Что такое словесный оборот
10 речевых оборотов, в употреблении которых ты чаще всего ошибаешься
Чтобы не создать себе дурную репутацию и избавиться от суперспособности заставлять уши окружающих скручиваться в трубочку, тебе нужно совершенствовать навыки речи. Мы хотим помочь тебе в борьбе за чистоту русского языка, поэтому собрали подборку речевых оборотов и отдельных слов, в которых ты чаще всего делаешь ошибки, сам того не замечая.
1. «Извиняюсь»
Даже такое безобидное слово, как «извиняюсь», которое вроде бы должно показывать тебя с лучшей стороны, нельзя назвать правильным на сто процентов. Дело в том, что форма «извиняюсь» образована при помощи возвратного суффикса «-сь». Возвратные суффиксы «-сь» и «-ся» обозначают действия, которые субъект направляет на самого себя. То есть обуваю (кого-то) / обуваюсь (обуваю себя), умываю (кого-то) / умываюсь (умываю себя).
Таким образом, слово «извиняюсь» имеет значение «извиняю себя». Помимо этого, стоит упомянуть, что форму «извиняюсь» некоторые современные словари относят к просторечию. Так что лучше использовать вместо этого слова формы «извините», «приношу свои извинения» или «прошу прощения».
2. «Скрепя сердце»
Запомни: не «скрипя сердцем» (зачем вообще им скрипеть?), не «скрепив сердце» (тоже неправильная форма, хотя и не такая распространенная, как первая), и даже не «скрепя сердцем». Если не знаешь или не помнишь, как говорить правильно, лучше вообще промолчать или заменить выражение синонимичными (например, «против воли», «наперекор своим убеждениям»).
«Скрепя» — это то же самое, что и «укрепляя». Это выражение связано с определенным движением — хватанием за сердце в тот момент, когда ты сильно волнуешься. Поэтому буквально его можно «перевести» как «сделать сердце крепким» или «укрепить сердце».
3. «Более или менее»
Это выражение приносит адскую боль всем филологам и тем, кто в курсе, как его писать/говорить правильно. Никаких «более ли менее» или «боле-менее», и, если ты уверен, что в устной речи твою ошибку никто не заметит, ты неправ. На слух тоже можно определить, знает человек, как правильно пишется то слово, которое он произносит, или нет.
Так что смотри: наилучшим вариантом для тебя будет использовать формальное написание/прочтение этого выражения — «более или менее». Также не возбраняется говорить (и писать) «более-менее», но старайся не вставлять лишних слов и не путаться в звучании букв.
4. «Ноль/нуль»
На самом деле с этим всё предельно просто: тебе необходимо всего лишь запомнить устойчивые выражения, в которых употребляются эти формы. К примеру, ты же не скажешь «сводить к нолю» или «нуль без палочки»? Если ты именно так и делаешь, то дадим тебе подсказку.
«Нуль» пишется в следующих выражениях: «остричь под нуль», «быть равным нулю», «на нуле», «начинать с нуля», «сводить к нулю». «Ноль» употребляется в выражениях: «ноль-ноль» (при обозначении времени), «ноль внимания», «ноль без палочки».
5. «Я кушаю»
Слово «кушать» имеет особенный оттенок, оно связано с манерностью и некой слащавостью. Этим словом пользовались лакеи, говоря: «Кушать подано». Поэтому использование глагола «кушать» по отношению к самому себе придает высказыванию самоуничижительный оттенок.
Если ты обратишься к современным литературным нормам, то с удивлением обнаружишь, что глагол «кушать» могут употреблять только женщины и лишь при обращении к детям. Чтобы ты смог понять, почему всё именно так, вспомни слово «щебетать», которое строго привязано к определенному полу. Согласись, странно будет услышать от друга: «Мы вчера с Никитосом в гараже весь вечер щебетали».
Так что старайся заменить «Я кушаю» на более звучное «Я ем».
6. «Домодедово»/ «Кемерово»/ «Бородино»
Эти названия традиционно склоняются по модели слов среднего рода. Так что не бойся говорить «из Домодедова» или «битва под Бородином». Не склоняются они лишь в том случае, если рядом стоит родовое слово (для сравнения: «из Домодедова», но «из аэропорта Домодедово»).
7. «Довести до белого каления»
Чаще всего ошибки допускают те, кто любит разнообразить свою речь с помощью различных фразеологизмов и прочих эмоционально окрашенных выражений. Пример — фраза «довести до белого каления». Правда, большинство людей искренне не понимает, что такое «белое колено» и как довести до него человека. Разбираемся в выражении.
«Довести до белого каления» (не колена — запомни) означает сильно разозлить человека, вызвать у него гнев. Белое каление — это состояние нагретого металла. Вначале тот становится красным, потом — желтым, а после приобретает белый цвет. Это значит, что температура достигла максимума, и металл раскалился.
8. «Оставляет желать лучшего»
Если ты любишь употреблять выражение «заставляет желать лучшего», неудивительно, что твои собеседники косо смотрят в твою сторону. Такого выражения вообще не существует.
Глагол «заставляет» в этой фразе лишает сочетание заложенного в него смысла. Заставлять кого-то делать что-либо — вообще бесполезное занятие. Так что если используешь этот фразеологизм, то запомни его правильное звучание/написание.
9. «Уделять внимание» / «придавать значение»
Не придавай внимания этой статье. И уж точно не уделяй ей значения. Хотя бы потому, что это неправильные высказывания.
Если хочешь удивить кого-то своим словарным запасом, для начала разберись, как именно стоит употреблять данные выражения. Правильно будет «уделять внимание» или же «придавать значение», но никак не наоборот.
10. «Геенна огненная»
Всем любителям «огненных гиен» посвящается: хватить впутывать в этот фразеологизм животных! Геенна — это ад, преисподняя. И именно это слово употребляется в паре с прилагательным «огненная».
Оборот речи
Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.
Среди наиболее распространённых фигур речи:
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Оборот речи» в других словарях:
оборот речи — сущ., кол во синонимов: 8 • выражение (38) • крылатое выражение (6) • оборот (43) … Словарь синонимов
оборот речи — См. locuzione … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
неправильный оборот речи — сущ., кол во синонимов: 1 • какология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
устойчивый оборот речи — сущ., кол во синонимов: 3 • идиома (10) • фразеологизм (15) • фразеологическая ед … Словарь синонимов
оборот — действ. по гл. оборачивать: возвращаться (Даль) См. путь; изнанка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. оборот кругооборот, цикл, виток, вращение, мах, опрокидывание,… … Словарь синонимов
Оборот — В Викисловаре есть статья «оборот» Оборот многозначный термин: Оборот (единица измерения) единица измерения угла (ос … Википедия
ОБОРОТ — оборота, м. 1. Полный круг вращения, круговой поворот. Оборот колеса. Вал делает 20 оборотов в минуту. || Движение туда и обратно, возврат на исходное место. Ускорить оборот вагонов. 2. Отдельная стадия, законченный процесс в последовательной… … Толковый словарь Ушакова
ОБОРОТ — ОБОРОТ, а, муж. 1. см. обернуть, ся, обратиться, обращаться, оборотить, ся. 2. Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово. 3. Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой н. деятельности, развития чего н … Толковый словарь Ожегова
оборот — а; м. см. тж. оборотный, оборачиваемость 1) а) Полный круг вращения; круговой поворот. Оборо/т колеса. Количество оборотов в минуту. Повернуть ключ на два оборота … Словарь многих выражений
Оборот (единица измерения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Оборот. Оборот (цикл, круг) единица измерения угла, либо фазы колебаний. При измерении угла обычно используется название «оборот», а при измерении фазы «цикл». Один оборот равен… … Википедия
Словесные обороты: как устроено и на чём зарабатывает агентство текстов для бизнеса
«Тексты стали одним из товаров первой необходимости»
IT-инструменты, которые использует Надежда Подколзина
Сегодня сложно представить бизнес без сайта, соцсетей, публикаций в блогах и СМИ. Поэтому у компаний и предпринимателей всегда есть потребность в качественных и интересных текстах. Иногда их могут создавать штатные сотрудники или сам предприниматель, но чаще всего бизнес ищет исполнителей – авторов или специализированные агентства. О том, как заработать на текстах и как выделяться среди конкурентов, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании «Фабрика эксклюзивного текста» Надежда Подколзина.
До открытия своего бизнеса я несколько лет работала журналистом. В 2017 году меня пригласили на позицию шеф-редактора в издание «Советский спорт – Lifestyle». Мне всё нравилось: интересная работа, хорошая зарплата, удобный график. Но потом в издательском доме сменилось руководство. Новая команда решила закрыть журнал, мне сократили зарплату и обязанности.
Стало очевидно: работая в найме, трудно рассчитывать на стабильность. А мне от моей работы всегда хотелось стабильного дохода. Я поняла: единственный человек, который может мне его обеспечить – это я сама.
Параллельно с основной работой у меня были самостоятельные проекты. Например, мне повезло работать с ледовым шоу Татьяны Навки – я вела для них социальные сети. Раньше подобного опыта у меня не было – отвечать за все соцсети довольно крупного проекта.
Для меня это стало «экстремальным погружением». Я постоянно снимала сторис, писала посты, куда-то ездила для интервью. Было сложно, но я прошла очень крутую школу: узнала все основные моменты про ведение соцсетей – как и что писать в постах, в каком формате, как это работает. Этот опыт мне очень пригодился в дальнейшем.
Агентство «Фабрика эксклюзивного текста» я открыла вместе со своей бывшей коллегой Екатериной Макаровой в 2018 году. В запуск бизнеса мы вложили около 100 тысяч рублей. Создание сайта обошлось примерно в 40 тысяч, ещё почти столько же потратили на запуск рекламных кампаний и продвижение в Google. Плюс такого бизнеса в том, что он не требует особых вложений. Не нужны ни сотрудники в штате, ни офис.
У нас были знания, умения, неплохое портфолио из уже реализованных проектов и хорошая, как тогда казалось, клиентская база. Нам не надо было делать бесплатные проекты, чтобы наработать себе имя. Но, как говорят в таких случаях, «что-то пошло не так».
Оказалось, контакты из нашей журналистской базы не могут обеспечить бизнес достаточным количеством постоянных клиентов. Конечно, по этим контактам приходили заказчики. Но в основном с небольшими и нерегулярными заказами, вплоть до написания пресс-релизов. Тогда мы брались за всё – в надежде на дальнейшее сотрудничество.
Были и большие заказы, но они случались нечасто. Как только заканчивалась работа над очередным заказом – нужно было искать новый. Так нашей основной задачей стал поиск клиентов. Различные биржи фрилансеров мы отмели сразу. Через них в основном ищут не слишком опытных исполнителей на самые минимальные ставки.
Мы вложились в рекламу в поисковиках «Яндекс» и Google. Она приносила клиентов, но проблема в том, что поток заказов по такой рекламе нельзя спрогнозировать. Просмотров сайта после рекламы в поисковиках было много, люди писали нам, интересовались услугами. Но действительно интересных проектов появлялось очень мало.
Потом я поняла, что необходимо действовать по-другому. Нужно самой находить тех, кто может быть заинтересован в нас, и предлагать свои услуги. Самый простой путь поиска – через соцсети. Я находила аккаунты компаний и предпринимателей, мониторила посты в тематических сообществах. Отмечала, где у них слабые места в плане SMM или текстов, и что я могу там исправить. После такого мониторинга я писала им свои предложения. Этот способ оказался эффективным и приносил довольно много заказов.
Преимущество такого метода ещё и в том, что я общаюсь не с рекламным отделом или пиар-службой клиента, а непосредственно с топ-менеджером или владельцем. Во время прямого диалога заинтересовать человека гораздо проще, чем при общении через посредников.
Конечно, так действовала не я одна. Владельцы и менеджеры компаний получают в своих соцсетях множество предложений о сотрудничестве. И ты должен написать свой комментарий так, чтобы человек обратил внимание именно на него.
Если все клиенты закончились и у вас нет никаких предложений, существует ещё один способ – выйти на улицу. Например, рядом новостройка, в которой открывается кофейня или магазин. Я прихожу, покупаю чашку кофе и спрашиваю: «Можно я отмечу вас в соцсетях?». И мне нередко отвечали: «А у нас их нет». Значит, надо им предложить создание и ведение соцсетей! Это почти всегда срабатывает. Такие выходы «в люди» – это ещё и прекрасный тренинг навыков продаж. За считанные секунды нужно придумать предложение, которое будет интересно клиенту.
Спустя несколько месяцев после запуска нас стали рекомендовать. Сарафанное радио – самый лучший способ продвижения. Когда твоя работа нравится клиентам и находит отклик у их подписчиков, к тебе приходят снова и советуют тебя другим. Иногда можно просто сидеть на одних рекомендациях в течение нескольких недель.
Спустя год-полтора после старта на нас начали выходить большие рекламные агентства. Мы стали работать для них как субподрядчики. Например, они получают большой заказ и часть работы делегируют нам. В основном это написание текстов для бизнес-СМИ.
На постоянной основе мы работаем и с некоторыми блогерами. Пишем им тексты для постов, сюжеты для сториз и роликов. Также нас приглашают компании и частные лица для ведения соцсетей или для освещения важных моментов из жизни владельца аккаунта.
Хорошим подспорьем в поиске клиентов стал Small Agencies Hub – сообщество маленьких независимых агентств, мы вступили в него в 2020 году. Мы поддерживаем друг друга, обмениваемся контактами, подкидываем друг другу заказы. Например, к нам обратился клиент, но у нас нет сейчас ресурсов – мы отдаём его коллегам. Точно так же мы получаем клиентов от других агентств.
Большинство заказов – это посты для соцсетей, тексты для СМИ и блогов. Также часто пишем истории компании и легенды бренда. Иногда заказчикам нужно запустить проект «под ключ»: написать тексты для сайта и соцсетей, сделать публикации в СМИ.
В последнее время я пытаюсь делать уклон в сторону сторителлинга. Хочу, чтобы это была наша специализация, основная фишка. Посты в соцсетях, сайты, пресс-релизы – всё это должно подаваться через какую-то интересную историю. Сторителлинг и продаёт лучше, и вызывает интерес, и обеспечивает лояльность читателей.
Несколько раз мы выполняли заказы на написание книги от имени других людей. Дело довольно выгодное, но очень сложное и энергозатратное – особенно если книга на «личные» темы. Мы берёмся в основном за книги на деловую тематику. Например, человек рассказывает о своём опыте ведения бизнеса.
В ноябре-декабре появляется много заказов на сценарий новогоднего корпоратива, речь начальника, «новогодние» статьи в СМИ и соцсетях. Уже сейчас мы готовим несколько итоговых статей про достижения компаний в 2021 году и планы на следующий год.
Ещё мы пишем новогодние письма для взрослых и детей. Люди заказывают письма от своего имени или от имени Деда Мороза. Их доставляют в красивых конвертах. Мне такие заказы очень нравятся. Тексты могут не только приносить деньги, но и дарить радость.
Одна из главных сложностей – правки клиентов. Бывает, им что-то не нравится в тексте, и они просят исправить какие-то моменты. Авторы и редакторы знают, что этот процесс может сильно затянуться. Но чаще всего эту проблему можно решить. Главное – слышать заказчика и понимать, что он хочет.
Плохо другое: когда у заказчика резко меняется картина по ходу дела. Мы всё сделали так, как он хотел, но у него вдруг появились новые мысли. Конечно, мы в договоре предусмотрели этот момент. Там указано, сколько раз клиент может редактировать текст. Иногда приходится возвращаться к техзаданию, чтобы доказать: мы сделали так, как было запланировано. К счастью, такое происходит редко.
Но даже если мы во всём правы, а результата нет, нам от этого не легче. Выходит, что мы не справились с заданием и, скорее всего, потеряем клиента. С другой стороны, получить результат хотят все. Даже такие клиенты, у которых мнение меняется, как майская погода. Поэтому большинство из них идёт на контакт и готово выслушать наши аргументы.
Среди наших клиентов есть крупные компании со своим маркетинговым отделом. Там много креативных людей, у каждого из которых может быть своё мнение по поводу текста. И мне нужно всё это связать воедино, привести к какому-то общему знаменателю. Задача непростая, но интересная. Раньше я очень переживала по поводу разногласий с командой заказчика. Сейчас стало проще – появился опыт.
Работа с некоторыми заказчиками доставляет нам особое удовольствие. Среди них – компания «Ешь деревенское», которая занимается доставкой фермерской продукции. Мне очень нравится, как у них в команде всё устроено, как они развиваются. Мы всегда получаем от них интересные творческие задачи. Они постоянно что-то придумывают – истории для соцсетей, рассылок, ролики для YouTube-канала. У них всегда много чего происходит, в этом приятно и интересно участвовать.
На постоянной основе с нами работает 10-11 авторов. У каждого – свой круг тем, на которых он специализируется. Есть авторы, с которыми мы сотрудничаем не так часто. В основном это эксперты в той или иной области – например, в медицине или финансах. Мы подключаем их к работе, когда появляются заказы на тексты по их тематике.
В поиске авторов помогли мои связи в журналистском сообществе. Плюс я постоянно мониторю ситуацию «по рынку». Когда вижу автора, который классно пишет на профильные для нас темы, связываюсь с ним и предлагаю поработать на нас. Стараюсь собирать не просто людей, которые хорошо пишут. Я ищу неравнодушных авторов, которые переживают за проект, могут предлагать свои идеи.
В первые месяцы работы агентства я лично контролировала и правила каждый текст. Было сложно переключиться и делегировать процессы. Я перестала всё успевать, и бизнес уже не мог расти. По сути, я была обычным фрилансером, который взял кучу заказов. На самом деле хорошим авторам не нужен особый контроль. Главное – грамотно поставить человеку задачу, и он всё прекрасно сделает сам.
Безусловно, в работе с фрилансерами есть свои нюансы. Мы работаем с творческими личностями, а они бывают своеобразными. Если мы с автором не сходимся во взглядах на написание статьи, я беседую с ним и объясняю свою позицию. Мне нетрудно поговорить с автором, я только против агрессии. Если он «встаёт в позу», не готов к диалогу или в беседе со мной оскорбляет заказчика, то мы с таким человеком расстаёмся.
Через полтора-два года после запуска мы постепенно пришли к стабильности в заказах, о которой мечтали с самого начала. Теперь заказы и клиенты есть постоянно. Сейчас примерно 15-20 заявок в месяц мы получаем «самотёком»: через сайт, из социальных сетей, по рекомендациям. Также продолжаем искать интересные для нас проекты сами.
Стараемся не брать больше трёх-четырёх проектов в месяц, плюс заказы на отдельные тексты. Их может быть не больше десяти. Если в работе большой проект – мы не берём мелкие заказы. Это позволяет не распыляться и работать качественно.
В 2020 году у нас появилось много новых клиентов. Количество заказов выросло. Мне даже неловко об этом говорить, но у нашей «Фабрики» во время пандемии дела пошли в гору. Тексты по сути стали одним из товаров первой необходимости. А в плане общения с клиентами это был самый «тёплый» год. Мы старались их поддерживать в это нелёгкое время, делали скидки, писали что-то в подарок. Такие добрые отношения со многими остались у нас и сейчас.
За последние полтора года доход нашего агентства увеличился примерно на 80%. У компании появилось имя, к нам стали обращаться с крупными проектами и серьёзными задачами. В 2019 году мы брали количеством, писали какие-то несусветные объёмы текстов в месяц. А сейчас проектов может быть всего несколько, но – «под ключ».
Цены обсуждаем с каждым клиентом индивидуально. Например, стоимость сценария рекламного видеоролика зависит от того, сколько человек в кадре, сколько реплик нужно придумать, сколько локаций подобрать. До заключения договора мы расписываем всё, что включено в стоимость работы. Разовый заказ может стоить от 5000 рублей. Цена крупных заказов доходит до 200-300 тысяч рублей.
Текст одного и того же объёма может оцениваться по-разному. Например, написать для бизнес-издания статью о компании или о бизнесе – не самое сложное дело. Но если, к примеру, нужно ловко спрятать «продающий» текст в нерекламную статью – это совсем другая сумма. Ещё один пример дорогой работы – статья, которая должна изменить мнение о каком-то неоднозначном человеке, «затереть» какие-то моменты, выставить его в более позитивном свете.
Мы не собираемся глобально масштабироваться. Мне нравится, что у нас есть возможность выбирать клиентов и посвящать нужное количество времени каждому из них. Меня больше интересует развитие самого продукта. Есть планы по выводу на рынок новых эффективных форматов. Прежде всего, это новые варианты подачи текстов, в том числе продающих. По этой теме я изучаю много информации и много учусь.
Один из планов – развить социальное направление. Мы бы хотели привлекать авторов с ограниченными возможностями. Мне хочется, чтобы они работали и зарабатывали. А они часто не так в себе уверены, чтобы атаковать предложениями владельцев бизнесов.
Потребность в текстах сейчас высокая, спрос на рынке есть. Своего клиента может найти практически каждый автор – и начинающий, и маститый. Главное для тех, кто хочет на этом зарабатывать – сделать поток клиентов постоянным и стабильным.
8 выразительных средств языка, которые разнообразят твою речь
Как ты, наверное, уже догадался, разнообразить твою речь помогут средства художественной выразительности. О них мы и расскажем в этой статье, а еще вместе с тобой разберемся, когда их можно и нужно использовать, а в каких случаях этого делать не стоит.
1. Сравнения
Сравнение — образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
Цель, для которой люди используют сравнение, — как можно полнее раскрыть образ конкретного предмета через его общие признаки с каким-либо другим. «Пыль стоит столбом» по-другому — пыль стоит КАК столб. Как видишь, в сравнении не всегда присутствуют вспомогательные слова (как, будто, словно, точно и др.), но всегда упоминаются как минимум два предмета, которые сравниваются друг с другом.
Иногда достаточно всего лишь одного емкого сравнения, чтобы дать четкую, подрбную характеристику предмету или явлению.
2. Метафоры
Метафора — одно из самых распространенных средств художественной выразительности, которое используется в повседневном общении. Некоторые метафоричные выражения настолько прочно вошли в наш лексикон, что мы уже не выделяем их в разговоре и воспринимаем как нечто привычное.
Метафора — это оборот речи, который строится на употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сравнения. К примеру, текущую воду мы часто называем бегущей, — понятное дело, просто сравнивая ее движение с бегом. Или вот еще очень наглядный пример: часы стоят (или идут). Это выражение так часто употребляется нами в быту, что мы и не задумываемся, что на самом деле это — сравнение.
Метафора помогает сделать речь живой и яркой. Но ей категорически нельзя злоупотреблять, иначе эффект будет просто разгромным. Большое количество метафор, особенно если в твоей речи они сталкиваются с прямым значением слов, явно не сделает твою речь интересной, а только перегрузит ее. К тому же напыщенный, пафосный стиль повествования будет отвлекать человека от основного смысла, который ему хотели донести первоначально. Что сказать: всему нужно знать меру.
3. Эпитеты
Эпитет — это образное определение, которое подчеркивает какое-либо характерное качество или свойство предмета или явления. Часто это прилагательные или наречия, и очень редко — существительные.
Примеры эпитетов: «золотая осень» — прилагательное в этом случае выражает не материал, из которого сделан предмет, а его характерное качество — золотой = желтый. Грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь — все это эпитеты, позволяющие человеку лучше понять атмосферу и настроение, представить у себя в голове определенную картинку.
4. Аллегория
Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
5. Синекдоха
Не пугайся незнакомого названия — синекдоха усиливает выразительность языка и придает речи обобщающий смысл за счет переноса названия от общего к частному. Отличительная особенность синекдохи в том, что она может заменять множественное число на единственное. Например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» — строки М. Ю. Лермонтова: здесь единственное число — «француз» — подразумевает множественное.
Синекдоха чаще всего используется в публицистике, но ей есть место и в устной речи — только вот не во всех случаях она бывает уместна. Например, в деловом общении лучше воздержаться от употребления таких приемов. А на письме категорически нельзя использовать синекдоху в научном стиле.
6. Олицетворение
Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».
Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.
Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.
7. Гипербола
Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.
Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.
8. Перифраза
Перифраза — упоминание объекта не путем его называния, а через описание. Чтобы сразу стало понятно: врачи — это «люди в белых халатах». Или вот еще пример: «Люблю тебя, Петра творенье!» равнозначно фразе «Люблю тебя, Санкт-Петербург!» Мы не называем город, но даем некий намек, описываем его, и само прямое упоминание становится не нужным.
Перифразы используются нами в речи повсеместно: «братья наши меньшие», «черное золото», «белая смерть» и т. д.