Что такое слова с ь как показателем грамматической формы слова
§ 13. БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
а) в именительном и винительном падежах единственного
числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-
дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-
тельного падежа множественного числа);
б) в неопределенной форме глагола: учить — учиться,
в) в форме повелительного наклонения: взвесь — взвесьте,
взвесьтесь; сыпь — сыпьтесь, сыпься;
г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь —
заглядываешься; строишь — строишься.
гольных формах см. также § 31.)
Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-
1.1. В эту минуту раздались п. яные крики гостей (П.).
2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-
сать и переписать, чтоб не платить ничего под. ячим
(Г.). 3. Она села за фортеп. яно и сыграла несколько
любимых его п. ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их
манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур. ян
рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-
ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно
выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз. яренная река пенилась и схле-
стывала волнами гранитные парапеты набережной
(Гори/.). 8. Порой выходила группа от. экзаменовавших-
ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или
озабоченно — о возможности провала (Кор.). 9. Повар
10. Среди большой чистой площадки на высоком п. е-
дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).
11. Вот нам и еще один компан. он для пикника (Купр.).
12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ. ятный
лазурный простор (Гладк.). 13.
костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-
жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-
кар.). 14. Мы уж с отцом от. ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы
отходили на север, прикрываясь все время сильными
ар. ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-
от. емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с. у-
зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-
стал день прем. еры, подготавливавшейся свыше
полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред. явили Фокину ряд
требований, и прежде всего о повышении заработной
Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в. кжи из бре-
II. 1. В городке было сконцентрировано несколько
батал. онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-
об. емлющие задачи построения бесклассового обще-
ства. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно
найти в магазинах Глав. ювелирторга. 4. Во время ре-
монта театра были заменены меж. ярусные перекрытия.
5. В газете опубликовано интерв. ю с руководителем
иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы
работы позволили с. экономить много времени и средств.
7. Активная контр. атака противника поставила в зат-
руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-
ту переводчика облегчил недавно изданный трех. языч-
ный словарь. 9. В такую в. южную ночь нетрудно было
сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-
редки были заморозки, и листья на дерев. ях с. ёжи-
лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-
ментов была использована фельд. егерская связь.
12. Проверив, прочно ли прикреплены п. ексы, лыж-
ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-
боту, нужно объективно оценивать свои возможности.
14. Денежные знаки старого образца были из. яты из
обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-
бое явление природы казалось людям сверх. естествен-
ным и необъяснимым.
какими-то четырех. элементными соединениями. 17. В
основе таких теорий, как пантюркизм, пан. японизм,
лежат не столько религиозные, сколько политические
цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-
вершил транс. европейский перелет за несколько ча-
сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь
избавиться от тяжести под. яремной жизни в условиях
крепостничества. 20. Сначала производились натурные
с. емки, затем работа была перенесена в павил. оны
III. 1. Прос. ба моя состоит в следующем. 2. Дождик
сеялся все мел. че и мел. че. 3. На землю легла измо-
роз. 4. Одеваеш. ся около открытого ил. юминатора,
в который тянет апрел. ской свежест. ю. 5. Ему не сиде-
лос. 6. Он учит.-.ся катат. ся на кон. ках. 7. Короткий
чилис. 9. Помощ. ник был старательный и толковый.
10. Феврал. сем. надцатого ворвался в город ветром,
дет. ми. 12. Л. няные головы белели во т. ме. 13. Я боюс.
сер. езно увлеч. ся. 14. И нечему дивит. ся: как дере-
ву с огнем ДРУЖИТ. СЯ? 15. Захочеш. — доб. еш. ся.
16. Ран. ним летним утром отправ. тесь в лес. 17. Поза-
бот. тес. о еде: воз. мите что-нибудь с собой. 18. Не
IV. Изморос. кол. цо, сел. д. декабр. ский,
мира, ал. ергия, БОЗ. НЯ, свар. щик, пес. ня, рож.
дач. доблест. плеч. весен. ний, проч. ный, ян-
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Что такое буква ь показатель грамматической формы слова?
Что такое буква ь показатель грамматической формы слова.
Мягкий знак это старославянская буква в кирилице она обозначала букву ять необозначает звук.
Приведите примеры употребления ь как показателя мягкости согласного ( горький) и как показателя грамматической формы (тишь)?
Приведите примеры употребления ь как показателя мягкости согласного ( горький) и как показателя грамматической формы (тишь).
Запишите эти примеры под цифрами 1, 2.
Что такое грамматические формы?
Что такое грамматические формы.
Что такое грамматическая форма?
Что такое грамматическая форма.
Что такое грамматическая форма слова?
Что такое грамматическая форма слова?
Что значит Ь как показатель грамматической формы слова?
Что значит Ь как показатель грамматической формы слова?
Показатель формы слова?
Показатель формы слова.
Слова на орфограма мягкий знак показатель формы слова?
Слова на орфограма мягкий знак показатель формы слова.
Напиши по 10 слов к каждой группе?
Напиши по 10 слов к каждой группе.
1. cлова с разделительным Ъ 2.
Слова с разделительным Ь 3.
C Ь как показателем грамматической формы слова 4.
С Ь как показателем мягкости согласного.
Что такое буква ь как показатель мягкости согласного?
Что такое буква ь как показатель мягкости согласного.
Что такое грамматические формы?
Что такое грамматические формы.
А ручей успокоился и побежал дальше.
Ёлка иней иней облако карандаш.
Задание 10 1)Плющ, мимо луж, живуч, пересечь, силач, мечтаешь 2)Упряжь, товарищ, ландыш, китеныш, сыч, оборвыш 3)Рожь, стричь, семь чудищ, туш, суш, лещ 4)Сжечь, горечь, речь, вошь, полночь, тушь, мощь.
Невзрачный вид несмотря на то не решив вопроса не кто иной, как он нисколько не способный дом невысок нелепый наряд идти незачем обратиться не к кому ничуть не интересный рассказ недосмотреть за ребенком не просохший после дождя далеко не убедительны..
Урок «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10А КЛАССЕ
Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
Учитель: Андропова Н.П.
МБОУ лицей №6 г. Ессентуки
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи
3. Воспитывать интерес к предмету стремление к грамотной речи;
Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
В процессе работы формируются:
Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.
регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.
коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;
личностные : определять цели своего обучения.
Тексты для индивидуальной и парной работы
Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1 Приветствие, проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Желаю вам успехов и хороших оценок.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Как вы его понимаете?
«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».
«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».
(Я. Грот- российский филолог-славист)
Проверка усвоения предыдущего материала.
В начале урока проверим теоритическую часть домашнего задания. Часть детей поработает индивидуально у доски.
Ученики у доски готовятся к ответу:
1 ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»
Обоснуйте наличие или отсутствие Ь для обозначения мягкости согласных, выписав слова группами.
Измороз…, бол…ной, гор…кий, т…ма, ил…люзия, гармонич…ный, фонар…, о рез…бе, воз…му, мал…чики, фонар…щик, ал…литерация.
1. После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, медьсодержащий.
2. В середине слова:
А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)
Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)
В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).
-в буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.
-между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.)
2. 2 ученик. Задание: записать транскрипцию слов и определить роль ь знака: вьёт, вьюга, соловьи, пьеса.
(- Обозначает ли Ь звук? (Нет).
— А какова функция Ь здесь?)
3. Лексическая разминка «Угадай слово» Слайд №3
— А мы давайте сначала вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Орфографическая задача: назовите слово по его определению.
Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов). — Метонимия
Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).- Аллитерация
Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Горькая радость Оксюморон.
Задание для учащихся (слова даны на слайде и на карточке № 1): поставить ударение в соответствии с нормами произношения:
Взаимопроверка в паре.
— Ребята, а опирались ли вы на какие-нибудь закономерности при расстановке ударения?
Слова французского происхождения имеют ударение на последнем слоге(жалюзИ)
У односложных слов ударение сохраняется на основе(бАнты )
У глаголов прошедшего времени и причастий в ж.р. ударное окончание (обогналА, запертА )
Слова-исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.
2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.
Работа по основной теме урока.
1. Фронтальный опрос
— Давайте вспомним, что такое грамматика?
— Грамматическая форма? Грамматическая форма слова – указание на категории рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения… или отсутствия категории, скажем, у наречия, т.к. это неизменяемая форма.
— У всех частей речи грамматическая форма одинаковая? (Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).
Карточка № 2 со словами Слайд №7
Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Повторение орфографии: ь для обозначения мягкости согласного и как показатель грамматической формы слова»
МБОУ Первомайская СОШ
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение орфографии: ь для обозначения мягкости согласного и как показатель грамматической формы слова»
Учитель: Зинченко А.В.
Тема. Повторение орфографии: ь для обозначения мягкости согласного и как показатель грамматических форм слов.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения мягкости согласного и как показатель грамматических форм.
2. Развить орфографическую грамотность, умение находить свои ошибки и применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитывать интерес к предмету, стремление обладать грамотной устной и письменной речью.
Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
Тексты для индивидуальной работы, листы самооценки, презентация.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты в тетрадь.
2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.
На доске записаны словосочетания:
Участвующий в конкурсе
Расстилающийся над морем
-Какую синтаксическую единицу представляют пары слов, записанные на доске? (словосочетания).
-Определите тип словосочетаний.
-Определите главные слова в словосочетаниях.
-Докажите, что это причастия.
-Какой частью речи они выражены?
-С какими орфограммами мы встречаемся при написании данных причастий?
Учащиеся повторяют правила, записывают слова в соответствующие таблицы в тетради для подготовки к экзаменам.
-Подберите определяемые слова к данным словосочетаниям и составьте предложения.
Учащиеся записывают составленные предложения, оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку в листок самопроверки.
3. Постановка темы и целей урока.
На слайде записаны слова.
-Определите орфограммы, на которые подобраны слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Учащиеся определяют тему)
-Почему слова записаны в два столбика? (В 1-м – ь употребляется как показатель мягкости согласного, в 2-м для обозначения грамматических форм. Все формы проговариваются. Акцентируется внимание учащихся и на произношение слова скворечник).
-А каковы цели нашего урока? ( Будем отрабатывать навыки употребления ь для обозначения грамматических форм слов и обозначения мягкости согласного).
4. Основная часть урока.
А) Отработка навыка написания ь для обозначения мягкости согласного.
Учащиеся получают карточки и решают орфографические задачи в парах, используя таблицу на слайде:
Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Ь пишется для обозначения мягкости согласных после Л перед М, К, Г, Б, Ш;
У возвратных глаголов в неопределенной форме;
В прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский)
Июньский, но январский
Ь пишется в глаголах повелительного наклонения
Намажь, отрежь, взвесьте, не плачьте и т.д.
Ь не пишется в ЧК, ЧН, НЧ, СТ, ТВ, НЖ и т.д.
После делают взаимопроверку и выставляют оценки в листок самопроверки.
Б) Отработка навыка написания ь для обозначения грамматических форм.
Анализ таблицы и запись материала в грамматическую тетрадь.
на конце существительных женского рода,
вещь, дичь, мощь, ночь, речь, тишь
на конце наречий, оканчивающихся на шипящий
навзничь, наотмашь, настежь, невмочь, прочь, сплошь
исключения: уж, замуж, невтерпёж
в неопределённой форме глаголов,
беречь, беречься; брать, браться; брить, бриться; стричь, стричься
во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.
берёшь, берёшься; бросишь, бросишься; видишь, видишься; встретишь, встретишься.
в повелительном наклонении глаголов,
ешь, ешьте; назначь, назначьте; обрежь, обрежьте; отрежь, отрежьте.
пятьдесят, пятьсот, шестьдесят, шестьсот, семьдесят, семьсот, восемьдесят, восемьсот, девятьсот
пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать
вишь, бишь, лишь, слышь, ишь
на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа
(много) барж, задач, крыш, пастбищ, рощ, туч
на конце кратких форм прилагательных
блестящ, горяч, дремуч, могуч, пахуч, свеж, тощ
Выполнение учащимися упражнения 95 с последующей проверкой учителем.
6. Домашнее задание. Упр. 96, подобрать свои примеры к таблице « Написания ь для обозначения грамматических форм» для существительных, прилагательных и глаголов.