Что такое словарная работа по русскому языку 4 класс
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
— Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
— Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
— Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
— Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
— Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
— Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
— Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
— Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
— Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
— Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа
работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)
Русский язык, 4 класс. Словарно-орфографическая работа в 4 классе
Словарно-орфографическая работа в 4 классе
Одним из направлений гуманизации и гуманитаризации образования является оптимизация содержания и методов обучения адекватно возрастному и личностно-индивидуальному развитию детей. Направленность образования на всестороннее развитие ученика как субъекта деятельности заставляет педагогов пересмотреть сложившуюся систему форм и методов всех учебных предметов.
Работу по освоению слов с непроверяемыми орфограммами в методической литературе рекомендуют строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Слова с трудными орфограммами изучаются по группам, объединенных по орфографическому или смысловому признаку в 7 этапов. Работа на уроках русского языка проводится систематически. Таким образом, у каждого учащегося есть возможность запоминать правописание слов в своём режиме, на любом из этих этапов. Параллельно мною на каждом этапе ведётся работа по развитию таких познавательных процессов, как развитие памяти, внимания, мышления, в частности развития у учащихся умения проводить следующие виды мыслительных операций: нахождение лишнего, определение понятий, сравнение, обобщение, классификация. На изучение каждой группы слов отводится примерно пять уроков, на последнем из которых проводится проверка навыка написания этой группы слов или в сочетании с ранее изученными словами.
Предъявление нового слова из словаря.
Работа над «слуховым» образом слова.
Дети проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Таким образом, дети ставят орфографическую задачу.
Запись слова с «окошком»
После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают слово в тетрадь, пропустив букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой – либо «сигнал опасности», например, точка: к.стёр.
Работа над «зрительным» образом слова. На этом этапе решается поставленная детьми орфографическая задача. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос через:
1) Обращение к орфографическому словарику (или словарю учебника) с последующей записью слова.
2) Использование элементов этимологического анализа, если он помогает объяснить написание слова.
Создание условий для запоминания слова.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста (преобладание образной памяти), трудную орфограмму в написании слова можно связать с ярким ассоциативным образом, который дети вспоминают, когда пишут словарное слово. Желательно, чтобы дети находили свою ассоциацию.
1) Метод образных ассоциаций.
Для запоминания используются карточки, на которых с одной стороны напечатано словарное слово, а с другой картинка-образ.
2) Метод графических ассоциаций.
Написание слова связать с ярким образом буквы, которая является элементом картинки.
3) Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:
Кос тя в кос тюме, а Па вел в па льто.
4) Стихи для запоминания.
Формирование навыка правильного написания слова.
Проверка навыка написания словарного слова.
Таким образом, формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами осуществляется параллельно с развитием познавательных процессов и речи.
1. Предъявление нового слова из словаря.
Соедини подходящие по смыслу слова, добавь недостающие:
2, 3. Работа над слуховым образом слова. Запись слова с «дырками»
4. Запись слов орфографически, через тире рядом с первым столбиком.
5. Создание условий для запоминания слов.
Как эти слова можно назвать одним словом?
Написание каких слов можно проверить? (космонавт – космос, рабочий – раб)
Шофёр крутит руль, который похож на букву «о».
6. Формирование навыка правильного написания слов.
Собери слова из рассыпанных слогов:
Ре, ктор, ди; ро, аг, ном; навт, кос, мо; бо, ра, чий.
Какое слово поделено на слоги неверно? Какого слова из рассмотренных вчера
Подберите подходящее определение каждой профессии:
Человек, совершающий полёт в космос с целью ведения научных наблюдений
Специалист по науке о земледелии и сельском хозяйстве
Руководитель предприятия, школы
Объясните, кто такой рабочий (человек, занимающийся физическим трудом).
Запишите слова по памяти, проверьте по словарю (по доске).
Вставьте пропущенные буквы:
Кто больше назовёт прилагательных к слову?
Агроном (какой?)… (хороший, прекрасный, молодой, новый, опытный, знающий, дипломированный, будущий, колхозный, районный, главный…)
Кто больше придумает однокоренных слов к слову «директор»? …
(директорство, директорат, дирекция, директорский, директорствовать…)
Работа с деформированными предложениями.
Брат права мой получил ш…фёрские.
Был Гагарин первым в Юрий к…см…навтом мире Алексеевич.
Завода благодарность д…рекция лучшим объявила рабочим.
В приехал агр…ном колхоз дипломированный
— Записать эти предложения, подчеркнуть все известные орфограммы (при необходимости подчеркнуть главные члены предложения, подписать части речи или найти имена существительные.
7. Проверка навыка написания слов.
Выбери столбик, в котором все буквы соответствуют правильному написанию.
Словарная работа на уроках русского языка (1-4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоульяноская средняя общеобразовательная школа №2
Куприянова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
Глава I «Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниям.»
1.1. Методика словарной работы
1.2..Приёмы словарной работы
1.4.Словарная работа по УМК ПНШ
2.1.Приёмы работы со словарём в УМК ПНШ
Глава III Применение инноваций, педагогическая обоснованность.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.
Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным запасом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания.
Школьная программа по русскому языку для начальных классов, придавая большое значение занятиям с младшими школьниками, вместе с тем указывает, что имеется в виду не сообщение теоретических сведений по лексике, которые учащиеся будут получать в последующих классах школы, а лишь практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Цель работы : проанализировать и описать различные методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Определить важность и необходимость словарной работы на уроках русского языка.
Определить этапы работы учителя над словом на уроках русского языка.
Рассмотреть особенности методики работы над словом на уроках русского языка.
Рассмотреть многообразие методов и приёмов работы со словарным словом.
Обоснование выбранной темы
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению.
Слово – основная звучащая единица языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Из слов рождается не только удвоение мира (слова-предметы, которые человек непосредственно видит, ощущает и слова, которые непосредственно не воспринимались и не входили в состав общественного опыта конкретного человека), но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действиями.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
Словарная работа на уроках русского языка должна вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса.
Учитель должен так организовать работу над словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным.
Трудные слова – это слова, имеющие непроверяемые и проверяемые написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.
Объектом словарной работы является само слово как важнейшая структурно-семантическая единица языка. В каждом слове различают его звуковую оболочку, на письме – буквенно-графическую, его лексическое и грамматическое значение. Слово как наименьшая языковая единица входит в более крупные языковые единицы: словосочетание, предложения, текст.
Глава I «Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниям»
1.1. Методика словарной работы.
Упорядочивание словарной работы – одна из важнейших задач развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют.
Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений.
Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;
усвоение лексической сочетаемости слов;
усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
Пассивный словарь содержит слова, которые дети понимают, но не употребляют в речи.
Слова включаются в словосочетания, предложения, вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
1.2..Приёмы словарной работы
В разработке вопросов методики обучения непроверяемым написаниям исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
-обучающий характер учебной деятельности;
-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.
Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.
Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.
1 Запись слов по алфавиту.
По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа: шо сс е – ко с а. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
8. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
9. Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
10. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )
12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.
13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке:
— замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами;
— включение слова в словосочетание, предложение;
-использование толкового словаря.
Чем труднее запоминается орфограмма в слове, тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на неё должно «поработать».
Вот некоторые способы запоминания орфограммы:
— написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;
— деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;
— возвращение в этимологию слова.
Конечно, каждому учителю важно знать, как же усвоили учащиеся написания изучаемых слов. Для этого необходима проверка их усвоения. С целью проверки написания слов в своей работе я использую перфокарты, на которых учащиеся работают с большим интересом и увлечением.
Перфокарты представляют собой фигурные картинки, на которых напечатаны слова по определённой теме с пропущенными буквами.
Например, на перфокарте в форме ежа находятся слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной по теме «животные»;
на перфокарте в форме рыбки – слова с пропущенной безударной гласной и парной согласной в корне по теме «река»: озеро, ловить, варить, рыбка, улов.
Дети вставляют в слова пропущенные буквы и составляют по теме рассказ.
Кроме таких перфокарт использую на уроках и перфокарты в виде таблиц. Например, перфокарта «Выбери правильный ответ» выглядит так:
слева на карточке даны слова с непроверяемой безударной гласной, а справа – гласные буквы; дети должны обвести нужную букву и написать её в слово.
На уроках использую и такие карточки:
«Угадай букву», «Сквозная буква», «Угадай слово» (в словах пропущены все гласные буквы, их надо вставить, чтобы получилось слово), «Слова разбежались» (справа на карточке написан текст, в котором пропущены некоторые слова, а слева – слова с пропущенными орфограммами; дети вставляют в слова буквы и правильно их записывают в предложения).
Упражнения со словами могут быть разнообразные:
— выписать слова из словарика на заданную тему;
— выписать несколько слов, начинающихся на заданную букву;
— выписать слова с безударной гласной «а» (о, е, и);
— выписать слова с мягким знаком в середине слова;
— дописать предложение нужными словами;
— собрать слоги, чтобы получились слова;
— написать потерявшийся слог в слове;
— выписать имена существительные (прилагательные, глаголы);
— составить рассказ по опорным словам и т.д.
Такие виды работ провожу с учащимися как индивидуально, так и по группам и коллективно.
1.3.Последовательность работы над словом.
Последовательность работы над словом может быть разнообразным.
Вот один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.
1). Предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета. Ученики называют предмет словом, осознают его значение.
Можно избрать другие варианты начала работы над словом:
а) читаю загадку, учащиеся отгадывают слово-отгадку;
б) предлагаю новое слово выделить из предложения или небольшого текста, записанного на доске или воспринятого на слух.
2). Учащиеся произносят слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3). Прикрепляю на доску карточку с написанным на ней словом.
Учащиеся читают его по слогам, устанавливают разницу в произношении и написании.
4). Предлагаю учащимся решить орфографические задачи:
— Какую букву надо проверить при письме и почему?
— Как проверить эту букву?
— Можно ли проверить букву, подобрав проверочное слово?
Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют букву, которую нужно запомнить при письме.
К изучаемому слову дети подбирают однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, однокоренные слова записываются учащимися в тетрадь.
С любым из однокоренных слов дети составляют и записывают своё предложение.
Языковым материалом для упражнений с изучаемым словом могут быть пословицы, загадки, предложения, тексты.
Работу над написанием трудного слова следует продолжать на последующих уроках. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: диктант с комментированием, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и т.д.
Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить и упражнения грамматического разбора, лексические упражнения, направленные на развитие у школьников внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, упражнения по развитию речи учащихся.
Чтобы понять значение слова можно познакомить детей с этимологией слова – наукой, изучающей происхождение, историю слова.
Работа над трудными словами должна быть направлена на формирование у школьников навыков написания слов, обогащение словарного запаса, возникновение интереса к овладению богатствами родного языка.
Вот один из эпизодов урока.
На уроке идёт ознакомление со словом «берёза».
Прошу детей отгадать загадку: «Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». Учащиеся называют слово отгадку: «Берёза».
Показываю картинку с изображением этого дерева, спрашиваю:
— Что это? Каково родовое понятие слова «берёза»?
— Берёза – это дерево.
— Но ель, сосна – тоже деревья. Чем же они отличаются?
— Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.
— Назовите существенные признаки берёзы?
— У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.
— Итак, что же обозначает слово «берёза»?
— Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
Затем можно предложить найти объяснение данного слова в толковом словаре.
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе является использование этимологической справки.
Этимологическая справка для слова «берёза» может иметь такой вид: «Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры она получила своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных и небесных духов, но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белоствольного дерева – русской берёзы».
Работа такого вида повышает интерес учащихся к изучаемому слову, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.
Далее предлагаю детям подобрать однокоренные слова к изучаемому слову: берёзонька, берёзка, берёзовый, березняк, подберёзовик и т.д.
Затем идёт работа над сочетаемостью слов. Дети придумывают словосочетания со словом «берёза»:
берёза высокая, берёза тонкая, берёза ветвистая, берёза молодая и т.д.; за берёзу спрятаться, на берёзу влезть, под берёзой сесть и т.д.; берёза растёт, берёза цветёт, берёза сбросила листву, берёза гнётся и т.д.
К данному слову применимы и пословицы:
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
И с берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзой обогреешься, но не оденешься.
Применимы и фразеологизмы: «дать берёзовой каши», что означает «наказать розгами, высечь, выпороть».
Слово «берёза» и однокоренные слова рассматриваются в предложениях или тексте, сравниваются в написании.
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин.)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. (С.Есенин.)
Солнце спускается за знакомый березняк. (И.Гончаров.)
1.4. Словарная работа по УМК ПНШ
Работу над словарными словами по программе ПНШ строю иногда так:
Работа над новым словарным словом.
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).
— Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).
2)Работа в тетрадях для самостоятельной работы (стр.3):
— Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение.
— Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо
запомнить. Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.
— Найдите в отрывке родственное слово. Какую букву пропустили
в слове «отморозил»? (Гласную букву «о», так как эти слова родственные. Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл). Поставьте слово в начальную форму.
Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
Словарная работа. Самостоятельная работа.
— Откройте тетради для самостоятельных работ на с. 34. Прочитайте стихотворение Саши Черного про корову.
— Но прежде чем правильно вставить пропущенные слова, надо научиться правильно их писать.
— Рассмотрите рисунок. Что нарисовано?
— Как рисунок поможет нам запомнить написание слов корова, посуда, молоко?
— Запишите слова, не забудьте поставить ударение и выделите орфограммы – безударные гласные в корне слова.
— Молодцы, правильно записали.
Вот ещё фрагмент словарной работы.
Знакомство с новым словарным словом алфавит.
а) Прочитайте стихотворение про букву А в ваших тетрадях для самостоятельных работ ч.2, с.31.
Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает – алфавит.
б) Работа над лексическим значением слова алфавит. Что обозначает слово алфавит? Где мы можем об этом прочитать? В толковом словаре этого слова нет. Значит, нам следует обратиться в большой толковый словарь русского языка. В нем очень много слов. Только на букву а – 382 слова. Я вам помогла записать словарную статью, а вы ее прочитайте сами.
1.Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-либо языка, расположенных в определенном порядке.
2.Порядок расположения чего-либо, соответствующий принятому порядку следования букв в какой-либо системе письма.
в) Знакомство с правилом произношения словарного слова в словаре «Говори правильно», постановка ударения.
г) Знакомство с правилом написания нового словарного слова по словарю «Пиши правильно», определение безударных гласных.
д) Как образовалось это слово? Посмотрим в словарь происхождения слов. Такого слова нет, значит мы должны сами попробовать объяснить как получилось это слово. Я надеюсь на помощь членов клуба «Ключ и заря».
Рассказ детей о создании русской азбуки Кириллом и Мефодием. Греческая азбука называлась первыми буквами альфа и вита. Определения способа образования слова алфавит (сложением двух основ)
Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг.
Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.
По данному словарику дети узнают, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами. Все слова расположены в алфавитном порядке. Учащиеся находят в словарике слово, читают его, внимательно смотрят, как оно записано и стараются запомнить его написание.
По словарику можно узнать, как правильно писать имена и отчества, а также названия городов. Список имён, отчеств и названий городов дан в конце словарика. В конце словарика даются и правила правописания. При выполнении письменных работ учащиеся могут обращаться к ним.
Формирование прочного навыка работы со словарём надо начинать с первых шагов ребёнка в школе, т.е. с уроков обучения грамоте; используется «Толковый словарик русского языка» Н.М.Неусыновой. Во 2-м классе – под редакцией В.В.Романовой; в 3-м классе идёт работа с «Орфографическим словарём» под редакцией Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова.
Вопросы и задания могут быть разные:
— найти нужное слово и вставить его в предложение,
— составить предложения по картине; о написании трудных слов справляться в словаре;
— использовать словари при написании сочинения или изложения;
— выписать слова из словарика на заданную тему;
— дописывание пропущенных слов.
2.1.Работа со словарями по УМК Перспективная начальная школа
На уроках Походы в словари по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше). Ещё первый навык, формирующийся у детей благодаря УМК – работа со словарями во 2-ом классе – 5 словарей, в 3-4 классах – 7 словарей. «Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов; «пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. В УМК есть «Обратный словарь» (грамматический словарь – подбор слов по последним буквам). Этот словарь помогает отрабатывать разные орфограммы (суффиксы разных частей речи и т.д.) «Произноси правильно» учит детей правильно говорить (ударение, звуки). Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения. «Словарь Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и литературного чтения.
В результате, в конце 4-го класса у детей вырабатывается навык работы со словарями и другими источниками информации, а в нашем мире это так ценно. Могут использоваться различные словари:
— «Словарь иностранных слов»,
— «Словарь многозначных слов»,
— «Орфографический словарь» и другие.
На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания:
— вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением
( забежать в лес – убежать из леса),
— подобрать антонимы (старый – новый, мелкий – крупный),
— сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку);
— найти общее и различное в словах;
— найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный – безграмотный, друг – недруг, прибывать – отбывать);
— сопоставить два явления в сочинении «Наш парк весной и осенью».
«Толковый словарик русского языка» является эффективным средством осуществления идеи интеграции в обучении.
Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи.
На уроке русского языка, наблюдая над морфемным составом слова «памятник», учащиеся овладевают важным способом раскрытия лексического значения слова: членением его на морфемы и установлением семантической связи с однородным словом.
В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленный в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни общества. А если памятник увековечивает важное историческое событие, например, победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание Космоса, то его обычно называют монументом. Монумент, в отличие от памятника, более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение. Обычно памятники состоят из скульптурной части – статуи или группы – и постамента – нижней, опорной части, на которой устанавливается скульптура. Постаменты делают чаще всего из гранита. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек.
В качестве усвоения данных понятий могут служить тексты из нескольких предложений, написанные учащимися на уроке русского языка. Таким образом, вокруг основного понятия слова «памятник» концентрируется целая группа слов: монумент, пьедестал, барельеф, стела, памятник-предмет, статуя, постамент, скульптура.
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.
«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату
С буквой «о» пиши, дружок.
Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.
Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи-запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое. Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.
Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Кроме этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных. Пример:
Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель, петух.
Магазин: молоко, творог, масло, макароны, сахар, компот…
Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Мои ученики уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Такие слова записывают в тетради по чтению, окружающему миру и др.- смотря, где они находят непонятные слова. Предлагаю самостоятельно поработать с толковым словарем дома. Если появляются затруднения – разбираемся в классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.
Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:
1.Ответь письменно одним словом:
-комната для занятий в школе;
-человек, который едет на поезде или автобусе;
-дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.
2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:
Килограмм- это тысяча…
Смотр готовности войск-….
3.Ответь на вопросы и ответы запиши:
Кто подает билеты в кассах?
Как называется рисунок в книге? 4. Разгадывание кроссвордов:
1. Большое полосатое животное( тигр)
2. Синий полевой цветок (василек)
3. Длинноногая птица (аист)
4.Черное животное семейства кошек (пантера)
5. Существо, носящее на себе домик (улитка)
6. Лохматый, косолапый (мишка)
7. Рогатая, бодатая (коза)
8. Речная рыба (карась)
Имя сказочного героя
Так же использую слайд – презентации при работе со словарными словами так. Сначала на слайде переставленные разбросанные буквы из словарного слова. Дети собирают слово, а затем на следующем слайде идёт проверка написания этого слова. Например, разбросано слово дорога (догаро) или метро (ем рот). Собраны серии словарных слов по темам «Транспорт», «Магазин», «Овощи» и др.
Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно.
Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо произносить многократно. Зато это прочный фундамент для правописания. С. Н. Лысенкова предлагает словарную работу ежеурочно и в начале недели записывать группу слов в индивидуальный словарик и работать над ней неделю с ежедневной их записью под детское комментирование. Сюда включены слова не только из словаря, но и по изучаемым темам. Эту инновацию я уже включила в свою работу, используя готовые подборки слов из учебников «Русский язык» авторской серии «Свободный ум» Бунеевых. В этих учебниках очень хорошо раскрыта работа над словами как с непроверяемыми написаниями, так и вообще с трудными, но часто встречающимися в жизни, словами. Эти слова оформлены в рубрики «Готовься к словарным диктантам» и записаны на страницах учебника. Наиболее трудным, в понимании, словам дается объяснение из толкового словаря. Новые термины включены в упражнения, в задания к упражнениям, очень богатый занимательный материал. Детям легче усваивать такие группы слов, т. к. они в течение недели работают над ними в разных вариантах.
Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Много полезного почерпнула из опыта работы учителя из г. Азова –З. Баевой, которая предложила богатый игровой материал, т. к. считает: «зубрежка не дает прочных знаний». Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.
В работе над словарными словами использую не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.
Исходя из практики моей работы я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.
Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок, так как слово не может быть усвоено без употребления его в речи.
Следовательно, словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
Работая над темой, я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Описаны принципиальные моменты работы над словом. Конечно, не всё ещё получается, как хотелось бы. Много ещё предстоит решить задач, а самая главная – привести все виды данной работы в стройную систему. Но я вижу, что есть определённые успехи у моих учеников: речь детей обогатилась новыми словами, дети усвоили многие речевые обороты, выражения, задумались над целесообразностью их применения в определённой ситуации. У многих пробудилась потребность общаться со словарями, справочными материалами.
Тематика творческих работ предлагается, конечно, учителем, но в работах всё увереннее проглядывается своя точка зрения, своё отношение к теме, свои чувства и переживания. Это радует учителя.
Всё это приводит к мысли, что предложенная работа над словом даёт дополнительные стимулы в развитии детей. Работа эта привлекательна и интересна младшим школьникам. Думается, что, перейдя в среднее звено, дети будут чувствовать себя уверенно.