Что такое слог что такое предложение
Звук, буква, слог, слово, предложение
Звук представляет собой мельчайшую фонетическую единицу, которая выделяется в потоке речи.
1. Мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки звуков не обозначают: вест ь – [в’эс’ т’ ], радост ь – [радас’ т’ ]
2. Удвоенные согласные обозначают один звук: жу жж ание – [жу жа н’ий’э].
Буква – звук речи, который обозначается на письме специальным знаком. Например, з, к, с, ы, о, у.
Слог представляет собой звук либо сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Например, ка, ту, зи, ва.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слоги бывают двух видов: 1. открытый и 2. закрытый.
Удвоенные согласные относятся к одному слогу: жу|жжа|ни|е, ан|те|нна.
Слово – это структурная единица языка. При помощи слова человек называет предметы, их качества и характеристики, а также действия и пр. Например, рисунок, весёлый, узнавать.
Предложение – несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают определённую мысль. Например, Солнце выглянуло из-за туч.
Для того, чтобы подсчитать количество предложений в тексте, нужно знать, что 1. каждое предложение начинается с новой мысли, 2. первое слово в предложении пишется с большой буквы, 3. в конце предложения ставится точка. Например:
Солнце светит всё ярче да жарче.(1) Тает в поле снег.(2) На пригорках показалась земля.(3) Вот и пришла весна.(4)
СЛОГ — это… Что такое слог. Таблица слогов
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Узнаем, что такое слог, из чего он состоит, как в русском языке языке правильно разделить слово на слоги.
С понятием «слог» ребят знакомят в 1 классе. Во 2 классе школы эти знания углубляют и закрепляют.
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласные звукиа, о, у, и, ы, э
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Как разделить слово на слоги?
Чтобы разделить слово на слоги, выделим в нём гласные звуки. Их можно подчеркнуть карандашом.
ЗапомниВ слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
При делении слова на слоги, учтем, что в некоторых словах содержится только один гласный звук:
Такие слова не делятся на слоги и называются односложными.
Значит, чтобы слово делилось на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных. Убедимся в этом:
В словах русского языка могут насчитываться три и более гласных, которые составляют такое же количество слогов:
Понаблюдав за слогоделением, можно заметить, что в русском языке чаще слоги являются открытыми. Они заканчиваются гласным звуком. Хотя отметим, что слог закрывают согласные в конце слов:
Звонкие непарные согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в середине слов:
Учитывая все эти особенности, разделим слова на слоги в следующем порядке:
Видеоурок
Конспект занятия «Звук, слог, слово, предложение»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук, слог, слово, предложение».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Коррекционно-образовательные: уточнение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», различение этих понятий, упражнение в звуко-буквенном звуко-слоговом анализе слов, моделирование и анализ предложений.
Коррекционно-развивающие: развитие пространственной ориентировки, общей и артикуляционной моторики, координация речи с движением, развитие логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: воспитание усидчивости, правильной осанки, культуры поведения.
Оборудование: карточки с образами гласных и согласных звуков, светофорчики, дидактическое пособие «Телевизор», наоры для составления схем, карточки со слогами, карточки для звукового анализа, ребус, «машина» без колёс.
Предварительная работа: знакомство со звуками речи, с понятиями «слог», «слово», «предложение», с признаками предложения.
1. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу).
— На своё место сядет тот, кто скажет, между какими ребятами он стоит.
2. Закрепление знаний о звуках речи.
(На наборном полотне выставлены образы звуков в виде человечков с разноцветными туловищами).
-Какой звук эта девочка? Подберите ей имя.
-Какие звуки эти мальчики? Подберите им имена.
3. Дифференциация звуков речи.
-Поиграем в сигнальщиков. Я называю звук, а вы поднимаете нужную фишку.
(Логопед называет звуки, дети выполняют задание).
4. Формирование звукового анализа слова.
Игра «Найди место звука в слове».
Положите перед собой карточку. На ней три окошка, потому что звук в слове может слышаться в начале, в середине и в конце слова. Найдите место звука «а» в слове «пила» (арбуз, мак). Найдите место звука «ш» в слове «душ» (шапка, кошка). Найдите место звука «щ» в слове «лещ» (щека,овощи).
(Дети выполняют задание).
5. Закрепление понятий «звук», «слог», их дифференциация.
(На наборное полотно выставляются человечки с краасным и синим туловищем).
— Что получится, если эти человечки подружатся?
-Подберите им названия.
(Человечек с синим туловищем заменяется на человечка с зелёным туловищем).
-Какие слоги получатся теперь?
— Их чего состоят слоги?
6. Формирование звукового синтеза слов.
Игра «Включи телевизор».
-Телевизор включится тогда,когда мы отгадаем название предмета, который должен появиться на экране телевизора. Для этого из названия каждой картинки нужно выделить первый звук, а затем из этих звуков составить слово. Назовём картинки. (Дети называют картинки, выделяют первые звуки, составляют из них слово).
-Какое получилось слово?
— Вы правильно отгадали слово, телевизор включился.
7. Формирование звукослогового анализа слов.
-Составим схему слова «песок». Сначала выложим полосочку, обозначающую всё слово. Затем определим количество слогов. Назовите первый слог.
-Назовите второй слог.
-Все дети составляют схему слова «песок» самостоятельно, а Ксюша у доски.
(Девочка составляет схему слова, комментируя свои действия).
-У всех получилось так? Как определить, сколько в слове слогов?
— Какое вы отгадали слово?
— Из каких слогов состоит это слово?
А – рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.
Э – рот немножечко сужаем, руки в стороны опускаем.
О – губы дружно округляем, руки кверху поднимаем.
И – уголки губ раздвигаются, рот улыбается.
Ы – руки вниз опускаются.
9. Формирование звукобуквенного синтеза слов.
Игра «Составь слово».
— Ребята, чем отличаются звуки и буквы?
(На наборное полотно выставляется картинка с ребусом).
-Здесь засекречено слово. Прочитайте его, начиная с буквы на самом маленьком домике. Последняя буква этого слова будет на самом большом домике. Какое слово получилось?
10. Формирование слогового синтеза слов.
Игра «Заведём машину».
— Отгадайте загадку: Носит обувь из резины и питается бензином, что это?
(На панно выставляется макет машины без колёс и колёса – слоги).
— У этой машины не хватает колёс, колёса – это слоги, их нужно подобрать так, чтобы получилось слово. (Дети выходят парами, составляют и читают слова: ры-ба, пи-ла, мы-ши).
— Из чего мы составляли слова?
11. Моделирование и анализ предложения, составление его схемы.
— Дети, вы выполнили все задания и отгадали слова: машина, везёт, песок.
Что получится, если произнести эти слова вместе?
-Что вы знаете о предложении?
-Назовите признаки предложения.
-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите первое (второе, третье слово).
-Составьте схему этого предложения самостоятельно, а Денис составит схему у доски.
(Мальчик выполняет задание, комментируя свои действия).
12. Итог занятия.
— Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились.
— Скажите, из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
— Из чего состоят слоги?
-Какие бывают звуки?
Конспект НОД для детей подготовительной группы с Нвнр тема «Звук [Ц] и буква Ц» Тема : «Звук и буква Ц «Цель :закреплять правильное произношение звука «ц»в словах, предложениях; развивать фонематический слух; учить.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква, слог, слово, предложение» (подготовительная группа) Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» Тема: «Звук,.
Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе на Тема: «Звук, величина, цвет» Цели. Учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук». Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать.
Конспект занятия в предшкольном классе на тему: «Слог. Цветы и ягоды» Конспект занятия в предшкольном классе на тему: «Слог. Цветы и ягоды» Подготовила: Понамарева Татьяна Программное содержание: 1. Воспитывать.
Слово, слог, звук, предложение Тема: Слово, слог, звук, предложение. План: 1. Задачи всестороннего развития ребенка, подготовке его к школе. 2. Методика ознакомления с.
Тема урока. Слово и предложение. слог.
Тема урока. Слово и предложение. слог.
— научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения;
— научить учащихся делить слова на слоги;
— развивать речь учащихся, память, творческие способности.
Оборудование: учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка».
Постановка целей и задач урока.
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка».
Работа по учебнику: с. 9.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Вспомните начало сказки. ( Посадил дед репку.)
– Какое слово первое? второе? третье?
– Из чего состоит предложение?
Вывод: предложение состоит из слов.
– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
Выросла репка большая. ( .)
Позвал дед бабку. ( .)
Позвала бабка внучку. ( .)
Позвала внучка Жучку. ( .)
Позвала Жучка кошку. ( .)
Позвала кошка мышку. ( .)
– Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:
В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 10.
– Каких диких животных вы еще знаете?
– Каких домашних животных вы еще знаете?
Работа по учебнику: с. 10.
Составление рассказов по картинке о корове, собаке, коте.
– Что вы видите на картинке?
Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).
Составляются учащимися схемы этих предложений.
Собака доит корову. ( .)
Корова ест сено. ( .)
Кот подметает. ( .)
На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)
– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)
– Я покажу, что в этом слове две части.
Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.
– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.
Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.
На доске вывешивается рисунок с изображением белки.
– Кто здесь изображен? (Белка.)
– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?
К рисунку с изображением белки чертится на доске схема:
.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
– Сколько слогов в словах:
мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?
– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.
Работа по учебнику: с. 11.
■ Развитие связной речи учащихся.
Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».
■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Что такое слог?
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
С понятием «слог» ребят знакомят в 1 классе. Во 2 классе школы эти знания углубляют и закрепляют.
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Как разделить слово на слоги?
Чтобы разделить слово на слоги, выделим в нём гласные звуки. Их можно подчеркнуть карандашом.
При делении слова на слоги, учтем, что в некоторых словах содержится только один гласный звук:
Такие слова не делятся на слоги и называются односложными.
Значит, чтобы слово делилось на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных. Убедимся в этом:
В словах русского языка могут насчитываться три и более гласных, которые составляют такое же количество слогов:
Понаблюдав за слогоделением, можно заметить, что в русском языке чаще слоги являются открытыми. Они заканчиваются гласным звуком. Хотя отметим, что слог закрывают согласные в конце слов:
Звонкие непарные согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в середине слов:
Учитывая все эти особенности, разделим слова на слоги в следующем порядке: