Что такое сквозные темы

«Сквозные» темы в разделах курса «История русской литературы»

Лапаева Н.Б., кандидат филологических наук,
доцент кафедры современной русской литературы
Пермского государственного педагогического университета,
доцент кафедры методики гуманитарных дисциплин
Пермского областного института повышения квалификации работников образования

Защитой от фрагментально-локального восприятия произведений литературы и условием формирований понимания культуры как процесса, в котором все взаимосвязано, все имеет свое начало и продолжение, должна стать пронизывающая курс «История русской литературы» идея связи, реализующая себя в изучении так называемых «сквозных» тем.

Для изучения «сквозных» тем в списках литературы, предложенной для чтения, представлены репрезентативные произведения древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX, XX вв, а также русского фольклора, что делает возможным увидеть студентам многообразие форм бытования литературы, установить связь между художественным произведением и литературным процессом, художественным произведением и культурным контекстом.

«Сквозные» темы — это повторяющиеся в различных разделах курса «История русской литературы» проблемы и темы, характерные для разных периодов существования отечественной литературы. Их изучение актуально как в историко-литератуном, так и в теоретико-литературном аспектах.

Так, например, имея в виду историю развития литературы, чрезвычайно важно подробно изучить и глубоко проанализировать такие проблемы, как «поэт и поэзия в творчестве русских поэтов XIX-XX вв. (на материале лирики А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Некрасова, В. Маяковского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бродского и др.)»; «взаимоотношение художника и власти (на примере судеб А. Радищева, Г. Державина, А. Пушкина, А. Фадеева, О. Мандельштама, М. Зощенко, М. Булгакова и др.)»; «человек и общество в социально-психологической прозе ХIХ-ХХ вв. (И. Тургенев, А. Гончаров, Н. Лесков, А. Чехов, Ч. Айтматов, Ю. Трифонов, Ф. Искандер, А. Солженицын и др.)»; «особенности русского национального характера в творчестве А. Некрасова, писателей-«деревещиков» В. Шукшина, В. Распутина, А. Варламова и др»; «тема Кавказа в русской поэзии и прозе на протяжении двух последних столетий (М. Лермонтов, А. Пушкин, Л. Толстой, В. Маканин)» и т. д.

Теоретико-литературные аспекты курса, связанные с осмыслением родовых и жанровых особенностей произведений, с изучением текста в контексте того или иного метода, эстетической системы, требуют особенного к себе отношения. Невозможно, например, «разбирать» такие произведения, как «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана без учета специфики жанра романа-эпопеи как такового и определения его сущностных черт и особенностей. Очень важно также, чтобы школьники, усваивая такие понятия, как сентиментализм, реализм, модернизм, постмодернизм и др., умели соотносить произведения, принадлежащие к разным эпохам, но схожие по методу. Тогда, в частности, восприятие творчества И. Тургенева в контексте реализма, произведений И. Бунина на фоне неореализма, а творческой индивидуальности С. Довлатова как представителя постреализма будет более органичным и осмысленным.

Анализ конкретных произведений на занятиях по истории русской литературы должен убедить школьников, что художники слова часто используют «кочующие» сюжеты и образы, трансформируют известные мотивные и жанровые модели.

Так, например, «сквозными» в русской литературы следует признать тему «героя нашего времени» («Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина отсылает к «Герою нашего времени» М. Лермонтова); тему дуэли («дуэльная» проблематика встречается в романах «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Поединок» А. Куприна); мотив родины и чужбины (литература трех волн русской эмиграции осмысливала феномен России); размышления о семье и роде («мысль семейная», звучавшая в произведениях А. Герцена, Л. Толстого, находит свое развитие в текстах И. Шмелева, В. Набокова, М. Осоргина, М. Шолохова и т. д.); сюжетную ситуацию «русского человека на rendez-vous» (И. Тургенев в повести «Ася», А. Чехов в рассказе «Дом с мезонином», И. Бунин в рассказе «Руся» из цикла «Темные аллеи» каждый по-своему высветили особенности поведения русского человека в «экстремальной» ситуации любовного свидания) и др.

Хронотопические модели «сна» (сон Татьяны в «Евгении Онегине» А. Пушкина, сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, сон Ильи Ильича Обломова в гончаровском «Обломове» и т.д.), «дороги» (странники Н. Лескова, М. Горького, М. Осоргина), «сада» («Сад» М. Цветаевой и «Сад» И. Бродского, например) лежат в основе произведений русской литературы, относящимся к различным хронологическм периодам.

Система заданий и вопросов, предлагаемых старшеклассникам в процессе знакомства с курсом «История русской литературы», выводит их на тот уровень осмысления материала, когда они смогут устанавливать интертекстуальные связи, воспринимая произведение в пространстве культуры и видя в нем предшествующие культурные пласты.

К такому – интертекстуальному – принципу восприятия литературы «подталкивал» О. Мандельштам. Размышляя о поэзии А. Блока, он заметил: «Через Блока мы видим и Пушкина, и Гете, и Баратынского, и Новалиса, но в новом порядке, ибо все они предстали нам, как притоки несущейся вдаль русской поэзии, единой и не оскудевающей в вечном движении» [1. С. 34]. Рассматривая истоки лирики А. Ахматовой, О. Мандельштам, приходит к убеждению, что «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти Лескова…» [1. С. 34]. Таким образом, в частных размышлениях о поэзии Блока и Ахматовой, О. Мандельштам, по сути, сформулировал принцип интертекстуального подхода к художественному произведению, которое он определяет так: «…весь корабль сколочен из чужих досок, но у него своя стать» [1. С. 34].

Думается, на занятиях, посвященных истории литературы, преподаватель должен использовать возможности таких методологических подходов к изучению художественных текстов, как сравнительно-типологический, мифопоэтический, интертекстуальный. Именно они позволяют формировать гуманитарную культуру школьников, выводя его на новый, более высокий, уровень взаимоотношений с текстом. Находясь на этом уровне, ученик должен приобрести умения устанавливать интертекстуальные связи, учитывать культурный и исторический фон при интерпретации произведения, соотносить один текст с другим, видеть в нем культурные «напластования».

Вопросы, адресованные учащимся, могут звучать примерно так:

как могут быть связаны произведения житийного жанра в древнерусской литературе и рассказ А. Солженицына «Матренин двор?»;
какая героиня русской литературы ХIX века вспоминается вам, когда вы читаете повесть Л. Улицкой «Сонечка»?;
зачем Л. Улицкая называет свою повесть «Медея и ее дети» именем персонажа трагедии Софокла?;
почему В. Маканин придумывает для своего произведения о Кавказе название «Кавказский пленный», а не «Кавказский пленник», как это в свое время сделали А. Пушкин, М. Лермонтов?;
отсылает ли содержание рассказа А. Варламова «Дом в деревне» к произведениям писателей-«деревенщиков» В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина и др.?;
какие произведения русской классики важны для А. Битова в его романе «Пушкинский дом» и почему?;
чем отличается изображение «войны и мира» в романах-эпопеях Л. Толстого «Война и мир» и В. Гроссмана «Жизнь и судьба»?;
почему тетрадочка стихов главного героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» начинается стихотворением «Гамлет», а завершается стихотоврением «Гефсиманский сад»?;
какая связь существует между «воинской» повестью в литературе Древней Руси и произведениями о Великой Отечественной войне?;
что общего в содержании свадебного обрядового фольклора и в содержании таких произведений, как «Женитьба» Н. Гоголя, «Свадьба» Ю. Мамлеева? и т. д.

Е.Е. Бразговская, рассматривающая интертекстуальность как онтологическую проблему, считает, что «существующий на пересечениях текст содержит следы, через которые в него входит предшествующая множественность иных текстов. В дискретной единичности созданного актуализируется множественность предшествующего. Созданное — текст — выступает как условная конструкция, через призму которой мы видим мир в его многоплановости, поскольку «точки одной фигуры отсылают нас к точкам другой фигуры, образуя совокупность созвездий смыслов [Далез]»» [3. С. 7]. Думается, следует серьезно отнестись и к «методологическому» высказыванию исследователя: «Если для текста бытие «на пересечениях» — это источник процессов смыслопорождения (актуализация постоянной через переменные — знаки, принадлежащие другим текстам), то для интерпретатора этот способ бытия текста создает такую исследовательскую ситуацию, когда интерпретатор, работая с одним текстом, одновременно с неизбежностью выходит в пространство других текстов. Обладая формальными границами, текст как предмет исследрования перестает обладать границами семантической структуры» [3. С. 9-10].

Таким образом, изучение «сквозных» тем в курсе «История русской литературы» с использованием возможностей интертекстуального, функционально-семантического, мифопоэтического, сравнительно-типологического методов анализа художественных произведений даст возможность повысить качество литературного образования учащихся, сформирует у них представление об объекте культуры (в том числе и о произведениях литературы) как о целостной эстетической реальности, в которой индивидуальное сопрягается с универсальным и в которой совершается воспроизведение предшествующих текстов в условиях измененного контекста.

Мандельштам О. Письмо о русской поэзии // Собрание сочинений в четырех томах. Том III и IV. – М.: TEРРA, 1991. – 607 с.

Долженкова Т.В. Когерентность как основной фактор методики интерпретации текста // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции (Пермь, Перм. ун-т, 16-19 октября 2001 г.) / Перм. ун-т. – Пермь, 2001. – 348 с.

Бразговская Е.Е. Текст культуры: от события — к событию (логико-семиотический анализ межтекстовых взаимодействий). – Пермь, 2004. – 284 с.

Источник

«Сквозные темы их роль в развитии постепенного наращивания знаний и умений неслышащих школьников»

«Сквозные темы их роль в развитии постепенного наращивания знаний и умений неслышащих школьников»

Выступление на педагогическом совете

подготовила: Литвиненко Ю.И сурдопедагог

— принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений от темы к теме, от класса к классу. Этот принцип спиральности является основным методом обучения в школе для детей с нарушением слуха.

— акцентирование внимания на целях обучения, основанных на формировании мыслительных навыков учащихся от элементарного

(знание, понимание, применение) до высокого уровня (анализ, синтез, оценка);

— наличие «сквозных тем», что позволяет максимально эффективно организовывать межпредметные связи.

Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для неслышащих детей. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Поэтому, при составлении текстов, вопросов и заданий к теме, мы используем не только наиболее употребительный словарь, но и дополнительный словарь терминов и выражений, который развивает мышление, память и может использоваться учащимися вне класса.

Модернизация образования предполагает внесение кардинальных изменений в содержание, формы и методы коррекционной работы по РСВ и ФП. Педагогами нашего МО проведена огромная работа по составлению и адаптации речевого материала по развитию слухового восприятия. В рамках обновленного содержания образования, на материале сквозных тем, нами был разработан речевой материал для среднего и старшего звена. Это такие темы как « Моя школа, Моя семья и друзья, Мой родной край, Путешествия, Традиции и фольклор, Окружающая среда, Мир профессий», и другие. К каждой теме был разработан дополнительный материал, в том числе развивающего характера, а так же адаптированы активные методы обучения для выработки навыка восприятия, различения и опознавания на слух.

Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. При организации индивидуальных занятий, учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.

Например: Тема « Моя семья»

Как тебя зовут? Как тебя зовут? Меня зовут … Моя фамилия … Сколько тебе лет? Как зовут маму (папу)?

Текст типа: Семья. В семье три человека. Мама, папа и Нуртас. Нуртасу 7лет.

Мама (папа) работает (кем). Мама (папа) работает (где). Где работает твоя мама (твой папа)? Твоя семья большая или маленькая? В каком году ты родился? Когда у тебя день рождения? Где ты живешь?

Текст типа: В семье 4 человека: мама, папа, Айнура и бабушка. Мама работает в больнице. Папа работает на заводе. Айнура учится во втором классе. Бабушка не работает.

-В какой школе ты учишься?

-Я учусь в школе №5. А ты?

-Анвар, а где ты живешь?

-Я живу на улице Абая, дом 3, квартира 15. Когда у тебя день рождения?

-Я родился 6 февраля.А где работают твои родители?

-Мама работает в школе, папа – на заводе. А кто твои родители?

-Мама – портниха, а папа – строитель.

-Давай с тобой дружить.

В первом классе текст состоит из 10 слов, во втором уже 20 слов, а в третьем 54 слова. На этом примере мы наглядно видим принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений от темы к теме, от класса к классу.

Развивающие задания для 1, 2 класса

Развивающее задание: Убери лишнее « Кто живет дома?»: мама, папа, бабушка, собака, карандаш, дедушка, стол.

Развивающее задание: (по карточке) Назови картинку. Впиши последнюю букву в клеточку. Прочитай слово.

Развивающие задания для 3 класса упражнения с использованием метода

«Радость и печаль» в этом задании много глаголов (нарисовали, съели,

убрали, порвали, замарали, помогли ) в третьем классе, добавляется

значительно больше глаголов по сравнению с первым и вторым классом.

— Нарисовали красивую картину;

— Подрались с другом;

— Убрали игрушки на место;

— На прогулке замарали куртку;

— Уступили место в автобусе бабушке;

— Помогли маме с уборкой;

— Отыскали потерянные бабушкой очки;

— Помогли маме с уборкой…

«Распределим обязанности в семье»

Папа – зарабатывает деньги, водит машину, делает ремонт, убирает.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

РСВ Игра « Кто, что делает?»

Стирает, водит автомобиль, варит обед, ремонтирует телевизор, моет посуду, ходит в магазин, на ночь книжку читает, детей в садик собирает, цветы поливает, на диване отдыхает, вяжет, с вами играет, спать укладывает.

Метод «Продолжи цепочку »

-Наша семья большая.

-В семье шесть человек.

-Дедушка и бабушка –пенсионеры.

-Мама работает в школе. Она-учитель математики.

-Я учусь в третьем классе.

Назви членов семьи по-английски? По-казахски?

Мы предлагаем, чтобы опорным материалом по составлению фраз разговорно – обиходного характера служили сквозные темы, которые проходят по всем предметам учащихся. Для этого воспитатель должен подойти к своему учителю – дефектологу, с которым работаем на классе, уточнить, какие сквозные темы изучают учащиеся в этой четверти и согласовать фразы.

Работе над ритмико-интонационной стороной речи придается большое значение.

Этапы овладения интонационной стороной речи:

ученики повторяют и закрепляют навык слитного произнесения слов и предложений, затем следуют упражнения на темп произнесения и расстановку пауз, затем тренируются выделять голосом слова с логическим ударением и, наконец, прослушивают ту или иную интонационную конструкцию (повествовательную, вопросительную, побудительную), определяют типы предложений, учатся нотировать их.

Информация повторяется и запоминается каждый раз, когда учащийся повторяет предмет. Спиральная образовательная программа позволяет делать логический переход от упрощенных идей к сложным. Ученики могут применять знания в последующих разделах учебной или образовательной программ. Учебные программы, построенные на спиральной модели обучения, предполагают повторное рассмотрение знаний и понятий по мере перехода учащихся из класса в класс. Цели обучения определены по объединяющим направлениям и под направлениям для отслеживания прогресса обучения.

Источник

Реферат: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9

Место и роль сквозной темы в организации образовательного процесса

Курдина Н.А. , директор школы № 9

Сквозная тема – понятие, широко употребляемое в различных сферах человеческой деятельности: в науке, журналистике, литературоведении, искусствоведении, педагогике… Термин имеет множество толкований, применяется как в широком, так и в узком смысле.

Проанализируем компоненты предложенного определения, используя для этого словарную базу современного русского языка (например, словарь Ожегова).

Тема – 1) предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества

Сквозной – 1) проходящий насквозь

2) идущий прямо от одного пункта к другому…

Определить – 1) с точностью выяснить, установить

2) раскрыть словами содержание чего-либо…

4) то же, что и обусловить

Промежуток – пространство или время, разделяющее что-либо…

Исходя из толкования, предложим развернутое определение термина сквозная тема. Это ДИНАМИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ РАСКРЫТЬ НЕКОЕ СОДЕРЖАНИЕ .

Мировые образовательные практики демонстрируют примеры разнообразного, разномасштабного отношения к использованию сквозных тем в организации работы с детьми. Так, министерства образования прибалтийских стран превращают сквозные темы в образовательный прием, использующийся на государственном уровне: ежегодно определяются 5-7 тем, реализация которых является обязательной для всех образовательных учреждений. Можно высказать предположение, что тем самым обеспечивается точечное политическое влияние на формирование молодежи в сферах, затрагиваемых этими сквозными темами.

Нами обнаружены образцы использования сквозных тем в организации детских движений. Так, российский скаутинг применяет их в ходе проведения своих лагерей.

Активно применяются сквозные темы и в педагогических практиках Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).

С 2001 года ФМШ № 9 г. Перми реализует методику «сквозная тема» в организации образовательного процесса, применяя следующий педагогический инструментарий :

К числу желательных условий относятся:

Какое время требуется для раскрытия «сквозной темы»? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Продолжительность времени определяется рядом факторов:

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, какое время будет затрачено одним ребенком на прохождение общешкольной «сквозной темы»? Наш примерный расчет таков:

Форма занятости ребенка при прохождении «сквозной темы»

Источник

Что означает термин «сквозная тема» в литературе?

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Для того чтобы рассмотреть термин «сквозная тема» необходимо определиться с термином «тема».

В литературе также встречается такой термин как «сквозная тема». Она может проходить через все произведение, или заключаться в каком-то определенном герое или ситуации.

Поэтому, чтобы отличить сквозную тему от основной, необходимо тщательно проанализировать художественное произведение.

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Трусость, это то же, что и страх, кто то может его перебороть, а кто то нет. Для примера можно вспомнить Николая Ростова, из романа Л.Толстого «Война и мир», ведь во время самого первого сражения, он струсил и сбежал с поля боя. Спустя некоторое время он победил в себе трусость.

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

В произведении Куприна «Гранатовый браслет», герой любит женщину, но он боится ей открыться, из за того, что может быть отвергнут, его сковывает страх. А у этой женщины тоже страх, она боится потрясений в любви, и предпочитает спокойный брак. После смерти этого мужчины, женщина понимает, что это и была ее любовь. Страх не дал развиться этой любви.

Практически в любом романе, Вы можете найти примеры трусости, это совсем не сложно.

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Русский писатель Боборыкин П.Д., который родился в 1836 году в семье помещика, ввел в обиход русского языка слово «интеллигенция». Он начал впервые употреблять его в прессе. Появление нового для русского человека слова «интеллигенция» аргументировал тем, что в немецком языке есть такое слово и обозначает оно часть общества людей, которые занимаются интеллектуальной умственной деятельностью. Но Боборыкин вкладывал в него не только это понятие, он определял интеллигенцию, как людей высокой культуры, образованных, умных, воспитанных, с высокими моральными и передовыми взглядами.

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Что такое сквозные темы. Смотреть фото Что такое сквозные темы. Смотреть картинку Что такое сквозные темы. Картинка про Что такое сквозные темы. Фото Что такое сквозные темы

Много лирических отступлений и в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: о театре, о юности, о женщинах, о творчестве.

Лиро-эпической является поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин». В композиционных отступлениях от сюжетной линии автор и лирический герой рассуждают о войне «ради жизни на земле», о солдатской доле, о «чудо-человеке» труженике-солдате.

Лирические отступления расширяют художественное пространство произведения, делая его более общественно значимым.

Источник

Сквозные темы в русской литературе

Сквозные темы в русской литературе

Развернутые задания (8 и 9 задания 1 части ЕГЭ литература)

8. Роль сна в раскрытии переживаний главной героини (Софьи).

Клише: «Сон играет важную роль в раскрытии переживаний Софьи, в нём. »; «В этом фрагменте, который играет важную смысловую роль, душевные терзания героини раскрываются через сон, …»

Чувства главной героини (Частично касаемся сюжета пьесы).

Клише: «Можно сказать, что главная героиня…»; «Главная героиня…»

Клише: «В данном фрагменте автор показывает, насколько сильны переживания главной героини…»; «Через сон автор раскрывает чувства героини…»

Изобразительно- выразительные средства(используем цитирование)

Клише: «При описании сна автор использует художественно- выразительные средства…»; «Для яркого отображения внутренних переживаний героини автор использует такие средства художественной выразительности, как…» ; «Автор, характеризуя внутреннее состояние Софьи, использует художественно- выразительные средства…»

9.Назовите произведения русской литературы, в которых герои видят сны

Как можно соотнести сны в названных вами произведениях со сном Софьи?

Клише: «Сны …со сном Софьи объединяет…»; «Сны… можно соотнести со сновидением Софьи, их объединяют (они раскрывают…)…»

Произведения русской литературы, в которых герои видят сны.

«Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

«Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. »

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

«Тихий дон» (М.Шолохов)

«Сегодня я видел сон. Будто я – бригадный командир одной из стрелковых дивизий, веду наступление в Карпатах. Вместе со штабом приезжаем на какую-то ферму. Встречает нас пожилой, нарядно одетый русин. Он потчует меня молоком и, снимая войлочную белую шляпу, говорит на чистейшем немецком языке: «Кушай, генерал! Это молоко необычайно целебного свойства». Я будто бы пью и не удивляюсь тому, что русин фамильярно хлопает меня по плечу. Потом мы шли в горах, и уже как будто бы не в Карпатах, а где-то в Афганистане, по какой-то козьей тропе… Да, вот именно козьей тропкой: камни и коричневый щебень сыпались из-под ног, а внизу за ущельем виднелся роскошный южный, облитый белым солнцем ландшафт…»

8. Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

9. В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали мотив сна героев. Так же, как и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С. Пушкин и М. Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи («И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри («Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»).

Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны, они помогают понять эмоции и переживания персонажей.

Петербург в русской литературе

Во времена классицизма Петербург изображался великим, непоколебимым городом, оплотом государственности. Вот как он воспевался Ломоносовым в одной из его од, посвященных Петру: «Тобой цветет Мой град любезный, Петрополь славный и полезный…». Еще одним поэтом, воспевавшим Петербург, был Василий Тредиаковский. В его оде «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» он пишет о северной столице как о прекрасном граде, «что Петр наш основал».

Однако вскоре Пушкин разрушает традицию воспевания Санкт-Петербурга в своей поэме «Медный всадник». Он пишет о городе как о разрушителе человеческих судеб. Город – это стихия, которая не остановится ни перед чем. Позже традицию Пушкина продолжили Гоголь («Шинель») и Достоевский («Преступление и наказание»).

В период Серебряного века поэты по-разному представляли себе город на Неве. Некоторые из них, такие как Блок и Мандельштам, писали о Петербурге как о городе – хранителе разных культурных тенденций, как о городе-музее.

Например, Осип Мандельштам в своем стихотворении «Петербургские строфы» смешивает два времени, описывая Евгения Онегина, который «бензин вдыхает и судьбу клянет».

Ахматова же писала о Санкт-Петербурге как о городе, с которым связано много ее личных воспоминаний («Реквием»). В советскую эпоху Петербург перестает быть столицей, и отношение к нему меняется. Теперь с городом связаны такие понятия, как «горе», «опала», «изгнанничество». Ахматова в «Реквиеме» пишет о Ленинграде как о «привеске тюрем».

Петербург в описании А.С. Пушкина

Петербург в описании А.С. Пушкина

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург — город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений

Петербург в описании Н.В. Гоголя

Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский

В повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».

Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — «Повести о капитане Копейкине».

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.

Петербург в описании Н.А. Некрасова

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира — владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и«несчастливцев».

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» ( фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы»:

«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.

И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».

Петербург в описании Ф.М. Достоевского

В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия — города доходных домов, банкирских контор.

Тема Петербурга в творчестве Анны Ахматовой

К началу 20 века тема образа Петербурга стала фактически уже традиционной. К ней обращались не только писатели Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, но и поэты: А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Анна Андреевна Ахматова продолжила тему Петербурга в русской поэзии. Петербург Ахматовой показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей:

«Пар валит из-под царских конюшен.

Погружается Мойка во тьму,

Свет луны как нарочно притушен,

И куда мы идем – не пойму.

Меж гробницами внука и деда

Заблудился взъерошенный сад.

Из тюремного вынырнув бреда,

Фонари погребально горят.

В грозных айсбергах Марсово поле,

И Лебяжья лежит в хрусталях…

Чья с моею сравняется доля,

Если в сердце веселье и страх».

(«Годовщину последнюю празднуй… «, 1938 г)

Для Ахматовой Петербург – Ленинград – «мой город» как она его впоследствии любила называть. С ним связана и героика стихотворений «Ленинградского цикла» и историческая живопись поэмы «Девятьсот тринадцатый год», задуманной, по примеру Пушкина, как «Петербургская повесть». Первое, что обращает на себя внимание в описании Ахматовой Петербурга – это топографическая точность описаний: площади, Набережная, Летний сад, Смольный, Петропавловская крепость – все вобрано глазами, воспринято свежо и непосредственно – это часть мира героини, где сливается «быт» и «бытие»: здесь слышатся гулкие шаги поэтессы и прошлое столетий:

«Как площади эти обширны, как круты и гулки мосты».

Название для художника, поэта – это знаки встреч, расставаний, уголки города неотделимы от испытанных там чувств. У А.А. Ахматовой, так же, как и у Ф.И. Тютчева, тема любви соединяется с темой Петербурга, Невы.

Цитатники «Образ Петербурга в русской литературе»

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:

«Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«под тяжелым петербургским небом»

«город полусумасшедших» (Свидригайлов)

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Образ Петербурга в творчестве Гоголя:

«Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером… Фонари стали мелькать реже… Сверкал лишь один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями, заснувшие низенькие лачужки…» («Шинель»)

«Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобрасимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков…» («Невский проспект»)

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом…» («Невский проспект»)

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». («Невский проспект»)

Образ Петербурга в творчестве Пушкина:

«…Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова». («Медный всадник»)

Образ Петербурга в лирике Некрасова:

«Столица наша чудная

Житье в ней нищим трудное,

Здесь всюду наслаждение

Здесь всё без исключения

Возможно для людей.

При деньгах — вдвое вырасти,

От голода и сырости

«Вчерашний день, часу в шестом,

Там били женщину кнутом,

Образ Петербурга в лирике Мандельштама:

«Но, как Медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает».

«В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,

И каждый час нам смертная година».

«Вы, с квадратными окошками невысокие дома,

–Здравствуй, здравствуй, петербургская нескучная зима».

«Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса»

Мотив звезды в русской поэзии

Звезда – это небесное тело, светящее собственным светом, представляющееся взору человека светящейся точкой на небесном своде. (Толковый словарь русского языка. Д. Н. Ушаков).

Много ли было сказано о звездах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на темном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Является ли образ звезды «сквозным» для русской поэзии? Можно ли назвать его использование традицией русской литературы XIX-XX веков. Ответом является следующая таблица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 04:20:02 10 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 213 Комментариев: 18 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать