Что такое слова помощники в русском языке 1 класс
Урок русского языка. «Слова-помощники». 1-й класс
Класс: 1
2. Минутка чистописания.
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
— Назовите в этом слове звуки. [л‘эс]
— Какой буквой обозначен первый звук?
Зарядка для пальцев.
— Назовите диких животных на букву Л.
— В каком слове первый звук мягкий? (лиса)
Что обозначает это слово?
Лисица – хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
— Как еще можно назвать лисицу? (сестрица, лисонька, лисичка-сестричка).
— Составьте предложения с этим словом.
— Составьте модель предложения.
Осторожная лисица подошла к ручью.
Чтобы пройти через Волшебный лес Бабы Яги Асырк и Торк предлагают расселить оживших животных в свои лесные домики (работа по картинке на доске).
-Как вы думаете, где живет каждое из этих животных?
(Дети заселяют животных)
— Записать схематически предложение
Белка живет в дупле (запись в тетради).
— Назови главное слово-предмет (подчеркни).
— Назови главное слово-действие (подчеркни).
— Назови неглавное слово-предмет (подчеркни).
— Выпишем слово белка и составим к нему схему, давая характеристику каждому звуку.
Белка живет в дупле.
Белка живет под дуплом.
Белка живет за дуплом.
Белка живет над дуплом.
— Какими словами они различаются?
— Какое предложение содержит верное высказывание?
— Какое слово помогло сделать высказывание верным?
— можно ли такие маленькие слова назвать словами-помощниками?
Физминутка с предлогами
Покажи ладошки, покажи кулачки.
Положи ладошки на стол, положи кулачки под стол,
Положи ладошки за голову, покажи кулачки над головой.
— Воспользуйтесь помощью слов-помощников: из, в, над и уточни высказывания, изменив слова в скобках: (Работа в парах)
1 ряд. Мы налили коту молока (миска)
2 ряд. Кот пьет молоко (миска)
3 ряд. Шмель летает (миска)
— Какому слову в этих предложениях слова-помощники помогли уточнить высказывания?
— Они помогают словам-названиям предметов или словам-названиям действий?
— Они помогают главным или неглавным словам-названиям предметов?.
— Докажите, что все эти слова-помощники пишутся раздельно.
Глазками посмотрело направо, налево.
Глазками посмотрело вверх, вниз.
Глазками посмотрело вокруг.
Но, вдруг налетел ветер.
Грянул гром и пошел медленный дождик.
Дождь идет сильнее, сильнее и перестал.
Солнышко вновь улыбается.
Упр 1. стр. 12 (тетрадь)
Галочкой покажи то место, где можно вставить слово
— Засели слова-помощники в их домики.
В рамке нарисуй отгадку.
Что понравилось на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Давайте нарядим наш дуб разноцветными листочками.
На нашем дубе больше листочков какого цвета?
Волшебница Анишит-Йокоповна довольна вашей работой и дарит вам грибочки с предлогами (на обороте грибочков записаны предлоги).
Урок по русскому языку на тему «Слова- помощники» 1 класс
Технологическая карта урока
Разработала : учитель начальных классов МАОУ лицей №7 Чижова Татьяна Геннадьевна
Тема урока : «Слова –помощники»
Цели: Закрепить и расширить представления о словах помощниках (предлогах), сформировать понятие о значении слов –помощников, закрепить и расширить знания детей о раздельном написании предлогов с другими словами. Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся, развитию речи. Способствовать развитию навыков работы с учебником и тетрадью.
Предметные : научатся распознавать предлоги (слова –помощники) в предложении, составлять схемы предложений с предлогами, составлять и записывать предложения c предлогами, закрепят правило раздельного написания предлогов со словами.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, участвуют в планировании этапов урока, подводят итог урока.
Познавательные: принимают и используют знаки, модели, символы, приведенные в тетради, учебнике, моделируют предложения. Составляют схемы, составляют предложения, используя предлоги.
Коммуникативные: учатся общаться при работе в паре, учатся формулировать связное предложение при ответе.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
-Начинаем урок русского языка.
-Вспомните пожалуйста, куда отправились Маша и Миша?
— Как мы уже им помогли?
— Продолжим им помогать?
-Откройте оглавление учебника. Какую главу мы изучаем?
-Как она обозначается?
-С какими словами мы уже познакомились?
-Мы продолжим работу по этой главе, или начнём новую?
-Найдите страницу, по которой мы будем сегодня работать.
— Мы познакомимся ещё с одной группой слов.
-Дети отправились в Волшебный лес.
— Анишит Йокоп заколдовала животных, а мы решили им помочь.
— Мы вернули им названия, признаки и способность действовать.
— Мы изучаем главу « Маша и Миша знакомятся с миром слов»
Она обозначается значком «бабочка»
— будет 4 урок по этой главе.
Вспомните ребята, что вы знаете о предложении? Дайте определение понятию – предложение.
Волшебница Анишит Йокоп приготовила для вас первое задание.
Из слов, записанных на доске составьте предложение.
-Предложение не получается. Не хватает слова – помощника.
Постановка цели и задач урока
Тема нашего урока – «Слова –помощники».
-Какие слова – помощники вы знаете?
— Всё ли мы знаем о словах –помощниках?
Какую цель поставим на урок?
— Давайте посмотрим, каким образом будем работать на уроке и составим план урока.
1 Выполним задание Волшебницы и составим схему предложения.
2 Поработаем по учебнику, выполняя задания будем рассуждать.
3 Поработаем в парах.и узнаем, каким словам помогают слова – помощники
4 Поработаем в тетради и проверим себя.
Дети называют знакомые слова –помощники.
— Больше узнать о словах –помощниках.
Дети составляют план на доске. Используя значки.
Открытие новых знаний
Работа с предложением на доске.
Выполним задание Анишит Йокоп. Чтобы получилось предложение, какое слово-помощник поставим?
-Составьте схему предложения, используя карточки.
Обратимся к плану урока. Что выполнили? Как будем работать дальше?
Не хватает слова на
Аист живет на дереве.
Дети составляют схему предложения.
-Будем работать по учебнику.
Работа по учебнику.
-Устно составьте по картинке в учебнике предложения, где живут разные животные.
-Какие слова необходимы в предложениях? Для чего?
— Прочитайте предложение в упр. 7. Рассмотрите схему предложения. Назовите слово –помощник.
Прочитайте и сравните следующие предложения:
Белка живет в дупле.
Белка живет под дуплом.
Белка живет за дуплом.
Белка живет над дуплом.
— Какими словами они различаются?
-Какое предложение содержит верное высказывание?
Какое слово помогло сделать высказывание верным?
— Почему такие слова назвали словами – помощниками?
— Вернемся к плану урока. Что мы выполнили? Что будем делать дальше?
— Слова – помощники нужны в этих предложениях, чтобы слова в предложении были связаны.
— Предложения различаются словами в, под, за, над.
— Верное предложение Белка живёт в дупле.
— Эти слова помогают составить верное высказывание.
-Используя слова – помощники из конверта, выполните задание.
Дети составляют предложения, используя слова – помощники.
Мы налили коту молока в миску.
Кот пьёт молоко из миски.
Шмель летает над миской.
Работа по учебнику.
Запишем последнее предложение и подчеркнем слова в нем.
Шмель летает над миской.
Асырк и Торк предлагают вам подумать, работая в паре и Сказать (прочитайте задание в учебнике)
— Слова-помощники помогают главным или неглавным словам-названиям предметов?
— Давайте прочитаем правило Летучей мыши и проверим свои предположения.
1 ученик читает из учебника: Какому слову в этих трёх предложениях слова –помощники из, в, над помогли уточнить высказывания?
— Мы думаем, что слова –помощники помогают словам – названиям предметов.
— Мы думаем, что слова –помощники помогают неглавным словам – названиям предметов.
Дети читают правило на с.20
Включение новых знаний в ранее изученное. Проверка.
Проверка выполненного (на доске).
Оценка выполненной работы.
Обратимся к плану урока. Что выполнили? Что предстоит сделать?
— Выполним упражнение в тетради и проверим, как научились составлять предложения, используя слова –помощники.
Тетрадь для самостоятельной работы
— Как написали слова – помощники?
— Докажите, что они пишутся отдельно.
При затруднении можно воспользоваться подсказкой Маши на с. 20 учебника.
— Поработаем в тетради и проверим себя.
Выполняют прогностическую оценку (волшебные линеечки) по выбранному критерию
Самостоятельно работают в тетради.
Проверяют, зачитывая предложения с доски.
Выполняют итоговую оценку по выбранному критерию.
Слова – помощники написали отдельно.
— Между словом – помощником и словом –названием предмета можно поставить слово- название признака или вопрос.
Обратимся к плану урока. Все запланированное выполнили? Что узнали на уроке?
В Волшебном лесу растет дерево Успеха. Давайте оценим свою работу на уроке и повесим на дерево яблоко, цветок или листочек.
Презентация по русскому языку на тему «Слова-помощники» (1 класс) УМК ПНШ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Зимние заботы. Наши гости. Слова- помощники. «Перспективная начальная школа» 1 класс
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины
Дом, в котором живёт текст.
Дом, в котором живёт текст. Зимние забавы Зимой птицам холодно Дети сделали кормушку На обед слетелись птицы Они радостно клюют зерно
Слова- действия слетелись клюют
Физминутка Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.
Слова в предложении Мышка живёт норке в
Слова в предложении Мышка выглядывает норки из
Слова в предложении Кот спит кресле в
Слова в предложении
Итог Из чего состоит наша речь? Наша речь состоит из предложений
Молодцы! Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-287242
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
УМК «Гармония». Урок русского языка «И у слов-помощников есть названия»
Цели и задачи:
Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.
Ход урока.
I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.
Учитель проверяет посадку детей. Дети подписывают в тетрадях число.
II. Повторение.
Проверяем выполнение домашнего задания (упр.№128).
Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй — грамматического задания.
Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.
Учитель: Какие слова относятся к первой группе?
(Названия предметов, признаков, количества, действий).
Учитель: Назовите научные названия этих терминов?
(Слова названия предметов — это имена существительные;
названия признаков — это имена прилагательные;
названия количества — это имена числительные;
названия действий — это глагол).
(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).
Учитель: Назовите научное слово — указатели.
Учитель: Послушай стихотворение. Услышите местоимения — хлопайте в ладоши.
Все слова отличные, важные и личные.
Это без сомнения все — местоимения.
Хором: Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.
Учитель: Можете научными словами назвать слова — помощники? (Нет.)
III. Постановка темы и задач урока.
Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.
Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)
— Как слова — помощники назвали ученые?
— Для чего они служат?
— Как пишутся слова — помощники?
IV. Работа по теме урока.
1. Предлоги.
1) Задание: вставить нужные предлоги:
(стихотворение написано на доске):
Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.
Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?
Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу
1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова — помощники В, НА, ПОД, ЗА.
(Ученик у доски выполняет задание).
Учитель: Как эти слова — помощники называются научно? (Предлоги).
(5 слайд). Дети читают текст стихотворения.
Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).
Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).
Предлоги — это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).
Предлог — это «калька» с греческого языка и буквально означает «перед словом».
Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.
3) Первичное закрепление.
Выполнение задания в тетради — задачнике, упр. №133.
Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?
Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?
Антон неправильно выбрал предлоги.
Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.
Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.
(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд)).
Физминутка.
Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.
(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).
2. Союзы.
Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.
Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.
Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
Работа сердце веселит и радует.
(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).
Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?
Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.
Какое слово — помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.
Какую пословицу составили ребята второй группы?
Семь раз отмерь, но один раз отрежь.
Какое слово — помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.
Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.
Работа сердце веселит и радует.
Какое слово — помощник соединило части этого предложения? – И.
Учитель: Такие слова — помощники ученые назвали «Союзы».
Как вы думаете, для чего они служат?
Они связывают части предложений.
Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.
3) Первичное закрепление.
Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.
3. Частица.
1) Проблемная ситуация.
Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.
Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово — помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.
Вставит слово — помощник НЕ.
Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово — помощник в предложения?
Учитель: Ученые назвали это слово — помощник «Частица». (7 слайд).
Частица — это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль — вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.
3) Первичное закрепление.
Выполнение упражнения №134 в тетради — задачнике.
— Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?
Хочу дружить, дружу.
— Какой частью речи являются эти слова?
— Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?
Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов — помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 43 — 44.
(Работа с правилами).
V. Обобщение и подведение итогов.
1) Обобщение. (8 слайд)
Учитель: Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.
Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.
2) Домашнее задание.
Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.
VI. Рефлексия.
Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.