Что такое сленг проект
Что такое сленг проект
Исследовательские работы и проекты
Проект «Сленг современной молодежи»
В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Сленг современной молодежи» учащимися 9 класса школы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей употребления слов молодежного сленга в речи подростков, анализ контекста их употребление, установление причинно-следственных связей, и даны прогнозы по дальнейшему развитию языка.
Подробнее о проекте:
Во время проведения исследовательской работы по русскому языку «Сленг современной молодежи» обучающимися 9 класса были определены, выделены и описаны функции и разновидности сленга, проведено наблюдение за речью сверстников на предмет использования сленговых слов и обозначены плюсы и минусы молодежного сленга в повседневной речи.
Оглавление
Введение
1. Понятие молодежного сленга.
2. Причинывозникновения сленга.
3. Функции и разновидности сленга.
4. «Плюсы» и «минусы» молодёжного сленга.
5. Анализ современных книг.
6. Лингвистическое исследование речи школьников.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Цель проекта: Выявить особенности употребления слов молодежного сленга в речи подростков.
Актуальность темы: Исследовательская работа обусловлена тем, что молодежный сленг является одним из составляющих компонентов процесса развития языка, его пополнения и многообразия.
План:
1. Сленг современной молодежи;
2. Исследовательская часть;
Причины возникновения сленга
Втораяволна приходится на 50-ые годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли так называемые «стиляги».Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда появились многочисленные неформальные молодёжные движения, и « хиппующие » молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Таким образом, и появился в России сленг. Четвертой волной считают период компьютеризации, когда происходит массовое заимствование иноязычных слов и терминов.
Функции и разновидности сленга
Когнитивная функция выражается в том, что лексические единицы и конструкции сленговой речи содержат в себе и передают дополнительную информацию, которая отсутствует в лексике стандартного языка, с помощью этой дополнительной информации происходит репрезентация дополнительных знаний об окружающем мире.
Экспрессивная функция сленга является одной из наиболее важных, отличающих его от литературного языка. Сленговая лексика не только отражает определенные понятия и явления, многие из которых могут противоречить традиционной морали, но и отношение к ним, от эпически- нейтрального, положительного до высокомерного, пренебрежительного. Сленг содержит в себе широкий набор коннотаций различного типа, эмоциональный компонент обычно при этом иронически презрительный, оценочный.
Сленговая лексика обычно представляет собой вторичную, более экспрессивную форму названия обычных предметов, имеющих синонимы в литературном языке, которые вызывают более эмоциональное отношение к ним. Экспрессивная функция сленга основывается на образности, неожиданности, остроумии, забавном искажении и других подобных приемах.
Мировоззренческая функция сленга выражается в способности сленгового языка влиять на профессиональные и возрастные особенности его носителей, их принадлежность к определенной социальной среде, дифференциацию людей с разным образованием у культурой. Индивид может владеть различными вариантами и нормами произношения, существующими в языке и использовать их в зависимости от ситуации и людьми, с кем он общается.
В реальном общении, высшие слои общества не обязательно всегда и везде используют стандартный литературный язык, а представители молодого поколения, различных социальных групп, в том числе из низших слоев общества, не обязательно общаются исключительно на сленге или местных диалектах.
Эзотерическая функция сленга имеет тесную связь с мировоззренческой и реализуется в том, что сленг формирует у его носителей чувство солидарности, принадлежности к определенной социальной группе и, в то же время, может вызывать неприязненное, пренебрежительно-враждебное отношение к посторонним людям. Это связано с тем, что сленг имеет относительно закрытый характер использования, в отличие от традиционного литературного языка.
Идентификационная функция сленга связана с эзотерической функцией и выражается в том, что сленг представляет собой вид пароля, для опознавания своего человека, среди прочих лиц. Сленг облегчает процесс поиска нужных людей, помогает формировать и поддерживать специфические контакты. В процессе общения говорящий идентифицирует себя, по его речи можно получить представление о его возрасте, социальном положении, региональном происхождении и т.д.
Если говорящий использует определенный вид сленга, то процесс его идентификации происходит более быстро и точно. Т. Захарченко отмечает функцию сленга для экономии времени и места при общении, как устной, так и письменной речи. Средствами реализации данной функции можно считать сокращения, аббревиации, который в разнообразном виде используются в сленге. Как будет рассмотрено далее, аббревиатуры являются одним из популярных способов образования сленговой лексики.
«Плюсы» и «минусы» молодёжного сленга
По мнению взрослых людей, основным «минусом» молодёжного сленга является то, что он «засоряет» русскую речь, но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодёжи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию.
Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Использование сленга делает речь более яркой, и это позволяет подросткам выражаться более эмоционально, но при этом культурно. И это можно отнести к «плюсам» молодёжного сленга.
В любой молодёжной субкультуре сленг – это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.
Итоговый индивидуальный проект по теме «Молодёжные жаргоны и сленги»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Молодёжные жаргонизмы и сленги
Стародед Оксана Владимировна
учитель русского языка
Глава 1. Лексика русского языка
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова………. 5
Понятия «жаргон», «жаргонизмы», «молодёжный сленг»………….5-6
Плюсы и минусы молодёжного сленга………………………………..7-8
Особенности подросткового сленга……………………………………. 8
Глава 2. Лингвистическое исследование
2.2. Происхождение жаргонизмов…………………………………………10-11
Приложение 3. Сказка «Репка» на современный молодёжный лад………..19
Приложение 4. Словарь жаргонизмов……………………………………..20-23
Часто в речи современных школьников можно услышать слова, которые отличаются от общепринятой речевой нормы, они «засоряют» речь, делают её грубой и некрасивой. К тому же, не всем понятны подобные слова, потому что употребляются лишь в определенной возрастной группе.
Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стремятся делать всё быстрее, а значит, и говорить быстро. Слова зачастую передают переживания, которые не известны, а порой и непонятны взрослым, но естественны в среде подростков. Поэтому часто и непереводимы. Ребята боятся выдать свои чувства, так как даже самые раскованные из них на самом деле застенчивы и ранимы. Поэтому жаргон ироничен, груб. Но самое важное, что жаргон «закрыт» для посторонних, понятен только избранным. Это и является основной ценностью для молодёжи, которой свойственны объединения в группы, в компании и т.д. Жаргоном подросток подчёркивает свою самостоятельность. Он пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые.
Русский молодёжный сленг – это интереснейший лингвистический феномен, существование которого ограничено не только определёнными возрастными рамками, как это ясно из самого его определения, но и социальными, временными, пространственными рамками. В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон гимназистов, семинаристов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей.
Они говорят: « Хорошо! »
Кроме того, в настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация.
Поэтому выбор данной темы для меня был обусловлен желанием разобраться в такой разновидности языка, как молодежный жаргон, записать и попробовать объяснить значение этих слов.
Актуальность темы, на мой взгляд, в том, что жаргоны употребляются в определенном возрасте, но потом настолько «врезаются в память», что используют их даже взрослые. Люди, кажется, забывают литературный язык. Теперь жаргонизмы употребляет большая часть населения. Нередко люди даже сами не знают значения этих слов. Одни лингвисты считают, что это временное явление, так сказать, «детская болезнь», другие – опасностью для литературного языка. Данная тема недостаточно представлена в школьных учебниках русского языка.
Область исследования – жаргонизмы – как разновидность языка, тесно связанная с жизнью современного подростка.
Объект исследования – устная речь учащихся нашей школы.
Цели исследования – изучить жаргонную лексику школьников, её происхождение, выявить особенности употребления жаргонных слов и молодёжного сленга в речи подростков, составить словарь и дать лексическое значение каждого жаргонизма.
Для достижения целей были поставлены три группы задач: теоретическая, исследовательская и практическая.
Изучить литературу по данной теме;
Рассмотреть сущность понятий: «жаргон», «жаргонизмы», «молодёжный сленг»;
Выявить источники и причины возникновения жаргона, сленга;
Разобраться в особенностях и источниках пополнения жаргона, молодёжного сленга;
Провести наблюдение за речью сверстников на предмет использования жаргонных и сленговых слов.
Провести анкетирование учащихся;
Составить словарик наиболее часто употребляемых жаргонных и сленговых слов.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ источников.
Гипотеза: в речи учащихся преобладают лексика, ограниченная в своем употреблении, чтобы выделиться среди людей. Жаргонизмы делятся на смысловые группы. Так ли это?
Предполагаемый конечный результат: составление словаря жаргонизмов учащихся нашей школы.
Глава 1. Лексика русского языка.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, слово курень (дом) употребляется в речи донских казаков.
Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, тачка (машина), комп (компьютер) и др.
Понятия «жаргон», «жаргонизмы», «молодёжный сленг» и их происхождение
Жаргон – речь какой-нибудь социальной или профессиональной группы, содержащая много специфических слов и выражений. Это своего рода «язык в языке». Иначе говоря, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией ( жаргон лётчиков, шахтеров, моряков ), занятием ( жаргон спортсменов, коллекционеров, школьников ) и т.п. В «Большом энциклопедическом словаре» говорится о том, что термин « жаргон » применяется для обозначения искаженной, неправильной речи. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало « щебетание, болтовню, непонятный язык ».
Жаргонизм – слово или выражение из жаргона.
Молодёжный жаргон часто называют сленгом. Это словотворчество, а не «коверканье» языка. Хотя слова зачастую и грубы и им придаётся смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что молодёжный жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно.
В наше время жаргонные слова встречаются в газетах и журналах, звучат по радио и телепередачах. Появляются новые словари:
Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона / Авт.-сост. Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. — Одинцово: Края Москвы, 1992.
Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. — М.: Эксмо, 2006.
Никитина Т. Г. Молодёжный сленг : толковый словарь : ок. 20 000 слов и фразеологизмов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
Елистратов В. С. Толковый словарь русского сленга. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.
В развитии молодёжного сленга в России отмечаются три бурные волны.
1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, заимствованных у них.
Сегодня мы находимся на гребне четвёртой волны, связанной с активным использованием соцсетей и Интернета.
На сегодняшний день самые распространённые виды молодёжного сленга – это сленг учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.
Пути обновления сленга
Сленговые слова и выражения обновляются разными способами. Рассмотрим некоторые из них:
Заимствования. Чаще всего заимствования происходят из английского языка, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык, понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пмпл.
Компьютеры и новые технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет нашу речь новыми словами: випарь – VIP -персона, сидюк – компакт-диск, тискать клаву – набирать текст на клавиатуре и др.
А для понимания молодёжного интернет-сленга уже даже слова начали составлять. Например, « Словарь молодёжного сленга», авторов Л.А.Захаровой, А.В.Шуваева, ТГУ, 2014. Создан этот словарь на материале лексикона студентов Томского государственного университета.
Музыка. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей: попсятина, транс, фолк ; композиций: новьё, свежак и прочей музыкальной атрибутики.
Противозаконные веянья. Слова, относящиеся к наркомании, уголовному и прочему криминальному миру: шмон, беспредел и др. некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.
Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, которые появились в процессе работы – слова, которые непонятны, допустим, соседям.
«Плюсы» и «минусы» молодёжного сленга
По мнению взрослых людей, основным «минусом» молодёжного сленга является то, что он «засоряет» русскую речь, но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодёжи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию. Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Я думаю также, что использование сленга делает речь более яркой, и это позволяет подросткам выражаться более эмоционально, но при этом культурно. И это можно отнести к «плюсам» молодёжного сленга.
В любой молодёжной субкультуре сленг – это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.
Особенности подросткового сленга
В социальном аспекте подростковый сленг представляет собой очень интересный феномен. По своей сути это кодовый язык, который является ключом к пониманию мира подростков. Подростковый возраст – это довольно сложный период, он связан с постоянными стрессами, зачастую приводящими к замкнутости и наоборот – асоциальному поведению. Это возраст является тем этапом, который необходимо пройти, и то, как он будет преодолён, повлияет на дальнейший жизненный путь. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь подростку пережить трудное время, а для этого необходимо понимать, о чём он говорит. Поэтому взрослые обязаны знакомиться с этим «непонятным языком», чтобы помочь детям на их пути во взрослую жизнь.
Подростковому сленгу свойственна высокая экспрессивность, в нём присутствуют метафоры, слова с яркой оценочной окраской. В подростковом сленге прослеживается стремление к сокращению слов, намеренному «коверканью» слов, употреблению неправильных грамматических форм. Это происходит от желания подростков, во-первых, отгородиться от остального общества, создать свой язык, не понятный «чужим», а во-вторых, говорить быстро.
Ещё одна черта, присущая сленгу подростков – грубость, около цензурные слова. Подростки хотят показаться взрослыми, высказать своё мнение, и им кажется, чем непристойнее они выразятся, тем весомее их слова прозвучат. Сленг смягчает запретную лексику, оставляя её смысл, но преуменьшая грубость сказанного.
Глава 2. Лингвистическое исследование.
2.1. Школьный жаргон.
На наш взгляд, школьный сленг – это тоже разновидность речи, не совпадающей с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей (школьниками), объединенных общностью интересов. Из этого определения следует, что сленг относится к речи ограниченной сферы употребления и используется, в основном, в устном общении. Сленг был и будет в школьной лексике. Невозможно представить современного школьника без сленга.
Как относятся к жаргонным словечкам наши сверстники? Мы решили провести исследование в нашей школе: наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выяснили, что учащиеся нашей школы активно используют в своей речи сленг. В опросе приняли участие 42 школьника. Проанализировав записанные жаргонизмы, мы выделили следующие части речи:
Существительных – 47 ( братва, базар, баклан, глобус, кент, истеричка, матеша, зубрила, зачет, контроша, алгеброид, хавка, крутишка );
Глаголов – 38 ( валяй, гнать, грузить, догонять, зацени, забить, запалить, западать, прикинь, надыбать, тормозить );
Прилагательны х – 5 ( клёвый, крутой );
Наречий – 6 ( фиолетово, прикольно, параллельно, конкретно );
Устойчивых словосочетаний – 3 ( жить в малине, зуб даю, в натуре, шнурки в стакане) ;
Междометий – 2 ( блин, тип, по сути ).
Преимущественно преобладают такие части речи, как существительные и глаголы. Можно сделать вывод, что школьники используют жаргон для характеристики явлений и действий.
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов :
1)Слова, обозначающие людей по родству
Братан, братва, баклан, кент, сеструха, батя, перец (парень), братиша, шнурки.
Аппарат, мобила, комп, телик, ящик, айфон, фотик, ноут
Глобус (голова), грабли (руки), лапы, табло (лицо),башня, купол, копыта
Мент, училка (русича, матичка, истеричка), бомжара.
Домашка, контрошка, алгеброид, матеша, геморрой (контрольная работа), пятак, тройбас, литра, физра, ин-яз.
6) Состояние, оценка
7) Слова, обозначающие людей по качеству характера
Зубрила, ботан, чмо, лошара, крыса, шестерка, тормоз, зомби, жмот, лузер, дебил, няшка.
Хавчик, хавать, трескать,
2.2. Происхождение жаргонизмов
Как известно, жаргонизмы делятся на несколько видов, в зависимости от рода деятельности ( жаргон автолюбителей, армейский, бизнесменов, картежных мошенников, лагерный, летчиков и т.д. ).
Проанализировав собранный нами материал, мы сделали следующие выводы:
Пришло из тюремно-лагерного жаргона : забить стрелку (выяснение отношений) , мент (милиционер), бабки (деньги), хавать (кушать ), братва ( друзья), баклан (друг, приятель), крыша (защита), чмо (морально опущенный человек), шняга (вещь), шухер ( опасность).
Из жаргона программистов-компьютерщиков: блин (диск) , комп (компьютер) , грузить( давать большое количество ненужной информации) .
Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым значением: базар (разговор) , глобус ( голова), труба (телефон), тачка (машина), ящик (телевизор), перец (парень), табло (лицо).
Иноязычные слова: кент (парень) , изи (легко).
Путем сокращения слов: чел ( человек), телик (телевизор), литра (литература), ин-яз (урок английского языка).
Суффиксальный способ: днюха (День рождения), родаки (родители), матичка (учитель математики), русича (учитель русского языка).
Значит, молодежный жаргон пополняется за счет перехода общеупотребительных слов и профессиональной лексики.
Следующий интересовавший нас вопрос «Для чего вы употребляете в своей речи жаргонизмы?». Для выяснения причины было проведено анкетирование, в котором принимали участие 42 человека в возрасте от 11 до 17 лет.
1)Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?
3)Для чего вы употребляете жаргоны?
4)Нужны ли жаргонизмы в речи?
5)Откуда они приходят в нашу речь?
6) Будете ли вы употреблять жаргонизмы, когда станете взрослыми?
Наверное, во всех школах были и будут такие слова, которые понятны не только школьникам, но и учителям, так как есть предметы, которые они обозначают домашка, контрошка, алгеброид, матеша, геморрой (контрольная работа), пятак, тройбас, литра, физра, ин-яз.
Индивидуальный проект по русскому языку «Сленг подростков»
Содержимое разработки
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова
Исследовательская работа по русскому языку
на тему: «Молодежный сленг»
Выполнила: ученица 6»а» класса
Егорова Алина
Руководитель: Горелова В.В.
учитель русского языка и литературы
Глава 1. Теоретический аспект исследования………………………………….4
1.1 Понятие молодёжного сленга……………………………………………….4
1.2 Причины появления молодежного сленга………………………………….4
1.3 Почему дети употребляют молодежный сленг. 5
Глава 2. Практический аспект исследования…………………………………………………………………….7
2. 1 Способы образования сленга……………………………………………..7
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
Исследовать понятие молодежного сленга как форму самоутверждения подростков.
Выявить роль молодежного сленга в жизни подростков.
Глава 1. Теоретический аспект исследования
1.1 Понятие молодёжного сленга
1.3 Почему дети употребляют молодежный сленг?
Итоговый индивидуальный проект по русскому языку «Молодежный жаргон и сленг»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЕРХНЕПЫШМИНСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «ЮНОСТЬ »
К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:
Зам.директора по УР
ГБПОУ СО ВП МТТ «Юность »
______________/ /
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ И ЖАРГОН»
по дисциплине «Русский язык»
Руководитель: преподаватель русского
г. Верхняя Пышма
2020
Тема проекта: «Молодежный сленг и жаргон»
Тип проекта: информационный
Проблема, на решение которой направлен проект: используя различную литературу, изучить такую разновидность языка, как молодежный сленг
Цель и задачи проекта: выявить влияние сленга и жаргона на формирование речи молодежи.
Задачи: рассмотреть этапы развития молодежного сленга; выявить причины возникновения сленга; провести исследовательскую работу; проанализировать результаты
Обоснование актуальности: исследование дает представление о нынешнем состоянии русского языка в нашей повседневной речи
Объект исследования: студенты и учащиеся школ
Продукт проекта: опрос и презентация
Методы исследования: анализ, сравнение, анкетирование
Анализ полученных результатов: в результате проведенного исследования делаю вывод, что молодежный сленг – отражение нынешней эпохи
1.1. Этапы развития молодежного сленга. 6
1.2. Причины возникновения и особенности современного молодежного сленга. 9
2.1. Происхождение жаргона молодежи. 12
2.2. Особенности молодежного жаргона. 14
3.1. Программа исследования. 16
Список литературы. 21
Любой национальный язык имеет разные формы своего выражения и сферы употребления. Главной формой, как правило, считается литературная, которая определяет орфоэпические, грамматические, стилистические нормы и образцы звучащей и письменной речи. Помимо литературного языка, также существуют другие формы, такие как диалекты, говоры, социолекты и др. Социолект выражается в речевых особенностях определенной социальной группы, например, молодежи.
Проблема существования и функционирования национального языка в последнее время обусловлена быстро увеличивающимся числом заимствований, сокращений, искажений, сленговой и жаргонной лексики. Особенно явно это заметно среди молодежи, так как данная группа является наиболее гибкой, активной, мобильной. Кроме того, молодежь в силу своих социально-психологических качеств устремлена на употребление новых, модных слов и структур, легко освобождаясь от правил и стереотипов предыдущего поколения. В настоящее время лингвисты стали больше уделять внимания таким явлениям как молодежный сленг и жаргон, изучая их особенности, причины появления и формы употребления.
Актуальность данной работы обусловлена, в первую очередь, стремительным развитием русского языка, особенно среди молодежной группы лиц. Появление и употребление сленга и жаргонов – одно из составляющих процесса развития языка современной молодежи. В свою очередь, сохранение чистоты русского языка немаловажно для будущего русской культуры и нашей страны.
Объектом исследования являются студенты и учащиеся школ.
Предмет исследования: молодежный сленг и жаргоны.
Гипотеза: молодежный сленг и жаргоны не относятся к нормам литературного языка и оказывают негативное влияние на развитие речи среди молодежи.
Цель работы: выявить влияние сленга и жаргонов на формирование речи молодежи.
а) рассмотреть этапы становления и развития молодежного сленга;
б) выявить причины возникновения и выделить особенности молодёжного сленга;
в) изучить происхождение и особенности жаргона молодежи;
г) провести исследовательскую работу по употреблению школьниками и студентами молодежного сленга и жаргона;
д) проанализировать полученные результаты, составить общую картину по степени распространения и употребления школьниками и студентами молодежного сленга и жаргона.
Методы исследования: анализ, сравнение и обобщение научной литературы, анкетирование, метод математического подсчета статистических данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что молодёжный сленг и жаргоны являются малоизученной стороной языка. Поэтому есть необходимость выявить особенности современного молодёжного сленга и жаргонов, а также потенциальные возможности данного объекта в развитии системы современного русского языка.
Практическая значимость работы: собранный материал можно использовать на лекциях по дисциплине «русский язык».
I. Молодежный сленг
1.1 Этапы развития молодежного сленга
В возрастной психологии границы молодежного этапа определены с 13-14 до 29-30 лет. Специфическая лексика в виде молодежного сленга и жаргона наиболее часто заметна в употреблении молодежи в возрасте 12 до 22 лет, поскольку в данной группе основной деятельностью выделенной группы лиц, не считая учебной, является общение, совместное времяпровождение. Молодежный сленг является своего рода особым средством общения между молодежью, стремящейся выделиться из официальной системы. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах (социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций) [9].
Первый этап развития молодежного сленга в России определяется началом ХХ века, когда происходят крупные исторические события: Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война. Тяжелые последствия выразились в растущем числе беспризорников среди детей и подростков, занимающихся в основном криминально-хулиганской деятельностью. По данным 1922 года, число беспризорников насчитывалось до семи миллионов. Разумеется, что у них отсутствовало должное воспитание и образование, а речь была далека от литературных норм.
«Чувак» – проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату» (квартиру); человек, уважающий высокую американскую культуру;
«Совпаршив» – искажённое от «СовПошив», отечественные изделия лёгкой промышленности;
«Шузы» (англ. shoes – обувь) – ботинки стиляг на высокой подошве. Можно было приобрести исключительно у фарцовщиков;
«Олдовый» (англ. old – старый) – старый;
«Стилять» (англ. style – стиль, манера) – танцевать, имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения;
«Тренчкот» (англ. trenchcoat – шинель) – плащ;
«Хэток» (англ. hat – головной убор) – шляпа [8].
На сегодняшний момент заключительный шестой этап развивается с начала 2000-х и длится до сих пор. Начинается эпоха цифровых технологий, компьютеризации и информации. Свободный доступ каждого человека к всемирной сети способствует развитию и употребления нового пласта лексики, нового сленга. Особенность при этом в том, что осуществлять контроль и цензуру относительно норм литературного языка в Интернете в основной массе практически невозможно. Вот примеры современного молодежного сленга:
«Ава» – основная фотография пользователя на его форуме или блоге;
Таким образом, периоды в истории развитии молодежного сленга в России обусловлены последствиями наиболее масштабных и значимых событиях и происшествиях в стране, повлиявшими на социальную сферу жизни общества.
1.2. Причины возникновения и особенности современного молодежного сленга
Возникновение, употребление и распространение новых слов в языке, в том числе, в молодежном сленге, в первую очередь, обусловлено естественными процессами развития языка. Другими словами, в языке отображаются развитие общества, его культурной, научной, социальной и других сфер.
К возрастным особенностям можно отнести тот факт, что, начиная с 11-12 лет, индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Подросток стремится, с одной стороны, выделиться из массы, а с другой стороны, быть похожим на его окружение. Обычно в этот период начинает меняться речь подростка, которая содержит все большее количество специфической лексики, сленг его окружения. Это взаимодействие обусловлено общими интересами, склонностями, территорией проживания.
В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью) [9].
1. Желание избегать обыденной жизни, стремление нарушать скучные правила, непослушание взрослым.
2. Помимо способа выделиться внешностью, одеждой, гаджетами молодежь стремится также выделиться поведением, поступками, манерой общения.
3. Желание поменять мир под себя.
4. Низкий уровень воспитания и образования, т.е. низкий уровень словарного запаса, недостаток знаний в какой-либо области, неразвитость мышления. Из этого возникает неумение развернуто и аргументировано выражать свои мысли нормативной лексикой.
Молодежный сленг в своей общей массе является набором лексики, относящейся к разным сферам, областям, группам:
— из иностранных языков: из английского – «хайп», «бэг», «лук», «хаер»;
из немецкого – «капут»; из французского – «шершерить»;
— из разных диалектов («берлять», «ухайдокать», «затариться»);
— из языка уголовников («сходка», «беспредел»).
Таким образом, характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, которая объясняется сменой поколений.
II. Молодежный жаргон
2.1. Происхождение молодежных жаргонизмов
Все жаргонные слова представляют собой стилистически сложенную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.
Мы видим, что дальнейшее развитие молодежного жаргона совпадает с этапами развития молодежного сленга: эти пласты языка развивались параллельно друг другу, так как влияние на них оказывали одни и те же исторические события. Не редко смешивание этих явлений: молодежь использует в своей речи, как сленг, так и жаргоны, не выделяя четких границ между ними.
2.2. Особенности молодежного жаргона
Молодежные жаргоны делятся на бытовые и производственные. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессами деятельности. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат – с воинской службой [5].
Жаргоны студентов: «пара» – два спаренных урока; общебытовые молодежные жаргоны: «общага» – общежитие.
Жаргоны неформальных молодежных группировок: «хаер» – объемная прическа (слово заимствовано из англ. ‘hair’ – волосы). С этим жаргоном очень тесно переплетается сленг музыкантов, так как вся неформальная культура построена на музыке [12].
Таким образом, особенность молодежного жаргона заключается в том, что его лексика базируется на существующих словах нашей речи. Также он делится на отрасли в соответствии с видами деятельности носителей. Но очень часто жаргонизмы определенной группы людей входят в обиход народных масс, невзирая на возрастные и профессиональные рамки.