Что такое словесная картина в литературе 2 класс

Деловая речь и словесная картина

Учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс, авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

1. Актуализация знаний

На доске открывается запись №1:

Из чащи леса показался лесной великан. Как он был красив на белом фоне березняка! Огромные рога. Ноги длинные, стройные. Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.

– Прочитаем. Догадались, кто этот великан?
– Определите, как называется запись. (Текст)
– Докажите, что это текст. (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль)
Открывается запись №2:

Лось – парнокопытное животное семейства оленей. Длина до 3м, высота до 2м. Вес от 200 до 500 кг. У самцов большие лопатообразные рога. У самок рога отсутствуют. Обитает в лесах Евразии и Северной Америки. Окраска бурая, на ногах белые полосы.

– Прочитаем. Просигнальте: текст или не текст. Докажите, что текст.

2. Выявление особенностей деловой речи и словесной картины

– Можно сказать, что в двух текстах говорится об одном и том же?
– А одинаково ли рассказали о лосе в тексте №1 и тексте №2? (По-разному.)
– Просигнальте: в каком тексте речь строгая, деловая. А какая речь в тексте №1? (Эмоциональная.)
– Просигнальте: в каком тексте мы видим, как автор относится к тому, о ком говорит. (В тексте №1) Как относится автор к лосю? (Автор восхищается животным.)
– А в тексте №2 можно понять, нравится ему лось или не нравится? Зачем тогда автор создал текст №2? (Чтобы сообщить нам точные научные сведения о лосе. Рассказать о его внешнем виде, среде обитания.)
– А с какой целью автор создал текст №1? (Чтобы обратить наше внимание на красоту этого зверя, на его величие. Автор словами рисует картину.)
– Какую картину вы увидели? (…) Появляется иллюстрация (Лось на фоне березняка)
Итак, об одном и том же можно сказать по-разному: можно сказать по-деловому (как учёный), а можно словами рисовать.

3. Работа в группах

Учащимся предлагается таблица с пустыми ячейками и карточки.

Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть картинку Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Картинка про Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс

Ваша задача – распределить, какие признаки характерны для деловой речи, а какие для картинной.

Проверка: на доске заполняется таблица.

речь деловая

словесная картинацельсообщить точные научные сведения

нарисовать словамиязыковые средстваречь деловая, строгаяречь эмоциональная, много сравненийотношение автораавтор не выражает своего отношения к тому, о чём говоритавтор передаёт своё отношение к тому, о чём говорит

4. Обучение использованию языковых средств с учётом задач и условий общения

– Будем использовать добытые нами знания о речи.
– Перед вами две записи. Прочитаем.

Вот и весна! Это заметно во всём. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада.

Март – первый месяц весны. Как прип.кает солнце! Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи. Я люблю весну!

– Что объединяет эти записи? (Это тексты. В текстах говорится о первом месяце весны.)
– Автор текста №1 должен был словами нарисовать раннюю весну, а автор текста №2 должен был рассказать по-научному о первом весеннем месяце. Как вы считаете, справились авторы с поставленными задачами? Нет ли в текстах «лишних» предложений?
– Будем работать в парах: в каждом тексте найдите «лишние предложения» и, если возможно, перенесите в другой текст.

Проверка: выясняется, какие предложения «лишние» и почему. В результате редактирования получаются следующие тексты:

Вот и весна! Это заметно во всём. Как прип.кает солнце! Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада!

Март – первый месяц весны. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи.

5. Запишите отредактированные тексты, решая орфографические задачи

Проверка. Какие орфограммы? Какие действия выполнили, чтобы узнать нужные буквы?

(Учащиеся оценивают ответы одноклассников сигналами: согласен-не согласен)

6. Итог урока. Рефлексия

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (Говорить можно по-разному: по-деловому (как учёный) или рисовать словами.)

– Сегодня на уроке было интересно…
– Сегодня на уроке было трудно…
– Могу себя похвалить…

Источник

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 145 (Школа России)

Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть картинку Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Картинка про Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 145 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Смотреть картинку Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Картинка про Что такое словесная картина в литературе 2 класс. Фото Что такое словесная картина в литературе 2 класс

Учебник 1 часть — Страница 145.

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
(В. Бианки)

Что удивило тебя в этом рассказе?

В рассказе «Музыкант» В. Бианки меня удивило то, что медведь тоже понимал музыку. Он догадался, что можно играть на расщеплённом грозой дереве.

Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку.

Подтверждают то, что старик действительно любил музыку, следующие строки: «Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка».

Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.

На опушке леса сидел большой медведь. Рядом с ним стоял высохший пень, из которого торчали щепки. Своей огромной лапой он брался за одну щепку, а потом сразу её отпускал. Щепка начинала дребезжать, вокруг слышался звук, напоминающий музыкальный инструмент. Старик, который увидел эту картину, замер от удивления. Он никогда не видел, чтобы медведи так любили музыку. Косолапый был очень увлечён процессом, поэтому даже не заметил рядом стоящего человека.

Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки.

Старик ещё издалека услышал звуки. Музыка показалась ему красивой и мелодичной. Медвежатнику стало интересно, как издаёт эти звуки, поэтому он пошёл искать «музыканта». Медведю тоже нравились звуки, которые издавал пень. И старик, и медведь наслаждались музыкой.

Объясни, почему автор дал своему рассказу такое название.

Автор дал своему произведению такое название, потому что и старик, и медведь проявляли интерес к музыке, любили её. Значит, их можно назвать музыкантами.

Объясни, кто такой музыкант. Посмотри в энциклопедии. Каких музыкантов ты знаешь?

Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, а также вообще человек, занимающийся такой игрой.
Я знаю таких музыкантов: Моцарта, Чайковского, Рихтера, Ростроповича.

Источник

Музыкант стр. 145

1. Что удивило тебя в этом рассказе?

Больше всего удивляет медведь — музыкант.

Необычно то, что он нашёл в лесу пень, и придумал, как на нём играть.

Не зря говорят, что, если есть желание – всегда можно найти возможность.

А если его нет – то отговорки.

Вот и медведь настолько хотел играть и развивать свой талант, что нашёл даже в лесу инструмент.

Пусть он не такой современный, но главное умение.

А также удивило то, что всё-таки медведь не нарочно подал урок старичку.

Уже вечером дед играл те же звуки, только уже на своей скрипке.

2. Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку.

Первое, что демонстрирует любовь дедушки к музыке — это то, что хоть у старика и не получалось вначале, он всё равно продолжал.

Ведь никто не рождается с умениями, их мы приобретаем на уроках.

Первая фраза, которая показала читателям, что главный герой любит музыку:

Он очень любил музыку и старался сам научится играть.

Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

И вторая фраза, в самом конце, которая вдобавок завершает рассказ.

Она отражает главную мысль автора:

То есть старик не только любит музыку, а ещё и уважает тех, которые разделяют это увлечение.

Он уравнивает себя и медведя.

Хотя раньше убивал их.

3. Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.

Пример словесной картины для описания игры медведя на щепке для 2 класса

На опушке леса, которая скрыта от чужих глаз деревьями, сидел медведь.

Рядом с ним стоял давно высохший пень.

А из того пня торчали острые щепки разного размера и длины.

Невероятное зрелище происходило.

Своей большой и волосатой лапой он брал одну из щепок, тянул на себя, и сразу отпускал.

Щепка начинала дребезжать и издавала звук, похожий на скрипку или виолончель.

Дедушка, который невольно стал слушателем этого представления просто замер от удивления.

Это было очень забавно и музыкально.

А медведь был настолько увлечён своим делом, что даже не заметил рядом стоящего человека.

4. Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки.

Дедушка ещё издалека услышал странные звуки.

Он показался ему красивым и мелодичным.

Поэтому, когда он нашёл медведя, он не стал убивать его.

Потому как очень любил музыку.

Медведю, как и деду, нравилась музыка.

И нравилось ему, как звучат эти щепки в пне.

И дедушка, и медведь наслаждались звучанием.

Они вдвоём были в восторге.

5. Объясни, почему автор дал своему рассказу такое название.

Независимо от того, человек или животное имеет интерес к музыке, его уже можно назвать музыкантом.

Это такое почётное звание, которое можно дать не каждому.

Только лишь тем, кто действительно всей душой и сердцем обожает музыку и не может без неё.

Поэтому автор и не побоялся назвать музыкантом, казалось бы — медведя.

А всё потому, что это умение и желание идёт изнутри.

И оно сильнее всех других потребностей.

6. Перескажи текст, используя следующие вопросы:

Пересказ текста «Музыкант» используя вопросы учебника для 2 класса.

Старенький медвежатник очень любил музыку.

Хоть он и не очень хорошо умел играть на своей скрипке, всё равно старался научиться и не собирался бросать своё увлечение.

Колхозник, его друг, сказал, что в лесу есть медведь.

Мол, нужно идти на охоту.

Дедушке как-то нужно было зарабатывать, поэтому он пошёл ловить медведей.

Долго ходил он по лесу, пока не устал.

И, пока отдыхал на пеньке, услышал необычные звуки.

Ему стало интересно, откуда эта мелодия, и пошёл он искать.

Каково же было его удивление, когда на опушке леса он увидел огромного бурого медведя.

Он сидел возле пня и играл на щепке.

Щепка дребезжала и издавала такой приятный звук.

Охотник так заслушался, что даже забыл, что он в лесу, а играет ему медведь.

Жалко стало ему животное.

Поэтому пощадил он медведя, и не стал убивать.

Решил мужик, что он такой же музыкант, как и он сам.

7. Объясни, кто такой музыкант. Посмотри в энциклопедии. Каких музыкантов ты знаешь?

Музыкант — это тот человек, который играет на каком-либо инструменте.

На уроках музыки мы изучали много музыкантов.

Например, Чайковский, Бах, Моцарт.

Это все музыканты и композиторы классической музыки.

А также я знаю музыкантов современной музыки.

Такие, как Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, Фрэнк Синатра.

Источник

Прием словесного рисования

Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называет­ся словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате­лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пере­сказ авторского текста, а при слишком активном непроизволь­ном воображении «забыть» об авторской картине и начать описы­вать свою собственную.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по­добрать точные слова и выражения для описания, логически вы­строить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает опи­сание в статичной картине сложных отношений героев.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечи­тывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир про­изведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоз­дается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными де­талями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замыс­ла описание, а творческая картина, адекватная авторскому за­мыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оце­ночная.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает автор­ский замысел, что помогает художнику создать настроение, вы­разить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети зна­комятся с понятием «композиция картины», со значением цве­тов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее под­ходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно ус­ложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в кото­рых нарушена расстановка персонажей или других образов произ­ведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заме­нены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстра­ции.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопроса­ми помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисова­ние героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопо­ставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования мож­но лишь после того, как освоены элементарные умения анализи­ровать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропе­девтики уже на самых первых порах изучения литературных про­изведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обста­новку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.

Примеры организации устного словесного рисования на уроках:

Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»

Этап перечитывания текста и его анализа

— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как дей­ствовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются за­ранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; поме­шивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помеши­вал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла доба­вить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к вар­ке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим про­сит соли, крупы и масла; ест кашу.

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сде­лать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в раз­ные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими во­просами.

Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).

— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил ху­дожник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему

Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту ли­тературного произведения. При такой сложной аналитической дея­тельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются соб­ственное видение эпизода с видением художника. Это столкнове­ние является толчком для создания проблемной ситуации на уро­ке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения соб­ственных впечатлений и представлений.

Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих при­емов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произ­ведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием ва­жен и как самостоятельный, и как подготовительный к более слож­ным видам работы.

Назначение иллюстраций:

— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;

— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;

— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;

— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.

Требования к иллюстрации:

1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от пло­хих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современ­ными информационными технологиями и работать с произведе­ниями изобразительного искусства с помощью компьютера и муль­тимедийного проектора.

2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целе­направленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конф­ликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.

3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуа­ции, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при под­боре иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.

4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рас­смотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда долж­на находиться перед учеником.

Алгоритм анализа иллюстрации:

1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настрое­нию, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

— Что удалось передать художнику, а что у него не получи­лось? Почему вы так считаете?

2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.

3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.

4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональ­ная атмосфера эпизода и иллюстрации;

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тек­сте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персо­нажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в созда­нии эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в пе­редаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом по­могают и какую роль играют выбранные им изобразительные при­емы.)

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литера­турного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?

Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способ­ствует развитию читательского воображения и формированию сле­дующих умений:

видеть изобразительно-выразительные средства языка и осо­знавать их роль в тексте;

анализировать композицию эпизода, образы персонажей;

видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;

сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого чита­теля (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;

понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.

Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из много­численных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наибо лее удачной, с точки зрения ребенка, иллю­страции; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформ­ления книги с текстом данного литературного произведения.

Список литературы:

4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *