья игрокам на уровни отводится лишь время. Лимит будет стремительно утекать при получении урона, и надбавляться за эффективное устранение полчищ врагов.

Crimzon Clover

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Классический bullet-hell из Японии, в котором не нашлось места для сюжета как такового, что с лихвой компенсирует безумный хардкорный ритм двухмерной стрелялки.

На выбор три типа кораблей, огромное количество модификаторов, плотные волны врагов, частые боссы, а также несколько уровней сложности, что серьезно расширяет порог вхождения в жанр – игра может быть очень дружелюбной для новичков.

В геймплей включен своеобразный режим перегрузки, при активации которого игроки получают временную неуязвимость, увеличенную огневую мощь и удвоенную скорость кораблей.

Monolith

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Хардкорный beat ’em up шутер, во многих отношениях напоминающий известный Enter the Gungeon. Игроки управляют кораблем, который перемещается через процедурно-генерируемые тесные комнаты, набитые врагами и ловушками. Уровень сложности постоянно растет.

Jamestown

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Стимпанковый top-down шутер с мультиплеером до четырех игроков, повествующий о битве, развернувшейся в 17-м веке на Британском Колониальном Марсе.

В отличие от классических представителей жанра, у каждого игрока тут свой набор очков здоровья, из-за чего игра будет продолжаться до тех пор, пока жив хотя бы один участник сессии.

В игре представлены восемь моделей кораблей с ярко выраженными сильными и слабыми сторонами, большое количество уровней, в том числе и усложненных бонусных, а также потрясающий саундтрек от талантливого чилийского композитора и пианиста Francisco Cerda.

Pawarumi

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Ретрофутуристическая трехмерная стрелялка с сочной графикой, кучей деталей и отмеченным наградами адаптивным музыкальным сопровождением. У игры простое и понятное управление и несколько уровней сложности, но рассчитана она лишь на одного игрока.

Ikaruga

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Ремейк старенькой аркадной стрелялки с хитрой механикой полярностей, которая, хоть и серьезно разнообразит геймплей, вместе с тем вносит в него новые трудности. В любой момент игроки могут менять цвет своего корабля, чтобы наносить соответствующим врагам урон и поглощать их снаряды для накопления особой способности.

Ради высших мест в рейтингах Ikaruga придется неистово превозмогать, создавая цепные комбо-реакции. Особенно непросто приходится с боссами. Всего доступно три уровня сложности, два режима игры и возможность играть вдвоем, имея в наличии всего один контроллер.

Серия Beat Hazard

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Светомузыкальный скролл-шутер с сумасшедшими эффектами и совершенно уникальным геймплеем – Beat Hazard реагирует на заданную вами музыку на манер ритм-игр.

Количество и качество врагов, скорость действа, даже темп вашего огня в игре определяются музыкальными дорожками. Кроме того, во второй части серии присутствуют огромные боссы, которых также генерирует музыкальное сопровождение, а по итогам пройденного уровня вам предлагают купить новый корабль, созданный пройденным трэком.

Just Shapes & Beats

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Минималистичная, кооперативная и музыкальная — Just Shapes & Beats, пожалуй, самый странный представитель жанра в списке. На протяжении 35 уровней-эквалайзеров единственное, чем будут заниматься игроки – это стараться не умереть при столкновении с подвижными элементами.

Игра поддерживает кооператив до четырех игроков, как локальный, так и онлайн – с рандомным подбором участников. Сопартийцы могут помогать друг другу пережить особенно непростые этапы, да и в целом, игра больше заточена под командную работу. Один недостаток – очень короткая.

Steredenn

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Горизонтальный инди-shmup в космическом сеттинге, отличительными особенностями которого является стильная графика в стиле пиксель-арт и весьма качественный тяжелый рок в качестве фонового сопровождения.

Серия Sky Force

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Еще один популярный скролл-шутер, воплощенный в лучших традициях, но в современной трехмерной обертке: графика, музыка, визуальные эффекты и, конечно же, боссы, а также пейзажи в игре отрисованы очень хорошо.

Главной прелестью игры является мощная система прокачки, представленная в виде бонусных карт, дающих временные или постоянные баффы вашим самолетам, более сотни элементов снаряжения, которые можно приобрести за внутриигровую валюту, и инженеров, выбить которых получится при выполнении особых задач.

Nova Drift

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Авторы Nova Drift используют механику классического скролл-шутера и переносят ее в формат современных ARPG-игр. Так, вы все также управляете космическим кораблем и пытаетесь уничтожить всех соперников на поле, уклоняясь от града снарядов, однако ваше «судно» будет уникальным с каждой игровой сессией, а для его прокачки доступно свыше 200 модулей улучшений.

Огневая мощь для вас в приоритете? Или же вы желаете оставаться в стороне, оставив всю работу дронам? В Nova Drift можно реализовать практически любой стиль прохождения. Интерес добавляют различные испытания с повышенной сложностью и перманентной смертью, а каждый бой генерируется случайным образом.

Stellar Interface

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Godstrike

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

У Godstrike довольно интересная идея, за которую в нее и стоит сыграть. Вы выступите в роли одного из богов и бросите вызов своим собратьям в напряженных битвах. Геймплей завязан исключительно на схватках с боссами, которые ограничены по времени: вы можете прокачивать способности бойца, однако плата за это – драгоценные минуты, отведенные на сражение.

Как и некоторые наши гости, Godstrike совмещает элементы насыщенного скролл-шутера и рогалика. Пришедшие просто поиграть получат свое сполна, в то время как любители посоревноваться смогут зарекомендовать себя в рейтинговой таблице.

Aircraft Evolution

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Aircraft Evolution – военный скролл-шутер, предлагающий пережить 4 временные эры. Игровой процесс вам уже хорошо знаком – летаем, стреляем, но кроме этих действий игра имеет массу геймплейных механик. Так, вам предстоит эволюционировать от миссии к миссии, меняя самолеты прошлого и будущего, а также прокачивать характеристики техники.

Сами перестрелки насыщены на краски и действия – вашими противниками станут и корабли, и другие самолеты, и воздушные мины… Уничтожать все это довольно весело, поскольку в игре присутствует система частичной разрушаемости.

Planes, Bullets and Vodka

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Planes, Bullets and Vodka можно назвать самым простым скролл-шутером в нашей подборке – вы просто управляете самолетиком и летите бесконечно вперед, уничтожая врагов. Правда, чем дольше вы остаетесь в живых, тем сильнее становится недоволен ИИ, посылая более сильных противников и делая карту более извилистой.

К особенностям можно отнести юмор – так, водка присутствует не только в названии, но и в игре, и она является одним из бонусов. Также привлекает приятная олдскульная графика, отсылающая к классическим шутерам.

ZeroRanger

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Одинокий истребитель, что встал на пути целой флотилии инопланетян и неплохо справляется со своей задачей – что еще нужно хорошему скролл-шутеру?

ZeroRanger является самым классическим проектом в этом жанре – с нескончаемыми сражениями, бонусами и пиксельной картинкой. Примечательно то, что если вы хорошо справляетесь с ордами врагов, то игра это понимает и присылает бонусных противников, подбрасывая таким образом новые испытания тем, кто готов к ним.

Star Saviors

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Star Saviors также отдает дань старым проектам жанра и предлагает спасти нашу планету, что была захвачена пришельцами. Вас ожидает 18 уровней, которые можно пройти как в одиночку, так и с другом в совместном режиме.

Mushihimesama

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Известный данмаку из эпохи автоматов на ПК, предъявляющий серьезные требования к расторопности пользователей. Милая спрайтовая графика в высоком разрешении, интересные боссы, отличный аудиоряд и крайне непростые враги-жуки не оставят равнодушными ценителей жанра.

В игре присутствуют несколько настраиваемый уровней сложности, в том числе режим, специально сбалансированный для новичков и безумный – «Ультра», и лишь на нем можно получить истинную концовку игры. Берегите нервы.

Серия Danmaku Festival

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Популярный сборник ремейков серии классических японских скролл-шутеров Touhou Project с ярким геймплеем, очень живописной картинкой, насыщенными фонами и мягким музыкальным сопровождением.

Игры серии отличаются запоминающимися персонажами и плавным, местами, медитативным игровым процессом.

Все игры из списка – достойнейшие представители своего уже не самого популярного жанра, однако, далеко не единственные. Если мы по каким-то причинам забыли упомянуть тут добротную стрелялку – напишите. Ваше мнение важно для нас.

Steambirds Alliance

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Бесплатный, но очень качественный кооперативный bullet-hell от создателей популярного Shoot’em up ММО Realm of the Mad God. В игре представлено свыше 14 истребителей и большой открытый мир.

Ламповая графика, атмосферная музыка, индивидуальные бонусы боевых машин, тонны лута, а также возможность единовременно сражаться с врагом при поддержке десятков боевых товарищей. К сожалению, русскую локализацию в игру не завезли.

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Я ужасно любопытный и постоянно попадаю в неприятности. И вот за окном светает, на столе четвертая кружка с кофе, прячусь в шкафу и все пытаются меня убить: ну и как тут заснуть? Прелесть в том, что никогда заранее не знаешь, где найдешь себя под утро. Так я живу уже очень много лет и меня все устраивает.

Источник

Shoot ’em up

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Жанр зародился на аркадных игровых автоматах с игры Space Invaders. Пик популярности пришёлся на конец 80-х — начало 90-х, в основном в виде аркадных и консольных проектов. Когда использование 3D-графики в играх стало более широким, простота и аркадность жанра медленно стала сдавать свою популярность в сторону 3D-игр. В настоящее время у жанра осталось хоть и небольшое количество, но верных поклонников, в частности среди японских посетителей залов игровых автоматов. Остались и компании, продолжающие разработку таких игр.

Подобные игры часто кажутся очень похожими друг на друга, что неудивительно — ведь жанр определяется довольно чёткими рамками — разновидностей их существует достаточно. С противоположных сторон жанра находятся «маниакальные» шмапы, где за успех отвечают рефлексы игрока, и «методические», где упор делается на память и стратегический подход. Отличаются игры и тематикой: есть причудливые «милые» стрелялки («cute ’em up»), типа Fantasy Zone и Parodius; игры R-Type и Gradius относятся скорее к научной фантастике; также есть исторические игры, как например 1942, и фэнтезийные — Espgaluda и Guwange.

Содержание

История

Ранние годы

Жанр шутеров является старейшим в мире игр и зародился он с появлением самой первой компьютерной игры, Spacewar!. Существовало некоторое количество ранних видеоигр на основе дискретной логики (без микропроцессора), с боями, происходившими в космосе или воздухе. Игра Combat для Atari 2600 — это, наверное, одна из первых стрелялок для домашней консоли, в которую можно было играть вдвоём, один-на-один, когда каждый игрок управлял собственным самолётом.

Несмотря на столь раннее начало, официально жанр появился лишь в 1978 году, с выходом оригинальной Space Invaders. Процесс этой игры был в противостоянии игрока и большого количества врагов, появляющихся из-за верхнего края экрана. Такая концепция существует и сегодня: в почти каждом вертикальном скролл-шутере игрок располагается «носом» к верху экрана, откуда появляются противники. Нововведением жанра является тактика «dodge and shoot» — маневрирования с целью увернуться от выстрелов и ответная стрельба.

Игра Space Invaders имела и большой коммерческий успех, что даже вызвало нехватку монет в Японии. Свой вариант игры поспешила выпустить почти каждая компания, занимающаяся производством игровых автоматов. Некоторые из этих вариантов, такие как Space Stranger и Super Invader Attack были почти что клонами, едва ли что добавившими к геймплею оригинала. Другие, к примеру Galaxian от компании Namco продолжили развитие жанра, добавив более сложные траектории движения врагов и улучшенную графику.

В 1980 году игра Defender к стандартной формуле шмапов добавила нововведение — прокрутку игрового поля. Игра предложила и уровни, простирающиеся в горизонтальной плоскости. В отличие от большинства более поздних игр жанра, экран следовал за игроком, причём в обоих направлениях — влево и вправо. Это начинание было продолжено в таких играх как Choplifter и Fantasy Zone. На следующий год компания Konami выпустила Scramble, в которой экран двигался самостоятельно и игрок двигался в пределах этого экрана. Это был первый шутер, имевший несколько различных уровней; и он являлся основой для Gradius. Впоследствии Konami включила Scramble в серию Gradius.

Вертикальные скролл-шутеры появились примерно в то же время. Скроллинг в ранних играх типа Galaxian — это лишь движущиеся звёзды, и скроллингом это могло называться с большой натяжкой. Borderline (1981) от компании Sega был скролл-шутером с примитивным скроллингом. В марте следующего года Data East выпустила игры Mission-X и Zoar, последняя из которых была лицензирована у Tago Electronics. Обе игры очень похожи, но Zoar была более проработана: игрок имел два типа атак, одна из которых — для летающих врагов, другая — для наземных. В этом же году Orca выпустила Funky Bee, имевшую более простой геймплей. Но все эти игры затмила Xevious от Namco, с которого жанр вертикального скролл-шутера начался по-настоящему.

В следующем году Compile выпустила свой первый шутер, Zanac, — на компьютере MSX и домашней приставке Famicom Disk System. В последующие годы Compile стала одним из самых крупных разработчиков shoot ’em up на консолях и компьютерах. В этом же году Sega выпустила Fantasy Zone, на своих новых, 16-битных аркадных автоматах. Игра стала очень популярной в Японии и представила маскота компании, Opa-Opa. А Taito выпустила Darius — первый шутер из своей знаменитой серии.

Золотой Век

К этому времени основы жанра можно было считать устоявшимися, и shoot ’em up стал наиболее популярным жанром среди аркадных игр. Этот период длился до середины 90-х годов. Он стал колыбелью для многих популярных шутеров, таких как: Raiden, вдохновлённая играми от Toaplan, выпущенная Seibu Kaihatsu; Gun Frontier — попытка Taito создать killer app; а также много продолжений к Gradius, R-Type и другим популярным сериям тех дней.

Консольные и компьютерные шутеры становились всё более повсеместными и могли составлять всё большую конкуренцию своим «коллегам» с аркадных автоматов. На PC Engine была выпущена целая вереница шутеров — вообще, PC Engine имела наибольшее соотношение шутеры/игры среди всех консолей после эры обвала видеоигр. Серия Thunder Force принесла аркадный стиль перестрелок на японские домашние компьютеры, и позже, — на приставку Sega Genesis. Такие игры как Axelay и Bio-Hazard Battle имели графику, сопоставимую с таковой на аркадных автоматах.

В течение этого периода шмапы эволюционировали не слишком сильно. Жанр продолжал существовать на использовании одних и тех же проверенных идей геймплея. В ранние 90-е стали появляться новые жанры, изменился и рынок. Файтинги на аркадных автоматах достигли новых высот популярности с выходом Street Fighter II. Вскоре многие геймеры стали переходить на игры, которые могли предоставить более длительный геймплей и глубокий, проработанный сюжет. И популярность стрелялок стала убывать. В 1993 компания Compile перестала разрабатывать шутеры. В 1994 закрыла свои двери Toaplan, и жанр лишился одного из своих наиболее значимых источников поддержки. Для многих это событие стало сигналом того, что Золотой Век шутеров закончился.

Эволюция и Ренессанс

Кончина Toaplan открыла больше дверей, нежели закрыла. Из остатков Toaplan сформировалось четыре новые компании, и каждая из них посвятила жанру шутеров даже больше, чем сама Toaplan. Первая из компаний — это Raizing. Raizing продолжала использовать электронную начинку игровых автоматов Toaplan в своих играх, выпускаемых в поздние 90-е годы. Их первой игрой была Mahou Daisakusen, положившая начало для трилогии-флагмана компании.

Между Cave и Raizing происходило что-то наподобие родственной вражды. В 1996 Raizing выпустила Battle Garegga — дань уважения классической Gun Frontier от Taito. Игра продвинула «маниакальный» стиль на шаг вперёд, что, в свою очередь, сподвигло Cave на выпуск знаковой Dodonpachi — наиболее «маниакальной» стрелялки с того времени и до сегодняшних дней. Cave продолжала нести факел Toaplan, вставив сообщение «Toaplan Forever» (Toaplan навсегда) в таблицы рекордов своих игр. Их следующее творение, Dangun Feveron, выпущенное к празднованию десятой годовщины Truxton, могло быть с таким же успехом быть выпущенным из-под пера самой Toaplan.

Хотя популярность и падала, это было благодатное время для жанра. В 1998 Treasure выпустила свой первый аркадный шутер, Radiant Silvergun.

Поджанры

Несмотря на то, что рамки жанра shoot ’em up определены заметно жёстче, чем рамки других жанров, в нём имеется несколько отчётливо различимых поджанров.

Fixed shooter

Фиксированные шутеры были представлены массой ранних игр-стрелялок. Они имели наиболее простой игровой процесс и простое управление. Последнее особенно верно в отношении прицеливания. Такие игры характеризуются неподвижным окружением и неизменным числом врагов на уровне. Впрочем, это не мешает разным уровням игры иметь различное окружение и разное количество врагов — примером тому можно привести Gorf от Midway.

Фиксированные шутеры, также известные как «single screen shooter» («Одноэкранные шутеры») или «gallery shooter» («Галерейные шутеры») обычно позволяют игроку передвигаться в одном или двух измерениях в пределах экрана. Игра происходит на уровне размером в один экран, без скроллинга. Направление стрельбы также жёстко фиксировано, и обычно направлено вверх в вертикально ориентированных играх, и вправо — в горизонтально ориентированных. Становлению этого поджанра помогла игра Space Invaders, далее развитию популярности способствовали такие игры как Galaxian и Galaga. Обычным делом для таких игр было позволять игроку двигаться только вдоль одной оси, вдоль низа экрана. Так как весь уровень умещается на одном экране, смыслом прохождения является не достижение какой-либо цели, а простое уничтожение врагов на игровом поле. С появлением скроллинга популярность подобных игр сильно упала, но кое-что из фиксированных шутеров продолжало выходить и позже.

В качестве примеров можно привести следующие игры: Space Invaders, Galaxian, Phoenix, Galaga и Centipede.

Tube Shooters

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Шутеры-в-трубе, или Туннельные шутеры — маленький поджанр, наследник фиксированных шутеров. Игроку предоставлена так же одна ось движения, но в этот раз движение происходит будто бы вдоль краёв трубы, уходящей вдаль экрана. Проще говоря, игрок движется по замкнутому кольцу. В остальном геймплей схож с геймплеем предшественника. Этот стиль родился с игрой Tempest от Atari, его дальнейшему росту популярности помог Gyruss.

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Туннельные шутеры были оставлены далеко позади с появлением «рельсовых шутеров», процесс игры в которых происходил уже в трёх измерениях. Тем не менее, туннельные шутеры выходили и в дальнейшем. Tempest 2000 породил новую волну увлечения этим жанром. Перед геймером игра представала в довольно психоделическом виде, с цветастой абстрактной графикой и ритмичной музыкой в стиле техно. Последовавшие за Tempest 2000 игры соединили такой способ аудиовизуального представления со скроллингом вперёд, что вылилось в творения наподобие N2O, Internal Section и Torus Trooper.

Примерами туннельных шутеров могут послужить: Tempest, Gyruss, Space Giraffe, Tube Panic.

Multi-directional shooter

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

«Мультинаправленные шутеры», или «арена-шутеры», позволяют свободное передвижение в двухмерном мире. Большинство из таких шутеров может быть разделено ещё на два подкласса, в зависимости от способа управления. Некоторые из них позволяют двигаться игроку вверх, вниз, влево и вправо, или, в редких случаях, только по диагоналям. Другие используют более реалистичный метод, с привлечением физической модели, отвечающей за повороты и ускорение. Как альтернатива используется управление мышкой.

Игровым полем в таких играх могут быть определённого размера арены (с границами или без), большие карты, иногда поле может простираться бесконечно во всех направлениях.

Игры с поворотами и ускорением используют упрощённую физическую модель — для перемещения игрока и врагов, чаще всего в условиях нулевой гравитации. Точные физические расчёты, с учётом всех сил, таких как, например, сила гравитации, не производятся. Первой игрой этого типа была Spacewar!, которая к тому же была одной из самых ранних видеоигр вообще. За ней последовала coin-op версия, Computer Space, выпущенная в 1971 году. Одна из наиболее популярных игр всех времён, Asteroids, была создана Atari в 1979 и имела схожую идею, но была рассчитана на одного игрока. Использование ускорения в таких играх требует большого внимания и аккуратности, ведь действие происходит в невесомости, а тормозов, как правило, нет. Чтобы замедлиться или остановиться, приходится развернуться и дать ускорение в противоположную движению сторону.

Примерами игр являются: Sinistar, Blasteroids, Thrust и Solar Jetman: Hunt for the Golden Warpship.

Все три части из серии Star Control имеют мини-игру в виде мультинаправленного шутера, называемую «Режим схватки». В «схватку» можно поиграть и отдельно, против компьютерного оппонента или человека. Во время прохождения кампании, режим схватки активируется когда по сюжету игры намечается бой. В Star Control поле боя растягиваемое, оно увеличивается или уменьшается в зависимости от расстояния между воюющими кораблями; таким образом, корабли могут отлетать на большое расстояние, но всегда остаются в пределах одного экрана. Star Control 3 позволяет играть схватку в режиме изометрии.

В качестве примеров мультинаправленных шутеров можно привести: Robotron: 2084, Time Pilot, Bosconian, Smash TV, Bangai-O, Geometry Wars, Sinistar, Desert Strike, Crimsonland и Zone 66. Также очень популярно создание мультинаправленных шутеров при помощи Adobe Flash для дальнейшего их распространения на веб-сайтах. Обычно качество таких игр оставляет желать лучшего, но встречаются и хорошие экземпляры.

Scrolling shooters

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Вертикальные скролл-шутеры очень похожи на горизонтальные, но, в связи с направлением скроллинга, имеют другую перспективу: почти всегда имеют вид сверху. Это означает, что непроницаемых препятствий (горы, стены) в таких играх меньше, так как игрок летит поверх их. Возможно из-за этого отличия вертикальные скроллеры обычно имеют более напряжённый геймплей, связанный с интенсивной стрельбой и уворачиванием от множества летящих снарядов.

Хотя в большинстве статей, рассказывающих об истории развития шутеров, основной упор делается на игровые автоматы, в них упускается из виду то, что прародителем вертикальных скроллеров нужно считать скорее игру River Raid (Atari 2600), хотя такие игры выходили и раньше, например выпущенная компанией SNK в 1979 году игра Ozma Wars. А одна из первых игр этого жанра на автоматах — Xevious — появилась в 1982 году. В ней было представлено много концепций, которые на сегодняшний день являются стандартом — к примеру деление игры на уровни-эпизоды и битвы с боссами. Конечно можно сказать, что первыми вертикальными скроллерами являются такие ранние игры как Galaxian, так как в них наличествуют постоянно движущиеся сверху вниз звёзды. Но эти игры обычно классифицируются как «фиксированные шутеры» — за компанию со Space Invaders, — так как движущиеся звёзды это лишь визуальный эффект, к геймплею они ничего не добавляют.

Примеры вертикальных скролл-шутеров: 1942, Xevious, Ikaruga, Radiant Silvergun, Raiden, серия Star Soldier, Raptor: Call of the Shadows, Aero Fighters, Chromium B.S.U., Tyrian.

Жанр можно поделить ещё на две разновидности: Tate — отображающиеся на вертикально расположенных мониторах; Yoko — на стандартных горизонтально расположенных. Tate-стрелялки обычно играются на кабинетах Jamma с мониторами Tate. Надо заметить, что портирование этих игр на домашние консоли, подключающиеся к обычным телевизорам, может вызвать проблемы.

В переносе tate-стрелялок на приставки существуют четыре подхода:

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Горизонтальные скролл-шутеры играются, собственно, на горизонтально ориентированных экранах, за небольшими исключениями — такими как Darius, который использует более одного монитора для отображения большого игрового поля, и Stinger, с горизонтальным скороллингом на вертикально ориентированном экране. Интересно знать, что англоговорящие люди в шутку называют горизонтальные скроллеры «лошадками» — «horzies», что является сокращением от «horizontal scrolling shooter». Кроме перестрелок с противниками, в играх этого жанра много внимания приходится уделять лавированию между препятствиями, такими как земля, горы или стены — ведь столкновение с ними часто ведёт к мгновенной смерти, или повреждает корабль, как в случае с R-Type Final. Некоторые игры, как например некоторые из серии Gradius, всегда имеют лабиринтоподобные уровни, в которых основные усилия приходится направлять на избегание столкновений со стенами. В горизонтальных скроллерах враги, появляющиеся сзади игрока, — более частое явление, чем в вертикальных.

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Скроллинг в играх этого жанра обычно непрерывный, игрока будто ведут через уровень. Изредка встречаются игры, в которых игрок может немного двигать экран по вертикали — когда действительная высота игрового поля больше высоты экрана. Thunder Force IV и Dragon Breed доводят такую возможность до экстремального уровня.

Почти во всех горизонтальных скроллерах корабль игрока отображается сбоку, а уровни представлены как бы в разрезе — игрок будто летит сквозь уровень, будь то пространство над поверхностью планеты, или гигантский космический корабль. Первой игрой этого жанра был, возможно, Defender, выпущенный в 1980 году, хотя он имеет некоторые общие с другими горизонтальными скроллерами возможности. Горизонтальные скролл-шутеры, как и вертикальные, остаются очень популярными и по сей день.

Примеры горизонтальных скроллеров: Darius, Gradius, Jets’n’Guns, R-Type, Scramble, Thunderforce.

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Мультискроллерные шутеры являются комбинацией нескольких видов скролл-шутеров. Обычно они включают в себя комбинацию уровней с вертикальным и горизонтальным скроллингом, но встречаются и другие варианты. Как например Gradius III, в котором имеются два уровня, где игрок должен провести свой корабль по туннелю, избегая столкновения с препятствиями.

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Изометрические шутеры используют для игры игровое поле, подобное таковому в вертикальных скролл-шутерах, но изображённое в перспективе (три четверти). Использование перспективы ограничивает размер игрового поля, поэтому фокус в таких играх ставится не только на перестрелки с врагами, но и на облетание различных препятствий. Изометрические шутеры не всегда являются скроллерами, с таким же успехом они могут быть и мультинаправленными шутерами (шутерами на арене).

Эти шмапы не были популярными в те времена, хотя известных игр среди них хватало. А на сегодняшний день они, вместе с туннелльными шутерами, являются анахронизмом. В те времена игры этого жанра стоило отметить за их псевдотрёхмерную графику, но когда аппаратная часть игровых устройство стала достаточно мощной, чтобы выводить реальную трёхмерную графику, изометрические шутеры потеряли свою привлекательность в пользу традиционных вертикальных и горизонтальных скроллеров.

В качестве примеров изометрических шутеров можно привести: Zaxxon, Viewpoint и Blazer.

Rail shooter

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Что такое скролл шутер. Смотреть фото Что такое скролл шутер. Смотреть картинку Что такое скролл шутер. Картинка про Что такое скролл шутер. Фото Что такое скролл шутер

Рельсовые шутеры — это смежный жанр, который некоторые причисляют к своеобразному виду shoot ’em up, другие — нет. Они имеют много общих сторон со шмапами. Основное отличие рельсовых шутеров от классических стрелялок состоит в использовании первыми трёхмерного или псевдотрёхмерного вида, с точкой обзора, находящейся позади корабля игрока, или с видом от первого лица. Процесс игры продвигается по заранее определённому пути, что можно сравнить с движением по рельсам и что похоже на геймплей скролл-шутеров. Часто игроку даётся возможность двигаться в пределах экрана, как например в Space Harrier, Star Fox или After Burner; но иногда игрок может лишь водить по экрану прицелом, как в Star Wars или Panzer Dragoon.

Competitive shooters

В соревновательные шутеры играют одновременно два игрока. Вместо того, чтобы содействовать друг другу, они стараются перебороть и уничтожить один другого. Игровое поле обычно разделено на две части и представляет собой экран типа вертикального шутера.

В качестве примеров можно привести: Harmotion, Twinkle Star Sprites, Quarth и Phantasmagoria of Flower View.

Run-and-gun

Переводится как «беги-стреляй». R&G соединяют в себе элементы скролл-шутера и платформера как в новом одном поджанре. Такие серии игр, как Contra и Metal Slug представляют собой яркие примеры подобного игрового процесса.

Cute ’em up

Большинство игр жанра использует серьёзное оформление и темы — в частности, темы научной фантастики, альтернативной истории и различных военных конфликтов. Игрок управляет космическими кораблями, боевыми самолётами и другой подобной техникой либо магическими боевыми созданиями, такими как драконы.

В середине 1980-х годов стали появляться игры, использующие другой подход к оформлению. В них использовались яркие цвета, забавные персонажи и несерьёзные сюжеты — TwinBee (1985), Fantazy Zone (1986), Parodius (1988). Этот стиль получил название cute ’em up, сочетающее слово «cute» (англ. милый, симпатичный ) и название жанра. Несмотря на оформление, уровень сложности в подобных играх не отличается от других представителей жанра и может быть довольно высоким.

Популярность аниме также привнесла свои новшества в игровой мир cute ’em up, например пародия 70’s Robot Anime Geppy-X

«Маниакальность» против «методичности»

В то время как многие простые любители стрелялок находят, что все скролл-шутеры очень похожи между собой, существуют две противоположные школы стиля, которые фаны назвали «маниакальные» и «методические». [источник не указан 1158 дней] Это два экстремума, хотя и не все игры можно чисто причислить к тому или другому.

В этих играх пуль — огромное количество, они зачастую заполняют собой чуть ли не весь экран. В дополнение, пули двигаются по замысловатым траекториям, следуя более сложным путям, нежели в традиционных шутерах. Чтобы помочь игроку выжить в этом мире, кораблю часто даётся очень маленький «хитбокс» — место, которым определяется столкновение с препятствиями. Очень часто хитбокс составляет в размере лишь одну точку, и попадание по кораблю засчитывается только тем пулям, которые попали точно в центр.

Другие элементы геймплея в маниакальных шутерах часто упрощаются. Уклонение от пуль становится наиболее важной частью игры, какие-либо препятствия встречаются редко. В играх от Takumi Corporation, например, игрок может пролетать сквозь врагов, и только пули повреждают его.

Важно заметить, что способ, которым играются эти игры является определяющим для их категоризации. В маниакальных шутерах очень важна координация связки руки-глаза. Она используется очень интенсивно, ведь игроку приходится осторожно облетать множество опасных мест. Это и является ключом, определяющим жанр. Например, Ikaruga, в которой пули двигаются по замысловатым траекториям, и корабль имеет небольшой хитбокс, на самом деле является методическим шутером, потому что игроку не приходится постоянно маневрировать между пулями. Там, скорее, медленное, точное, методическое движение, более похожее на классические горизонтальные шутеры, вроде R-Type или Gradius.

Примерами игр-пулевых завес являются: Touhou Project, Mushihime-sama, Psyvariar 2, Batsugun, Giga Wing, и DoDonPachi.

Противоположной школой дизайна являются методические шутеры. Стиль этих игр основан на точном, более медленном, методическом перемещении. Хотя они могут тоже быть очень сложными, их основа — не маневрирование между сотнями пуль. Корабли в этих играх обычно имеют больший хитбокс, а стрельба проводится скорее одиночными пулями, нежели волнами или кластерами. Чаще они имеют какое-либо окружающее пространство, с которым можно столкнуться, более медленный скроллинг и прочно завязаны на запоминании.

Методические шутеры наиболее часто ассоциируются с горизонтальными скролл-шутерами, но есть среди них популярные с вертикальным скроллингом, такие как Image Fight, Radiant Silvergun и Ikaruga.

Примерами методических шутеров могут служить Ikaruga, Gradius, R-Type и Einhänder.

Словарь терминов

В настоящее время жанр имеет небольшое количество очень увлечённых поклонников, создавших собственный жаргон. Некоторые наиболее часто употребляемые термины приведены ниже:

Известные разработчики игр

Жанр получает мощную поддержку со стороны небольшого количества компаний, наиболее известными из которых являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *