Что такое словарная работа по литературе
Словарная работа на уроках русского языка и литературы
Словарная работа на уроках русского языка и литературы является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку и литературе.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
С новыми словами учащиеся знакомятся и во время вступительной беседы, иногда в процессе чтения или анализа произведения.
Какие слова отбирать для активного усвоения? Ведь по литературе, например, к тексту даётся много слов и в сносках, и под рубрикой «Объяснение слов и выражений», слов для перевода и т.д. Отбираются те слова, которые помогают раскрыть идейный смысл произведения, понять характер героя. Не надо брать слова, вышедшие из употребления, т.е. архаизмы. Так при чтении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» отбираются такие слова и выражения, как хамелеон, речь отрывиста, думает о своих интересах.
Слово «хамелеон» иногда объясняю после чтения рассказа, на втором уроке, когда уже составлена характеристика Очумелова. Показываю рисунок ящерицы, говорю об особых ее свойствах и спрашиваю:
– А в рассказе вы встречали такую ящерицу?
– Нет.
– А почему произведение называется «Хамелеон»? Учащиеся говорят о том, что свойства хамелеона перенесены на черты характера человека.
Выясняется, что у слова хамелеон, кроме прямого значения, есть еще и переносное: так называют людей, которые легко меняют свои взгляды и убеждения в зависимости от собственной выгоды.
Таким образом, объяснение новых слов, раскрытие их переносного смысла можно проводить на разных этапах урока.
Не всегда стараюсь раскрыть учащимся при первом же знакомстве со словом все его переносные значения. Так, в 5-м классе учащиеся встречают слово глушь (лесная глушь) при изучении темы «Существительные женского рода с нулевым окончанием». Объясняю, что глушь – это место в густом лесу, куда солнце почти не проникает, и умышленно не говорю о переносном значении слова. Школьники вновь встречаются с этим словом при чтении стихотворения А. С. Пушкина «Няня»:
… одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
Вспоминаем, что такое «лесная глушь». Спрашиваю, действительно ли няня Пушкина жила в глухом лесу. Вот здесь уже при словарной работе учащимся даётся переносное значение этого слова: деревня, в которой жила няня, расположена среди лесов, далеко от больших городов.
Отбор слов для активного усвоения зависит и от уровня подготовленности класса. Если учащиеся знают слова, данные в учебнике, то на них не заостряется внимание, а берутся другие слова или выражения, которые также помогают раскрытию идейного содержания произведения.
Напечатанные на листках новые слова помогают в проведении словарной работы. Они остаются висеть в классе некоторое время, чтобы учащиеся зрительно запомнили правописание новых слов.
Словарную работу стараюсь проводить разнообразными методами. Использую наглядность: картины, слайды, раздаточные материалы, рисунки небольшого формата, иллюстрации.
Использую и графическое изображение предметов, схем. Например, при объяснении смысла слов отвесная скала, утес – поможет рисунок на доске, крутой поворот – дорожный знак (дети изучают «Правила дорожного движения» и поэтому знают знаки).
Нужно отметить, что ребята любят и активно выполняют работу с синонимами, антонимами. Она очень полезна, так как обогащает словарь учащихся, воспитывает внимательное отношение к слову и учит точному употреблению его в устной и письменной речи.
И, конечно же, основным методом является толкование слов.
Объясняю слова и путем разбора по составу: подоконник, подстаканник, наушники, многоэтажный и т.д. Разбор по составу помогает учащимся уяснить структуру слова, т.е. писать правильно и понять его лексическое значение.
Новые слова сначала несколько раз произношу сама, интонацией подчеркиваю ударный слог. Затем повторяют ученики.
Иногда не все слова объясняю. По ходу чтения рассказа предлагаю детям обратить на них внимание, потом вместе выясняем их значения.
Необходимо, чтобы новые слова вошли в активный словарный запас учащихся. В этих целях провожу закрепление: ученики, отвечая на вопросы по содержанию, употребляют в своей речи новые слова или составляют рассказ, используя их.
Практикую и коллективное составление рассказа.
Большое значение имеет и проверка усвоения новых слов. Выборочная проверка: как ты понимаешь это слово или выражение (способность принять правильное решение; огромная внутренняя сила и т. д.); или: к кому из героев относятся эти слова (стойкость в решительную минуту; способность к учению и т. д.). Индивидуальная проверка (по карточкам): написать объяснение данных слов; подобрать синонимы, антонимы к данным словам (устно); записать объяснение данных слов; составить рассказ, употребляя изучаемую категорию.
Работа над словом сложна и многообразна, но очень интересна и полезна.
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.
Собственно словарная работа, ограниченная временными рамками, требует выхода на внеурочной уровень и может быть продолжена на факультативах.
Важно только помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность, развивать их речь и в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.
Таким образом, только при систематической работе над новыми и малознакомыми словами будет решена задача воспитания мыслящего ученика и вдумчивого читателя.
Значение словарной работы на уроках литературного чтения
В работе по литературному чтению язык, следовательно, и словарный состав литературного произведения изучаются как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературного чтения: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественные богатства произведения.
Из этого следует, что первая задача словарной работы на уроках литературного чтения – это помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения.
Вторая задача – путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.
О значении занятий по литературному чтению для развития речи учащихся прекрасно сказано профессором М.А. Рыбниковой:
«Чтение вводить в язык живых и целостных мыслей, показывает силу эмоционально окрашенной речи; литературное чтение помогает осваивать все богатство национальной языковой культуры во всей её идейной сложности и волнующей силе».
Изучая литературу, учащиеся в словесно-художественных образах познают высокие моральные качества человека, а также красоту творческого труда. Учащиеся получают живые иллюстрации для раскрытия таких моральных понятий: как независимость, гордость, честность, чувство долга, патриотизм, самопожертвование, товарищеская солидарность, великодушие, гуманность
Эти моральные понятия усваиваются в непосредственных переживаниях, впечатлениях при знакомстве с литературными персонажами.
На занятиях по литературному чтению учащиеся непосредственно убеждаются в богатстве и разнообразии, разносторонности и многоцветности словарного состава русского языка. В процессе занятий литературным чтением учащиеся познакомятся с чрезвычайно широкой смысловой насыщенностью слов, прямым и переносным их значением, с богатой синонимикой, с многообразными стилистическими средствами языка, с разнообразием фразеологических сочетаний и т. д.
Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства. Какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка.
При ознакомлении учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых и появлении новых слов. Такие наблюдения способствуют повышению и умению учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё.
Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д.
Учащимся необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но также им следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи. Писатель для более полного, яркого и конкретного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии.
При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения.
Изучение и понимание величайших достоинств русского языка имеет огромное значение: оно должно вызвать чувство уважения и любви к создателю и носителю языка – великому русскому народу, дать возможность глубже понимать язык литературного произведения, пробудить учащихся тщательнее всматриваться в языковую структуру своих устных выступлений, письменных работ.
Словарные занятия, преследующие цель лучшего усвоения литературного произведения, уже сами по себе оказывают огромное влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение из словаря. Школьники приучаются понимать и ценить силу его изобразительности и выразительности и тем самым обогащают и активизируют и свой язык, приобщаются к великой сокровищнице русского языка.
Таким образом, на уроках литературного чтения словарная работа преследует задачи раскрытия идейно – образного содержания произведения и повышения культуры речи учащихся, в которых и заключается её значение.
Что такое словарная работа по литературе
Родионова Наталья Владиславовна,
учитель начальных классов школы №429
В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляют цель и основной результат образования.
Поэтому одним из требований ФГОС является формирование УУД.[1]
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования авторы выделяют четыре блока. Одним из которых является коммуникативный. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относится умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[2]
Процесс обучения требует, чтобы учащийся научился сознательно пользоваться грамматическими и синтаксическими формами языка. Развитие устной речи ребенка зависит от ряда условий. Для того чтобы устная речь ребенка развивалась, необходимо, чтобы он возможно больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Другими словами, одной из основных предпосылок развития устной речи учащегося является создание у него мотива для этой деятельности, потребности в ней.
Для того чтобы человек захотел рассказать о чем-нибудь, поделиться своими мыслями, он должен располагать определенной информацией, определенными представлениями, знаниями и испытывать интерес к этим знаниям. Следовательно, задача воспитания у учащихся речевой активности теснейшим образом связана с постоянным расширением круга их представлений, знаний, с развитием их познавательных интересов. Развитие речи ребенка нельзя рассматривать изолированно от развития его мышления и сферы познавательных интересов в целом.
Развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познавательных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений (если он правильно организован) сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить (назвать) наблюдаемые им предметы и явления, потребность речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать о них другим.
Задача учителя заключается в том, чтобы дать эти речевые средства ребенку. Основное внимание учащихся в процессе этой работы должно быть сосредоточено на вопросе о том, как, какими словами, какими речевыми средствами лучше рассказать о полученных впечатлениях, как лучше выразить свое отношение к ним. Необходимо, чтобы дети понимали, что в языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащими, в действительности же одно из них не всегда может заменить другое. Понятие «смелый», например, может иметь множество оттенков, выражающихся в разных, не всегда заменяющих друг друга словах: храбрый, неустрашимый, доблестный, мужественный, отважный, решительный, и нужно уметь выбрать то или иное значение слова в контексте.
Знания и представления младшего школьника выходят далеко за пределы окружающих его предметов. На уроках чтения, природоведения дети читают рассказы о вещах, людях, странах, которые они никогда не видели. Их знания расширяются, у них возникают новые представления, новые интересы, новые вопросы. Особенно это относится к рассказам, сказкам, в которых герои сталкиваются с определенными трудностями, с непонятными явлениями и ищут их объяснения, «заражают» своими поисками детей. Особенно отчетливо это обнаруживается, когда герой произведения нравится детям, вызывает у них сочувствие, тогда они «включаются» в его поиски и вместе с ним ищут ответы на возникающие перед ним вопросы, вместе с ним стремятся объяснить непонятное.
Наблюдения показывают, что такая работа учащихся над текстами стимулирует их высказывания, делает их речь более мотивированной, самостоятельной, эмоциональной. Возникший у учащихся познавательный интерес к читаемому тексту необходимо использовать также для развития их эстетического вкуса, для привлечения их внимания к красоте языка и стиля писателя, к описаниям природы, к описаниям человеческих поступков, переживаний, мыслей. Необходимо работать с ними над формой художественного произведения, над его языком.
Предметом анализа и оценки на уроках чтения должно быть не только то, что сказал учащийся, но и то, как, в какой форме он выразил свою мысль, насколько удачны слова, которые он подобрал, правильно ли построил предложения. Постоянное внимание к устным высказываниям учащихся, систематический разбор этих высказываний по определенным, достаточно понятным для учащихся критериям, систематические требования учителя к соблюдению учащимися режима устной речи воспитывают у них внимание к слову, постоянный контроль над своей собственной речью и речью товарищей.
Таким образом, огромную роль во всей работе над развитием устной речи учащихся играет формирование у них сознательного отношения к языку: к языку писателей, произведения которых они изучают, к языку собственных высказываний, рассказов, пересказов, сообщений.
Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.
Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.
Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путем специальных упражнений. Для ученика начальных классов — это большое достижение, ибо через слово создается образ, реализуется основная мысль произведения.
В отличие от уроков грамматики, на уроках чтения воспитывается внимание не столько к грамматической, сколько к лексической стороне слова. И прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить детей старших начальных классов различать оттенки значений слов, их образность — важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость.
От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны к языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы с детьми. Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутье к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства детей, побуждает к активной работе их мышление и речь.
Учащиеся начальных классов практически знакомятся с основными и литературными жанрами.
Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений, басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию,— все наше лексическое богатство должно быть доведено до сознания детей уже в младшем школьном возрасте.
Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.
Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий представление или понятие о явлениях жизни.
В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной живой речи.
Таким образом, в содержание словарной работы на уроках чтения включается:
1) обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;
2) уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;
3) расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;
4) изучение путем наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий; 1
5) работа над образными средствами языка в тексте;
6) употребление слов учащимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей.
Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.
Знания, получаемые учеником из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни.
Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности.
Неясные представления и понятия можно конкретизировать путем выяснения содержания понятий или представлений.
Как показал опыт, в начальной школе на уроках чтения в целях обогащения словаря детей должны использоваться следующие группы речевых упражнений:
1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова.
2. Упражнения с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий.
3. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.).
4. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка.[3]
1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова.
В первую группу включаются такие упражнения: наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение значения слова путем замены его перифразой, синонимом, путем анализа грамматического состава слова и т. д.[3]
Е. Благинина. «В ненастные деньки».
Подрубить (платок) — подшить, загнуть край.
Батист — тонкая, полупрозрачная, слегка блестящая бумажная или льняная ткань полотняного переплетения.
Вязь — соединение, сплетение.
Мережка — узорчатая полоска, род вышивки по продольным нитям ткани, сделанной после выдёргивания поперечных нитей.
Русская народная сказка «Два мороза».
Багровый — красный, густого, тёмного оттенка.
Коль (коли) — что если.
Тешатся — забавляются, развлекаются.
Унижут — покроют сплошь.
Бубенчик — металлический шарик с куском металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Судить да рядить — обсуждать, толковать.
Покамест — то же, что и пока.
Намаялся — очень устал.
Язвить — причинять боль.[4]
2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий.
Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые). Школьники упражняются в подведении менее общих понятий под более общие понятия.[3]
Известны следующие виды упражнения в обобщении:
1) Перечисление предметов с последующим обобщением. («Азбука». Стр. 11.) Дети рассматривают картинки и называют: «Это чашка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка». Учитель. Как назвать их одним словом? (Это посуда)
2) Предметы, слова, картинки собраны так, что среди них есть конфликтные слова. («Азбука». Стр.30.) Грабли, рубанок, пила, клещи. Учащиеся выделяют общие признаки (назначение) данных предметов, мотивируют исключение «лишних» слов: грабли являются инструментом для с/х работ.
— Как называется рассказ? (Бобры).
— Кто такие бобры? (Животные).
— Чем отличаются бобры от других животных? (У них острые зубы. При помощи острых зубов бобры разгрызают стволы осин и строят себе жилище (плотины)).
7) Понятие отечество.
(«Азбука».Стр. 86.) К. Ушинский. Наше отечество.
— На какое слово похоже слово отечество? (Отец).
— Давайте прочитаем и подумаем, почему эти два слова похожи?
— Что для нас с вами является нашим отечеством? (Россия).
— Что такое Россия? (Страна, государство, в котором мы живём).
— Почему мы зовём Россию отечеством? (Дети отвечают словами из текста).
Определение понятий приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей.[5]
8) Работа с загадкой.
Работа с загадкой входит в группу упражнений, раскрывающих содержание понятия. Смысл чтения загадок в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии и увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формой чёткое изображение того предмета или явления, о котором думал автор.
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Чуть солнце её припечёт Заплачет она и умрёт.
— Почему сосулька? Потому что она растёт вниз головою, т. е. становится всё длиннее и длиннее, растёт она зимой, когда мороз идёт на убыль, и чем ярче солнышко, чем сильнее оно печёт, тем больше звонких капель намерзает на сосульку, пока она наконец не оторвётся от крыши.
Ю. Ярмыш. «Добрый клён».
Плющ — род вечнозелёных лиан. У нас распространены главным образом на Кавказе и в Крыму. Древесные лианы, поднимающиеся по деревьям в высоту до 30 метров при помощи просасывающихся корней, которые развиваются на его стеблях. Листья на длинных черенках, очерёдные, пяти- или семиугольные с сердцевидным основанием.
Черепаха — подкласс пресмыкающихся. Имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и рёбрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоёмах и морях. У нас известно 7 видов черепах.
3.Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.).
Упражнения третьей группы — лексико-стилистические — проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка — синонимах, омонимах, антонимах, многозначности слова, эмоциональной его окраске и т. д.
Путем наблюдений над языком, путем анализа слов и словосочетаний в предложении вырабатывается чуткость к слову, лексическая зоркость. Здесь особенно широко используется сопоставление выделенного слова с его синонимом. При этом сопоставление привлекается не с целью выяснения смысла слова, как в первой группе упражнений, а с целью выяснения роли авторского синонима в данном контексте: как характеризуется образ с помощью данного слова, почему в данном контексте употреблено именно это слово, а не другое, слово включается в разные контексты и наблюдается изменение оттенков значения и т. д.
Другие виды лексико-стилистических упражнений связаны с выяснением употребления той или иной грамматической формы слова. При этом выясняется, как меняется значение слова в связи с изменением его формы (мальчик—мальчишка; черная туча—туча черным- черна и т. д.).
Эти упражнения дают учащимся практическое представление о том, что грамматические формы слов могут быть использованы в стилистических целях, и о том, какие именно средства могут быть использованы, с к целью автор применяет ту или иную грамматическую форму. Следовательно, лексико-стилистические упражнения тесно связаны со смысловой стороной анализируемого текста или устного рассказа. Использование данного типа упражнений на уроке.[3]
В. Зотов. «За двумя зайцами».
Избушка — деревянный домик.
Шалите — баловаться, резвиться.
«Носит воду решетом. » (перен.) — бесцельно трудиться.
«Я попал впросак. » (разг.) — по своей оплошности очутился в невыгодном, неприятном положении.
Дурак — в старину так называли придворного или домашнего шута. Отсюда: «валять дурака» — делать глупости. Сейчас — это глупый человек.
Б. Заходер. «Как волк песни пел».
Кругом всем житья не было — плохо всем жилось.
Донять — измучить, довести до крайности.
Своему слову хозяйка — человек, который верит своему слову, держит его.
Слюнки потекли — предвкушение чего-нибудь вкусного, заманчивого.[4]
4.Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка.
Четвертая группа упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами языка—эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений — воспитать путем наблюдения над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создается с помощью определенных художественных средств.[3]
X. К. Андерсен. «Русалочка» (Упражнения из «Рабочей тетради»)
1. Допиши предложения.
В открытом море вода совсем синяя, как ____________________________ и
2. Выпиши ещё несколько сравнений из этой сказки:
Былина. «Добрыня и змей».
1. Найди и запиши примеры поэтических повторов слов.
При проведении названных видов упражнений, способствующих обогащению и активизации словаря учащихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированныь произведением. Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.[3]
1. ФГОС начального общего образования.
2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действиия в начальной школе. – М.:Просвещение, 2010.
3. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.:Просвещение, 1967.
4. Кубасова О.В., Любимые страницы. Учебник по литературному чтению. 3 класс. Смоленск, Ассоциация ХХ I век, 2011.
Кубасова О.В., Любимые страницы. Учебник по литературному чтению. 4 класс. Смоленск, Ассоциация ХХ I век, 2012.
5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Русская азбука. – М.: Просвещение, 2013.
6. Кубасова О.В.,Рабочая тетрадь по литературному чтению. 4 класс. – Смоленск, Ассоциация ХХ I век, 2012.