Что такое следствие массовой информации

Тактика использования средств массовой информации при расследовании и профилактике преступлений

Проблемы, возникающие в процессе раскрытия и расследования преступлений, часто вызывают необходимость обращения следователя к средствам массовой информации с целью информирования широких слоёв населения, привлечения их к работе по установлению и розыску лиц, совершивших преступление или пропавших без вести, розыску предметов добытых преступным путём или могущих иметь значение доказательств, а также с целью профилактики преступлений и т.п. Умелое использование СМИ может оказать существенную помощь в быстром и полном раскрытии совершённых преступлений, пресечении и предотвращении готовящихся.

По форме выражения публикаций обычно все средства массовой информации подразделяют на три группы:

В настоящее время, особенно сильное воздействие на население оказывается передачами телевидения. Это объясняется тем, что воздействие на телезрителя происходит не только вербально (словесно), но зрительно, звуком.

Интонация, тембр, мимика, жесты существенно усиливают восприятие информации аудиторией.

Возможность использования СМИ органами расследования предусмотрена и регламентирована соответствующими законами и подзаконными нормативными актами. Так, Закон РФ «О милиции» предоставляет право «использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступления, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших».

В существующих ныне условиях утверждения различных форм собственности СМИ, реализация возможностей их безвозмездного использования существенно затруднена. В связи с этим стала получать распространение практика заключения договоров о сотрудничестве правоохранительных органов с отдельными средствами массовой информации. Всё это обуславливает необходимость непрерывного совершенствования приёмов и методов взаимодействия подразделений МВД со СМИ.

Взаимодействие органов расследования со средствами массовой информации – это постоянный процесс, который проявляется в использовании возможностей друг друга для достижения определённых целей. Этот процесс осуществляется как через отделы информации (пресс-службы и т.п.), так и самостоятельно отдельными сотрудниками, например, следователями на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей, например, для установления очевидцев происшествия, лиц, обладающих необходимой для следствия информацией, для розыска лиц, пропавших без вести, бежавших из-под стражи, для установления личности погибших, для устранения беспокойства населения, возникшего в связи с совершением какого-либо преступления, для устранения обстоятельств, способствующих преступлениям и т.п.

Эффективность использования средств массовой информации в указанных целях обусловливается такими обстоятельствами, как:

Дать исчерпывающий перечень задач, которые следователь может решить, используя указанные обстоятельства, вряд ли представляется возможным. Можно лишь перечислить основные из них, наиболее часто отмечаемые в юридической литературе:

Реализация всех перечисленных задач осуществляется путём доведения до населения определённой информации, подготовленной следователем на основании имеющихся у него материалов. Для этого могут использоваться следующие формы:

При этом следователь не должен обнародовать недостоверные или непроверенные факты. В противном случае, потенциальный свидетель, оценивая искажённые факты может усомниться в правильности восприятия им того или иного события, дать недостоверные показания или вовсе отказаться от них. Неточная информация способствует формированию у преступника мнения о том, что следствие не располагает точными данными.

Важен не только канал информирования аудитории, но и канал обратной связи. Как правило, для получения информации от населения после обращения к нему через СМИ, используется телефон, номер которого сообщается в том же обращении. При общении с гражданами по телефону, необходимо проявлять доброжелательное, уважительное отношение, умение выслушать до конца, искреннюю заинтересованность, выражение благодарности.

Информация, предоставляемая гражданами с использованием СМИ, может быть получена конфиденциально (об источнике информации известно следователю, но гражданин не желает, чтобы об этом узнали другие лица) или анонимно.

В настоящее время в России сформировался специфический рынок информационных услуг, в пределах которого усилия журналистов нередко определяются не истинными потребностями общества и государства, а «заказами» владельцев телеканалов или газет ради решения своих личных проблем, «поддержки нужного человека» и т.п. В связи с этим в ряде публикаций прямо или косвенно пропагандируются «идеалы» криминальной среды, создавая у некоторых читателей и слушателей нездоровый интерес, восторг от «приключенческого» образа жизни жестоких убийц, грабителей или ловких воров.

Источник

Журналистские расследования

Де Бург в 2000 году дал следующее определение:

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информацииРабота журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку.Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Содержание

В результате проведенного и опубликованного расследования достигается и такая важная цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений. Деятельность папарацци питает желтую или «желтеющую» прессу — «ответвления» расследовательской журналистики, на первый план которых выступают чисто коммерческие цели издания и авторов. Журналистские расследования помогают разным СМИ решать такую важную для них утилитарную задачу, как привлечение внимания аудитории. Журналист редко ставит перед собой только одну из этих целей. Но даже если дело обстоит именно так (например, он хочет разоблачить лишь социально опасные действия некоего олигарха), это отнюдь не значит, что результат расследования, независимо от самого расследователя, не будет содействовать решению каких-то иных, «попутных» задач.

Методика

Выбор темы

Экс-редактор The Philadelphia Inquirer (одной из газет, специализирующихся на расследованиях) Джин Робертс отмечал:

Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире.

Любое расследование как и любой журналистский материал начинается с выбора темы. Это могут быть события, явления и факты, как общеизвестные, так и конфиденциальные сведения, неизвестные никому. «Порой поводом для изысканий становится заурядный на первый взгляд эпизод, и единственный совет, который можно дать на этот счет — будьте внимательны к мелочам». Началом расследования могут стать:

Этапы

Познавательные этапы журналистского расследования возникают в силу необходимости последовательного решения задач в процессе расследования, которые связаны одна с другой причинно-следственными отношениями. Поэтому, не решив предшествующую (не создав причину), нельзя решить последующую (получить следствие). Конечно, отдельные этапы в том или ином конкретном случае могут быть «микшированы», то есть оказаться слабо проявленными, но, тем не менее, говорить об их существовании можно. Знание познавательных этапов позволяет более осознанно двигаться к цели, поставленной в ходе расследования. Основные этапы журналистского расследования:

Источники информации

Работа с источниками информации — одна из основных составляющих работы журналиста. От качества собранной информации зависит и качество всей конечной работы. Любые факты, положенные в основу материала должны быть подтверждены как минимум двумя источниками информации. Это минимум. Если учесть, что по нормативам, например, советской разведки информация только тогда становится фактом, когда она подтверждена пятью источниками. Источники информации могут быть нескольких видов.

К открытым источникам относятся различные виды средства массовой информации:телевидение, радио, газета. Однако при таком выборе журналист обречен быть в хвосте существующих событий. Источником информации может стать и глобальная сеть Интернет, где существуют новостные сайты, работающие в режиме реального времени, а также форумы и чаты, где журналист имеет возможность обсуждать и обмениваться информацией с коллегами.

Но данный род источников не всегда предоставляют достоверную информацию, поскольку занимаются не столько предоставлением информации СМИ, сколько формируют положительный образ своих ведомств. Отсюда — однобокость информации, поступающей к журналистам. В особенности это касается новостей, вызывающих резонанс в обществе, так как пресс-службы выдают сухие пресс-релизы, лишенные важных для журналистских материалов подробностей. Такая информация требует от журналиста дополнительной проверки, уточнения и детализации. Таким образом, журналисту необходимо обращаться в конкретные подразделения правоохранительных органов, где общение строится на личных контактах.

По Закону о СМИ любой журналист может обращаться за получением информации к сотрудникам правоохранительных органов, специальных служб (медиков, спасателей МЧС, пожарных, аварийщиков коммунальных служб), городской и районной администрации. Тем не менее, на деле в получении информации журналистам отказывают под предлогом ведомственных инструкций, служебных и следственных тайн.

Наиболее открытым источником информации для репортеров журналистской хроники являются суды. Большинство заседаний суда, в том числе и уголовных процессов, проходят в свободном доступе. Исключения составляют слушания, связанные с государственной тайной или с сексуальными преступлениями, которые являются закрытыми или частично закрытыми. Но в таких случаях оглашение обвинительных приговоров происходит открыто для общественности. Присутствие на заседании суда открытого процесса публики, в том числе журналистов, регламентируется Конституцией РФ и процессуальными кодексами. Которые предусматривают гласность и открытость судебного разбирательства. При этом необходимо получить согласие судьи и подсудимого на ведение видеозаписи и фотосъемки.

Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:

Примеры

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Журналистские расследования в России

Гиляровский, наверное, был и первым московским диггером, бродившим с фонарем по подземельям старой Москвы. Рассказывают, что он был близок к успеху в поисках затерянного лабиринта под Москвой-рекой.

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Что такое следствие массовой информации. Смотреть фото Что такое следствие массовой информации. Смотреть картинку Что такое следствие массовой информации. Картинка про Что такое следствие массовой информации. Фото Что такое следствие массовой информации

Журналист — это светский проповедник, считал Семёнов. Его девизу и сегодня верна «семёновская гвардия» — Евгений Додолев и Дмитрий Лиханов. С ними, пионерами жанра журналистского расследования, Семёнов создавал «Совершенно секретно». [10]

В современной России журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части свелись к т. н. сливу, когда в изданиях (не обязательно бульварного толка) публикуются распечатки телефонных переговоров и/или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляют заинтересованный лица из спецслужб.

Правовая база

Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование — это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей. [24]

В России журналисты должны учитывать следующие правовые нормы:

Источник

Правовые основы взаимодействия следствия со средствами массовой информации

Клименко И., доцент, Алтайская академия экономики и права, кандидат юридических наук.

Струбовщикова П., аспирантка, Уральская государственная юридическая академия.

См: Крылов А.В. Взаимодействие следователя прокуратуры со средствами массовой информации при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений // Российский следователь. 2005. N 5. С. 60.

Журналисты, проводя собственные расследования, руководствуются Законом «О средствах массовой информации», следователи же действуют на основании норм УПК, Законов «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д. Однако перечисленные Законы в части процессуального взаимодействия не связаны между собой.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

Таким образом, к поводам для возбуждения уголовного дела можно отнести и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, распространенное в том числе в средствах массовой информации.

При этом редакция и главный редактор СМИ, распространившего это сообщение, согласно УПК РФ обязываются по требованию прокурора, следователя или органа дознания передать имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении. Помимо этого, указанные лица должны предоставить данные о лице, предоставившем данную информацию.

Однако из этого правила установлено следующее исключение: предоставляя информацию, лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Практически это означает возможность для редакции отказаться от предоставления документов, сославшись на конфиденциальность источника информации. Данную норму усиливает статья 42 Закона РФ о СМИ, посвященная конфиденциальной информации.

Следует отметить, что УПК РФ предусматривает обязательное опубликование информации об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного СМИ.

Российская прокуратура, по Конституции РФ и Закону «О Прокуратуре РФ», является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, в том числе права на информацию, что, в свою очередь, обеспечивает многие другие права и свободы: свободу мысли и слова, право граждан искать, получать и распространять информацию, свободу средств массовой информации.

Согласно ст. 38 Закона «О средствах массовой информации» «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов».

При толковании приведенных норм отношения между следователями и журналистами нередко достигают крайней степени взаимного недовольства и нетерпимости.

Результаты проведенного нами исследования нарушений в информационной сфере, изучение профессионального мнения сотрудников правоохранительных органов и журналистов друг о друге свидетельствуют, что в их взаимоотношениях сохраняются негативные стереотипы и взаимные претензии.

Недовольство журналистов вызывают невмешательство органов прокуратуры в случаях нарушения прав СМИ; отсутствие прокурорского реагирования на неправомерные действия администрации и незаконные нормативные акты, ущемляющие свободу массовой информации; неправильное реагирование на конфликты, в том числе и при участии прокуроров в судебных процессах.

Работники СМИ отмечают, что система правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, остается для них «закрытой», что приводит к невозможности получения интересующей их информации, отсутствию реальной защиты от многочисленных посягательств на права прессы и журналистов, к неправомерным попыткам давления на них угрозой уголовной ответственности.

Как показали результаты опросов журналистов, пишущих на правовые темы, 80 процентов респондентов считают, что причина такой «закрытости» правоохранительных органов кроется в самом содержании работы следователя, поскольку далеко не всегда и не все можно делать достоянием гласности, но в каждом случае журналистам должно быть разъяснено, где проходят границы допустимой открытости.

При взаимодействии со СМИ следователи должны руководствоваться Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», который устанавливает право милиции использовать безвозмездно возможности СМИ для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, и т.п. Подобная норма, но в более широком смысле, содержится и в УПК РФ.

В рамках работы по конкретному преступлению исходная информация для граждан готовится органами предварительного следствия и распространяется по их просьбе в СМИ в виде: обращения к населению с просьбой о предоставлении любой информации, относящейся к расследуемому преступлению; розыскной ориентировки; обращения к гражданам с просьбой сообщить информацию о противоправных деяниях лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; обращения к потерпевшим с просьбой опознать свое имущество. Использование СМИ в ходе предварительного расследования ставит перед следственными аппаратами задачу по защите от несанкционированного разглашения данных предварительного следствия; нейтрализации и ликвидации противодействия расследованию.

При решении вопроса об объеме информации, которая может быть передана сотруднику СМИ, следует руководствоваться ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», где указано, что «не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну».

Фактические данные, собранные в ходе дознания и предварительного следствия, являются по закону «специально охраняемой тайной» (или «тайной следствия»), разглашению не подлежат, о чем сказано в ст. 161 УПК РФ «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования».

Запрет на предание огласке данных предварительного следствия обусловлен особенностями досудебного производства, в том числе необходимостью установления и розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления, обеспечения сохранности доказательств по уголовному делу.

См.: Чангули Г.И. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе расследования уголовных дел // Средства массовой информации и органы внутренних дел: Сборник научных трудов. Горький, 1980. С. 41.

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда предаются гласности с разрешения прокурора, следователя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного следствия и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение сведений о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Следователь также вправе запретить в интересах следствия разглашение иных данных, которые журналист мог получить и не от следователя.

Принимая во внимание то, что в соответствии с УПК РФ целый ряд процессуальных лиц имеют право на компенсацию причиненного в ходе предварительного следствия вреда, в том числе и морального, при подготовке материалов в СМИ следует неукоснительно соблюдать закон. Принципиальная позиция по этому вопросу оградит следователей и руководителей следственных подразделений от преждевременных комментариев, могущих повредить интересам расследования.

Источник

О взаимодействии органов предварительного следствия со средствами массовой информации *

Борисова Светлана Петровна, старший референт по особым поручениям пресс-службы Следственного комитета при МВД России адъюнкт ВНИИ МВД России, подполковник юстиции.

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия органов предварительного следствия со средствами массовой информации. Достаточно подробно проанализированы особенности такого взаимодействия, такие как знание системы массового информирования населения в регионе, планирование. Особое внимание уделено рассмотрению форм взаимодействия органов предварительного следствия со СМИ, а также требованиям, предъявляемым к общению сотрудников следственных подразделений с журналистами.

Ключевые слова: органы предварительного следствия, средства массовой информации.

The article considers the issues of organization of interaction of agencies of preliminary investigation and mass media; analyses in detail the peculiarities of such interaction, such as knowledge of the system of mass information of population in the region, planning. The special attention is drawn to consideration of forms of interaction of agencies of preliminary investigation and mass media and also the requirements presented to communication of officials of investigation departments and journalists.

Key words: agencies of preliminary investigation, mass media.

Взаимодействие со средствами массовой информации является одним из направлений деятельности органов предварительного следствия. Максимальное использование возможностей средств массовой информации позволяет более эффективно организовать раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Одновременно правильная организация делового взаимодействия с прессой, радио и телевидением, широкий показ практических результатов, умелая пропаганда профессии следователя повышают имидж работников следственных подразделений, побуждают молодежь к выбору этой профессии.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» к ним относятся: периодические печатные издания (газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иная публикация, имеющая текущий номер); радио, теле-, видео-, кинохроникальная программа (совокупность периодических, аудиовизуальных сообщений и материалов); иная форма периодического распространения массовой информации.

При участии органов предварительного следствия в системе МВД России в 2010 г. в региональных средствах массовой информации подготовлено и опубликовано более 18,6 тыс. материалов в центральной, региональной и ведомственной прессе и около 21 тыс. материалов в электронных СМИ.

Сотрудники органов предварительного следствия, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, обязаны знать систему массового информирования населения в регионе, иметь полный перечень зарегистрированных печатных и электронных СМИ (пресса, радио, ТВ, информационные агентства) с почтовыми адресами, фамилиями руководителей (главных редакторов, ответственных секретарей, руководителей отделов, сотрудники которых занимаются подготовкой материалов на правовые темы, их телефонами). Это позволяет при обращении того или иного журналиста за интересующей его информацией проверить его полномочия, подтвердить или дезавуировать их.

На основании имеющегося перечня средств массовой информации формируется авторский актив из журналистов, объективно освещающих деятельность правоохранительных структур, составляется список таких журналистов, чтобы впоследствии приглашать их на мероприятия, требующие широкого освещения (торжественные собрания, итоговые совещания, «круглые столы», научно-практические конференции, брифинги, конкурсы профессионального мастерства и другие мероприятия).

Работа со средствами массовой информации строится на плановой основе. Тематика выступлений руководителей следственных подразделений, отдельных сотрудников может определяться планами основных организационных мероприятий на ближайший период (как правило, полугодие), а также по результатам рассмотрения различных вопросов на коллегиях МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, УВДТ, оперативных совещаниях при начальниках главных следственных управлений (следственных управлений, отделов).

Важной частью работы сотрудника, отвечающего за взаимодействие со средствами массовой информации, является установление и поддержание деловых отношений с Управлениями (отделами) информации, региональных и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, где можно получить конкретную методическую помощь в организации взаимодействия со средствами массовой информации, данные о журналистах, активно работающих по правоохранительной тематике, сведения о СМИ и другую необходимую информацию.

Подразделения информации, региональных и общественных связей организуют плановые брифинги, пресс-конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, на которых представителям средств массовой информации предоставляется актуальная правоохранительная информация. Для этой цели готовятся выступления руководителей различных служб, а также информация в виде пресс-релизов, справок и т.д. Сотрудник главного следственного управления, следственного управления (отдела), осуществляющий взаимодействие со СМИ, в соответствии с принятой в подразделении информации системой планирования направляет утвержденные руководством предложения по тематике брифингов, пресс-конференций, осуществляет сбор, подготовку и распространение сопроводительной справочной информации по тематике выступлений. Это позволяет избежать неточностей и ошибок при журналистской подготовке материалов к печати.

При организации работы со средствами массовой информации сотрудник, отвечающий за это направление, ведет постоянный анализ публикаций в прессе, радио- и телепередачах, в которых в той или иной мере затрагивается деятельность следственных подразделений. О всех подобных материалах периодически (не реже одного раза в неделю) сообщается начальнику главного следственного управления, следственного управления (отдела), особое внимание уделяя материалам, в которых содержится критика деятельности следственных подразделений. По критическим материалам, как правило, готовятся ответы на имя руководителя средства массовой информации с изложением позиции руководства главного следственного управления, следственного управления (отдела) по затронутой проблеме.

Не остаются без соответствующей реакции негативные материалы заказного характера, предвзято освещающие деятельность органов предварительного следствия. Анализ СМИ позволяет определить основные направления их противодействия правоохранительной деятельности. Это распространение сведений: а) дискредитирующих деятельность всей системы органов внутренних дел, ее служб и подразделений или отдельных сотрудников в связи с выполнением ими служебных задач; б) заведомо ложных, провоцирующих панику, массовые беспорядки и т.д.; в) противодействующих оперативно-розыскным, следственным действиям сотрудников органов внутренних дел по конкретным уголовным делам.

В общении с журналистами сотрудник, которому поручена эта работа, соблюдает ряд обязательных требований.

Прежде всего, он должен быть тактичным, доброжелательным, не проявлять в разговоре раздражительности, нетерпеливости. Если разговор с журналистом происходит по телефону, необходимо помнить о возможности журналиста вести аудиозапись разговора и использовать ее при подготовке материала. При этом следует избегать собственной оценки факта, интересующего представителя СМИ, воздерживаться от комментариев, которые могут быть использованы журналистом в качестве официальной точки зрения следственного подразделения в целом. Если на момент разговора сотрудник, осуществляющий взаимодействие с представителем СМИ, не имеет полного, проработанного с руководством ответа на вопрос, необходимо вежливо попросить журналиста перезвонить через некоторое время и собрать нужную информацию.

По возможности необходимо встретиться с корреспондентом лично, не ограничиваясь телефонным разговором, попросить прислать заявку (письмо) на интересующую информацию. Следует договориться с журналистом о предварительном ознакомлении с подготовленным им материалом до того, как тот будет опубликован, с целью проверки правильности изложения данных, полученных из следственного подразделения. Править текст, излагающий мнение журналиста либо других упоминаемых в материале лиц, не разрешается, поскольку этим нарушается принцип свободы слова.

Важной частью работы сотрудника по связям со средствами массовой информации является создание архива с материалами о своем регионе, подразделении, а именно справками-характеристиками, аналитическими материалами, статистическими данными, копиями обвинительных заключений по наиболее интересным уголовным делам, фотографиями, видеозаписями, воспоминаниями ветеранов, которые могут быть использованы в дальнейшей работе и подготовке различных анализов, обобщений, справок и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *