Что такое сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложное предложение с придаточным изъяснительным
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения. Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое, например:
Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь (Михаил Бубеннов)
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Марийка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.). Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
Левин не замечал (чего?), как проходило время (Лев Толстой).
Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь (чему?), как у него всё понятно, просто и по-осеннему прозрачно (М. Горький).
Тотчас стало слышно (что?), как ветер шумит в кроне деревьев (К. Паустовский).
Я стою на склоне горы и сверху любуюсь (чем?), как кружат в синей воде морского залива множество парусников.
Минутами я совсем забывал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Коту нечего было и думать о том (о чём?), чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца (К. Паустовский).
Мне достаточно было того, что я любил её (Лев Толстой).
Схематично представим это в виде записи:
…глагол + то, что (чтобы и пр.)
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Что такое придаточное предложение
Придаточное предложение — это зависимая синтаксически и по смыслу часть сложноподчиненного предложения, соединяющаяся с главной частью с помощью союзов либо союзных слов (а также интонации). Его функция − это уточнение либо расширение содержания главного предложения.
Виды придаточных предложений:
Определение придаточных изъяснительных, как найти в предложении
Придаточные изъяснительные (дополнительные) — это зависимые предложения, отвечающие на падежные вопросы и дополняющие главное предложение в смысловом и грамматическом отношении.
Придаточные изъяснительные могут пояснять разные части речи в составе главного предложения, передающие мысли, чувства, восприятие, речь человека, в том числе:
Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью часто формируются при переходе из прямой речи в косвенную.
Придаточные изъяснительные также можно определить с помощью союзов и союзных слов, которыми они прикрепляются к главному предложению:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, в которых употребляется союз что, следует различать: в придаточных определительных его всегда можно заменить на какой, который, а для придаточных изъяснительных это невозможно.
Союзы и союзные слова всегда стоят в начале придаточного изъяснительного, по ним определяется граница главного и придаточного предложений. Однако союз–частица «ли» находится в середине придаточного изъяснительного.
Также присутствие придаточного изъяснительного можно выявить с помощью указательных местоимений, присутствующих в главном предложении: тот, та, то, те. Однако они есть не всегда.
Знаки препинания
В рамках сложноподчиненного предложения придаточные изъяснительные обособляются запятыми. Обычно запятая ставится перед союзом или союзным словом, расположенным в начале придаточного изъяснительного. Однако союз–частица «ли» находится в середине такого предложения, запятая же ставится перед его началом.
Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными состоят из главной и придаточной частей.
Они имеют четкую схему. Придаточные изъяснительные чаще всего находятся после слова, которое они уточняют. Лишь в некоторых случаях они могут располагаться перед поясняемым словом главного предложения. Таким образом, придаточные изъяснительные преимущественно расположены в середине, либо в заключительной части сложноподчиненного предложения. Однако в исключительных случаях они могут находиться и в его начале.
Примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Примеры придаточных изъяснительных по падежным вопросам:
Примеры придаточных изъяснительных, поясняющих разные части речи в составе главного предложения:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.
Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,
Например: Ты говоришь ( что? ), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю ( что? ), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная ( чего? ), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно ( что? ), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.
Сравните: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить.
В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:
глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;
прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;
наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;
существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.
Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.
Изъяснительная придаточная часть выполняет в сложноподчиненном предложении ту же роль, что и многие дополнения в простом предложении.
Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.
Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте.
Например: Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.).
Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям.
Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который.
Сравните: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что ( которая ) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.
Близко по значению к союзу что союз как, употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность.
Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).
Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы, в отличие от союзов что, как, вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте.
Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его «Доброго дня») «заслоняется несколько описанием природы. » (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).
Содержание придаточных с союзом чтобы (чтоб) представляется не как нечто реальное, а как желательное или нежелательное.
Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия.
Например: Неизвестно ( что? ), был ли он дома. Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.); Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.).
Союз пока вносит временной оттенок значения.
Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия – и обычно находятся за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.
В последних двух предложениях порядок расположения главной и придаточной части сложноподчинённого предложения нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.
Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.
Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.
Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).
В конце предложения с косвенным вопросом не ставится вопросительный знак.
Например: 1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук
Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных
Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.
Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).
Придаточные изъяснительные предложения. Примеры
Придаточное изъяснительное предложение — это зависимое предложение, которые поясняет сказуемое в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Узнаем, что такое придаточное изъяснительное предложение, если выясним, что в некоторых сложноподчиненных предложениях требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения.
Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое в главном предложении, например:
Хозяйка, хлопочущая у печи, не слышала, как позади чуть скрипнула дверь.
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Хозяйка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.).
Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
За работой мы не замечали (чего?), как быстро прошло время.
Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь (чему?), как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.
Даже сквозь стены слышно (что?), как гудит ветер в проводах.
Мы стоим на вершине горы и оттуда любуемся (чем?), как в лазурном заливе плывут белые парусники.
Временами я совсем забывал (о чём?), к кому и зачем я еду.
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Всё-таки мне следует подумать о том (о чём?), чтобы не заблудиться в этом малознакомом лесу.
Мне достаточно было того, что я узнал эту новость от вас.
Схематично представим это в виде записи:
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Видеоурок
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Урок 21. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
· Сегодня мы продолжим изучение видов придаточных предложений.
· Поговорим о придаточных изъяснительных.
· И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.
Мы помним, что сложноподчиненные предложения классифицируются в зависимости от вида придаточного. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:
И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.
На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Все это – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Давайте поставим вопросы от главной части к придаточной.
Ты сказал (что?), что напишешь мне завтра.
Я спросил (о чем?), как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался (чем?), есть ли у нас время.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Именно поэтому некоторые филологи называют их придаточными дополнительными.
Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Увидел – что? Вопрос В. п.
Мама боится, что сын простудится. Боится – чего? Вопрос Р. п.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка. Попросил – о чем? Вопрос Пр. п.
Но почему же – изъяснительное? Что в главном предложении может нуждаться в пояснении?
Например, глаголы со значением речи.
Это такие глаголы, как говорить, сказать, сообщать, спрашивать, отвечать, интересоваться, объяснять и т. д.
Я спросил, где здесь аптека.
Мне рассказали, как добраться до аптеки.
Пояснить можно и глагол со значением мысли. Например, думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т. д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как ее решить.
Поясняться также могут глаголы со значением восприятия.
То есть, такие глаголы, как слышать, видеть, ощущать и т. д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.
Глаголы со значением чувств мы тоже можем пояснить.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т. д.
Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.
В пояснении могут нуждаться не только глаголы, но и существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Это такие слова, как рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т. д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Итак, придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Говорят, что здесь хорошо ловится рыба. Придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением речи.
Жаль, что не пришлось поговорить подольше. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния со значением чувств.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния.
Главные части всех наших предложений – односоставные. Поэтому такие предложения легко можно спутать с простыми предложениями, осложненными вводными словами. Подсказкой для нас послужит то, что в сложноподчиненных предложениях есть союзы или союзные слова, соединяющие главную и придаточную части.
В качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными могут выступать:
· союзы что, как, будто, как будто, чтобы, ли;
· союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.
Средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными очень разнообразны. Это может вызвать у нас определенные трудности.
С первой проблемой мы уже сталкивались: средства связи коварны. Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными. В особенности это касается слов что, как, который, где, куда, когда и почему.
Поэтому ни в коем случае нельзя определять вид придаточного только по средствам связи. В первую очередь мы обращаем внимание на вопросы. И уже потом делаем вывод – какой перед нами вид придаточного предложения.
Мы хотим поехать туда (куда?), куда не ступала нога человека. Вопрос обстоятельственный, значит, придаточное обстоятельственное.
Вот и место (какое?), куда мы отправимся завтра. Это придаточное определительное.
Я спросил (о чём?), куда мы отправимся завтра. Я спросил – о чем? Это придаточное изъяснительное.
Мы поставили палатку там (где?), где есть ручей. Придаточное обстоятельственное.
Палатка стояла на поляне (какой?), где протекал ручей. Придаточное определительное.
Мы не представляли (чего?), где тут можно поставить палатку. Придаточное изъяснительное.
Подсказкой может служить слово, к которому относится придаточное.
На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу. Придаточное относится к существительному, значит, это придаточное определительное.
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу. Придаточное относится к глаголу со значением мысли. Перед нами придаточное изъяснительное.
Цветы, что распускаются весной, особенно красивы. Придаточная часть относится к существительному. Значит, это придаточное определительное.
Мы рады, что вам понравились эти цветы. Придаточное относится к краткому прилагательному со значением чувства. Значит, перед нами придаточное изъяснительное.
Второй трудностью может стать различение союзов и союзных слов.
В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.
Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.
Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.
На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.
К союзным словам можно подставить же и именно. А к союзам нельзя.
Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.
Ребята поинтересовались, как этому можно научиться. Как нельзя удалить из предложения. Зато можно подставить логическое ударение или же. Перед нами союзное слово.
Мастер ответил, что нужно тренироваться долго и упорно. Можно удалить что из предложения. Нельзя подставить же или именно. Это союз.
Учитель спросил, что нам понравилось на выставке больше всего. На слово что падает логическое ударение. Можно подставить же или именно. Слово нельзя удалить из предложения. Это союзное слово.
Некоторые трудности также иногда возникают с союзом-частицей ли. Дело в том, что этот союз находится не в начале придаточной части. А потому его просто не видят.
Мы хотели узнать, здоровы ли вы.
Это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Части предложения связаны союзом ли.
Не хотите ли вы заняться музыкой – вот что интересно. Это тоже сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В качестве средства связи выступает союз ли.
Заметьте, что во втором предложении между частями ставится тире. Так иногда бывает, когда придаточная часть стоит перед главной.
Придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении обычно стоит после главного предложения, но может стоять и перед главным.
Я не знаю, почему я увлекся рисованием.
Почему я увлекся рисованием – я не знаю.
В первом предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в придаточной части. Во втором предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в главной части.
Что же нам требуется запомнить?