Что такое скрытый психологизм у тургенева

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя — Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать — это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ — Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия — он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя — это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Иначе говоря, автору удается за счет своего изобретения сказать многое кратко.

Источник

Что такое скрытый психологизм у тургенева

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

Тургенев – сторонник скрытого психологизма. В отличие от Толстого он полагал, что автор не должен глубоко «врываться» в сознание героя. Внутренний психологический процесс героя надо изображать не прямо, с помощью внутреннего монолога (как это обычно бывает у Толстого) и не с помощью монолога-исповеди (как у Достоевского), а косвенно, через внешние проявления. Психологические конфликты в сюжете романа назревают подспудно, сначала выражаются в незначительных деталях поведения героев, потом выходят на первый план.

Примером может служить конфликт Базарова с Павлом Петровичем. Сначала мы видим, что отец и сын Кирсановы едут домой в одной коляске, а Базаров отдельно в тарантасе; Павел Петрович поджидает их дома. Такое «расположение» героев уже предвещает «расстановку сил» в конфликте: между отцом и сыном Кирсановыми нет антагонизма, а Базаров и Павел Петрович – «одинокие» люди, связанные между собой враждой. Таким образом, здесь можно говорить о символической детали.

Далее, в имении Кирсановых, между Базаровым и Павлом Петровичем происходит долгая словесная «дуэль». Спустя какое-то время их вражда усиливается, потому что к идеологическим разногласиям примешивается и частный конфликт, связанный с Фенечкой. Кульминацией конфликта становится настоящая дуэль, которая заканчивается поражением Павла Петровича, его символической «смертью» («исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец»). Диалог братьев Кирсановых в XXIV главе показывает, что в лице Павла Петровича поражение потерпело одряхлевшее, уходящее в прошлое дворянство, некогда «передовой класс» (то есть снова актуализируется социальный аспект конфликта). Таким образом, динамика конфликта передаётся Тургеневым с помощью символических деталей, позволяющих увидеть глубинно-психологический подтекст происходящего.

Другое важное средство раскрытия характеров – психологический портрет. (Найдите в тексте несколько примеров и самостоятельно покажите, с помощью каких внешних деталей воссоздаётся внутреннее состояние героя.)

Большое значение имеют также некоторые детали поведения. Примером может быть описание состояния Базарова после любовной катастрофы с Одинцовой. Базаров становится рассеянным и замкнутым в себе. («Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй», – Базаров отправился к себе в комнату. «Здравствуй, – подумал Аркадий, – разве мы не виделись сегодня?»), он не может скрыть своих чувств («В Базарове стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя и глядел сердито»), стыдится («С Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его»).

Тургенев обращает большое внимание на речевой портрет героя, выражаемый в монологах, диалогах, внутренних монологах, отдельных репликах. Многие «случайные» фразы героев, произносимые как бы по рассеянности, на самом деле концептуально значимы. Часто Тургенев привлекает внимание читателя к выбору слова героем: «Евгений Васильев» или «Евгений Васильич», «отец» или «папаша», «германцы» или «немцы», «аристократ» или «аристократишка», «обаяние» или «прелесть», «батюшка» или «поп», «эпидемия» или «пиэмия», «манципация» или «мунципация». (Найдите эти примеры и объясните психологический подтекст, вкладываемый Тургеневым в эти противопоставления.)

Существенно важна для раскрытия некоторых характеров связь с пейзажем, например, описание поездки отца и сына Кирсановых домой (глава III ). (Найдите другие примеры и сформулируйте, какие черты характера героев обнаруживаются в их «отношениях» с пейзажем.)

Важным способом психологического анализа является авторский комментарий. Избегая в целом резких оценок, Тургенев всё же в отдельных случаях позволяет себе недвусмысленно высказаться о герое или событии. Вот, например, как комментируется неожиданный приезд Ситникова в Никольское: « Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист. Решившись, с свойственною ему назойливостью, поехать в деревню к женщине, которую он едва знал, которая никогда его не приглашала, но у которой, по собранным сведениям, гостили такие умные и близкие ему люди, он все-таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь, что Евдоксия, дескать, Кукшина прислала его узнать о здоровье Анны Сергеевны и что Аркадий Николаевич тоже ему всегда отзывался с величайшею похвалой… На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу. Однако, так как никто его не прогнал и Анна Сергеевна даже представила его тетке и сестре, он скоро оправился и затрещал на славу. Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними…» (глава XIX ).

Таким образом, у Тургенева объектом психологического анализа становятся не только главные герои, но и второстепенные пародийные персонажи, как, например, Ситников. (Найдите другие примеры.)

Источник

Психологизм в произведениях И. С. Тургенева

Автор: Guru · 03.09.2018

(326 слов) Психологизм в художественном произведении – это авторская попытка передать внутренний мир своего персонажа через чувства, переживания, мысли, желания. Каждый писатель по-своему старается раскрыть героя, используя те или иные приемы.

Психологизм в творчестве И. С. Тургенева нередко называют тайным – это качество было отмечено еще П. В. Анненковым. И действительно: автор редко пишет, какие конкретно эмоции испытывает его персонаж, но при этом детально описывает все изменения во внешности, в поведении. Наглядным примером здесь может служить следующий эпизод из романа «Отцы и дети»:

Он начал представлять себе Анну Сергеевну, потом другие черты понемногу проступили через красивый облик молодой вдовы. «Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза….

Изначально герой был влюблен в Анну Сергеевну, затем он встретил Катю, которая заняла место в его сердце. Тургенев не говорит читателю это прямо – тот должен сам это понять через ход мыслей и действий Аркадия, почувствовать тонкую смену его состояния.

Любопытным образом раскрывается характер господина Н. в написанной от первого лица повести «Ася». Вначале он рассказывает о своей ветреной молодости, о своей открытости миру, а в конце мы видим его бесхарактерность и трусость, которые являются логичным последствием его поведения. Он как будто не замечает заинтересованности Аси в нем, не анализирует свои чувства и игнорирует ее. Девушка каждый раз предстает перед ним разной – таким способом она пыталась добиться внимания главного героя.

Тургенев не дает однозначных ответов, когда прописывает характеры действующих лиц своих произведений. Если герой смущен и сам не понимает, что чувствует, то читатель, исходя из контекста, сможет сделать только предположение того, что герой ощущает, потому что авторская позиция в текстах нераскрыта. Таким способом писателю удается тонко передать смутные и развивающиеся ощущения, такие как влюбленность, смятение, спонтанные мысли.

Тургенев обращал внимание больше на физические проявления эмоций (мимика, жесты, сердцебиение, дыхание и т.д.), а также на ход мыслей, через которые давал читателям намеки на чувства героев. По его мнению, как социальный конфликт, так и человека, нужно рассматривать изнутри, поэтому писатель должен быть психологом в своих произведениях и учить этому искусству свою аудиторию.

Источник

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Психологизм в литературе – это такой способ и подход к написанию художественного произведения, при котором автор предпринимает попытку раскрыть внутренний мир и духовную составляющую личности своего персонаж через описание его чувств, переживаний, эмоций и мыслей. Зачастую для этого писателю приходится сформулировать и прямо описать с помощью различных художественных средств сложную гамму чувств, которые испытывают его герои.

Но иногда автор создаёт картину внутреннего мира персонажей не описывая прямо его чувства и переживания. Тогда такой психологизм иногда называется «тайным» из-за своей неочевидности. Главным примером такого «тайного психологизма» можно назвать творчество классика русской литературы и драматургии Ивана Сергеевича Тургенева.

В своих произведениях Тургенев редко пишет о конкретных эмоциях, чувствах и переживаниях, которые испытывают его герои, ограничиваясь в основном самыми важными и необходимыми чертами внутреннего мира персонажа, его особенностями и характерными чертами. О большей части чувств тургеневских персонажей мы узнаём главным образом через изменение их поведения, а так же через их реальные действия.

Причём в описании поведения Тургенев стремится максимально точно передать невербальные способы общения (мимику, тон, изменение черт лица и жесты) между персонажами. Большое внимание автор обращает на дыхание, сердцебиение и те другие тонкие черты, которые не дают нам точной информации, какие чувства непосредственно испытывает герой, они лишь намекают о них. Всё это используется не только из-за того, что Тургенев стремится к максимальному реализму в своих произведениях, но и по двум другим причинам. Первая это то, что Тургенев стремится запечатлеть тем тонкие и зыбкие впечатления и настроения, которые возникают у героев в тот момент, когда что-то происходит в их жизни, и их разум, их рациональное мышление еще не обработало происходящее. Таким образом, перед нами предстают не обдуманные и осмысленные впечатления, а самая первая, наиболее искренняя и важная реакция героев. Вторая причина связана с первой – Тургенев, будучи психологом и чутким исследователем человеческой души по своей натуре, стремится передать свои навыки читателю, научить его ловить тончайшие изменения в поведении людей, а уже через это прочувствовать его духовный мир и понять, о чём он думает в этот момент.

Иногда его герои и сами не понимают своих чувств, но при этом, будучи людьми, невольно, инстинктивно продолжают как-то действовать и изменять своё поведение. Тогда умение тонко чувствовать человеческую душу просто необходимо, чтобы понять и воспринять сюжет так, как это задумывает автор. Самым ярким примером героя, который не понимает своих собственных чувств, является Евгений Базаров, который не понимает и не может логически объяснить, что за новые и непонятные ему чувства он испытывает. И лишь мы, ведомые Тургеневым, понимаем, что он впервые влюбился, причем влюбился по-настоящему, бесконтрольно и нерационально.

Особенности психологизма романа Тургенева “Отцы и дети”

Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы ХIХ века и тончайшим психологом. Как писатель, Тургенев прежде всего “классик” – в самых разнообразных смыслах этого слова. “Классичность” соответствовала самому духу его творчества. Лучшие тургеневские вещи поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественными идеалами для Тургенева были “простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы”. При этом имелось в виду “спокойствие”, проистекающее “из

Это спокойствие давало сосредоточенность созерцания, тонкость и безошибочность наблюдения.

Психологизм Тургенева обыкновенно называют “скрытым”, потому что писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова “с принужденным смехом” говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием

Кате, а затем по ходу разговора “опять смеется и быстро отворачивается”, становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, которые она старалась скрыть за смехом. Поэт “должен быть психологом, но тайным, – говорил Тургенев, – он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете и увядании”.

Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние. Единственный случай, когда Тургенев непосредственно изображает внутреннее состояние Базарова, – это при описании чувства героя к Одинцовой, поскольку оно было необычным для Базарова и не могло быть объяснено из его поведения:

“В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе самом”.

Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли:

“Ты кокетничаешь, – подумал он, – ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…” Сердце у него действительно так и рвалось”.

Так же автор передает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения.

Не часты и прямые оценки автором сказанного героем. На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, так как автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом – выбором ситуаций, в которые он его помещает.

Так, Базаров оказывается в чужой для него дворянской среде – он даже сравнивает себя с “летучими рыбами”, которые лишь короткое время способны “подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду”. Именно потому он вынужден принимать участие в торжественных визитах, вечерах, балах, что явно не очень характерно для его обычной жизни. Затем Базаров влюбляется в аристократку Одинцову, принимает вызов на дуэль, хотя презирает дуэли как одно из проявлений дворянских амбиций.

Показательно, что во всех этих ситуациях, связанных с дворянским образом жизни, обнаруживаются его достоинства и слабости, но опять-таки с точки зрения дворян, на позицию которых встает незаметно для себя и читатель.

Затем Тургенев приводит своего героя в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия: природой, любовью и смертью, – что всегда углубляет и изменяет человека, заставляет его пересмотреть свое мировоззрение. Из-за всеохватности и глобальности этих категорий у нас складывается впечатление, что героя судит “сама жизнь”. Но на самом деле за этой оценкой скрывается позиция автора, ловко “переменившего оружие”, чтобы “атаковать” своего героя с незащищенной стороны.

Огромную роль при создании образа играет у Тургенева психологический портрет героя. Мы сразу можем составить себе представление о Базарове по его портрету. Одет он крайне непритязательно – в “длинный балахон с кистями”.

Лицо у него “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. “Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”.

Перед нами не только законченный и отчетливый внешний портрет, но уже и почти полное описание характера: плебейское происхождение и вместе с тем гордость и спокойная самоуверенность, сила и резкость, необыкновенный ум и вместе с тем нечто звериное, хищное, угадывающееся в заостренном книзу носе и зеленоватых глазах. Герой еще ничего не сказал, но уже намечены все основные его черты. “Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал”, – так нам сразу дается представление о немногословности, идущей как от ума, так и от неизменного пренебрежения к собеседнику.

Совсем иначе, но тоже через портрет обрисовывается Тургеневым характер Павла Петровича Кирсанова:

“На вид ему было лет сорок пять: его коротко стриженные серые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были глаза”.

Тургенев замечает даже такую неуловимую деталь: “Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большею частию исчезает после двадцатых годов”.

Образ Кирсанова создается в первую очередь через описание его одежды, необыкновенно подробное и красноречивое, в чем ощущается легкая ирония автора по отношению к герою. Для характеристики Тургенев пользуется даже синтаксисом фразы, подчеркивая плавность и медлительность движений героя длинным, усложненным, но безукоризненно правильным периодом.

Но ничто, пожалуй, так ярко не характеризует героев, как их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социальное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принадлежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи “эфто” вместо “это” и “в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени”.

Или другой пример: слово “принцип” Павел Петрович “выговаривал мягко, на французский манер”, как “принсип”, а “Аркадий, напротив, произносил “прынцип”, налегая на первый слог”, из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному и поэтому вряд ли придут к взаимопониманию.

Множество деталей дает нам понять авторскую позицию, характеры героев, хотя прямых характеристик практически нет. У Тургенева мы видим только результаты, к которым пришел Базаров, и узнаем, как он поступает в жизни, как обращается с разными людьми. У Тургенева нет открытого психологического анализа, что дает большую достоверность, большее обобщение, чем если бы сам автор делал бы выводы о своих героях.

Так возникает “тайная психология”, которая служит отличительной чертой мастерства писателя и, наряду с “диалектикой души” Толстого и открытым психологизмом Достоевского, становится характерным признаком классического русского реалистического романа ХIХ века.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» создавался в эпоху больших перемен. В России проходили реформы, и автор видел борьбу двух поколений интеллигенции. С одной стороны, это было либеральное дворянское общество, а с другой – демократически настроенные общественные организации. Эта борьба рушила вековые устои крепостного права. Демократическое движение требовало развития и идейной платформы, а значит своих героев, личностей. И, наверное, не столько философские убеждения и влияния, сколько жестокие требования времени создали в тургеневских романах драматических героев. Сам Иван Сергеевич принадлежал к противоположному лагерю, лагерю либеральной интеллигенции. Но именно время и события в России навели его на мысль о создании такого героя как Евгений Базаров.

Роман увидел свет в 1862 году. Задуман же был он в Англии. Тургенев продолжал над ним работу и в Париже, и в России. На страницах этого произведения раскрывается перед читателем глубокая драма человека, который принадлежал к противоположному автору лагерю. Человека с новыми философскими и социальными взглядами на жизнь, человека с убеждениями нигилиста. Совсем небольшой период жизни главного героя охватывается в романе. Но за этот промежуток времени происходят события, раскрывающие взаимоотношения между Евгением Базаровым и «старым» дворянским обществом.

Действие романа начинается в мае 1859 года. С первых же страниц мы знакомимся с главным действующим лицом, «добрым приятелем» Аркадия Кирсанова. Конфликт, который разыгрывается на страницах произведения, назревает до встречи Базарова с семейством Кирсановых. Корни его таятся в недалеком прошлом, тогда, когда встретились и подружились Аркадий и Евгений. В то время Аркадий Кирсанов стал учеником, последователем, выразителем идей Базарова.

Точно и кратко, всего несколькими словами, рисует Тургенев портреты своих героев. Как правило, это внешность, из которой автор выбирает наиболее характерные черты. Они и помогают подчеркнуть в герое именно те качества, которые играют основную роль во взаимоотношениях. Например, о лице Базарова:

оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Итак, с нигилизмом Базарова читатель знакомится через его приятеля – Аркадия, по дороге в Марьино. Аркадий оживленно беседует с отцом, и в этом разговоре мы невольно замечаем присутствие Базарова. Аркадий постоянно упоминает своего друга, разговаривает в манере Базарова. Тургенев умышленно дает понять, какое влияние оказывает Евгений на своего товарища.

Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги… Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной корой… Нет, – подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…

Постепенно, глядя на расцветающую природу, мысли Аркадия меняются. Весна, родная сторона отвлекают его от мрачных и рациональных размышлений. Здесь он не подвластен критическому реализму Базарова. «Аркадий глядел, глядел, и, (понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Таким образом, Тургенев старается показать нам настоящую натуру младшего Кирсанова, его любовь к родному краю, к отцу.

Построение этого произведения таково, что все его герои, их качества, раскрываются через отношение к ним Евгения Базарова. Автор как бы преломляет, пропускает их сквозь сложный и противоречивый мир главного героя. Так, с приездом в Марьино Базарова, разворачивается конфликт. Как уже говорилось выше, конфликт зародился давно, оставалось только подыскать нужный раздражитель. И он был найден. Главный спор Базарова происходит с Павлом Петровичем Кирсановым. Последнего раздражают убеждения нигилиста, приводят его в бешенство.

Тургенев не просто раскрывает духовный мир героев, он передает его с помощью спора. Ведь это наиболее удобная форма для свободной передачи мысли, для выражения своих убеждений.

В конце концов, между Кирсановым и Базаровым происходит дуэль. Причину автор не называет, но читателю понятно, что развитие конфликта не могло иметь другого конца. Разные убеждения, разные жизненные позиции, психологические и социальные разногласия развязались дуэлью… Действительно, психологическая обстановка в доме Кирсановых была слишком накалена. Против Базарова были настроены буквально все обитатели усадьбы: Николай Петрович, Фенечка, слуга и даже Аркадий.

Особый интерес представляют отношения Базарова и Анны Одинцовой. В общении с Базаровым Анна Сергеевна обращается с ним как с младшим братом. Но в дальнейшем их отношения меняются. Беседы их уже не походят на мирный разговор. Несомненно, между этими двумя людьми, непростыми по натуре и убеждениям, возникают чувства. Но Базаров не был бы самим собой, если бы позволил себе влюбиться в Одинцову. Мы видим в этом чувстве только подобие любовного порыва. Оно лишь на мгновение всколыхнуло душу Евгения. У Анны Сергеевны, по моему мнению, было всё, для того, чтобы полюбить Базарова. Но, как и в главном герое, в ней побеждает разум. Предрассудки берут верх над искренними чувствами Одинцовой. После сцены их объяснения не покидает чувство неискренности, какой-то наигранности. Вся любовная интрига занимает в романе довольно скромное место, но имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира главного героя.

В романе представлены, практически, все слои общества начала шестидесятых годов. Это и помещики Кирсановы, отношение которых с Базаровым привели к главному конфликту. Это и мещанская среда, выступающая в роли Ситникова и Кукшиной. Все действия и поступки этих людей настолько нелепы и, порой, смешны, что вызывают у читателей неприятие их жизненных убеждений. В романе показаны и помещики, придерживающиеся старого образа жизни. В их лице Тургенев рисует старую, патриархальную Россию. Это, прежде всего, родители Базарова. Молодое же поколение представляет сам Евгений и его товарищ – Аркадий, который в конце романа обретает долгожданный покой в тихой семейной жизни.

Автор на протяжении всего повествования весьма сдержан в психологическом анализе происходящего. Он не расставляет акценты на то, на что сама жизнь не давала ему ясных ответов.

Тургеневское беспристрастие сказалось и в изображении последних мгновений Базарова. Со смертью героя напряжение романа спадает, «полуденный зной сменяет белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов». Со смертью Базарова меняется весь мир.

На примере конфликта двух поколений Иван Сергеевич Тургенев показывает нам всё общество шестидесятых годов девятнадцатого века. И этот роман по праву можно назвать социально-психологическим.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Одной из важнейших особенностей творческой манеры Ивана Сергеевича Тургенева является своеобразный подход автора к раскрытию внутреннего мира героя, который позже получил название «тайного психологизма».Тургенев был убежден, что любой писатель, создавая свое произведение,должен быть «психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании».Тургенев очень часто прибегает не к описанию, а к изображению душевных переживаний персонажей при помощи их внешних проявлений: определенных движений, тех или иных жестов, мимики, изменений интонаций в разговоре.

Попробуем рассмотреть особенности этого приема в романе «Отцы и дети».Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над романом вел дневник от лица своего героя — Базарова. Таким образом, писатель мог намного глубже передать ощущения своего героя, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те чувства и мысли, которые мог бы переживать и его герой.

Однако в то же время Иван Сергеевич Тургенев считал, что читателю не стоит рассказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только их внешние проявления, и тогда автор не наскучит читателю.Как сказал сам Тургенев:»Лучший способ поскучать — это все сказать».Иными словами,писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям.К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом» говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачивается», становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, которые она старалась скрыть за смехом.Или же, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный, с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый. Тут читателю самому приходится догадываться, что чувствовал герой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает: он описывает все в виде предположений. Об этом говорят многочисленные авторские ремарки: «возможно»,»должно быть»,»мо

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *