Что такое слагаемое сумма
Сложение натуральных чисел
Сложение чисел — это арифметическое действие, с помощью которого единицы двух чисел объединяются в одно новое число.
Пример. На столе лежало 3 карандаша, к ним положили ещё 4 карандаша. Сколько карандашей лежит на столе?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо посчитать все карандаши, которые лежат на столе:
Считая карандаши, мы к карандашам, которые лежали на столе, прибавили карандаши, которые положили на стол, и получили общее число всех карандашей, то есть 7.
Для записи сложения используется знак + (плюс), который ставится между складываемыми числами. Например:
Эта запись означает, что складываются два числа: 3 и 4. Справа от записи сложения ставится знак = (равно), после которого записывает полученный результат:
Слагаемые и сумма
Слагаемые — это числа, единицы которых складываются. Например, в записи:
2 — это первое слагаемое, 5 — второе слагаемое.
Сумма — это число, которое получается в результате сложения. Например, в записи:
7 — это сумма. При этом сама запись 2 + 5 тоже называется суммой.
Проверка сложения
где 3 — это первое слагаемое, 5 — это второе слагаемое, а 8 — сумма. Чтобы узнать правильно ли было выполнено сложение, можно:
Сложение двух чисел можно проверить вычитанием, для этого из суммы надо вычесть одно из слагаемых, если разность окажется равной другому слагаемому, то сложение выполнено верно.
Сложение
Познакомимся со сложением.
Рассмотрим числовой ряд.
Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 2.
К какому числу он прибавляет число 2?
К числу 4.
Наш зайчик стоит на числе 4 и думает, в какую сторону ему идти.
В какую сторону пойдёт зайчик?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает заяц?
2, потому что ему нужно прибавить 2.
На каком делении остановится заяц?
На числе 6.
Когда прибавляем, становится больше.
Чем правее, тем числа больше.
4 + 2 = 6
Рассмотрим еще один пример.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 5.
К какому числу он прибавляет число 5?
К числу 3. Мы поставили зайчика на число 3.
В какую сторону он пойдёт?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает зайчик? 5.
На каком делении он остановится? На числе 8.
3 + 5 = 8
Как называются числа при сложении?
Первое слагаемое и второе слагаемое.
Результат называется суммой.
Представь части домика как слагаемые и сумму.
Как найти неизвестное слагаемое
Второе слагаемое неизвестно.
Рассмотри рисунок и догадайся, как его можно найти.
Нужно из суммы вычесть первое слагаемое.
Неизвестно первое слагаемое.
Как его можно найти?
Нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Проверка сложения
Если из суммы двух слагаемых, вычесть одно из слагаемых, то получится второе слагаемое.
Именно эта связь между суммой и слагаемыми используют для проверки вычислений.
Например, 35 + 7 = 42.
Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:
Перестановка слагаемых
Сделаем запись к рисунку.
3 + 2 = 5
Сделаем запись к этому рисунку.
2 + 3 = 5
Теперь рассмотрим обе записи к рисункам:
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
Мы заметили, что сумма в обеих записях одинаковая, хотя слагаемые мы записывали по-разному.
Это переместительный закон сложения, который гласит:
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения
1) Какие числа удобно сложить сначала, чтобы получился удобный способ? Числа 29 и 1.
Сумму чисел 29 и 1 возьмем в скобки.
37 + (29 + 1) = … (читаем: к 37 прибавить сумму чисел 29 и 1)
Решаем. Сначала выполним действие в скобках.
Вывод: два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Урок математики в 1-м классе «Слагаемые. Сумма»
Класс: 1
Презентация к уроку
Класс: 1.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать развитию вычислительных навыков.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные УУД:
Личностные УУД:
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным материалом.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным материалом.
Методы: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: компьютер, учебники, тетради.
Этап урока
Содержание урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Организация урока, проверка готовности к уроку; называть числа в порядке их следования при счете.
Начинаем урок математики. Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся, улыбнёмся друг другу.
Слайд 1.
Прочитаем тему нашего урока. Знакомы ли вам эти слова? Кто догадался, какова цель нашего урока?
2. Актуализация знаний
Слайд 2.
Ребята, к нам пришла срочная телеграмма!
«В нашей сказке нет порядка!
Помогите нам ребята»
— Поможем? Только какой сказке помогать? Это надо отгадать! Какие числа прозвучали в нашей физкультминутке?
Слайд 3.
— Назовите их по порядку слева направо и обратно.
— Запишите их.
— Ответы на мои вопросы обводим простым карандашом.
(делает каждый, один на доске)
1.Закрепить последовательность чисел, предыдущее, последующее число, состав чисел, увеличение и уменьшение чисел.
1 2 3 4 5 6 7 8
— какое число стоит между числами 5 и 7?
— какое число больше 7 на 1?
— 8 – это 6 и …?
— 9 – это 5 и …?
— уменьшить 6 на 1.
— число, следующее за числом 2.
— какое число надо прибавить к 9, чтобы получить 10?
Слайд 4.
— Какое число не выделили? (7)
А вот и оно! Число 7 – ключик к нашему сказочному домику. Как он называется? (теремок)
Вспомним кто первый в нём поселился.
Слайд 6.
Стала мышка жить в теремке.
Слайд 7.
— Физкультминутка.
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
3. Постановка учебной задачи.
1. Закрепить понятие «числовое равенство»;
2. Умение читать математическую запись, числовые равенства;
3. Развитие математической речи.
4. Подведение к теме урока
Ай-да Лиса мастерица!
Вяжет всем рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5)
— Составьте числовое равенство (1у доски, остальные в тетради).
Слайд 9.
3+2=5
— Как можно прочитать это числовое равенство?
1). к трем прибавить два, получится пять;
2). Три увеличить на два получится пять;
3). три плюс два получится пять).
— Эту запись ещё можно прочитать используя термины. Прочитайте. (ответа нет)
— Почему не получается? (не хватает знаний)
— Каких знаний не хватает? (знаний математических терминов)
— Значит, какая цель урока? (познакомиться с новыми математическими терминами, узнать как прочитать числовое равенства, используя математическую терминологию).
— Верно, будучи внимательными на уроке в конце – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство;
Пока лиса не может пройти в теремок.
4. Изучение нового материала
Поиск решения проблемы.
Практическая работа:
познакомить с новыми математическими терминами: «слагаемые», «сумма»
Слайд 10.
А вот и зайчик.
— Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Нарисуем ниже в тетради столько же кругов.(один у доски)
— Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину три морковки. Нарисуйте столько же треугольников.
— Что делал зайчик с овощами? (складывал в корзину)
— какое действие он выполнял? (сложение)
— Что он складывал? ( 2 кочана капусты и 3 морковки)
— Как это записать? ( 2+3)
— Как же назвать эти числа на математическом языке?
— В древнерусском языке слово «слагать слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
— Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
— Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются СЛАГАЕМЫМИ.
Слайд 11.
— Назовите первое слагаемое. (2)
— Назовите второе слагаемое. (3)
— Сколько овощей в корзине у зайчика? (5)
— Сколько фигур у вас на столе? (5)
— Дополните свою запись. (2+3=5)
Слайд 13.
— С какими новыми терминами познакомились? (сумма, первое, второе слагаемое)
— Прочитайте запись, используя новые слова :
(первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5)
— чтение хором, в паре.
Зайчик заскочил в домик. Сейчас мы сможем и Лисе помочь.
Решение проблемы
Вывод
— Вернемся, к записи: 3+2=5
— Сможем ли мы прочесть теперь числовое равенство, используя новые математические термины. (да)
— Прочитаем. (первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5)
— Почему нам удалось это сделать? (появились новые знания, достигли цели урока).
Лисичка может зайти в теремок
Физминутка
Слайд 14.
Бабочка
Маленькая гусеница по листу ползёт
Листик как конфеточку целый день грызёт
Наконец наелась, кокон там свила
Всю зиму до весны, как куколка спала
А весной проснулась, надоело спать
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.
5. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником. С.86, №1.
Закрепление нового знания: называние «слагаемых», «Сумма», нахождение, умение записывать суммы
2.Работа в тетради.
1.формировать умение определять «слагаемое»,
2.формирование вычислительных навыков;
3.формирование умений взаимопроверки.
Слайд 15.
Помогаем Лягушке ( работа в парах)
— Найдите задание №1.
— работаем в паре, назвать друг другу первое и второе слагаемые, записать эти суммы в тетрадь, найти их значение.( Проверка на доске по одному с каждого ряда).
Слайд 16.
Помогаем Волку
Запишите под диктовку (один у доски):
— найти сумму 7 и 2
— первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму.
— даны числа 4 и 5. Запишите две суммы с этими числами.
Молодцы. Помогли героям сказки справиться с заданиями.
Волк и лягушка могут зайти в теремок.
3.
1.формирование умения составлять суммы;
2.формировать умение записывать цифры;
3.Закрепить понятие «числовое равенство»
Слайд 17.
Помогаем Медведю решить задачу
Медведь заготовил на зиму 6 больших бочек с мёдом и 2 маленьких. Сколько всего бочек с мёдом заготовил на зиму Медведь?
— о чем прочитанный рассказ?
— что известно? Было 6 больших бочки и ещё 2 маленьких
Изобразим бочки кружочками: 6 кружочков размером с клеточку и 2 поменьше.
— что нужно узнать? Сколько всего бочек с мёдом заготовил Медведь?
— какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сложение.
— почему так считаете? Потому что надо найти сколько всего.
— запишите решение. Прочитайте
6+2=8(к)
Ответ: 8 книг.
Записываем решение в тетради и на доске.
И медведь может пройти в теремок. Всем помогли.
5. Итог, рефлексия
1.формирование умений самоанализа, анализа деятельности учителя;
2.закрепление новых понятий «слагаемое», «сумма».
— С какими новыми словами мы познакомились? (сумма, первое слагаемое, второе слагаемое)
— Что называется слагаемыми? (числа, которые складываем)
— Что называется суммой? (ответ и выражение)
Подведем сейчас итог,
Чему нас научил урок.
Если вы со мной согласны,
То в ладоши хлопайте,
Ну, а если не согласны,
руку поднимайте.
Что такое слагаемое сумма
репетиторы онлайн от проекта «ИнфоУрок»
Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
Тема: Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Ход урока
1. Организационное начало урока
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения!
2. Актуализация знаний
1. Целеполагание
— Сегодня мы узнаем, как называются числа при сложении и вычитании. Будем решать примеры и отвечать на сказочные вопросы.
— Расставьте данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.
— А.С. Пушкин – великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящён сказкам А. С. Пушкина, которые он написал, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней.
2. Устный счёт
— Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем?
— Правильно, пять.
— Из какой сказки эти строки?
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
— Попробуйте справиться со следующим заданием и «расщёлкать» цепочку примеров, как белка – золотые орешки.
– Помогите закончить следующие строчки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
По морю, по океану
В царство славного … Салтана.
— Молодцы! Вы должны отправить кораблики к нужному берегу.
— Царица и её сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 три ночи. Сколько дней и ночей царица и её сын находились в бочке?
— Правильно, шесть. Три плюс три будет – шесть.
Я круглое и гладкое.
Но не румяное и не сладкое.
Глядят в меня,
А видят себя. (Зеркало)
— Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрел в зеркало?
— Правильно, царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
— До обеда царица смотрелась в зеркало 5 раз, а после обеда – 2раза. Сколько раз посмотрела царица в зеркало за весь день?
— Правильно, семь раз. Потому что к пяти прибавить два будет – семь.
— В лесу жили в домике 7 богатырей и одна царевна. Сколько всего человек жило в домике?
— Совершенно верно, восемь. К семи прибавить один будет – восемь.
4)
— Из каких фигур состоит иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
— Домик состоит: из синего большого квадрата и жёлтого маленького квадрата, из красного большого треугольника и зелёного маленького треугольника.
Дерево состоит из зелёного овала и коричневого четырёхугольника.
Солнышко – это жёлтый круг. Пенёк – коричневый квадрат.
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Актуализация знаний 2
3. Формирование знаний
— Сколько кораблей с белыми парусами? Шесть.
— Сколько кораблей с красными парусами? Два.
— Сколько всего кораблей? Восемь.
— Правильно.
— Число 6 – это первое слагаемое; число 2 – это второе слагаемое; число 8 – сумма.
— Запись чисел «шесть плюс два» читается: «Сумма чисел шесть и два».
Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения – их суммой.
— Назовите второе слагаемое. Два.
— Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.
— Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».
— Слагаемое, слагаемое, сумма.
— Сколько рыбок поймал старик? Шесть.
— Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.
— Правильно. Шесть минус два равно – четыре.
— В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.
— Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.
Хоть я у всех всё отнимаю,
Но это вовсе не беда.
Я роль свою ведь выполняю,
А это, верьте, не со зла.
Поэтому вы знать должны
что компоненты все важны.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
— Назовите уменьшаемое. Восемь.
— Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.
— Назовите числа в примере их математическим «именем».
Физкультминутка
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Актуализация знаний 3
4. Закрепление знаний
Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
— Из какой сказки эти строки?
— Правильно, «Золотой петушок».
1)
— У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.
2)
-Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.
— Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.
— Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.
— Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.
— Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.
3)
— В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?
— Верно, семь.
От восьми отнять один, будет семь.
— На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?
— Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.
— На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?
— Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.
Пять лодок у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
— Верно, две.
— От пяти отнять три равно – два.
4) Самостоятельная работа
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 20. Слагаемые. Сумма
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Числа при сложении называются слагаемыми. Результат сложения – сумма.
сложение, слагаемые, сумма, результат сложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем названия чисел при сложении. Научимся читать записи, используя названия. Сможем записывать суммы.
Основное содержание урока
Ил. «Девочка и мальчик на празднике. В руках у девочки 3 красных шара, а у мальчика – 2 синих».
Сколько красных шаров у девочки? У девочки три красных шара. Сколько синих шаров у мальчика? У мальчика два синих шара. Составим равенство по данной схеме. 3 + 2 = 5
Попробуйте прочитать выражение три плюс два равно пять, используя слова слагаемое и сумма. Первое слагаемое три, второе слагаемое два, сумма пять или сумма чисел три и два равна пять.
С помощью числового отрезка найдем значение суммы 2 + 2. Движение начнем с числа 2. Будем двигаться вправо, так как в записи знак +. Чтобы узнать сумму, сначала сделаем один шаг, от числа 2 к числу 3. Потом еще один, от числа 3 до числа 4. Остановились на числе 4. Значит сумма чисел два и два равна четырем.
Разбор тренировочных заданий
Подчеркните верное высказывание.
А) Результат сложения – это сумма.
Б) Результат сложения – это слагаемое.
В) Результат сложения – это равенство.
Подсказка: вспомните название компонентов при сложении.
Правильный ответ: А) Результат сложения – это сумма.
Вставьте пропущенные слагаемые
Подсказка: вспомните правила сложения числа 1 и 2.